бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24 ). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). «Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?» или «почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?» (Ст. 17). «Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.» (Ст. 18) «О повиновении родителям.» (Ст. 20) «Начало благочестия нужно полагать в юности.» (Ст. 22) «Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.» и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 7:21 ; Иак. 2:26 ; Рим. 2:13 ; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . ( Мф. 5:22–25 ; l Иоан. 3:15 ; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй ( Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй ( Ефес. 4:25 ; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. ( Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. ( Рим. 7:18–23 ; Иак. 1:14–15 ; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи « божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия » ( 2 Пет.1:3 ) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . ( Фил. 2:13 ; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — « ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен » ( 2 Кор. 12:9-10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Ст. 15–17. …Как поступить по закону с царицею Астин?... И сказал Мемухан:... поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими… Опасение, конечно, неосновательное и лицемерное. Так и видно, что раболепный царедворец применяется к страстям своего повелителя и хочет законом утвердить то, что угодно было разгневанному Артаксерксу. Ст. 22. …И посланы были во все области царя письма (указы) ,... чтобы всякий муж был господином в доме своем… Главная цель этих писем, или указов, состояла в извещении народа о низложении царицы. Прибавка же о повиновении жен мужьям, представляющаяся с нашей точки зрения весьма несерьезной и не имеющей государственного значения, имела всю свою важность в древние времена в деспотических государствах востока, где основным началом в семейной жизни был деспотизм мужей, а в жизни государственной – деспотизм царей. Глава 2. Обстоятельства возвышения Есфири а) Царское повеление о собрании молодых и красивых девиц в престольный город Сузы для избрания новой супруги царя (ст. 1–4). б) Известие о Мардохее, его родстве, о времени его пленения и о прекрасной родственнице его, Есфири, взятой им на воспитание, по смерти ее родителей (ст. 5–7). в) Есфирь в царском доме вместе с другими девицами, и предпочтительное внимание, приобретенное ею у Гегая, стража жен (ст. 8–11). г) Двенадцатимесячное приготовление девиц к царю, и обряды, с которыми они являлись к нему (ст. 12–14). д) Явление Есфири к Артаксерксу в седьмой год его царствования, провозглашение Есфири царицей и большой пир у царя, по этому случаю (ст. 15–19). е) Возвышение Мардохея, озлобившее двух евнухов; заговор их против царя, открытый Мардохеем, и казнь их (ст. 20–23). Ст. 7. …И был он (Мардохей) воспитателем Гадассы,– Она же Есфирь... Гадасса – было еврейское имя Есфири; по словопроизводству, оно значит – мирт. Есфирь же – слово персидское, и значит – звезда. Полагают, что это имя приняла Есфирь после того, как приблизил ее к себе царь персидский. Ст. 10. …Не сказывала Есфир ни о народе своем, ни о родстве своем; потому что Мардохей дал ей приказание, чтоб она не сказывала… Очевидно, что при выборе девиц для царского гарема, не считалось нужным собирать сведения, насчет их национальности и происхождения; в противном случае, Есфири нельзя было бы укрыться. Скрывать же свое происхождение ей советует Мардохей для того, чтобы не было ослаблено впечатление на царя от ее красоты; ибо евреи, бывшие пленниками персидскими, внушали к себе презрение за веру и за прочие национальные особенности, резко отделявшие их от язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3 . Господство. Как абсолютный владыка, он требует беспрекословного подчинения и велит «погубить всех, кто не повиновался слову уст его» (ст. 2:3); именуется «господином всей земли» (ст. 2:5). 4 . Власть над стихиями. Народам приказано «приготовить землю и воду» перед его пришествием (ст. 2:7) 868 . 5 . Власть над пространством. Он обещает расселить пленников «по концам всей земли» (ст. 2:9). 6 . Промысел. Он откладывает наказание для некоторых и приказывает Олоферну сохранить их «до дня обличения их (ες μραν λεγμο ατν)» (ст. 2:10). 7 . Жизнь. «Ибо жив я, и крепко царство мое: что сказал, то сделаю моею рукою» (ст. 2:12). В Библии «Живу Я» – формула клятвы, которую использует Бог (ср. Чис 14:28 ). Человек обычно клянется словами «Жив Господь». 8 . Божественность. «Кто же Бог, как не Навуходоносор? Он пошлет силу свою и сотрет их с лица земли» (6:2). «Ибо он сказал – и не напрасны будут слова повелений его» (6:4). Один и тот же глагол еткаХео) употребляется относительно Господа в ст. 8:17 и Навуходоносора в ст. 3:8 πικαλσωνται ατν ες θεν его как 869 . 9 . Единственность. «[Олоферн] разорил все высоты их и вырубил рощи их: ему приказано было истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору, и все языки и все племена их призывали его, как Бога» (3:7–8). 10 . Благость. «Ты найдешь себе спасение; не бойся: ты будешь жива в эту ночь и после... всякий будет благодетельствовать тебе (ε σε ποισει), как бывает с рабами господина моего, царя Навуходоносора» (ст. 11:3–4). Это напоминает благословение Израиля ( Быт 12:3 , Числ 24:9 ). Стоит отметить, что после гибели Олоферна и рассеяния его войска Навуходоносор как бы перестает существовать: ввиду этого все высказывания о нем в первой половине книги оказываются, фактически, фантомными. Он вполне определенно выполняет роль «несущего бога», для которого Олоферн принимает на себя роль посланника, в процессе осуществления своей миссии отождествляющегося с самим посылающим – поначалу в величии, а затем и в ничтожестве 870 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

а) в послании к Филадельфийцам из Троады, в ст. 9, он говорит: «Евангелие содержит нечто превосходнейшее, именно – пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Его страдание и Воскресение. Ибо возлюбленные пророки предвозвестили о Нем, а Евангелие есть совершение...»; б) в послании к Смирнянам, в ст. 5, рассуждая о неверующих, он говорит: «Их не убедили ни пророчества, ни закон Моисеев, и даже доселе не убеждают ни Евангелие, ни страдания каждого из нас»; в ст. же 7 того же послания он дает совет «удаляться таких людей, и ни наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же Евангелию, в котором раскрыто для нас страдание Господа и несомненно доказано Его Воскресение». В своих посланиях, в подтверждение своих мнений, святой Игнатий нередко приводит дословно некоторые места из Евангелий; например: а) в послании к Римлянам, в ст. 6, – какая польза человеку, если весь мир приобретет, а душе повредит ( Мф. 16, 26 ); б) в послании к Поликарпу, в ст. 2, – будь мудр, как змея, и прост, как голубь ( Мф. 10, 16 ); в) в послании к Смирнянам, в ст. 1, – «Господь наш крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду » ( Мф. 3, 15 ); г) в том же послании, ст. 3, – «И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк. 24, 39 ), что Я не дух бестелесный». Семь посланий святого Игнатия дошли до нас в двух списках: пространном и сокращенном. Выше мы привели извлечения из сокращенного списка, но так как и пространный список принимался и принимается за подлинное послание святого Игнатия такими авторитетами, как святой Иоанн Златоуст , святой Григорий Двоеслов , святой Иоанн Дамаскин и К. Тишендорф, то продолжим извлечения из пространного списка посланий: д) в послании к Римлянам, в ст. 3, – если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас... ( Ин. 15, 19 ); е) в послании к Ефесянам, в ст. 8, – Слово стало плотию ( Ин. 1, 14 ); в том же послании, в ст. 5, – неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин. 3, 36 );

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Ст. 2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Ст. 3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Ст. 4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Ст. 5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. Ст. 6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. Ст. 7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие; Ст. 8. и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. Ст. 9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; Ст. 10. у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев. Ст. 11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. Из дыма научно-технического прогресса, помрачающего солнце и воздух до состояния экологической катастрофы, выходит новая (как хорошо забытое старое Вавилонское столпотворение) идеология техно и распространяется с помощью воинственного шума и стука средств массовой информации по всей обезумевшей планете. Она вредоносно властвует над умами и сердцами людей определенное время (пять месяцев), необходимое для подготовки поколения, способного не вразумляться и не раскаиваться от грядущих вразумлений. При этом губительность ее очевидна всем: верующим, говорящим на языке Боговедения, и язычникам, употребляющим преимущественно язык эллинской мудрости. Повелено саранче не делать вреда ни земле, ни траве, а одним только людям, не имеющим признаков господства духа над плотью, не могущих противостоять ее фальшивой обольстительности, всеобщей распространенности и могущественному влиянию. Эта заразная болезнь может миновать лишь тех, кто избегает любого влияния на свою душу духа мира сего.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

1). б) Молитвенный вопль Езекии к Богу о помиловании (ст. 2–3). в) Прибавка 15 лет к жизни Езекии и его исцеление (ст. 4–7). г) Возвращение солнечной тени на 10 ступеней для уверения Езекии в выздоровлении (ст. 8–11). д) Посольство царя Вавилонского к Езекии с подарком и с поздравительным письмом по случаю его выздоровления (ст. 12–13). е) Предречение Исаии о плене Вавилонском (ст. 14–18). ж) Смиренная покорность Езекии судьбам Господним и краткое указание его заслуг общественных (ст. 19–21). Ст. 1. В те дни заболел Езекия смертельно... Из снесения священных сказаний видно, что болезнь постигла Езекию в год нашествия Сеннахирима 658 , и притом, прежде его поражения, как можно заключить из обещания Господня избавить Езекию от руки царя Ассирийского 659 . Ст. 2–3. … И отворотился (Езекия) лицем своим к стене (вероятно, в сторону храма) и молился Господу... И заплакал Езекия сильно… По мнению блаж. Иеронима, скорбь Езекии усиливалась, в особенности, тем обстоятельством, что он еще не имел тогда наследников; так что корень Давидов, от которого надлежало произрасти Мессии, мог истребиться. Через три уже года после этого родился у Езекии наследник Манассия. Ст. 5. ... Я услышал молитву твою, – сказал Господь Езекии через пророка Исаию, – увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя, в третий день пойдешь в дом Господень… В этих словах Писания заключается наглядное доказательство и пример той, в высшей степени отрадной для нас, истины, что наши усердные молитвы могут преклонять самого Господа на милость к нам, и что Свою божественную и неограниченную волю Господь из любви к нам готов, так сказать, ограничивать и изменять, ради нашей, хотя ограниченной, но все же свободной воли. Ст. 11. …И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым (т. е. по солнечным часам, устроенным Ахазом), на десять ступеней… Возникает вопрос: как нужно представлять это чудо, и в чем оно состояло? Тень ли одна только возвратилась назад, или самое солнце приняло обратное движение на горизонте? Последнее, по замечанию преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 30. …И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его… Иоахаз был младший сын Иосии, и потому, восшествие его на престол, помимо старших братьев, объясняют военными дарованиями, которые он в себе показывал и на которые народ весьма понадеялся. Ст. 32. … И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его… Для наглядной характеристики этого царя достойно примечания, что пророк Иезекииль сравнивает его с молодым львом, который еще только учился похищать и пожирать людей, но был пойман, и с кольцом в морде отведен в Египет 690 . Такова, действительно, была участь этого царя 691 . Ст. 33. …И задержал его (Иоахаза) фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме… Полагают, что Ривля есть Анамея Сирская на реке Оронте, а земля Емафская – то же, что страна Амасийская 692 . ...и наложил пени на землю сто талантов серебра и (сто) талантов золота… – т. е. серебра 258,000 р. С., а золота (по славянской Библии один талант – 41,594 р. с.) – 299,594 руб. сер. Ст. 34. …И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима… Таким образом, царь Египетский смотрит на Иудею, как на свою вассальную землю, в которой он полновластно распоряжается царской короной. Перемена имени означает решительное подчинение и рабство тому, кто дает новое имя 693 . Глава 25. Падение царства Иудейского а) Осада Иерусалима при Седекии и голод в городе (ст. 1–3). б) Взятие города, бегство и поимка Седекии, умерщвление его детей, ослепление его и отведение в оковах в Вавилон (ст. 4–7). в) Нашествие Навузардана, военачальника Вавилонского, сожжение города и храма, и переселение народа в Вавилон (шестое переселение) (ст. 8–12). г) Дополнительное замечание об ограблении храма (взятие медных столбов, тазов, кадильниц и проч.) (ст. 13–17). д) Приведение к Навуходоносору первосвященника с несколькими священниками, а также, главного евнуха, главного писца и 60 знатнейших граждан, и казнь их в Ривле, в земле Емаф (ст. 22–26). ж) Освобождение Иехонии из темницы при Евильмеродахе, царе Вавилонском, в 37-й год его переселения (ст. 27–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава эта состоит из двух частей: обличительной (ст. 1–18); и утешительной (ст. 19–33). Обличительная часть разделяется на два члена. Первый член относится к Ефремлянам (ст. 1–7). Второй член относится и к Ефремлянам и Иудеям, которые одобряли совет Ефремлян касательно испрошения помощи у Египтян, или в последствии последовали ему (ст. 8–18). Утешительная часть также разделяется на два члена. В первом члене излагаются благодеяния, которые будут сообщены церкви после освобождения ее (ст. 19–26). Во втором члене изображается строгий суд Божий, который совершится над Ассириянами (ст. 27–33). Объяснение Обличительная часть Член первый, в котором обличается совет Ефремлян касательно призвания Египтян на помощь а) Предложение Ст. 1. Горе непокорным сынам, говорит Господ, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Ст, 2. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою Фараона и укрыться под тению Египта. Пророк от лица Бога возвещает Ефремлянам горе за то, что они составляли совет – вступить в союз с Египетским царем против Салманассара, ткали или устроили покров, т. е. искали покровительства у Египтян, под защитою которых надеялись избавиться от врагов, и упрочить свое благосостояние; а Бога не только не вопрошали об этом, но даже, вопреки всем запрещениям Пророков, послали послов к Египтянам; по своему неверию не просили у Бога помощи, которую Он всегда обещал подавать, лишь бы только они верны были Богу. Ефремляне надеялись больше на помощь людей, нежели на силу Божию. И этим прилагали грех ко греху, т. е. при всем том, что вдались в идолопоклонство и пороки, они еще тяжко согрешали неверием, отвержением надежды на Бога. б) Предсказание о несчастном конце этого совета Ст. 3. Но сила Фараона будет для вас стыдом, и убежище под тению Египта – безчестием. Это потому, что или Фараон отказал в помощи, или войска его не могли отразить Салманассара от Самарии. ( 4Цар.17:4 ). Ст. 4. Потому что князья его уже в Доане, и послы его дошли до Ханеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пророк этим хочет сказать, что лучшие жители земли мало-по-малу истребляются, погибают от всеобщих бедствий; или расхищаются, лишаются имения, отводятся в рабство; в этой земле остаются только немногие, и притом бедные, и вся опустошенная земля как бы исчахла, подобно тому, как больной чахнет, сожигается и постепенно истаивает от гнилой горячки или чахотки. В таком виде Иудея представилась во время гонений за религию и опустошений, производимых Антиохом Епифаном. Член пятый Ст. 7. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все, веселившиеся сердцем. Ст. 8. Прекратилось веселие с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей. Ст. 9. Уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. После того, как Антиох стал нападать на Иерусалим, потом на всех Иудеев – исповедников истинной религии, вся Иудея, подобно вдове, находилась в печали и слезах; все возмутилось и (Превратилось; с осквернением храма и расстройством царства прекратилось всякое веселие Иудеев ( 1Мак. 1, 26, 3, 45, 51 ). Член шестой Ст. 10. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. Ст. 11. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. Ст. 12. В городе осталось запустение, и ворота развалились. Эти несчастия описываются в 1Мак. 3, 45. 1, 40 , 2Мак. 5, 5 и сл. Конец суда Божия Ст. 13. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. Ст. 14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Ст. 15. И так славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. Ст. 16. От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» В этих стихах излагается ограничение суда Божия, – описывается участь и состояние тех, которые избежали Ангиохова гонения и бедствий, и особенно состояние Маккавеев. Исполнение этого пророчества относится к тому времени, когда вся Иудея была опустошаема Сириянами, жители ее были убиваемы и отводимы в рабство, или разбегались по островам Средиземного моря, в Египет, или в южных пределах Иудеи скрывались в скалах и пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010