Ст. 8, 9, 10. И бысть слово Господне ко Захарии глаголя: (ст. 9) сице глаголет Господь вседержитель: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату сво­ему, (ст. 10) а вдовицы, и сира, и пришельца, и убога не насилствуйте, и злобы кийждо брата своего да не помнит в серцах своих. С евр.: И было слово Господне к Захарии: (ст. 9) так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый, и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; (ст. 10) вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте; и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Господь, напоминая, что сказано было прежде пророками Иудейскому народу, поясняет, чем можно угодить Ему, и что должно соединять с постом. Т. е., вот, что Я говорил тогда: будьте справедливы и милостивы друг ко другу, особенно, к бедным и беспомощным – к вдовам, сиротам, пришельцам (См. Втор. 6:5; 10:12; 11:13 ; Лев. 19:9–18; 20:7 ; Ис. 1:17; 58:5, 6 ; Иер. 5:28; 7:5; 14:12 ; Иез. 18:8 ; Ос. 12:6 ; Иоил. 2:13 и др.). Здесь не говорится о любви к самому Господу Богу, конечно, потому, что она сама собою предполагается; ибо она есть источник, корень любви и к ближним, всякой, к ним, справедливости и милосердия. Кто любит Бога, тот милостив и к ближним, как Его творению, справедлив на суде и т. п. А кто не любит Бога, тот не любит и ближних. Ст. 11, 12. И не покоришася, еже внимати, и даша плещы презирающыя, и ушеса своя отяготиша, еже не слышати, (ст. 12) и сердце свое учиниша непокориво, не послушати закона моего и словес, яже посла Господь вседержитель Духом своим рукою пророков прежних: и бысть гнев великий от Господа вседержителя. С евр.: Но они не хотели внимать, и отворотились от Меня и уши свои отяготили, чтоб не слышать; (ст. L2) и сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез пророков прежних, за что и постиг их великий гнев Господа Саваофа. Теперь Господь показывает причину плена Иудеев и разорения Иудеи, дабы вперед Иудеи не подражали своим отцам в нечестии, и не навлекали на себя гнева Его, не потерпели бедствий, какие те испытали. Я говорил вашим отцам, а они не слушали и не внимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иер.3:16 . «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «Ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Объясн. Эти слова относятся к вероломным евреям, которые в Ветхом Завете нередко отступали от истинного Бога и Христа не приняли, за что пророк Иеремия обещает евреям находиться в стыде и сраме: ст.20–25, и лишиться Ковчега завета, что мы видим уже исполнившимся. К православным христианам эти слова пророка не имеют никакого отношения, а равно как и применение этих слов к храмам православным, в которых находятся изображения явлений и событий библейской истории, также не основательно, как не основательно было бы применение их к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:29–35:8:11 , виденному прор. Иезекиилем: Иез.41:17–20:25, 43:5 . Иер.7:4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст.10–11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи произвести разрушение храма: ст.13–14 и пленение народа: ст.15, следовательно, в этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как всё-таки он называется «домом Господним»: ст.2, дом, – где «Лицо Моё» и «имя Моё»: ст.10:14, т.е. лицо и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот действительно был разрушен, то всё-таки, по Божию внушению, построен был новый «дом Господа»: 1Ездр.1:1–3:5:2 , а потому совершенно неосновательно приводить в отрицание новозаветных храмов тексты, относящиеся к ветхозаветному храму и народу иудейскому, а не к христианам. Кто дерзнёт, например, сказать, что новозаветный храм сделался «вертепом разбойников»: ст.11.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Ст. 11). Поступая так, неужели не люблю вас, как Македонян, поелику (пусть даже и) принял (вспомоществование) от них? (Ст. 12). Но это сделал я и буду делать до конца, чтобы отсечь повод у тех, кои под такими предлогами хотят подвергнуть порицанию и очернить нас, дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались (такими же), как и мы, у которых есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. (Ст. 13). Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно, — ибо таковые лжеапостолы суть и деятели коварные, преобразующиеся в апостолов Христовых. (Ст. 14–15). Как и сатана различно преобразовался в Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе» (ср.: Мф. 4:5–6. Лк. 4:9–10. Пс. 90:11–12), — так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесяти двух апостолов, коих конец в самом конце будет по делам их, здесь соделанными. (Ст. 16). Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похвалы. Если не так, то хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. (Ст. 17). Ведь и (сам) я знаю, что то, что говорю (скажу), конечно, не говорю (скажу) в Господе [«По повелению Господа», «сообразно Господу»; Вульг. и некот. др.: Deum — «по Богу», «по Божию»] , но как в неразумии, в этом именно месте похвалы (апостола). (Ст. 18). Поелику многие пришли к вам, и были приняты (по синодальному переводу (русскому) : Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться (2 Кор. 11:18)) некоторые из нас. (Ст. 19–21). Если сами вы благоразумны, снисходите вашей мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, как они выставляют самих себя у вас, — так и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поедают вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

А я, как зеленеющая маслина, на веки вечные возложил надежду на милосердие Божие. Во век буду исповедать то, что Ты сделал и буду надеяться на имя Твое, ибо Оно благо пред лицем святых Твоих [ст. 3–11]. В псалме LXI: Народы! надейтесь на Него во всякое время. Излейте пред Ним сердце свое. Бог есть надежда наша. Но сыны Адама – суета, сыны человека – ложь. Они вместе действуют обманом на поддельных весах 5 . Не доверяйтесь злословию и не возлагайте ложной надежды на грабительства. Если будут притекать богатства, то не прилепляйте [к ним] сердца [ст. 9–11]. В псалме LXIII: Праведный будет радоваться в Господе и надеяться на Него [ст. 11]. B псалме LXVIII. Ибо ради Тебя я нес позор; смущение покрыло лице мое. Чужд я сделался братьям своим и пришельцем для сынов матери моей. Ибо ревность о доме Твоем спалила [съела] меня, и позор злословящих против Тебя упал на меня. И в посте оплакивал я душу свою, и это было позором для меня. И я сделал одеждою своею вретища, и сам сделался для них притчею. Против меня говорили сидящие в воротах, и пели песни пьющие вино [ст. 8–13]. И несколько после: Восхвалю имя Бога моего в песни и возвеличу Его в исповедании; и будет благоугодно Богу больше молодого тельца, у которого отростают роги и копыта. Кроткие, видя, будут радоваться. У тех, которые ищут Господа, да будет жива душа ваша, ибо Господь услышал бедных [ст. 31–34]. В псалме LXXII: Ибо вот удаляющиеся от Тебя погибнут: Ты погубил всякого заблуждающегося от Тебя (fornicantem а te). Мне же благо приближаться к Богу; на Господа Бога я возложил надежду свою, чтобы поведать все проповедания Твои [ст. 27–28]. В псалме LXXV: Давайте обеты Господу Богу вашему и исполняйте [их]. Да принесут дары Страшному все те, которые вокруг Его, укрощающего дух князей, Страшного для царей земли [ст. 12, 13]. В псалме LXXVI1: Народ Мой, выслушай внимательно закон Мой. Склоните ухо свое к словам уст Моих. Я буду открывать уста Свои в загадке и буду говорить древние гадания [cm. 1, 2]. И в другом месте: И будут рассказывать сынам своим, чтобы они возлагали на Бога надежду свою и не забывали помышлений Его, и соблюдали заповеди Его [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18-32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 4-я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 8:5-13. 5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, в примере Капернаумского сотника, изображается великая и твердая вера. 1. Обнаружение великой веры. Великая и твердая вера обнаруживает свои свойства: а) в уповании на Божье всемогущество и милосердие (ст.5); б) в пламенной молитве (ст.6); в) в глубоком смирении (ст.7. 8); г) в непоколебимой уверенности во всесильной Божьей помощи (ст.9). 2. Награда великой веры: а) она прославляется Иисусом Христом (ст.10); б) делает нас причастниками небесного блаженства (ст.11. 12); в) получает свое прошение исполненным (ст.13). Независимо от этой главной истины дневного евангелия, проповедник может извлечь из каждого текста особый предмет для церковного собеседования. Ст. 5–6 дают повод рассуждать: О снисходительной любви. Об истинном благородстве. О домовладыке по сердцу Божьему. Ложе больного — училище добродетели. Для чего Господь посылает болезни?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Под условием обращения к Богу обещается Иудеям защита от Ассириян Ст. 8. И Ассур падет не от человеческаго меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. Ст. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господ, Котораго огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. Бог с особенным расположением и попечением окажет защиту Сионскому народу, непосредственно Сам Своею силою поразит Ассириян при стенах Иерусалима, о чем сказано в 37:7, 36–38. Следствия этого благодеяния Божия 1 .Цветущее царство праведного и мудрого царя Гл. 32. Ст. 1. Вот Дар будет царствовать по правде и князья будут править по закону. Ст. 2. И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. Пророк показывает два следствия славного благодеяния, оказанного Богом своему народу в защищении от гордого, сильного Ассура, именно: 1) благополучное, цветущее царствование Езекии, который в это время явился с качествами, достойными царя (ст. 1, 2); 2) покаяние и обращение многих от невнимательности, заблуждения и пороков, которым подвергались прежде (ст. 3–8). Пророчество это не может не приличествовать и благочестивому Езекии, тем более, что это подтверждает и контекст. Выше говорилось о поражении Сеннахирима при Езекии, и ниже в ст. 9, 10 говорится об опустошении, произведенном Сеннахиримом в Ханаане. Но в последующих стихах, особенно с 15. ясно говорится о царстве Мессии. В подобных чертах Пророк изображал Мессию и в 9:7; 11:1–5. В ст. 2 знаменитые качества царя Пророк поясняет тремя подобиями. Первое подобие: И будет оный муж, т. е. царь. как защита от ветра и покров от дождя. Это вообще значит, что а) царь всем своим подданным, особенно благочестивым, которые при нечестивом Ахазе терпели скорби, будет воздавать должное, по всей справедливости, будет защищать от притеснений и скорбей; б) также своим благочестием, надеждою на Бога, и своими молитвами для Иерусалимского народа будет составлять покров от бедствий со стороны Ассириян, которых нападение на Иудею Пророк сравнивает с сильною бурею и наводнением (см. 28:2; 25:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

с 1:5–6; слова: «мучим был» («избит», или «наказуем», как в рус. синод. переводе) ср. с 1:5 или – 6 ст. Слова ст. 5: «ранами Его» – – ср. с 1:6. Слова: «познание Его» (53:11) ср. с 1:3. – Точно также в словах стиха 6-го: «все мы совратились... каждый на свою дорогу» и в ст. 9: «не было лжи в устах Его» заметно близкое сходство с гл. 30:9, 11, где пророк Исаия изображает противоположные нравственные качества современников. Впрочем, само значение страданий народа и Раба Господня несколько сходны. Раб Господа «изъязвлен был за грехи наши и мучим (или «поражаем» ст. 4) был за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (5 ст. ср. 30:6).» Он оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (ст. 11); об Израиле в 27:7–9 говорится, что плодом «поражения» и «наказания» его от Господа будет «снятие греха» и «мир» (26:12, 3, отчасти 27:5–6); само же наказание отличается от «поражения поражавших» Израиля по своему воспитательному и как бы искупительному значению. – С другой стороны, воздаяние от Господа Рабу Господню за Его искупительный подвиг представляет для пророка как бы противоположность судьбе царя Вавилонского. Последний «повержен вне гробницы, как презренная ветвь» (, 14:19), без всякой «чести», приличествующей царю (14:18), за то, что «вселенную сделал пустынею... и пленников не отпускал даром» (14:17). И Раб Господа «взошел, как отпрыск пред Ним и как корень «из сухой земли» 353 , «был презрен и отвергнуть людьми», «Ему назначили гроб со злодеями; но по смерти Своей Он у богатого» (стихи 3, 2 и 9-й главы 53-ей) 354 . Если «семя злодеев, т. е. царя Вавилонского, во веки не помянется» за то, что «он убил народ свой» (14:20); то Раб Господа, хотя при жизни Его никто не хотел «упоминать о Нем» (53:8), «узрит семя, будет долгоденствовать», сделается ходатаем за (самих) «злодеев» (ст. 10 и 12). Тогда как царь Вавилонский встретит во аде между «сильными» и пленниками радость о своей погибели (14:9 и дал.); Раб Господа (по сошествии во ад, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Причины этого суда Божия указаны у Ис.гл. 7, 8; АмОс.1:3, 5; 4Цар.8:12; 17:2 сл. Вторая часть: определение суда Божия на Ефремлян. Первое действие суда Божия: поражение их Феглафелассаром а) Самое определение суда Божия Ст. 4. И будет в тот день, умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. Ст. 5. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. Ст. 6. И останутся у него, как бывает при обливании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог ИзраиЛев.Израильтяне за одинаковое с Сириянами беззаконие подвергнутся вместе с ними одинаковому и наказанию. Пророк, сказав выше о бедствии Сириян, теперь изображает двоякое действие суда Божия на Израильтян. Первое действие суда Божия будет соединено с некоторою милостью; Феглафелассар – совершитель этого суда – хотя поразит Израильтян, но не разрушит их царства (ст 4–6). Следствием этого будет обращение некоторых Израильтян к Богу (ст. 7, 8). Второе действие суда Божия совершит Салманассар, который совершенно опустошит и разрушит Израильское царство (ст. 9–11). Первое действие суда Божия Пророк изображает двояким подобием: 1) подобием тела тучного, но после изсохшего (ст. 4), и 2) подобием жатвы, или обрывания маслин, после которых мало остается колосьев и ягод (ст.5, 6). Изображая жестокость поражения Израильтян Феглафелассаром, Пророк уподобляет оное жатве не на горах, где по неровному местоположению многие колосья могли бы ускользнуть от серпа жателя, но в долине Рефаимской – самой плодоносной, где едва несколько колосьев останется после жатвы. Эта долина Рефаимов, т. е. на которой некогда жили исполины –великорослые ( Быт. 14:5 ; Втор. 2:11 ), находится неподалеку от Иерусалима на юго-западе ( 2Цар. 5:18, 22, 23:13 ). И так смысл этих стихов такой: Израильское царство от поражения Ассириянами истощится в силах, лишится знаменитых мужей, богатства и крепостей, составляющих славу его; останется в нем очень мало людей, и притом бедных; все, что было в нем славного, в это время погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но с стечением времени чувства народа к Соломону изменились. Встретились обстоятельства, которые раскрыли  глаза народа и дали ему почувствовать тягость своего положения. В 11 главе 3 Царств говорится: и полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери Фараоновой, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок (ст.1). Одно это уже было в глазах народа таким соблазном, который колебал уважением к царю, потому что закон Иеговы строго возбранял сынам израилевым вступать в супружества с дочерями иноплеменных народов (ст.2 сн. Исх. 34, 15. 16 . Втор. 7, 3 ). Иегова терпел это отступление от закона, доколе сам Соломон не изменил Ему; на глазах у всех стояло дивное создание Соломона – храм Иеговы, в, котором он молился за народ свой. Но в старости, овладеваемый страстью к женщинам, до того предался им, что они склонили сердце его к иным богам (ст. 4). Из угождения им, он построил в самом Иерусалиме идольские капища для тех божеств, которым они служили (ст. 7. 8). Это угождение простёрлось наконец до того, что и сам он стал служить Астарте, божеству сидонскому, и Милхому, мерзости аммонитской, и пр. (ст. 5). Такое отступление от Иеговы не могло быть оставлено Им без внимания. И разгневался , говорится в книге Царств, Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева (ст. 9). Иегова, дотоле милостивый к Соломону, возвестил ему: что за такое отступление отнимет от него царство и отдаст рабу его, и только ради Давида, отца его, исполнит это после него, при сыне, которому ради же Давида и Иерусалима оставит только два колена (ст. 11–13). Однако ж, и самого Соломона Иегова не оставил безнаказанным, воздвигнув против него врагов и вне и внутри царства (ст. 14–40). Этими печальными событиями, ознаменовались последние годы Соломона, и они кладут мрачную тень на последний период его царствования, который является в совершенном контрасте со всем предшествующим. Возобладание над Соломоном женщин имело своё влияние не на религиозное только чувство царя, но  простиралось несомненно и на дела правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

(Ст. 8–9). Ради сего трижды Господа умолял я, да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать Моя, которая поражает жало твое, ибо сила Моя в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан, поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи, то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. (Ст. 10). Посему благодушествую в немощах, в обидах и… в гонениях… ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. (Ст. 11). Вот, неразумен даже стал я и хвалюсь, поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, принудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас [чтение соответствует сир. переводу и греч. буквально: «ибо подобало вам вступиться за меня»] пред нашими хулителями, ибо в любом из всех даров, которые даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами [ср.: 1 Кор. 15:8–10 и Гал. 2:2, 6] . (Ст. 11–12). Хотя и ничто я по делам моим, знамения однако Апостолов я совершил у вас. И мы явили вам то, что превозносят люди, — мы были у вас во всяком терпении вместе с знамениями и чудесами и силами, которые совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. (Ст. 13). Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я нисколько не отягчил [Эфиоп. (Вальт.): «не пришел (?) к вам»] вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? (Ст. 14). Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. (Ст. 15). Я же преохотно буду тратить и истрачиваться не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всей моей любовью, то почему же я менее любим вами. (Ст. 16). Но пусть я ничем не отягчил вас; может быть, как человек хитрый я благоразумием (лукавством) вас обирал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010