(Ст. 20). И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (ср.:Ис. 65:1). (Ст. 21). К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (не слушающемуся) и противоречащему (ср.: Ис. 65:2).   Глава 11 (Ст. 1). После этого открыл и разъяснил из Писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться, и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? — Никак. Ведь сам я, который был избран, не из него ли? Разве я не Израильтянин из наименьшего [то есть младшего сына Иакова от Рахили (Быт. гл. 49–50)] колена Вениаминова? (Ст. 2–4). Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, который Он предуведал. Тех немногих, которые уверовали, назвал (апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3 Цар. 19:14, 18). (Ст. 5–6). Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. (Ст. 7). Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако не все лишены были его (не все получили в равной мере), поскольку до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, а некоторые совершенно ослеплены до определенного времени. (Ст. 8). Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, — и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ср.: Ис. 29:10. Втор. 29:4). (Ст. 9–10). И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (ср.: Пс. 68:23–24). (Ст. 11). Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду (Втор. 32:21. Ср.: Рим. 10:19). (Ст. 12). Если же через уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, ибо последние вошли через выход первых, — то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками — а не распинателями, благовестниками — а не укоснителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 24) но и оставаться здесь плотью [сир. (Вальт.): «для радости вашей и для умножения веры вашей»] почитаю благом для вашего укрепления. (Ст. 25–26). И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала эта, которой через вас хвалюсь во Христе. (Ст. 27–28). Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, — ибо это конец для них к погибели, а для вас (путь) к жизни и вечному спасению. (Ст. 29–30). Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это как дар предоставлено вам, а именно: не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян. гл. 16), и какой ныне издалека услышали о мне.   Глава 2 (Ст. 1–4). Итак, не превозноситесь скорбями вашими, — и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя. Каждый тайно или явно пусть совершает дело не только свое собственное, но и ближнего своего. (Ст. 5–6). В этом будьте подражателями Того, Кто в образе Бога был прежде облечения плотию, не хищением почитал для Себя быть равным Богу. (Ст. 7). Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22. Мф. 26:67. Мк. 14:65 и Ин. 19:3) в то время, когда Он стал в подобие человеков, но от Девы, а не от семени мужа, и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха. (Ст. 8). И унизил Себя Тот, Кто был равен Богу, — даже до послушания Креста. (Ст. 9). Посему и Бог возвеличил и превознес Его, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, которой Он уничижен был. И даровал Ему имя, которое выше всякого имени, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени? (Ст. 10). В том, чтобы в этом имени Иисус всякое колено поклонялось — небесных, и земных, и преисподних, то есть и мертвые, и живые, и Ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Глава 18 1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви. Притч.18:1 .  Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.: Притч.18:2 .  Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притч.18:3 .  С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение. Притч.18:4 .  Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток. Притч.18:5 .  Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Притч.18:6 .  Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Притч.18:7 .  Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его. Притч.18:8 .  [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] Притч.18:9 .  Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Притч.18:10 .  Нерадивый в работе своей – брат расточителю. Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5 ; Еккл 7.24 ). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей ( Лев.19:15 ; Втор 10.17 ). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 40, ст. 6-10, Иуда и синедрион: «Враги мои говорили обо мне злое: “Когда же он умрет и погибнет с ним имя его?” И если кто из них навещал меня, неправду говорило сердце его; умножал он беззакония свои; уходил от меня, и совещались они. Обо мне шептались рани мои, на меня замышляли злое. Слова беззаконные говорили обо мне: “Неужели спящий восстанет вновь?” Ибо человек близкий мне, на которого я надеялся, вкушавший хлеб мой, поднял на меня пяту» Псалом 44. Первая его половина вся целиком посвящена Христу: «красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век» (ст. 3) и так далее: «Престол Твой, Боже, в век века: ...возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (ст. 7-8). Вторая половина – это часть, посвященная Церкви: «...преста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеянна преиспещренна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (ст. 10-11). Следует заметить, что это место толкуется также применительно к Пресвятой Богородице. Именно из него берется прокимен на Богордичные праздники: «Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века» (ст. 18). Псалом 46, ст. 6 уже упоминался в связи с пророчеством о Вознесении (см. псалом 23) «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Псалом 67, ст. 2: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; ст. 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Апостол Павел: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10). Псалом 68, ст. 10: «ревность дому Твоего снеде мя» – эти слова вспомнили апостолы после очищения Храма Христом. Стихи 13, 18-22 говорят о страданиях Спасителя: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта».

http://sedmitza.ru/lib/text/431339/

Ст. 18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! Молнии, громы, голоса и великое землетрясение означают полную перемену всего существующего порядка вещей. Ст. 19. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Ст. 20. И всякий остров убежал, и гор не стало; Ст. 21. и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая. Вразумляемые таким очевиднейшим образом люди приходят не к раскаянию, а к хулению, что показывает ожесточенность сердец грешников, конец которых описан в следующей главе. Глава 17 Ст. 1. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; Ст. 2. с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. Ст. 3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Св. Андрей говорит: «Пустынею в духовном смысле считаем всякий город или многочисленное, многолюдное общество, виновное пред Богом за опьянение души блудодеянием и другие подобные преступления… Видел же ее сидящею на звере багряном, потому что она, по причине лукавых дел своих, почивает на диаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем содействует отступнику в хулениях против Бога». Ст. 4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; Ст. 5. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Надписание на челе показывает бесстыдство при полноте пороков. Прикрываясь таинственностью и сакральными именами, это богопротивное, погрязшее во грехах общество всегда было и будет до времени учителем мерзких беззаконий для других людей. Именно отсюда являлись и являются пока многочисленные соблазны для малых сих (см. Мф.18:6-7 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

а) Товит припоминает о долге Гаваиловом, и намеревается, для получения оного, послать сына своего в Раги Мидийские (ст. 1–2). б) На прощанье, дает сыну завещания и наставления: а) о почтительности к родителям (ст. 3–4); б) о страхе Божием и благочестии, как главной причине успеха в делах жизни (ст. 5. 6); в) о благотворительности и милостыне (ст. 7–11); г) о чистоте и супружеском целомудрии (ст. 12–13); д) о честности и благожелательности, трезвенности и щедрости (ст. 14–17); е) о скромности, и благоразумии, и преданности в волю Божию (ст. 18–19); ж) Напоследок, Товит открывает сыну о десяти талантах серебра (около 7,500 руб. сер.), числящихся на Гаваиле (ст. 20–21). Наставления Товита сыну своему столь драгоценны для юношей, что они должны бы твердо изучить их и непременно взять за руководственное правило жизии, дабы счастье их было твердо упрочено. Ст. 3. а) …Сын мой! когда я умру, похорони меня, и не покидай матери своей: почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей, и не причиняй ей огорчения. Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе… Итак, первая добродетель, которой должно украшаться юношество, – это почтение к родителям. Оно есть решительный признак благородной души и неиспорченного сердца в юноше, помнящем и ценящем болезни рождения и труды воспитания, из-за него и для него подъятые родителями. Вытекая из естественного и инстинктивного чувства, любовь к родителям в благородных юношах возвышается до сознательного долга и христианской добродетели, снисходительно покрывающей даже недостатки и слабости родителей, и уважающей память их даже по смерти их. Невидимо привлекая на почтительных сынов благословение небесное, эта добродетель является основой их семейного счастья и благополучия житейского, – чему живым примером является добродетельный Товия. Не от того ли, наоборот, так часто юноши не управлены бывают во всех путях своих, и терпят горькие неудачи в жизни, что думают устроить ее сами по себе и без родительского благословения?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 3. «О Сыне Божием, Который родился (το γενομνου – произошел) от семени Давидова по плоти. Ст. 4. «И открылся (το ρισθντος, в славянском: нареченным) Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез (ξ) воскресение из мертвых, о Иисусе, Христе Господе нашем». Большое затруднение для всех переводчиков, как это видно из переводов: славянского, латинского, немецкого и французского, представляет собою в этом стихе слово: ρισθντος. В последних двух переводах неверность понимания этого слова (объявлен) повела к неверности понимания и слов: ν δυνμει. Глагол ριζω образовался из существительного ρος – граница, предел, определение отношений; прямое значение его – отделяю границами, устраняю все недоумения. В настоящем случае мы склоняемся придать глаголу значение: заставляю признавать что-либо точно определенным, несомненным, и предложили бы такое чтение этих стихов: Ст. 3. О Сыне Божием, Который по плоти произошел от семени Давидова, Ст. 4. А по могуществу, по духу святыни, по воскресению из мертвых с несомненностью признан 3 Сыном Божиим, о Иисусе Христе Господе нашем. Ст. 13. «Не хочу, братия, оставить вас в неведении». – Не желаю, чтобы вы, братия не знали. Ст. 18, 19 и 20. См. Правосл. Собес. январь 1884 года и «Чтение греческого текста св. евангелий», предисловие. Ст. 32. «Они знают праведный суд( τ δικαωμα ) Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако же не только их делают, но и делающих одобряют». Δικαωμα (от δικαω – признаю что-либо законным, справедливым, праведным) значит: законное требование, справедливый поступок, праведное решение или определение; оно образовалось так же, как, например, от глагола ποω образовалось ποημα – произведение, поэма. Нам казалось бы более верным передать этот стих так: узнав праведное определение Божие, что поступающие таковым образом достойны смерти, они не только так поступают, но и одобряют тех, кто поступает таковым образом. Глава четвертая Ст. 1. Что же, спросим, отец наш Авраам приобрел по плоти? Ст. 2. Если Авраам оправдался действиями (ξ ργων) 4 ; так это заключает в себе некоторое 5 основание хвалиться (καχημα) 6 , но не имеет отношения к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Св. Апостол обращается к людям всех возрастов, которым прощены грехи ради имени Господа Иисуса Христа; которые познали Его, сделались сильными чрез слово Его, в них пребывающее, и побеждают лукавство и обольщения мирские (ст. 12–14), и увещевает не любить мира, ни того, чтò в чем находится; потому что любовь мирская погашает любовь к Богу. В мире видим мы похоть плоти, похоть очей, гордость житейскую, – и все это не от Бога – и все это преходит, равно как и мир пройдет, – только исполняющий волю Божию пребудет неизменным навсегда (ст. 15–17). Дети! – продолжает Апостол, – время последнее; вы слышали от меня, что пред последним временем явится антихрист; и теперь много антихристов; они к прискорбию нашему вышли из нашего христианского общества (ст. 18 и 19). Вы, помазанные Духом Святым, разумея отличать ложное от истинного, сами можете их приметить. Не лжец ли тот, который не признает Господа Иисуса Христом? Это противник Христов (антихрист), который, отвергая Сына Божия, не имеет и Отца (ст. 22 и 23). Но вы, если сохраняете вам проповеданное, то пребудете в Сыне и Отце, и получите обещанное нам – жизнь вечную (ст. 21 и 25). Пишу к вам для того, чтобы предостеречь от обольстителей. Впрочем у вас есть особенное предостережение – это помазание Духа Божия; оно истинно; пребывайте в том, чему оно научило вас, чтобы, в пришествие Господа, предстать пред Ним непостыдными (ст. 26–28). Если вы знаете, что Господь Иисус Христос праведен, то знайте, что всякий, идущий по следам Его правды, есть Его рождение (возрожден от Него, ст. 29). Смотрите же, возлюбленные, до какой степени простирается к нам любовь Божия: мы можем называться детьми Божиими. Мир не знает нас, потому что не познал Иисуса Христа; – а мы точно дети Божии теперь, и одушевляемся еще высшею надеждой, что будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И эта надежда побуждает нас сохранять себя в чистоте; иначе нельзя нам удостоиться увидеть Чистейшего (гл. 3: ст. 1–3). – Грех есть преступление закона; и потому все грешники виновны как нарушители закона. Сын Божий, безгрешный, и явился для того, чтобы взять грехи наши на Себя, но с тем, чтобы мы пребывали в Нем и более не грешили. А продолжающий грешить (как Николаиты тогдашних времен, носившие имя Христово и проводившие жизнь нечестивую) не приял в себя благодати Христовой и не познал Христа (ст. 4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Иов.11:10 .  Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Иов.11:11 .  Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться. Иов.11:12 .  Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку. Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич). Иов.11:13 .  Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, Иов.11:14 .  и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, Иов.11:15 .  то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Иов.11:16 .  Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. Иов.11:17 .  И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. Иов.11:18 .  И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Иов.11:19 .  Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», – даст ему истинное направление (ст. 13, ср. 1Цар 7.3 ; 2Пар 20.33 ; Пс 77.8 ), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. Иов 8.5–6 ), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, – самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18–19; ср. Иов 5.21–24 ; Лев. 26.6 ; Соф 3.13 ). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 33 ст., 6 гл. под хлебом Божиим разумеется Иисус Христос 592 . Только что разобранными местами Св. Писания не доказывается учение сектантов о духовном причащении, что же касается последующих стихов 48 – 59, 6 гл. Еванг. Иоанна, то они подтверждают учение православной Церкви о таинстве св. причащения, а не сектантский взгляд на это таинство. В 51 ст., 6 гл. Христос говорит: «Я хлеб живой, сшедый с небес; ядущий хлеб сей, будет жить во век; хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Иудеи с недоумением отнеслись к только что приведенным словам Господа: «как Он может, говорили они, дать нам есть плоть Свою»? (ст. 52, 6 гл.) Но Христос ответил им: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиюший Мою кровь. пребывает во Мне, и Я в нем» (ст. 53 – 56). Таким образом, Сам Христос чрезвычайно ясно подтвердил буквальное понимание Своих слов, записанных в 51 ст., 6 гл. Иоанна 593 . Буквально понимает приведенные места и православная Церковь . Относительно ссылки сектантов на 18 – 24 ст. 1 гл. 1 посл. ап. Петра, особенно же ст. 23 – 24, которые сектанты имеют в виду для подтверждения своего ложного учения, нужно заметить, что в указанном месте апостол Петр, призывая христиан к братолюбию внушает им о преимуществах любви духовной пред любовию, основанною на кровном родстве. «Всякая плоть, говорит, св. апостол, как трава, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал». О духовном причащении здесь нет речи. Итак, из рассмотренных мест Св. Писания видно, то, что одни из этих мест не подтверждают сектантского мнения о таинстве св. причащения, а другие – не только не подтверждают означенного мнения, но чрезвычайно ясно подтверждают истинное учение православной Церкви о таинстве св. причащения. Отвергая таинство покаяния, сектанты ссылаются на 10 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010