Писал я Вам несколько раз о некоторых недоуменных вопросах церковно-богослужебной практики настоящего времени, но разъяснения их мне тоже не последовало. Я этому, конечно, не удивляюсь, представляя всю Вашу занятость и загруженность отправлением неукоснительным согласно устава своего молитвенного правила, работой по редактированию богослужебных указаний и всякого рода изданий при Патриархии, личным участием в комиссиях. Если я, приходский священник, никак не могу выполнить всего, что надо бы было сделать и что себе намечал сам для выполнения, то что же можно сказать при несравнимой широте Вашей работы с моею? А тут еще подоспели нам старость со всеми ее склерозами, быстротой утомляемости, ослаблением памяти и всего прочего. Я ведь один на приходе, очень часто служу, иногда почти сплошь всю неделю (четверг и суббота у меня литургии с акафистами св. Николаю, препод[обному] Пафнутию плюс полупраздники церковные да заказные обедни по покойникам), а тут требы всякого рода, которых немало. В выходные дни по воскресеньям прямо разрываюсь иногда на части: домой прихожу в шесть-семь часов вечера, прямо валюсь в изнеможении на постель, хорошо еще, если нет обедни в понедельник, а то когда же готовиться? Вот и хожу усталый, ни отдохнуть, ни почитать, ни летом побродить по бору, искупаться в реке – местность у нас очень красивая. Счетоводную часть опять-таки я веду сам, отнимает это тоже много времени. У своих родных почти не бываю. Но что меня окончательно давит, так это ремонты и всякие хозяйственные вопросы. Я в этом совсем не сведущ, собрались мне все пожилые инвалиды 914 – ни сил, ни ловкости, ни уменья, ни связей что-либо достать из материалов у нас нет, вот и выкручивайся как знаешь. Правда. Господь помогает, молящиеся все довольны, я лично совершением богослужения у нас в храме удовлетворен и, если бы не было всяких хозяйственных забот, лучшего и не пожелал бы. Надо бы, конечно, иметь второго священника, но трудно сейчас найти подходящего себе по настроению, а то, пожалуй, не только не будет никакой помощи, лишь одна неприятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Люди прекрасно понимают, откуда дует ветер, и куда. Начало формы Параллельно, 12 января 2018 г. - «Редактор одной из крупнейших газет штата Вермонт в США Burlington Free Press был уволен после критического высказывания в адрес решения властей штата ввести графу «третий пол» в водительские права. Как сообщает американская газета Christian Post, Денис Финли написал в своем Твиттере, что это решение «делает нас на шаг ближе к Апокалипсису». Параллельно,18 января 2018 г., сайт «Секрет фирмы»: «Пять лет назад Лоунер был обанкротившимся риелтором, мужем и отцом двух дочерей. Сейчас он летает на личном джете из Нью-Йорка в Москву и из Лос-Анджелеса в Лондон, чтобы организовывать маскарады, где можно заняться сексом с незнакомцем, оходить кого-нибудь плёткой или посмотреть на эротические ритуалы за бокалом дорогого шампанского... « " Санктум " - это раскрепощённый мир желаний, которые незачем скрывать от таких же, как вы, искателей приключений, азартных исследователей чувственного опыта». - «Хочу уточнить, это ЛГБТ- френдли вечеринка?- спрашивает Дарья Кушнир , редакторка (так обозначено на сайте ) .- Да. Мне не важно, какого вы цвета, национальности или ориентации. Это не играет никакой роли в нашем решении принимать или не принимать вас в наш клуб. Я думаю, наши вечеринки склоняются к гетросексуальности в том, как мы их презентуем. Я понимаю, откуда этот вопрос». Ну конечно же, заголовок: «Мои секс-вечеринки спасают браки», кто б сомневался. (Кстати «вечеринка» в Москве назначена на вечер-ночь 23 марта, когда Великим постом на 24-е будет праздноваться Суббота Акафиста, Похвала Богородице, рогатый подстроил). Из всех щелей лезет это непотребство...Прошедшей осенью, незадолго до «Нуреева»: секс-скандал, гей-лобби в гнезде либерализма, Высшей Школе Экономики, омерзительное видео, которое посмотрели миллионы сограждан, где совокупляются два гомосексуалиста, один из них - г-н Фрумин, руководитель Института образования НИУ ВШЭ, который сегодня является одним из ключевых модераторов российской системы образования (!!!) . Фрумин - основная фигура на этом направлении. Он является правой рукой Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ, который проявляет активное внимание к проектам Института образования НИУ ВШЭ и считается куратором Фрумина. У них очень тесные отношения: Фрумин часто сопровождает Кузьминова на совещаниях в Правительстве и Администрации Президента. Также у Фрумина доверительные отношения с экс-министром финансов, куратором КГИ Алексеем Кудриным, что позволяет ему пользоваться связями в кругах российской элиты. (Инет).

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

Наш богослужебный Устав знает два вида мелодии: «подобен» и «самогласен». Пение на «подобен» положено в седмичные дни и малые праздники. Почти все стихиры святым и некоторые Богородице положены на «подобен», тогда как в великие, особенно Господские праздники «подобны» встречаются только на малой вечерни и на «хвалитех» – в моменты наименьшей торжественности. Самогласен – это самый широкий вид богослужебной мелодии. Самогласная мелодия назначена Уставом для песнопений дней Господских и других великих праздников, дней Страстной седмицы и наиболее важных песнопений Триоди («самогласен дне») и некоторых святых. Песнопения, положенные Уставом на «подобен», могут иметь и самогласную мелодию: все зависит здесь от степени важности исполняемого в данном случае песнопения и наличия нотных книг. Так, например, стиховные стихиры на Введение, Совет превечный (Благовещение), Небесных чинов радование (самоподобен 1 гласа, он же и Богордичен в неделю на стиховне) в нотных и крюковых книгах имеют и самогласные мелодии, хотя Уставом и положены на «подобен». В крюковой певческой книге «Трезвон» самогласная мелодия дана почти на все стихиры средних и малых праздников, надписанные в Уставе на «подобен». Таким образом, значение «подобнов» почти аналогично значению Общей Минеи. Но самогласные песнопения не могут быть исполнены на «подобен», ибо они не подойдут по важности содержания и по размеру текста. Таким образом, широта мелодии в нашем церковном пении определяется по следующему принципу: больше торжества – шире мелодия. Церковный Устав касается также и степени громкости, и скорости в исполнении отдельных песнопений. Так, Честнейшую положено петь велегласно (громко); «Господи, помилуй» на малой вечерне и полунощнице, – кротко и тихим гласом; Великое славословие при выносе Креста, – тихо и со гласом; троичны – велегласно и косно (медленно); стихи песней – скоро; Блаженны в дни Четыредесятницы – велегласно и косно со сладкопением ; Господи сил.., Се жених…, Взбранной: (Суббота Акафиста), Егда славнии ученицы:, Богородице дево, радуйся: (в дни Четыредесятницы), Христос воскресе:, в начале утрени, – со сладкопением и т.д. 1, 8, 14, 407, 411, 437, 441, 444, 449, 459]. В Четверток Великого канона вся последующая служба правится по скору труда ради бденнаго 434].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Кто с жадностию ест и пьет и сверх потребности, хотя и с аппетитом, тот ест и пьет не силу, а бессилие для тела и души, ибо многоядение расслабляет. Всё делай: слушай, читай, говори, работай – с размышляющим сердцем. Когда враг будет обуревать тебя сомнением и боязнию пред и по причащении или в другое время, например при чтении молитв, вспомни, что это делает хулитель величия и святости Божией, и презри его козни, успокоясь в сердце своем, а унывать и не думай. Рыбы, как питательной пищи, грубящей, одебеляющей сердце, лучше не есть, а есть растительную или довольствоваться чаем с булкой. Помни, что и сытость хлеба и изобилие вина довели Содом и Гоморру 66 до величайшего нечестия и забвения Бога. Всех я необразованнее, невежественнее, потому что необразованное, невежественное сердце имею, склонное к гордыни, высокомерию, ложному стыду, злобе, зависти, скупости, жадности. Многие простые, необразованные мужички в этом отношении гораздо лучше меня (Иван Шиков). Заамвонную молитву читай по утешении всех чувств. Не жалей, что теряешь доход или плату за известное дело, которого ты не можешь по стечению дел исполнить. Это жадность, которая всё готова захватить в свои руки, забрать всё, если б было можно. Не жалей; дело же, которое делаешь, делай нераздвоенным, всецелым сердцем. 12 марта. Благодарю Тя, Господи мой, яко от насилия вражия дважды спасл еси душу мою. (Суббота Похвалы Богоматери. Акафист.) Врагу нашему диаволу больно не хочется, чтобы я высказывал мерзкие содомские грехи, но надо их [на позор] смело выводить, высказывать. Мудрость мира сего буйство есть у Бога: много знают, а заповедей Божиих не знают и не исполняют. Мать моя для меня выше и дороже и честнее всех на этом свете (если она богобоязненна), потому что она моя мать. Доселе ли я не познал своего ничтожества, своей мерзости, своего бессилия для всего доброго, бездны гнездящегося во мне зла (В бездне греховней валяяся 67 ) ; доселе ли я не плачу и не рыдаю о развращении своего сердца, доселе ли я не смиряюсь и не считаю себя хуже всех, последнейшим всех, как превзошедший всех погрешностями, ибо ведый и мудрствуяй согрешал и не престаю согрешать – и тогда, [как] служу непрестанно Богу, совершаю Божественную литургию и причащаюсь часто Божественных Тайн! О, обожение нашей природы! О, простота святая!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хорошо припоминаю, что, получив каноник и Евангелие, я вторую половину воскресенья – первого воскресенья из сорокодневного сидения в ДПЗ – провел в бодром настроении. Я занялся чтением Евангелия и молитвой. До сего в ДПЗ я мог молиться кратко, прочитывал лишь наизусть выученные молитвы. Теперь я прочитал акафист Иисусу Сладчайшему, а вечером – канон Божией Матери и все вечерние молитвы. И легко, легко было на душе. Молитва в ДПЗ доставляла мне величайшее утешение и подкрепляла. Только там я познал истинную молитву, и молился всегда так, как именно нужно, чтобы молитва доставляла успокоение и духовно удовлетворяла. Тяжело, тяжело сделается на душе, слезы не держатся в глазах, станешь молиться, никак себя не заставишь вникать в смысл читаемых слов молитвы, какая-то как бы невидимая сила отталкивает тебя от молитвы, и в руках, и в ногах ощутишь как бы тяжесть, усталость и боль, в голове – кружение. Но все это стараешься преодолеть, и мало-помалу молиться становится легче, а потом молитвой совсем увлечешься, забудешься и даже кончать ее не хочется. И уходишь с молитвы успокоенным, ободренным, с надеждой на все доброе, без всякой боязни смерти и мучений, с забвением о семье, со свалившимся с души камнем, как будто никакой беды тебе не предстоит. Скоро каноник оказался не в состоянии духовно меня удовлетворять. Подошла суббота. Захотелось отправить всенощную и пришлось это сделать пением лишь знакомых церковных песнопений. Долго я боролся с боязнью не только не получить, но и затерять иерейский молитвослов в случае пересылки его из дома ко мне по моей о сем просьбе. Наконец, желаньем иметь его была побеждена боязнь; на риск написал и, к своей радости, через неделю получил. Слава Богу! Теперь я стал совершать и всенощную, не только все выпевая, но и вычитывая; всенощная выходила почти самой настоящей – уставной, и обедница – недурной. В иерейском молитвослове я отыскал ектении о избавлении во узах сидящих, и чтение их доставляло мне опять большую радость и отраду. Раз или два в течение дня я прочитывал их за разными дневными молениями своими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

28 марта 1880. Пятница 4-й недели Великого Поста Утром пришел ризничий о. Митрофана с поздравлением, потом о. Исайя – сказать, что Владыка в воскресенье о. Демкина приглашает на обед. Я взялся свезти к нему приглашение. Поехал к Феодору Николаевичу. Он был в Церкви, исповедывал; мы с Ольгой Петровной раскупорили ящики из Москвы, где, между прочим, отличнейшие воздухи, там же шелковая материя на подрясник, цепочка и ложка от Калининой; ложку я тут же подарил маленькой Людмиле. Пошел потом к обедне в Инженерном, застал половину. – Пообедавши у Феодора Николаевича и прочитавши два экземпляра речи и проверивши, отвез одну в редакцию «Нового Времени», где не взялись всю напечатать, а обещались выдержку, другой экземпляр – в редакцию «Церковно-Общественного Вестника». Встретил Ивана Михайловича Павловского, товарища по Семинарии о. Владимира. Поповицкого не застал; он бывает дома по вторникам, четвергам и субботам. – «Речь будет напечатана», – сказал Павловский. – К Демкину; он был в Церкви и исповедывал; не дождался; с детьми напился кофе; Митя распоряжался; о приглашении Митрополита написал записку, оставил ее и ушел к Махову Ивану Васильевичу. Сам он – курьезный тип выдохшегося любителя и знатока Японии, немало эксплуатировавшего именем ее (карта, монеты). Семейство порядочное; просидел и проболтал об Японии часа два; старшая дочь – Наташа, гимназистка, подарок нашим ученицам обещалась послать. К десяти часам вернулся домой. 29 марта 1880. Суббота 4-й недели Великого Поста В одиннадцать был на Акафисте; служил Преосвященный Варлаам; я сослужил. – После, попросив лаврскую лошадь, посетил графиню Ламберт, генерала Лошкарева, с ним княгиню Багратион; на минуту Путятиных, Кованько и вернулся к всенощной домой; заезжал еще к Маденокоодзи, так как и он просил известить, когда хиротония. На всенощной был в Крестовой. После с Путятиными зашел к о. Амфилохию. О. Митрофан между тем озабочен был достать где-нибудь мне на завтра цветную рясу и у ближайшего о. протоиерея достал. 30 марта 1880. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В молитве пред кондаками и икосами акафиста Божией Матери читается: «О, Мати Царя небесе и земли! прощение всем согрешениям моим испроси, житию моему подаждь исправление, и на кончине от воздушных врагов немятежное пришествие»; «Мертвии Тобою (Богоматерь) оживляются, жизнь бо ипостасную родила еси: немии прежде, благоглаголиви бывают, прокаженнии очищаются, недузи отгоняются, духов воздушных множества побеждаются» (тропарь 4 8-й песни канона в акафисте Божией Матери). В Осьмигласнике воссылаются следующие моления к Божией Матери: В часъ, Дво, конца моег рки м исхити, и сда и и страшнаг испытани, и мытарств горькихъ, и кнз лютаг, Бгомати, и вчнаг (пяток, глас 4, песнь канона 8); «Истязания мя, Пречистая, в час смертный, исхити от бесов» (четверток, глас 4, песнь 6); «В час, Дево, кончины моея руки бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и князя лютаго, и огня вечнаго исхити мя» (вторник, глас 4, песнь 8); «Владычице и Мати Избавителя, Ты предстани мне в час исхода моего, истязуему мне от воздушных духов о яже несмысленною мыслию содеях» (пяток, глас 3, песнь 6); «Егда плотскаго союза хощет душа моя разлучитися, тогда ми предстани, Владычице, и безплотных врагов советы разори, и сих челюсти сокруши, ищущих пожрети мя нещадно: яко да невозбранно пройду на воздусе стоящия князи тмы» (суббота, глас 2, песнь 9). В «Чине на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» читается: «Ныне убо время все живота моего яко дым претече, и предсташа прочее ангели, послании от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостиво» (Требник. Песнь 1, тропарь 2 и 3); «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души» (там же); «Помилуйте мя Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых» (песнь 7, тропарь 2). В каноне ангелу–хранителю: «Да покрыет срам и студ студная и смрадная и мрачная лица вражия, егда смиренная моя душа от тела распрягается» (Канонник, песнь 6); «Да узрю тя одесную окаянныя души моея предстояща, внегда исчезати от мене нуждно духу моему, и ищуща мя пояти, горькия враги отгоняюща» (песнь 9); «Молю тя, хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютаго миродержца» (там же).

http://azbyka.ru/mytarstva-uchenie-svyat...

А без желания жить по Евангелию во чтобы то ни стало и без знания и любви к богослужению, — это все только самообман. — Как быть с молитвой? Молитва в метро и Серафимово правило — реальность для работающего человека? Или надо что-то менять в современном правиле и отношении к нему? — По этому поводу сказано очень много и отцами древности, и подвижниками современности. Наше стремление вычитывать от корки до корки все, что написано в молитвенном правиле в молитвослове, поставило людей в такие условия, что правила именно вычитываются. Правило стало для нас как суббота для еврея. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении». (Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты. СПб., 1865 т.2, с. 181-191.) Я не уверен, что все хорошо понимают смысл прочитанных молитв. И здесь опять же никто не мешает людям разобраться с теми молитвами, которые они читают. Даже произнося «Царю Небесный», многие думают, что «вся исполняяй» значит, что Дух Святой все для нас должен исполнять, а в церковно-славянском языке глагол «исполнять» означает «наполнять собою». Хотя разбираться в молитвах и знать смысл произносимого – первейшая необходимость для христианина. Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва?

http://pravmir.ru/zhit-po-evangeliyu/

Насколько позволяли глаза, писал ответные письма. От Селима Хури известия все хуже и хуже. Дело о ключах и колоннах испорчено окончательно 716 . Всенощная вечером. Крашенье дверей кухонных. Столетник. Чай. Молитвы. Пятница, 8 мая Готовились служить обедню в церкви, похожей на хлевину. А меня смущает мысль, что вот откроется нужда. Тем временем певчие, не дожидаясь, поют все, что следует по порядку, и уже допели до Приидите, поклонимся. Я кричу: «молчать», но напрасно. Уже поют Да исправится великопостное. Я шлю кого-то выгнать с хор (!) негодяев и, не доверяя ему, сам взбираюсь на хоры, точно там никого не осталось более, но зато не осталось и спуска оттуда (а откуда же я взошел!). Экое ведь не любо, не слушай! В 6 ½ обедня. Чай. КС. Чистка разных сосудов. Меблировка и всякого рода поправка номеров 14 и 16-го. Длилось все это до 3-х часов. Обед с компанией. Поправка коридоров. Семен беспамятный. Всенощная с акафистом Святителю 717 . Патриарх с безвременным визитом. Еще крашенье в 16 с огнем. Мука с больным глазом. Соннометание по диванам. Около полночи ветер сломиголовный, продолжавшийся до 3-х часов. Слепая молитва. Суббота, 9 мая Ночью даже подождило. Тихо, но солнышка не видать. 6 ч. Молитвы. Денежный пакет от эфенди с 50 р. без всякого письма. Служение. На чаю только С. Старик Яффский возобновляет дело о прикупке виноградника 718 . Паша уже в Яффе ради встречи гостей. С Як в город. У г-жи Богдановой постигнуты были самоназванной «пануклой» 719 с письмом-яйцом от Сары де-Бове 720 . Речь об иконостасе Елеонском. Мать Антония 721 , уехавшая в Тивериаду. Сидение долгое у Патриарха. Хочет Севастийского сделать Св. Петром, Анфима повысить (!) в Птолемаидские, а Агапия возвратить в Вифлеем. Никодима же прочит в Севастийские 722 . Иорданский едет встречать Грандуков в Яффу. Сцена с Виссарионом, кончившаяся δι τς πακος 723 , тут же обозванным σκλαβι ς 724 . По дороге 15–20 фр. застряло у Nicodem " a. А негодный Φωκιλδης 725 уехал навсегда из Иерусалима и увез или замотал мои книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010