Наличие или отсутствие постов в той или иной культуре носит характер исторический. И сейчас не везде одинаково постятся. Это нормальное явление, живая жизнь Церкви. Возможно, что в Церкви и впредь форма постов будет видоизменяться, но сегодня мы имеем то, что есть по календарю, и принимаем это со смирением и радостью. – Зачастую смысл поста для многих людей сводится к пищевым ограничениям. Почему так происходит и как с этим бороться каждому из нас? – Причины подобного явления можно разделить на субъективные и объективные. Если христианин заглянет внутрь себя при размышлении на такой вопрос, то самокритично и смиренно поймет, что постится недолжным образом. О том, как нужно соблюдать пост, много сказано в святоотеческих книгах. Пост есть ущемление плоти, воздержание, молитва и милостыня, отрыв от земных пристрастий и вхождение в углуб­ленную духовную жизнь. Есть, конечно, и объективные причины тому, о чем вы говорите. В нашем календаре постных дней около двухсот – точнее сказать невозможно, потому что Пасха передвигается. Современный человек не способен двести дней в году на самом деле духовно реализовывать пост. Верующие стремятся соблюдать пост хотя бы формально, то есть кухонно – вкушать не все подряд, а только то, что благословляется. Особой духовной нагрузки здесь нет, конечно… Что греха таить, бывает так: вспоминает человек, что сегодня среда – колбасу возвращает в холодильник, ест только лук и помидоры. Начался четверг – рацион меняется. Какой итог такого поста? Непонятно. Сознавая это, каждый из нас все равно должен стремиться что-то делать иначе. Еще одна причина из числа объективных – сегодня богослужебно в церковном уставе отражен только Великий пост . Дети из одной священнической семьи как-то сказали мне, что он помнится им не столько тем, что они чего-то не ели, а – службами. Великий канон преподобного Андрея Критского , Торжество Православия, Мариино стояние, суббота Акафиста, Страстная седмица – все это, действительно, запечатлевается в человеческой душе, производит в ней свое духовное действие. Остальные же посты богослужебно сейчас никак не выделяются. Конечно, церковный устав предполагает отличие: есть дни, когда не совершается Божественная литургия, когда поется не «Бог Господь…», а «Аллилуиа» и даже произносится молитва преподобного Ефрема Сирина (не вся, наполовину) – однако это сейчас даже в монастырях не практикуется… Повторюсь, что в этом, видимо, заключается еще одна причина того, что современный человек не чувствует той духовной нагрузки во время постов, которая так или иначе ощущается во время Великого… Мне кажется, что богослужебной комиссии стоило бы в наши посты привнести некоторые элементы, которые позволят прихожанам храмов ощущать пост особо. Нужно, чтобы каждый из постов ассоциировался с чем-то особенным, так же, как неразрывно связаны Святая Четыредесятница и покаянная молитва святого Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Е Хвалтъ т ублжающе концы, и зовтъ теб: радйс, свитче, въ немже перстомъ чимъ написас слово чта. мол въ книз жизни рабмъ твоимъ написатис бце. Молимъ раб тво, и приклонемъ колно сердца нашег: приклон ухо тво, чта, и спс ны скорбьм и соблюд вскаг твой градъ, бце. Иный, гласъ Росодательн уб: Пресвтлое бжественныхъ твоихъ мчнкъ, многомлтиве, во свт твоемъ незаходиммъ нын жительстветъ. тхъ млтвами и грхвъ подаждь всмъ, хрт. Коль красно врем намъ далъ гди! въ немже ущедри дшы наш, к блгъ, млтвами стыхъ возлюбившихъ красны и честны стрти тво. Прешедшы многоболзненню брю рабы тво, влко, устрем во пристанище жизни,вопити со всми избранными: блгословенъ бже нашихъ. Бгородиченъ: Закона дател рождша, приснодво, мол ти вс, во врем нын настощее, добр произволющымъ совершати бжественнаг поста Иный, гласъ Блгословенъ бж: Блгословенъ бже, показавый теб страждщы мчнки, прептый и преславный. Блгословенъ бже, страстотерпцы молитвенники къ теб намъ подавый, прептый и преславный. Трченъ: Блгословенъ бже, уб лицы же трем познаваемый,прептый и преславный. Бгородиченъ: Блгословенъ бже, рождейс безсменн и рождшю показавый чистотствющю, прептый и преславный. Стымъ, иже сть на земл удив гдь вс сво въ нихъ. Блгословенъ бже, укротивый и погасивый гнь во слав стыхъ твоихъ, прептый и преславный. Блжени, же избралъ и гди. Блгословенъ бже, смерти въ безконечню жизнь преложивый въ врою послжившы теб. Блгословенъ бже, видй сдй на прептый и преславный. Пснь и. троки блгочестивы въ пещ ржтво бгородичо спсло тогда уб браземое, нын же дйствемое, вселенню всю воздвизаетъ пти: гда пойте, дла, и превозносите во вс вки. Н Ложесны слово вс носщаго носила млекомъ воспитала питающаго вселенню всю, чта, поемъ: гда пойте, дла, и превозносите во вс вки. М Мсей уразм въ кпин великое таинство ржтва твоег: троцы пробразиша вственнйше, посред гн стоще и не палеми, нетлнна ста дво. тмже т воспваемъ во вс вки. О Прежде въ риз блекохомс ржтвомъ твоимъ: и во тьм свтъ видхомъ, свта жилище троковице. тмже т воспваемъ во вс вки. Н тобою живлютс, жизнь бо постасню родила прежде,блгоглаголиви бываютъ: чищаютс, недзи гонютс, дхвъ воздшныхъ побждаютс, дво,человквъ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сейчас как раз период искушений. Пытаюсь мужественно их преодолеть, вернее даже не сколько преодолеть, сколько пережить. Развернул стройку, пытаюсь придать зданию (читайте бараку), которое мы внутри довольно удачно превратили в храм, внешне пристойный церковный вид. С этой целью необжитую часть строения разбираем, а из полученного материала будем строить колокольню. Я потихоньку переквалифицируюсь в прораба, ибо занят поисками людей, техники, стройматериалов, рабочих рукавиц и т. д. и т. п. Активно общаюсь с местными трудящимися массами, вживаюсь в народ. Для полноты образа мне осталось только засмолить цигаркой и начать нецензурно выражать свои мысли. До этого, правда, пока не дошло. Сегодня, кстати, был знаменательный день, расплачивался с рабочими, которые несмотря на перманентные запои все же раскурочили вверенное им строение. Бригада 8 человек, шесть чукчей, двое русских, но по образу мыслей и жизни немного от коренного населения отличающихся, в смысле что такие же алкоголики. Некоторые из этих ребят имеют просто золотые руки, но водка все губит… Четырем из 8 предложил работать дальше, на строительстве колокольни, предложение восприняли с энтузиазмом, но дня три теперь никого не будет, пока все деньги не пропьют. В храм народ почти не ходит, на службах два-три человека. Иногда и вовсе никого, хоть летом служим редко: суббота, воскресенье да два акафиста на неделе. Никак к этому не могу привыкнуть, хотя уже воспринимаю спокойнее, чем в первые месяцы. Все пытаюсь себя успокоить, что для такого места и так не плохо. Видимо, воцерковить безбожное Лаврентия можно только каким-то незаурядным подвижничеством, а с этим… На заурядное-то не хватает. Утешался чемпионатом мира по футболу, но и тут беда — на Чукотке матчи транслировали столь поздно, что сил смотреть не всегда хватало. Интересно, в Академии инспекция благословляла смотреть футбол после отбоя? Иногда мочу сетки в водах бухты Лаврентия, но воды сии у наших берегов безжизненны, редко когда голец-другой залетит. Это не Анадырь, где рыба кишмя кишит. Тут за рыбой надо ехать подальше от поселка, на вездеходе али моторке. Погода, то теплая, то холодная, то туман, то ветер, то в куртке ходишь, а то и в свитере. Разгар лета, в общем-то хорошо. Дождей до последних дней не было, это плохо, тундра стояла сухая, что не предвещало изобилия грибов. Но теперь надежда появилась, то льет, то моросит, не переставая.

http://pravmir.ru/pisma-s-chukotki-svyas...

Кондак 12 Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадут врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 13 О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангел предстатель…» и 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…». МОЛИТВЫ О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормилице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и прпрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/subbota-akafista-s-kra...

Приложение 2-е используется только в седмичные дни на вседневной службе в случае шестеричного святого или без знака в Уставе. В этом приложении выбор Богородична определяется не только гласом, но и днем седмицы. На каждом гласе здесь находятся восемь Богородичных, по два для каждого из четырех дней седмицы (понедельник, вторник, четверг, суббота), тогда как в среду и пяток поются Крестобогородичны, которые полагаются в службах Минеи на ряду, а не в приложении. Первый из двух Богородичных любого седмичного дня, обозначенный «в неделю вечера», «в понедельник вечера» и так далее, поется на вечерне на «Господи, воззвах…» и на стиховне. Другой Богородичен, обозначенный «в понедельник утра», «в четверг утра» и так далее, поется только на утрене на «Хвалите…» (если есть хвалитные стихиры) и на стиховне. Таким образом, во 2-м приложении найти необходимый Богородичен можно в три этапа: сначала определяем глас Богородична (он соответствует гласу стихиры «Славы») и находим его в приложении, затем находим день седмицы и далее выбираем Богородичен в зависимости от того, какая совершается служба (вечерня или утреня). Обратимся к конкретным примерам. Допустим, мы поем стихиры на «Господи, воззвах…» 3 сентября в понедельник. На «Слава» здесь поется стихира 6-го гласа, потому Богородичен также будет 6-го гласа. Открываем 2-е приложение, 6-й глас, находим первый Богородичен, обозначенный «в неделю вечера» (так как стихиры на «Господи, воззвах…» поются на вечерне, совершаемой накануне понедельника). Это будет Богородичен «Архангельски воспоим, вернии…», который и является искомым. Возьмем другой случай. Пусть мы поем стихиры на стиховне на утрене 5 сентября в четверг. На «Слава» здесь поется стихира 8-го гласа, потому Богородичен также будет 8-го гласа. Открываем 2-е приложение, 8-й глас, находим Богородичен, обозначенный «в четверг утра». Это будет Богородичен «Исхити мя, Владычице…», который и является искомым. Приложение 3-е используется во все воскресные дни, а также в праздники святых со бдением, полиелеем и великим славословием. Здесь на каждом гласе находится только по одному Богородичну, который поется после тропарей в воскресные дни на утрене по «Бог Господь…», а в седмичные дни еще на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по славословии. Здесь все просто: какого гласа тропарь (если поются два тропаря, то последний тропарь), такого следует петь и Богородичен (за исключением субботы, когда во всех случаях поется Богородичен уходящего гласа). Например, на полиелейный праздник святого апостола Филиппа (14 ноября), тропарь которого поется на 3-й глас, в любой день седмицы (кроме субботы) на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по «Бог Господь…» и по славословии следует петь Богородичен 3-го гласа «Тя, ходатайствовавшую спасение рода нашего…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Правило стало для нас, как суббота для еврея. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: “Мо­литвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своём спасении” 1 . Я не уверен, что все хорошо понимают смысл прочитанных молитв, но и здесь опять же никто не мешает людям разобраться с теми молитвами, которые они читают. Даже произнося Царю Небесный, многие думают, что вся исполняяй значит, что Дух Святой всё для нас должен исполнять, а в церковнославянском языке глагол исполняти означает на­полнять собою’. А ведь разбираться в молитвах и знать смысл произносимого — первейшая необходимость для христианина. Почему у нас такое стремление всё формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или акафистов в метро, в суете, в беготне — кому нужна такая молитва 2 ? Неужели непонятно, что если у тебя есть возможность помолиться пять минут, а не пятнадцать, то ты помолись пять минут, ПОМОЛИСЬ! Ведь написано в молитвослове, что если ты предстоишь пред Богом, то постой немножечко, подожди, пока твои чувства придут в норму и от сердца тихонечко произнеси: “Боже, милостив буди мне, грешному!”. Ведь если у тебя есть пятнадцать минут на молитву и ты за это время не успеваешь прочитать всё правило, то прочти пять молитв хорошо, а не пятнадцать молитв плохо. Прочти три молитвы хорошо, а не пять молитв плохо.

http://pravmir.ru/zhut-po-evangeliyu/

Δ Кондак 3: Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную,/и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое,/всем хотящим жати спасение, всегда пети сице:/ Аллилуиа . Ε Икос 3: Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети;/младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся,/и играньми яко песньми вопияше к Богородице:/Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;/радуйся, Плода безсмертнаго стяжание./Радуйся, Делателя делающая человеколюбца;/радуйся, Садителя жизни нашея рождшая./Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;/радуйся, трапезо, носящая обилие очищений./Радуйся, яко рай пищный процветаеши;/радуйся, яко пристанище душам готовиши./Радуйся, приятное молитвы кадило;/радуйся, всего мира очищение./Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных к Богу дерзновение./ Радуйся, Невесто Неневестная. Ζ Кондак 4: Бурю внутрь имея помышлений сумнительных,/целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней,/и бракоокрадованную помышляя, Непорочная;/уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече:/ Аллилуиа . И паки кондак: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Чтем от слова акафиста, на даяния два. Таже стихословим Непорочны и ектения. И паки глаголем кондак: Взбранной Воеводе: И другия икосы и кондаки, 6: Η Икос 4: Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие,/и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна,/во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша:/Радуйся, Агнца и Пастыря Мати;/радуйся, дворе словесных овец./Радуйся, невидимых врагов мучение;/радуйся, райских дверей отверзение./Радуйся, яко небесная срадуются земным;/радуйся, яко земная сликовствуют небесным./Радуйся, апостолов немолчная уста;/радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте./Радуйся, твердое веры утверждение;/радуйся, светлое благодати познание./Радуйся, Еюже обнажися ад;/радуйся, Еюже облекохомся славою./ Радуйся, Невесто Неневестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

События Вел. Пятка так ярко раскрывались пред моим внутренним взором, что мне казалось, я сам лично присутствую при них, и слезы умиления тихими струйками орошали мои ланиты. Я плакал. Евангелие читалось мной лично, без напряжения голоса. Господь пожалел меня. В то время, когда я начал читать Первосвященническую молитву 17­й главы, меня внезапно охватил молитвенный дух и, читая, я как бы весь вошел в естество Христово и в Нем молил Бога Отца о пастве и о Церкви. 8 сентября 1974 года (воскресение). За Божественной литургией так был растроган пением и сознанием своего недостоинства, что не мог удержаться от слез во время пения «Тебе поем». Я не смог произнести вслух слова молитвы «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа». Слезы душили меня. А когда я совершил молитву пресуществления Св. Чаши, я обнял Ее и плакал под Ней, прося у Господа помилования... 21 марта 1975 года (пятница). В течение 4­х дней Великого поста я ощущал в гортани своей какую-то неземную сладость, которая укрепляла мои телесные силы и ум держала в Боге. Она настолько сокращала время, что утро и вечер, казалось, вмещались в один час. Господи, недостоин я такой Твоей милости. 20 декабря 1975 года (суббота). Вечером служил всенощную. Настроение у меня было какое-то особенное. Я ощущал внутренний благодатный мир, и мысли мои сосредотачивались в Боге. Почти зримо я видел раскрытие евангельских событий. Видел, как жены­мироносицы спешили ко Гробу рано утром, как двери ада раскрыли свои запоры и выпустили всех праведников. Не хотелось уходить из храма, так хорошо пребывать в доме Божием. 2 января 1976 года (пятница). Утром сегодня объял меня внутренний страх при чтении Евангелия о Втором Пришествии Господа. И так хотелось упасть на землю и рыдать. Очень уж живо отобразилась в моем внутреннем взоре картина Страшного Суда. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Утром же после этого очистил свое сердце исповедью. Почти весь день находился под впечатлением евангельского повествования о Втором Пришествии. Вечером был в храме, читал канон на Повечерии. Провел после утрени общую исповедь и читал с о. Олегом покаянный акафист «Милостиве, помилуй мя, падшего». 4 января 1976 года (воскресение). Перед литургией я почувствовал какое-то физическое расслабление. Такое чувство, будто я теряю сознание. Перед «Милость мира» я даже хотел сказать своим иподиаконам, чтобы они вышли со мной на амвон и поддержали бы меня на случай, если со мной будет плохо. «Боже, помилуй меня, дай силы довершить Таинство». Господь услышал. Во время «Тебе поем» я ощутил, как какое-то тонкое невидимое облако окутало меня всего и согрело мое бедное сердце. Слезы умиления подступили к моим очам... Я внутренне плакал от небесной теплоты и сердцем моим льнул к Пречистым Тайнам, к Спасителю мира. Господи, как хорошо с Тобою быть. Службу закончил бодро. Слава, Господи, Твоему милосердию.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/28/...

Утром, проснувшись, к удивлению моему я припоминала не только напев, слышанный мною ночью, но и самые слова. Целый день, несмотря на множество случившихся житейских занятий, я находилась под необычайным впечатлением слышанного. Отрывками, непоследовательно, припоминались слова, хотя общая связь их ускользала из памяти. Вечером я была у всенощной, то была суббота – канун последнего воскресенья шести недель по Пасхе, канон Пасхи. Но ни эти песнопения, ни стройный хор Чудовских певчих не напоминали мне слышанного накануне: никакого сравнения нельзя было провести между тем и другим. Возвратившись домой утомленная, усталая, я легла спать, но сна опять не было, и опять, только что начал стихать городской шум, около полуночи, слуха моего снова коснулись знакомые звуки, только на этот раз они были ближе, яснее, и слова врезывались в памяти моей с удивительной последовательностью. Медленно и звучно пел невидимый хор: „Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писаньми твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, новый Златоусте: моли Слова Христа Бога, Его же носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние!» На этот раз, несмотря на то, что я усиленно творила молитву Иисусову, пение не рассеивало внимания, а еще как-то неизъяснимым образом и моя сердечная молитва сливалась в общую гармонию слышанного песнопения, и сердце живо ощущало и знало, что то была торжественная песнь, которою небожители радостно приветствовали преставившегося от земли к небесным земного и небесного человека, епископа Игнатия. На третью ночь, с 21 на 22 мая, повторилось то же самое, при тех же самых ощущениях. Это троекратное повторение утвердило веру и не оставило никакого смущения, запечатлело в памяти и слова тропаря, и тот напев, на который его пели, как бы давно знакомую молитву. Напев был сходен с напевом кондаков в акафистах. После, когда я показала голосом, какой слышала напев, мне сказали, что это осьмый глас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы – Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила. Несколько дней в течение 2–6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, «преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева. Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще, один из самых строгих в посте. Напротив, Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего, 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже). Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010