Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются Вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом: 1) Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде; 2) родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста; 3) Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения; 4) Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября, – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают Вселенские панихиды. Кроме Вселенских понихид, существуют общие: 1) Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник; 2) поминовение усопших воинов – 9 мая и 11 сентября – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь , подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. При посещении могил близких следует договориться заранее со священником о совершении им панихиды и литии. Если такой возможности нет, то, придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию по чину для мирянина. По желанию можно прочитать акафист 128 об упокоении усопших. Затем можно прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» – пережиток язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Старообрядцы. – Авт. Моленная – у старообрядцев: помещение без алтаря для молитвы и совершения богослужения. Беглопоповцы, или, как они себя называют, «по проезжающему священству», не имея собственных архиереев, за большие деньги сманивали с приходов православных священников и прекрасно обеспечивали их, так как среди держащихся этого толка в Хвалынске, как и в других местах, были богатые купцы. Такой священник, разумеется, оставлял приход тайно – «бежал» и большую часть времени разъезжал по своим новым прихожанам, так как решающихся продать свою совесть всегда было немного, и «приходы» их занимали большие территории. Отсюда и происходят оба названия. – Авт . Благословленная – единоверческая. – Авт. Интересно, что единственный продавший свою совесть священник носил фамилию, которая может показаться нарочито выдуманной для отрицательного персонажа, – Вшивцев. Я было заменила ее, но и менять нельзя: другие-то все – под своими именами. – Авт. Пожарную каланчу. – Авт. Троицкая родительская суббота (суббота перед Днем Святой Троицы) и Димитриевская родительская суббота (26 октября/8 ноября), дни особого поминовения усопших. Радоница (вторник второй седмицы по Пасхе) – день особого поминовения усопших. Стихарь – длинное облачение с широкими рукавами. Носят не только священнослужители, но и прислуживающие в алтаре (алтарники). Момент литургии, когда Святые Дары в алтаре переносятся с жертвенника на престол. Этот случай произошел позднее, уже на моей памяти, так что Евдоким Лукьянович не мог вспомнить о нем, но борьбу за благоговейное отношение к Святым Дарам отец Сергий вел всю жизнь. Характерный случай произошел еще позже, Великим постом. Наташа, стоявшая вместе с другими детьми в первом ряду причастников, заторопилась и опустилась на одно колено. Отец Сергий, чтобы не нарушать торжественного настроения, в это время ничего не сказал, а дома заметил: «Что-то у нас причастница сегодня только на одно колено встала». – Авт. Чем дальше, такие моменты повторялись все чаще, а под конец служения отца Сергия чтение тайных молитв «разговорным» голосом, слышным в передних рядах молящихся, стало обычным. – Авт.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Кроме этого, на данную субботу может быть перенесена заупокойная служба с мясопустной субботы, но только в двух редких случаях: если в саму мясопустную субботу случится Сретение Господне (ближайший такой год – 2031) или храмовый праздник. § 2.2. Суббота мясопустная Седмица перед Неделей мясопустной существенных особенностей не имеет, достойны внимания только две особенности, отмеченные в Типиконе в заключительном абзаце статьи, посвященной Неделе о блудном сыне (впрочем, обе они касаются и следующей седмицы – сырной): – кафисмы читаются по летнему расписанию; – в соответствии с замечанием Типикона, канон Богородице из Октоиха на повечериях мясопустной и сырной седмиц не поется 14 . Суббота перед Неделей мясопустной (она же – предпоследняя суббота перед Великим постом) – одна из двух суббот, именуемых вселенскими родительскими (другой такой день – Троицкая суббота). Службы этих двух дней во многом уникальны, а сами мясопустная и Троицкая субботы занимают особое положение в годичном круге богослужения. О значении заупокойного поминовения в дни вселенских суббот много размышляет святитель Афанасий (Сахаров) . Он указывает, что наше привычное отношение к этим субботам как к родительским и стремление в эти дни исключительно вознести молитвы за усопших сродников – заблуждение, вызванное незнанием глубинного смысла этих суббот. Основной акцент в службе этих двух дней сделан на молитве за всех усопших православных христиан: «…Святая Церковь , представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких… вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его,– молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века» с. 40] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Также она посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Это тоже очень важно, потому что тема будет звучать у нас в заупокойном богослужении. Мы боимся Страшного Суда и трепещем грозного изречения Судии и Бога о себе недостойных. Но мы ведь будем поститься, говеть и каяться не только ради страха наказания. Мы ощущаем ещё непреодолимую тоску и печаль по утерянному Раю, по утерянной родине. Ибо настоящая родина для каждого человека – это Рай, Едемский сад, который Господь насадил, сотворив человека и поселив туда наших прародителей. Пока человек не вернется в Райский сад, не стяжает Царствие Небесное, он странник и пришелец. Он любит свое земное отечество, всё делает для его процветания, но его душа, его сердце всегда тоскуют и по утерянной духовной родине  – Раю, Царству Небесному. Поэтому мы будем каяться не только из-за страха осуждения и наказания, но и из горячего сердечного желания вернуться в свою прародину, истинную родину, Райский сад, куда по Божиему замыслу человек и должен быть помещен, где он может полноценно блаженно пребывать. Поэтому плач Адама по прекрасному Раю, который звучит во всех песнопениях в это Прощеное воскресенье, отзывается непреодолимой болью и тоской в нашей душе, подвигает нас просить у Бога прощение своих грехов, приходить на исповедь для покаяния ради того, чтобы вернуться в Райский сад, насажденный Богом Едем. Эта тема наравне со Страшным Судом всегда будет звучать в заупокойных песнопениях. Наше покаяние, молитва – это не только страх, это ещё тоска по утерянной родине. Еще одна Вселенская субботаТроицкая родительская суббота. По структуре богослужения она почти идентична Мясопустной родительской субботе. Она тоже Вселенская, тоже мы молимся о всех усопших православных христианах, ушедших в мир иной без покаяния, с бременем грехов. Почему она правится перед праздником Святой Троицы? Праздник Святой Троицы или сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница, празднуется всегда в воскресенье на 50-й день после святой Пасхи. В субботу перед этим 50-м днем всегда бывает поминовение усопших – Вселенская Троицкая родительская суббота.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

В годовой богослужебный круг Церковью включены и особые дни для торжественного, вселенского поминовения всех от века усопших христиан. 1 . Суббота мясопустная (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей). 2 . Субботы второй, третьей и четвертой седмиц (недель) Великого поста. 3 . Вторник Фоминой недели (то есть недели, наступающей после Светлой Седмицы), называемый Радоницей. 4 . Троицкая суббота пред днем Святой Пятидесятницы. 5 . Димитриевская суббота – перед днем великомученика Димитрия Солунского (то есть перед 26 октября по ст. стилю), когда поминают «православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших». 6 . Поминовение усопших воинов – 9 мая (по н. ст.). 7 . Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 25 января (7 февраля по н. ст.), если этот день – воскресенье, либо в ближайшее воскресенье после него. В синаксаре 32 установление о вселенском поминовении всех от века усопших христиан в мясопустную субботу объясняется так: «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви». Начало молитвенных поминовений усопших в Троицкую родительскую субботу восходит также ко временам апостольским. Объяснение этому находим в содержании праздника и косвенно – в словах апостола Петра, который в день первой христианской Пятидесятницы говорит о Воскресшем Спасителе: Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти) ( Деян. 2; 24 ). В Постановлениях апостольских также говорится, что «Апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых» (книга 5-я, глава 19). В День Пятидесятницы освящающая и совершительная сила Животворящего Пресвятого Духа излилась не только на живущих, но и на умерших. Поэтому и Святая Церковь в День Пятидесятницы молится о всех усопших отцах и братьях. Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (в связи с их достоинством) называются Вселенскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Каково значение дней поминовения усопших? – Дни поминовения усопших освежают в памяти и укрепляют наше сознание, что мы и наши умершие родственники-христиане составляем единый неделимый живой организм, единую живую Церковь. Мы также связаны Духом Жизни и в известной мере зависим друг от друга.   Каковы наши обязанности в дни поминовения усопших? – Наша прямая обязанность в эти дни – молиться в храме и на кладбище, а также творить милостыню за души умерших с глубокой верой, что Господь Бог примет приношение за упокой души тех, кого поминаем.   Какие дни поминовения есть в Православной Церкви? – Дни поминовения бывают личные и общие. Личные дни поминовения совершают члены семьи о своих умерших родственниках. Церковь совершает общие дни поминовения обо всех умерших членах Церкви от ее начала.   Сколько общих дней поминовения в церковном году? – Всего четыре: – перед Великим постом, в субботу мясопустную, – перед Троицей, то есть Троицкая родительская суббота, – перед Рождественским постом, то есть Димитриевская родительская суббота, – на Радоницу. Помимо этих дней, каждая суббота посвящена поминовению усопших, как указано в субботних церковных службах (в богослужебных книгах «Октоих» и «Триоди»).   ГЛАВА 7.   О СВЯЩЕННЫХ ПРЕДМЕТАХ Все, что освящено и посвящено служению Богу, считается священными предметами. Это храмы, священные сосуды для алтаря, хоругви, священнические облачения, богослужебные книги. Самыми важными священными предметами являются крест, иконы и святые мощи.   СВЯТОЙ КРЕСТ Почему крест считается священным предметом? – Потому, что Христос умер на Кресте ради нашего спасения. Испокон веков крест почитается как единое знамя Христианства, знамя победы над сатаной и всеми врагами Христа.   С какого времени христиане используют знак креста? – С апостольских времен. Чем нам помогает крест? – Дает нам надежду в отчаянии, отвагу в страхе, облегчение в боли, свободу в насилии.   Зависит ли эта помощь от материала, из которого изготовлен крест? – Нет, помощь дает Христос через крест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

9. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прп. Александра, игумена Куштского. Прав. Алексия Московского (служба может быть перенесена на четверг, 7 июня) . Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Служба по Цветной Триоди. Примечание. Полиелейная служба прав. Алексия Московского может быть перенесена на четверг, 7 июня (ср.: Типикон, 25 мая, 2-е «зри»). Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «якоже предызъявися в субботу мясопустную, во всем подобне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6-го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6-го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7-й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени). На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6-й – 3, и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...». Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2-й: «И память их в род и род». «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-22/

Троицкая родительская суббота ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ПАСХА ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей) О состоянии души после смерти Православная Церковь учит так: " Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после будущего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно " (Послание Восточных Патриархов о православной вере, член 18). Таким образом, существуют два состояния после смерти: одно для праведных душ, другое для душ грешных. В СУББОТУ перед Пятидесятницей " память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших " . Это поминовение, называемое Троицкой родительской субботой , имеет глубокий духовный смысл. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению. Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит " упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их " . ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

http://zavet.ru/k/px/trirsb.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010