И престало море от ярости своей (11–15 ст.). Страх преданного благоговения пред Иеговой объял корабельщиков, и они принесли Ему жертвы и дали обеты (16 ст.) (в славянском переводе помолишася молитвами). Этим замечанием оканчивается содержание первой главы. Вторая глава начинается повествованием о том, что Бог повелел большой рыбе (в славянском и русском синодальном – киту большому 41 ) проглотить Иону, который пробыл во чреве его три дня и три ночи ( Ион. 2:1 ). Затем излагается благодарственная песнь, которой молился Иона из чрева рыбы (10 ст.). В этой песне после приступа (3 ст.) Иона поэтически изображает своё погружение в глубину моря и те душевные волнения, которые вызывались в нём этим событием. Говорит о том, как волны морские проходили над ним (4 ст.). Как морской травой опутывалась голова его. Как воды объяли его до самого дыхания, и смерть готова была пожрать его (6–7 ст.). Как вследствие этого казалось ему, что земля потеряна для него, и он не увидит более святого храма Иеговы (5 ст.). Как потом встрепенулась его верующая душа, и он вспомнил об Иегове (8 ст.). Чтущие суетных и ложных богов 42 оставили милосердного своего: а я гласом хвалы принесу Тебе жертву, и что обещал, исполню. У Иеговы спасение (9–10 ст.), восторженно восклицает Иона, оканчивая свою песнь. И повелел Иегова, так оканчивается содержание второй главы, рыбе извергнуть Иону на сушу (11 ст.). Третья глава представляет пр. Иону снова на суше. Снова приходит к Ионе повеление от Иеговы идти в Ниневию и проповедовать в ней, что повелено было проповедовать в первый раз, и Иона не бежит теперь от лица Иеговы, а действительно идёт в Ниневию, город великий у Бога – на три дня ходьбы (1–3 ст.). И начал ходить пророк по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: «ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена (4 ст.)» 43 . Грозная и могучая проповедь пророка быстро облетела весь город и произвела в нём решительное действие. Сам царь встал с престола своего, снял с себя царское одеяние, оделся во власяницу 44 и сел на пепле. По его примеру и приказанию то же было сделано во всей Ниневии: все, от мала до велика – и люди и скот – держали пост, покрыты были вретищем и крепко вопияли к Богу о помиловании; прежний злой путь и насилие рук оставлены (5–9 ст.). И пожалел Иегова о бедствии, о котором сказал, что наведёт на ниневитян и не навёл (10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

ст. 9: Свидетель мне в том Бог , коему я служу духом моим, благовествуя о Сыне Его, что я беспрестанно о вас воспоминаю: 13 ст. 10: Всегда в молитвах моих моляся, когда бы-то благоволил Бог , чтоб я успел прибыть к вам. ст. 11: Ибо желаю я(пришедши) видеть вас, чтоб преподат вам некое духовное дарование к утверждению вашему; 2Сол. 3:2 . ст. 12: Яснве сказать; дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею. 14 ст. 13. Не хочу притом, оставить вас в неведении, братие, что я многократно намеревался прийти к вам; но воспрепятствован был доселе (а намеревался я прийти для того) дабы некоторый плод (духовный) получить мне и у вас, как и у прочих народов. ст: 14. И грекам, и варварам, 15 и мудрым, и неразумным, одолжаюсь (проповедовать веру). Страбона кн. 14 и Фукидид кн. 1. ст. 15. И потому, что касается до моего усердия, готов благовествовать и вам сущим в Риме. C осмеянием ли, со презрением ли принято будет в Риме мое благовестие о Христе претерпевшем распятие? нет мне до того нужды! ст. 16. Ибо я не стыжуся благовествования о Христе; так как оно есть сила Божия, действующая во спасение всякому верующему, и во первых Иудею и Эллину. 2Тим.1:12 . ст. 17. Правда бо Божия в оном (благовестии) открывается от веры в веру; 16 Евр.11:7 и Гал.3:11 ; Авв. 2:4 . Так как написано: праведник верою жив будет (спасется). ст. 18. Напротив того, открывается с неба гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде. 17 ст. 19. Так как то, что о Боге 18 разуметь можно, явно есть в них; ибо Бог (то) явил им. γνωςν если возможно разуметь. ст. 20. Поскольку невидимые Его от созданиия мира, (совершенства), через помышление человеческое о видимых тварях, делаются видимыми; как-то всегдасущая сила Его и Божество; а по сему те (нечестивцы) остаются безответными. 19 ст. 21. Понеже и познавши (они) Бога, но не почтили или не возблагодарили Его так, как Бога почитать и благодарить достоит; но развратились в мыслях своих, и омрачилось неразумное их сердце. ст. 22. Называяся мудрыми, обезумели. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

(Ст. 9). Написал я вам в послании: не сообщайтесь с блудниками. (Ст. 10). Не вообще с блудниками сего мира или лихоимцами, иначе надо бы было из мира выйти. (Ст. 11). Но если кто братом, назовется, и будет блудником или лихоимцем и тому подобное, — то с таковым не сообщайтесь. (Ст. 12). Ибо что нам о мирских людях судить? Которые внутри (вас) суть, тех судите. (Ст. 13). Тех же, кои вне, Бог в день Свой будет судить и изымет зло из среды вашей в лице совершителя зол, который отлучается от среды вашей.   Глава 6 (Ст. 1). Как смеет кто из вас, дело имея к другому, оставлять святых и судиться у отличающихся лихоимством сынов мира? (Ст. 2). Или не знаете, что святые мир будут судить, — то есть что чрез них сей мир будет судим? И если вами будет судим мир весь, то неужели вы недостойны судить маловажные тяжбы? (Ст. 3). Или не знаете, что Ангелов судим? О товарищах своих, апостолах, говорит, которые судят священников, названных Ангелами. Если великие судища будущие переданы нам, то не тем ли более земные тяжбы сего мира? (Ст. 4). Итак, если житейские тяжбы будете иметь между собою, то ничтожных из народа поставляйте для суда. (Ст. 5–6). К стыду вашему сказал я это, призывая вас к суду ничтожных людей. Почему тот, кто мудр между вами, не творит суда между братом и ближним его? Потому воздержались бы они ходить судиться у неверных. (Ст. 7). Уже и то весьма как бы унизительно и постыдно есть в вас, что тяжбы имеете друг с другом. Ведь если обиду получите, поступайте так, как повелено вам; если когда оскорбят вас, прощайте, как заповедано вам, и не вступайте в суды друг с другом (Мф. 5:38–42). (Ст. 9–10). Или не знаете, что лихоимцы и блудники и все, которые совершают подобные этим деяния, Царства Божия не получат во владение (не наследуют)? (Ст. 11). И из вас такими когда-то некоторые были, но омылись, освятилисъ и оправдались. Итак, да не возобновляется это снова в вас. (Ст. 12). Все мне можно употреблять в пищу, но никто из-за яств да не властвует надо мною [буквально с греч: «но не должен я быть во власти у кого-либо»] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ст. 7. А дом израилев не хочет слушать, ибо они все непокорны и жестокосердны. Ст. 8. Но Я сделаю лицо твое сильным против них, и чело твое крепким против их лба. Ст. 9. Я сделаю чело твое крепче камня, не бойся их. Ст. 10. И сказал Господь: сын человеческий, обсуди, что Я открыл тебе. Ст. 11. Иди к пленникам и говори им: «так говорит Господь.» Ст 12. И взял меня дух, и я услышал за собою голос Божий: «благословенна слава Господня от места ее», и видение стало удаляться. Ст. 13. И слышал я шум от крыльев животных, ударяющихся друг о друга, шум колес и голос от восклицания, т. е. животные захлопали крыльями, колеса пришли в движение, и видение удалилось. Ст. 14. Дух поднял меня и взял оттуда, я пошел и был вознесен по направлению духа, и рука Господня была крепка на мне, т. е. я был во вдохновении. Ст. 15. Я пришел к пленникам и обошел живших при реке «Ховаръ» я остановился и был среди них 7 дней в молчании, приготовляясь к служению. Здесь определенное число вместо неопределенного, т. е. я был продолжительное время, пока не ознакомился с правами и жизни их. Ст. 16. По прошествии 7 дней, было ко мне слово Господне. Ст. 17. Я сделаю тебя сторожем, чтобы ты слышал Мои слова и предотвращал людей от погибели нравственной. Ст. 18. Когда я скажу беззаконному: «ты погибнешь», а ты не будешь вразумлять его и отвращать от нечестивого пути, то ты будешь виноват: беззаконник погибнет и Я взыщу с тебя его кровь. Здесь Господь указывает на строгую ответственность, которой подвергался пророк. Ст. 19. Но если ты будешь вразумлять его, стараться отвратить от ложного пути, а он не послушает, то он погибнет, а ты спасешь жизнь свою. Cm. 20. И если праведник отступит от правды, а ты не будешь вразумлять его, то и он умрет и Я взыщу с тебя кровь его. Cm. 21. Но если ты скажешь праведному, чтобы он не согрешал и он согрешит, то он не будет жить, а ты спасешься. Cm. 22. Я был во вдохновении и сказал мне Господь: восстань, иди в поле, там Я скажу тебе. Cm. 23. Я встал, пошел и увидел славу Господню подобно тому, как я видел при реке Ховаре, я упал на землю, но (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ст. 9. «Ибо если служение осуждения славно (δξα – было славою); то тем паче изобилует славою (ν δξ) служение оправдания». Ст. 10. " То (κα γρ) прославленное даже не оказывается славным с сей стороны (ν τοτ τ μρει – в этой очереди), по причине преимуществующей славы последующего» (слово: последующего отсутствует в греческом тексте). Ст. 7. Если же служение, не избавлявшее от смерти (смертное), письменами начертанное на камнях, явилось в такой славе, что сыны израилевы не могли взглянуть на лице Моисею, несмотря на то, что слава лица его была преходящею (дословно: не могли взглянуть чрез преходящую славу лица его); Ст. 8. То каким образом может оказаться (σται) не в большей славе служение духом (духа, или духовное)? Ст. 9. Ибо, если служение к осуждению было славою; то гораздо более преизбыточествует в славе служение к оправданию. Ст. 10. Потому что в такой преемственности (в таком чередовании) и прославленное, по причине иной, препобеждающей его славы, перестает быть прославленным. Ст. 11. Ибо, если преходящее (славно было, потому что) проходило чрез (δι) славу; то гораздо более славно пребывающее, потому что пребывает в (ν) славе. Ст. 12. 13. При столь великом уповании мы имеем возможность действовать с великим дерзновением, а не подобное тому, как Моисей налагал покрывало на лице свое, с тою целию (πρς τ), чтобы сыны израилевы не проникли (μ τενσαι) в конец преходящего. Глава четвертая Ст. 1. «Посему, имея по милости Божией (καθς λεθημεν ) такое служение, мы не унываем». Καθς λεθημεν – так как мы помилованы (избавлены от смерти, сравн. гл. 1, ст.811) и относится не к первой, а ко второй половине стиха. Ст. 2. «Но, отвергнув (πειπμεθα) скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину (τ φανερσει τς ληθεας), представляем себя совести всякого человека пред Богом». Ст. 1. Посему, проходя таков служение, мы, как помилованные (избавленные от смерти), не унываем; Ст. 2. Напротив, отреклись от тайных дел нечестия (τς ασχνης – этого срама, т. е. идолослужения), ни к ухищрениям не прибегая, ни слова Божия не искажая, но поставляя своё служение Богу в выяснении истины пред сознанием (совестию) всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

– Возвращайся в дом свой и рассказывай (даже по пути), что сотворил тебе Бог. И он отправился (домой), возвещая по всему городу, что сотворил ему Иисус. Во всех древнеславянских изданиях стоят формы, соответствующие нынешнему русскому переводу, но разночтения греческих Евангелий, за исключением очень немногих, решительно говорят в пользу предлагаемого чтения. Во многих греческих евангелиях читается: πστρεφε ες τν οκν σου διηγομενος (возвращайся в дом свой рассказывая, или повествуя), т. е. прямо указывается, что Спаситель велел бесноватому рассказывать о своем исцелении во время самого возвращения в дом свой, который находился, вероятно, на другом конце города. Ст. 46. «Чувствовав» – почувствовав. Глава девятая Ст. 10 и 11 слич. Мк. 6:31 и 32. Ст. 45. Но они не понимали этого речения: и чтобы им не проникнуть в него, оно было прикровенно от них: спросить же Его об этом речении боялись. Ст. 46. «Пришла же им мысль, кто бы из них был больше». – Но у них возникло размышление о том, кто бы мог быть больше их (так как Спаситель сказал выше, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие). Ст. 49. «Не ходит». – Не следует. Глава тринадцатая Ст. 24. «Поищут». – Постараются. Ст. 33. «А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». – Однако же Мне следует продолжать путь сегодня, завтра и на третий день: потому что пророку не приличествует погибнуть вне Иерусалима. Глава пятнадцатая Ст. I. «В то время пришли некоторые и рассказали Ему».... Некоторые из присутствовавших сообщали Ему в то время (собственно: присутствовали, сообщая)... Глава шестнадцатая Ст. 11. Если вы не оказались верными в богатстве не истинном, кто доверит вам истинное? Ст. 12. И если вы не оказались верными в чужом (оказались не возвращающими чужого), кто станет отдавать вам ваше? Ст. 25. «Вспомни, что ты исчерпал блага свои во время жизни своей, как и Лазарь свои бедствия». Глава осьмнадцатая Ст. 29. Истинно говорю вам: кто оставил дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для царствия Божия, из тех нет никого, Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

ст. 6. Впрочем, не то я разумею, будто бы Слово Божие не исполнилось, 152 (Нет!) поскольку не все потомки Израиля, суть Израиль. Числ.23:19 ст. 7 и 8. И не потому все, (они суть) дети Авраамовы, что ведут род от Авраама: но во Исааке сказал (Бог), наречется тебе потомство; то есть, не дети плотские, сии суть чада Божии; но чада обетования, причитаются к его потомству. 153 Быт. 21:10–12 ; Гал.4:23 ст. 9. Ибо слово обещания (Божьего) таково: в сие время приду, и будет у Сарры сын. 154 ст. 10 и 11. И не один таковой пример; но и Ревекка от единого ложа Исаака, отца нашего, во утро6е зачавшая (двух сынов): ибо, когда оные еще не родились, и не сделали что-либо доброе или злое; (тогда еще) вследствие избрания по непреложному предуставлению Божию, ст. 12 и 13. He из уважения дел, но от призывающего сказано ей (Ревекке), что больший поработает меньшему; так как написано: Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел. 155 ст. 14. Что же. мы после сего скажем? Не то ли, будто бы у Бога была неправда? Не буди то. 156 Втор.32:4 ; Иов. 8:3 Но здесь должно обратиться мыслию к неиспытанными судьбам Божиим. ст. 15. Ибо, Моисею Бог говорит: Я помилую того, кого милую; и милосердие покажу тому, о ком Я милосердую. 157 Исх.33:19 ст. 16. И так (зависит то) ни от хотящего, ни от подвизающагося, но от милующего Бога. 158 ст. 17. Так как Писание и Фараону (от лица Божия) говорит: на сие самое Я и возвысил тебя, дабы показать на тебе силу Мою, и дабы возвещено было имя Моепо всей земли. 159 ст. 18. Итак, кого хочет (Бог), милует: а кого хочет, ожесточает. 160 ст. 19. Ты скажеть мне на то: для чего же (Бог) и винит (меня во грехе)? Поскольку воли Его кто противиться может? ст. 20. Так кто ж ты таков, человече! противоречущий Богу? уже ли может создание сказать создавшему его: для чего ты меня так сделал? 161 ст. 21. Уже ли не имеет власти горшечник, над глиною, чтоб из одного и того же раствора сделать иной сосуд для употребления уважительного, а другой для неуважительного ? 162 Если бы Бог и точно так поступали с человеком, как художник поступает с брением; и тогда бы человек не мог жаловаться на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

(Ст. 4). Радуйтеся в Господе всегда во время гонений на вас, — опять скажу: радуйтесь во время страданий ваших. (Ст. 5–6). А касательно скромности и благопристойности не смущайтесь, но она всем людям да будет известна: ибо Господь, Который дает нам силу, близ есть. Ни о чем не заботьтесь и не унывайте, как Сам Он сказал (Мф. 10:19. 6:25 и др.), но всегда в молитве и прошении с благодарением желания ваши да будут открываемы пред Богом, то есть будьте тверды. (Ст. 8–9). Что только истинно, что верно или справедливо, что в смирении, чему и научились вы и видели в нас, то помышляйте и делайте. (Ст. 10). Возрадовался я много тому, что и вы с радостью принимаете на себя попечение о моих нуждах теперь точно так же, как заботились и прежде, некоторое только замедление произошло у вас по причине тех неистовств, которые окружали вас. (Ст. 11). Не по причине скудости радуюсь и не потому, что меня окружает изобилие, говорю это, ибо я научился быть самодовольным тем, (что у меня есть), и в чем твердо стою ныне. (Ст. 12). Умею быть скромным и жить в скудости, умею и в изобилии быть, хотя и ничего не имеем, то есть умею быть скромным, хотя бы и имел (избыток). Во всем опытен я, — и терпеть голод без ропота, и насыщаться, так что меня не порабощает эта привычка. (Ст. 13). Все осиливаю в Укрепляющем меня. (Ст. 14). Впрочем хорошо вы сделали, приняв участие в скорби моей, — как в моем присутствии у вас, так и в отсутствии. (Ст. 15). Знаете же и вы, что никакая мне церковь не оказала участия в отношении подаяния и принятия так, как вы оказали соучастие мне. (Ст. 16). Вы не только оказали помощь в настоящей нашей нужде, но и в Фессалонику и раз, и два на нужду мне послали. (Ст. 17). Не потому (говорю это), что ищу даяния, но (ищу) плода благ, умножающагося в (отношении) вас. (Ст. 18). Я же имею все и преизобилую, преисполнен и благодаря любви вашей получил, что послали мне чрез Епафродита в воню благоухания. (Ст. 19). Бог же мой восполнит всякую нужду вашу, — очевидно, как скрытую, так и явную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 11). Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божие (открывается) чрез Духа Божия, чрез Которого мы становимся способными понимать Его тайны. (Ст. 12). Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, дабы чрез Него знать дарованное нам от Бога. (Ст. 13). Не только дела наши духовны, но также и то, что проповедуем, — это не есть ученая мудрость человеческая, но учение Духа, ибо чрез духовные дела проповедуем вам и с духовными наш дух сравниваем, то есть говорим вам, которые говорят на языке Духа. (Ст. 14). Люди животные [греч.: «душевный человек»], не восприяв Духа, считают это глупостью. Это то же, что сказал: не бросайте жемчуг пред свиньями (ср.: Мф. 7:6). И не могут разуметь, поелику духовно исследуется (это), то есть чрез духовного человека осуждается. (Ст. 15). Духовный же человек, в котором совершаются дела Духа, хотя все исследует, сам же ни от кого не исследуется. (Ст. 16). Ибо кто познал ум Господень, кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому, как прежние праведники, которые, как говорят, были участниками богопочтения (почитали Бога, а потому), волю Божию познали. И мы также своим участием в страданиях Христа приняли ум Христов.   Глава 3 (Ст. 1–2). Но хотя вы имеете в себе дела Духа, однако я не мог вам говорить как духовным людям, а как младенцам, которые начинают слушать Евангелие, во Христе молоко вам дал в питье, а не твердую пищу, потому что вы плотяны. (Ст. 3–4). Ибо когда между вами зависть и спор из-за умножения и увеличения слушателей и из-за названия их именем каждого из вас, то не платяные ли вы? (Ст. 5). Даже мы, ваши учители, что мы такое? Не служители ли, то есть посредники, чрез коих вы уверовали? (Ст. 6). Ибо хотя я насадил, Аполлос полил, но Бог возращение дал. (Ст. 7). Итак, не от учителей ваших и не от ваших наставников, но от Бога возращающего. (Ст. 9). Божий ведь, (ибо) мы сотрудники и все мы к одному стремимся — угодить чрез вас Богу. (Ст. 10). По благодати Божией, данной мне, как мудрый строитель, основание положил я, то есть строитель — Дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Притч.28:10 .  Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. Притч.28:11 .  Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. Притч.28:12 .  Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1 ; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3 ; ст. 8 сн. Притч 13.22 ; Иов 27.16–17 ; ст. 9 сн. Притч 15.8 ; ст. 10 сн. Притч 26.27 ; ст. 11 сн. Притч 26.16 . Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2 . Притч.28:13 .  Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Притч.28:14 .  Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Притч.28:15 .  Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. Притч.28:16 .  Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. Притч.28:17 .  Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Притч.28:18 .  Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету ( Nc 31.5; I Ин 1.9 ) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010