Страшный суд      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:54 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Неделю о Страшном Суде. Приближение Великого Поста время подвига, и особой молитвы, и особых благодатных духовных даров, которые ждут всякого христианина, самоотверженно подвизающегося в Церкви. Мы вспоминаем событие, о котором мир или не знает, или очень старательно пытается забыть. И дьявол все делает для того, чтобы люди или не думали об этом, или не знали, или не знали о том, как это будет. Это неминуемое событие человеческой истории, и всем нам оно предстоит – не только христианам православным, но каждому человеку, родившемуся на земле, всем потомкам Адама и Евы. Это Страшный Суд Христов. Люди очень мало об этом знают, и даже православные христиане знают в большинстве своем очень нечетко об этом. Этот Суд будет не похож на все суды, в которых нам приходилось принимать участие или о которых приходилось слышать, он будет отличаться от них всех абсолютной справедливостью. Он будет самый справедливый и самый правильный и праведный, этот Суд. В Книге Иова есть такие слова: Не может быть у Бога неправды и у Вседержителя неправосудия. Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда (Иов 34, 12). Это будет Суд не извращенный, истинный, и на нем окончательно восторжествует справедливость в жизни каждого человека, и душа каждого человека получит ровно столько, сколько она заслужила, и ничто уже не спасет, ничто не поможет обмануть этот Суд. Как же это будет? Придет Господь Иисус Христос во славе Своей. Он уже приходил, но Он пришел как Сын Человеческий, как один из нас, Он смирил Себя для того, чтобы человеческая природа могла общаться с Богом. Но тогда, когда Он придет, Он придет во славе – еще это называют Вторым Пришествием Господа. И оно же будет и Судом. И воссядет во славе, с архангелами и ангелами, с праведниками, и будет судить этот мир. И все народы явятся на этот Суд и будут разделены на две части: одни одесную, по правую сторону, а другие ошуюю, по левую.

http://pravoslavie.ru/110645.html

10, 22). Аминь. 1961 г. Слово за литургией Преждеосвященных ДаровО неосуждении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего! Такие молитвенные прошения Церковь возносит ежедневно Великим постом, чтобы Господь очистил нас от греха осуждения ближних, ибо нет среди нас греха более распространенного, нежели этот. Осуждать ближнего, осмеивать и укорять его за недостатки и слабости, видеть и открывать в поступках своего собрата одно худое и низкое есть всеобщая слабость человеческого рода. Всюду один другого судит и осуждает. И при этом столь всеобщий и повсеместный сей недуг или вовсе не считается грехом, или считается грехом не важным. Церковь же многократным повторением молитвенного воззвания преподобного Ефрема к Богу желает привести нас к сознанию серьезности и опасности греха осуждения и вызвать в нас решительное намерение оставить сей грех. Осуждать ближнего за его поступки и действия значит браться не за свое дело, предвосхищать суд Христов. Право судить людей принадлежит одному только Богу. Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы - дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку. Апостол Павел так говорит об этом: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом сто!ит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше суд!ите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14, 4, 10, 12-13). Также и в Ветхом Завете было сказано, что суд - дело Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

2 . Будут страдательны, ибо почувствуют страшные мучения в пламени, который пребудет во веки. Глава XIV. Краткие заметки о страшном суде О страшном суде заметим следующее: 1 . Явится на суде знамение Сына человеческого, т. е. Святой Животворящий Крест Господень. Явится он как для утешения поклоняющихся Распятому Господу и сраспинающихся Ему, так и для посрамления нечестивых Иудеев, распявших на Кресте Господа славы. 2 . Обнаружатся дела и сокровенные помышления каждого. Св. Андрей говорит: «отверзутся книги всех деяний и совести и приидут в явление всем». 3 .Сам Иисус Христос будет полномощным Судиею, ибо Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну ( Ин.5:2 ). Хотя на суде будут все три Лица Божественной и Нераздельной Троицы, однако весь суд будет принадлежать одному Сыну, ибо Он претерпел за нас вольные страдания. Судимый неправедно будет судить всех нелицеприятным судом. Священное Писание говорит, что кроме Христа будут многие судьи. Когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, говорит Господь ученикам, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов? ( 1Кор.6:2–3 ; ср. Мф.12:41–42 ). Апостолы и некоторые Святые будут судить судом не самовластным и самостоятельным, но сообщительным и соизволительным. Похваляя праведный суд Христов, праведники будут судить не только людей, но и демонов. 4 . Суд Христов будет различен от суда человеческого, ибо на нем не все обличится словами, но многое – мыслью. Во всеуслышание Судия скажет тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:34,41,46 ). Вот учение Священного Писания о страшном суде! Все сие мы должны постигать верою, но не любопытством и истязанием. Видел ты, говорит Златоуст, как Апостол укоряет испытание? ( 1Тим.18:20 ). Ибо где вера, там нет места испытанию; где нечего испытывать, там лишни исследования. Испытание– пагуба для веры, ибо испытывающий верить не может; сего ради говорит: «не упражняемся в испытаниях». Ибо если истязуем, это не вера: вера упокояет помышление. И так не будем испытывать, чтобы называться верными. Если слово человеческое, то его надлежит исследовать; если Божие – следует только слышать и верить; если не поверим словам, то не поверим и тому, что есть Бог . Первым основанием веры в Бога служит доверие Его учению. За сию веру были похваляемы все древние, без нее же вся растлишася (Беседа 1). Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» После воскресения произойдет суд : «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ) Сид Христов оттого, что «Отц и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ). Вот как его описывает Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» ( Откр.20:11-13 ). На этом последнем суде решится окончательная участь каждого человека — к вечной блаженной жизни, либо к вечной богооставленности. Последнее описывается в богословской литературе в виде учения о вечности мучений . Оно очень часто не понимается и не принимается в миру: «Учение о вечности мучении принадлежит к числу таких откровений, против которых восстают с особенным упорством. Казалось и кажется невероятным, чтобы за кратковременную жизнь Господь подвергал вечным мучениям» 1 . Одни из противников вечного мучения утверждают совершенное уничтожение непризванных к блаженной жизни, другие, наоборот, говорят о апокатастасисе. Фактически учение об апокатастасисе ( греч. «восстановление») и создавалось для того, чтобы по-своему решить проблему вечного мучения грешников. Сущность его состоит в том, что грешники и даже демоны будут терпеть мучения; не вечно, а только пока не очистятся от грехов своих, ибо и сами мучения назначаются им правдою Божиею не для наказания лишь, но для нравственного их уврачевания. Очистившись же от зла мучительным действием гееннского огня, все грешники и все демоны сделаются участниками вечной жизни. Таким образом, рано или поздно, но совершится устроение всех, т. е. восстановление всей твари в состоянии совершенства и блаженства 2 . Наиболее видным представителем этого воззрения был Ориген , в настоящее время оно принимается некоторыми протестантскими сектами, чаще встречаясь вне христианства: в теософии антропософии и новых западных оккультно-мистических учениях.

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

Вместе с тем мы люди искаженные, и дары Божии, которые даны нам для спасения, мы очень часто используем себе на погибель, — скажем, свободу, которая нам дана для спасения. Так вот, некий суд, который нам дан, тоже дан нам во спасение. Об этом Христом сказано, — Ибо Я пришел не судить мир, но спасти. Суд Христов состоит в том, что пришел свет, мы об этом каждый раз читаем в Евангелии. Суд, который дан нам, тоже состоит в предвечном предопределении каждого человека. По учению православной Церкви, каждый человек предопределен ко спасению. Учение о предопределении в православной Церкви не такое, как у кальвинистов, которые считают, что Промысел Божий одних предопределяет от века ко спасению, других к погибели, и спастись или не спастись — это от человека не зависит. А православная Церковь считает, что Бог действительно предопределяет человека, но только ко спасению и больше ни к чему, и каждый человек рождается ко спасению. В Первом послании к Тимофею написано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. В этом смысле каждый человек по отношению к ближнему своему и должен быть вот таким судом. Но мы, к сожалению, поступаем по-другому и наш суд обращаем в осуждение. Почему такое с нами происходит? — Потому что у нас действительно есть некий критерий некоего суда, некой оценки, — совершенно естественный критерий для жизни человека. В нас самих есть совесть, наш основной судия, некий Божественный помысел, который имеет свет и теплоту, как говорит авва Дорофей, который дает нам возможность понять, что есть добро и что есть зло в самом человеке. Но ужасно то, что мы часто видим в другом то, чего не видим в себе, и тот суд, который должен прилагаться к нам во всей строгости, по тому свойству, которое называется самоукорением, мы через наше искаженное восприятие, через нашу грехом искаженную природу переносим на нашего ближнего и впадаем в очень тяжелый грех, который называется осуждением . Но еще раз хочу сказать, что быть судьей — это естественное свойство человека, дарованное ему Богом. Вспомните, апостол Павел говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? Митрополит Антоний говорит в одной из проповедей, что действительно этот суд святых будет состоять в том, что святые представят Богу своих мучителей и будут просить об их помиловании, говоря: Ты, Господи, их прости, потому что мы их простили, — ссылаясь на Самого Христа, — Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Во-вторых, сектанты ссылаются на след. слова Спасителя: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»( Ин. 3:18 ); «истинно, истинно говорю вам: слушющий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (–5, 24). Из этих слов, говорят они, ясно видно, что верующий не явится на всеобщий, страшный суд,–он уже теперь предназначен к вечной жизни и навсегда, окончательно спасен.–Но самые выражения: «не судится» и «на суд не приходит» показывают, что Спаситель говорит здесь о настоящей, земной жизни, а не о будущей, небесной, и о суде не всеобщем, имеющем быть при кончине мира, а о суде теперешнем,–о суде пред совестью и словом Божиим,– иначе Он сказалъ бы: «не будет судима» и «на суд не придет». Сообразно с этим и понимать их нужно так: истинно верующий во Христа старается поступать во всем согласно заповедям Божиим, и совесть его не осуждает, он не судится здесь на земле; не верующий же во Христа Сына Божия, как предпочитающий вере в учение Божие греховную тьму и поступающий вопреки заповедям Божиим, осуждается совестью еще здесь на земле. Этот «суд, по словам Спасителя, состоит в томъ, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не облачились дела его, потому что они злы» ( Ин. 3:19–20 ). Что же касается будущего, всеобщего суда, то он неизбежен для всех людей. «Все, находящиеся в гробах, говорит Спаситель, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28,29 ). «Всем нам, пишет ап. Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов. Каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14:10, 12 ) 523 . В-третьих, сектанты указывают на следующие слова Господа: «Я даю им (овцам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Из сказанного нам остается сделать вывод, что приводимая обычно иеговистами выдержка из апостольского Послания ни в малейшей степени не противоречит учению Церкви о всеобщности и единовременности Страшного Суда и указывает на несостоятельность попыток иеговистов показать смысловое несоответствие слов «суд» и «судилище». В качестве исторической справки добавим, что у древних иудеев судилищем действительно называлось место, где восседал судья при вынесении приговора. Так, Понтий Пилат «сел на судилище» ( Ин. 19:13 ), на судейское место ( Мф. 27:19 ), но сел именно для того, чтобы совершить суд. Иеговисты свое «небесное правительство» также хотели бы представить восседающим на судилище в царстве славы при последнем Суде-испытании. Однако послание апостола Павла к Римлянам не дает оснований им делать столь лестные выводы. Все явятся на судилище Христово, но только для того, чтобы дать отчет о прожитой жизни ( Рим. 14:10–12 ). Точно так же следует понимать слова Спасителя о том, что Апостолы воссядут на двенадцать престолов и будут судить двенадцать колен израилевых. Если эти слова вырывать из текста всего Священного Писания, то пришлось бы сделать заключение, что Суд Господний совершится только над еврейским народом. Итак, судилище Христово есть не более чем синоним евангельских слов «суд Христов». В этой связи уместно привести Евангелие от Луки: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» ( Лк. 12:58 ). Здесь нигде не сказано о суде как таковом, однако вряд ли можно усомниться в том, что говорящий разумеет мысль о предании суду. Что же тогда подразумевает Спаситель, когда говорит, что верующий в Него на суд не приходит ( Ин. 5:24 )? Ответ мы находим в следующих Его словах: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явлены были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Итак ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде пред совестью и пред словом Божиим над теми, кто вере в учете Божие предпочел греховную тьму: «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). А что на суд всеобщий должны явиться все не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «все, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», ( Ин. 5:28–29 ), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» ( Рим. 14:10–12 ). Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:32), а сектанты говорят другое, – говорят, что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены, и за дела свои судимы не будут. Легкая вера!.. Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайныя дела человеков чрез Иисуса Христа ( Рим. 2:16 ), Который когда придет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Еккл. 12:14 ). Сектант: 5) Мы веруем, поэтому спасены навсегда и ни грешить, ни погибнуть уже не можем: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин. 10:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мы слышали сегодня, как синедрион, поступая не по справедливости, а по недоброму своему волеизъявлению, даже не рассмотрев дела Иисуса Христа, сразу же Его осудил. Казалось бы, судьи должны отличаться особой честностью, соблюдать правду в словах и действиях, не торопиться с принятием решений. Недаром благочестивый и милосердный иудейский царь Иосафат призывал судей, указывая им: …что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства ( 2 Пар.19:6-7 ). Только здесь не было справедливого суда, потому что решение они приняли уже заранее — осудить, опозорить, расправиться, дабы устранить со своего пути. Справедливый суд один — Суд Божий. Суд человеческий всегда не свободен от эгоистического начала. Только добросовестное исполнение своих обязанностей, страх Божий и знание гражданских законов дадут судьям возможность оправдания на праведном Божественном суде. Мы тоже так любим осуждать других людей, совершенно не задумываясь о том, что не вправе творить никакой суд, ибо всех судить будет Бог. Вот об этом надо бы всегда помнить. Как бы ни слабы были перед синедрионом слова защиты, произнесенные Никодимом, они учат нас тому, что всегда и во всем мы должны отстаивать истину. Разве легко было этому человеку, учитывая отношение вождей иудейских, выступать со своим мнением? Долг каждого христианина не малодушничать, не отступать под напором хулителей веры, а бороться, твердо отстаивать истину, и тогда Дух Отца Небесного будет говорить в нас ( Мф.10:20 ), да оправдается премудрость от чад своих (ср. Мф.11:19 ). Заглянем же, братья и сестры, в собственные души. Будем свято помнить о том, что мы призваны, по словам апостола Петра, в чудный свет Христов (ср. 1 Пет.2:9). Так станем же сынами света ( 1 Фес.5:5 ), а не пособниками тьмы неверия, равнодушия или лицемерия. Проявим же свою любовь к Богу и получим великую награду даров Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010