Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах Иеговы ( 2Цар.2:4,12:7 ) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом ( 2Цар.2:4,5:3 ). По ( 1Пар.29:22 ), повторено было после помазание и над Соломоном. 3Цар.1:39 .  И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! 3Цар.1:40 .  И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар.10:24 ; 4Цар.11:12 ; Мф.21:9 ) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим, Vulg.: canenmium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: χρευον ν χορος, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге. 3Цар.1:41 .  И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? 3Цар.1:42 .  Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть. 3Цар.1:43 .  И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем; 3Цар.1:44 .  и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; 3Цар.1:45 .  и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 1–7. Возвещение бедствий Израилю. 8–10. Обличение грехов Израиля. 11–17. Воспоминание о прошлой истории Израиля. Ос.9:1 . Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, удалив­шись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. Ос.9:2 . Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. «Не радуйся, Израиль до восторга»: из ст. 2-го видно, что пророк предупреждает Израиля от радости по поводу обильного урожая, – радости, выражавшейся, без сомнения, в особых празднествах, запечатленных языческим характером. Подобно другим народам (слав. «людие» ­­ язычники) Израиль видел в изобилии земных плодов знак благоволения чтимых им Ваалов ( «любишь блудодейные дары на всех гумнах») и, следовательно, радовался тому, что (ki, рус. пер. «ибо») он удалился от Бога и предался блудодеянию, т. е. служению Ваалам. Но эта радость суетна, потому что Израиль не воспользуется обилием плодов: «гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их». В ст. 1-м вместо слов «до восторга» слав. т. читает – «ни веселися» ( μηδ εφρανου), так как LXX вместо el gil (до восторга) читали al gil. В ст. 2-м вместо слов евр. т. lo ireem, «не будет питать их», LXX читали сходные по начертанию lo jedaam; отсюда слав. «не позна их». Ос.9:3 . Не будут они жить на земле Го­с­по­дней: Ефрем воз­вратит­ся в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. Ефрем возвратится в Египет, пророк ожидает наказания народа израильского через ассириян ( Ос 5.13, 10.6, 11.5 ), а в Ос 11.5 прямо говорит: «не возвратится он (Израиль) в Египет, но Ассур – он будет царем его». Поэтому выражение ст. 3-го «Ефрем возвратится в Египет», как и в Ос 8.13 имеет смысл общего указать на предстоящее пленение. «В Ассирии будут есть нечистое» – как вследствие недостатка пищи, так и вследствие невозможности, за прекращением жертвенного культа, исполнить установления Моисея о пище. – LXX евр. lo jeschvu читали как форму perfect, jaschvu и перевели о κατκησαν; отсюда в слав. «не вселишися» (вместо рус. «не будут жить»). Вместо выражения «Ефрем возвратится в Египет» в слав. «вселися Ефрем во Египте», так как LXX форму veschav (от schuv возвращаться) производили от jaschav жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И так, разбираемую вторую половину псалма можно подразделить на 4 части. А) (ст. 10–13): обличение беззаконнующих во граде; Б) (ст. 14–16): выделение какого-то одного изменника, ранее единодушного с ним и в посещении храма Божия, с призывом смертной кары на таких нечестивцев; В) (ст. 17–22) излияние надежды на то, что услышит и упокоит его самого Господь, простерши руку Свою на воздаяние лицемерным сквернителям Его Завета. И наконец, – (ст. 23–24): призыв псалмопевца ко всем верным – Богу передавать заботы и печаль свою, как и сам он всегда, уповает на Него. I. 2. Внуши, БОЖЕ, молитву мою, и не презри моления моего! 2. Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего! 3. Вонми ми, и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся. 3. Внемли мне, и услышь меня: возскорбел я в печали моей (в греч.: в многословии моем), и пришел в смятение. 4. – От гласа вражия и от стужения грешнича! Яко уклониша на мя безззаконие, и во гневе враждоваху ми. 4. – От голоса врага, и от притеснения грешника! Ибо против меня (они) направили беззаконие (беззаконную деятельность свою), и во гневе враждовали против меня. 5. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: 5. Сердце мое пришло в смятение (возмутилось) во мне, и боязнь смерти напала на меня: 6. Страх и трепет прииде на мя, и – покры мя тма! 6. Страх и трепет нашли на меня, и – покрыла меня тьма! 7. И рех: „кто даст ми криле, яко голубине, и – полещу, и почию? 7. И оказал я: „кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу я, и упокоюсь! 8. Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни. 8. Вот я удалился, убегая, и водворился в пустыне, – 9. Чаях БОГА, спасающаго мя от малодушия и от бури. 9. Чаял я Бога, Который бы спас меня – от малодушия и от бури. II. 10. Потопи, ГОСПОДИ, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. 10. Потопи, Господи, и разрозни языки их, ибо я видел беззаконие и распрю в городе. 11. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его; и неправда. 11. Днем и ночью они (беззаконие и распря) окружают его по стенам его: беззаконие и труд – (изнурение трудом) посреди его и несправедливость,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Лишенный своей мнимой славы, «преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут. А Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде» (15:16; ср. 2:9, 11). «И овцы, – которых знатные и богачи притесняли, (8), – будут пастись, как бы на своем пастбище, а тучные пажити богатых будут пожирать чужие» (ст. 17, ср. 1:7). Горе тем, которые сами навлекают (ср. 3:9) на себя бедствие, говоря: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!» (18–19), – «которые почитают тьму светом и свет – тьмою (20), мудры в своих глазах и разумны пред самими собою (21), храбры пить вино» и превращают правый суд (22–23). «За то (т. е. за все совершаемые жителями Иерусалима неправды), как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах» (24). За то поразит Господь народ, прогневавший Его, и прострет на него с силою руку Свою (25). «Господь поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, и вот он легко и скоро придет» (26), – призовет народ страшный и сильный, и «взглянет он (житель Иудеи) на землю, и вот – тьма и горе, и свет померк в облаках» (27–30). Исследуя главу 5-ю с вышеозначенных сторон, мы находим прежде всего, что вся она носит явный отпечаток основной мысли пророка Исаии: «Сион спасется правдою». Сам изъясняя смысл «песни», пророк говорит: Господь «ждал правды (от Израиля), но вот – вопль, ждал правосудия, но вот – кровопролитие» (ст. 7), т. е. насилие, сила неправедная, (ср. 59:6, 7). Пророк обличает презирающих «спасение Божие» (особ. 12, 19 ст., т. е. спасение путем «святости» и «правды», ср. ст. 16) и стремящихся утвердить свое благосостояние («спасти себя», по выражению пророка, напр. 47:13, 15) неправедною силою и мудростью (ср. и здесь 47:10, 12). Характеристичны в этом отношении выражения: «горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток». Встречаются также образы, напоминающие любимую картину 6:11–13; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

7. и Господь Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: 8. и. Зане приближается оправдавый мя, кто пряйся со мною; да сопротивостанет мне купно: и кто судяйся со мною; да приближится ко мне. 9. Се Господь Господь поможет ми, кто озлобит мя: се вси вы, яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы. 10. Кто в вас бояйся Господа; да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тьме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе. 11. Се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень. ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте. мене ради быша сия вам, в печали успнете. 7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. 8 . Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. 9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они как одежда обветшают: моль съест их. 10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа, и да утверждается в Боге своем. 11. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами. Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете. Ст. 7–9. Унижаемый от людей и оставляемый всеми ( Мф. 26:31, 56 ; Мк. 14:27:50 ), Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его ( Ин. 26:32; 8:29 ), что никто не может обличить Его о гресе ( Ин. 8:46 ), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога ( Ин. 12:47–50 ), погибнут от нравственной порчи ( Ин. 8:24 ), как одежда – от моли. – Во 2 пол. 9 ст. 70, вместо местоименного суффикса 3 л. мн. ч., читали суффикс 2 л. мн. ч. Ст. 10. Вместо стоящего в евр. м. т. =в р.-с. слушается, 70 читали , почему: ουσατω=да послушает. Согласно сему переводу, современные Отроку Господню, благочестивые иудеи призываются внимать гласу Его, гласу Того, Кто есть исполнение закона и пророков ( Мф. 5:17 ), о Ком, во время преображения на горе Фаворской, Бог Отец сказал: сей есть сын мой возлюбленный, о нем же Благоволих: того послушайте ( Мф. 17:5 ). Весь же вообще иудейский народ, который, вследствие порчи органа духовного зрения ( Мф. 6:22–23 ), пребывал во тьме ( Ин. 12:35 ), теперь пророчески призывается веровать в Того, в Ком имя Господа, т. е. Откровение существа Божия (ср. Исх. 23:21 , Ис. 63:9 по евр. т., Ин. 14:9–10 ), следовать за ним, как за светом, чтобы выйти из тьмы ( Ин. 12:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Святой Иоанн Златоуст полагает, что Ангелы присутствовали, когда Бог вручал Моисею на Синайской горе каменные скрижали с 10-ю заповедями, и сии-то Ангелы, которым вверен был избранный народ Божий, производили на горе Синай трубные звуки, огонь и мрак. Они же принимали участие во всем сказанном и сделанном в Ветхом Завете. Видимо, память об этом участии Ангелов хранилась в иудейском предании. " Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим " (ст. 5) — здесь под " будущей вселенной " надо понимать новооткрывшееся царство Мессии, или " будущую жизнь " , как толкует блаженный Феодорит. В следующих стихах 6-9 [ 6 ] Апостол Павел слова Псалмопевца о естественных преимуществах человека, поставленного во главе подчиненных ему земных тварей, относит к Бого-Человеку Иисусу, Который в Своем лице восставил падшее человеческое естество и вознес человека на ту высоту, для которой он и был первоначально сотворен Богом. Этот 8-ой псалом вообще есть пророческий, ибо из него Сам Господь привел изречение о хвале из уст младенцев и грудных детей при Своем торжественном входе во Иерусалим (Пс. 8:3 [ 7 ] и Матф. 21:16 [ 8 ]). " Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (ст. 9) — здесь под " унижением " надо понимать крестные страдания и смерть Иисуса (ср. Исаии 53:3 [ 9 ]). Это было лишь временное унижение — " не много был " , которое потом привело к славе и самое человеческое естество Господа, превознесенное выше всякой твари. Сам Апостол толкует это унижение в том смысле, что любовь Божия к людям определила Ему " вкусить смерть за всех " . В 10 ст. Апостол устраняет соблазн смерти Иисус Христовой: " Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все (то-есть Богу Отцу), приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания " . Это значит, что Начальник нашего спасения Христос должен был пройти тем именно путем страданий, которым должны были идти согрешившие люди сами, без Спасителя, если бы только могли дойти сами до своей славы, ради которой они созданы Богом. " Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями " (ст. 11). Смысл здесь тот, что спасение людей чрез Искупителя Христа стало возможным только вследствие того, что Христос принял нашу человеческую природу на Себя. Эту мысль о единстве природы Господа Иисуса Христа и искупленных Им людей или о братстве их по человечеству Апостол Павел подкрепляет ссылками на слова Псалмопевца (Пс. 21:23 [ 10 ]) и пророка Исаии (8:17-18 [ 11 ]), дабы сделать ее для евреев более убедительной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– «Если запрещено воздавать злом за зло ( Римл. 12, 17 .), то как объяснить настоящую угрозу Апостола? Отвечаем: заповедь говорит о не воздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних ( Деян. 13, 8–11 ).» (Феофилакт). – Понося нас злыми словами: по подлиннику (40), – речь о сплетне и клевете. – И не довольствуясь тем и проч.: мало того, что он унижает и поносит нас, – он и сам не дает пристанища странствующим проповедникам Евангелия и других отклоняет от этого (κωλειν значит, «мешать, препятствовать, удерживать, отклонять»): не пускает даже в дом свой для молитвы во время богослужения (см. в примеч. к 9 ст.) благодетельствующих (41) братьям – странникам (ср. примеч. к 5 ст. ). – (Lange). аі. Возлюбленне, не уподоблйс но блгом. блготворй, Бга есть: а не вид Бга. ( 1Петр. 3, 11. 13. 1 Іоан. 3, 6–10 и дал.). 11. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога: a делающий зло не видел Бога. 11 . Не подражай (μ μιμυ) злу, но добру: (42). Кто делает добро (43), тот от Бога – (κ το Θεο στν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 9. 10. 4, 1 . – А делающий зло не видел Бога (οχ ρακε τν Θεν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 6. 8. 12. 20. 2, 3 . ві. Димитрїеви свидтельствовас всхъ, и самы истины: и мы же свидтельствемъ, и всте, к свидтельство наше истинно есть. (Дян. 19, 24. 1. Тим. 3, 7. Іоан. 21, 14 19. 35). 12 . О Димитрие: лучшие из толковников согласны в том, что с Димитрием прислано было настоящее письмо Иоанна Богослова Гайю и что Димитрий быль странствующим проповедником Евангелия, или евангелистом (примеч. к 7 ст.) (44). – По всей вероятности с ним были и другие евангелисты, так как до сего места Апостол говорит не об одном лице, а о братьях-странниках (6–8 ст.); – упоминает Апостол одного Димитрия, очевидно потому, что он известен был Иоанну, как мудрый и опытный проповедник и как человек строгой жизни и особенно ревностный к служению своему; так что другие путешествовавшие с ним евангелисты находились под его руководством и были только сотрудниками его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Вс к вцы заблдихомъ: человкъ пт своег заблд, и гдь предад єго грхъ ради нашихъ. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Ст. 6. Люди блуждали, подобно стаду овец, не имеющих пастыря ( Числ.27:17 ; 2Пар.18:16 ), каждый шёл своей дорогой ( Рим.1:24 ), и Господь пригвоздил в Отроке Господнем, как пастыре их, лукавство всех их, ср. Зах.13:7 . 1Пет.2:25 . Евр. выражение: =в р.-с. и Господь возложил на Него вину всех нас, Симм. переводит: κα κριος καταντσαι πιησεν ες υτν τν νομαν πντων μν, бл. Иероним et Dominus posuit in eo iniquitatem omnium nostrum. «Или, – говорит бл. Иероним по сему поводу, – Он предал Его за грехи наши, чтобы он вместо нас понёс то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести». В основу выражения положен образ, взятый из обряда возложения первосвященником в день очищения на голову козла отпущения грехов и беззаконий сынов израилевых ( Лев.16:21–22 ). з. И той, зан бысть, не верзаетъ устъ своихъ: к вча на заколенїе ведес, и к агнецъ пред стригщимъ єго безгласенъ, так не верзаетъ устъ своихъ. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ст. 7. Сурово влекомый и поносимый, Отрок Господень не отверзает уст Своих, – подобно овчати, ведомому на заклание, подобно агнцу, безгласному пред стригущим Его (ср. Ис.11:19 ). Этот ст. и последующий читал тот эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, когда, по внушению Духа Божия, подошёл и пристал к его колеснице св. Филипп, который и благовествовал ему об Иисусе, наченъ писанї сег ( Деян.8:28–35 ). Древнехристианские экзегеты видели в этих словах пророчество о молчании Иисуса Христа во время суда над Ним. «Он, – говорит блаж. Феодорит, – до Своего страдания говоривший ночью и днём, произнося полезное учение, во время страдания молчал». Ср. Мф.16:62–63; 27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10. 1 -е сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. «истязуем был», 70 оставили без перевода. Сим Пешито Иерон. Тарг. читали здесь почему Сим. προσηνχϑη, Вульг. oblatus est, Пеш. kreb.; но Тарг. – просил, молился, – разумея здесь приближение к Богу для молитвы. В 5 евр. код. читается также .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

3,4 Хотя обряд Дня искупления давал уверенность Израилю, что Господь может простить грехи, эта церемония повторялась из года в год. Это было ежегодным напоминанием о грехах, то есть о том, что грех препятствует общению с Богом и приводит к суду Божьему. Сам Бог же, напротив, обещает, что по условиям нового завета–договора Он простит беззакония их и не вспомянет грехов их ( Иер. 31:34 ; ср.: ст. 17). С грехом нельзя было решительно покончить до тех пор, пока Иисус не умер на кресте, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Жертвоприношения животных, установленные Богом, были призваны научить Израиль стремиться к очищению и показать, что грех должен быть наказан (ср.: Лев. 17:11 ). Но именно Мессии предназначено заплатить за грехи мира Своей смертью, обеспечив тем самым спасение даже тем, кто согрешил в ветхозаветные времена (ср.: 9:15). 5–10 Слова Пс. 39:7–9 являются пророчеством о Христе, входящем в мир, поскольку они нашли абсолютное исполнение в Его жизни. Псалмопевец Давид пошел дальше, чем многие другие ветхозаветные авторы, подчеркнув бессилие приносимых человеком жертв, которые не могут удовлетворить Бога. В цитируемом псалме Давид использует четыре слова–термина – жертвы, приношения, всесожжения и жертвы за грех, – которые представляют разные типы жертвоприношений, предписывавшихся ритуальным законом. Вся система жертвоприношений была предназначена ободрить и вызвать в людях готовность к самопожертвованию, к исполнению Его воли, подобно тому, как сказано в ст. 9: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. В теле, уготованном Сыну Божьему, Он прожил жизнь, полную совершенного повиновения Отцу, кульминационным моментом которой была Его смерть как непорочной жертвы (ср.: 9:14). Он пришел, чтобы упразднить ветхозаветный церемониальный закон и принести послушание Богу, бывшее подоплекой всей системы жертвоприношения. Он явил волю Отца, выраженную в Священном Писании (как в начале книги написано о Мне), и по сей–то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Его единократная, принесенная за всех жертва (10) очищает от греха, чего не может дать закон (2). Такое очищение делает возможным посвящение или освящение верующих, как выражено в ст. 10: освящены мы (греч. hegiasmenoi esmen; совершенное время). Таким образом, как полагает автор, исполнилось обетование, записанное в Иер. 31:33 ; ст. 16: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их. Такое посвящение Богу и Его служению достигнуто нами через заслуги Иисуса Христа, в Котором совершенным образом выразилось послушание сердца и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010