Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Иоанна 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Крест Христов — это суд над судом. И Страшный последний Суд, перед которым предстанет весь род человеческий, — это крестный суд, это суд Креста и Евангелия, перед которыми мы всегда предстоим на исповеди. Суд Страстей Христовых — все, что совершается в них, — является нашим судом. И сегодня мы обратим внимание на то, как совершается суд над Христом. Вначале церковной властью — первосвященниками Анной и Каиафой, а затем властью гражданской — прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Мы все знаем слово Писания о том, что удерживающим — ставящим преграду беспрепятственному действию силам зла — является благодать Духа Святого и законная государственная власть (2 Фес, 2, 7). Речь идет о Церкви и о государстве. И тот суд, который совершается над Христом в лице Синедриона и в лице гражданской — римской власти, показывает нам, во что может превратиться эта власть, когда она совершает разрыв с тем высшим началом, от которого она имеет свое существование: она становится, она станет властью антихриста. И вот мы видим, прежде всего, как судит Христа церковная власть. Когда первосвященник — человек, которому вверены тайны Божии, кто ответственен за них на земле, — начинает допрос Христа, один из слуг архиерея, которому кажется, что Христос недостаточно почтительно говорит с архиереем, ударяет Спасителя по щеке: «Так Ты отвечаешь архиерею!» (Ин. 18, 22). И в это время другой человек, которому уже по-настоящему вверены тайны Божии — первоверховный апостол, ученик Христов Петр, — ударяет Христа по другой Его щеке. Именно в это самое время он говорит: «Не знаю этого Человека» (Мф. 26, 72). Чтобы не допускать обрядового осквернения, первосвященники и книжники, собираясь предать Христа Пилату, не входят в его дворец, но остаются вне, потому что приближается Пасха, и они хотят вкусить эту пасху. Нельзя им входить во двор языческий, чтобы не оскверниться. Нельзя им прикасаться к язычникам, чтобы сохранить свою чистоту. Перед нами — величайший пример самого гнусного лицемерия, внешнего «благочестия», о котором святитель Феофан Затворник говорит как о тайне беззакония внутри Церкви. Когда тщательно исполняются все предписания Закона — Божественного Закона — и когда Самого Бога предают поруганию и смерти.

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» После воскресения произойдет суд : «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ) Сид Христов оттого, что «Отц и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ). Вот как его описывает Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» ( Откр.20:11-13 ). На этом последнем суде решится окончательная участь каждого человека — к вечной блаженной жизни, либо к вечной богооставленности. Последнее описывается в богословской литературе в виде учения о вечности мучений . Оно очень часто не понимается и не принимается в миру: «Учение о вечности мучении принадлежит к числу таких откровений, против которых восстают с особенным упорством. Казалось и кажется невероятным, чтобы за кратковременную жизнь Господь подвергал вечным мучениям» 1 . Одни из противников вечного мучения утверждают совершенное уничтожение непризванных к блаженной жизни, другие, наоборот, говорят о апокатастасисе. Фактически учение об апокатастасисе ( греч. «восстановление») и создавалось для того, чтобы по-своему решить проблему вечного мучения грешников. Сущность его состоит в том, что грешники и даже демоны будут терпеть мучения; не вечно, а только пока не очистятся от грехов своих, ибо и сами мучения назначаются им правдою Божиею не для наказания лишь, но для нравственного их уврачевания. Очистившись же от зла мучительным действием гееннского огня, все грешники и все демоны сделаются участниками вечной жизни. Таким образом, рано или поздно, но совершится устроение всех, т. е. восстановление всей твари в состоянии совершенства и блаженства 2 . Наиболее видным представителем этого воззрения был Ориген , в настоящее время оно принимается некоторыми протестантскими сектами, чаще встречаясь вне христианства: в теософии антропософии и новых западных оккультно-мистических учениях.

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

4. Изречения св. отцов о страшном суде I. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда говорится, что не воскреснут нечестивии на суд: то сие означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения; – ибо для Бога не нужно долговременное испытание; но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание» (Кирил. Иерус. «Огл. поуч.» XVIII, п. 14, стр, 417). II. Св. Златоуст: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пиянство, а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду» (Златоуст. на Римл. бесед. XXXI, стр. 706, по русс. перев.). III. Св. Григорий Богослов : «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов. говорен. в присутств. отца, «Тв. св. отц.» XI, 55). IV. Св. Ефрем Сирин так изображает страшный суд Христов: «По мановению Сына Божия, скорее нежели во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда. Земной персти повелено будет отделить прах умерших и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею» («Твор. св. отц. в русс. пер.» 1850 г, кн. II, стр. 306 и 307). «Поистине, братия моя, тогда настанет страх и ужас, каких никогда еще от начала мира и до сего дня не было и не будет» («Воскр. чт.» 1846 – 1849 г. 51, стр. 523). «Тогда каждый из нас, раскаиваясь и рыдая, с горькими слезами будет говорить: увы мне, грешному, что случилось со мною так неожиданно? Как прошло время жизни моей в лености и нерадении? Я совершенно не знаю, каким образом суетные заботы похитили у меня время моей жизни! Но многословие не принесет (на страшном суде) никакой пользы: когда мы узрим святых, со славою летящих во свете на облаках воздушных в сретение Царю славы – Христу, а себя увидим среди великих бедствий: то будет ли в состоянии перенесть великий стыд, ужасное посрамление?» (См. «Христ. чт.» 1835 г. ч. III, стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нынешний кризис побуждает вспомнить о том, что буквальный перевод греческого слова " кризис " - суд. То, что происходит, является судом Божиим, о котором сказано в Евангелии от Иоанна - люди избирают свет Христов или тьму мирских страстей; предпочитают следовать Евангелию, или находят для себя что-то значительно более важное и дорогое. Это суд и над отдельными над людьми и над религиозными общинами и их лидерами - кто-то бодрствует, мужественно твердо стоит в вере, взирая на Господа и Его святых, кто-то позволяет тьме века сего ослепить ему глаза. В это время Русская Православная Церковь выступила с чрезвычайно важным заявлением - которое всем нам надо изучить, и, вместо ссылок на панические (и часто ложные) новости, распространять в социальных сетях. Священный Синод говорит в своем обращении: “Церковь, возвышаясь над этими [политическими] разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения. Напротив, каноническая Православная Церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений” Церковь возвышается над политикой, потому что видит в человеке существо не только политическое или экономическое, но прежде всего, духовное, призванное к вечной жизни. Есть намного более важные вопросы, чем вопросы политики. Каждый из нас придет на суд Божий, или очистившись покаянием, или запятнав себя ненавистью, злобой, и гордыней. В конечном счете именно это имеет значение - а не то, как сложатся политические расклады, до которых нам всем довольно скоро уже не будет никакого дела. Более того, и на чисто земном уровне, с точки зрения временного, посюстороннего благополучия людей, искреннее обращение к Богу и хранение Его заповедей - это лучшее, что можно сделать. Враг нашего спасения может заразить людей ненавистью и злобой независимо от того, на какой из сторон политического противостояния эти люди находятся. Неважно, насколько правым человек считает свое дело - если оно побуждает его к злобе и ненависти, оно ведет его в ад. Как далее сказано в заявлении Синода,

http://pravoslavie.ru/69470.html

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXIV. СТРАШНЫЙ СУД ХРИСТОВ      Убежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное.       " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

Святаго апостола Иуды, брата Господня На вечерни поем Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Иудо всехвальне/твое вещание изыде,/якоже молния, в концы всея земли, мудре,/помраченныя лестию безбожия,/к Свету наставляя невечернему,/имже ныне сияя,/испроси душам нашим велию милость. Иудо чудный,/Христова колесница яко быв,/идольскую гордыню низложил еси,/плен же тайно Словом Божиим пленил еси/к жизни нетленней, славне,/еюже наслаждаяся ныне,/испроси душам нашим мир и велию милость. Иудо, апостоле Христов,/ученик быв воплощшагося Бога нашего,/от Негоже, яко овча посреде волков,/воистинну послался еси,/словом твоим сих претворяя злочестие ко благочестию/ и Божественному разумению Святыя Троицы./Темже восхваляем тя. Слава, глас 8: Иже Божественнаго Духа ясно благодать прием,/священнаго лика апостольска сопричастник быв, Иудо апостоле,/тем носимое с Небесе иногда дыхание огненное/огненным языком вдохнув,/языческое терновное попалил еси безбожие./Христа Бога, проповедниче, моли/спастися душам нашим. И ныне: Царь Небесный: Вход. Прокимен дне. И чтения три. Соборнаго Послания Иудина чтение (глава 1): Иуда, Иисусу Христу раб, брат же Иакову,/сущим о Бозе Отце освященным, Иисус Христом соблюденным званным:/милость вам, и мир, и любы да умножится./Возлюбленнии, всяко тщание творя писати вам о общем спасении вашем,/нужда ми бысть писати вам,/моля подвизатися о преданней вере святым единою./Привнидоша бо нецыи человецы, [древле предуставленнии на сие осуждение,] нечестивии,/Бога нашего благодать прелагающии в скверну/и единаго Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающиися./Воспомянути же вам хощу, ведущим и вам единою сие,/яко Господь люди от земли Египетския спасе, последи неверовавшия погуби./Ангелы соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище,/на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде./Якоже Содома и Гоморра и окрестныя их грады,/подобным их образом преблудивша и ходивша в след плоти иныя,/предлежат в показание, огня вечнаго суд подъемше./Такожде убо и сии, сония видяще, плоть убо сквернят,/господьства же отметаются, славы же хуляще [не трепещут]./Михаил же Архангел, егда, со диаволом разсуждая, глаголаше о Моисеове телеси,/не смеяше суда навести хульна, но рече:/да запретит тебе Господь./Сии же, елика убо не ведят, хулят:/елика же по естеству, яко безсловесная животная, ведят,/в сих сквернятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22. О духовных христианах по второму пришествию (По поводу письма о. Б-го в редакцию «Брат. Слова») Один из противораскольнических миссионеров Тобольской епархии, о. Н. Б-ий, писал к редактору «Братского Слова», что в одном селении вверенного ему округа он встретил «немоляков особого сорта», называющих себя «духовными христианами по второму пришествию», и просил каких-либо сведений об этих необыкновенных раскольниках-сектантах. На беседе с о. Б-м они говорили о себе: «Мы живем после второго пришествия Христа Спасителя на землю, каковое пришествие было в 50-й день после воскресения Христа из мертвых; воскресение из мертвых было уже; страшный суд Христов уже состоялся; след., мы живем в царстве славы. Блаженство испытывают в душе своей люди праведные, а вечное наказание в удалении от Бога – удел грешников». В подтверждение своего лжеучения они приводили из Библии те места, где говорится, о втором пришествии Христовом, воскресении мертвых и проч., все эти места истолковывая по-своему, произвольно, в духовном смысле. О своем пребывании без священства, без таинств и богослужения, они говорили: «Так как мы духовные христиане, то духовно и молимся, духовные таинства принимаем, духовное священство имеем». Между тем они допускают царствование антихриста, тоже духовное, различая в нем три предела: 1-й – до отпадения Рима, 2-й – до отпадения русских в унию, 3-й и последний – до 1666-го года. «А теперь, говорят, мы живем как бы на небе». По поводу этого письма, сообщенного мне редактором «Братского Слова», неизлишним считаю сказать несколько слов. Сектантов, о которых говорится в нем, мне случалось видеть. Ко мне такого толка начетчик приехал раз из Волгского уезда Саратовской губернии в город Сызрань, когда я был еще беспоповцем. Также и владимирский миссионер Николаев сказывал мне, что в одном селе Владимирской губернии есть такие сектанты, не принадлежащие к сектам, известных мнимо духовных христиан, каковы молоканы, баптисты, штундисты и прочие подобные им, которые не приемлют Писания и церковных учителей, а происходящее, очевидно, от именуемых старообрядцев, ибо читают старопечатные книги и ревнуют против книжного исправления, бывшего при патриархе Никоне , каковы и упоминаемые в письме о. Б-го, ибо и эти допускают царствование антихриста духовное, окончательно открывшееся с 1666 года, то есть при патриархе Никоне , чем явственно доказывается, что они происходить именно от старообрядческая корня..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам). Святого Григория Двоеслова, папы Римского 53 ( Мк. 16:1–7 ). Святые жены Мироносицы, последовательницы Господни, пришли на гроб Христов с ароматами и по человеколюбию служат даже мертвому Тому, Кого любили живого. Это событие указывает на нечто такое, что надобно делать в святой Церкви. Так нам необходимо внимать тому, что сделано, дабы помыслить и о том, что, по подражанию им (св. Мироносицам), надлежит делать и нам. Если мы, веруя в Того, Кто умер, и исполняясь благоуханием добродетелей, с желанием добрых дел ищем Господа: то, мы, подлинно, приходим на гроб Его с ароматами. Жены (Мироносицы), пришедшие с ароматами, видят ангелов: поелику, именно, те души, которые с благовониями добродетелей идут к Господу чрез святые желания, созерцают горних обитателей. Следует заметить здесь, что бы такое означало то, что они видят Ангела сидящим на правой стороне? Левою стороной обозначается жизнь настоящая, а правою – жизнь непрестающая; поэтому и написано: шуйца Его под главою моею, и десница Его объимет мя ( Песн. 2:6 ). Итак, поелику Искупитель наш перешел уже чрез повреждение настоящей жизни, то справедливо Ангел, пришедший возвестить о непрестаемой жизни Его, сидел на правой стороне. Он явился одетым в белую одежду, потому что возвестил о радостях нашего торжества (именно, белая одежда возвещает о блеске торжества), – нашего ли скажем или своего? Дабы сказать истину, скажем: и нашего и своего, поелику воскресение нашего Искупителя было и нашим торжеством, так как оно возвратило нас к бессмертию, – и Ангельским, так как оно, воззвав нас к небесному, дополнило число их (Ангелов). Внемлем тому, что говорится пришедшим женам (Мироносицам). Не ужасайтеся! Очевидно, св. Апостол как бы так говорит: «пусть ужасаются те, которые не любят пришествия горних обитателей, – пусть ужасаются те, которые, будучи объяты плотскими пожеланиями, отчаиваются в возможности достигнуть сообщества с ними. Но вам бояться нечего, поелику вы видите сограждан своих». Поэтому, описывая явление Ангела, (евангелист) Матфей говорит: бе зрак его яко молния, и одеяние его было яко снег ( Мф. 28:3 ), ибо в молнии выражается ужас, а в снеге – прохлада белизны. Поелику же всемогущий Бог и страшен для грешников, и милостив для праведников: то Ангел, свидетель воскресения Его, справедливо является и в молниевидном зраке, и в белом одеянии, для того, чтобы самым видом своим и нечестивых устрашить, и благочестивых обрадовать. Поэтому справедливо также и то, что народу, странствовавшему по пустыне, столп огненный предшествовал ночью, и столп облачный предшествовал днем ( Исх. 13:21,22 ). Столп был показываем днем через облако, а ночью чрез огонь потому, что всемогущей Бог явится и милостивым к праведным и страшным для неправедных: первых Он, явившись на суд, утешит кротостью любви, а последних устрашит определением правосудия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010