Неучастие в состоявшемся в последнюю декаду июля Соборе 7 архиереев из 21, присутствовавших в К-поле еще 20 июля, может объясняться только одной причиной - их нежеланием присоединяться к осуждению легатов в той форме, в какой оно имело тогда место. Скорее всего, отказавшиеся от участия в Соборе архиереи не поверили версии патриарха Михаила Кирулария, объявившего легатов самозванцами, но предпочли избежать споров об этом вопросе. А. В. Бармин Богословские основания Собора Объективное понимание событий, предшествовавших Собору 1054 г., возможно благодаря анализу аргументации визант. и лат. сторон в полемике вокруг богослужебной практики. 1. Обвинения в иудействе. Бóльшая часть сочинений против опресноков отождествляет хлеб лат. Евхаристии с иудейскими опресноками. Различие в религ. контексте их употребления не учитывается, но сам факт использования этого вещества означает близость к иудейскому культу или даже участие в нем ( Nicet. Pector. Dialex.// Michel. 1930. Bd. 2. S. 321-322). Чтобы придать обвинениям каноническую силу, греч. полемисты поставили антилат. полемику в контекст полемики I тыс. по Р. Х. против иудействующих, обвинив также Римскую Церковь в соблюдении др. иудейских обрядов (субботний пост, обрезание и др.), и использовали для аргументации 11-е прав. Трулльского Собора, запрещающее есть опресноки, даваемые иудеями. Понимая, что формально этот аргумент несостоятелен, т. к. латиняне указали на то, что не принимают опресноки от иудеев, Никита Стифат, напр., обвинил Римскую Церковь в подражании иудеям (Ibid. S. 328-329, 334). Обвинение латинян в иудействе обнаруживало у греческих полемистов радикальное противопоставление Ветхого Завета Новому, в котором все ветхозаветные предписания отменялись. Латиняне видели в этом противопоставлении отрицание ВЗ и указывали на связь между Моисеевым законом и спасительным домостроительством Иисуса Христа, напоминая о ветхозаветном происхождении христианского храма, алтаря, жертвоприношения, подсвечников, четыредесятницы, пасхи, церковной иерархии и т. д. (см.: Will. 1861. P. 116). Отсюда обвинение в севирианстве патриарха Михаила Кирулария и его сторонников, присутствующее в анафеме легатов: «...подобно севирианам, называют злословным закон Моисеев». Обвинение свидетельствует о незнании латинянами еретического учения севириан - ВЗ отрицали некоторые гностики и богомилы, но не последователи Севира Антиохийского.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

« И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » ( Быт. 21:4 ). Исаак – это, наверное, первый человек, который был обрезан по закону Божьему, то есть именно «в восьмой же день», как сказано в законе Божьем ( Лев. 12:3 ). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак – именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день. Причем наречение имени всегда совершалось при обрезании, как и читаем: «когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» ( Лук. 2:21 ). « Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется » ( Быт. 21:5–6 ). Действительно, у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына – вот сейчас опять кто-то захихикал! – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и смеются. «И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына…» ( Быт. 21:7 ). Каких это «детей»? Один же ребенок родился, правильно, Исаак? Другой, Измаил, здесь ему уже 16-ть лет! Так каких детей грудью-то кормить? И чтобы расшифровать этот текст, предлагается вот такое истолкование – но это уже легенда: Авраам отмечал двухлетие сына от его рождения, а на востоке именно отмечают двухлетие. Это когда ребенок отнимается от груди матери, и она перестает его кормить молоком. Это делалось на второй год, то есть два года проходило, и отнимали ребенка от груди матери. И на этот праздник собралось много женщин, мужчин. И между собой женщины стали сплетничать и говорить: «Не может такая женщина родить, да еще кормить грудью! Как это так? Наверное, они купили этого младенца. Или украли!» И тогда Сарра сказала: «Я сейчас покормлю Исаака, и давайте всех ваших детей – я их тоже накормлю». И она накормила всех этих детей, которые пришли на день праздника отнятия от груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поистине, сей закон пасхи и для всех нас, Христиане, есть: иноплеменник и необрезанный да не яст от нея. Кто же есть иноплеменник и необрезанный, которому запрещается вкушать пасху Господню? Под именем иноплеменника можно и должно разуметь не только того, который чужд есть в земле верующих, который другой земли, другой страны, другого закона и другой веры, каковы суть многобожные язычники и лживые магометане, но и того самого, который далек есть от сожительства святых, чужд Христианской, с верой во Христа связуемой, жизни. Всякий тот есть иноплеменник, есть другого племени, другого рода, другого колена, колена сатанинского, а не Христова, который не родился еще от Иисуса Христа Духом Святым, который не вскормлен еще духовной пищей, Божественным Словом Его, который не воспитан еще по Его премудрым наставлениям, и который не живет еще по его священным правилам, а живет и действует по древнему, плотскому, сатаной зараженному рождению. Подобно и под именем необрезанного не того должно разуметь, который не обрезан обрезанием ветхим, плотским, Иудейским, но того, который не обрезан обрезанием новым, духовным, Христианским, не в обрезании плоти, а в обрезании сердца состоящем. Всякий тот не обрезан, который хотя принят уже в церковь Христову, включен в число верующих во Иисуса Христа, окрещен; однако же еще не таков, каким должно быть верному члену церкви, не так проводит время и жизнь, как подобает проводить верующему во Христа, не таковые являет деяния, каковые требуются от окрещенного. Всякий тот не обрезан, у которого дух неправ, ум помрачен, воля развращена, сердце не очищено от нечистот плотских, от гнусных грехов и постыдных беззаконий. Всякий тот не обрезан, который в честях горд, перед высшими подл и ласкателен, перед низшими надменен, с равными не дружествен, к бедным не сострадателен, в судопроизводствах не праведен, в общежитии не только не человеколюбив, не вспомогателен, но и зол, обидчив, лихоимен, притеснителен, в делах внутренних коварен, клеветлив, блуден, пьян и другими мерзкими пороками заражен. Сей-то есть иноплеменник и необрезанный в роде Христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Вполне возможно, что [иудейское] обрезание совершалось для того, чтобы [обезопаситься] от какого-то враждебного иудейскому народу ангела, который был способен причинить вред тем из них, кто не был обрезан, и не имел никакой власти над обрезанными. Кто-нибудь может сказать, что это обстоятельство выясняется из слов книги Исход, где [рассказывается], что ангел 212 до обрезания Елиезера 213 мог противодействовать Моисею, но после того, как он был обрезан, ангел [уже] не имел [над Моисеем] никакой власти. Зная это, «Сепфора, взяв каменный нож, обрезала сына своего», и, как читается в большинстве различных списков, сказала: «Вот кровь обрезания сына моего» (что на иврите означает: «Ты жених крови у меня», Исх.4:24 ­-26). Ибо она знала сущность (τν λγον) того ангела, который имел [над людьми] власть до того, как [прольется] кровь [обрезания], но терял всякую силу благодаря крови обрезания. Поэтому Сепфора и сказала Моисею: «Ты жених крови у меня». То, что я так смело высказал, кажется в какой-то степени излишним и не подходит для слуха большинства [верующих]. Теперь же я продолжу свою речь, добавив к этому только то, что подобает христианину. Ведь я полагаю, что этот ангел имел власть над теми, кто не обрезан из [иудейского] народа и вообще из тех людей, кто чтит единого [Бога]-Творца. И он имел [над ними] власть до тех пор, пока Иисус не воспринял тела 214 . Когда же Он воспринял его, и тело Его было обрезано, тогда была упразднена вся власть этого ангела над теми, кто был обрезан в этой религии 215 . Ибо Иисус лишил его власти благодаря [Своей] неизреченной Божественной природе. По этой причине Его ученикам запрещено обрезание и заповедано: «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» ( Гал.5:2 ). 49 . Далее [следует сказать, что] иудеи гордятся, как чем-то великим, не тем, что воздерживаются от свинины, но тем, что они узнали природу чистых и нечистых животных и поняли причину того, почему свиньи принадлежат к нечистым животным. К тому же все это были символы чего-то совсем иного вплоть до пришествия Христова, после которого одному Его ученику, который еще не понял [истинного] смысла этих [законов] и утверждал: «Я никогда не ел ничего скверного и нечистого», было сказано: «То, что Бог очистил, ты не почитай нечистым» ( Деян.10:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Слава, и ныне, праздника, глас тойже: На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Слава, и ныне, праздника, глас тот же: На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! И отпуст. И отпуст. ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ НА УТРЕНИ На Бог Господь: НА УТРЕНИ На Бог Господь: Тропарь праздника, глас 1: Тропарь праздника, глас 1 На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. (2) На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! (2) Слава, тропарь святаго, глас той же: Слава, тропарь святого, глас тот же Во всю землю изыде вещание твое,/яко приемшую слово твое,/имже боголепно научил еси,/естество сущих уяснил еси,/человеческия обычаи украсил еси,/царское священие, отче преподобне,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. По всей земле прошел голос твой,/ибо приняла она слово твоё:/им ты истины веры богодостойно изложил,/природу всего существующего изъяснил,/человеческие обычаи благоукрасил, –/царственный священник, отче преподобный,/моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: и принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании: укрепил родство, чтобы они не открылись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали; показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: не вемы, откуду есть ( Иоан. 9:29 ), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, егда исполнишася осмь дний, да обрежут ( Лук. 2:21 ) дитя, – Иисус ожидал увеличения органа. Егда исполнишася осмь дний, так как закон повелевает обрезывать в восьмой день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботою. Спросим же иудеев: суббота – покой: этот день – совершенный отдых; почему восьмым днем вытесняется седьмой? Почему восьмой день становится выше седьмого? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; Церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть, Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в шестой день? почему не в девятый или десятый? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же – истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения; а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысься до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов. 8-й день обрезание; 8-й – также и воскресение; а крещение – образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных – к более духовным. Поэтому пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший не нарушить закона, но исполнить ( Матф. 5:17 ), был обрезан вместе с иудеями. Посему Евангелист говорит: исполнишася Ему осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему, Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся Он во чреве ( Лук. 2:21 ). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали, показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» ( Ин.9:29 ), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать» ( Лк.2:21 ) дитя, – Иисус ожидал увеличения органа. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать», так как закон повелевает обрезывать в 8-й день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботой. Спросим же иудеев: суббота – покой; этот день – совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой? Почему 8-й день становится выше 7-го? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же – истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысись до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов. 8-й день – обрезание; 8-й – также и воскресение; а крещение – образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных – к более духовным. Поэтому, пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос , пришедший «не нарушить... закон, но исполнить» ( Мф.5:17 ), был обрезан вместе с иудеями. Посему евангелист говорит: «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост – оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравия; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пиянства, этой матери блуда. Пиянство не приемлет Господа. Пиянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (из твор. св. Ефрема Сирина ). 17. Пример тайного поста Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды, и за угощения изнурял себя долговременным постом («Ч.-М.» 19 января). 18. Небесная награда трудящимся в низшем звании Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанности низшего звания, представляется нам в житии пр. Евфросина, жившего в 9 веке в странах амморейских близ Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост Что такое пост Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (свт. Василий Великий , 8, 6–7). Источник. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранех совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника, ибо без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном (свт. Василий Великий , 8, 10). Источник. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу... Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо... Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Посту... радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). Источник. ...Посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). ...После того как враг, приразившись ко Христу, отступил от мужественной плоти, побежденный сорокадневным невкушением пищи; к большему посрамлению преткнувшегося в сем опыте, дан закон о вожделенном истощании в подвигах (свт. Григорий Богослов , 16, 142). Источник. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие... спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага (свт. Иоанн Златоуст , 47, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010