45  Kurtz. S. 553, § 320, 2. Мухаммед относил к своему лицу предсказание Моисея опророке подобном ему (Bmop.XVШ,15) и обетование Спасителя об утешителе (παρ κλητος, Uoah. XV, 26; XVI, 7 ). По конъектуре Баля (Wahl), это имя, «параклет», перешедшее в арабский текст, Мухаммед мог, при (отсутствии гласных (прклътс), читать как περ κλυτος=славный=по-арабски Ахмед, тоже имя, что и Мухаммед (Сура 61). Позднейшие мусульманские богословы видели указание на тройственное откровение и следовательно пророчество об исламе в Мате XX, ср. Лук. ХХ, 10 – 12 (тройственное призвание работников в виноградник) и Второз. XXXIII, 2: Господь пришел от Синая [закон Моисея], явился от Сеира [около Иерусалима. Евангелие], воссиял от горы Фарава [в Аравии, ислам]. 48 Есть места, где «знающие писание» противополагаются «неверным», логически координируются с ними. 5, 62; 9, 29. 30. В других местах к «знающим писание» эпитет «неверный» не прилагается ясно (2, 59; 3, 183); но очень часто говорится и о «неверных из имеющих писание» (9, 30. 32; 98, 5; 2, 83. 84. 85. 99). «Знающие писание» иногда просто противополагаются «многобожникам» (2, 99. 90; 5, 85; 98, 5, 1; 3, 183), иногда вместе с ними подводятся под разряд «неверных» (98, 5. 1), а иногда сами рассматриваются как «многобожники» (9, 32. 33; 6, 23; 2, 129). Большая часть указанных стихов у нас приводится или выше или ниже. 49 У проф. Петрова, 206, слова: «сражайтесь с неверными, пока всякое противодействие исчезнет, пока вера Господня станет единственной религией на земле» приводятся как последняя заповедь Мухаммеда, с опущением последних слов стихов 2, 189 и 8, 40. Есть ли в коране третье место, где эти слова читаются без этого ограничения, не знаем. Р. 3. «Коран требует – непрерывно вести войну (с неверными)... до тех пор, пока не покорятся противники, пока не станут платить дани и не примут магометанской релпгии. «Верующие, не сближайтесь с христианами и евреями, не живите с ними в одних домах; когда вы встретите неверных, рубите их и делайте им возможно более зла» и т. д. – Читая слова Мухаммеда в такой связи, можно подумать, уж не обязывает ли коран турок убивать всякого попадающегося христианина, из их же сограждан, когда только им вздумается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Сульпиций Сервий, консул 51 г. до н. э., превосходный юрист и оратор; писал также стихи. V, 3, § 5. Сура, см. Акций Сура, Лициний Сура. Сцевола, Квинт, консул 93 г. до н. э., отличный юрист и прекрасный оратор. V, 3, § 5. Тацит Корнелий, 55–119 гг., знаменитый римский историк, современник и друг Плиния Младшего. Произведения его – диалог «Об ораторах», «Агрикола» (биография его тестя); «Германия», «Истории» и «Анналы» (последние два произведения сохранились лишь частично) I, 6; 20; II, 1, § 6; II, §§ 2, 17, 19: IV, 13: 15. § 1; VI, 9, 16; 20; VII, 20; 33; VIII, 7; IX, 10; 14; 23, § 2 и сл. Теренций (185–159 гг. до н. э.), знаменитый римский поэт, автор комедий. I, 16, § 6; VI, 21, § 4. Теренций Максим, по-видимому, прокуратор Домициана в Вифинии. X, 58. Теренций Скавр, знаменитый грамматик адрианова времени. V, 12. Теренций Юниор, служил в кавалерии; прокуратор Нарбонской провинции. Удалившись от дел, жил в своем поместье. Очень образованный человек. VII, 25, § 2 и сл.; VIII, 15; IX, 12. Тертулл, см. Корнут Тертулл. Тиберий, император. V, 3, § 5. Тимон, муж Арриониллы, которую защищал на суде Плиний. I, 5, § 5. Тирон, отпущенник Цицерона и его секретарь. VII, 4, §§ 3, 6. Тирон, см. Калестрий Тирон, Юлий Тирон. Титиан, см. Корнелий. Титий Аристон, крупный юрист, заседал вместе с Нератием Приском в совете Траяна; друг Плиния. I, 22; V, 3; VIII, 14. Титий Гомулл, защищал Юлия Басса и Варена Руфа, обвиняемых вифинцами. IV, 9, § 15; V, 20, § 6; VI, 19, § 3. Титиний Капитон, военный трибун, секретарь Домициана, Нервы и Траяна; поставил на форуме статую Силана. Описал смерть знаменитых людей; писал стихи биографического содержания; уговаривал Плиния взяться за писание истории. I, 17; V, 8; VIII, 12. Тит, император. IV, 9, § 2; X, 65, § 3. Тразея Пет, родом из Патавия, консул 56 г., последователь стоической философии. Возмущаясь тиранией Нерона, он перестал посещать заседания сената и празднества, устраиваемые в честь императора. Враги Тразеи добились его осуждения в сенате; ему разрешено было выбрать род смерти, и он открыл себе жилы. III, 16, § 10; VI, 29, §§ 1, 7; VII, 19, § 3; VIII, 22, § 3.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Закрыть День памяти Иоанна Кронштадтского Авто-паломничество Кронштадт-Сура-Кронштадт: К 100-летию преставления Иоанна Кронштадтского Все статьи темы 15.01.2024 399 02.01.2024 133 09.11.2023 495 16.06.2023 619 16.06.2023 403 14.06.2023 253 02.01.2023 1699 23.12.2008 382 Из Кронштадта стартовал " необычный крестный ход " Участники Иоанновского авто-паломничества помолились в мемориальном музее-квартире Иоанна Кронштадтского 20.12.2008 303 01.12.2008 342 В честь 100-летия Иоанна Кронштадтского Митрополит Санкт-Петербургский Владимир благословил проведение мемориального автопохода-паломничества Кронштадт-Сура-Кронштадт 25.11.2008 265 14.05.2008 201 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/tema/d/den_pamyati_io...

    Сива — местность в Царьграде. Зам. 7 июля.     Сиваполь — иначе Нисивия, Антиохия мигдонийская. Зам. 25 июня.     Сигма — местность в Царьграде. Мес. 9 янв., 12 июля, 29 окт.     Сигрианская область и обитель около Кизика. Зам. 12 мар.     Сила св. таин Христовых. Зам. 25 авг. о Мине.     Символы — монастырь на Вифинской границе. Зам. 5 апр.     Симопетра — монастырь на Афоне. Мес. 29 дек.     Сингодун в Венгрии, 4 мая об Еразме.     Синнада, митроподия здравой Фригии, ныне развалины близ Ескикары — Гиссаф по Любкеру, мая 13 и 23, июля 28.     Сирмий город. Зам. 26 мар. Ныне Митрович на славянской военной границе по Мюллеру, 23 февр.     Сирское времячисление. Зам. 2 апр.     Скаллы — местность в Царьграде. Мес. и Зам. 25 июля.     Скит в Египте. Зам. 9 нояб.     Скифры город в Кипре, 24 окт.     Скопел (Скопул) гора близ Антиохии и Егоса в Киликии, 5 февр. о пр. Феодосии.     Скопел остров на егейском море, ныне Дрома, 25 февр. о Ригине скопельском.     Собор против Севира. Мес. и Зам. 16 июля.     Согдея (Судак). Зам. 15 дек.     Сореос — Сореи, епископ. город на правой стороне никомид. залива, 12 сент. об Автономе.     Сосфений — местность в Царьграде. Мес. 8 июня.     Спудеев монастырь в Царьграде. Зам. 13 янв.; 7 июня.     Ставрион — местность в Царьграде. Зам. мая 7. Стен — местность в Царьграде. Зам. 25 февр.     Стирий гора в Елладе, где подвизался пр. Лука.     Стировы — местность в Царьграде. Мес. 26 июля.     Стровиль — крепость в Карии. Зам. 8 мар. Мес. 18 авг.     Студийский монастырь в Царьграде. Мес. 20 июня, 20 июля. Зам. 5 апр. и 5 сент.     Сура город на западной стороне Евфрата, 7 окт. о Сергии и Вакхе.     Сфоракиевы — местность в Царьграде. Зам. 17 февр. Мес. 22 мая, 5 нояб.     Схоларии в Царьграде — гвардейцы. Зам. авг. 3.     Тавенна — одно из мест жительства иноков в Египте на берегу Нила. Зам. 15 мая.     Таифалы — скифской народ Зам. 30 июля.     Тенестия город в Египте. Зам. 11 дек.     Теплой воды в Пифиях в Вифинии. Зам. 10 сент. 29 нояб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гай Плиний Младший Указатель собственных имен Абаскант, см. Сатрий. Авгурин, см. Серий Авгурин. Август, император. V, 3, § 5; VIII, 8, § 6; X, 65; § 3; 79, 80; 84. Авидий Квиет, друг Тразеи Пета, проконсул Ахайи при Домициане; в 97 г. голосовал в сенате. VI, 29, § 1; IX, 13, § 15. Авидий Нигрин, брат предыдущего, консуляр. X, 65, § 3; 66, § 2. Ему, вероятно, адресованы и письма, обозначенные просто «Нигрину». Авит. II, 6; см. Юлий Авит, Юний Авит, Октавий Авит. Аврелия, знатная женщина, которую Регул заставил внести его в завещание. II, 20, § 10 и сл. Азиний Басс, старший из детей претория Азиния Руфа; Плиний просил Миниция Фундана (консул 107 г.) взять к себе Басса в квесторы. IV, 15, §§ 6–13. Азиний Галл, сын Азиния Поллиона, консул 8 г. до н. э.; был осужден Тиберием на смерть и умер в заключении в 33 г. Занимался литературой; написал сравнительный разбор произведений Цицерона и своего отца, в котором отдавал предпочтение последнему. VII, 4, §§ 3, 6. Азиний Поллион (75 г. до н. э.– 5 г. н. э.), видный государственный деятель эпохи Цезаря и Августа; основатель первой публичной библиотеки в Риме. Он же ввел обычай публичных чтений. Писал трагедии, речи и составил сочинение о междоусобной войне. I, 20, § 4; V, 3, § 5; VI, 29, § 5. Азиний Руф, преторий, друг Плиния и Тацита. Старший из его сыновей, Азиний Басс, был квестором в 107 г. IV, 15; VI, 15. Акций, римский поэт, автор трагедий (170–94 гг. до н. э.). V, 3, § 6. Акций Аквила, центурион шестой кавалерийской когорты в Вифинии. X, 106 и 107. Акций Сура – Плиний просит у Траяна для него претуру. X, 12. Аллифан, см. Понтий Аллифан. Альбин, ближе не известен. VI, 10. Альбин, см. Лукцей Альбин. Аммий Флакк, преторий, в 97 г. голосовал в сенате. IX, 13, § 13. Аниций Максим, проконсул Вифинии при Траяне; год не известен, но раньше 111 г. X, 112, § 2. Анниан II, 16; см. Анний Север. Анний Басс, коллега Цецины Пета по консулату в 70 г.; погиб в гражданскую войну в 69 г. Друг Клавдия Поллиона, написавшего его биографию. VII, 31, § 5.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

11 Священное знание . 12 Покров; цвет; вид . 13 Царь; повелитель , от радж – сверкать. 14 История Древнего Востока/Под ред. В. И. Кузищина . – М., 1979. С. 349–352. История древнего мира/Под ред. И. М. Дьяконова . – М., 1982. С. 336–340 15 Услышанное , от шру – учить на слух. 16 Завершение Вед . 17 Воспоминание; традиция , от смарта – основанный на памяти. 18 Православие и религии Востока. – М., 2005. С. 328 ( Трубецкой С. Н. «Православие и религии Индии»). 19 Небесный; божественный, божество , от див – небо; день; сияние. 20 Живой; божественный, божество ‚от асу – дыхание; жизнь. 21 От сура – божество. 22 Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. – М., 1991. Т. 1. С. 118 23 Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. – М., 1991. Т. 1. С. 359 24 Рудра – от руд – кричать; жаловаться; рыдать. 25 Цит. по: Иллюстрированная история религий в двух томах. – М., 1992. Т. 2. С. 24 26 Мировая душа . 27 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 90 («Брихадараньяка упанишад», II.3.6). 28 Цит. по: Православие и религии Востока. – М., 2005. С. 343 ( Трубецкой С.Н. «Православие и религии Индии»). 29 Дыхание; жизнь; сущность; собственное «я»; мировая душа в индийской философии . 30 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 128 («Брихадараньяка упанишад», IV.4.5). 31 Странствование; мирская жизнь; рождение и перерождение . 32 От reincarnor – перевоплощаться, облекаться плотью снова. 33 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 505 («Каушитаки упанишад», I.2). 34 Избавление; окончательное спасение души . 35 Действие; ритуал, обряд; судьба . 36 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 103 («Брихадараньяка упанишад», III.2.13). 37 Освобождение; окончательное спасение . 38 Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. – СПб., 2008. С. 365 «Обличение всех ересей» I.XXIV. 39 Видение; философское учение, система , от дарш – видеть, смотреть; исследовать. 40 Верующий, набожный . 41 Скептик; атеист . 42 Цит. по: Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. – М., 2005. С. 69

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

21 Мене не сурайды? Мени олорго нени айдып деп, уккан улуста сура. Олор айтканымды билер. 22 Ол мынайда айдарда, коштой турган бирзи Оны согуп, айтты: – Сен улу абыска карууды анайда айдып туру ба? 23 – Мени айтканым болзо, кргс – деп, Иисус каруу – болзо, Мени не сокты? 24 Ханна Оны Каиафа деп улу абыска клл бойын ийе берди. 25 Симон-Петр дезе турган. – Сен де Оны ренчиктерине болоры ба? – деп, оно сурадылар. Ол тжп, – деди. 26 Улу абысты кулдарыны бирзи, Петр кулагын кезе чапкан кижини трни, айтты: – Оныла кожо садта турганыды кргн эмес бедим? 27 Петр база ла тшти. Бу тарый птк этти.   Иисус Пилатты алдында   (Мф. 27:1-2, 11-14; Мк. 15:1-5; Лк. 23:1-5)   28 Эрте тада иудей Иисусты Каиафада рим башчыны ргзине апардылар. Олор пасханы бойлоры ргг кирбеди. 29 Пилат олорго чыгып келеле, айтты: – Бу Кижини не деп бурулап турганаар? 30 – этпеген болзо, Оны сеге бербес эдибис – деп, олор каруу 31 – Оны алып, бойыгарды – деп, Пилат айтты. – Кижини кыйнап лтрер бисте – деп, иудейлер каруу 32 Иисусты кандый лмле лтнин билдиртип айткан сзи бдетен учун андый болгоны ол. 33 Пилат ргг ойто кирип, Иисусты бойына кычырып алып, айтты: – Сен иудейлерди Кааны ба? 34 – Сен мыны бойына айдып туру ба, эмезе Мен керегинде сеге ск улус айтты ба? – деп, Иисус сурады. 35 – Мен иудей бедим? – деп, Пилат каруу – Меге Сени бойыны эли ле улу абыстар берип ийдилер. Сен нени этти? 36 Иисус айтты: – Мени Каандыгым бу телекейде эмес. Каандыгым бу телекейде болгон болзо, Мени иудейлерге берилбезин деп, Мени Мен учун тартыжар эди. эмди Мени Каандыгым мына эмес. 37 – Андый болгондо, Сен каан ба? – деп, Пилат сурады. Иисус айтты: – Мени каан деп, сен айтты. Чындыкты керелейин деп, Мени туулганым, телекейге келгеним бу. Кем чындыкта, Мени нимди угуп 38 – «Чындык» дегени не? – деп, Пилат сурайла, иудейлерге ойто чыгып келди. – Бу Кижиде кандый да буру таппай турум – деп, ол айтты. – 39 Кижендлерди бирзин Пасха байрамга божодотон бар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Глава 15 Истребление амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом. 1Цар.15:2 .  Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; См. Исх. 17:8–16 . Амаликитяне – кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом. 1Цар.15:3 .  теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. «И Иерима» ( 1Цар.15:8 ). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников. 1Цар.15:4 .  И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина. Телаим – на юге Ханаана, вблизи иудейской границы. 1Цар.15:6 .  И сказал Саул кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика. Кинеяне – одно из племен среди амаликитян (ср. Исх.2:15–21 ; Чис.10:29–33 ; Суд.1:16 ), дружественное евреям. 1Цар.15:7 .  И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; Точное местоположение Хавилы неизвестно. Сур – часть аравийской пустыни, прилегающая к Египту ( Быт.16:7 ; Исх.15:22 ). 1Цар.15:9 .  Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. 1Цар.13:8–14,15:1–3 . См. прим. к 1Цар.8:6 ). 1Цар.15:10 .  И было слово Господа к Самуилу такое: 1Цар.15:11 .  жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. Ср. 1Цар.13:8–14 . «И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь», прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Агари же, от Авраама зачавшей, зло было Саррой. Когда она убежала от нашел ее, , ангел Господень в пустыне и сказал ей: – Откуда идешь и куда шествуешь? И отвечала, говоря: – От лица госпож[и]/56в моей Сарры бегу. И сказал ей ангел Господень: – Возвратись к госпоже своей и смирись под рукою ее, и умножая И89 умножу семя твое, и неисчетно будет множество. Ибо вот, ты имеешь во чреве и родишь сына, и наречешь имя ему Измаил; ибо услышал Господь смирение твое. И он будет грубый человек: и руки его на всех, и руки всех на него, и перед лицом братьев своих поселится. И призвала Агарь имя Господа, говорящего к ней: – Ты Бог, меня ( Быт. 16:6–13 ). Б106 Когда же родился Измаил, Авраам сказал к Богу: «Измаил этот пусть жив будет пред Тобою». И сказал Бог Аврааму: вот Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь имя ему Исаак; и поставлю обеты с ним в обеты вечные, и с семенем его после него. Об Измаиле же, вот, Я услышал тебя, и благословил его, и взращу/56г его, и умножу его сильно; и 12 племен родит, и дам его в племя великое. Обеты же Я поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» ( Быт. 17:18–21 ). Затем Писание говорит о рожденных от Измаила: «Первенец сын Измаила Наваиоф, и Кидар, и Навеил, и Масисан, и Мишма, и Дума, и Масса, [и] Хадад, и Фема, и Иетур, и Нафиш, и Кедма. Вот сыновья Измаиловы, 12 князей, каждый у своего племени» ( Быт. 25:13–16 ). Поселился же Измаил от Хевилата до Сура, что перед Египтом, как идти в Ассирию. Перед лицом братьев своих поселился ( Быт. 25:18 ). А Исаак родил Исава Иакова от Ревекки. И благословил Иакова, укравшего благословение брата, говоря: «Даст тебе Бог от росы небесной и от влаги земли, и множество пшеницы и/57а вина; и послужат тебе страны, и поклонятся тебе князья; и будь господином брату своему, и поклонятся Б107 сыновья отца твоего. Проклинающий тебя проклят, а благословляющий тебя благословен» ( Быт. 27:28–29 ). А Исаву он сказал: «Вот, от влаги земной селение твое и от росы небесной свыше; и мечом твоим будешь жить, и брату своему послужишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010