Глава 12 1–17. Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 17–18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19–22. Смерть Иоаса. 4Цар.12:1 .  В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 4Цар.12:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай; 4Цар.12:3 .  только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на высотах. 4Цар.12:4 .  И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, 4Цар.12:5 .  пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение. ( Евр. 1–6 ). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты культа, так как, подобно, напр., Асе ( 3Цар.15:14 ) Иоас не решался отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма ( 2Пар.24:17–22 ). Но первые шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией ( 2Пар.24:7 ), Иоас узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, достигшего 20 лет и поступающего в исчисление ( Исх.30:13 ); 2) выкупные деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы при храме ( Исх.27:2 и сл.), равно и выкуп за первородных животных, принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный сбор и для этого обойти все города иудейские ( 2Пар.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИСПЕНСАЦИЯ [лат. dispensatio], термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Д. не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio), с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Д. также не является прощением (excusatio), приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio), отпущением грехов (absolutio, indulgentia), фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia), привилегией (privilegium). Д. позволяет не соблюдать определенную норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «Д.» восходит к лат. глаголу pensare с двойным значением: «взвешивать металл» (гл. обр. медь) и «платить» (распределять взвешенное). В юридических текстах глагол dispensare употреблялся в значении «распределять» (Dig. 47. 11. 10), «вести счеты» (dispensare rationes - Dig. 50. 16. 166 pr.). В классической лит. и юридической латыни существительное dispensator обозначало раба-казначея, управителя, к-рому был предоставлен надзор за деньгами и их выдача (в сочинениях Варрона, Цицерона, Тацита, а также Inst. Just. I 122; III 160; Dig. 11. 3. 16; 14. 3. 12; 45. 1. 141. 4; 46. 3. 51), позднее так называли казначея имп. кассы (CJ. 2. 37. 1; 4. 21. 4), а в законодательстве поздней империи - богадельного старосту (CJ. 1. 3. 32. 4, Конституция 472 г.). Существительное dispensatio указывало на раздачу чего-либо (Ливий) или управление чем-либо (Цицерон). В христ. богословских и юридических текстах существительное dispensatio употреблялось для перевода греч. слова οκονομα (домостроительство, икономия ) (Антиох. Прав. 24, 25 (Decret. Gratian. Can. 10 q. 1 c. 5); IV Всел. Прав. 24 (Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 31)). Папа Римский св. Лев I Великий , используя термин dispensatio, писал о возложенном на него управлении делами, необходимом для заботы о сохранении привилегий Церкви ( Leo Magn. Ep. CIV 3; ср.: Decret. Gratian. Can. 25 q. 2 c. 2). В том же значении Д. встречается в Декрете Грациана (Decret. Gratian. Can. 12 q. 1 c. 13; Can. 16 q. 1 c. 59; Can. 10 q. 2 c. 7; Can. 12 q. 1 c. 23). В деяниях Латеранского Собора 1123 г. (см. ст. Латеранские Соборы ) слово «Д.» употреблялось как синоним слова «управление» (см.: Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 11).

http://pravenc.ru/text/178549.html

Бакланское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Бакланское расположено на расстоянии 25 верст на юго-востоке от г. Шадринска. Оно расположено на левом берегу реки Миасса на возвышенности, опоясанной с юга рекою Миассом, а с севера, востока и запада речкою Бакланкою, вследствие чего местность, занимаемая селом, изображает собою островок. Выше по течению реки Миасс расположена деревня Долгая, а ниже — деревни Одина и Журавлева. Недалеко от села Бакланского находятся деревни Барсукова, Плотникова, Бобылева. Бакланское село образовалось из деревни того же имени, названной так по речке Бакланке. Деревня существовала уже в конце XVII века. После построения в деревне Бакланской церкви во имя св. Великомученика Георгия в 1724 году, деревня 13 лет называлась селом Георгиевским. 24 мая 1737 года селу вернули его прежнее название — Бакланское. До устроения настоящего шестипрестольного храма в селе Бакланском сначала была деревянная часовня, а потом за сто лет сменилось три деревянных церкви. Часовня была построена в 1713 году во имя св. Николая и существовала всего восемь лет. В 1724 году вместо часовни, которая вероятно сгорела, была построена и освящена первая деревянная церковь, которая в феврале 1725 года сгорела. Вместо нее была построена и освящена вторая деревянная церковь. Через 70 лет она пришла в крайнюю ветхость, почему в 1796-1798 годах была построена третья церковь с главным престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и придельным — во имя великомученика Георгия. Наконец, в 1815 году, в силу указа Святейшего Синода о строительстве каменных церквей, в селе Бакланском была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1826 году окончили строительство, и в нижней теплой церкви было освящение престола во имя великомученика Георгия. Верхняя холодная церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы 4 июля (ст. ст.) 1835 года. Деревянная церковь в 1835 году была продана прихожанами в село Погадайское, где она существовала до революции. В 1857 году к каменному храму были начаты постройкою боковые каменные приделы, строительство которых окончилось в 1860 году.

http://sobory.ru/article/?object=25083

Глава 15 1–8. Царствование Авии Иудейского. 9–24. Царствование Асы. 25–34. Израильские цари: Нават и Вааса. 3Цар.15:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями. 3Цар.15:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома. В ст. 1, 7–8 имя Авии по евр. масор. тексту читается: Авиам (по Гезениусу, в нарицательном значении – vir maritimus), Vulg.: Abiam; между тем в ( 2Пар.13:1 ) сл.: «Авиа», у LXX; в ( 3Цар.15:1 ) – ´Αβιο, а в ( 2Пар.13:1 ) ´Αβι (нарицательное значение последней формы: «отец его Иегова»). Правильной формой следует признать последнюю, как образованную по образцу других имен с именем Иегова (Авия имеется и в ( 3Цар.15:1 ) по код. 253 у Кенникотта); первая же форма (3 книги Царств), вероятно, случайная описка или же представляет созвучие, напр., имен: Хирам, Мирьям и др.; менее всего можно видеть здесь (с Бенцингером) намеренное удаление имени Иегова от имени нечестивого царя. Мааха, мать Авии, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. VIII, 10, 1) была внучкой Авессалома (ср. 2Цар.14:27 ), что, по соображению времени истекшего со времени смерти Авессалома и времени рождения Ровоама ( 3Цар.14:21 ), является более отвечающим обстоятельствам, хотя и допускает натянутое значение евр. бат (не дочь, а внучка). В ( 2Пар.13:2 ) вместо имени Авессалома стоит имя некоего Уриила, в противоречии с ( 2Пар.11:20 ). 3Цар.15:3 .  Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его. 3Цар.15:4 .  Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим, 3Цар.15:5 .  потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Общий характер царствования Авии запечатлен изменой чистому служению Иегове; это был уже 3-й царь, изменивший первому условию теократического царя, образец которого навсегда дал Давид, и только ради Давида сохранялся ему светильник в Иерусалиме, т. е. потомство на престоле (ст. 4 ср. 3Цар.11:36 ). Грехи Давида в отношении мужа Вирсавии ( 2Цар.11:4–27 ) не подрывали основ теократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5. Книга Пророка Варуха 24. Сведения о пророке Варухе Варух, по собственному его указанию в начале книги, был сын Нирия, сына Маасеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина ( Вар 1:1 ). Таковое перечисление предков до пятого рода или поколения ведет к заключению о знаменитости его происхождения. Действительно, Иосиф Флавий (Antiqut. lib. З, сар. 11) говорит, что Варух был знатного рода и обладал отличным знанием еврейского и халдейского языков. Брат его Сарей или Сераия был начальником даров, отправленных с посольством в четвертый год царствования Седекии к царю Вавилонскому ( Иер 29:1–23; 51:59 619 ). На том основании, что по одному древнему кодексу, из числа собранных Кеникоттом, в составе сего посольства Седекиина упомянут Варух, некоторые полагают, что действительно Варух отнес в Вавилон пророчество Иеремии, изложенное в 50 и 51 главах его книги, прочитал там его и бросил в реку Евфрат. Но в книге Иеремии Варух представляется неотлучным спутником этого пророка в Иерусалиме. В четвертый год царствования Иоакима он написал из уст Иеремии свиток его пророческих речей и прочитал его в храме народу; в 5 году составил другой экземпляр их, когда первый был сожжен высокомерным Иоакимом ( Иер 36:1–2 , 620 22–23 621 ). Как и пророк Иеремия, Варух терпел ненависть, преследование и гонение от своих современников ( Иер 36:19–26 ; 622 43:3 623 ). Поэтому и жаловался на свою горькую судьбу, особенно в начале служения, когда еще не приобрел терпеливости. Горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя ( Иер 45:2–3 ). Вместе с Иеремией был увлечен иудеями в Египет ( Иер 43:6–7 624 ). После смерти Иеремии Варух возвратился из Египта и путешествовал в Вавилон на пятом году после разрушения Иерусалима, когда войско Навуходоносорово опустошало Египет. Одни из раввинов полагают, что Варух умер в 12 году пленения в Вавилоне; а другие говорят, что кончина его последовала в Египте, когда он пришел туда во второй раз. Память его совершается Церковью 11 октября (28 сентября ст.ст.). 25. Содержание книги Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 6 1–3. Воцарение Дария Мидянина и возвышение при нем Даниила. 4–9. Попытка врагов пророка погубить его. 10–17. Приведение ими в исполнение своего замысла. 18–24. Спасение Даниила и смерть его недоброжелателей. 25–28. Указ Дария Мидянина. Дан.6:1 . Угодно было Дарию по­ставить над цар­с­т­во­м сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, Из связи данного стиха с 30 ст. предшествующей гл. и из 28 ст. настоящей с несомненностью следует, что Дарий, сын Ассуиров, из рода Мидийского ( Дан.9:1 ) был преемником Валтасара и предшественником Кира по управлению Вавилонской монархией. Между тем, по свидетельству греческих историков Геродота и Ксенофонта, власть над Вавилоном перешла после смерти Валтасара не к Дарию, которого они не знают, а к Киру, завладевшему вавилонской империей. Равным образом Александр Полигистор и канон Птоломея после рассказа о завоевании Вавилона сразу говорят о царствовании в нем того же самого Кира. Не совпадает показание книги Даниила и со свидетельством вавилонских надписей. По указанию так называемого цилиндра Кира, вице-королем Вавилона по его завоевании был полководец Кира Угбара. Разногласие между библейскими и внебиблейскими свидетельствами усиливается, наконец, и тем обстоятельством, что последние совершенно не знают имени Дария Мидянина. Ввиду всего этого противники подлинности книги пророка Даниила заподозревают самое существование данного царя и отвергают историческую достоверность повествования 6 гл. Но что касается преемственной смены вавилонских царей после Валтасара, то достоверность показания книги Даниила подтверждается свидетельством вавилонских надписей. Кир называется в них вавилонским царем не ранее третьего года после падения Вавилона, а в течение двух первых именуется просто царем народов. Ясно, что он занял вавилонский престол не сразу после взятия Вавилона; два года царствовал до него кто-то другой. Это и утверждает книга пророка Даниила, называя предшественником Кира по вавилонскому царству Дария Мидянина. И так как, по свидетельству Иосифа Флавия, он носил у греков другое имя, то защитники подлинности кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III 1 . Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, В воззвании пророка, первое имя Божие переведенное словом „Господь“ есть еврейское А д о н (т. е. владыка, господин) второе имя „Господь Саваоф“ в еврейском „Иегова всех сил“; властелин вселенной и всех сил мира, открывшийся Моисею под именем Вечно Существующего. Он приступает к суду над народом, как то предсказывал пророк в гл. I, 24. Прежде всего отнимется у Иуды и у Иерусалима все, что поддерживает государство, „посох и трость и подкрепление хлебом и водою“. В угрозе этой заключается и оставление народа без вождей, и оставление народа без благословения Божия, дарующего плодотворные дожди и обилие плодов земных. (Ср. Лев. 26:26 ). „Господь моя опора“, говорил Давид ( Пс. 17:19 ); поэтому отнятие опоры (посоха и трости) равносильно угрозе, что Господь оставит народ, предоставив его собственным силам 293 . В угрозе же отнятия хлеба и воды, кроме прямого значения этих слов 294 можно разуметь и высшее духовное значение: отнятие руководительства Божия. У самого Исаии пророка в Ис. 33:16 , 55пища и питие знаменуют духовное укрепление народа Господом; а во Второзаконии XXX, 20 высказан основной принцип, долженствующий руководить Израилем: Господь есть жизнь Израиля. Избери жизнь! восклицает Моисей. Отнимет Господь:.... (см. ст. 1). 2 . храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 . пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. Господь отнимет,-говорит пророк-и вождя и воина, т. е. и стоящего во главе войска, мудрого военачальника, и простого ратника. В царстве, которое так обессилено, нет сил сопротивляться врагам; оно отдано на произвол их. См. Втор. 28 , в особ. ст. 25 с нашим примеч. в III т. Св. Летописи. Но и внутри царства Господь отнимает у народа начальников и некому восстановить порядок, некому во время неурядиц или нашествия врага употребить усилие и власть, чтобы организировать народную защиту и сплотить во едино для отпора злу или нападению врага хороших честных людей, желающих порядка и готовых защищать свою родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия ( Притч.8:27–31 ), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится – под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) – об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная – эта великая художница или строительница ( Притч 8.30 ) с момента начала миротворения, – в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч.8:34 ), который, конечно, вместе есть дом Божий ( Пс 83.11 ). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь , основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием ( 1Тим 3.15 ; Евр 3.6 ; Откр 3.12 ). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства ( Быт 4.24 ; Пс 11.7 ; Мф 18.21–22 ). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями – всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование – в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова ( Иак 3.17 ). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа ( Ис 11.2–3 , сн. Откр 1.4, 12, 3.1, 4.5 ), затем – семь таинств и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВСКАЯ И УГЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, существовала в 1353-1362 гг. как Переяславская, в 1744-1788 гг. как Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская. П. и У. е. образована решением Синода от 24 дек. 2015 г. путем выделения из состава Ярославской (см. ст. Ярославская и Ростовская епархия и Рыбинской (см. ст. Рыбинская и Романо-Борисоглебская епархия ) епархий, в тот же день епископом Переславским и Угличским избран клирик Ярославской епархии игум. Феодор (Казанов ; 25 дек. 2015 возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась архиерейская хиротония; ныне митрополит Волгоградский и Камышинский). П. и У. е. входит в состав Ярославской митрополии . Кафедральные города - Переславль-Залесский и Углич. Кафедральные соборы - переславский в честь Владимирской иконы Божией Матери и угличский в честь Преображения Господня. Правящий архиерей - еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) . Епархия объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области . Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Большесельский, Борисоглебский, Мышкинский, Переславский и Плещеевский (Переславский р-н), Угличский и Ильинский (Угличский р-н). К апр. 2019 г. на территории П. и У. е. насчитывалось 218 храмов: 89 приходских, 97 приписных, 2 тюремных, 30 недействующих храмов; 9 мон-рей (4 мужских и 5 женских), 2 архиерейских подворья, 21 часовня; в епархии служили 121 священник и 10 диаконов; в мон-рях насчитывалось 38 монахов и 87 монахинь. При ЕУ (располагается на территории переславль-залесского во имя великомученика Феодора Стратилата женского монастыря ) работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по окормлению исправительно-трудовых учреждений, молодежный, информационно-аналитический, по взаимодействию с обществом, миссионерский, архитектурно-строительный, паломнический, по взаимодействию с казачеством, культурного наследия, культуры, финансово-хозяйственный; действует пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010