18. Как чистое око способно взирать на свет: так чистое сердце способно созерцать Бога ( Мф.5:8 ), и будущее блаженство ( 2Кор.12:3–4 ). Сердце есть внутреннее око и ухо ( Деян.7:51 ). 21. Названия Ангельских чинов подобны названиям человеческим, – ибо Ангелы именуются Начальствами, Властями, Силами и Господствами. 23. Церковь будет возрастать в храм Господу ( Еф.2:21 ) до скончания века; ибо она есть полнота Того, который все Собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет. Гл. 2. Ст. 10. Господь наш Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, дабы исхитить нас из настоящего злого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:3–4 сл. Тит. 2:13–14 ). 12–13. Жизнь Божия ( Еф.4:18 ) есть жизнь истинного Израильтянина; но во Христе Иисусе и язычники суть Израильтяне, близкие к Богу. 14–16. Как Иудеи, так и язычники, будучи врагами Богу, примирились смертью Сына Его ( Еф.2:13 ). Грех разлучает нас с Богом и отделяет от Него, подобно стене ( Рим.8:6 . сл.) и великой пропасти ( Лк.16:26 ). 17–18. Хотя Иудеи имеют преимущество пред язычниками ( Рим.3:1–2 ), ибо первым принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования ( Рим.9:4 ): но Бог никакого не полагает различия между отдаленными от Него (язычниками) и близкими к Нему (Иудеями), верою очистив сердца их ( Деян.15:9 ). 20. Апостольское учение о спасении чрез Иисуса Христа основывалось на учении Пророков ( Деян.3:24 – Деян.4:11, 12, 25–27 – Деян.10:43 ). Гл. 3. Ст. 10. Тайна спасения нашего чрез Иисуса Христа непостижима для самых Ангелов ( 1Пет.1:12 ), всегда видящих лицо Отца небесного ( Мф.18:10 ). Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником ( Рим.11:34–35 )? 35. И небо и земля носят на себе имя Божие; ибо Богом создано все, что на небе и что на земле, – и человеки и все чины Ангельские ( Кол.1:16 ). Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Пс.113:11 . 16. Слава Бога в отношении к спасению нашему состоит в силе благодати ( Еф.1:7 ) Его, которой мы утверждаемся во внутреннем человеке или в делах духа ( Гал.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему? Потому что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильсктй не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх. 19:12–16; 20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх. 20 ст.12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср.-ст.7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1ст. ср. 1Ин. 2:13 и 1Кор. 7:14 ). Это во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол. 2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт, гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно осьмодневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещенные благодатию Божией, должны крестить своих новорожденных младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служит внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без нее Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужескаго пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, – истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, – говорит Господь Никодиму, – не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные не были в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещеные не входят в единение с Господом ( Гал. 3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим. 8:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т. п. Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управления ею не одинаково: есть наставники и наставляемые ( Евр. 13:7 ), есть учители и учащиеся ( Рим. 12:7–8 ), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» ( 1Пет. 5:5 ). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же он хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Сектант: 4) Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждаго из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). «Наставляйте друг друга каждый день» ( Евр. 3:13 ), ( Еф. 5:18–19 ) и ( Кол. 3:16 ). Объяснения православного: 4) В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих ( Деян. 10:44–46 ) и ( Деян. 11:28 ), ( 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст , указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут» ( 1Кор. 13:8 и 10), (34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

ап. Павел ясно признает, что некоторые из Римских христиан могли отпасть от Христа чрез свои грехи. Он идет навстречу такому положению их: он не отрицает возрождение их чрез Крещение, но подтверждает его и увещевает их помнить это и пребывать в нем. Перейдем теперь к посланию ап. Павла к Колоссянам. В 3-й главе (ст. 3) его мы находим также выражение умереть для греха, которое мы видели в посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Вы умерли (πεϑνετε) и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но вправе ли мы подумать, читая эти слова, что люди, о которых говорится, что они «умерли и жизнь их скрыта со Христом в Боге», должны были необходимо стоять на очень высокой степени святости? Но что далее говорит Апостол? Он предостерегает этих самых людей против совершения ими тягчайших грехов: «Итак (т.е. потому что вы умерли для греха) умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5–6). Это место вполне соответствует Рим.6:11–12 : «Итак почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». Итак, да не царствует грех в мертвенном вашем теле» и т. д. Эти нравственные правила преподаются Колосским христианам и обязательны для всех их потому, что все они чрез Крещение вступили в союз с Вторым Адамом, все предполагаются спогребшимися Христу и таинственно воскресшими с Ним в Крещении. «Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В 3 й гл. есть одно наставление, обращенное к детям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ст. 20). Но если все те нравственные правила и постановления, о которых говорится в этой главе, относятся к тем, которые были погребены со Христом в Крещении, которые находятся в состоянии благодати, то ясно и дети, для которых Апостол считает обязательным правило той же христианской нравственности, были погребены с Спасителем в Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Из всего сказанного и особенно из ожидаемого преображения самой природы (κτσις), мы заключаем, что понятие «слава» есть более общее понятие, чем понятие σρξ. Σρξ есть только материя тела, организованная, – материя, связанная с душевною жизнью, – вне тел человека и животных нет σρξ. Световая же субстанция «славы», напротив, есть не только материя тела, но образ проявления всех небесных вещей. Для сравнении обеих нами рассмотренных материй (σρξ и δξα) земного и небесного мира наилучшее основание представляет 1Кор.15:39 и след. Как σρξ не одинакова, но бывает весьма различна, так и δξα не будет световым облаком, сглаживающим все индивидуальные различия, но будет резко и определенно выражать различие существ во внешнем виде ст. 39: «не всякая плоть... такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» и ст. 41: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, – так и при воскресении мертвых» (ст. 41). Весьма поучительны также стихи 42 и 43: «сеется в тлении, востает в нетлении, сеется в уничижении, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе». Σρξ – плоть подвержена φϑορ –тлению, в этом искажающем процессе тления, который делает ее предметом отвращения, заключается ее бесчестие (τιμα), как равно обнаруживается в смерти и тлении печальнейшим образом ее слабость (σϑνεια), ибо, отсюда ясно, что она в себе самой не имеет никаких жизненных сил. Небесной телесности, напротив, свойственно нетление (φϑαρσα), честь или блеск – δξα (вследствие уже констатированного колебания значения слова δξα в этом месте) и в особенности сила (δναμις), – могущество. Это свойство «славы» (световой материи), как соединения блеска и силы, выступает ясно во многих других местах Кол.1:11 ; «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его», – Еф.3:16 : «да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться Духом Его», – 2Сол.1:9 : «неведущие Бога примут погибель вечную от славы могущества Его». Сюда относится также место в Рим.6:4 , где говорится, что Христос востал от мертвых вследствие пребывающей в славе силы жизни: «Христос воскрес из мертвых славою Отца». Если мы желаем ясно представить себе это соединение света и силы, то должно только обратить внимание на солнечный свет, который также заключает в себе жизненные силы для земного творения, – или на разрушительную силу блистающей молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Кроме того, указанное сектантами место св. Писания не может говорить о независимости мирян в деле церковного учительства от священников по той простой причине, что во время происходившего разговора Христа с учениками о человеке, изгонявшем бесов – новозаветного священства еще и не существовало на земле, так как оно установлено было только после воскресения Христа. 5) Сектант: Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровения, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию“ ( 1Кор. 14: 26 ). «Наставляйте друг друга каждый день“ ( Евр. 3: 13 . Еф. 5: 18–19 и Кол. 3: 16 ). Объяснение православного: В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих ( Деян. 10: 44–46 и 11: 28. 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно“ (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст , указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут“ ( 1Кор. 13: 8 и 10. 34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8). Учить и вразумлять друг друга христиане, конечно, могут, но только во всем согласно с тем, чему и как учат поставленные в Церкви «пастыри и учители“ ( Еф. 4: 11 ). Вот почему св. Апостолы и учат о нарочито поставленных в Церкви учителях веры: «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы“ ( Рим. 10; 14–15 ). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?“ ( 1Кор. 12; 28–29 ). «Братья мои! не многие делайтеся учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» ( Иак. 3: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

I. Σμα (телесная форма) Общее, краткое выражение для обозначения телесного существа есть σμα. Слово это лучше всего перевести значением «телесная форма» или «телесный вид». В то время как немецкое слово «Leib» (тело) употребляется только для обозначения живых тел человека и животных, Ап. Павел слово «σμα» употребляет также о растениях 1Кор.15:37 : «что ты сеешь, сеешь не тело (σμα) будущее, но голое зерно», ст. 38: «Бог дает ему тело (σμα), как хочет, и каждому семени свое тело (σμα)». Даже, если в 1Кор.15:40 под σματα πουρνια (тела небесные) должны разуметься звезды, то также и им Ап. Павел приписывает «тело» (σμα). Однако под понятием «σμα» (тело) мы должны разуметь не мертвую, навязанную предмету совне форму, но исключительно форму «саможивую», которая происходит и определяется из себя самой. Статуе, представляющей человека, мы не можем усвоить названия «σμα». Понятие «σμα» мы называем формой в Аристотелевском смысле; форма (εδος) есть в одно и то же время и ντελχεια (возможность), осуществляющаяся чрез собственную энергию. Труп, хотя он имеет форму тела, не есть более «тело» (σμα), так как жизненная энергия, саможизненность из этой формы исчезла. Отсюда в Рим.8:10 выражение «σμα νεκρν δι μαρταν» (тело мертвое чрез грех) обозначает тело в настоящее время еще живого человека, только подпавшее смерти (духовной). Далее, к понятно «тело» (σμα) принадлежит то, что оно состоит из множества членов (μλη), которые находятся под господством одного общего принципа. Что действительно «тело» состоит из множества, это ясно выражено в 1Кор.12:14 : «тело же (σμα) не из одного члена, но из многих». Сведение этого множества к единству, требуемому понятием слова «σμα» ясно из стиха 20-го: «теперь членов много, а тело (σμα) одно». В образных сравнениях общества с телом эта, в понятии «σμα» мыслящаяся связь множества с единством, выступает везде. Члены общества первоначально суть множество лиц, которые не имеют ничего общего друг с другом. Чрез то, что они стали под господство одного жизненного принципа, сделались они одним телом – σμα. О греках и иудеях, варварах и скифах, рабах и свободных Ап. Павел восклицает в Кол.3:15 : «вы призваны в одном теле» (ν νι σματι), так как теперь «все и во всем Христос» (ст. 11). Сравни Рим.12:4, 5 : «как в одном теле (ν νι σματι) у нас много членов... так мы многие составляем одно тело» (ν σμα). Тоже в 1Кор.12:12, 13 : «как тело (σμα) одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела (σματος), хотя их и много, составляют одно тело (σμα), так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (σμα), рабы или свободные, и есть напоены одним Духом». Таким образом наши тела опять суть члены тела высшего порядка 1Кор.6:15 : «разве вы не знаете, что тела (τ σματα) ваши суть члены Христовы?»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010