Говоря о Досифее, Филиппов между прочим замечает, что Досифей, когда оставил Беседный монастырь, – «благочестия ради крыяся, часто прибегал к пустынной некоей Курженской обители, в строение преподобнаго некоего старца Евфросина». Тоже говорит об авторе «писания» проф. В. О. Ключевский , называя Евфросина строителем Курженской обители. 107 По нашему мнению, в этой ссылке заключается недоразумение. «История Выговской пустыни» говорит, действительно, о «преподобном» старце Евфросине – строителе Курженской пустыни; 108 между тем ни откуда не видно, чтобы Евфросин – автор, был строителем Курженской пустыни, не говоря уже о том, что он никоим образом не мог заслужить у поморцев эпитета «преподобного». 109 Из «Отразительного писания» видно только то, что инок Евфросин был из числа учеников известного игумена Досифея. Когда Досифей проживал в Курженской пустыни, а затем в Троицкой, Евфросин находился при нем (– 12, 13, 26). В приписке к трактату значится: «списано с тетрадей, с Минина приносу, с Руси, с Калуги и с Белева, письма старца Евфросина». Следовательно, около 1691 года, когда писан трактат, Евфросин жил в пределах калужских и белевских, что подтверждается и текстом «Писания» (– 107; сн. 52). 110 Манера писать у Евфросина такова, что иногда чтение его становится затруднительным. Автор беседует со многими лицами, но так, что не соблюдает последовательности, к одному лицу обращается в разных местах, иногда даже не называя его по имени, и нигде не отмечает хронологии. Сколько требуется нашей задачею, сделаем здесь пояснения к тексту «Писания», в порядке страниц, исключая те места, по поводу которых или были уже сделаны примечания, или же их удобнее будет сделать ниже. 11: Василий Волосатый «дважды посылал с Ивана Великого письма метать». Из «памяти» Сыскного Приказа от 30 июля 1681 года видно, что 6 января этого года, в праздник Крещения, вор церковный, раскольник, расстрига Гараска Шапочник бросал с Ивановской колокольни, на смущение народа, воровские письма. Сообщниками ему были заонежанин Антон Емельянов сын Хворой и житель Бронной слободы Осип Васильев Сабелкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Apol. Art. III. Resp. 129. Так рассуждают об оправдывающей вере и представители протестантской богословской науки. «Главнейшей и особенно характерной чертой этой (оправдывающей) веры служит в нашей церкви, говорит Scheele, изложивший лютеранско-реформатскую догматику на основании символических книг протестантства (Theolog. Symbolic. Leipz. 1880, Theil. II, S. 61), то, что она (вера) есть fiducia specialis, т. е. личная сердечная уверенность в божественной благодати во Христе. Здесь, следовательно, дело касается не только высочайших и глубочайших сторон человеческого духа, поскольку для себялюбивой и обращенной к земному человеческой природы нет ничего тяжелее решимости, с отрицанием себя и всего тварного, утвердиться исключительно на обетованиях божественной благодати; но с истинной верой нераздельно связано также и нравственное воздействие, некоторое преобразование самого внутреннейшего свойства: там, где любовь Христа заступает место естественного себялюбивого настроения, там вместе с тем вырывается самая сердцевина греха, так что о смертном грехе не может быть и речи, ибо тогда себялюбивая сущность снова бы пустила корни в душе, и оправдание или праведность от веры была бы уничтожена» (сн. еп. Сергия. Прав. уч. о спасении, 26–27 стр.). Должно однако заметить, что такое описание нравственного переворота в душе оправдываемого грешника предполагает в нем высокое нравственное напряжение, а протестантским пониманием оправдывающей веры оно не требуется и не предполагается, как объяснено ниже. 426 «Мы говорим не о праздном знании, какое есть даже у диавола, но о вере, которая противостоит страхам совести, ободряет и утешает устрашаемые сердца... Эта вера, так как она есть новая жизнь, необходимо рождает новые стремления и дела». Apol. Conf. art. III. Resp 108–109 (128–129). 427 «Добрые дела за истинной верой (если только она не мертвая, но живая вера) непременнейше и без всякого сомнения последуют, как плоды доброго дерева». Form. Conc. Р. I, с. IV, 6. 428 Conf. Belg. art.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

420 Рукоп. Флорищ. пуст. 102–675 л. 118 и об; сн. рукоп. сборн. Московск. Синод. библиот. 130 л. 159 и об. 422 Например, по гольфабре вм. по гульфабре, домостроя вм. досмотря, хромового вм. хомового, атлаторского вм. алаторского, выбочетое и др. Там же, стрр. 85. 275. 316. 343. 378. 380 и др. Особенно бросается в глаза несоответствие хронологических данных в заглавиях и концах некоторых грамот, напечатанных в приложении. См. 2–4. 19 и др. 424 Весьма нередко это, т. сказ., своеобразное освещение явлений современной жизни является и глубокомысленным и так сказать эффектно-жизненным. Напр. в конце своего трактата „Истинные и ложные чудеса нашего времени“ автор говорит: „До сих пор на город Петербург смотрели и смотрят, как на град как будто ещё не русский, хотя в нём и собраны все правительственные узлы России, и на всю эту окраину смотрят как далеко ещё не обрусевшую. Кто знает? Может быть, мы присутствуем при знаменательном в нашей истории и преизобильном великих последствий для будущего России процессе внутреннего, глубочайшего, нерасторжимого прирастания всей этой ингерманландской окраины к могучему телу России?! Может быть, теперь только гениальной мысли Петра, прорубившего здесь окно в Европу, даётся свыше истинное и полное осуществление в исполнение великого призвания России не только в отношении её самой, но и других народов! Кто бывал в Кронштадте, или в часовне близь стеклянного завода, видел тоже движение народа, тот же прилив людей со всех краёв России, как до сих пор привыкли мы это видеть в Киеве и Москве. Петербург становится не только государственным и правительственным, но и молитвенным центром России. А известно, что нет крепче уз для народа и государства, как узы религиозные“. (Стр. 126–127). 471 Пропуск в тексте? Слич. Поучение священнослужителям в Никон. Кормч.: „любо святитель без греха быв пред Богом, за сыновний грехи, послан будет в муку“. Ист. Акт. Т. 1, 109. 481 Далее в тексте повторяются слова, помещённые выше: „Внегда же душа моя разрешится от союза плоти сея, вручаю ону душу свою премилосердаго Бога создавшаго ю непобедимому благоутробию, да приимет ю милостивно, яко свое дело; тело же мое окаянное и кости грешныя предаю матери всех, от нея же взято бысть, чая оттуду в последней трубе возстати совершенно“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26     Св. Василий амасийский. Житие его написано Иоанном пресвитером никомидийским, который сам посещал св. мученика в никомидийской темнице и был очевидцем его кончины, а другия сведения получил от Елпидифора и двух спутников диаконов, близких к святителю. Значительный отрывок сего жития приводится в сочинении Евстратия 6 века «о душах умерших» (Bibl. Ратгит ed. 1677. Т. XXVII. 373). Во всем жития писатель показывает себя современником. В слав. минее оно в сокращении, в Деяниях св. (Apr. III, 416 и 50) вполне. В жнтии говорится, что св. Василий усечен 28 марта и брошен в море в Синопе. Мощи обретены в море чрез 25 дней т. е. 21 или 22 апреля, прибыли в Амасию и погребены чрез пять дней т. е. 26 апреля. Итак обретение мощей его в стишном прологе. 30 апреля есть или второе обретение или первое, но неточно в отношении во времени показанное; автором синаксаря около 12 века вместо того, чтобы убавить 5 дней пред 26 апреля, прибавлено 5 дней. Св. Афанасий В. в 1 речи против ариан называет Василия одним из великих защитников православия. Он присутствовал и подписался на двух известных соборах в 314 году гангрском и неокесарийском (Ог. chrism. Le-Quien. I. 524). Бутлер кончину его относит в 319, другие в 321, Болландисты в 323. сн. Штадлера I, 406.     Св. Стефан пермский. Житие его написано Епифанием вскоре после смерти его. В службе, именно: в рукописном каноне (Опис. Рум. Муз. стр. 595) начальные слова, а в некоторых стихах только начальные слоги и буквы 7, 8 и 9 песней представляют следующий смысл: «повелением владыки Филофия епископа рукою многогрешного и не потребного раба Пахомия сербина». Филофей еп. пермский был в 1472—1501 г. В печатной минее хотя сей же канон помещен, но краегранесия не выходит по причине перестановки и опущения некоторых стихов. 27     Св. Симеон иерусалимский. В Деяниях св. (Febr. III. 53) и у Рюинарта (Т. I. 13) из Евсевия по Егезиппу Рюинарт кончину его относит в 104 году, другие в 107 г. У Герцога она относится (Encyklop. XIV, 379) в 109 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Юстинианом) и замечает в них некоторые нравственные беспорядки, напр. то, что воспитанники их свободно ходили (даже были водимы) на всенародные зрелища, одевались в разные неприличные одежды, и из себя самих делали зрелища, когда напр. в начале учения они выходили толпами на площади, и здесь публично, спорами или жребием, разделяли их между собою наемные учители, а по окончании учения сами таким же образом доставали себе занятия в народе, и т. п.; также в школах не мало оставалось еще языческих (названных в правиле еллинскими) обычаев 109 . Св. Отцы осуждают все это, как несообразное с духом чистой христианской нравственности, и даже угрожают отлучением за соблюдение таких обычаев. Сущность и сила правила конечно может относиться ко всем местам и ко всем временам: ибо оно внушает строгость нравов, приличную христианскому воспитанию, во всех школах, какие бы науки в них ни были преподаваемы. 72 . Недостонт мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком; потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался в узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожитсльствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному Апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже ( 1Кор.7:14 ). Общие правила о недопущении в православной Церкви смешанных браков мы уже видели на других Соборах (IV Вселен. Соб. пр. 14. Сн. «Лаодик. Соб. пр. 10, 31. Карфаг. Соб. пр. 30). VI вселенский Собор подтверждает эти правила, выражая, что сочетать разноверный брак, или брак неправославного лица с правоверным, значило бы совокуплять с овцою волка и с частью Христовою жребии грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

153 На Константинопольском соборе 553 г. διαρεσις во Христе было отвергнуто. Как указывалось выше, еще прежде Кирилл Александрийский отрицал, что во Христе есть φυσικ διαρεσις (Ер. 40 ad Асас. Melit., PG 77, 196А), делая различие между допустимым διαφορ (Scholia de incarn., PG 75, Л385С) и отвергаемым διαρεσις (Adv. Nestor. 2, 6, PG 76, 85B). 154 Применительно к антропологии ср.: Григорий Нисский , О душе (PG 46, 157, 12–15, рус. пер. с. 255): «Первым колосом был первый человек Адам, но... с выходом порока естество разделилось на множество ( ες πλθος φσις κατεμερσθη)». 160 Схолии к Церковной иерархии IV (153А и ЦИ, с. 95, сн. 8): «[Даже] если образ неотличим от прототипа и во всем ему подобен, он отличается по сущности... Тождество в обоих отличается от подобия ( ταυττης τ μοιτητι διφορος)». Схолии большей частью принадлежат Иоанну Скифопольскому и в некоторой своей части – Максиму, который в любом случае знал их как читатель. 161 Выполненный Иоанном Скоттом перевод Трудности XLI инкорпорирован им в текст трактата Перифюсеон, где сопровождается комментариями. См.: Иоанн Скотт, Перифюсеон II, 529D- 541С, пер. В.В.Петрова, в кн.: ИФЕ, с. 97–110. 162 Разные значения понятия «тождество» рассматриваются Бальтазаром в Космической литургии (рус. пер. см.: АО 1 (19), 1999, с. 108–109). 163 Мистагогия 13 (PG 91, 692D): «А вслед за этим [Слово] неведомым образом ведет [ревнителей христианского учения], уже познавших все логосы сущего... к непознаваемо непознаваемой Единице ( τν μονδα), соединяя ( νωθντας) их [с Собой] благодатью и по причастности ( κατ μθεξιν) к Себе, уподобляя в нераздельном тождестве по возможности ( μοιωθντας τ κατ δναμιν διαιρτ ταυττητι). 164 Там же, 24 (704D): «Пением «Един свят» и последующим [означается] благодать, соединяющая ( τν νοποιν χριν) нас с самим Богом, и наше родство ( οκειτητα) [с Ним]. Святым причастием пречистых и животворящих тайн воспринимается по сопричастности через уподобление ( κατ μεθεξιν δι μοιτητος) общность и тождество ( κοινωναν τ ε κα ταττητα) с Богом; посредством чего человек удостаивается стать из человека богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

56 «Апостол, приказывая Титу ставить пресвитеров с определенными свойствами, мотивирует это сложностью требований от епископа. Отсюда, на пресвитеров он смотрит, по-видимому, не столько как на пресвитеров, сколько как на кандидатов к епископству». Мышцын В. Устройство христиан. Церкви в первые два века. 1909 г., стр. 240. 57 «Предстояние пред епископом (особенно во время богослужения) – уже само по себе честь без всякого личного отношения к этому делу, и оно дает человеку почетное положение. Предстояние же с особенным внимание к этому по справедливости должно быть вознаграждено и сугубою честию. Далее, особую честь апостол приписывает пресвитерам, трудящимся «в слове и учении». Полянский П. 1-е Посл. апостола Павла к Тимофею. 1897 г., стр. 184. «Из памятника конца II века». «Canones ecclesiast. видно», – пишет проф. Лебедев А. П. , – «что пресвитеры во время совершения евхаристии становились по правую и левую сторону епископа (и престола, примерно так: 12 справа и 12 слева). Пресвитеры совершали евхаристию, это важнейшее богослужение, обязательно вместе с епископом общины». Духовенство древн. всел. Церкви. 1905 г. стр. 69–70. 59 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. 61 Апостол не упоминает о пресвитерах (сн. 1Тим 3 гл.), потому что говорит о лицах административных (диаконы заведывали церковным хозяйством, а епископы всегда управляли Церковью), к каковым пресвитеры не принадлежали. Если пресвитеры своею обязанностью имели предстояние пред епископом и проповедание слова Божия. то в обоих указанных случаях даже излишне было упоминать о пресвитерах. Там же, стр. 186. См. Мышцын В. Устройство христиан. Церкви в первые два века. 1909 г., стр. 241:248и др. 62 Послание 1-е к коринф., глав. 42:44. Перев. Преображенского. Писания мужей апост. 1895 г., стр. 100–101. 66 Творения. Часть 1. 4 письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа. 1891 г., стр. 109–110. 68 Нужно отличать священство духовное от священства таинственного. Со священством духовным никакой власти, никаких прав и никакого служения в Церкви не соединяется. Это священство нарочито не устанавливали ни Христос, ни апостолы, и оно сообщается человеку через таинство крещения. Таинственное священство дается через особое священнодействие христианину, получившему духовное священство. «Ты», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «в купели крещения соделываешься царём и священником и пророком. Царём, повергнув долу все злые дела и умертвив греховные пожелания; священником через посвящение себя Богу, через принесение тела своего в жертву Ему и через духовное заклание самого себя ( 2Тим.2:11 ); наконец, соделываешься и пророком, так как познаёшь будущее, делаешься богодухновенным и запечатленным... Духом Святым». Творения. Том. 10. Бес. 3 на 2-с Посл. к Коринф., Пункт 7. 1904 г., стр. 500.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Родился в Карфагене, под конец царствования Феодосия Младшего. Имея 18 лет от роду, прибыл в Иерусалим, и вскоре принял пострижение от Евфимия Великого (20 янв.). Житию иноческому навык у преп. Герасима (4 марта). По смерти его возвратился в Евфимиеву лавру, из нее перешел в Сукийский монастырь и пребыл в нем более 30 лет; на 70 году удалился в пустыню Натуфа, через 5 лет – в пустыню Руфа, через другие 5 лет – в Сусаким. Преставился в Сукийском монастыре 109 лет, около 557 года. Чет. Минея из Жития, писанного Кириллом. (Vita Memaphrasmea apud Surium b. d. Analecta gr. post Monumenta Cotelerii edita. Paris. 1692. p. 100–127. Act SS. sept. VIII. p. 147) Мес. В. Март. P. В службе канон Стефана. Свв. мученик, иже в Византии. Правоверные, потопленные в море по приказанию Валента. Пролог. Сн. Свед. о Урване, Феодоре и проч. 5 сент. Свв. мучч. Дады, Гаведдаа, сына Савория, царя Персского, и сестры Гаведдааевой Каздои. Дада, вельможа и родственник Сапора, твердостью в страдании обратил к Иисусу Христу Гаведдаа и Каздою. Скончались от лютых мук. Пролог. (Act SS. sept. VIII. p. 127). Март. Р. Преп. Феофана милостивого. Мирянин и женатый, гражданин Газский. До того был нищелюбив, что сам обнищал. Умер от водяной болезни, но из мощей его истекло целебное миро. Пролог. 30 Св. священномуч. Григория, епископа Великой Армении. Парфянин, сродник царей Армянских. Распри и междоусобия соотечественников заставили его удалиться в Кесарию Каппадокийскую, где женился и принял христианскую веру. По смерти жены возвратился в Армению, вступил в службу Тиридата, и вскоре за Христа подвергся мукам. Его бросили в нечистый и глубокий ров, где он провел 14 лет. Оттуда извлекли его, когда лютость царя против христиан превратилась в сумасшествие. Св. Григорий исцелил его и научил вере во Христа. Получив сан святительства от Леонтия, еп. Кесарии Капп., он крестил не только Армян, но и множество соседних племен. Скончался около 325 г., оставив преемником Арестана, своего сына. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 30 sept. Or. Chr. I. col. 1334 seqq. Act SS. sept. VIII. p. 320. S loh. Chrysostomi Opp. XII. 322). Мес. В. Март. Р. Имеет службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

По подобает соблюдать обычай каждый Церкви» (пр. 81). 17 Акт. вст. 1. 104. Архиепископ Геннадий просил при этом митрополита разрешить, чтобы иподиаконам дозволено было вступать в брак после рукоположения. Но это было бы противно правилам вселенских соборов (VI всел. 6). 21 См. инструкцию старостам поповским, данную патриархом Адрианом в 1697 году. ст. 10. 11. 12. в Собр. зак. III. 23 Св. Киприан: ер. 70 Сократ: 4, 22. 6, 2. 7, 26. Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32. Созомен : 8, 2. В книгах апостольских постановлений приводится от имени апостола Петра следующее изречение: πρτος γ φημι Πτρος πσκοπον χειροτονεσθαι, ν πσιν νποπτον π παντς το λαο κλελεγμνον. Iib.8.c.4.cf.Zonar.ad can.6.nicaen. 24 Johannis antioch. nomoc. tit. 7. cf. 165. nov. constit; Collect. eccl. constit. Balsamonis. Iib. 3. cf. nov. tit. 1 §17. ejusdem school. ad. can. 4. chalced. Cf. nov. 123. cap. 1. 25 Vid. Justin. nov. 123. Образцы епископских клятвенных обещаний при поставлении и приветствий государям см. у Леунклавия in Jure graecorom. Iib. 6. respons. 11. сн. Симеона фессалоник. περ χειροτοντν. κεφ. 61. 29 Первоначальный образец исповедания наших епископов, при посвящении их, есть исповедание митрополита Илариона (XI век.) см. в «Творен. св. отцов» прибавл. 1844. ч. 2. 34 Обыкновенно правила эти передаются новопоставленным, – в особенности пресвитерам, – в виде святительских поучений, которых образцы в нашей Церкви находим от самых древних времен. Поучение митрополитов Кирилла и Петра к иереям см. в изд. русс. Твор. св. отц.; другие – общие см. в Акт. ист. 1. 109. См. также Поучение к новопоставленному иерею, изд. от св. Синода в настоящее время, 1843 и др. год. Извлечение из него см. ниже. 41 Первые – законы Юстиниана, последние Льва. Justin. nov. 123. cap. 7. cod. de episc. 3. const. 53. Leonis. nov. 7 et 8. 51 Vid. Demetrii Choniateni archiep. burgar. resp. et Johannis episc. Citri ad episc. Cabasilam ap. Leunclavium in jure graecoromano. Lib. 5. resp. 1. 56 Св. зак. XIV. о предупреждении преступлений против веры, отд. 3. ст. 67. 68. 69. Не уничтожены только престолы в тех часовнях, прежде построенных (до 1826 года), где они дозволены по прежним узаконениям, см. там же и ст. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

764 В Чиновнике, при изложении литургии преждеосвященных Даров, сказано: «после ектении «Рцем вси», и проч., по чину, якоже предписася в литургии св. Иоанна Златоустог о, даже до «Помолитеся оглашении» (Сн. литургию св. Иоан. Злат. В Чиновнике). 765 При архиерейском служении слова: «Помолитеся оглашении Господеви» произносятся иным диаконом (Чиновн.). 766 При архиерейском служении простирают антиминс служащие архимандриты и иереи, и архиерей касается правой рукой антиминса во время развертывания его и творит губою крест над антиминсом и, целовав, полагает на десном крае антиминса, горе (Чиновн.). Возглас же: «Да и тии с нами славят» говорит архимандрит (Чиновн.) или иерей. 767 При архиерейском служении возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» говорит архимандрит (Чиновн.) или иерей. 768 «От сего дне» (среды седмицы крестопоклонной) на литургиях оглашенная ектения сугубая, на преждеосвященных, якоже писася в Служебниках (Тип., послед. среды крестопокл. седм.). 770 В Церковных Ведомостях (1897 г. 4, стр. 109) предложен такой вопрос: в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого пред 2-ою молитвою верных есть оговорка относительно ектении, а в преждеосвященной литургии оговорки нет. Нужно ли произносить эту ектению, если священник один служит? Ответ в том номере этих Ведомостей следующий: когда священник служить без диакона, то из положенной в указанном месте литургии мирной ектении он произносит лишь два прошения: «Миром Господу помолимся» и «Заступи, спаси, помилуй» и возглас. Но ектения во всяком случае должна быть произнесена. Таков ответ на вопрос. На основании этого ответа оказывается, что совершаемое на литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого следует совершать и на литургии преждеосвященных Даров, т. е. на литургии преждеосвященных Даров служащий иерей без диакона должен опускать на ектении прошения. Но можно полагать, не без причины, что то, что указано в литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого о сокращении иереем ектении, не находится в литургии преждеосвященных Даров. В литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Велпкого в прощениях ектении, опускаемых при службе иерея без диакона, заключается моление близкое но своему содержанию к тому молению, которое содержится в тайной молитве иерея при этой ектении – «Миром Господу помолимся». Поэтому и опускаются прошения иереем. На литургии же преждеосвященных Даров содержится моление об ином в тайной молитве иерея (см. выше о молении в ней), об ином в прошениях ектении. Поэтому и ектению не указано иерею сокращать, когда он совершает литургию без диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010