Автор канона недели мясопустной, преподобный Феодор Студит, показывает трепет души человеческой пред грозным судом Божиим. Напоминая о дне страшного Второго пришествия Христова, он молится, да не объявит Судия тайных деяний души грешной, но пощадит ее милостиво «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Стихира на стиховне, глас 8). Известны также песнопения недели о Страшном суде преподобного Романа Сладкопевца. В греческом рукописном кондакаре XII в. (из собрания Синодальной библиотеки, ГИМ) содержится 21 гимн в неделю мясопустную с акростихом: «смиренного Романа творение» Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий. Главным источником для творений гимнографов является, конечно, Священное Писание: Отец … дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:26–30). В изображении картины грядущего Страшного суда Божия Предание не могло ограничиться только богослужебными текстами. Картину Страшного суда с древнехристианских времен старались передать и изобразительными средствами, ведь Сам Господь описывает Свое Второе Пришествие в ярких зрительных образах: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:29–31).

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

II. Суд Христианин трепещет при мысли о Божием суде. День суда для нас — день гнева. Мы молим Бога помиловать нас в час смерти и в день суда, мы просим о добром ответе на «страшном судилище Христовом». Христианское искусство столетиями изображало его ужасы, и мотив этот восходит к словам Самого Спасителя, особенно — к страшной притче об овцах и козлах. Ничья совесть не останется к ней глухой, ибо грехи «козлов» не в том, что они делали, а в том, чего не сделали; кто не ужаснется, когда ему твердо говорят, что самое тяжкое обвинение против каждого из нас основано на вещах, которые, быть может, нам и в голову не приходили! Поэтому я очень удивился, заметив впервые, как говорят псалмопевцы о Божием суде. Говорят они так: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно» (66:5). «Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (95:12-13). Люди радуются суду, просят о нем: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой» (34:24). Скоро я начал понимать, в чем тут дело. Ветхозаветные люди, как и мы, представляли Господень суд в образе земного суда. Но мы, христиане, видим на скамье подсудимых себя самих, иудеи же видели там своих обидчиков, а себя считали истцами. Мы надеемся на оправдание, то есть хотим, чтобы суд был помилостивее; им нужно, чтобы суд судил строго. В притче об овцах и козлах Христос говорит «по-нашему», но есть и тексты, предполагающие иудейский образ суда. Вдумайтесь в притчу о судье неправедном. Мы представляем себе кого-то вроде члена немецких трибуналов — человека, кричащего на свидетелей и осуждающего невинных, к которому мы надеемся никогда не попасть. Но судья из притчи — совсем другой. Вы не предстанете перед ним, если не хотите, трудность совсем иная — трудно к нему попасть. Богатый и сильный сосед забрал у вдовы крохотный участок (Лк. 18:1-5), где только и поставишь насест или сарай (сейчас «соперником» стали бы городские власти, планирующие новый район). Она знает, что это — беззаконие. Если ей удастся подать жалобу, она выиграет дело. Но никто не желает ее слушать. Удивительно ли, что она хочет суда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( Пс. 95:13 ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25: 41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами; за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25: 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И идут сии в муку вечную; праведницы же в живот вечный. Такой будет конец последнего страшного суда! Грешники, услышав страшный приговор осуждения, пойдут в муку вечную; а праведники, призванные сладчайшим гласом Господа, наследуют вечную блаженную жизнь. Страшна участь одних, и вожделенна других! Мучения грешников никогда не кончатся, и блаженство праведных будет вечно. Перемены определения не будет: ибо суд совершится нелицеприятно и праведно; ни что не будет сокрыто от всеведущего Судии. Тогда всем будет понятен и очевиден по делам правды Божией глас Ангела, глаголюща: праведен еси Господи, сый и иже бе, и преподобен, яко сия судил еси ( Апок. 16:5 ), и глас другого ангела: Ей Господи Боже Вседержителю, истинны и правы суды Твои (ст. 7). Братия! будем помнить и размышлять о последнем всеобщем суде Божием. Будем каждый день мысленно поставлять себя пред судищем всеведущего и праведного Судии Бога, чтобы всегда помнить, каковы мы должны быть, или как должны жить, чтобы в день последнего суда иметь дерзновение пред лицом праведного Судии, и, с преданностью Господу Богу, надеяться наследовать жизнь вечную. Да внимаем наставлению Господа Спасителя, говорящего: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пиянством и заботами житейскими, и чтобы день тот непостиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, захватит всех живущих по всему лицу земли. И так бдите на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго. ( Лк. 21:34–36 ). Отцы, матери и воспитатели детей! внушайте вашим детям эту истину о славном пришествии Господа Иисуса для совершения последнего суда, как необходимое основание доброго воспитания их. С ранних лет или с первым раскрытием их смысла говорите им, что все мы должны делать, как велит Бог, или по заповедям Божиим; что во всех делах наших, явных и тайных, дадим отчет Богу, что и за всякое слово праздное, какое скажут люди, отдадут ответ в день последнего суда. Господь Иисус, предопределенный Судия живых и мертвых, говорит: глаголю вам, яко всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф. 12:36 ). Охраняйте ваших детей с ранних лет от всяких пороков, и внушайте им искреннее уважение ко всем христианским добродетелям. Чаще, с искреннею любовью, повторяйте им: Дети! любите Бога более всего; всегда благоговейте пред Ним и дома и в храме, и на пути, взирая на небо и на то, что видите на земле; прославляйте Его, и благодарите за все дары Его, какими пользуетесь. Всегда помышляйте о том, как вы должны исполнять Его заповеди. И явно и тайно бойтесь грешить: всевидящее Око Божие всегда над вами, и вы всегда пред Ним. Все ваши дела, и явные и тайные, пред Ним открыты; все ваши тайные помыслы, и желания, и намерения пред Богом явны. Помните, что за всякий грех в мыслях, в чувствах, в желаниях, намерениях, в словах и делах надобно будет отвечать на последнем суде Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Мк.6:8 . И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха; ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе; Мк.6:9 . но обуваться в простую обувь, и не носить двух одежд. Господь здесь как бы так говорит апостолам: „не заботьтесь особенно о себе и о внешних удобствах для себя: не берите ничего в запас, а совершенно предайтесь воле Божией“. Евангелист Матфей тут прибавляет: достоин бо есть делатель мзды своея (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедовать и благодетельствовать своим даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (Феоф.). Мк.6:10 . И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. У евангелиста Матфея сказано: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь. Кто достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, – именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, чтобы, как замечает блаж. Иероним, недоброй славой принявшего не посрамить достоинств самой проповеди. Мк.6:11 . И если кто не примет вас, и не будет слушать вас, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам, отраднее будет Содому и Гоморру в день суда, нежели тому городу. 3десь Господь учит апостолов, как им относиться к тем, которые не примут их самих и их проповеди. Отрясите прах, иже под ногами вашими (от ног ваших) во свидетельство им (на них). Бывали примеры, что апостолы действительно так и поступали ( Деян.13:51; 18:6 ). Евреи думали, что самая земля или пыль, по которой ходят язычники, нечиста и надобно отрясать ее. Посему повеление Господа отрясать прах от ног означает, что апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего. Еще это значит следующее: „не гневайтесь на таких людей, забудьте о них“ (Мих.). Отраднее будет Содомом и Гоморром (Содому и Гоморру) в день судный (суда), неже (нежели) граду тому. Города Содом и Гоморра, вместе с двумя другими, во времена Авраамовы были наказаны Богом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серой, и на месте их до сих пор стоит так называемое от этой казни Мёртвое море. В день суда, т. е. того всеобщего страшного суда, который будет произведен Господом при кончине мира ( Мф.25:31–46 ). Господь сравнивает наказание Содомлян и Гоморрян с наказанием, непринявших апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первым будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия и руководились только разумом и совестью – так называемым внутренним законом (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отсюда, само собой разумеется, получают свое объяснение те свидетельства Св. Писания, в которых указывается, что в чрезвычайных земных «взысканиях» Божиих грешника, на его погибельном пути, вяыскуется Богом сам грешник, как духовно-нравственная личность, во «благое» себя – «вечное» и в предварение «суда Божия» после своей смерти. «Есть слух, – писал Ап. Павел коринфским христианам, – что у вас появилось блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:1 …5): толковать этот чрезвычайный апостольский суд в том смысле, что коринфский указываемый грешник отлучен, дескать, был только от церкви, так как христиане, дескать, смотрели на Церковь как на Царство Духа Божия, а всех неверующих считали находящимися под властию диавола, почему и отлучение от Церкви признавали, дескать, «преданием во власть сатаны», – значило бы не только затемнять смысл и значение сего чрезвычайного апостольского суда, но и становиться, давая столь натянутое толкование прямому значению апостольских слов, в противоречие с целью самого суда, которая ясно указана самим Апостолом, именно – «чтобы дух его, коринфского грешника, был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Если при этом предполагать, что Апостол предвидел раскаяние коринфского грешника, потому, дескать, он и говорит о «спасении его духа», каковое раскаяние его, действительно, впоследствии и последовало ( 2Кор.2:6–11 ), – то на это должно сказать, что сие предположение не только ни на чем в данном случае не основано, но и устраняется положительным словом здесь же самого Апостола, ибо Апостол прямо указывает на «день Господа нашего Иисуса», каковым днем обозначается в Св. Писании день второго пришествия Иисуса Христа на землю, или день страшного суда Божия ( 2Пет.3:10 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.1:6 ) Следовательно, на примере в данном случае апостольского суда мы имеем прямое указание на то, что взыскание грешника чрезвычайным судом Божиим на земле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Иоиля: Я возсяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... Близок день Господень в долине суда (3:12, 13, 14). Жатва и, по слову Спасителя, есть кончина мира ( Мф. 13:39 ), так что и здесь под явлением сидящего, т.е. Иисуса Христа, с серпом для жатвы и самая жатва всей земли означает второе пришествие Господа для суда над миром. Оно будет в то время, когда этот мир в своем развитии и добра и зла дойдет до предопределенного Богом предела, когда праведники явят себя достаточно совершенными и достойными предуготовленных им наград, а грешники вполне обнаружат свою злобу и нераскаянность. Но эта жатва еще не жатва наказания, не есть произнесение приговора и над нечестивыми, каковою она представляется у пр. Исаии 27:11 и у Иеремии 51:33. О жатве в ее последнем смысле говорится далее. Теперь же в 15 ст., по-видимому, говорится только о жатве, как отделении пшеницы от плевел ( Мф. 13:30 ). Это – картина не всего страшного суда, о котором предсказывалось в 14:7, но только его начала; это тот момент его, когда Судия Господь возсядет на престол славы Своей; и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других ( Мф. 25:31–32 ), когда Он через ангелов соберет избранных Его от четырех ветров от края небес до края их ( Мф. 24:31 ). Таким образом, апокалиптическая жатва есть собрание Господом всех верных ( 1Сол. 4:17 ) и выделение их от нечестивых перед произнесением окончательного приговора после страшного общего суда 1216 . О самом суде в этом месте Апокалипсиса умалчивается, и непосредственно за явлением жатвы следует явление обрезания винограда (17–20 ст.), как картина осуждения грешников на вечные мучения. Иоанн видит другого нового ангела, который выходя из храма, как и ангел – вестник ст. 15. Он также имеет в руке серп, как и сидящий на облаке (ст. 14), но не окружен облаками и не имеет короны на голове. Все эти признаки ясно отличают его от ангела Иисуса Христа 1217 и ставят его в разряд простых ангелов, служителей Божиих и исполнителей Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф. 25:40 ), наследуй уготованное тебе Царство (8). Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям израилевым, ибо суд Божий есть (см. Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей (ср. Пс. 9:9 ). Теперь вникнем все в описание Страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, – говорит евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:31–34 ). За что Царство Небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. «И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Вот в кратких словах описание Страшного, окончательного суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты (9). Господь говорит в Евангелии о будущем своем славном и страшном пришествии для суда над родом человеческим; при этом указывает и признаки приближения этого пришествия: разорительные войны, глады, моровые поветрия, землетрясения, охлаждение любви во многих людях по причине умножения беззаконий и такие страшные бедствия, во время которых не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смерть является благословением Божием, ибо через нее лежит путь к воскресению и вечной жизни. Как пишет святитель Григорий Нисский, «по Домостроительству Промыслом Божиим на естество человеческое наслана смерть, чтобы… человек снова воскресением воссоздан был здравым, бесстрастным, чистым и чуждым всякой примеси Души умерших пребывают в ожидании Всеобщего суда. По словам святителя Иоанна Златоуста, «настоящее время — время покаяния, будущее — время суда, теперь — время подвигов… тогда — время Однако до Страшного суда посмертная участь людей окончательно не определена. Поэтому Православная Церковь молится обо всех усопших, испрашивая прощения их грехов и спасения в О состоянии, в котором пребывают души умерших до Страшного суда, говорится в мясопустной: «Да будет известно, что души святых ныне пребывают в неких особых местах, а души грешных — отдельно: те в радости упования, а эти в печали от ожидания наказания. Ибо святые еще не получили обетованные § 2. Конец мира и Второе Пришествие Христа Земная история человечества закончится со Вторым Пришествием Христа. В Новом Завете Господь Иисус Христос многократно предсказывает Свое Второе Пришествие, когда «восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф 24:30–31 ). Во время Вознесения Спасителя ангел возвестил апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян 1:11 ). Апостол Павел именует Второе Пришествие «явлением Господа Иисуса с неба» ( 2Фес 1:7 ) и «явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит 2:13 ). В первый раз Христос пришел на землю в уничиженном «образе раба» ( Фил 2:7 ), во второй же раз Он придет в славе и величии Своего Божества. По словам священномученика Ипполита Римского , «в Писании показаны два явления Господа и Спасителя нашего: одно — первое, которое было по плоти бесславным по причине уничижения Его… а другое Его явление будет показано во славе, когда Он придет с небес с силою Ангелов и славою Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Мы проповедуем Пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя… В первое «претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр 12:2 ), во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе… Приидет Спаситель не для того, чтобы опять быть судимым, но приидет судить судивших

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010