Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32:44). 14–18 ст. Но милости Божии к народу иудейскому не ограничатся только восстановлением прежней политически-самостоятельной жизни его в обетованной земле. После восстановления этого материального благополучия иудеев настанут дни (се дние грядут), когда Господь исполнит Свое древнейшее и величайшее обетование, которое он изрек еще Давиду о его Потомке, царство Которого будет вечным ( 2Цар. 7:12–16 ). Эта мысль раскрывается так: «вот наступят дни, говорит Господь, и я исполню (возставлю) то благое слово, которое изрек о доме израилевом и доме иудовом (14 ст.). В те дни и в то время Я произведу (произрастити сотворю ср. возставлю семя твое по тебе – 1Цар. 7:12 ) Давиду Отрасль Правды, и Он будет производить на земле суд и правду (15 ст.). В те дни Иуда получит спасение, а Иерусалим будет пребывать в безопасности и вот, имя, каким его будут называть тогда: Господь праведный наш или Господь оправдание наше (16 ст.). Ибо так сказал Господь: не прекратится из рода Давидова муж, сидящий на престоле Израилевом (17 ст.), равным образом и священники и левиты, приносящие жертвы и дары, и совершающие повседневные жертвоприношения, не будут удалены (не погибнет) от лица Моего» (18 ст.). Здесь речь идет об исполнении того благого слова или обетования, которое изречено было от Бога устами пр. Нафана царю Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ) и о котором пророк уже говорил выше (см. 23:5–6). Это вполне ясно из снесения 15–17 стихов настоящей главы с 2Цар. 7:12–16 и Иер. 23:5–6 . Главный предмет сего обетования пророк указывает в следующем: а) Из рода Давидова произойдет Отрасль или Потомок Правды, Который будет, производить на земле суд и правду (15 ст.). Это та самая Отрасль, или Тот Потомок Давида по плоти, Который выше назван у пророка Востоком Праведным и Царем мудрым и справедливым (см. 23:5). б) Этот Потомок Давида будет Спасителем народа иудейского (во днех оных спасен будет Иуда) и упрочит положение Иерусалима (и Иерусалим пребудет в надежди), который будут называть тогда новым именем – «Господь праведный наш» (16 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

3Цар.16:17 .  И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона и осадили Фирцу. 3Цар.16:18 .  Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб 3Цар.16:19 .  за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путем Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех. 3Цар.16:20 .  Прочие дела Замврия и заговор его, который он составил, описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.16:21 .  Тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за Фамния, сына Гонафова, чтобы воцарить его, а половина за Амврия. Теперь началось междуцарствие. Осажденный возвратившимся с Амврием войском, Замврий кончает жизнь самоубийством, как скоро город был взят: он сжег себя и царский дворец, зайдя во внутреннюю и возвышенную комнату его (евр. армон, возвышенный чертог 17 ; LXX: ντπον, Vulg.: palatium). «И мы научаемся через сие, – говорит блаженный Феодорит (вопр. 48), – что живущих порочно Владыка Бог карает одних через других, и одного порочного предает другому более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни». За 7 дней своего царствования (стих 15), Замврий, конечно, не мог заявить себя ярым последователем Иеровоама (ст. 19), но приверженность к культу последнего он мог проявить и до своего революционного шага. 3Цар.16:22 .  И одержал верх народ, который за Амврия, над народом, который за Фамния, сына Гонафова, и умер Фамний, и воцарился Амврий. 3Цар.16:23 .  В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. Четыре года с 27 года царствования Асы (ст. 15) до 31-го года этого царствования (ст. 23) продолжалось совместное царствование Амврия с противником своим, Фамнией, сыном Гонафа; и только после смерти последнего (и, по LXX, еще брата его Иорама: κα πθανε Θαβν) κα Ιωρμ ο δελφς ατο εν τ καιρ κινω; слав.: «умре Фамний и Иорам брат его во время оно», – замечание, которое могло принадлежать подлиннику, хотя и не сохранилось в масор. т., Амврий стал единодержавным правителем десятиколенного царства. 12 лет его царствования, несомненно, не полные (по ст. 15–16, Амврий воцарен был войском в 27-м году царствования Асы, а по ст. 29, сын Амврия Ахав воцарился в 38-м году Асы, след. на царствование Амврия падает 11 лет с месяцами), распадаются так: половину этого времени, 6 лет, Амврий жил в Фирце (ст. 23), причем первые 4 года из них царствовал одновременно с Фамнием, а последние 6 лет царствовал, живя уже в Самарии (ст. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.16:13 .  Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, Иов.16:14 .  пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Молчать, т. е. согласиться с этими свидетельствами своей виновности Иов не может, не может потому, что бедствие пало на то время, когда он «был спокоен» (ст. 12), пользовался благоволением Божиим, несомненно был в Его очах человеком праведным (ср. Иов 29.1–6 ). В его руках нет неправды, отношения к Богу безупречны (ст. 17), и тем не менее Господь во время спокойствия «потряс» его (ст. 12), – сделал бедствия особенно ощутительными. Подобно борцу, схватывающему своего противника за шею, Он низринул его из состояния счастья в пучину бедствий (ст. 12). И до сих пор остается предметом, на котором Господь изощряет Свой гнев. Он поражает его стрелами (ст. 13; ср. Иов. 6:4 ), рассекающими внутренности, т. е. причиняющими страшные страдания бедствиями (ст. 13). С целью окончательно добить его Господь делает как бы окончательный приступ (ст. 14). Иов.16:15 .  Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. Иов.16:16 .  Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, В результате подобных отношений Бога к Иову последний находится в состоянии глубокой печали: траурная одежда, «власяница», не покидает его, полного ослабления ( «в прах положил голову мою» – ст. 15, буквально с еврейского «свернул мой рог в прах». Рог – символ силы. – 1Цар 2.1 ; Пс 74.5, 148.14 ). Лицо от постоянных слез приняло багровый цвет, а глаза, ослабленные печалью и затуманенные слезами, покрыты мраком, предвестником смерти. Иов.16:18 .  Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. Иов невинен; молчать он не может. В то же самое время бесполезно обращаться с речью к Богу и друзьям: они не верят ему. Ввиду подобного положения дел он обращается с просьбою к земле, чтобы она «не закрыла его крови». Невинная, преступным образом пролитая кровь требует отмщения, особенно в том случае, когда она остается на поверхности земли ( Ис 26.21 ; Иез 24.7–8 ). Обращаясь к земле с просьбою, чтобы она не скрыла его кровь, не впитывала ее, Иов желает, чтобы по крайней мере она признала его невинным, заслуживающим отмщения, восстановления попранных прав, чего не хотят сделать Бог и друзья. – «Да не будет место воплю моему», в буквальном переводе: «да не будет подавлен вопль мой» (об отмщении); прежняя мысль, выраженная в иной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

бб) Недеятельность Египтян и робость духа их Ст. 16. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. Ст. 17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем. Второю ближайшею причиною бедствия была недеятельность, или женоподобная слабохарактерность Египтян, соединенная с робостью и страхом (ст. 16). А это происходило от сознания тяготеющего над ними суда Бога Израилева, праведному гневу Которого они подверглись (ст. 16, 17). Египтяне, долго стеная под тяжестью бедствий, увидят бессилие своих богов для избавления их, увидят, что бедствия эти происходят не от обыкновенного стечения обстоятельств, что поражает их рука высшая – Божия; вспомнят предсказания Пророков об этих бедствиях и сознаются, что наказания их происходят от Бога Израилева, обитающего в Иудеи; от того будут страшиться величия и всемогущества Божия. Даже при напоминании об Иудеи, в которой почитают истинного Бога, Египтяне впадут в страх, хотя сначала рабский, но спасительный, который потом может обратиться в страх религиозный, сыновний, о котором говорится ниже. Из истории известно, что Пророк Иеремия в самом Египте предсказывал об этих бедствиях; из его-то предсказаний Египтяне узнали, что бедствия их происходят от Бога Израилева ( Иер.43, 5–13 . гл. 44, 46, 25 и др.). Вторая часть, в которой описываются благодеяния как временные, так и духовные, которые Бог определил оказать Египту после долговременного бедствия. а) Предложение касательно сообщения Египтянам благодати Божией и познания истинной религии. Благодеяния эти следующие: 1) Познание истинного Бога. Ст. 18. В тот день пят городов в земле Египетской будут говорит языком Ханаанским, и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца. После печальных предсказаний Пророки часто предлагают утешения. Так и Пророк Исаия утешает теперь надеждою на лучшие времена особенно по причине сообщения язычникам познания истинной религии. Выше Пророк говорил, что некоторые Египтяне, долго стеная под тяжелым игом жестокого рабства Персидского, увидят бессилие своих богов для избавления их, узнают, что бедствие послано на них от Бога Израилева; и потому будут бояться Его. Но этот рабский страх, говорит Пророк, современен обратится в страх религиозный – с таким действием, что многие Египтяне будут говорить Ханаанским языком, т. е. станут исповедовать истинную религию. В этой речи содержится а) предложение касательно благодеяний Божиих (ст. 18–20); б) показываются причины, принадлежности (ст. 20) и в) следствия благодеяний (ст. 23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

1)! Затем, чтобы спасти народ, пророк снова начинает обличать и вразумлять его. О если бы я мог найти себе обитание в самой отдаленной части пустыни, – я бы удалился от него, чтобы не видеть его нечестие, ибо все нравственно развратились: ложь, неверие и коварство всюду (ст. 2–3). Каждый должен беречься своего ближнего, даже родного, ибо брат брату подставляет ногу; никто не говорит истины, а ложь и лесть (ст. 4–6). Поэтому так говорит Господь – вот Я разжегу их – брошу в огонь бедствия, Иерусалим превращу в груды развалин и жителей его отдам в плен (7–11). И если спросят, за что это, скажи – за то, что люди оставили закон Мой и пошли по изволению своего сердца и в след идолов, чему научили их отцы их (ст. 12–14). Поэтому я рассею их среди народов, которых не знали они и отцы их, и пошлю меч, который погубит их (ст. 15–16). Призовите плакальщиц, пошлите к самым мудрым из них, которые умеют причитывать, пусть они оплакивают вас, как умерших, и сами плачьте и дочерей своих учите оплакивать (ст. 17–20). Ибо смерть войдет в домы ваши и во всю землю вашу, и погубит всех, даже младенцев, бегающих по улицам, и юношей на площадях, и будут мертвые валяться на улицах, как навоз и некому их будет хоронить (ст. 21–22). Я погублю всех и язычников, поскольку они не обрезаны плотью, и иудеев, потому что они, хотя обрезаны плотью, но не обрезаны сердцем: те и другие умрут во гресех своих (ст. 23–26). Глава 11-я Пророк по повелению Божию напоминает иудеям слова Закона Моисеева, в которых сказано: проклят муж, иже не послушает словес завета сего. Так как предки ваши не исполнили этих словес, не смотря на постоянные увещания пророков, то Я,–говорит Господь, – и навел на них те бедствия, которые указаны в законе, отдал их в плен Ассирийский (ст. 1–8). И теперь среди иудеев идет совещание только на злое, они возвратились к беззакониям отцов их, поэтому Я наведу и на них злая, от которых не избавят их боги, которым алтари они поставили на всех улицах Иерусалима (ст. 9–13). И возопиют ко Мне во время скорби и не услышу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

2. В первой половине второй песни (гл.2:1–10) пророк описывает бедствия Иерусалима во время последней осады и самое разрушение его. Господь в пылу гнева Своего «не вспомнил о подножии ног Своих» и предал разрушению святый город, а жителей его на смерть; Он разорил Свое место собраний и заставил забыть на Сионе празднества и субботы; Он предал святилище свое в руки врагов, и они шумели в доме Господнем, как в праздничный день; Он отверг царя и священника, и они среди язычников; в разрушенном граде не стало закона, и пророки не удостаиваются видений от Господа (ст.1–10). Затем пророк, оплакивая гибель невинных детей, умирающих от голода у грудей своих матерей (ст.11 и 12), обращается к Иерусалиму, матери отечества, и не находит чем утешить ее; он только советует ей плакать перед Господом день и ночь, чтобы подвигнуть Его на милость изображением невыносимых страданий, когда женщины решались есть младенцев своих (ст.15–22). 3. Плач пророка от лица всех верных о своих бедствиях (3:1–20); надежды на милость Божию (ст.21–41); молитва к Богу с жалобами на бедствия и притеснителей (ст.42–66). 4. Описание бедствий лучших богатых людей, изнеженных детей и женщин, назореев и страшного голода, когда матери ели детей своих (4:1–10). Невероятный для царей земных постиг Иудеев гнев Божий за грехи пророков, жрецов и сильных людей (ст.11–16); нет помощи от друзей (от Египта), сильные враги в конец губят народ и царь, помазанник Божий, надежда для народа, попал в руки их (ст. 17–20). Идумея радуется этому; но и до нее дойдет чаша гнева Божия (ст. 21 и 22). 5. Молитва пророка от лица всего народа с изображением плачевного состояния свободного народа Божия после разрушения Иерусалима и окончательного порабощения (5:1–18) с просьбою и надеждою на помилование от Господа (ст. 19–22). 2 Видение, вероятно, было в поле: Господь явился в образе пастыря с жезлом, а недалеко разведен был огонь и на огне стоял котел и кипел; ветер с севера раздувал пламя. 3 В русском переводе книги пророка Иеремии Иехония назван «лишенным детей» (22:30), но этот перевод не точен, евр. слово означает обнаженный, оголенный от своего достоинства. По-слав. переведено верно: «мужа отвержена».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

а) Для узаконяемой жертвы должна быть избираема юница рыжая, без порока и не носившая ярма. Старший священник (Елеазар) должен был вывесть ее из стана на место чистое, и там пред ним закалали ее; кровию жертвы Елеазар должен кропить по направлению к скинии седмижды (ст. 1–4). Мясо, кожа, кровь и внутренности с нечистотами всецело сожигались, а на сожигаемую юницу священник бросал кусок кедров дерева, иссоп и нити червленой шерсти (ст. 5–6). Священник и сожигавши жертву должны были измыть тело свое и одежды водою, и считались нечистыми до вечера (ст. 7–8). Пепел от этой жертвы собирал чистый человек для сохранения, и потом на этот пепел в сосуде наливалась чистая вода, которая и была водою очищения для Израильтян от осквернения трупом (ст. 9–10). б) Прикосновение к трупу человеческому делало человека нечисгым на семь дней и он без очищения чрез кропление означенною водою не мог войти в скинию, чтобы не осквернить ее (ст. 11–13). Присутствие мертвеца в шатре делает нечистым каждого входящего в шатер и все принадлежности шатра и сосуды, если они не покрыты. Такое же осквернение производит прикосновение к трупу убитого («язвенному») или умершего на поле и даже к кости человеческой и к гробу (ст. 14–16). Для очищения от такого осквернения нужно брать пепла от указанной жертвы и на него вливать в сосуде живой воды. Этою водою чистый очищает нечистого, обмакнувши иссоп в воду и покропивши его, а также дом и все сосуды в нем. Это нужно делать в третий и седьмой день по осквернении (ст.17–19). Если же кем не будет исполнено такое очищение от осквернения, то «душа того потребится от среды сонма» (ст. 20). Окропляющий нечист до вечера и всякий, прикоснувшийся к нечистому, нечист до вечера (ст. 21–22). ________________ 1. Какой таинственно-символический смысл обрядов рыжей юницы? – Из спецального назначения этой жертвы – очищать нечистоту смерти открывается общее значение ее, как жертвы, служащей не к очищению греха, а к снятию смертного проклятия, лежащего на всем обществе Израиля и на всем человечестве, и к приобретению очистительного средства для уничтожения смертной нечистоты для отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

[Гл. VIII:] Не веди тяжбы с человеком могущественным, чтобы как-нибудь не впасть в его руки. Не спорь с человеком богатым, чтобы он не возбудил против тебя тяжбы. Ведь золото многих погубило, и доходило к сердцу царей и извращало их. Не веди тяжбы с человеком говорливым и не подбрасывай дров под горячность его [ст. 1–4]. Не презирай человека отвращающегося от греха и не укоряй его. Помни, что мы все повинны нести наказание. Не презирай человека в его старости; ведь стареются они из нашей среды. Не радуйся о смерти врага, так как ты знаешь, что мы все умираем, а не имеем придти к радости. Не презирай повествования мудрых старцев и упражнения в притчах их, ибо от них ты научишься знанию и тому, как служить знатным без жалоб. Пусть не минует тебя повествование старших, ведь и они учились у отцов своих разуму и ответу при нужде [ст. 6–12]. Не советуйся с глупыми, ибо они могут любить только то, что им нравится. С чужим человеком не устрояй совета, ибо ты не знаешь, что из него выйдет [ст. 20–22]. [Гл. IX:] Не ревнуй жены лона твоего [ст. 1]. Не имей вожделения [или: не засматривайся] к девице, чтобы как-нибудь не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души своей блудницам ни за что, чтобы не погубить себя и достояния своего [ст. 5, 6]. Отворачивай свое лицо от женщины благообразной, и не озирайся на лице чужое [ст. 8]. Не оставляй старого друга, потому что новый не будет походить на него. Новый друг – что новое вино; постареет оно, тогда с удовольствием будешь его пить. Не будь ревнив к славе и богатству грешника, ибо не знаешь, каково будет его падение. Пусть не будет тебе приятною обида несправедливых [ст. 12–15]. Далеко отходи от человека, имеющего власть убивать, и ты не будешь даже подозревать о страхе смерти. А если ты сближаешься с ним, то ничего не позволяй, чтобы как-нибудь не отнял он у тебя жизни твоей [ст. 16, 17]. Рассуждай с мудрецами и благоразумными. Пусть твоими застольными друзьями будут справедливые люди, и слава твоя пусть будет в страхе Господнем [ст. 20, 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Для этого необходимо прежде всего совершенно отказаться от всякого общения с язычниками: «Что общего у света с тьмою?» или «Какое согласие между Христом и Велиаром?» Итак: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому» (ст. 14–18). В седьмой главе , продолжая ту же речь, Святой Апостол призывает Коринфян «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (ст. 1) и затем выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что он видел и встречал в Коринфе. Апостол радуется нравственному исправлению Коринфян так, что готов забыть все свои скорби (ст. 4–17). Он не жалеет, что опечалил их своим первым посланием, ибо печаль ради Бога не только не вредна, но напротив приносит великую духовную пользу, так как ведет к покаянию: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (ст. 8–10). Печаль, вызванная посланием Апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в Коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочеты в своей среде. Апостол радуется, что Коринфяне оправдали его доверие к ним, не посрамили своего учителя, и он может положиться на них (ст. 11–16). Главы восьмая и девятая представляют собою чисто практическую часть послания . В них святой Апостол располагает Коринфян к сбору милости в пользу бедствующих иерусалимских христиан. К этому святой Павел убеждает: 1) Примером Македонских церквей, небогатых, но проявивших большую щедродательность (ст. 1–8); 2) Указанием на Господа Иисуса Христа, «что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ст. 9). 3) Напоминанием того, что сами Коринфяне еще с прошлого года усердно желали помочь бедным братиям своим (ст. 10–12); 4) Мыслью о великой пользе взаимопомощи и что пожертвования требуются лишь посильные, кто, что может, в духе той равномерности, какая соблюдалась израильтянами при сборе манны в пустыне (ст. 13–15). Святой Апостол говорит, что он уже хвалил Коринфян за их жертвенность, и им следует оправдать эту похвалу, дабы она не оказалась тщетной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010