Прощеные дни. – Действо страшного суда С давних пор Москва любила веселиться на масленице. Катанье с гор, различные забавы, пиво, мед, и блины исстари составляли необходимую принадлежность московской масленицы. Но мирское веселье отнюдь не исключало основного характера этой недели, последней перед Великим постом, – характера приготовления к подвигу и покаянию. Православные москвичи тогда чаще и внимательней заглядывали к себе в душу и различными благочестивыми упражнениями старались вселить в нее покаянное настроение, примиряющее страсти и тревоги житейские. И в этом, как и во всем, святая Церковь своими обрядами и священнодействиями руководила Москву и давала должное направление ее спасительным заботам. Сам царь и святейший патриарх всегда шли впереди всех и служили для всех примерами в этих приготовлениях к посту и покаянию. В «неделю мясопустную», то есть в воскресенье перед масленицей, начинались особые обряды, которыми старая Москва достойно заканчивала мясоед и которые вместе с тем напоминали ей о близости Великого поста – времени суда над всеми делами и помышлениями. Рано утром, еще часа за три до света, царь незаметно выходил из своих кремлевских палат и тайно обходил все тюрьмы, приказы и богадельни. Все узники и колодники, томившиеся в тюрьмах и приказах, удостаивались посещения государя и великого счастья лицезреть его светлые царские очи. Царь всем им жаловал свою милостыню, собственноручно раздавал деньги, а многих и отпускал на свободу. В богадельнях царь навешал раненых, больных, сирот, подкидышей и никого не оставлял без своей царской милости. После заутрени святейший патриарх выходил с торжественным крестным ходом на Ивановскую площадь и совершал здесь молебствие перед образом Страшного Суда. Это молебствие совершалось с некоторыми торжественными особенностями и называлось действом страшного Суда. Вместе с патриархом на действо выходил и царь. Для совершения этого действа на площади, перед алтарем Успенского собора, устраивали обширный помост для святынь и обивали его красным сукном. На помосте приготовляли несколько аналоев для образа Страшного Суда, для иконы Божией Матери, что писал чудотворец Петр, для святых евангелий и устраивали стол для освящения воды. Перед помостом приготовлялось место для патриарха и покрывалось ковром, а около патриаршего места ставилось особое место для царя, обитое бархатом. Из Архангельского собора или из Благовещенского ключарь приносил образ Страшного Суда и перед ним ставился подсвечник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Страшный Суд Церковь учит, что Христос как приходил первый раз спасти род человеческий, так и придет второй раз судить. Христос поруганный, уязвленный придет во славе, и ужаснутся враги Его. Христос приидет во славе на Суд Страшный. Время Второго пришествия неизвестно. День Суда приидет неожиданно. В чем застанет, с тем христианин и на Суд явится. Суд Страшный – при Втором пришествии. Суд Страшный отличается от суда человеческого. Суд человеческий без правосудия не может быть истинным. Суд Страшный будет нелицеприятный и неподкупный. Перед Судьей небесным все равны, у Него нет ЛИЦЕПРИЯТИЯ. Суд Страшный есть время воздаяния. Суд Страшный есть время жатвы. На Страшном Суде каждый будет пожинать, что сеял. На Суде Страшном каждый человек должен будет дать ответ за прожитую жизнь. На Страшном Суде Господь более всего спросит О ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ. Необходимо иметь признаки христианина – жизнь христианскую. На Суде Страшном те, кто имеют подобие Христа, будут прославлены. На Суде Страшном не признает нас Христос и святые, если не будем подобны им. Кто стыдится Христа и Его добродетелей, того и Он постыдится на СТРАШНОМ СУДЕ. Кому много дано, от того много и спросится на Страшном Суде. На Страшном Суде все предстанут и дадут ответ за все дела и слова. На Суде Страшном каждому человеку предстанут все его дела, слова и помышления. Все, что говорится, делается или помышляется, все откроется. На Страшном Суде Бог обличит все тайные дела. Судья на этом Суде – сердцеведец и знает не только дела, но и ПОМЫШЛЕНИЯ. На Суде будет открыто все, что в этом веке делается. На Страшном Суде откроются ГРЕХИ, и грешник ужаснется. На Суд Страшный каждый явится со своими делами. Что в ДУШЕ отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд. Что любила ДУША, к чему стремилась, то с ней на Суд и предстанет. Во Втором пришествии Христос будет судить за грехи. На Страшном Суде грешник обличается за каждый свой ГРЕХ. Правда Божия каждому воздаст по делам на Суде Божием. После всеобщего воскресения каждый даст ответ за дела и получит определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

12. Сотрудник Братства св. Гурия. 21 февраля 1910 года Неделя о Страшном Суде Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Св. Церковь , братия, вступает в неделю о Страшном Суде Христовом, и сегодня мы слышим евангельское повествование о том, как Господь описывает картину Страшного Суда. Вы её, конечно, знаете, и я не буду о ней распространяться. Я хочу только объяснить, что Господь хотел подразумевать, указывая нам на день Страшного Суда, я хочу обратить ваше внимание на то, какое чудо мы можем видеть на одной странице евангельского рассказа; истинно, тут всё направлено к тому, чтобы можно было вразумить каждого, читающего эти строки; они удовлетворяют и ребёнка и старца, удовлетворяют философа и простеца. Сегодня простец, читая это евангелие, может безгранично радоваться и будет счастлив; а в то же время мудрец мира сего может глубоко задуматься на этой одной только странице Евангелия. Сегодня неделя назидания, неделя Страшного Суда. Но вот представьте себе, братия, что в отдалённом монастыре сидит в своей келии старец. Он всю свою жизнь посвятил Господу, служил Ему и у него нет никаких привязанностей земных. Всё, чем он живёт, всё это на небе. И вот, читая это евангелие, его природа, или, вернее, его сердце – недоумевает... О Страшном Суде?.. Нет! Это же мой любимый образ, моё любимое слово Господа, да, это вожделенный мой день! И этот старец, вместе с апостолом любви, Иоанном Богословом, скажет о дне Страшного Суда, не как о дне страшном, а как о любимом, о желанном дне! Он скажет: „Ей Господи Иисусе! Гряди скоро»... Для такого человека нет Страшного Суда, он давно возлюбил этот день и радостно ждёт его, как конец всякой неправды, как уничтожение всякого зла. Таков есть чистый ум... Наша природа, братия, испорчена; мы ещё не возлюбили последнего дня, – дня торжества правды Христовой. Мы ещё не возлюбили всецело Господа, мы очень грешные ещё, для нас Страшный Суд действительно день страшный. Но, однако, почему, братия? – Да по очень немногому. Вот об этом немногом я и хочу вам сказать. Наш разум много спрашивает, многого требует разум, но сердце за нашим рассудком не поспевает и потому в нашей жизни являются неисчислимые праздные вопросы, которые заполняют наше время, волнуют нас и мучат, но не вызываются сердечными потребностями и нашему спасению не служат. Вот для нас-то грешных и неосмысленных сердцем, слово о Страшном Суде и очень назидательно. Посмотрим же теперь, чему нас учит сегодняшнее евангелие. Оно говорит о последнем дне истории, о последнем часе нашей жизни. Оно говорит, что в жизни сей есть глубочайший смысл, и только грешный ум наш может лишить её этого смысла! Евангелие всегда учит, что есть великий смысл в истории человечества, и что этой историей управляет великий Разум и великая Воля: Господь сегодня говорит нам, что род человеческий будет отдавать отчёт в каждом деле и слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Вопрос, который волновал святых и не только их, это вопрос о конечности или бесконечности загробных мук. Священное Писание говорит об их вечности, и мы не можем ставить под сомнение слова Господа. В то же время мы знаем, что каждый человек имеет свой опыт общения с Богом: или опыт противления Богу, или следования Ему. От этого зависит, каково будет состояние каждого человека в момент Страшного Суда и далее.   Если не касаться людей, которые доживут до момента завершения земной истории и Страшного Суда, а говорить о тех, кто умер или умрёт до Второго Пришествия Господа, то можно выделить два этапа посмертной участи человека. Первый этап наступает непосредственно после смерти и будет продолжаться до Страшного Суда. Второй этап – то, что будет после Страшного Суда. Мы называем этот Суд Страшным, а в греческой традиции он назван Последним, потому что это будет последняя попытка Господа вытащить человека из состояния богопротивления. Тогда человеку будет дана последняя возможность окончательно определиться, на чьей он стороне – Бога или дьявола. Если человек после своей смерти пребывал в богообщении, он в нём останется и после Страшного Суда. Невозможно представить, что он был с Богом, а потом вдруг за что-то будет ввергнут в ад. А вот обратная ситуация возможна, когда кто-то после смерти попадает в ад, но в силу молитв Церкви, действий других людей, которые о нём беспокоятся и заботятся, его ситуация может быть улучшена. Преподобный Марк Эфесский говорил как о достоверном предании о том, что святитель Григорий Двоеслов молился за императора Траяна – абсолютного язычника и гонителя христиан, и ангел возвестил ему, что его молитва Господом была услышана. В житии мученицы Феклы есть повествование о том, как она высвободила из ада одну женщину. Святые отцы говорят как о вечности посмертных мучений, так и о возможности их сокращения или прекращения для конкретных людей. Мы знаем, что Бог есть Любовь, Абсолютная Благость, что Он любит каждое сотворённое существо, никому не желает гибели, не желает смерти грешника. Но в то же время нельзя отрицать, что сам грешник может не захотеть быть с Богом, может отказаться от этого дара. Говорит же преподобный Иоанн Дамаскин о том, что Господь и дьяволу желает всяческих благ, но тот сам не желает от Него их принять.

http://pravoslavie.ru/114281.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Муки адовы — 1) мучения душ грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения  Частного Суда  до времени всеобщего воскресения и последующего за ним  Страшного Суда ; 2) вечные мучения нераскаянных грешников и бесов после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее:  Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем? ). Состояние грешников после смерти до Страшного Суда Согласно церковному учению, в ад входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например,  « кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись » (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния ( Послание восточных патриархов, член 18 ). В аду они воспринимают воздаяние за грехи . В чем же состоят мучения душ грешников в этот период? Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности. А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих « Ответах на вопросы латинян » выражает мнение, что грешники « еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают ». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что « поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия ».

http://azbyka.ru/muki-adovy

Разделы портала «Азбука веры» После частного суда человек попадает или в рай, или в ад. Но в конце будет ещё один, Страшный суд, на котором участь определена будет окончательно. Может ли попавший в ад после частного суда, на Страшном быть оправданным? Похожие вопросы 7 Ответов Это возможно по молитвам Церкви и тех, кто остался жив. Здравствуйте! Да. Именно поэтому Церковь и молится о прощении грехов от века скончавшихся. Так же помогает молитва родственников, сотворение милостыни нуждающимся от имени усопших. Человек после смерти видит все, что сотворил не праведное, раскаивается, но не может совершать добрые дела. Молитва и дела его сродников вменяется ему в заслугу на Страшном Суде. Но есть одно условие — усопший при жизни уже имел покаяние и делал добрые дела, желал быть с Богом хотя бы в последние мгновенья жизни. Люди, отвергавшие Бога и намеренно совершавшие зло не могут быть помилованы. А молитва за них в некоторых случаях может духовно навредить молящемуся. В частности, молитва за самоубийц. Помощи Божией! Конечно! В дополнение к тому, что Вам уже написали: Господь прямо указывает на это в притче о плевелах и пшенице ( Мф.13:24–13:30 ): окончательное отделение первых от второй произойдёт именно во время жатвы, а жатва — поясняет Спаситель — есть кончина века ( Мф.13:39 ). И такой момент: в Символе веры  сказано, что Христос будет «судити живых и мертвых». Если бы приговор Частного Суда был для всех окончательным, то смысла суда для усопших при Втором пришествии Христовом уже не было бы. На вечерне в День Святого Духа есть даже коленопреклоненные молитвы конкретно о во аде держимых! Может ли попавший в ад после частного суда, на Страшном быть оправданным? Да, конечно. Открываем Исповедание православной веры Восточной Церкви и читаем там: Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния  проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад  и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-chelov...

IV. Изображение Страшного суда по русским подлинникам (Приложенная здесь (рис. 7) миниатюра снята из рукописного Апокалипсиса XVIII в. в Императорской Публичной Библиотеке, в 4-ку, 229, лист 316 об). Особенно приятно в древнерусской литературе и искусстве остановиться на таких явлениях, в которых, более или менее, принимала участие фантазия народная, и которые возникали и развивались не случайно, не под чуждым влиянием и не в тесных пределах, которыми ограничивались интересы наших древних писателей, а на более широких основах, определяемых нравственными и умственными интересами целого народа. К таким явлениям бесспорно принадлежат поэтические и живописные изображения Страшного Суда. Прежде, нежели войдем в некоторые исторические и эстетические подробности об этом предмете, предложим самое описание живописного изображения Страшного Суда, по подлиннику или руководству для живописцев, по двум рукописям XVIII века, принадлежащим графу С. Г. Строганову. «С краю горний Иерусалим, а в нем церкви и полаты, а во дверях ангелы и шесть ликов: первый лик – преподобных жен, второй – мучеников, третий – страстотерпцев, четвертый – преподобных, пятый – святителей, шестой – пророков. От города облак силы, а в облаке Отец на престоле, а около херувимы маленькие; Сын благословляется от Отца, а потом идет к Отцу; потом Отец и Сын сели в облаке. Под Ними лавка, а под ногами у Них многоочитые. От ног Их пошла река, и тут отпадший лик, и престол криво стоит, а отпадшие пошли в огонь. – Под облаком и под силою, Господь воссел судить на престоле славы Своей; облак круглый; около престола херувимы невелики; по сторонам престола стоят Пресвятая Богородица и Предтеча; у ног Адам и Ева. По обе стороны сидят на престолах двенадцать апостолов, с книгами; над каждым по два ангела 216 . А сидят они пониже престола Господня; между ними престол, а на нем завеса храма, Евангелие и Крест. Под престолом сосуд и гвозди, а за престолом два ангела держат по свитку. В первом свитке писано: «Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, от сложения мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Страшный суд Егда, Судие, сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе: о каковый страх тогда! пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища (судилища) Твоего. Судие мой, и Ведче мой (ведущий меня), хотяй паки приити со Ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякого естества человеча согрешивша. Память Страшного Суда весьма спасительна в деле покаяния. Она способна пробудить от греховного усыпления беспечного грешника страхом вечной погибели, угрожающей ему после Страшного Суда, если он не обратится на путь покаяния, если в продолжение этой жизни пренебрежет долготерпением Божиим, ожидающим от него покаяния. По упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев (Божий) на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его ( Рим.2:5–6 ). Праведное воздаяние каждому по делам его начинается непосредственно по разлучении души с телом. Лежит человеку единою умрети, потом же суд ( Евр.9:27 ). На этом суде праведникам даруется блаженство, грешники же нераскаявшиеся или не успевшие явить плоды покаяния приговариваются к адским мучениям. Но до соединения души с телом, то есть до общего воскресения, ни праведники не чувствуют полного блаженства, ни грешники не терпят совершенного мучения. Ибо те и другие после частного суда получают воздаяние только покуда по одной душе, а не и по телу, хотя и тело разделяло с ней дела ее, добрые и злые. Полное блаженство и полное мучение возможны только для полного человека, состоящего из души и тела. Таким образом, частный суд по смерти каждого – не полный. Притом он и не окончательный, ибо для грешников, осужденных на мучение, еще остается возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от них по молитвам Церкви, если только они перешли в загробную жизнь в общении с Церковью и перед смертью положили начало покаяния. Полное и окончательное воздаяние каждому по делам его ожидает нас в последний день мира, в день всемирного Суда. Этот Суд поистине будет страшен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть Праведное воздаяние Слово протоиерея Иоанна Толмачева в неделю Страшного Суда Протоиерей Иоанн Толмачев   13:38 03.03.2019 920 Время на чтение 9 минут Утешая грешный мip заявлением о безконечном милосердии Божьем, Святая Церковь как любящая мать хотела нравственно ободрить грешников и не довести их до отчаяния. Но человеческая натура всегда склонна ко крайностям и готова вывести из этого утешения ложное умозаключение. Если Бог безконечно милосерд и по Своему милосердию прощает людям как немощным, зараженным грехом существам все их немощи и пороки, так что даже покаявшийся блудный сын встречается с большею любовию и радостью, чем верный своему долгу брат его, — то, значит, так называемые «грехи» и вовсе не столь ужасная вещь, и в надежде на безконечное милосердие Божие можно допускать некоторое послабление для немощной природы… Чтобы предупредить это опасное ложное умозаключение, Святая Церковь, вслед за изображением безконечности милосердия Божия, изображает перед нами другое свойство Божества — именно Его безконечную справедливость, которая требует должного возмездия за всё соделанное людьми, как нравственно свободными существами. В силу этого свойства не должно и не может остаться без надлежащего воздания ни единое движение нравственно свободного существа, и все его движения — начиная от дел и слов до сокровеннейших помышлений — постоянно складываются на чаши весов безконечного правосудия, которое и воздаст каждому «по делом его». Воздаяние происходит уже и в земной жизни, хотя оно и имеет здесь более воспитательно-исправительное, чем карающее значение, причем безконечное милосердие еще, так сказать, борется с безконечною справедливостью; но настанет день, когда безконечная справедливость должна найти себе полное оправдание, и этот страшный момент и изображает Святая Церковь в своем евангельском чтении за Литургией в неделю Мясопустную. Отчет в своей жизни каждый человек должен отдавать еще и до наступления Страшного Суда, как это изображено в притче о талантах, предшествующей теперешнему евангельскому чтению. Но то суд частный, когда каждый человек, так сказать, лишь перед своею совестью и перед Богом дает отчет о результатах своей жизни. Для оправдания безконечной справедливости такого суда недостаточно, и по истечении предопределенного ряда веков, назначенных в Божественном Совете для жизни мipa сего, должен настать Суд общий и последний, который, по своей обстановке и условиям его совершения, поистине получил название Страшного Суда. И если грозен бывает суд царя земного, когда он во всеоружии своей власти и в блеске своего земного величия, в присутствии высоких сановников изрекает свое решение по важным делам, то насколько безконечно величественнее и страшнее будет всемирный Суд Царя Небесного!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ад ( геенна ) – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых , Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы — лукавые духи . (см.:  Рай и ад: два места или два состояния? ). Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский . Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв. Понятия «Рай» и «ад» могут интерпретироваться как результат действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, но связывают эти понятия с понятиями здравия и болезни человеческой души. Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения. Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:10 ). Слово «ад» в тексте Библии Будут ли муки грешников вечными?

http://azbyka.ru/ad

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010