Чем заканчивается вечерня на всенощной? Благословением, которое преподает священник предстоящим, говоря: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, и в это время бывает звон второй, подобно как был перовый, перед началом утрени Ектения Что такое ектения? «Ектения» в переводе с греческого значит «прилежное, продолжительное моление». Это совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй – или: Подай, Господи, и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе одиннадцать молений. Она начинается словами: «Миром Господу помолимся». Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: «Паки (еще) и паки миром Господу помолимся». Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: «Рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем», или: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, то есть усиленною, потому, что в ней «Господи, помилуй» повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная та, в которой поется «Подай, Господи» вместо «Господи, помилуй», отчего и называется просительною. Она начинается словами: «Исполним (выполним, принесем) молитву нашу Господеви». О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: о себе самих, обо всех других: о властях, о духовенстве и воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и об умерших православных христианах. Молимся о телесных, земных, душевных, небесных предметах и нуждах: о здравии, благоденствии, изобилии плодов земных, о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: «Миром Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Что значат слова «миром Господу помолимся»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Что такое ектения? Ектения – слово греческое и значит: прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй или: Подай, Господи  и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая , малая , сугубая и просительная . Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе многие моления, – числом 11. Она начинается словами: Миром Господу помолимся . Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: Паки и паки миром Господу помолимся . Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем , или: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей . Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, т. е. удвоенною, усиленною, потому что в ней Господи, помилуй повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная – та, в которой поется: Подай, Господи , вместо: Господи, помилуй , отчего и называется просительною. О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других: о государе, о духовенстве, о воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и о умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и душевных, небесных предметах и нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению 16 . Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: Миром Господу помолимся . Певцы: Господи, помилуй 17 . Что значат слова: миром Господу помолимся? Миром Господу помолимся , это – слова, указывающие, как должно приносить молитву. Миром , т. е. в спокойствии собственной души, на сколько это зависит от нас, – не рассеиваясь мыслями ни о чем постороннем, в мире с Богом, напр. без ропота на Него в несчастиях, и в любви к ближним. Без мира сего нельзя молиться хорошо, и Бог не примет нашей молитвы ( Мф.5:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

1 . Возглас. Трисвятое и начальные молитвы. Пс. 90 . 2 . Ектения за усопших. Молитва (1 антифон): стихи Пс. 64 с Аллилуиа. Тропари. 3 . Ектения. Молитва как в 2. (2 антифон): Пс. 118, 1–93 с припевом. 4 . Ектения. Молитва как в 2. (3 антифон): Пс. 118,94–176 с припевом Пс. 118,12 . 5 . (Ектения. Молитва). Пс. 50 . 7 . Канон: (После 3-ей песни): Седален. 10 . (После 6-ой песни): Кондак и 1-ый икос. Трисвятое. Отче наш. Тропари. 11 . Ектения сугубо-просительная. Молитва 13 . Отпуст. Примеч.: Эта служба похожа на общую заупокойную службу; между тем, как ее псалмодия заупокойная монашеская, хотя в некоторых книгах (например, в Софийском Требнике) она такая же, как и в общей службе. Отсуствует чтение апостола и Евангелия и нет стихир. В своей простоте эта служба напоминает Паннухис из Дрезден 104. Если название «Панихида» не постоянно в литургических книгах, оно, однако, имеет место в общем употреблении. V. – ДРУГИЕ ПОСЛЕДОВАНИЯ В ПЕЧАТНЫХ КНИГАХ Существуют еще другие службы, которые, не нося названия ни «Паннухис», ни «Панихиды» имеют тем не менее схему, их напоминающую. В качестве примера мы приведем здесь некоторые из них. Во-первых, наиболее распространненой нам кажется служба типа «Паннухис св. Феодора Стратилата» 408 , она находится у Гоара и во многих других книгах, главным образом славянских, также, как и в современном Часослове. а) Παρκλησις или Молебен 409 . 1 . Возглас и начальные молитвы. Пс. 142 . 2 . Ектения. Пс. 117 и Тропари. 5 . Пс. 50 . Канон. (После 3-ей песни): Ектения. Седален: Заступничество. (После 6-ой песни): (Ектения). 11 . Кондак: Предстательство. 6 . Прокимен. Всякое дыхание. Евангелие. Тропари. Молитва: Спаси, Господи, люди Твоя. (После 9-ой песни): Трисвятое. Отче наш. Тропари. 11 . Ектения сугубая. Молитва. 13 . Отпуст. Примеч.: Эта служба в Дрезден 104 значится как Παννυχς, а у Гоара как Παρκλησις, как Молебен у славян, а у греков как Κα ν ν παρακλητικς. Пс. 90 в Дрезден 104 замещен Пс. 142 , вероятно для того, чтобы подчеркнуть просительный характер, содержащийся в новой службе. Пс. 117 занял место антифонов. Пс. 50 остается. Канон взял львиную долю. В Требнике Петра Могилы Апостол предшествует Евангелию и нет кондака. Ектении могут исчезнуть; ектения сугубая постоянна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 . Канон параклитикос Богородицы. 10 . (После 6-ой песни): Кондак. (После 9-ой песни): Ирмосы Богородицы. Трисвятое. Отче наш. Тропари. Ектения сугубая. Отпуст. Примеч.: Эта служба по признакам 3-х антифонов (ектения, Слава в конце псалма, тропарь) и вопреки отсутствию псалма 50, замененного псалмом 142, кажется скорее зависящая от Песненной Паннухис. Как и в Дрезден 104с, в этой службе в пятницу 5-ой недели Великого Поста поют кондак (12 икосов после 3-ей песни канона и 12, после 6-ой; первая строфа повторяется каждые четыре икоса). 48 . Мессинна 159 (1211 г.): Типикон – копия предыдущего 390 . Та же служба «Пресвеия». В) «Паннухис» частного характера: 48 . Тифлис 450 (XVI в.): Евхологий (ср. выше, н. 12, с. 190 391 : а) " панихида по умершему « ; 1 . Славословие: Благословено царство. Трисвятое и т.д. Пс. 142 . 2 . Ектения. Молитва Пс. 24,1.13 ; Пс. 64,5 и т.д. Аллилуин. Тропари. 3 . Пс. 118,1–93 . Ектения. Молитва неизданная. 4 . Пс. 1 18,94-( 176). Благословен еси Господи. Ектения. Молитва неизданная. Тропари. 5 . Пс. 50 . 7 . Канон. (После 3-ей, 6-ой и 9 песни): Ектения. Трисвятое. Отче наш. Тропари покаянные и об усопших. Сугубая. Отпуст. Примеч.: Эта схема весьма сходна с Панихидой в современных печатных книгах (ср. ниже), содержащая, однако, интересные детали: две новые молитвы (к сожалению, неполные у Кекелидзе), отсутствие кондака и различное место тропарей. б) «панихида за живого человека». После Вечерни и Повечерия: 1 . Славословие: Благословено царство. Трисвятое (произносится тем человеком, за которого совершается Панихида). Отче наш. Пс. 142 . 2 . Ектения по обстоятельству. Молитва неизданная. Продолжение ектении. Другая молитва . Пс. 19 . Припев: Алли- луия. Покаянные тропари. 3 . Ектения (великая). Неизданная молитва. Стихиры покаянные с отсылкой к Панихиде по усопшим. 7 . Канон. (После 3-ей песни): Ектения (великая). Молитва неизданная. (После 6-ой песни): Ектения (малая). Кондак. Конец после 9-ой песни. Примеч.: Подобная служба неизвестна в напечатанных книгах. Вопреки пробелам, структура Паннухис еще может быть определена. Отсутствует Пс. 50 и из 3-х антифонов остается только один; 3 молитвы и ектении свидетельствуют о существовании некогда 3-х антифонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен. 4 Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь И абие: Достойно есть: Малая ектения. Ексапостиларий Октоиха: Небо звездами: Слава, святому Минеи. Аще ни: Слава, и ныне, Богородичен: Сладость Ангелов: Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 3: На всякое время пост:Стих: Ис- полнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Святых страстотерпцев память: Слава, и ныне, Богородичен: Без семене зачала еси: Посем, Благо есть: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава и ныне, Богородичен от менших, еже писано: В конец утрени. Ектения сугубая Возглас: Премудрость: Сый благословен: И присоединяем час 1-й, и бывает совершенный отпуст. Часы обычные, тропарь и кондак святаго рядового. На Литургии все последование обычное. В понедельник вечера По предначинательном псалме кафисму чтем 6-ю. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Господь услышит мя: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Постом очиститися потщимся: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Преславную и Пречистую Богородицу: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. Во вторник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 7-ю и 8-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерейский чиновник – это служебник для совершения архиерейского богослужения. Кроме обычных последований Служебника, Архиерейский чиновник включает чины и последования, которые может совершать только епископ: Чин поставления чтеца и певца. Чин хиротонии иподиакона. Чин хиротонии диакона. Чин на произведение архидиакона и протодиакона. Чин хиротонии пресвитера. Чин во еже сотворити протопресвитера. Чин на произведение игумена. Чин на произведение архимандрита. Последование освящения антиминса. Ектении Основным содержанием Служебника являются священнические молитвы и дьяконские ектении. Ектения – это молитва, рассчитанная на постоянное усиление внимания. Ектения состоит из ряда прошений, прерываемых молитвенными восклицаниями «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». Прошения ектении – это приглашение к молитве. Собственно молитвой являются восклицания «Господи, помилуй», «Подай, Господи». В ектении литургии апостола Иакова молитвенное восклицание (троекратное «Господи, помилуй») встречается только один раз – в конце молитвы. Священнический возглас в конце ектении является окончанием молитвы, которая читается или читалась во время ектении. В современном богослужении священнические молитвы ектений используются главным образом на литургии. Большинство ектений вечерни и утрени молитв не имеют. Слово «ектения», «ектения», «ектенья» происходит от греческого слова η εκτεν (εκτενς) – прилежный, усердный (в значении просьбы или молитвы). Греки ектеньей называют только сугубую ектенью, другие виды ектений они называют συναπτ (ευχη). Ектения произносится диаконом. Поэтому в древних литургических памятниках она называется τα διακονικα. Великая и малая ектении Великая ектения (η συναπτ μεγλη) называется также мирной ектенией (τα ειρηνικα), поскольку начинается с прошения «Миром Господу помолимся» (Дословный перевод с греческого – «в мире Господу помолимся». Она отличается полнотой содержания. Просительная и сугубая ектении лишь раскрывают ее содержание, а малая – напоминает о великой. Великая ектения включает 12 прошений – от вышнего мира до простых нужд. В конце ектении вспоминается Божия Матерь. Данная ектения имеет постоянный, неизменный священнический возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Современную великую ектению напоминает молитва из 1 послания Климента Римского , 59–61, но особенно молитвы из «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (III в.) и «Апостольских постановлений» (IV–V в.). Великая ектения располагается в начале чинов – на вечерне, утрени, литургии, в панихиде, последованиях таинств.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

За чтением Евангелия следует серия ектений: сугубая, заупокойная (в некоторых случаях), об оглашенных, первая и вторая ектении верных. На каждую ектению положена молитва, произносимая священником в алтаре. Сугубая ектения После проповеди, если она следует за Евангелием, или сразу после чтения Евангелия, если проповедь отнесена на конец службы, произносится сугубая ектения. В древних Литургиях, к которым еще не была присоединена служба трех антифонов, великая ектения звучала после Евангелия; с добавлением к Литургии службы трех антифонов великая ектения была перенесена в начало службы, а на ее месте оказалась сугубая ектения, своим происхождением обязанная константинопольским богослужебным процессиям (отсюда троекратное произнесение «Господи помилуй») 702 . Первые три прошения сугубой ектении в содержательном отношении представляют собой единое целое и являются вступлением к последующим прошениям: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Скажем все – от всей души, от всего нашего сознания, – скажем: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. «Господь Вседержитель, Бог отцов наших – мы молим Тебя, услышь и помилуй! Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по Твоей великой милости – мы молим Тебя, услышь и помилуй!» Первое прошение представляет собой призыв к молитве, а второе и третье – собственно ту молитву, к которой диакон призывает верующих. Второе прошение построено на начальных словах Молитвы Манассии, а третье – на начальных словах 50-го покаянного псалма. На первые два прошения хор отвечает однократным «Господи, помилуй», на третье – троекратным. Последующие прошения ектении сопровождаются троекратным «Господи, помилуй». По содержанию они близки прошениям великой ектении: Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), и о всей во Христе братии нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ектении Ектенией называется ряд возглашений, которыми диакон 27 , а иногда священник, призывает народ к общей молитве, указывая при этом, о чем должно молиться, и на каждое из которых клир отвечает: Господи помилуй, или подай Господи. Есть ектения так называемая мирная, начинающаяся словами: миром Господу помолимся; иначе она называется великой в отличие от малой: паки и паки миром Господу помолимся. Есть ектения сугубая, начинающаяся словами: рцем вси от всея души, и сопровождаемая троекратным припевом: Господи помилуй. Есть наконец ектения просительная с припевом: подай Господи 28 . Моления, составляющие содержание мирной и сугубой ектении, довольно сходны с теми, которые встречаются в Апост. постановлениях (кн. 8) и, как видно из них, в древности возглашаемы были в начале литургии верных, и которые составляли в древности неразрывное целое, не разделяясь на две ектении. Моления просительной ектении так же сходствуют с теми, которые встречаются в чиноположениях утрени и вечерни, изложенных в Апостольских постановлениях (кн. 8). Ектения мирная обыкновенно полагается в первой половине той или другой церковной службы, а ектении сугубая и просительная большей частью занимают место во второй половине. Ектения малая (паки и паки) возглашается обыкновенно среди пения или чтения псалмов и церковных песнопений, для того, чтобы внимание предстоящих не утомлялось продолжительностью и однообразием сего пения или чтения. Еще препод. Кассиан († 432) упоминает об обычае египетских монахов перемежать пение псалмов краткими молитвословиями (Institut. L. 2. с. 5 и 10). Теперь приступим к изъяснению каждой ектении, не обращая здесь внимания на те видоизменения, какие встречаются например в ектениях заупокойной, об оглашенных, благодарственной и т. п. Мирная ектения 1) «Миром (Εν ειηνη) Господу помолимся». Под миром здесь всего проще и естественнее разуметь тот самый мир, приветствие которым весьма часто слышится в церкви: мир всем. Это мир, или благословение от Бога. В Древности с этим приветствием обращались к народу не только епископы и священники, но и диаконы 29 , и даже чтецы 30 . Миром Господу помолимся, – это значит следующее: призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие, и с благословения Божия, под сенью лица Божия, с миром и любовью к нам обращенного, приступим к молениям о наших нуждах. Так, христианин всякое доброе дело должен начинать молитвой о благословении Божием. Из сего не исключается и дело самой молитвы, приступать к нему мы не иначе можем, как с благословения Божия, – почему? Потому что молитва есть беседа с Богом. Но если и с людьми не всегда можно начать разговор прямо, не испросив или не узнав наперед их соизволения на то, чтобы не показаться дерзким и неучтивым: тем паче беседа с Богом требует предварительного благословения на нее Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Тропарь, ектения и отпуст    За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения за царствующий дом (без поименования предметов прошения), за Св. Синод и местного архиерея; все же остальные прошения сугубой ектении объединяются в кратком: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы» (почему прошение за Св. Синод без добавления: «и о всей во Христе братии нашей»). Ектения эта занимает на малой вечерне такое же место, как сугубая ектения на повседневной, т. е. самый конец службы, как наиболее торжественную ее часть. Такая же ектения и на таком же месте находится в начальной, «царской» части утрени.    Оттуда она и заимствована в малую вечерню, так как эта часть утрени, как увидим, древнее малой вечерни. В свою очередь, в ту часть утрени ектения заимствована, вероятно, из древней παννυχς, службы, предшествовавшей утрене и большей частью состоявшей из: 50 пс, канона, Трисвятого и этой ектении, как нынешняя служба пред пасхальной заутреней, где тоже есть такая же ектения.    Заканчивается малая вечерня малым отпустом, как часы, повечерие и полунощница, и многолетием («Благочестивейшаго, самодержавнейшаго»), как всякая вечерня. Изменения в чине от совпадения памятей    Богатое содержание малой вечерни становится еще разнообразнее, когда в воскресенье случается какой-либо великий или даже средний (полиелейный) праздник. Тогда праздничные стиховные стихиры с великой вечерни, на которой они не могут петься ради воскресных стихир, переносятся на малую. Таким образом, если двунадесятый Богородичный праздник и Сретение случается в воскресенье, их стиховные стихиры можно услышать только на малой вечерне.    В случае такого совпадения (праздника, великого или полиелейного святого) с воскресеньем, малая вечерня терпит и ряд других изменений в своем составе. Изменения эти касаются стихир на Господи воззвах, стиховных и тропаря. На малой вечерне, не воскресной впрочем, может быть и паремия (если Сретение случится в субботу сырную). О всех этих отклонениях воскресной малой вечерни от обычного (изложенного) состава ее будет речь в уставе праздников, совпадение которых с воскресеньем вызывает такие изменения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010