Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-mu). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. Притч.12:12 .  Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Притч.12:13 .  Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.– Притч.12 :13a.  –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] Притч.12:14 .  От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Притч.12:15 .  Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12:16 .  У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Притч.12:17 .  Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Притч.12:18 .  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Притч.12:19 .  Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Притч.12:20 .  Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Притч.12:21 .  Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Притч.12:22 .  Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 18. Служанка вслух на улице делала добрые отзывы об апостоле Павле и его спутниках много дней. Но Павел, вознегодовав на ее свидетельство, не желал иметь о себе добрый отзыв от личности, руководимой чужим сознанием, или безумной, или порочной. Он обратился к служанке и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Это чудесное происшествие с прорицательницею вместо благодарности и хвалы к апостолу вызвало личное неудовольствие ее господ, а чрез них и волнение в невежественной толпе, которая обыкновенно подчиняется голосу более влиятельных людей. Ст. 19. Господа исцеленной служанки, доставлявшей им в былое время немало доходов, почувствовав убыток в них, озлобились против Павла и Силы. Они схватили… и повлекли их на площадь к начальникам, объявляя их за иудеев, возмутителей спокойствия народного, и обвиняли их в строго запрещенном введении чужой религии и обычаев, противных существующим и оскорбительных римскому подданному. Господа исцеленной, руководясь своими расчетами, заговорили про Павла и Силу совсем другое, нежели что высказывала сама прорицательница. Они тоже, подобно бесу, прикрывали свою злость благовидным охранением чести города. Ст. 20 и 21. Вот их слова: сии люди, будучи Иудеями, возмущают не их благосостояние, но весь город и проповедуют обычаи, которых нам, почетным римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Возведенное обвинение касалось дорогой чести римлянина. Ст. 22. Народ, услышав такую вину, восстал на Павла и Силу; начальники города сорвали с них одежды и без всяких исследований велели бить их палками. Ст. 23. Затем, после многих ударов, ввергли их в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Ст. 24. Получив такое приказание, он засадил их в самую средину тюрьмы, во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Ст. 25. Но святые веропроповедники в радостном сознании, что страдают за Христа, израненные от ударов, с колодками на ногах, около полуночи воспели хвалебную песнь Господу Богу и, таким образом, темницу сделали училищем благочестия для узников, а хранилище преступников превратилось в храм покаяния и истинного просвещения. Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же, дотоле ничего подобного не слыхавшие и не видавшие в стенах темницы, слушали новых своих соседей. На молитву Павла и Силы не замедлил последовать ответ с неба. Правому делу Бог – Помощник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Ст. 19. «Где этот Твой Свидетель, – спросили Его, – Отец Твой?» «Конечно, вы об этом не спрашивали бы Меня, – отвечал Господь, – если бы вы правильно понимали Меня. Если бы вы имели светлое око духовное, то увидели бы Отца во Мне; но у вас нет этого. И потому вы не знаете ни Меня, ни Отца». Ст. 20. Он говорил это в самом том храме, которого начальники приказывали схватить Его, однако никто не осмелился захватить Его. Ст. 21. После этой беседы, – может быть, собираясь снова оставить Иерусалим как небезопасный до известного времени, или, по крайней мере, прощаясь со множеством народа, который начинал уже расходиться с окончанием праздника, и со многими намереваясь говорить в последний раз, Он явился еще в место общего народного собрания во храм (8:59), в день субботы (9:14), и в слух всех повторил прежнюю угрозу. «Смотрите, Я отхожу – вы будете искать Меня, но не найдете, и умрете во грехе вашем» (это грех нераскаянного богоубийства). «А без Меня не надейтесь и прийти туда, куда Я иду» (к Отцу Небесному). Ст. 22. Наглые иудеи превращали смысл слов Его: «Разве убьет Он Сам Себя, что мы не можем прийти туда, куда Он пойдет после этого? Уж конечно, тогда за Ним не пойдем – на смерть». Ст. 23–24. «Нет, не это, – отвечал Спаситель, – а вот что причиною, что вы не можете прийти, куда Я иду. Я от вышних, а вы от нижних. Это расстояние неизмеримо. Еще можно было бы вам иметь доступ и к вышнему – верою; но в вас веры нет. И потому-то Я сказал, что вы умрете во грехе вашем, не придете, куда Я иду». Ст. 25. «Кто же Ты, называющий Себя от вышних?» – спросили Его иудеи с презрительного насмешкою. «Я то, что вам говорил о Себе из начала» (в первое посещение Иерусалима в самом храме – назвав сей храм домом Отца Своего; следовательно, Себя Сыном Божиим). Ст. 26–29. «Но Мне много пришлось бы говорить о вас и судить вас, если бы Я стал говорить о вас все, что думаю и знаю о вас. Оставим это. Истинен Пославший Меня: Он доскажет и обо Мне, и о вас самих (чрез Духа, Который, пришедши, обличит о правде и о грехе). Вы узнаете от Него, что Я говорю не от Себя, но говорю то, что Я слышал, что знаю от Него. Скажу еще определеннее: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я, что Я Тот самый, за Которого Себя объявлял, и Я ничего не делаю от Себя; но научил Меня Отец Мой, так и говорю».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.1:20 .  Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, Притч.1:21 .  в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: Притч.1:22 .  «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч.1:23 .  Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. В противовес соблазнительным речам преступных людей ( Притч.1 11–19), ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и облачения Премудрости раздаются во всеуслышание – «на улицах, на площадях, ... в главных местах собраний» (20–21). Эта премудрость, судя по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении – гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч 1.20 сл., Притч 8.22 сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В действительности понятие «Премудрости» выросло на чисто библейской, самобытной почве. В книге Иова ( Иов 15.7–8, 28.12 сл.) Премудрость изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления Премудрости (20–21 сл.) вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей (ср. 2Пар 17.7–9 ), а также пророков и – позже – апостолов ( Мф 10.27 ; Лк 14.21 ), всех посланников той же Премудрости ( Лк 11.49 ). Далее, со ст. 22, излагается самое содержание проповеди Премудрости. Первую половину ст. 22 LXX и слав. (« елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся») передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном – в смысле похвалы « незлобивым». Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в Пс 4.3 ): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. петаим), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. лецим) и 3) глупцы – люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. кесилим), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. Притч 18.4 ) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. Ин 7.37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. 20. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется: ибо Гссподъ будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. Ст. 18. Сион будет местом спасения людей и хвалы Богу; насилие, опустошение и разорение не будут причастны ему. Ст. 19–20. Вместо солнца и луны, Сам Господь будет вечным и непрестающим светом Сиона. По свидет. св. Кир. ал. и бл. Иерон., слова этих ст. многие относили ко времени второго пришествия Христова, когда, после помрачения солнца и луны ( Мф. 24:29 ), просвещением святых будет слово Спасителя ( Апок. 22:5 ). Но сам св. Кир. ал. и бл. Иерон. предпочитают видеть здесь пророчество о просвещении умов верующих светом Христовым (ср. Ин. 8:12; 9:5 ), просвещающим всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:9 ). 21. И людие твои вси праведнии в век наследят землю, храняще сад, дела рук его в славу. 22. Малый будет в тысящы, а малейший во язык велик: аз Господь по времени соберу их. 21. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. 22. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого сильный народ. Я Господь ускорю совершить это в свое время. Ст. 21. Гражданами Сиона будут праведники, которые наследуют страну святую, где отрасль, насажденная Богом. Вместо =в р.-с. Отрасль (одно из имен Мессии, Ис. 11:1 , ср. Зах. 3:8; 6:12 ), 70 читали: почему φυλλσσων=храняще, а вм. ,=в р.-с. рук Моих, 70 читали: , почему: χειρν ατο=рук его. Ст. 22. Будучи насаждением Господа, граждане Сиона весьма размножатся и усилятся, так что от меньшего произойдет тысяча и от слабого – народ крепкий (ср. Быт. 15:5 ). Глава 61 В 61-й гл. содержится пророчество о прославлении Отрока Господня, как Главы Сиона (Церкви) и Устроителя его. Как и в 49-й гл., говорящим лицом здесь является Сам Отрок Господень (ср. 49:1–6; 42:1–7) 8 . 1. Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

По описании кары Божией Седекии пророк опять возвращается к греху его, о котором ранее так много сказано. У древних, по отношению к врагам (каким был Навуходоносор для Иудеи) вообще нравственные обязанности не были так строги, как к друзьям. И если пророк такое значение придает неверности Седекии, то по особенным основаниям, о которых и говорит в 19 ст. Таким образом в 18–21 ст. грех Седекии рассматривается с новой, увеличивающей его тягость, точки зрения: как нарушение клятвы именем Божиим. – «Дал руку свою», т. е. фараону. Договаривающиеся давали друг другу руку: Иер 50.15 ; 1Езд 10.19 ; Гал 2.9 и др. Иез.17:19 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он пре­зрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. Неверность Седекии Навуходоносору была преступна тем, что сопровождалась нарушением клятвы, принесенной во имя Божие; благодаря этой клятве и союз Седекии с Навуходоносором был союзом (слав. «заветом») Божиим. За это оскорбление святейшего имени Иеговы Седекия и будет сурово наказан. Следовательно, «взгляд Иезекииля на грех Седекии более религиозный, чем этический» (Берт.). Иез.17:20 .  И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и при­веду его в Вавилон, и там буду судиться с ним за веролом­с­т­во его про­тив Меня. Пока грех Седекии рассматривался по его отношению к Навуходоносору, этот последний изображался и мстителем (ст. 16). Теперь, когда этот грех рассматривается по отношению к Богу, сам Бог является и карателем. В ст. 16 предсказана Седекии смерть в Вавилоне; употребленный здесь образ – охотника – позволяет пророку вырисовать и взятие в плен Седекии. Второй половины стиха (от: «и приведу…») и начала 21. ст. нет во многих греч. кодексах. Иез.17:21 .  А все беглецы его из всех по­лков его падут от меча, а остав­шиеся раз­веяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Го­с­по­дь, сказал это. Судьба войска Седекии, на которое он так надеялся. – «Беглецы». Таргун и Пешито, читая еврейское слово с перестановкой букв (вместо «миврахав» «мивхарав»), переводят «храбрые». Слав. одно и тоже слово переводит дважды в том и другом чтении: «и вси избегши его и вси иэбраннии» (дуплет). О беглецах дальше речь: «будут рассеяны»; посему чтение Таргума и Пешито оправдывается контекстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10–20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений – прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле – безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч.8–9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10–20 гл. VII – поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии. Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εδος χουσα πορνικν, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38.14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11–13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество – принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев.7сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15–18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19–20). Притч.7:21 .  Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Притч.7:22 .  Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, Притч.7:23 .  доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Внутренняя жизнь Божия выражается во взаимной любви между Лицами Святые Троицы. В Священном Писании мы находим указание на существование этого внутреннего жизненного общения, этой взаимной любви между Лицами Святые Троицы. Прежде всего, в Св. Писании довольно ясно раскрывается учение о том, что отношение Бога Отца к Сыну есть отношение любви. Так, здесь говорится, что Бог Отец, имея жизнь в Самом Себе, дал и Сыну Своему иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ). По связи речи видно, что основание для этого заключается в любви Бога Отца к Сыну. Именно Сын, получивший от Отца жизнь и имеющий ее в Себе, может оживлять и воскрешать мертвых так же, как и Отец (ст. 21, 25, 28), может судить (ст 22, 29, 30) и вообще творить все то, что творит Отец и что Он показывает Сыну (ст. 19, 20). Почему же Бог Отец все это, то есть, и самосущую жизнь, и власть судить, и власть сообщать жизнь, и вообще делать все, свойственное Богу, дал Сыну? Потому, отвечает евангелист Иоанн, что Отец любит Сына: ибо Отец любить Сына, и показывает Ему все, что творит Сам (ст. 20), – показывает с тою целью, чтобы и Сын творил то же, так как Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сыт творит так же (ст. 19). Таким образом, с одной стороны, внутренняя жизнедеятельность Отца, выражающаяся в рождении Им Сына, а с другой, внутренняя божественная самосущая жизнь Сына и внешняя творческая деятельность Его источником своим имеют любовь Бога Отца к Сыну. – Рассмотренное нами место показывает, что любовь Бога Отца и рождает Сына, и имеет Его своим предметом по рождении 15 . Но в Священном Писании есть много изречений, где указывается один только второй из этих актов. Так, при крещении воплотившийся Сын Божий назван от Отца возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17 ; Марк 1:11 ; Лук. 3:22 ); тот же голос Отчий свидетельствовал об Иисусе Христе и при преображении, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 17:5 ; 1Петр. 1:17 ). Слова: в Котором Мое благоволение, в прибавлении к слову возлюбленный, указывают на особенное совершенство и полноту любви Отца к Сыну, это любовь абсолютная, совершенная. Но еще раньше, еще в Ветхом Завете, Бог Отец называет Сына Своего возлюбленным чрез пророка Исаию: Ce отрок Мой, Которого я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Иса.42:1; сн. Мф. 12:18 ). В беседе с учениками Иисус Христос неоднократно повторял, что Отец Его любит (15, 9, 10). В первосвященнической молитве Иисус Христос три раза повторяет, что Отец возлюбил Его ( Ин. 17:23, 24, 26 ), – возлюбил прежде основания мира, то есть от вечности (ст. 24). И Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Отец любит Сына, и все дал в руку Его ( Ин. 3:35 ). Это мы указали на любовь Бога Отца к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Притч.6:12 .  Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, Притч.6:13 .  мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; Притч.6:14 .  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Притч.6:15 .  Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления. Притч.6:16 .  Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его: Притч.6:17 .  глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч.6:18 .  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, Притч.6:19 .  лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. Притч.6:20 .  Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч.6:21 .  навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Притч.6:22 .  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010