составитель Терещенко Т. Н. СТРАХ БОЖИЙ Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надо от нападения их заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо страх Господень отводит от зла ( Притч. 16, 6 ), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что их предварила гордость (прп. Макарий, 20). Знайте же, что поползновения обуздывают нашу самолюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, только не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущением же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами (прп. Макарий, 20). Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаголя: Бойтесь Господа, все святые Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью буией. Не без причины апостол возражает, глаголя: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает… Силен Бог восставить его ( Рим. 14, 4 ) (прп. Амвросий, 1). Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать все по совести (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Это очень хорошее определение: страх Божийстрах любви. Страшусь не потому, что меня растерзают, а чтобы не оскорбить, не причинить вреда, не сделать неприятное – кому? – Тому, Кто ко мне относится со всей любовью. Если только мы вспомним, что сделал Христос, как Он распялся – добровольно, а не потому, что Его схватили и всё такое… Он добровольно пришел распяться за нас. Накануне даже молился! Только ради этого и пришел. Зная, какие муки, какие страдания придется перенести! Так вот, перед лицом этой Любви как себя будет чувствовать человек, который делает совсем не то, что должен бы?!      Бог всегда – Любовь, и что бы мы ни сделали – Он остается Любовью Страх Божий – это страх любви, а не страх какого-то зверя, который сейчас растерзает меня за то, что я сделал, не страх перед палачом, который казнит меня. Это очень важно знать и понимать. А что, прежде всего, понимать нужно? Что Бог – это не Судия, справедливый Судия, Который одного наградит, а другого накажет. О, если бы было так, – как пишут святые отцы: Исаак Сирин, Иоанн Златоуст, – да мы бы мгновения одного не могли просуществовать, потому что ни одно мгновение мы не живем по-Божиему, а живем только по своим страстям. И поэтому каждый человек, когда он согрешает, должен помнить одну великую истину: Бог не перестает быть Любовью, ибо Он неизменяем. Мы изменяемы! Мы сейчас любим, через час – ненавидим. Бог – неизменяем, Он всегда – Любовь, и что бы мы ни сделали – Он остается Любовью. Это мы часто закрываемся непроницаемой завесой от любви Божией, как от солнечных лучей. От нас и только от нас зависит – возвратить себе эту любовь Божию или закрыться от нее. И что же говорит христианство? Оно говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Бог стучится Своей любовью. А как мы можем открыть эту дверь? Конечно, покаянием! Так что, что бы человек ни сделал, он должен понимать: Бог к нему хуже не относится, а нужно только тебе, человек, покаяться. И учти: покаешься – простит тебе Господь, помилует тебя Господь, залечит эту твою тяжелую рану, которую ты сам себе нанес, не беспокойся – но требуется покаяние и требуется понуждение себя, потому что истинное покаяние – это изменение своей жизни. Изменение, а не празднословие, мол, «я каюсь», и тем более не отчет о проделанных грехах, во что часто превращается наша исповедь.

http://pravoslavie.ru/95466.html

Вот ты пеняешь супруге. В твоих устах Божии слова или свои? Причем тут, кто кому должен? Главное — есть ли в твоих речах слова Божией любви или нет. В сердце небесная любовь или разжение страсти… Вот ты ведешь бизнес. Тобой движет алчность или дело твоё зиждется на заповедях? Всё твое существо нацелено на путь к Богу или на благополучие, достигаемое при помощи Бога? Бог больше и сильнее Всё просто. Бог дал заповеди простые и ясные, понятные любому. И каждый, каждый прекрасно сам знает, что он должен Богу — без книг и без богословия. И каждый сам решает, в какую меру близости он готов войти с Богом. Каждый решает сам — жить с Богом или без Него. Состояние удаленности от Бога рождает страх. Страх вообще — спутник греха и, по определению Ионна Лествичника, «детскость ума при застарелом самолюбии». Если человек не совсем глуп, он догадывается, что Бог больше него и сильнее. И раз не любишь сильного и мудрого Бога, то, правильно, — тогда бойся. И что Христос говорит Петру? Не бойся.   Как можно не бояться Бога? И кто не боится Бога? Есть страх Божий — начало премудрости. И есть страх человеческий — результат отсутствия этой мудрости. Страх Божий происходит от любви к Богу и от страха огорчить небесного Отца. Этот страх влечет человека к Богу. Страх человеческий, напротив, проистекает от борьбы с Богом, от ожидания наказания за преступление перед Небом. Он удаляет от Бога нераскаявшегося грешника. Отца не боятся дети. А судью не боятся те, кого он любит, и кто любит его. Потому что, как написал Иоанн Богослов, «боящийся в любви несовершенен». Вытащили и ушли Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: — Не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним… Примечательно, что не бросили улов, а все-таки вытащили. Подумали… и оставили на берегу. Вытащили улов как люди Ветхого Завета, а ушли за Христом как люди Завета Нового. Приняли рыбу как люди, ушли — как ангелы, которым пища — слово Божие.

http://pravmir.ru/uydi-proch-podi-syuda-...

Итак, рассмотренное нами понятие о «страхе Божием», как о благодатном «даре Духа Божия», приводит нас к заключению о том, что высшее духовное просветление человека – αδς Θεο – (целомудренное стыдение Бога), глубочайше – проникновенное, всегда бдительное и бодрственное хранение человеком в душе и сердце святыни и чистоты помыслов и желаний – καθαρτης τς καρδας – (чистота сердца) и, наконец, беспредельно преданная и совершеннейшая любовь к Богу – γπη το Θεο, – которая, как говорит Апостол, «никогда уже не перестает» ( 1Кор.13:8 ), – суть только степени благодатного «дара страха Божия». Но вместе с сим заключением следует и положение о том, что «страх Божий» как благодатный «дар Св. Духа», не есть страх рабский и не может быть таковым, так как страх рабский имеет в себе свойство мучительное, и отрицает собою момент нравственной свободы человеческого духа, – а есть благоговейно хранимое чувство-сознание человека, бодрственно ревнующего о том, чтобы быть достойным в личном своем благочестии пред Богом, как пред Отцем небесным, – Своим Творцем и Верховным Законодателем: благодатный поэтому «дар страха Божия» и почитание Бога в истинном благочестии, в истинной любви к Богу не отделимы друг от друга. Б рассуждении сего положения о «страхе Божием», как «благодатном даре Св. Духа», и о рабском страхе глубоко проникновенны в своей истине следующия слова Апостола Иоанна Богослова: «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог , и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил вас» ( 1Ин.4:16 :...19). С другой стороны: Ап. Павел, имея в виду обозначить, так сказать, самочувствие духа человеческого в «помазании от Духа Святого», говорит: «Вы (христиане) не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15–16 ), «Ибо дал нам Бог духа не боязни (δειλας), но силы и любви, и целомудрия (δυνμεως κα γπης κα σωφρονισμο – 2Тим.1:7 ). Значит, составляя собою «ограду» истины и правды Божией в душе и сердце человека и будучи «пестуном» в преуспении жизни человека по Вере Божией, «Страх Божий» являет собою и «начало премудрости» ( Притч. 1:7 ) и определяет все дальнейшие степени духовно-нравственного преуспеяния «чад премудрости Божией» ( Мф.11:19 ): в смысле первом «страх Господень» состоит в том, чтобы «ненавидеть зло» ( Притч.8:13 ); в смысле втором «Страх Господень» состоит в том, чтобы «ревновать о дарованьях больших и о пути по превосхождению» (καθ’ περβολν δν – 1Кор.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Нет человека на земле, достигшего хотя бы одного из этих состояний, в котором Господь не видел бы совершенного Своего сына. Об этом стоит напоминать вновь и вновь, приводя примеры того, что такое страх. Я хотел бы лишь подчеркнуть, что и этот страх, прежде всего сопряженный со свободой, и определение «раб Божий» чрезвычайно высоки и почетны. Замечательно, если о ком-то можно сказать: он – истинный раб Божий! Только свободный человек может быть рабом Божиим. А каким образом раб получает свободу? Здесь следует вспомнить слова апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). Иными словами, вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны; не делайтесь же рабами мира сего, не бойтесь его! Человек, не освободившийся от страхов мира сего, не может работать Богу, он все еще боится наказания, а не Бога, а значит, до сих пор не свободен. Бога бояться можно только в свободе; это – высокий страх любви, присущий и рабу, и наемнику. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и муках, он делает свободу совершенной. Человек, страшащийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, тем не менее уже свободен. Люди, порабощенные грехом, Бога бояться не могут, они грешат и живут безбоязненно. Говоря: «Бог накажет»!, мы подразумеваем, что, наказывая, Господь спасает. Ведь есть и такие люди, которых Он уже и не наказывает, потому что наказывать их попросту бессмысленно. И вот такая ситуация действительно страшна! в Притчах Соломоновых написано: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» ( Притч.9:8–9 ). Страх сыновний – это совершенство святости. В состоянии сыновства заключена совершенная любовь, преодолевающая всякий страх: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, – а путем собственных усилий и призывания помощи Божией ( Сир 51, 26–30 ). Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: «Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота» ( Сир 51, 36 ) – таким образом, достигнете благосостояния внутреннего и внешнего. 7.3. Учение о Премудрости «Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает вовек» ( Сир. 1,1 ). Такими словами начинается эта книга. Премудрость уподобляется морскому песку и каплям дождя, которые не поддаются исчислению. Она не может быть вполне изучена человеком. Вполне ее обладает только Бог . Она проявляется в вечных законах, управляющих миром. В книге Иисуса сына Сирахова развивается мысль, высказанная в книге Притчей: «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч. 1, 7 ). «Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» ( Сир. 1, 11–12 ). «Страх Господень – дар от Господа, и поставляет на стезях любви» ( Сир. 1, 13 ). «Корень премудрости – бояться Господа, а ветви ее – долгоденствие» ( Сир. 1, 20 ). «Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа» ( Сир. 10, 27 ). «Как велик тот, кто нашел премудрость! Но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен?» ( Сир. 25, 13–14 ). Преподобный авва Дорофей обращает внимание на то, что в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова страх Божий именуется и началом ( Сир. 1, 15 ) и концом (венцом) Премудрости ( Сир. 1, 18 ). Авва Дорофей учит, что существует два вида Страха Божиего, «один первоначальный, а другой совершенный», «один свойственен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Так, не подлежит сомнению, что не уменьшается совершенство того, кто боится Господа таким страхом... Именно о страхе любви говорит пророк, когда описывает семиобразный Дух, который, вне всякого сомнения, снизошел на Богочеловека по домостроительству Воплощения: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11:2 ), и затем, как завершение всех этих даров: И страхом Господним исполнится ( Ис. 11:3 ). Здесь важно прежде всего хорошо понять, что он не говорит: «Дух страха Господня будет покоиться на нем», как он сделал это с другими дарами, но: «Дух страха Господня исполнит его». Воистину, этот Дух изливается с таким изобилием, что, когда Он охватывает душу, тогда овладевает ею не частично, но целиком. Это логично. Действуя только с любовью, которая никогда не пройдет, Он не только наполняет, но безраздельно и навсегда подчиняет себе того, кого охватывает... Таков страх совершенных, о котором сказано, что он наполнил Богочеловека, пришедшего не только для того, чтобы нас искупить, но должен был также дать нам в своем Лице образ совершенства и примера добродетелей» 4488 . Только никто не может, по утверждению аввы Дорофея Газского, обрести этот совершенный страх, не познав прежде первой формы страха: «Невозможно достичь совершенного страха, не пройдя через страх начальный, ибо сказано: Начало мудрости – страх Господень ( Пс. 110:10 ), и еще: Начало и конец – страх Господа 4489 » 4490 . Тому, кто еще не достиг святости в бесстрастии и совершенства в любви, нужно стремиться обрести этот начальный страх. Ибо в противоположность страху-страсти, страх Божий не бывает спонтанным в человеке, но является добродетелью, которую человек должен стараться приобрести с помощью Божией. Вот почему он становится предметом заповеди: Бога бойся... ибо это – весь человек ( Еккл. 12:13 ); со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп. 2:12 ); со страхом проводите время странствования вашего ( 1Пет. 1:17 ). Человек не сможет продвигаться вперед по пути делания, не будучи постоянно «защищенным» этим внутренним расположением, как это образно описывается у преподобного Варсонофия Великого: «Когда человек собирается в путешествие, он надевает сандалии...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

« Я – как виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир. 24: 20), – сравним со сказанным в Евангелии от Иоанна: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15: 5). « Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир. 24: 23), – это не о том, что эта премудрость не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения ею, поскольку вкушение ее – истинное блаженство. Далее сказано: « Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей» (Сир. 24: 25–26). Здесь подчеркивается связь закона и премудрости, чем еще раз подтверждается, что Моисей говорил о Христе. Нравственное учение . « Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1: 1). В целом поучения книги имеют несколько более прагматический характер по сравнению с Книгой притчей Соломона. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного. Словосочетание страх Господень только в первой главе в разных вариациях повторяется семь раз, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир. 1: 21). В этой же главе сказано: « Венец премудрости – страх Господень». В Книге притчей написано: « Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Если, забывая о Песни песней, предположить, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви и не выходит за рамки законнического страха наказания, то получается замкнутый круг: от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству, на которое должен был указывать Ветхий Завет? Из Нового Завета мы знаем, что « в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха? Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир. 24:23), – это не о том, что эта премудрость не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения ею, поскольку вкушение ее – блаженство. И, наконец: «Я – как виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир. 24:20), – сравним со сказанным в Евангелии от Иоанна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Далее сказано: «Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей» (Сир. 24:25-26), – значит, Моисей говорил о Христе. Нравственное учение. В целом поучения книги имеют несколько более прагматический характер по сравнению с книгой Притчей. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного. Словосочетание страх Господень семь раз повторяется только в первой главе, в разных вариациях, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир. 1:21). В этой же главе сказано: «Венец премудрости – страх Господень». В книге Притчей было написано: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1:7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Можно сказать, забывая о Песни Песней, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви и не выходит за рамки законнического страха наказания. Но при этом получается замкнутый круг – от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству? Из Нового Завета мы знаем, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха? Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431366/

О, братия! возымеемте страх Божий, если желаем очиститься от грехов и земных желаний и приблизиться к Богу. Страх Господень очищает душу от всех грехов и вводит ее в любовь Божию, или, как сказано, – на стезях любления поставляет. Любление же Господа есть преславная премудрость; любящих и любит Сам Господь ( Сир.1:14; 4:15 ). Вот какое высочайшее благо доставляет человеку страх Божий! Постараемся же, о возлюбленные! не о том, чтобы стяжать себе всяких благ достаточно на многие годы, но о том только, как бы принести Богу приятную жертву и удостоиться за то вечной Его милости. Жертва же Богу приятная, по Писанию, дух сокрушен; сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). И близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет ( Пс.50:19; 33:19 ). Напротив же, горе тем, которые живут ныне без страха Божия, которые сердцем не сокрушаются: с окончанием сей жизни окончится всякое к ним долготерпение Божие, и за грехи свои ввержены они будут в дебрь огненную ( Лк.15:5 ), брошены в озеро, горящее огнем и жупелом ( Откр.21:8 ). Потому не вознерадим же мы, братия, о спасительном страхе Божием; постараемся быть причастниками Его в продолжение сей грехолюбивой жизни; да изменится сластолюбивый ум наш, да отторгнется душа от земных утех и устремится к желаниям небесных благ. В ком есть страх Божий, в том, можно сказать, все богопротивное исчезает; у кого есть сокрушение сердца, происходящее от страха Божия, у того не видно безумной улыбки на устах, не слышно от него пустых и смехотворных разговоров, в душе его нет желании временных благ, и срамные похотения далеки от него. Одно у него на уме – как спастись; и сердце его всегда умиленно, оно непрестанно воссылает Богу молитву. Как же приобретается страх Божий? – Не скрою и этого от вас, излюбленные мои. Господь говорит, что Он взирает с благоволением на трепещущего словес Его. Вот вам и указание тут, как приобретается страх Божий. Сему показал собою и Давид, который говорил пред Богом: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь... Открываю уста мои и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду... Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего... Повелениями Твоими я вразумлен; ибо размышляю об откровениях Твоих ( Пс.118:120, 131, 136, 99 ). Будем же и мы размышлять о Божественных повелениях, и тогда сердца наши исполнятся страхом Божиим, и мы обрящем у Господа милость и многое у Него избавление ( Пс.129:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010