При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей. Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред смертью победы Иоасу над сирийцами (стихи 14–19) и о посмертном чуде пророка Елисея – воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка (стихи 20–21). Обращение Иоаса к Елисею (ст. 14) тождественно по букве и смыслу с обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении ( 4Цар.2:12 ). На вопрос: «почему пророк возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?» (ст. 15), блаж. Феодорит (вопр. 42; отвечает: «Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел»); в данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя (ст. 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами; направление выстрела к востоку (ст. 17) относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства ( 4Цар.10:33 ). О положении Афека см. комментарии к ( 3Цар.20:26 ); упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память победу Ахава над сирийцами при Афеке ( 3Цар.20:26–29 ). Дальнейшее символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же изъясняется (ст. 18–19); вместо «разгневался» (евр. икцос , ст. 19), LXX: λυπθη, слав. «оскорбе» . 4Цар.13:20 .  И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. 4Цар.13:21 .  И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве ( 3Цар.19:19 ) – около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г. ). По блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9,6:32 ). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной – засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

« Пусть мы сделались недостойными милосердия Божия. …Но, что сделает Он с именем Своим, которое наречено на нас? ».. (ст. 22–25). д) В ответе своем Ангел не столько разрешает недоумение Ездры, сколько утешает его. Утешение в том, во-первых, что « век сей (неустроенный и исполненный всяких противоречий и загадок) быстро спешит к своему исходу », – а, во-вторых, в том, что « награда благочестивых страдальцев так велика в будущем, что нельзя и вместить того, что обещано праведным ». Прикровенный же ответ Ангела заключается в том, что грех , – эта первоначальная причина всех бедствий людских, – как факт, случившийся в области свободы человеческой, не может быть уничтожен насильно, но, как семя, раз посеянное и взошедшее, – должен быть сбережен до определенной Богом жатвы, как бы ни были многочисленны и злы плоды его (ст. 26–32). е) На вопрос Ездры « когда это будет », Ангел отвечает, что на подобный же вопрос праведных душ, находящихся в затворах своих, Архангел Иеремиил отвечал им: « когда исполнится число семян в вас », т. е., когда род человеческий выделит из ссбя задуманное Господом число праведников (ст. 33–37). ж) На вопрос Ездры: « не ради ли грехов живущих на земле не наполняются житницы праведных », Ангел отвечает сравнением. Обиталища душ в преисподней он сравнивает с ложеснами беременной женщины, которые, по исполнении девятимесячного срока, не могут удержать в себе плода. Это значит, что кончина века зависит, единственно, от воли Господа, Который назначил для этого определенный срок, и никто не в состоянии замедлить этого срока (ст. 38–43). з) Как бы, увлекаемый прикровенными ответами Ангела, Ездра вопрошает о времени, оставшемся до кончины, более ли оно того времени, которое уже прошло, или меньше? Ангел отвечает опять сравнением: « как дождь больше капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым » (ст. 44–50). и) Ездра вопрошает, доживет ли он до последних дней, и какие знамения этих дней? Ангел отвечает на первый вопрос неведением, знамения последних дней обещает, отчасти, сказать (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Согласно пророчеству пророка Михея, Мессия должен пасти народ Свой в силе Господней ( Мих. 5:2–5 ), и они будут жить безопасно. В мессианском обещании Ис. 40:10–11 также сказано, что Господь Иегова, «как пастырь… будет пасти стадо Свое». Это полностью согласуется с тем, что учил Иисус о Себе и об овцах: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (ст. 28–29). Иудеи на основании Св. Писания должны были понять истинный смысл ответа Иисуса на их вопрос. Если же они не верили Его словам, то должны были поверить Его чудесным делам, которые свидетельствовали, что Он Мессия (ст. 25). Видя, что они продолжают оставаться в недоумении, Иисус снова указал им на пасторское значение Его мессианства и провозгласил суть Своей мессианской Личности: «Я и Отец – одно» (ст. 30). Но для их ограниченного понятия о Мессии это было настолько неприемлемо, что они в гневе опять «схватили камни, чтобы побить Его (ст. 31). Тогда Иисус спросил: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего: за которое из них хотите побить Меня камнями? (ст. 32). Они с ожесточением отвечали: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом (ст. 33). И действительно, они правильно поняли, что Иисус заявил о Себе, что Он – одно с Богом Отцом, то есть Он такой же Бог, как Бог Отец и един с Ним. Таково правильное значение стиха 30-го в контексте всей 10-ой главы Ев. от Иоанна. Но, хотя иудеи правильно поняли, что сказал Иисус, они это отвергли. Для них это показалось богохульством, и поэтому они решили побить Его камнями. Если бы они поняли Его слова в 30-ом стихе в ином смысле, они не решили бы побить Христа камнями. Сторожевая Башня истолковывает этот 30-й стих в смысле, что будто Христос был одно с Отцом в цели и намерении. Но это не правильно. Если бы иудеи поняли Христа в таком смысле, то не захотели бы побить Его камнями. Но Христос не стал поправлять их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

32). Они тогда уже увидели чудное соответствие между пророчествами и их исполнением, а это естественно было первою ступенью к возбуждению в них веры. Не горело ли сердце наше в нас, когда Он на дороге говорил нам и изъяснял Писание ( Лк.24:32 )? Так говорят сами они о действии речей Иисуса. Это было пробуждение потухшей веры, это восхищенное состояние вследствие возникшей веры. Они не узнали еще своего спутника, но Он уже глубоко подействовал на их душу, так, что им тяжело было расставаться с Ним, и они удерживали Его, говоря: останься с нами (28–29). Теперь Воскресшему не было более нужды оставаться пред этими учениками в Своем (τρα μορφ) ином образе, не было более нужды держать как бы сомкнутыми глаза их, когда внутреннее их око веры способно было узреть Прославленного и когда чрез это они могли стать на высшую ступень веры. И вот как в начале волею Господа глаза их были удержаны, так что они Его не узнали; так теперь Его же волею открылись у них глаза, и они узнали Его. Открылись в то время, когда Он, благословив хлеб, преподал его им (ст. 30–31). Цель явления достигнута, и Он стал невидим для них. Итак, не странным должно представляться нам отношение Иисуса Христа к Еммаусским ученикам, но вполне необходимым. Такого отношения требовало внутреннее состояние учеников и самая цель явления, которая скорее и лучше могла быть достигнута таким способом (ст. 32). Но не одна только указанная цель достигалась чрез рассматриваемое явление; чрез него достигалась и другая высшая цель – приготовление одиннадцати Апостолов к явлению Воскресшего. Пусть здесь Воскресший не дает ученикам такого поручения, как в первом явлении Магдалине; Сердцеведец предоставляет это собственному внутреннему побуждению учеников. И встав в тот же час, говорит Евангелист об Еммаусских путешественниках, они возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними (ст. 33). Было ли это вследствие внутреннего действия Господа на сердца учеников, или вследствие собственного побуждения, – во всяком случае, цель явления достигалась и теперь, как в первом явлении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

31. Ин. 11:31 . Иудеи, которые были с нею в доме и утешали её, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Ин. 11:19 . Пошли за нею и пр.: таков был обычай – сопровождать родственников на гроб, утешать не только в доме, но и на могиле. 32. Ин. 11:32 . Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Ин. 11:21 . Пала к ногам Его: более сильное выражение волновавших Марию чувств, чем у Марфы, о которой сего не повествуется (ср. Лк. 10:39 ; Ин. 12:3 ). Падая к ногам, нередко обнимали и целовали их; вероятно, и Мария в силе чувства своего поступила так. – Если бы Ты был здесь и пр.: те же самые слова, какие произнесла Марфа. Вероятно, в скорби сердца своего они говаривали между собой и повторяли часто эту надежду, что не умер брат их, если бы Господь и Учитель их был с ними во время болезни, и – вот они, не сговариваясь между собою, обе одинаково выражают пред Господом эту надежду свою. Евангелист не говорит, чтобы был ещё разговор между Господом и Марией и, вероятно, такового не было, может быть, потому, что Господь, так глубоко видящий сердца, видел, что с Марией нужно не говорить и поучать, а сочувствовать ей и действовать. А может быть, и потому, что подошли иудеи и вызвали на время в Господе совершенно иное чувство (ст.33). Ср. Феофил. 33. Ин. 11:33 . Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился Ин. 11:38, 13:21 ; Мк. 8:12, 3:5 . 34. Ин. 11:34 . и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. 35. Ин. 11:35 . Иисус прослезился. Лк. 19:41 . Восскорбел духом и возмутился: греческое слово, переведённое словом восскорбел, заключает в себе понятие негодования, гнева и отвращения, причиняемого возмутительным поступком, а слово, переведённое словом – возмутился, заключает понятие содрогания, потрясения; значит, всё выражение точнее будет перевести: возмутился и содрогнулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иез.33:11 .  Скажи им: живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратил­ся от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? Страшная подавленность несчастием не цель ниспосылаемого Богом бедствия, как не цель Его и гибель народа, а его восстановление. Напротив, всякое бедствие, и настоящее (точнее: грядущее ст. 26) в точности только необходимое предостережение, увещание к исправлению поведения, исправлении, необходимиму, чтобы «жить», т. е. войти в состав народа благословенного будущего который пророк стремится образовать (Бертолет). См. объяснение Иез.18.23 и обр. внимание на разницу в выражениях (нежелание буквально повторяться): вопросная форма заменена простым отрицанием; убавившаяся от этого сила отрицания с избытком восполнена клятвой («живу Аз»). «Обратитесь, обратитесь», слав. «обращением обратитеся». Емфазис. Ср. Иез.18.32 . – «Для чего умирать вам, дом Израилев?» Полное ревности об исправлении Израиля, о составлении народа благословенного будущего восклицание, в котором уже чуть-чуть проскальзывает, и сознание достигаемого успеха. Иез.33:12 .  И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день пре­ступле­ния его, и беззакон­ник за беззаконие свое не падет в день обраще­ния от беззакония своего, равно как и праведник в день согреше­ния своего не может остаться в живых за свою праведность. Нравственное состояние человека в момент («день»), когда его постигает суд Божий, решающе, а не его прошлое. Еще не поздно. Сжатое повторение Иез.18.20–21,24 . Иез.33:13 .  Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он по­надеет­ся на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не по­мянут­ся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. Усиление. Если даже спасение и гибель возвещены Богом (разумеется: через пророка), перемена человека может повести к изменению, по-видимому, неотменимого ( Иез.32.18 ) слова Божия (кн. Ионы). Место показывает, как пророки сами смотрели на свое пророчествование. Взят раньше случай с праведником, чтобы потом подробнее остановиться над грешником. Ср. Иез.18.21, 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32–33). Под «домом Иакова» имеется в виду не только израильский народ, но и все духовные израильтяне, то есть потомки Иакова по духу. Патриарх Иаков имел чудное видение: он видел Бога и боролся с Ним, за что был прозван Израилем — «зрящим Бога». И потому вся Церковь отныне называется Новым Израилем или, как сказано в Евангелии, домом Иакова, над которым воцарился Господь Иисус Христос. «И Царству Его не будет конца» (ст. 33). Мы живем вне Царствия Божия только потому, что сами удалились от него по своим грехам и нерадению. Царство Божие уже наступило — Господь Иисус Христос царствует над наследием Божиим. Нет более высшего состояния, чем то, в котором Христос пребывает сейчас, ибо Он не только Своим Божеством, всегда неразлучным с Божеством Отца и Святого Духа, но и Своим человечеством, сподобившимся непостижимой славы, восседает одесную Бога Отца. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (ст. 34). Естественно, Пресвятая Дева знала, что дети рождаются от близости с мужем, и недоумевала, как это может произойти с Ней, давшей обет девства. Это доказывает Ее необыкновенное смирение: вступив в подвиг молитвы за весь мир, Она совершенно ничего не ожидала для Себя. «Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (ст. 35). То есть это произойдет не обыкновенным порядком, но Бог, Который может все, сотворит с Тобой необыкновенное чудо. Для людей, опытно не испытавших действия Божественной благодати и знающих о всемогуществе Божием с чужих слов, благовестие Архангела Гавриила ничего не значит. Однако для Пресвятой Девы Богородицы, познавшей полноту богообщения, слова Ангела были достаточным убеждением. Она понимала значение выражений «сила Всевышнего» и «действие Святого Духа» и сознавала, что с Ней говорит не человек, а Ангел, который не может ошибаться или преувеличивать. «Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (ст. 35), то есть не только действительно будет Сыном Божиим, но и получит такое имя у людей, желающих познать истину.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Совершенно примириться…», ες τλος καταλλαγναι, слав.: «в конец примирится…». Началом возвращения милосердия Божия была описанная победа, Иуды. Совершенным примирением здесь представляется совершенное освобождение от Сирийского ига (ср. VII: 33 и VIII: 5). 2Мак.8:30 И тогда, как Тимофей и Вакхид напали на них совокупно, они избили более двадцати тысяч и легко овладели высокими крепостями; они разделили весьма много добычи по равным частям между собою и увечными и сиротами и вдовами, еще же и старейшинами. «Тимофей и Вакхид» вставляются здесь сразу как-то определенно, точно они уже были упомянуты и известны читателям. На этом основании думают, что в труде Иасона они действительно были упомянуты в качестве помощников Никанора – одновременно с ним. Возвращение рассказа опять к этому Никанору в 34 ст. и особенно – IX: 3 – упоминание Тимофея рядом с Никанором еще более делает правдоподобным это предположение (ср. X: 24). Этот Тимофей мог быть также тем, который (в 1Mak V гл.) выступал, как вождь Аммонитских и Галаадских язычников, против Иуды и был разбит ими (ср. 1Mak V: 5, 8, 28 и д.; 36, 46 и д. 65 ст.). Вакхид не совсем удобно отождествляется с 1Mak VII: 8 и д. Впрочем, он мог мыслиться в неудаче Никанора (ср. 1Mak VII: 8 и 26 ст. и д.), а, может быть, действительно с Тимофеем и Никанором принимал участие в походе на Иуду. 2Мак.8:31–32 Собрав после них оружие, тщательно сложили все в удобных местах, остальную же добычу принесли в Иерусалим. Убили и вождя войск Тимофеевых, человека нечестивейшего, который причинил много бед Иудеям. «Вождя войск Тимофеевых…», τν δ φυλρχην των περ Τιμθεον…, слав.: «И Филарха Тимофеева…» Здесь Филарх – по мнению некоторых – не нарицательное имя («начальник войск»), а собственное имя одного из приближенных ( ο περ Τ…) Тимофея. 2Мак.8:33 Потом, торжествуя победу в отечестве, они сожгли Каллисфена и некоторых других, которые сожгли священные ворота и убежали в один дом, так что эти за свое нечестие понесли достойное возмездие. «Торжествуя победу в отечестве», ν τ πατρδι, т. е. «в отечественном городе», как Mф XIII: 54 , и именно – в Иерусалиме. – О сожжении священных ворот упоминает и 1Mak IV: 33 . – О купцах для покупки Иудеев см. выше – ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее» (ст. 31). Кого Евангелие называет товарищами? Конечно, Бог знает все безо всякого доклада, но мы можем предположить, что это Ангелы, а возможно, и сама действительность, реальные факты взывают к Богу, к Его справедливому суду. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (ст. 32–33). С помощью такого яркого образа Господь Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы мы прощали своих должников если не из чувства милосердия, то хотя бы руководствуясь здравым смыслом. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст. 33–34). Эти истязатели — демоны. Как в этой жизни они истязают нас и всячески уничижают через действие страстей, так и в будущей жизни будут истязать и мучить человека. Но наш долг Богу мы никогда не отдадим. Сказанное здесь «пока не отдаст ему всего долга» значит, что практически этот человек лишился всякой надежды на благополучный исход, потому что вернуть долг никому из нас невозможно. Либо мы будем прощены, либо, если справедливость восторжествует, нам придется вечно отдавать свой долг, то есть вечно страдать. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Итак, мы должны простить нашему брату, но простить не просто на словах, а от сердца. В Священном Писании о сердце многократно говорится как о глубоко сокровенной сущности человека, где он бывает самим собой. Если человек не простит от сердца — значит, он вообще не простит. Если человек не смирится сердцем — значит, он вовсе не смирится. Если человек не очистил свое сердце — значит, весь он не чист. Поэтому нужно простить от сердца. Не только не делать никакого зла нашему обидчику или должнику, в каком бы виде этот долг нам ни представлялся, но и очистить наше сердце от чувства неприязни к ближнему. Ведь Бог требует от нас не только того, чтобы мы никому не делали зла, но и, в особенности, того, чтобы мы ни к кому не испытывали злобы.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

29 И вот они закричали: что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас? 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его; если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, вышедши пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали; и, пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город, вышел на встречу Иисусу: и увидел Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Гл. 9, 1 Тогда Он, войдя в лодку, переплавился обратно, и прибыл в свой город. Ст. 28 Кто такие бесноватые? Это – люди, одержимые злыми бесами или духами, или бесами, которые овладевали их душевными и телесными силами. Бесноватых особенно было много до Христа, так как диавол еще не был поражен Его крестной смертью . Что значит, что бесноватые жили в гробах? Гробы, это – погребальные пещеры у иудеев. В эти-то пещеры обыкновенно укрывались бесноватые, убегая человеческого общества. Ст. 29. Что такое бесы называют мучением для себя со стороны Иисуса Христа прежде времени? Мучение, это – непозволение им мучить людей, так как мучить для них радость. Прежде времени значит то, что демоны думали, что Иисус Христос не станет ждать конца мира и страшного всеобщего суда, чтобы уже тогда осудить их на вечные мучения, а сделает это прежде того времени. Священное писание учит, что злым духам в настоящем веке, до времени страшного суда, попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения со злыми людьми ( 2Петр. 2, 4 Иуд. 6 .) Духи знают это и как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, а потому в повествовании о сем же чуде еванг. Лукою (8, 31) и просят не посылать их в бездну, т.е. в ад. Ст. 31. Почему бесы просили Иисуса Христа послать их в стадо свиней? Для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев, а они потому не приняли бы Христа. Ст. 32–34. Почему же Господь позволил войти бесам в свиней? Не повредило ли это проповеди Иисуса Христа, так как устрашенные сим жители не приняли Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010