Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижнические труды и подвиг благочестия основательниц Зачатьевского женского монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии, не нашла препятствий к прославлению их в лике местночтимых святых. Настоящим определяем: 1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. 2. Честные останки преподобных, находящиеся под спудом, считать святыми мощами. 3. Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии совершать в день преставления преподобной Иулиании 3/16 мая. 4. Службу новопрославленных преподобных составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобных. 5. Писать новопрославленнымпреподобным игумении Иулиании и монахине Евпраксии икону для поклонения согласно Определению VII Вселенского Собора. 6. Напечатать Житие преподобных для назидания в благочестии чад церковных. 7. Настоящее Определение Нашедовести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской области. АЛЕКСИЙ II,Nampuapx Московский и всея Руси Преподобные игумения Иулиания — †3мая 1393 и монахиня Евпраксия — †1394 Прославлены в лике преподобных для местного почитания в г. Москве и Московской епархии 16 мая 2001 г. Память празднуется 3/16 мая Преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, в миру Ульяна и Иулия, происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителями их были благочестивые Феодор и Мария Бяконт, которым Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель московский Алексий), и двух дочерей, из которых старшая Ульяна родилась в 1300 году, а младшая Иулия в 1302 году. Родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли о замужестве. Испросив благословения у матери и старшего брата, инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (пам. 21 декабря ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (пам. 25 июля ст. ст.).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ мч. Адрианопольский (пам. 19 февр.) - см. в ст. Максим, Феодот, Исихий и Асклипиодот, мученики (пам. 15 сент., 19 февр.) МАКСИМ мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских МАКСИМ мч. Доростольский - см. в ст. Дада, Квинтилиан и Максим, мученики Доростольские (пам. 28 апр.; пам. зап. и греч. 13 апр.) МАКСИМ Иванович Румянцев (ок. 1860 - 1928), мч. (пам. 31 июля в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/122336_59.html

Во 2 гл. посл. к Евреям, доказывая ту мысль, что Иисусу Христу для нашего спасения (18 ст.) прилично было умереть за нас (ст. 9 и 10), он говорит: „ибо и освящающий и освящаемые, все от Единого; по сей причине Он не стыдится называть их братиями говоря: „возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди Церкви 288 воспою Тебя” (ст. 11 и 12). По всему этому христианские экзегеты также объясняли этот псалом, как непосредственно относящийся к Мессии, как содержащий пророчество о Нём. Они, начиная с св. Иустина 289 , Тертуллиана 290 , св. Афанасия, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , бл. Феодорита и др. Отцов 291 , не только объясняли весь 21 псалом по отношению к Мессии, но и осуждали за неправильное, не мессианское объяснение его. Ими напр. был за это осуждён известный экзегет Антиохийской школы, придерживавшийся довольно строго буквы, Феодор Мопсуетский 292 . За Отцами Церкви объясняли 21 псалом в мессианском же смысле, до последнего времени, почти все учёные, оканчивая замечательными немецкими экзегетами: Генгстенбергом, Дате, Умбрейтом, Кейлем, Штиром, Баде, Деличем, Бауэром, Болем и даже Куртцем и Ангером, хотя, правда, многие из этих экзегетов, как было показано, уже далеко не в духе святоотеческом понимали мессианское значение 21 псалма 293 . Мессианским считали и считают 21 псалом и Евреи, начиная с тех, пред которыми доказывали мессианское значение этого псалма св. Иустин и Тертуллиан , на доводы которых они не находились, что отвечать 294 , и оканчивая более поздними 295 и современными, видящими даже в надписании указание на имя Шехина, т. е. на символ грядущего Искупителя 296 . Таким образом всестороннее исследование о предмете 21 псалма показывает, что он есть Мессия Иисус. Здесь чрез Давида предвозвещены были Его страдания и в частности: то Его поношение и презрение 297 I1  , которому Он подвергся со стороны своих многочисленных, сильных и жестоких врагов (13, 14), те язвительные насмешки отовсюду (9), которые Он испытал во дворе Пилата и при кресте, общее истощание в Нём всех сил и всего существа; страшное мучение, ощущаемое в каждом члене его тела, Его скорбь и вопль к Богу, как бы отзывающийся некоторого рода отчаянием и укоризною (2–13), потом пронзение рук и ног Его, разделение одежды и метание жребия о Его хитоне, потом избавление Его от этих страданий и возвещение об этом всему Израилю (23) и всем язычникам, во всех концах вселенной (28), всем векам, из рода в род (31, 32) и наконец имеющее произойти отсюда обращение к Богу всех смертных, или участие в жертвенной трапезе веры всех: богатых и бедных, Израильтян и язычников, имеющих в христианстве составить одно великое царство Иеговы (26, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Предположительно, антииконоборческую направленность имеет и рассказ о евхаристическом чуде, приписываемый прп. Григорию Декаполиту († 841/2), но, возможно, ему не принадлежащий (аргументы, не всегда однозначные, в пользу авторства прп. Григория см. в ст.: Sahas D. What an Infidel Saw that a Faithful Did Not: Gregory Dekapolites and Islam//GOTR. 1986. Vol. 31. P. 47-67; аргументы в пользу более надежной позднейшей датировки, вероятно, XIV в.- в ст.: Taft. 1996). В этом рассказе говорится о том, как присутствовавший на литургии мусульманин - племянник эмира Сирии - чудесным образом увидел, что священнослужители закалают не Хлеб, а Младенца и причащаются Его Тела и Крови (см. греч. и слав. тексты в ст.: Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине//ЧОЛДП. М., 1894. Март, Апрель, Май/Июнь. С. 1-28 [особой пагинации]; исследователь также отмечает, что в слав. рукописях сокращенная редакция этого Сказания часто встречается под именем прп. Ефрема Сирина; кроме того, в поздней агиографической традиции похожее чудо иногда связывается с именем свт. Василия Великого - ср.: PG. 29. P. CCCII). Помимо имплицитной полемики с иконоборцами, отрицавшими тождество евхаристического и собственного Тела Христа, этот рассказ полемически направлен и против исламской традиции, где, хотя и имеется представление об установленной Христом трапезе (ср.: Коран 5. 114), ее христ. осмысление не принимается. Попытку изложить богословие Е. для мусульман предпринимал и др. правосл. автор IX в., Феодор Абу Курра († 820 или 830), еп. Харранский, к-рый в сочинении, написанном в форме диалога с мусульманином, объяснял, что всемогущий Бог может сделать хлеб Своим Телом, и приводил в качестве доказательства предложенную еще свт. Григорием Нисским аналогию с превращением хлеба в тело вкушающего его человека (PG. 97. Col. 1552-1553). Диакон Михаил Желтов Латинское богословие Е. в эпоху Каролингов. (сер. VIII - кон. X в.)

http://pravenc.ru/text/348067.html

К памятникам церковного права относится переведенный прп. Евфимием Малый Номоканон , к экзегетическим сочинениям - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна  и от Матфея , а также Послания св. ап. Павла в сокращении  и " Труднопонимаемое слово на ап. Павла, избранное из переводов толкований свт. Иоанна Златоуста " . К переводам аскетической литературы относятся " Лествица " прп. Иоанна Лествичника  и сб. " Аскетика " , куда включены сочинения прп. Исаака Сирина (НЦРГ. A 1101, 1047 г.). Совершенное знание греч. языка и авторитет среди визант. книжников позволили прп. Евфимию перевести на греческий язык и некоторые произведения грузинской литературы, среди которых прп. Георгий называет " Балавариани " (см. ст. Варлаам и Иоасаф ) и «Абукури» (см. ст. Феодор Абу Курра ) (оба переведены с араб. языка). Оригинальные сочинения " Послание, написанное отцом Евфимием Мтацмидели в ответ Феодору старцу, звонарю " существует в двух редакциях: согласно первой , адресатом является старец Феодор из лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме; по второй  - свт. Георгий Чкондидели . " Послание... " наряду с трактовкой отдельных литургических вопросов содержит критику апокрифов, которые не приемлет Церковь. Фактически текст представляет собой составленный Евфимий Святогорец индекс апокрифов, куда преподобный включил книги Оригена, еп. Кесарийского , Евсевия Памфила, «Обращение Антиохии», «Видение Павлом Неба», «Евангелие от Фомы», Житие Адама, «Отрочество Господа», Жития апостолов Матфея и Андрея Первозванного, Мученичества вмч. Георгия и мч. Кирика. " И многие другие есть ложные книги, названия которых не знаю,- отмечает прп. Евфимий - Таковые ложные дела умышленно приписаны апостолам и мученикам намерением проклятого Ивлияна [Юлиана Отступника], дабы осквернить всех "   . Евфимию Святогорцу принадлежит также первый грузинский учебник православного богословия, составленный по сочинениям преподобных Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и Михаила Синкелла . Фрагмент учебника сохранился в ранней рукописи XI века , целиком текст - в поздних рукописях .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

В монументальном искусстве образ Н. также включается в пророческие циклы (мозаики пресбитерия собора в Чефалу. Ок.1154-1165; фрески в барабане ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90 гг. XII в.); роспись подпружных арок ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (XIII в.) и т. д.; в минологии (росписи нартекса кафоликона во имя Христа Пантократора мон-ря Высокие Дечаны (1338/39-1348); нартекса ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (1350); вост. арки ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (1467-1472); нартекса ц. свт. Николая в Гостинополье (ок. 1475). Изображение Н. иногда входит в состав пророческих чинов: напр., на иконах «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (1534, КБМЗ); «Пророки Гедеон и Наум» (посл. треть XVI в., ЯХМ); из Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650); «Праотец Вениамин и прор. Наум» (XVII в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева); «Пророки Моисей, Илия, Иеремия, Наум» из ц. Покрова в Филях (кон. XVII в., ЦМиАР); из ц. Преображения Спасо-Кижского погоста (1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи); из церкви в с. Селезениха (кон. XVIII в. Тверь. Гос. НИИР). Редко Н. изображается на иконах среди избранных святых (икона «Пророк Наум, святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, вмч. Феодор Стратилат и св. мученик Мамант», XVIII в. КГИАХМЗ) или в сложносоставных композициях (икона «Древо Иесеево», 2-я пол. XVII в., ГТГ). В иконописи известны и редкие примеры единоличных изображений Н. (икона ок. 1800, коллекция Питера Наума в Галерее Лестер, Лондон, За исключением надписей на свитках, воспроизводящих различные строфы из Книги прор. Наума, а также пророческих одеяний, характерных иконографических черт в изображении Н. нет. Он может быть представлен безбородым (в Россанском кодексе, на иконе из церкви в с. Селезениха) или с клиновидной бородой (на фресках мон-ря Дионисиат, XVI в.), с высоким лбом (в мон-ре Высокие Дечаны), с длинными волосами (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге), в пророческой шапочке (на иконе «Пророки Гедеон и Наум» из ЯХМ), в одеждах (хитоне и гиматии) разных цветовых сочетаний. Наиболее часто встречается его изображение с короткой округлой бородой.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

12 . О св. Феодоре Стратилате. Содержание первых семи икосов составляет прославление мученических подвигов св. Феодора, пострадавшего при Максимине. Взойдя на арену, он, как воин Христов, не устрашился смерти, боясь только одного Бога, Которого проповедовал, посрамил; он идолов Максимина. Окрылённый божественной ревностью, он сжёг идол Митры, не желая видеть славы Христа на идолах. Когда был заключён в темницу, к нему явился Иисус Христос и ободрил его обетованием вечной жизни. Приведённый затем к мучителям, он твёрдо перенёс бичевания и колесование тела, и ничто не могло отделить его от любви к Богу. В следующих икосах (8–13) прославляются чудеса св. Феодора, о которых в житии его ничего не говорится. Это обстоятельство навело издателя на сомнение в принадлежности второй части Песнопения преп. Феодору. Свои сомнения он мотивирует ещё указанием на стилистические особенности, полагающие резкую грань между первой и второй частью. Во второй части, действительно, даёт себя чувствовать новая мелодия – грубая, необработанная, чуждая писательской манеры преп. Феодора. Неизвестный автор этой второй части бессилен совладать с грамматикой и логикой языка, при желании выдержать метр, принятый в первой части. Тогда как настоящий Феодор Ст. пишет гладко, легко, никогда не искажает естественного строя речи ради соблюдения стихотворного размера и только изредка позволяет себе некоторые поэтические вольности, касающиеся больше отдельных слов, – продолжатель его на каждом шагу выковывает такие обороты речи, в которых трудно бывает понять настоящую мысль автора 764 . Против принадлежности разбираемых икосов преп. Феодору говорят и частые ссылки автора на своё бессилие воспеть святого угодника Божия по достоинству – риторический оборот, которым преп. Феодор всегда пользовался очень умеренно. 13 . О свв. Кирике и Иулитте 765 . В начале песнописец прославляет Христа, державой крепости Своей разрушившего господство врага и укрепившего против него всё человечество, так что ныне и жёны подвизаются за веру и младенческие уста благословляют Единого Бога, во святых почивающего. Далее воспевается подвиг св. Иулитты, безбоязненно укреплявшей своего сына во время его страданий за Христа и таким образом превзошедшей Авраама, принёсшего своего сына в жертву. Кирик, взирая на подвиги матери, исповедовавшей спасение, последовал её примеру, объявив себя христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLIII Том XLIII МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.) 112-114 МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ И ТЕРЕНТИЙ мученики (пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор 52-103 МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. 103-111 МАКСИМ ПЕРС мч. Кордульский (пам. 30 июля) - см. в ст. Полихроний, еп. Вавилонский, сщмч., и др. мученики 111-112 114-115 МАКСИМИАН (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир) 115-116 116-119 МАКСИМИЛИАН Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич; 1871 - 1938), игум., прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

и добившись просимого, они прибыли к святейшему, имея с собою некоего огромного юношу, подобного видом присутствующим ангелам, но отличавшегося от них гораздо большей славой. Он сказал присутствовавшим святым ангелам: «Отойдите от него - ибо общий Владыка и Царь славы принял прошение о нем и даровал ему пока что оставаться во плоти». И те сразу же исчезли вместе с тем, взойдя на Небо» ( Георгий Сикеот, игум. Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. C. 52). Таинственный юноша, передающий ангелам слова Всевышнего и превосходящий их «в славе», не назван в тексте по имени. Но о том, что это был именно М., говорит 41-я глава, из которой известно, что через какое-то время после выздоровления прп. Феодор построил храм во имя М. Очевидно, Феодор ассоциировал юношу из видения с М. В видении, однако, М. выступал не как целитель, эта роль была отведена Косме и Дамиану, а как, во-первых, предводитель ангелов, во-вторых, проводник решений Господа, в-третьих, участник посмертной судьбы человека. Арх. Михаил. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Арх. Михаил. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Весьма интересное свидетельство находится в Мученичестве Епиктета и Астиона, пострадавших в гонение имп. Диоклетиана (нач. IV в.). Греч. оригинал Мученичества не сохранился, но в пространном слав. тексте, вошедшем в собрание свт. Димитрия Ростовского, сообщается, что Епиктет перед казнью говорит своему юному ученику Астиону: «Я опасаюсь того, что ты, увидевши мою смерть, испугаешься и станешь предметом посмеяния для врага... ты иди впереди меня и прими мученический венец. Я верую, что святый Михаил с прочими ангелами, Авель с пророками, Петр с апостолами, Даниил с исповедниками вышли навстречу тебе и ждут принять тебя...» (ЖСв. Июль. С. 155). М. представлен как самый первый по значимости восприемник души мученика. Если Мученичество основано на древних мученических актах, что весьма вероятно, упоминание М. в этом качестве свидетельствует о непрерывности такого почитания архангела и об органичном переходе его из традиции ветхозаветных апокрифов в визант.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010