Но в довольно подробном перечислении вообще границ этого последнего мы напрасно стали бы искать каких-либо точно определенных границ с владениями филистимлян ( Нав.15 ). Мало того, в числе принадлежащих евреям городов и их областей указываются и города филистимские – Екрон, Азот и Газа, а границей владений этого колена на западе полагается «поток Египетский» и «великое море» ( Нав.15:45–48, 11 ), т.е. Нил и Средиземное море. Объяснить это, кажется, возможно, во-первых, тем, что евреи должны были изгнать из Палестины всех туземцев ее, а след. и филистимлян; а во-вторых, едва ли будет ошибочно предположить, что еврейский вождь-завоеватель, указывавший такие именно пределы колену иудину, не видел естественных препятствий к расширению владений этого колена до самого Средиземного моря, каковое он полагает естественной границей владений этого колена 20 . Начала враждебных столкновений евреев с филистимлянами точно-хронологически определить нельзя; библия говорит только, что ко времени восьмого судии еврейского народа филистимляне уже в течение 18 лет «теснили и мучили сынов Израилевых» ( Суд.10:7–8 ); но из ст. 11-го той же главы видно, что евреи страдали от них и раньше этого времени. Столкновения эти продолжаются при Сампсоне, Сауле и последующих царях, до времени порабощения этих соседей-врагов ассириянами. Перевес в этих столкновениях склоняется то на сторону филистимлян, и они появляются в Лехе ( Суд.15:9, 14 ), Афеке ( 1Цар.4:1 ), Массифе ( 1Цар.7:7, 11 ) и Михмасе, откуда их отряды направляются вглубь страны еврейской тремя путями, и они являются в Офре, по дороге Вефоронской и долине Цевоим ( 1Цар.13:5, 17–18 ), – в Ефесдаммиме ( 1Цар.17:1 ), Кейле ( 1Цар.23:1 ), Сонаме ( 1Цар.28:4 ), на горах Гелвуйских ( 1Цар.31:1, 8 ) и Вифлееме ( 2Цар.23:14 ), то оказывается на стороне евреев ( 2Цар.5:17 и д.; 2Цар.21:15–22 ), причем иудейский царь Озия не только блистательно отразил нападение этих неутомимых врагов своих, но и сам прошел победоносно большую часть страны их ( 2Пар.26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дальнейшем развитии своей жизни он должен был безусловно и бесповоротно предаться или тому, или другому, должен был одно из двух оставить, чтобы быть в состоянии утверждать другое. Валаам находился в рассматриваемый момент на распутии. Силою обстоятельств он был приведен в такое положение, в котором он должен был решить для себя, должен ли у него преобладать отныне ветхий языческий или новый Господень жизненный принцип, должен ли он устремиться к истинному пророческому служению или возвратиться на старую точку зрения и развить ее до решительной вражды против Иеговы, против теократии, против избранного народа. Эта запутанность обстоятельств, которая должна была послужить к прославлению Иеговы, к ободрению Израиля, к ослаблению врагов его, имела для Валаама великое и решающее значение. Он пал. Сребролюбие и честолюбие в нем было сильнее стремления ко спасению 364 . Вообще Валаам по своим чрезвычайным дарованиям, по особому благоволению Господа и по исключительной превратности судьбы весьма походит на двух странных еврейских мужей: судию Сампсона и царя Саула. Оба эти мужа были назначены Господом для прославления Господа посредством спасения Его народа ( Суд.13:5,25 ; 1Цар.9:16–17 ); оба отличались особенным телесным превосходством ( Суд.26 . 1Цар.10:24 ); оба были способны к пророческому восприятию Духа силы ( Суд.13:25; 14:6,19; 15:14 ; 1Цар.10:10; 11:6; 19:23 ); оба, как бы совсем забывая веления Господа, без всякой внутренней борьбы увлекались своеволием, сообразно отличительным свойствам своей природы: Сампсон –неумеренным половым влечением ( Суд.14:1–3; 16:4–17 ), Саул – упорным своенравием и самонадеянностью ( 1Цар.11:5,7,13; 13:8–9,11; 14:44, 15:9:24 ) и посему оба закончили заключительную половину своей жизни тоскливым, мучительным сознанием явного Божественного отвержения ( Суд.16:17 ; 1Цар.16:14, 18:10 и др.) и крайне трагическим концом – самоубийством ( Суд.16:28–30 ; 1Цар.31:34–36 ). И как странная (сама по себе преступная) исключительная страсть Сампсона к дочерям (женщинам) Филистимлян ( Суд.14:1–3; 16:1:4 ) по устроению Господа послужила для Сампсона поводом к наказанию Филистимлян за господство их над Евреями (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Jerrandus к Curs compl T 15 in h Ps и Deliztsch в Bibl Comm zu d Ps и др). Другие впрочем (Ageljus, Rosenmuller, Toluck, ссылаясь на древнейших толкователей) охотнее относят это указание к обстоятельству крайне опасного положения Давида и совершенно неожиданного избавления в пустыне Маонской, когда он совсем уже был настигаем своим гонителем и избежал от рук его только благодаря внезапному нападению на иудею Филистимлян, заставившему Саула отказаться от дальнейшего преследования ( 1Цар.23:25–27 ). Основание к такому объяснению думают видеть: а) в общем характере представляемой в объясняемом месте псалма величайшей опасности и совершенной неожиданности избавления и б) особенно в сходстве слов, которыми изображается состояние псалмопевца в ст. 23: =в смятении, в страхе моем ( Agellus: in pavore atque trepidatione mea), и состояние Давида в 1Цар.23:26 : с =спешил уйти, в страхе убегал, т.е. от Саула (praccipitatus, nemre terrore summon conatuque fugiendi peranxio incitatus, – Rosenmuller in h Ps.), каковое сходство будто бы замечено было уже 70 и понятно ими именно в таком смысле, как это они выразили в надпис. Пс. словом εκατσεως в русск. перев.: во время смятения. Но первое основание слишком обще и не менее пригодно и для нашего объяснения в отношении к убежищу в Секелаге, потому что и пред своим бегством в филистимскую землю Давид тоже находился в страхе от мысли, что рано или поздно попадет он в руки Саула ( 1Цар.27:1 ), а безопасное убежище в Секелаге, в враждебной филистимской стране, где незадолго пред тем он только хитростью избежал смертной опасности ( 1Цар.21:10–15 ), было столько же неожиданною помощью Божией, как и избавление в пустыне Маонской. Что же касается последнего основания, то сходство в описании событий, ограничивающееся лишь совпадением в употреблении одного только слова, – слишком шаткое основание для заключения о тожестве событий; надписание же 70-ти, основанное, без сомнения, на комбинации с 23 , 70: ν τ κστσει, – ни мало еще не дает заключать о признаваемом будто бы ими отношении псалма к событию, описанному в 1Цар.23:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Иероним). 19–23 ст. Получив от Бога откровение об этой тайне в сонном видении, Даниил прославил (благослови) Бога за эту великую милость такими словами (19 ст.): «пусть будет имя Господа Бога прославляемым (благословенно) от века и до века (ср. Пс. 112:2 ), ибо (яко) Ему принадлежит премудрость (σοφα), разум (смысл, σνεσις) и сила» (20 ст. ср. Притч. 8:12–14 ) от Него зависят (Он производит) перемены времен и лет, Он поставляет царей и сменяет (преставляет, μεθιστ – Притч. 8:1 ; 1Цар. 2:7–8 ); Он дает премудрость мудрым и благоразумие (разум, φρνησιν) имеющим (ведущим) смысл (21 ст.). Он открывает глубокие и сокровенные тайны, знает скрытое (сущая) во тьме ( 1Кор. 4:5 ; Евр. 4:13 ), ибо с Ним (или в Нем) Свет, точнее Сам Он Свет (22 ст. ср. Ин. 1:9 ). Тебя, Боже отцов моих, я исповедую и прославляю за то, что (яко) дал мне мудрость и силу (способность) и возвестил мне то, о чем мы молили Тебя, именно – открыл мне сновидение царя» (23 ст.). 24–28 ст. Возблагодарив Бога, Даниил обратился к Ариоху, которому царь поручил дело избиения мудрецов, с просьбою приостановиться исполнением такого царского повеления и представить его царю, обещая дать царю объяснение виденного, но забытого им сна (24 ст.). Ариох с поспешностью исполнил эту просьбу и ввел Даниила к царю (25 ст.). Увидев Даниила и приняв его за мудреца, подобного тем, которые оказались бессильными рассказать и объяснить ему сон, и притом более юного, царь с некоторым недоверием спросил его: «действительно ли ты можешь рассказать мне сон, который я видел, и дать объяснение его» (26 ст.)? – В ответ на это Даниил сказал ему: «тайны, о которой вопрошает царь, не могут объяснить (несть сила возвестити) ни волхвы, ни обаятели, ни газарины (27 ст.); но есть Бог на небе, открывающий тайны, Который и возвестил (чрез сновидение) царю Навуходоносору о том, чему надлежит быть впоследствии» (28 ст.). Ариох с потщанием введе Даниила пред царя и рече ему: обретох мужа, иже сказание царю возвестит (25 ст.) – что было делом милости Божией, то Ариох приписывает своему старанию и говорит, что он нашел Даниила, между тем как тот сам предложил ввести его к царю (ср. 24 ст.). Так он делает, без сомнения, из желания заслужить пред царем милость. «Таков, говорит бл. Иероним обычай вестников, которые желают показать, что приносимые ими добрые известия принадлежат им». Но не так поступают вестники воли Божией, каковым в данном случае был пр. Даниил. Возвещая царю тайну, которую узнал не своею мудростью, а получил от Бога, он не только не приписывает себе самому уразумение сей тайны и не вменяет себе этого в заслугу (подобно Ариоху), напротив даже с особенным усилием старается показать царю, что тайна эта и не может быть открыта никем, кроме. Бога (27–28 ст.). Ясно, что он имел одну только цель – прославление имени Божия и не искал собственной славы, хотя и имел к тому удобный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

23 как... так. Верность Бога неоднозначна, как неоднозначны Его обетования, где обещания благоденствия и процветания (ст. 5) чередуются с предупреждениями (ст. 12,13) о возможной гибели Израиля, если тот «отвратится от Господа». И те, и другие обетования Божий исполняются. 23 гнев. См. ком. к 7,1. сгибнете с этой доброй земли. См. ком. к ст. 13. Глава 24 24:1–28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея ( Втор. 32,46 ). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2–13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25,26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами. 24 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама ( Быт. 12,6.7 ), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8,30). предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19,51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1Цар. 4,3–11 ; 3Цар. 8,27 ). 24:2–13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2–4), Исход (ст. 5–7), Числа (ст. 8–10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11–13). Кульминация этого изложения дарование земли обетованной потомкам Авраама. 24 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей ( Втор. 5,27 ). за рекою. Предположительно имеется в виду Ур ( Быт. 11,28 ) или Харран ( Быт. 11,31 ). 24 Но Я. Действующим лицом в ст. 3–13 является Бог. 24 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава ( Быт. 25,23 ; Рим. 9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 если он Бог. См. 10,14. 6:33–40 Гедеон искал знаков и знамений, дабы укрепиться в вере (ст. 17). Это привело его к идолопоклонству (8,27; ср. Лк. 1,18–20 ). 6 Дух Господень. См. 3,10 и ком. 6 если Ты спасешь. Дух Господень сошел на Гедеона, но он, тем не менее, колебался в вере (6,27 и ком.). Глава 7 7:1–8 Резкое уменьшение численности войска израильтян накануне сражения было знаком того, что спасение Израиля зависит не от них самих, а целиком находится во власти Бога, Которому и надлежит воздать хвалу в случае победы. Это обстоятельство также мобилизовало решимость Гедеона и укрепило веру израильтян в него. 7 Иероваал. См. ком. к 6,32. 7 смотрите на меня. Эти же слова повторит сын Гедеона Авимелех (9,48.49). 78,31 Разобщенность Израиля привела к тем осложнениям, которые возникли между Гедеоном и жителями Ефрема, Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла. .7,25 в Цур-Ориве. См. Ис.10,26 . Глава 8 8:1–3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12,1–6). 8:4–21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами. 8 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господ (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6,15; 1Цар. 9,21 ), на такое же предложение ответил иначе ( 1Цар. 9,22 11,15). 8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар. 8,7–9 , говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне. 8 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25,26,30). 8 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу( 1Цар. 23,9–11;30,7.8 ). блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2,16 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

слуг господина твоего. Ср. «люди Иоавовы», ст. 7. 20 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к 1Цар. 30,14 . все храбрые. По всей вероятности, имеются в виду люди, перечисленные в 23,8–39. 20 близ большого камня. Возможно, это был один из общеизвестных ориентиров, о которых неоднократно упоминается в книгах Царств (ср. 15,17.23; 1Цар. 19,22; 20,19 ). «Большой камень» мог, кроме того, служить алтарем (ср. 1Цар. 14,33 ), а некоторые исследователи даже отождествляют его с главным жертвенником Гаваона ( 3Цар. 3,4 ). у Гаваона. См. ком. к 2,12. 20 взял... Амессая за бороду. Этот жест, как предваряющий поцелуй, был естественной частью приветственного ритуала и потому не мог ни у кого вызвать подозрений. 20 меча, бывшего в руке Иоава. Иоаву уже, по крайней мере, во второй раз (3,27) удается, застав врасплох, убить своего соперника. 20 тот, кто предан Иоаву и кто за Давида. Из данных слов можно сделать два вывода: 1) Иоав все еще мог полагаться на преданность части воинов, несмотря даже на то, что был изгнан Давидом (19,13); 2) преданность Амессая Давиду не была абсолютной (см. ком. к ст. 5). 20 до Авела-Беф-Мааха. Данное поселение упоминается также в 3Цар. 15,20 ; 4Цар. 15,29 . Относительно царства Маахи см. 10,6 и ком. Авел обычно отождествляется с селением в девятнадцати километрах к северу от озера Мером и в четырех километрах к западу от Дана. Берим. Поскольку данное название больше нигде не встречается, некоторые исследователи предлагают, что это Бихри (ср. «Савей, сын Бихри», ст. 1). 20 умная женщина. См. 14,2. 20 город, и притом мать городов в Израиле. В древнееврейском сознании город представлялся в образе матери его обитателей. Данное выражение, другой вариант перевода которого звучит как «город и мать в Израиле», может указывать также и на «умную женщину», которую, как Девору в Суд. 5,7 , можно назвать «матерью Израиля». наследие Господне. Иными словами, Израиль его земля и его народ, как весь в целом, так и часть его (14,16; 21,3; 1Цар. 10,1 и ком.; 26,19). 20 с горы Ефремовой. Данное выражение можно понимать двояко: либо некая местность с таким названием входила в земли Вениамина, либо Савей, родом вениамитянин (ст. 1), жил во владениях колена Ефремова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вифлеем или Ефрафа ( Быт. 35:19 ; Руф. 1:2 ; 1Цар. 17:12 ; Мих. 5:2 ) – это небольшой город или селение в колене Иудовом, около 2 часов пути к югу от Иерусалима. Со времени патриарха Иакова он известен как место смерти и погребения Рахили ( Быт. 35:16, 19; 48:7 ). Более известным он стал, как родина царя Давида и место помазания его на царство ( 1Цар. 16:1–13; 17:12–15 ). Особенно же возвысило этот незначительный городок пророчество Михея о рождении в нем Мессии, Спасителя мира ( Мих. 5:1 ), и еще более, конечно, самое исполнение этого пророчества во дни Ирода царя ( Лк. 2:4–20 ; Мф. 2:1–12 ). – Рама – это небольшой городок колена Вениаминова ( Нав. 18:25 ), к северу от Иерусалима, недалеко от Гивы Вениаминовой, родины Саула ( Суд. 19:13 ; 1Цар. 10:26 ). В этом городе собраны были пленные иудеи Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы оттуда отвести их в Вавилон; в числе прочих пленных был приведен сюда и пр. Иеремия, которому здесь же дана была свобода ( Иер. 40:1, 6 ). Это то последнее обстоятельство, столь памятно пророку и было вероятно 148 причиною того, что он, говоря о воплях Рахили, некогда оплакивающей отводимых в плен израильтян, при этом присовокупляет, что вопль её слышен даже до Рамы: он не указывает другого какого-нибудь предела, до которого достигали вопли её, но упоминает только о Раме в виду того, что здесь совершилось при Навуходоносоре другое событие, которое в равной мере, как и пленение израильтян, могло вызвать вопли Рахили и которого он, пророк, сам был свидетелем. – Есть мзда делом твоим, т. е. награда за труды и заботы о воспитании чад и за скорби разлуки с ними (Якимов); эта награда будет состоять в том, что отводимые в плен и оплакиваемые чада возвратятся из земли вражеския (16–17 ст.). 18–20 ст. Как пленение израильтян было праведным наказанием Божиим за их нечестие (см. выше – 30:14–15), так обещанное здесь возвращение из земли вражеской будет праведным воздаянием за раскаяние их в плену (ср. выше – 23:19–20). Это раскаяние пленных израильтян пророк изображает как бы уже совершающимися теперь и говорит, что Бог постоянно слышит (слыша слышу) Ефрема (см. выше 9 ст.) плачущим (и произносящим такие слова): «Ты наказал меня Господи, и я наказан (подразд. – пленом) за то, что прежде как упорный телец не вразумлялся (не научихся), но теперь обрати меня к Себе, и я обращусь, ибо Ты Господь Бог мой (18 ст.), потому что (понеже) после пленения своего я покаялся и после вразумления моего я восплакал во время посрамления, и тем показал тебе, что принял к сердцу позор (укоризну) за юность мою» (19 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

к тобою избавлюс – перевод с вульгаты Евр. и греч. πειρατрιο (=разбойничья шайка, полчище) понято в переносном смысле испытаний различными несчастьями и опасностями (=πειρασμς), в каковом смысле употребляется это слово в Иов.19:12 и объясняется с греч. у св. Афанасия н бл. Феодорита. ла. Бгъ мой, непороченъ пть словеса Гдн Защититель всхъ уповающихъ на него. лв. к кто бгъ, разв гда; ил кто бгъ, разв бга нашег; 32. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? В ст. 31–32 псалмопевец, повторяя высказанную выше общую мысль, что Господь есть щит всех уповающих на Него, усиливает ее новым исповеданием, что один только Господь такой Бог и нет кроме Его другого защитника, и таким образом переходит к 3-й части псалма, – подробнейшему изображению испытанных им на себе действий всесильной божественной помощи и защиты. Непороченъ: в евр. то же слово, которое в ст. 26 переведено неповинен, – русск. искренен, а в др. местах переводится: истинен ( Втор.32:4 ), совершен ( – 18:13). непороченъ пть всех делах Своих «Бог верен Своему Завету, совершенно свят и праведен и нет неправды в Нем ( Втор.32:4 ср. Пс.144:17 ). словеса Гдн – богооткровенное слово, все обетования Божии, разжжена, (=евр. греч.) – как переплавленное серебро или золото (ср. Пс.11 ), т. е. чистая, непреложная истина, которая не может остаться неисполненною ( Числ.23:19 ). Кто защита – букв. с евр. скала ср. ст. 3, – кроме Бога нашего? К слав.-гр.-лат. наименование Господа скалою или защитою заменяется прямым его именем Бгъ, как Втор.32:4, 15, 18, 30 и 31. лг. Бгъ препосй м силою, и полож непороченъ пть мой: 33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; 33 . Как воин, готовясь выступать против врага препоясывается мечом (ср. 1Цар.17:39 ), так Бог препоясывает, т. е. наделяет Давида силою телесною к одолению видимых врагов ( – 34–37) и к перенесению физических трудов и лишений, и духовною храбростью, и благоразумием ( 1Цар.18:5, 14, 17:30 ), кротостью и смирением ( 2Цар.6:20–22 ; Пс.130:1–2 ), великодушием ( 1Цар.24:5–7 и сл. 26:8–9 и сл. др.), терпением и другими нравственными качествами, – и тем пролагает ( полож – букв. пер. евр.-греч.; по ходу речи уместнее полагай ср. Амфилохий) ему верный, неуклонный и непреткновенный (непороченъ ср. ст. 31) путь, т. е. делает его способным к точному прохождению предназначенного ему служения в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

18 третью часть. Тактический военный прием (см. 1Цар. 11,11 ). Авессы. См. ком. к 2,18. Еффея. См. 15,19–22. 18 не ходи. Военачальники Давида разделяли высказанное ранее Ахитофелом мнение о том, что гибель царя неизбежно обрекает войско на поражение (17,2.3). 18 у ворот. Т.е. у ворот Маханаима (17,24.27). См. ком. к 19,8. 18 в лесу Ефремовом. Земли колена Ефремова располагались к западу от Иордана, однако настоящий контекст предполагает, что «лес Ефремов» находился за Иорданом, вероятно, в окрестностях Маханаима. Ефремляне могли распространить свои владения на восточный берег Иордана благодаря войнам. 18 и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день. Другие примеры того, как сама природа оказывалась на стороне тех, кому в битве сопутствовал Господь: Нав. 10,11–14 ; Суд. 5,20.21 ; ср. 5,24; 22,8–16; 1Цар. 2,10; 7,10; 12,17.18; 14,15 . 18 он был на муле. Мул являлся традиционным средством передвижения членов царского рода (13,29; 3Цар. 1,33 ). Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба. См. ком. к 14,25.26. Не столь важно, каким именно образом случилось так, что Авессалом оказался висящим «между небом и землей», важнее в данной связи тот факт, что, согласно Втор. 21,23 , «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». 18 я дал бы тебе. Эти слова Иоава можно понимать либо как сожаление об упущенной возможности убить Авессалома, беспомощно висящего на дереве, либо как предложение вознаградить собеседника, если тот теперь пойдет и убьет его. В любом случае ясно, что Иоав с легкостью готов преступить запрет Давида (ст. 5). 18:12–13 Очевидно, что человек, видевший Авессалома, не разделяет отношения Иоава к приказу Давида, закономерно заключая, что если он и убьет Авессалома, то вся тяжесть вины падет именно на него, а Иоав останется в стороне. 18 И затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар. 13,3 . 18 огромную кучу камней. Обычай погребения недругов и преступников ( Нав. 7,26; 8,29 ). 18 поставил себе памятник. Ср. поступок Саула в 1Цар. 15,12 . Повествователь с горькой иронией упоминает о памятнике, воздвигнутом для себя Авессаломом, противопоставляя ему могилу под «огромной кучей камней» (ст. 17). Уже видя себя царем Израиля, Авессалом при жизни воздвиг в свою честь памятную стеллу; но в памяти поколений он остался как изменник, чьей могилой стала груда камней. Упомянутый в данном стихе «памятник Авессалома» не следует путать с сохранившейся до наших дней позднеантичной «гробницей Авессалома» в долине Кедрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010