В законах Моисеевых есть немало заповедей о милосердии и об учреждениях, к нему относящихся. Современных нам Евреев упрекают в беззаконном ростовщичестве, – нужды бедных людей, занимающих у них деньги, они обращают в средство для неправедной наживы, назначая непомерные проценты и требуя дорогих закладов за незначительную ссуду. Закон Моисеев, на котором они почивают, не только не благоприятствует, но противодействует этой жадности к корысти. «Если брат твой обеднеет и прийдет в упадок, то поддержи его, пришлец ли он или поселенец. Не бери от него роста или прибыли и бойся Бога твоего. Сребра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» ( Лев.25:35–37 ). Закон позволяет Еврею-заимодавцу брать под залог некоторые вещи, но в сем случае требует, чтобы заимодавец для получения залога не входил в дом должника с намерением взять, что ему понравится, а постоял бы на улице и дождался, когда сам должник вынесет ему залог ( Втор.24:10–11 ). Закон требует, чтобы заимодавец иных вещей совсем не брал у бедных в залог, а другие благовременно возвращал, как необходимо для них нужные, каковы например одежды. «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего (ручного) жернова, ибо таковый берет в залог душу» ( Втор.24:6 ), т.е. лишает бедного возможности молоть для себя хлебные зерна для приготовления себе и своему семейству необходимой пищи. Одежду взятую в заклад Законодатель Господь требует возвращать до захождения солнца, как вещь необходимую бедному для защищения себя во время сна от ночного холода; «ибо она есть единственный покров у него; она единственное одеяние тела его: в чем он будет спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» ( Исх.22:26–27 ; Втор.24:13 ). В каждый седьмой, субботний год, Закон повелевает прощать долги, хотя бы заем был сделан недавно. Евреям запрещено было отказывать в одолжении бедным по опасению, что долги пропадут в год субботний. Пусть лучше пропадут, иначе, «если бедный, получив отказ в одолжении, возопиет ко Мне, – говорит Господь, – то будет на тебе великий грех» ( Втор.15:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

106 Главный мотив к этому натянутому объяснению заключается, как сказано выше, в опасении возникновения экономических затруднений от оставления полей без обработки и посева в продолжении двух лет сряду. Натуралистическая тенденция этой теории указана была выше и там же показана ее несостоятельность. Здесь мы дополним только связанное, указав причины несостоятельности такой теории в ее частном применении к юбилейному году. Опасение возможности возникновения экономических затруднений, при полном господстве обычных экономических условий, предполагается самим законодателем ( Лев.25:20 ), но им же оно и устраняется: “Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? – Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года“. ( Лев.25:20–21 ). Следовательно, здесь, кроме рассмотренных нами выше естественных средств Палестины устранить экономические затруднения, полное значение получает теократический принцип, к сущности которого относится, между прочим, и подчинение естественных условий высшему руководительному началу. Преобладание такого начала, понятное и в учреждении субботнего года, становится даже необходимым в учреждении юбилейного года, которое по величию своих задач вполне беспримерное в истории явление. Сущность Моисеева законодательства относительно юбилейного года заключается в требовании восстановления того порядка вещей, который установлен был при разделе земли во владение израильтянам, и от которого он уклонился в своем развитии под влиянием естественноисторических условий. А так как этот порядок состоял в равномерном распределении земли во владение и в личной свободе каждого члена теократического государства, то восстановление его должно было заключаться в возвращении поземельной собственности и личной свободы тем, которые лишились их в суровой житейской борьбе в течение пятидесятилетнего периода. “В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое” и “до юбилейного года пусть работает (брат твой) у тебя, a тогда пусть отойдет от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих”.( Лев.25:13; 40–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Теократически смысл этого закона указан выше: он определяется общим значением субботы, и по отношению к земле выражается в восстановлении той цельности, той девственности (если так можно выразиться), какую она имела при творении (по отношению к евреям при распределении земли), но которой она лишилась в продолжение обработки и истощения ее. Но с теократическим значением субботнего года связывалось много и других его значений, имевших социально-экономический характер. Так «покой земли», повторяясь периодически, в агрономическом отношении имел значение пара, удобрения земли. Удобрение почвы (в собственном смысле) в древности было неизвестно. Поэтому оставление земли в покое, при значительном развитии скотоводства, доставлявшего естественный материал для удобрения почвы (так как стада целый этот год постоянно могли оставаться на полях), служило лучшим средством восстановления истощенной растительной силы земли. Еще важнее и характеристичнее в отношении к общему воззрению Моисеева законодательства на землю и собственность другой закон о субботнем годе, или, точнее говоря, дополнение первого закона о покое земли. Запретив в седьмой год обработку земли и посева на ней, закон продолжает: «Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли. И будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу» (ст. 5–7). Этим законом все произведения земли, выросшие 10 без искусственного ухода за ней, предоставляются в общее пользование, – всем, которые только нуждаются в них, даже те, которые в обычное время, ограничиваемые условиями права собственности, не имеют права воспользоваться ими, без дозволения владетеля или собственника. Теократическое значение этого закона состоит в том, что им как бы восстановлялся тот период человеческой жизни, когда люди, не испорченные еще грехом и не зараженные узкоэгоистическими инстинктами, обособляющими человека в сферу личных интересов, часто затемняющих даже сознание общечеловеческого братства, – не поделенные еще на классы по роду и состоянию, жили общей жизнью и пользовались благами природы на правах полного равенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

Теократический смысл этого закона указан выше: он определяется общим значением субботы, и по отношению к земле выражается в восстановлении той цельности, той девственности (если так можно выразиться), какую она имела при творении (по отношению к израильтянам – при распределении земли), но которой она лишилась в продолжение обработки и истощения ее. Но с теократическим значением субботнего года связывалось много и других его значений, имевших социально-экономический характер. Так «покой земли», повторяясь периодически, в агрономическом отношении имел значение пара, удобрения земли. Удобрение почвы (в собственном смысле) в древности было неизвестно. Поэтому оставление земли в покое, при значительном развитии скотоводства, доставлявшего естественный материал для удобрения почвы (так как стада целый этот год постоянно могли оставаться на полях), служило лучшим средством восстановления истощенной растительной силы земли. Еще важнее и характеристичнее в отношении к общему воззрению Моисеева законодательства на землю и собственность другой закон о субботнем годе, или, точнее говоря, дополнение первого закона о покое земли. Запретив в седьмой год обработку земли и посева на ней, закон продолжает: «Что само вырастет на жатве твоей» не сжинай, и гроздьев с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли. И будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу» ( Лев. 25:5–7 ). Этим законом все произведения земли, выросшие 653 без искусственного ухода за ней, предоставляются в общее пользование всем, которые только нуждаются в них, даже тем, которые в обычное время, ограничиваемые условиями права собственности, не имеют права воспользоваться ими, без дозволения владетеля или собственника. Теократическое значение этого закона состоит в том, что им как бы восстановлялся тот период человеческой жизни, когда люди, неиспорченные еще грехом и незараженные узко-эгоистическими инстинктами, обособляющими человека в сферу личных интересов, часто затемняющих даже сознание общечеловеческого братства, не поделенные еще на классы по роду и состоянию, жили общею жизнью и пользовались благами природы на правах полного равенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В самом деле, не нужно было ни запрягать волов, ни влачить плуга, ни про­водить борозды, ни ожидать целый год плодов, но они имели трапезу готовую, свежую, новую и ежедневную, и самим делом научались евангельской заповеди — не заботиться о завтрашнем дне (Мф.6:34), так как не было никакой пользы от этой заботы, потому что если кто собирал больше, то собранное повреждалось и погибало и служило только обличением любостя­жания. Далее, чтобы не считали манны за дождь, падающий есте­ственным порядком, в день субботний ничего подобного не было; этим Бог внушал им две мысли, именно: что в пред­шествующие дни Он сам производил этот дивный и необык­новенный дождь, и что в этот день Он для того не посылал его, чтобы они невольно научались праздновать день субботний. И не по пище только, но и по одежде, и обуви, и по всему про­чему можно было на самом деле видеть уже тогда исполняе­мыми заповеди, данные апостолам. Они, по распоряжению Божию, не имели ни дома, ни трапезы, ни ложа, ни второй одежды, ни обуви. Видишь, какое сходство ветхого завета с новым. Как после Христос учил апостолов касательно необходимых потреб­ностей, подобным образом и у израильтян устроен был образ жизни, и вся тварь готова была к служению им. Для чего же, скажешь, все это было? Бог хотел поселить их в одном месте вселенной и повелеть, чтобы они постоянно там служили Ему и не создавали ни храма, ни жертвенника ни в каком другом месте вселенной, но только там приносили дары и жертвы, совершали празднества, читали закон и исполняли все прочие священные обязанности. Поэтому, чтобы не подумали, будто и промысл Его ограничивается тем определенным местом служения и будто Он есть их частный Бог, Он предвари­тельно показал силу свою в чужой земле, в Египте, в пу­стыне, где никто не служил Ему, где никто не покланялся Ему; и тварь иногда служила к произведению действий противных ее природе, убеждая самых неразумных приписывать Ему и первоначальное сотворение вещей. Так море одних потопляло, а других спасало; и воздух то наносил град и губил ино­племенников, то приносил манну и питал иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3310...

Вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкой ковчега указывало, что очищения своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания Которого среди Израиля было Святое Святых. Это же вхождение первосвященника во Святое Святых с жертвенной кровью прообразовывало Христа Спасителя, Который, как Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11 – 12 ). Законы святости (Лев. 17:1 – 27:34) Этот раздел, являющийся, по мнению большинства библеистов, частью священнической традиции Пятикнижия, содержит постановления о воплощении в повседневной жизни заповеди Божией о стяжании святости, без которой никто не увидит Бога (см.: Евр. 12, 14 ). Эти повеления говорят о жертвах и пище (см.: Лев. 17:1 – 16 ), семейных отношениях (см.: Лев. 18:1 – 30 ), о взаимоотношениях с ближними (см.: Лев. 19:1 – 37 ), о преступлениях, наказуемых смертью (см.: Лев. 20:1 – 27 ), о святости священников (см.: Лев. 21:1 – 24 ) и совершаемых ими жертвоприношений (см.: Лев. 22:1 – 25 ), о праздниках (см.: Лев. 23:1 – 43 ), о хлебах предложения (см.: Лев. 24:1 – 9 ), о богохульстве (см.: Лев. 24:10 – 23 ), о субботних и юбилейных годах (см.: Лев. 25:1 – 55 ), о благословении исполнителям закона и проклятии нарушителям (см.: Лев. 26:1 – 46 ), о клятвах и десятинах (см.: Лев. 27:1 – 34 ). При истолковании этого раздела книги Левит святые отцы особое внимание уделяли постановлениям о праздниках, а также о субботних и юбилейных годах. Еженедельный праздник – Суббота – была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (см.: Евр. 4:4, 9 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Говорил Он также и сию притчу: «У некоего человека была смоковница, посаженная в винограднике его, и пришел он, ища плода на ней, и не нашел. И сказал он виноградарю: «Се, три года уже, как прихожу я, ища плода на смоковнице сей, и не нахожу. Посему сруби её, чего ради занимает она землю?» Он же, отвечая, сказал ему: «Господин, пощади её и в сей год, пока я не окопаю её и не удобрю навозом. Быть может, принесет она плод? Если же нет, то после сего срубишь её». И был Он в синагоге их в субботу, уча. И се, была там женщина скрюченная, одержимая духом немощи восемнадцать лет, так что не могла она и взгляда поднять. Иисус, увидев ее, подозвал к Себе и рек ей: «Женщина, свободна ты от немощи твоей». И возложил на неё руку, и тотчас распрямилась она и прославляла Бога. Начальник же синагоги, рассердившись, ибо в субботу исцелил её Иисус, говорил толпе: «Шесть дней есть, в кои подобает творить, посему приходите в те дни и будете исцелены, но не в день субботний». Господь же, отвечая ему, сказал: «Лицемер, разве есть из вас хоть один, кто не отвяжет в субботу быка своего или осла от стойла и не отведет к воде? Сию же дщерь Авраама, кою связал сатана на восемнадцать лет, не подобало ли освободить в день субботний от уз сих?» И когда сказал Он сие, устыдились все недруги Его, народ же весь радовался обо всех делах Его славных. Посему говорил Он: «Чему подобно Царство Божие? И с чем сравню его? Подобно оно зернышку горчицы, кое человек, взяв, закопал в саду своем, и оно выросло и стало великим древом, и птицы небесные находили в ветвях его отдохновение». И вновь сказал Он: «С чем сравню Царство Божье? Подобно оно закваске, кою женщина, взяв, спрятала в трех мерах муки, пока не заквасилось всё». И ходил Он по городам и укреплениям, уча на пути в Иерусалим. Рек же Ему некто: «Господи, немногие ли спасутся?» Он же сказал ему: «Стремитесь входить узкими вратами, ибо многие, говорю вам, попытаются войти и не смогут. Когда же войдет Глава семейства внутрь, и запрет дверь, приметесь вы, стоя вовне, стучать в дверь, говоря: «Господи, отвори нам», и скажет Он, отвечая вам: «Не знаю вас, откуда вы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Некоторые другие обычаи, отмена которых была бы преждевременна и неприменима при тогдашней невысокой степени их душевного развития, Моисей все же значительно смягчил. Людям, совершившим иные преступления, за которые они подлежали отмщению со стороны родственников пострадавшего, были открыты «города убежища», где они были ограждены от мстителей. Отдых субботний учрежден для всех без различия, как для свободных, так и для рабов и пришельцев. «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской», — напоминает Господь через Моисея (Исх. 22, 21). Что касается идолопоклонства, которое в тех странах доходило до вопиющих проявлений и было не только оскорблением Бога, но и изменой миссии Израиля и даже отрицанием самого духа нации, то оно наказывалось смертью, как и всякие гадания и волхвования. Моисей настаивал в особенности на ограждении законов, утверждающих брачный союз как основу семьи и общества, хотя он и допускал в некоторых случаях развод — вопреки неразрывности брака. Собственность каждого Моисей ограждает строгими и справедливыми законами. Налог с земли (десятая часть дохода) определен им в пользу священнослужителей, лишенных права владения землей. Семье, лишившейся по задолженности отца ее права на доход с земли, право это в субботний год возвращается, так что дети ограждены от полного разорения их своими отцами. Не имел также отец, как это было впоследствии у римлян, права жизни и смерти над детьми своими. Бедным оказано обязательное покровительство милостыней в их пользу. Доброе обращение предписывается даже и в отношении к животным. Все эти законы Моисеевы хотя и не служат высшим выражением нравственности, при сопоставлении их с законом Христа, Который завещал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 38—44), но имеют целью исправление народа и приготовление его к восприятию истины в высшем, окончательном ее значении и вместе с тем освящают древний союз Израиля с Богом своим.

http://pravoslavie.ru/2812.html

Покажи же нам ты, опытный и сведущий в священных книгах, покажи, где тут три дня и три ночи, в которые Иисус Христос был в числе мертвых? Ибо вот мы видим, что Он был в числе мертвых только три часа пятка, ночь на субботу, потом целый день субботний, а в ночь на день недельный Он и воскрес. Насчитай мне целых три дня и три ночи, и мы посмотрим, какие они; ибо в самом деле между смертию и воскресением прошел только один целый день и одна целая ночь. — Но между тем нельзя сомневаться в том, что сказал Спаситель наш: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли» (Матф. 12:40). И действительно, если мы будем считать время с того часа, в который Он преподал тело Свое в пищу, и кровь Свою в питие, то выйдет три дня и три ночи следующим образом: ночь была в тот час, в который удалился Иуда из общего собрания Апостолов, и одиннадцать учеников вкушали тело и пили кровь Спасителя нашего. И так вот одна ночь, которая была на пяток. Отселе все время до шестого часа, в который осудили Его, составляет один день и одну ночь. Далее три, часа, в которые была тьма, т. е. от часа шестого до девятого, и три часа по прошествии тьмы составляют другую ночь и другой день: таким образом вышли уже два дня и две ночи. Наконец целая ночь на субботу и целый день субботний дополняют число трех дней и трех ночей, в которые Господь наш был в мертвых. Ибо в ночь на день недельный Он уже воскрес из мертвых. Кроме сего Пасха иудейская, совершалась в четырнадцатый день — день и ночь: и наш великий день страстей есть пяток, четырнадцатый день — ночь и день. Потом, после Пасхи, Израиль в течение семи дней, ел опресноки, даже до двадцать первого дня месяца: a мы в продолжение стольких же дней совершаем праздник Пасхи Спасителя нашего. Они вкушают опресноки и дикие (полевые) травы: а Спаситель наш отверг чашу горечи, смешанную с желчью; ибо Он принял и уничтожил всю горечь языков тем, что вкусив не захотел пить. Сверх того иудеи из года в год воспоминают в душах своих грехи свои: а мы творим воспоминание страданий и распятия Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010