Таким образом в словах пр. Иеремии – Давида царя их возставлю им, по сравнению с указанными словами пророков Осии и Иезекииля, в приложении к временам Мессианским, нужно видеть пророчество о воцарении Иисуса Христа, сына Давидова ( 2Цар. 7:14 ; Мф. 1:1 ) на престоле Давида отца своего ( Лк. 1:32 ). 10–11 ст. В виду только что высказанного обетования о восстановлении политической самостоятельности еврейского народа по окончании того плена, которому он в скором времени имеет подвергнуться, – пророк внушает обличаемому им народу, чтобы он не слишком страшился предстоящих ему бедствий. " Посему (сего ради, т. е. в виду высказанного обетования – 8–9 ст.) не бойся и не страшись, Израиль, говорит Господь, ибо Я спасу тебя и потомство твое из земли пленения: и возвратится оттуда Израиль и снова будет жить в мире (почиет), в довольстве (всякаго добра исполнен будет) и безбоязненно (не будет устрашаяй тя, 10 ст. ср. 33:16; 46:27). Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя, ибо Я совершенно истреблю (сотворю скончание во всех языцех) все народы, среди которых рассеял тебя; а тебя (Израиля) не истреблю совсем (не сотворю в скончание); совершенно без наказания не оставлю (очищая не очищу), но накажу, сколько требует правосудие» (накажу с суде – 11 ст. ср. 46:28). Начало исполнения этих обетований, по свидетельству самого пророка, нужно относить ко времени окончания 70-летнего плена вавилонского: егда исполнятся в Вавилоне седмьдесят лет, посещу вас, и уставлю словеса Моя на вас, еже возвратити люди Моя на место сие. И помышлю на вы помышление мира, а не злая, еже дати вам сия ( Иер. 29:10–11 ). Далее (12–17 ст.) содержится подробное раскрытие мысли 11-го стиха: бедствия, предстоящие народу иудейскому, будут праведным воздаянием за множество грехов его, а вместе и врачевством против этих грехов; народ иудейский вразумится этою карою и потому не погибнет в конец, народы же, угнетающие его, в наказание за это понесут достойное возмездие. 12–13 ст. Пророк от имени Божия (тако глаголет Господь) говорит, что народу иудейскому предстоит понести особенно болезненную язву, так как Сам Господь растравил его рану (12 ст.), так что и другой никто не поможет Израилю в этом бедствии, да и те средства, какие он сам будет принимать, не помогут (13 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Неем.12:28 .  И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских, «И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских». Сыновья певцов – участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима. Неем.12:29 .  и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима. Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север. Неем.12:30 .  И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену. Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании ( 2Пар. 29:20–24 ), в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот – в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер. Неем.12:31 .  Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия. Неем.12:32 .  За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее, Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. Неем. 10:1 ). Неем.12:33 .  Азария, Ездра и Мешуллам, Неем.12:34 .  Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия, Названные в ст. 33–34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33–34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

36–44 ст. Но, так как наказание Божие грешникам всегда бывает соединено с милостью, то и в настоящем случае, возвещая устами пророка разрушение Иерусалима и пленение иудеев, Бог чрез того же пророка обещает и великую милость Свою этому обреченному на разрушение городу и отверженному народу. Эта милость Божия к народу Своему выразится в следующем: а) «И ныне так говорит Господь Бог Израилев об этом городе (ко граду), о котором ты (пророк) говоришь: он предан будет в руки царя вавилонского мечем, голодом и мором» (36), вот Я соберу их из всех стран (от всея земли), по которым (идеже) рассеял их в гневе Своем, в ярости и великом огорчении, и возвращу их на это место и поселю в безопасности» (37 ст.). Это другими слова значит, что город Иерусалим, которому пророк от имени Божия возвещает неизбежное разрушение и запустение (о немже ты глаголеши: предан будет и т. д. ср. 3 и 24 ст., а также 34:2), не навсегда останется в таком положении: жители его, которым теперь предстоит рассеяние по разным странам, снова возвратятся сюда и будут жить в безопасности (см. подобные обетования выше: Иер. 30:3, 10; 31:8–12, 23, 27–28 ), тогда Иерусалим вновь обстроится, как сказано выше ( Иер. 30:18; 31:38–40 ) и пребудет в безопасности, как говорит пророк несколько выше ( Иер. 33:16 ). Посажду я во уповании (καθι ατος πεποιθτας – 37 ст.) – ср. выше: Израиль пребудет в надежди (23:6) и: почиет (Израиль) и всякаго добра исполнен будет, и не будет устрашаяй тя (30:10) и ниже: насажду (φυτεσω) я в сей земле с верою (32:41). б) «И (снова) будут они Моими людьми, а Я буду их Богом (33 ст.), и дам им новый (ин) путь жизни и новое (ино) сердце, чтобы они боялись Меня (благоговели предо Мною) во все дни жизни (см. русск. пер.) на благо им самим и потомкам их» (39 ст.). Здесь, видимо, повторяется обетование, изложенное выше ( Иер. 31:33 ), которое несколько яснее выражено у пр. Иезекииля в следующих словах: дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Потому, желая показать их пре­ступление, он и говорит сначала о добродетели прочих. Но скажи мне: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание – лю­бовь? Мне кажется, любовь – нестяжание, которое укрепляло ее еще более. Послушай же, что говорит (писатель): у всех " было одно сердце и одна душа " . Вот сердце и душа – одно. " И никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее " (ст. 32). " Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа " (ст. 33). Выражает, что им как бы вве­рено было это (свидетельство), или говорит о нем, как о долге; то есть: они с дерзновением преподавали всем свидетельство о царствии. " И великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося " (ст. 33, 34). Как в доме родительском все сыновья имеют равную честь, в таком же положении были и они, и нельзя было сказать, что они питали других; они пита­лись своим; только удивительно то, что, отказавшись от сво­его, они питались так, что, казалось, они питаются уже не сво­им, а общим. " Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду " (ст. 34, 35). Из великого уважения к апостолам они полагали не в руки, а к ногам их. " Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения " (ст. 36). Это, мне кажется, не тот, который (поставлен был) вместе с Матфием; тот назывался и Иосиею, и Варсавою, а потом прозван был и Иустом, а этот был прозван от апостолов Варнавою – сыном утешения. И самое имя, кажется мне, получил от добродетели, к кото­рой был способен и расположен. " Левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов " (ст. 36, 37). 2. Заметь здесь, как (писатель) указывает на ослабление закона, когда говорит: " левит, родом Кипрянин " . Значит, уже и в переселении были левиты. Но обратимся к вышесказанному: " быв отпущены " , говорит, " они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Совершивши это дело, Иеремия обратился к Богу с молитвою, в которой выражает свое недоумение: «Ты, Господи, определил всю землю эту отдать халдеям: зачем же велел мне купить ее?» (16–25). На эту молитву пророка, Господь отвечает, что хотя халдеи и завладеют всею этою землею, но не навсегда; наступит время, когда евреи воротятся из плена и снова завладеют каждый своим участком земли и снова будут совершать купчие книги (26 – 36). Затем пророчество переходит в Мессианское: и будут они Моим народом, а Я буду их Богом, и дам им иное сердце, чтобы они благоговели предо Мною на счастье себе и детям их, – и заключу с ними вечный завет (ст. 38–41). В конце главы утверждает Господь истинность Своего обетования: как Я исполнил угрозы, так исполню и утешительные сие обетования (ст. 42–43). Глава 33-я Указанное в 32 главе утешительное обетование продолжается и в 33 главе. Разрушенный Иерусалим, говорит Господь, снова восстановится и в большем величии, так что народы языческие изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему (ст. 1–9). И снова в нем будут веселье и радость, снова будут приносить в нем жертвы и воспевать Господу, ибо Он благ, ибо в век милость Его (ст. 10–11). И все другие города восстановятся (ст. 12–13). В то время Я возращу Давиду Отрасль праведную – Мессию, и Он будет Царем вечным на престоле Давида ( Ис. 11, 1 ; Лук. 1, 32 ). И у священников – левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни приносящем всесожжение и жертвы благодарения – вечность церкви Христовой ( 1Петр. 2, 5 ; Мал. 3, 3 ). С 20 – 26 ст. утверждается истинность обетования: как не может разориться завет Мой со днем и нощно, чтобы не быть им во время свое; так не разорится завет Мой с Давидом, чтобы не быть от него Сыну, вечно царствующему на престоле его, а также и с левитами и священниками – рабами Моими (Исайи, 66 гл.). Общий смысл пророчества Иеремии Из обозрения книги пророка Иеремии открывается, что причиной всех бедствий Иуды было его вероломство, заключавшееся в отступлении от Завета с Господом, и нераскаянность, несмотря на не перестававший Божественный призыв к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иез.33:31 .  И они при­ходят к тебе, как на народное сходбище, и садит­ся перед­ лицем тво­им народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах сво­их делают из этого забаву, сердце их увлекает­ся за корыстью их. «И они приходят к тебе, как на народное сходбище» – такими массами, целым городом. – «И садится пред лицем твоим» – с намерением основательно послушать и нескоро уйти, как с какого-либо общественного развлечения. – «Народ Мой» – нет в Ват. и др. код. Место говорит о порядочной свободе, предоставленной вавилонским пленникам. – «И слушают слова твои, но не исполняют их», «чем наступление царства Божия было бы ускорено» (Креч.). Уменьшения у сопленников пороков, против которых пророк ратовал с XVIII гл. и с новой силой возобновил свои нападения в Иез.33.15 и под., он не замечал, по крайней мере, в желательной для него степени. – «Ибо они в устах своих делают из этого забаву» – предположительный перевод неясного еврейского выражения; лучше слав.: «понеже лжа во устах их» ( агавим прочитано как кезавим), т. е. ложно обещают пророку исполнение его увещаний. – «Сердце их увлекается за корыстью их». Корысть всегда была первым пороком евреев. 1Цар 8.3 ; Ис 56.11 . Иез.33:32 .  И вот, ты для них – как забавный певец с при­ятным голосом и хорошо игра­ю­щий; они слушают слова твои, но не исполняют их. «Забавный певец» – евр. шир агавим, соб. песнь любви, наиболее приятная, небезызвестная евреям (Песн; Ис 5.1 ). LXX общее: «глас песнивца», φωνη ψαλτηριον, Вульг. carmen musicum. – «С приятным голосом и хорошо играющий» – редкое и особенно восхитительное соединение: природного голоса и хорошей музыки; слав. «сладкогласного благосличнаго» ( ευαρμοστου) – с хорошим голосом и хорошей постановкой его. Пророк, следовательно, слыл неплохим оратором. Кроме своих риторических красот, речи пророка стали для народа приятной музыкой и по своему утешительному содержанию. – «Слушают слова твои» – рефрен; ст. 31. Иез.33:33 .  Но когда сбудет­ся, – вот, уже и сбывает­ся, – тогда узнают, что среди них был про­рок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

29). Замечай, как часто Евангелист повторяет слово: “ Товарищ его ”, это не без цели, но для того, чтобы мы знали, что между ними не было никакого различия. И однако же (должник-товарищ) обращается к своему заимодавцу с такою же униженною просьбою, с какою и этот сам обращался к господину. “ Потерпи на мне, и все отдам тебе . Но тот … пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга ” (ст. 30). О, крайняя неблагодарность! Имея еще в свежей памяти оказанную самому ему милость, он и после того не захотел быть сострадательным, но сначала душил (товарища), а потом посадил его в тюрьму. Смотри же, что далее. “ Товарищи его, видев происшедшее, - говорит Писание, -   очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее ” (ст. 31). Не сам пострадавший (да и как он мог, будучи заключен в темницу?), но товарищи его, хотя лично не были оскорблены, однако же, так огорчились, как будто бы сами потерпели обиду, и, пришедши рассказали обо всем (господину). И смотри, как наконец разгневался господин. “ Тогда государь его призывает его , - говорит Писание, - и говорит: злой раб! ” (ст. 32). Поистине отсюда можно усмотреть, сколь пагубно злопамятство. Когда господин требовал (от раба уплаты) десяти тысяч талантов, то не называл его лукавым; теперь же, когда этот раб оказался жестоким к своему товарищу, господин говорит: “ Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня ” (ст. 32). Смотри, как господин обличает раба в крайней злости. Разве ты, говорит, представил мне что-нибудь больше, кроме одних только слов? И, однако же, не принял ли я твою просьбу, и не простил ли тебе весь этот, огромный и неисчислимый, долг? “ Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя ” (ст. 33)? Какого же ты можешь заслуживать прощения, если я, господин твой, простил тебе такой большой долг из-за одних тех слов твоих (ст. 26), а ты не сжалился даже над своим товарищем и собратом, не преклонился на милость и не показал к нему сострадания, вспомнив об оказанном мною тебе снисхождении, но явился безжалостным и жестоким, и не захотел помиловать своего товарища? Так вот теперь ты узнаешь на самом деле, сколько зол причинил ты сам себе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (1, 3). Не случайно именно в Ин. наиболее остро, «обоснованно» и понятно звучит обвинение Иисуса в богохульстве, за что Он и приговорен к смерти: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (10, 33). . Земной путь Иисуса – путь славы (прославления) Единородного Сына Если в Синоптических Евангелиях победа и начало нового бытия наступают непосредственно после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, то в Ин. славным, т.е. божественным путем является вся Его земная жизнь. Венцом же и кульминацией этого славного пути, возвращением Иисуса к Отцу является Его Воскресение. И что необычайно важно, Воскресение в Ин. неотделимо от Креста. Крестная смерть включается в славное возвращение Иисуса к Отцу. Путь к Отцу лежит через Крест и Воскресение. Таким образом, Крестная смерть включается в час славы Иисуса. Вот в чем богословский смысл той игры слов, о которой говорилось выше: 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин. 12:32–33 ). Напомним, что этот случай тем и показателен, что связь с Крестом в нем на первый взгляд наименее очевидна. Если оторваться от контекста Ин., в нашем сознании возникнет ассоциация со славным Вознесением Иисуса на небо (как в Мк. и Лк.). И здесь на помощь приходят и сам евангелист, немедленно давая пояснение (ст. 33), а вслед за ним – литургическая практика Церкви. Чтение Ин. 12, 28–36 является Евангельским чтением на Утрене в праздник Воздвижения Креста Господня. Вознесение на Крест подразумевается и в других местах: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). [ЕК:] Когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь (e)gw/ei)mi/) ( Ин. 8:28 ). В § 18 отмечалось, какими разными терминами обозначается Пасхальное событие в разных новозаветных писаниях, что указывает на его несводимость к какому-то одному человеческому понятию. В этот терминологический ряд («воскресение», «вознесение») Ин. добавляет «прославление», «прославить(ся)». «Слава» – одно из ключевых понятий ветхозаветного богословия, имеющее в виду Божественное явление и присутствие. Так же как ветхозаветное Имя Божие, Иисусу как Сыну Божию принадлежит и Божественная слава (см. Ин. 17, 5 ). Воскресение есть Его возвращение в славу, прославление. «Час» Сына Человеческого. Две части Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Роулинсон, Кейль и др. объясняют редакцию ст. 33, – в том виде, в каком она дошла до нас, – тем, что коренные три звука еврейского слова царь и слова посланный одинаковы, и мы имеем перед собою в еврейском текст! высокой древности ошибку переписчика, написавшего слово посланный вместо слова царь. Но можно объяснить редакцию ст. 33 и иначе, допустив, что слово царь (добавленное в некоторых переводах) пропущено по ошибке. В таком случае после слов Елисея в ст. 32: «А вот и топот ног господина его за ним», – надо читать ст. 33-й так. «Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему: И сказал (царь): вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?» В этой форме слова Елисея о том, что господин идет вслед за посланным, оправдываются буквально. И несомненно, что Иорам (как провидит Елисей, приказывая задержать убийцу за дверью), сам испугался своего приказания, которого последствия могли быть пагубными для него самого. Кто знает, что предприняли бы старшины города, собравшиеся у чтимого всеми человека Божия, если бы убийца совершил порученное ему царем преступление? Поэтому Иорам спешит за посланным и, вместе с ним войдя к Елисею, совершенно изменяет тон своей речи; он – не раздраженный и озлобленный царь, он – огорченный и потерявший всякую надежду человек, вопрошающий пророка, которому Господь (Иегова) открыл будущее: «Вот какое бедствие от Господа»! восклицает он в глубоком горе, – «чего мне впредь ждать от Господа»? Заметим, что Иорам нарицает имя Иеговы, признавая в Нем (по крайней мере в это время) единого истинного Бога, и исповедуя, что бедствие послано Иеговой, и что только Он может спасти погибающий город. Если в этих словах нет истинного глубокого покаяния, то по крайней мере в них есть сознание язычником величия Божия. И это неполное покаяние милосердый Отец небесный принимает от Иорама и спасает город. Устами Елисея Он, Милосердый, глаголет: VII, 1. «И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю, у ворот Самарии» 969 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

а) Повеление Господне к Ездре возвестить народу Божию из языков (христианам), что ему будет отдано царство Иерусалимское (т. е. царство Мессии), которое обещал Господь Израилю, что царство это в обителях вечных (указание на духовность царства Мессии) будет славно и приятно, как рай Божий, наполненный благоуханием от древа жизни, и, что это будет скоро, – сему во свидетели призывается небо и земля (ст. 10–14). б) Любвеобильное обращение Господа к матери новых сынов Божиих (т. е. к церкви христианской): чтобы обняла чад своих, воспитывала их с радостью, и, как голубица, укрепляла бы их ноги (ст. 15); со Своей же стороны, Господь обещает осыпать ее всеми милостями – воскресить ее мертвых, послать в помощь Исаию и Иеремию (метафорическое указание, вообще, на проповедников евангелия) и укрепить для нее самый полный мир и счастье, метафорические черты которого суть: двенадцать дерев, обремененных различными плодами, столько же источников, текущих молоком и медом (12 Апостолов), и семь гор величайших, произращающих розу и лилию (семь таинств) (ст. 16–19); вместе с тем, Господь заповедует ей нравственные правила кротости, милости и сострадания (ст. 20–23), и, наконец, как бы, в награду за такой мирный и кроткий характер ее, обещает дать ей первое место в Своем воскресении, послать ей веселье и изобилие во дни всеобщей печали и тесноты, и избавить сынов ее от геенны, в Своем (втором) пришествии (ст. 24–32), в) Речь от лица самого Ездры, который получил повеление от Бога идти к Израилю, но, будучи им отринут, обращается к избранным язычникам, дабы они ожидали скорого пришествия пастыря своего, были готовы к воздаянию царствия и избегали тени (т. е. пороков) века этого, веселились же об уготованном для них царстве небесном (ст. 33–37). г) Созерцание Ездрой знаменованных на вечери Господней. Пригласив к духовному созерцанию сей славы, Ездра говорит, что на горе Сионе он удостоился видеть таинственный сонм, прославлявший песнями Господа, посреди же сонма – юношу, возлагавшего венцы на ликующих. По объяснению Ангела, сонм означал, отошедших из сей жизни, праведников, а юноша – сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем (ст. 38–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010