Под великим пророком разумеется Сын Божий, Который возвестил людям во всей полноте волю Отца Небесного ( Ин.15:15 ). Пророком Его называет ап. Петр ( Деян.3:22, 7:37 ). Это название принадлежит Ему в буквальном смысле: Он предсказал о своей смерти, воскресении, о судьбе последователей и всего человеческого рода. Уподобляется Он Моисею потому, что как Моисей был посредник между Богом и людьми и вождь народа Израильского, так и Мессия Христос – Иисус есть единый ходатай Бога и человеков, вождь и законодатель завета нового ( 1Тим.2:5 ). Как Моисей вывел народ из рабства египетского, так Христос избавил людей от рабства диавольского и сделал их благодатными сынами Отца Небесного. Глава 28-ая. Благословение исполнителям закона Божия, и проклятие нарушителям 1–11 ст. В первой части своей вдохновенной речи Моисей рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев за повиновение закону Божию. Обещается счастие всюду – в жизни частной, семейной, общественной и государственной (12 ст.) и могущество в военном отношении (7 ст.). Счастлив и богат был народ при Давиде и Соломоне, когда слушался Господа. Во второй части (ст. 15–44) рисуются картины, возвещающие суд Божий за неповиновение закону Божию. Возвещается проклятие на все дела, если Израиль не будет слушать гласа Господа. Оно отразится на теле, которое будет поражаться всякими болезнями (ст. 22–27). Отразится на духовных силах, которые будут парализованы совершенно (ст. 29). Отразится на жизни семейной (ст. 18, 30, 32, 41) и на жизни общественной (ст. 43, 44). Военная слава вследствие проклятия померкнет, и Израиль 6удет рассеян по всем царствам земным (ст. 25). Пророчество об отдаленной бедственной судьбе Евреев 45–68 ст. Моисей пророческим взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя не видеть в речи Моисея предсказания о плене Вавилонском и не разуметь Вавилонян под тем народом, который Моисей описывает нашедшим на Израильтян (см. ст. 36, 49, 50, 48). Грозный завоеватель Вавилонский здесь, как и в речах пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила и Осии, изображается под образом хищного орла, бросавшегося на добычу ( Иер.48, 49 ; Иез.17, 3 ; Дан.7:4 ; Ос.8:1 ). В стихах 64–66 Моисей изображает бедственное состояние Евреев во времена преемственного ряда пленов – Персидского, Египетского, Сирийского и Римского; когда, действительно, они терпели всякие истязания за веру, лишаемы были имущества и склонялись к идолопоклонству насильно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

(Ст. 7). Или кто нисшел в бездну преисподней и воздвиг Христа из мертвых? (Ст. 8–10). Но именно эти две истины, которыми соблазнялись они, одобрила вера (Втор. 30:12–14). Ибо если ты будешь исповедоватъ их в сердце своем, это — сердце, которое верует в правду, и уста, которые исповедуют к жизни и во спасение. (Ст. 11). Но дабы не сказали, что он проповедует новую веру от ума своего, привел свидетельство из Писания, говорящаго: всякий, верующий в Него, не постыдится (ср.: Ис. 28:16). (Ст. 12). И в этом не сделал он никакого различия ни между Иудеями, ни между язычниками. Ибо один есть Господь всех, и одна дверь жизни (Ин. 10:7, 9), которая через веру открыта всем; и Он готов выслушивать всякого человека, который призывает Его. (Ст. 13). Так (ибо) написано: всякий, кто призовет имя Господа, спасется (ср.: Иоил. 2:32). (Ст. 14). Как же будут призывать те, кто в Нем суть? Если и жили в вере, однако не уверовали. Или как будут веровать Тому, Котораго не желают слышать? Или как будут слышать без проповедующаго? то есть без толкователя, каким был Филипп для евнуха (Деян. 8:27)? (Ст. 15). Как же будут проповедать, если не будут посланы к ним? или будучи посланы, не останутся у них? Ведь торжественно выступили они, чтобы ходить среди язычников. Или, говорит, чему надлежало быть у них, то и случилось, и они не захотели следовать проповедникам, о которых было писано: как прекрасны ноги благовествующих спасение и мир! (ср.: Ис. 52:7). (Ст. 16). Но как в то время не все вняли проповеди пророков, так и ныне. Также и это самое, что не внимают ныне, не опущено в пророчестве, ибо Исаия так говорит: Господи! кто поверил слуху нашему (слышанному от нас)? (Ис. 53:1). (Ст. 17). Итак , видите, что вера от слышания , как и ныне; слышание же от откровения (Божественного). (Ст. 18). Но говорю (спрашиваю): разве не слышали Евреи? — Напротив, ибо по всей земле прошел голос апостолов (ср.: Пс. 18:5). (Ст. 19). Но может быть, когда слушал мир, Израиль не слыхал? Напротив, ибо прежде Моисей говорил: я возбужу в вас ревность из-за ненарода моего, из-за народов несмысленных раздражу вас (ср.: Втор. 32:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Псалом был написан в условиях тяжелого кризиса (30). А 1 (2–4) Молитва в крайне бедственном положении Б 1 (6–13) Те, кто нуждается в защите А 2 (14–19) В молитве открывается характер Бога Б 2 (20–30) Те, кто заслуживает воздаяния за свои дела А 3 (31–37) Молитва переходит в славословие Псалом не вызывает прямых ассоциаций с какими–то конкретными событиями в жизни Давида, однако хорошо вписывается в историю его жизни, а потому нет оснований сочинять какой–то новый сценарий. Давид был серьезно озабочен планами ( 1Пар. 28:11–21 ) и финансовым обеспечением строительства Храма ( 1Пар. 29:2–5 ). Богатство вызывает зависть, и, вероятно, в стране было немало людей, которые считали, что поглощенность царя идеей Храма приносит в жертву нужды бедных и другие национальные интересы. Необоснованные обвинения обычно гораздо легче выдвинуть, чем опровергнуть, и часто они носят убийственный характер, что и подразумевается в псалме. Это один из наиболее часто цитируемых в Новом Завете псалмов, особенно часто его упоминает Иисус: ст. 5 ( Ин. 15:25 ); ст. 10 ( Ин. 2:17 ; Рим. 15:3 ); ст. 22 ( Ин. 19:28 ; ср.: Мф. 27:34,48 ); ст. 23 ( Рим. 11:9 ); ст. 26 ( Деян. 1:20 ). Другие стихи псалма (13, 21) тоже прекрасно отражают дикую ненависть врагов, которую испытывал Господь ( Мф. 27:27–31,39–44 ; Мк. 14:50 ). 2–5 Молитва в крайне бедственном положении. Весь ужас положения Давида передается яркими метафорами: «погряз в… болоте» (ср.: Пс. 39:3 ), опустился «во глубину вод» (3). Он так долго не получал ответа на молитву, что «изнемог от вопля» и выплакал глаза (4), в то время как множество его недоброжелателей и врагов несправедливо преследуют его за проступки, которых он не совершал (5). 6–13 Нуждающиеся в защите. Грехи здесь упоминаются в связи с обстоятельствами, которые требовали принесения жертвы повинности ( Лев. 5 ). Тем самым ст. 6 возвращает нас к ситуации, описанной в ст. 5. Когда Господь исследует сердце Давида, Он обнаруживает безумие (т. е. глупость), что он поддается давлению со стороны других, но не находит в нем вины (греха).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ст. 24. закон заступал место строгого детоводителя и наставника. У греков и римлян обыкновенными педагогами были невольники, которые смотрели за детьми, следили за ними на каждом шагу и обращались с ними строго. (Sveton. ucta claud. с 2. Plaut. Bacchid 111. 111). Если те же невольники знакомы были с науками; то заступали место и наставников для детей. Так апостол и в посл. к Коринф. 1Кор. 4:15 . с словом παιδαγωγς соединяет значение строгого надзирателя. Закон был строгим наставником Eς Χριστον – в отношении ко Христу. Еф. 5:32 , чтобы вести и приводить людей до зрелого возраста во Христе. Еф. 4:13 . цель закона Христос. Да от веры оправдимся. Слова эти с точностью объясняют, каким образом закон был детоводителем ко Христу. Закон выполнял назначение свое именно тем, что обличая своими правилами грехи и беззакония в людях (ст. 19. Рим. 7:5 ) пробуждал в них чувство виновности ( Рим. 3:20. 7, 24 ) и чувство нужды в защитника пред прогневанным правосудием Божиим ( Рим. 4:15 ); не находя в законе ничего кроме обличений, и никакого средства ко спасению от гнева, люди самым законом побуждаемы были искать оправдание в вере. В ст. 25–29. апостол, объясняя назначение закона, указанное в ст. 23. 24, описывает состояние, в каком поставлены мы евангелием ст. 25. причины 26. 27. и следствия сего положения 28. 29. Ст. 25. пришедшей же вере когда открылась проповедь евангельская (см. ст. 23), особенно же когда в силу заслуг Христовых низшел св. Дух, уже не под пестуном есмы; время послушания педагогу кончилось. Ст. 26. перемена лица здесь допущена не без намерения. Апостол оправдывая мысль 25 ст. говорит с силою: все вы – не только иудеи, но и язычники, – сыновья Божии, тогда как иудеи называли себя только сынами Божиими. Апостол называет христиан сынами возрастными; на это указывает в слове παιδαγωγος, слово: παιδες – дети. Иудеи называются у апостола 4, 1. и малолетними детьми. По общему смыслу отец любя возрастного сына, во всем доверяет ему и сын уважает во всем волю его добровольно; тоже и христиане в отношении к Отцу небесному. Отец небесный любит их, они сыны любезные Богу Рим. 8:14 . христиане, как возрастные дети укрепились в любви к Отцу небесному; они любят его любовью разумною и твердою 2Кор. 3:18 . Ин. 1:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

28 стоит на ней. Другой возможный вариант перевода: «стоит над ним». Этот же предлог используется при описании повторного явления Бога Иакову в Вефиле: «И восшел от него с места, на котором говорил ему» (35,13). Бог стоял не на лестнице, а над спящим Иаковом. Отметим также ответ Иакова: «Истинно Господь присутствует на месте сем». Нафанаил увидит, как ангелы восходят и нисходят к Сыну Человеческому ( Ин. 1,50.51 ). Я Господь, Бог Авраама, отца твоего. См. 27,20 и ком. Здесь говорится о связи Иакова с Авраамом, чтобы подчеркнуть, что благословения, данные Аврааму, перешли к Иакову. Я дам тебе. Господь подтверждает Свои обетования каждому потомку Авраама. потомству. Используемое здесь древнееврейское слово переводится и как «семя» (ст. 14; 12,3.7; 13,15 и ком.). на которой ты лежишь. Бог связывает Свое обетование с конкретной ситуацией, в которой находится Иаков. 28 распространишься. Еще одно дополнение к сказанному в 13,16. Древнееврейское слово, употребленное здесь, означает «распространяться, как огонь», «распространяться с разрушительной силой» и подразумевает священную войну. благословятся в тебе. См. 12,3; 18,18; 22,18; 27,27. 28 Я с тобою. См. 26,3 и ком.; Исх. 3,12 ; Пс. 22; 45 ; Евр. 13,5 . Три обетования в этом стихе относятся к жизни самого Иакова. Я не оставлю тебя. Языческие божества, как правило, были связаны с теми или иными землями. Бог же пребудет с Иаковом и вне пределов обетованной земли. доколе не исполню. Сказанное здесь не означает, что обетование изменится после своего исполнения. Имеется в виду только то, что данное обетование будет исполнено. 28 Господь присутствует на месте сем. См. ком. к ст. 13. 28 убоялся. Точнее: «ощутил трепет». 28 памятником. Этот камень одновременно является и свидетелем (31,45–59), и памятником, привлекающим внимание к этому месту и свидетельствующим о его значимости. возлил елей. Таким образом он посвятил этот камень Богу ( Исх. 30,25–29 ). 28 нарек имя месту тому. Та же фраза встречается и в 32,2, связывая оба момента.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тогда как древние Пророки по большей части изрекали свои пророчества от имени Господа, Иисус Христос, как Сын Божий по Божескому естеству Своему, никогда не имел нужды в откровении Ему чего-либо от другого Лица. Даже и в тех случаях, когда являлись Ему откровения свыше и, как бы, извещения от Отца, Он свидетельствовал, что не для Него, но народа ради было сие. Напр. о гласе, по молитве Его пришедшем с небеси: И прославих, и паки прославлю – Ин. 12:28 , Он говорил: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради, ст. 30. – Пред воскрешением Лазаря, после молитвенных слов ко Отцу: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал ecu Мя ( Ин. 11:41 ), сказал Иисус: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящего окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал ecu (ст. 42). 3)      Св. Апостолы весьма часто свидетельствовали о Божеском всеведении Иисуса Христа. Из множества сих свидетельств приведем некоторые. Все святые Апостолы, пред отшествием Иисуса Христа на вольные страдания, единодушно исповедали всеведение Его, истинно Божеское, говоря: ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает. О сем веруем, яко от Бога исшел ecu. Ин. 16:30 . Проповедь Апостолов о том, что последний, всеобщий суд над родом человеческим будет произведен Иисусом Христом, что на сем суде Иисус Христос не только воздаст каждому по делам его, но и приведет во свете тайная тмы, и объявит советы сердечные – 1Кор. 4:5 ; 2Кор. 5:10 ; 2Петр. 3:8–16 ; Деян. 17:31 , – непререкаемо свидетельствует о Божеском всеведении Господа нашего Иисуса Христа, грядущего судити живым и мертвым. Слич. Апок. 2:23 . В заключение о всеведении Иисуса Христа приводим слова Апостола Павла из послания к Колоссянам: в Немже (в Иисусе Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровена. гл. 2 ст. 3. Божеское всемогущество Из многих наречений новозаветного Писания о Божеском всемогуществе Иисуса Христа представляются особенно ясными следующие: Ин. 10:27 и 28. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Пс.15:11 ). Такое благоволение Божие царь заслужил своею крепкою, непоколебимою надеждою на Бога: он уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется – или в своем уповании, т. е. никогда не перестанет уповать (ср. Кол.1:28 ; Евр.6:18–19 и бл. Август.), или же в своем счастии (ср. Пс.9:27; 14:5 ), т. е. постоянно будет иметь успех в своих военных предприятиях и не потерпит неудачи (Зигабен). Так и обетованной Давиду Христос, в крепком уповании Своём на Отца небесного ( Евр.5:7 ; Мф.27:43 ), Его всемогущею силою совершив дело человеческого спасения и воскресши из мёртвых ( Деян.2:24–26, 32–33 ), вошёл в предназначенную Ему вечную славу ( Лк.24:26 ; Ин.13:31–32; 17:5:24 ), воссев одесную Отца на небесах превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф.1:20–21 ). Ст. 7 с евр. можно переводить в смысле не причинного, а дополнительного предложения к ст. 6 и первую его половину при этом считать параллелью концу 2 и 8 ст. Быт.12 : «так что (= , слав. к) Ты поставишь его в благословение на век (ср. халд.-сирск., вульг. и бл. Иер.), т. е. так прославить и возвеличишь его явлением Твоей спасительной помощи, что он навсегда сделается предметом и источником благословений всех народов земных. Сл.-гр.-лат. (=сирск.) чт. во вкъ вка вм. евр. халд. русск. на веки образовалось, вероятно, вследствие перенесения сюда древними переводчиками, или последующими переписчиками, конца 5-го ст. Выражение: возвеселиши съ лицемъ твоимъ (=грек.-лат.), – лучше было бы заменить: лица твоег) (=сирск. русск. и Амфил.) или лица твоег (=халд. и еп. Порфирий), предъ лицемъ твоимъ (=Симм., бл. Иер., ср. Пс.15:2 ), т. е. от созерцания Твоего лица, или от ощущения Твоего присутствия. 9–13. Одержанная царём при помощи Божией победа и уверенность во всегдашнем благоволении Божием к нему (ст. 7) дают молящемуся народу основание высказать пред царём желание и надежду, что он подобным же образом и впредь будет могущественно поражать всех врагов своих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

б) воскресил дочь Иаира, начальника Синагоги, прикосновением и словом: отроковице, востани ( Лк.8:49 . и сл.); в) воскресил четверодневного Лазаря, – по молитве к Отцу, велегласным воззванием: Лазаре, гряди вон (Ин. гл. 11.). 4 . Особенные чудеса Иисуса Христа и Бога Отца, свидетельствовавшего о Божественном величии Единородного Сына Своего, – суть: Его воскресение, вознесение на небо, и ниспослание на Апостолов Всесвятого Духа, Подателя всех даров благих и Виновника всех чудес, какие в последующее время совершались в Церкви Христовой Апостолами, их преемниками и другими, во имя Иисуса Христа. Иисус Христос – законодатель Иисус Христос учил, не как обыкновенный учитель и не как один из ветхозаветных Пророков, только повторявший и изъяснявший древле данный Богом закон, но как новый Законодатель. Он предлагал учение 1) для всех народов и на все времена, 2) предлагал, как закон, и 3) преподал новые законы. 1 . Иисус Христос преподал учение Своё для всех народов, и на все времена. Это показывают: а) Самые свойства учения. Ибо оно по полноте содержания своего так совершенно, что вполне удовлетворяет главным потребностям человеческой природы, и по свойствам своим таково, что может быть усвояемо человеком, в каком бы состоянии он ни находился. б) Наставления Иисуса Христа. Он говорил к Апостолам: ( Мф.5:14–15 ) « вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светилника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. ( Мф.28:19–20 ) Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам.» Сюда же относятся и те места, где Иисус Христос называет Себя светом мира ( Ин.12:46 ), жизнью мира ( Ин.3:16, 11:25 ), единым Пастырем всего мира ( Ин.1:9, 10:16 ). Так же 1Кор.3:11, 15:25 . и мн. др. II. Иисус Христос предлагал учение Своё, как закон. а) Он говорил Сам о Себе: «не мните, яко приидох разорити Закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити» ( Мф.5:17 ). И далее, как новый Законодатель, – не отвергая тех Моисеевых законов, которые относились ко всем временам, как взображающие закон всеобщий, – Иисус восполняет то, чего не доставало к полноте изложения закона Моисеева, или исправляет что было допущено по жестокосердию Иудеев, или ложно изъясняемо учителями иудейскими. Потому и говорит: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши ... Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду,» и пр.... ( Мф.5:21–22 ). – «Слышасте, яко речено бысть древними: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 . слич. ст. 31 и 32. 33 и 34. и сл. 38 и 39. и дал. также Мф.7:12, 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13. Ин. 8:13 . Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно. Ин. 5:19 д. Фарисеи: которые постоянно следили за Господом, и теперь, вмешавшись в толпу народа (ст. 2), наблюдали за Ним. – Сказали Ему и пр.: они не могли этого великого (ср. Злат) изречения Господа оставить без замечания; ибо вполне понимали важность его как такого изречения, которым Господь указывает на Себя как на Мессию по пророческим изображениям Его как света (ср. Ис. 42:6 ; Мал. 4:2 и др.); но они довольно хитро уклоняются от самого существа дела, а делают возражение, так сказать с формальной стороны. Господь им же прежде в известном смысле говорил, что если Он Сам о Себе свидетельствует, то свидетельство Его не есть истинно (5 и прим.); они и повторяют теперь буквально эти слова Его, не поняв тогда их смысла, и прилагают к Нему в том смысле, что если Он Сам свидетельствует о Себе как Мессии – свете миру, то свидетельство Его не имеет силы убедительности и достоверности, что Он может ошибаться в Своём мнении о Себе. 14. Ин. 8:14 . Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Ин. 7:28 . Свидетельство Моё истинно и пр.: Господь говорит с большею решительностью и силою о Своём самосвидетельстве, чем прежде – Ин. 5:31 . Основание истинности самосвидетельства Его есть сознание Им Своего единства с Отцом. Я знаю, откуда пришёл и пр. т. е. «Я знаю, что Я Сын Божий и не простой человек, но свыше приходящий и Бог» (Феофил, ср Злат.). В этом сознании Господом Своего происхождения от Отца и отшествия к Нему (чрез смерть, воскресение и вознесение), т. е. единства Своего с Отцом (6 и прим.), полное обеспечение, во-первых, достоверности Его самосвидетельства и, во-вторых, невозможности самообмана. Если Он знает (ср. 3 и прим.), что Он пришёл с небес от Отца и опять идёт на небеса к Отцу, что Его земная жизнь есть переход от неба к небу, от Отца к Отцу, то самообман здесь невозможен и, следовательно, свидетельство Его о Себе имеет полную силу истинности и достоверности. Выражение – вы не знаете есть не только прямое отрицание недавнего их утверждения, что они знают, откуда Он ( Ин. 7:27 ), но вместе и упрёк и причина, почему не веруют они Его самосвидетельству. Они могли бы знать о Его божественном происхождении и единстве с Богом, если бы хотели знать; в характере Его и делах они увидели бы свидетельство о Его происхождении; но они не хотят этого видеть и потому не веруют Ему и самосвидетельство Его о Себе считают не истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010