Кто хочет быть первым, тому Господь повелел быть всем рабом ( Мк.10:44 ). Кратко сказать: полюби смиренномудрие, и оно прославит тебя. Будешь восходить к истинной славе, к славе у Ангелов, к славе пред Богом. Христос признает тебя пред Ангелами учеником Своим и прославит тебя, если будешь подражать Его смиренномудрию. Ибо Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Ему слава и держава во веки веков 644 . Страх Божий Страх Божий преодолевает всякого рода душевные недостатки. Правила пространные, 10 645 Страх Господень есть очищение души. Беседа на начало Книги Притчей 646 Если страх не управляет нашей жизнью, то не произойдет освящения тела. Беседа на псалом тридцать третий 647 Кто имеет совершенный страх и всего боится от богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не оставляет без внимания. Беседа на псалом тридцать третий 648 Не всякий страх благ и спасителен. Есть и страх вражий, о котором молится пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: «Сохрани жизнь мою от страха врага» ( Пс.63:2 ). Тот страх – вражий, который вселяет в нас боязнь смерти и сильных мира сего. Беседа на псалом тридцать третий 649 Должно помнить слова Господни: «Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер.23:24 ), и: «Разве Я только Бог вблизи, а не Бог вдали?» ( Иер.23:23 ), и: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). И, помня эти слова, надобно всякое делание исполнять и всякую мысль слагать как бы пред очами Господа. Тогда у нас и будет всегда страх Божий, который, как сказано в Писании, ненавидит «зло, гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста» ( Притч.8:13 ). Будет тогда у нас и любовь совершенная, исполняющая сказанное Господом: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). C этим вместе достигнуто будет и то, что заповеди Господни будут исполняться не из человекоугодия. Ведь никто не отдает всего своего внимания низшему, когда присутствует высший. И если бы случилось, что сделанное приятно и угодно лицу знатному, но неприятно и неугодно низшему, то ведь каждый, признавая одобрение от высшего заслуживающим предпочтительного внимания, пренебрегает в этом случае порицанием от низшего. Если же так бывает у людей, то какая душа, истинно трезвенная и здравая, при уверенности в присутствии Божием оставит совершать что-либо благоугодное Богу и обратится к людским мнениям или, пренебрегши заповеди Божии, поработится человеческому обычаю, покорится общественному предрассудку, придет в смущение пред облеченными высоким саном? Таково было настроение у Псалмопевца, когда он говорил: «Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему» ( Пс.118:85 ); и еще: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Об этом много сказано в Новом Завете. Хорошо помню цитату из отца Андрея Кураева: «На страницах Евангелий чаще всего из уст Спасителя и Божиих вестников мы слышим призыв: Не бойтесь! С этими словами Ангел явился Захарии, будущему отцу святого Иоанна Предтечи. С этими словами Архангел предстал Деве Марии в Благовещении. С этими словами Воскресший Спаситель явил Себя апостолам…» Безусловно, место страху есть в духовной жизни человека. Все мы хорошо помним слова из Ветхого Завета: начало премудрости — страх Господень (Притч 9:10). И эта мысль очевидно верна. Страх Бога, страх оскорбить Бога, страх пренебречь любовью Божьей, страх остаться без Бога, страх греха, страх наказания — это все мотивы человеческого поведения, которые могут и должны «работать» на спасение. Исцеление дочери Иаира. И. Репин. 1872 …приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему[Иаиру]: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет… (Лк 8:49–50) Но если Бог есть любовь — то страх уже не может быть единственной движущей силой для ищущего спасения человека. Те слова, которые я процитирую ниже, находятся на последних страницах Нового Завета, и, может быть, оттого так часто забываются, что редко прочитываются?.. В любви нет страха… Да-да… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Это слова Первого Соборного послания апостола Иоанна Богослова (4:18). Бог-любовь возвел отношения любви на первое место в иерархии ценностей, любя человека, Он ждет от человека такого же отношения к Себе: ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа — это апостол Павел, в своем послании к Галатам (4:7). А это уже сам Христос: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин, 15:15) Все-таки совсем другой тип отношений, и отношений межчеловеческих, и, в первую очередь, другой тип отношений человека с Богом проповедует Евангелие в качестве актуальной духовной задачи — не отношения страха, и не отношения рабства… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас — вот христианский идеал, цель, задача…

http://pravmir.ru/ne-bojtes/

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх... ,всё это ,ужасая их, повергало в расслабление. " (17;10-18) " А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том ,что заставляли переносить их. " (18;1-2) Премудрость Соломона. И это Ветхий Завет!!! По своему духовному возрасту ,правду говорят некоторые, мы пребываем в Ветхом Завете. А, что же делать человеку в подобной ситуации? Тут только одно средство - навыкнуть во всех случаях произносить от сердца, Господи помилуй! Не много, но очень действенно. Спасибо. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! Анастасия 21 июня 2016, 14:11 Спасибо, что разложили всё по полочкам! Алексей 21 июня 2016, 13:34 Да, это может быть помехой спасению себя и других ! ...+Еванг. 6 ,20 Но Он сказал им :,, это Я ; не бойтесь,, .Спасибо !!! Читательница (Подмосковье) 21 июня 2016, 11:32 Страх страху рознь. Есть страх во благо – Божий страх (боязнь греха). Есть страх естественный, например, страх смерти (одна из непогрешительных страстей Христовых). Есть страх как проявление гордыни – боязнь выглядеть хуже других. Есть страхи-фобии – психические заболевания. Есть страхи, о которых говорит Автор – связанные с недоверием Богу. Еще вспомнились чьи-то слова: ожидание несчастья хуже, чем само несчастье – созвучно с темой статьи. Михаил 21 июня 2016, 11:10 Всегда жду статьи Игумена Нектария, низкий поклон. Написано просто и доходчиво. demsa 21 июня 2016, 10:50 Интересная статья.Хотелось бы узнать в каких случаях страхи преодолеваются путем молитвы и покаяния исповеди и причастия а в каких необходимо обратиться к врачам.Спасибо.Сергей. наталья 21 июня 2016, 09:15 Спасибо большое за статью. Она мне была сегодня очень нужна! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94457.html

«Не бойтесь убивающих тело... бойтесь Того, Кто... может ввергнуть в геенну» ( Лк. 12, 4–5 ). Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему ( 28, 97 ). Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 57 ). Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 522 ). «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам. Того бойтесь» ( Лк. 12, 4–5 ). Самый большой у нас страх – это страх смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия, лучше умри, но не иди против страха Божия. Потому что если пойдешь против страха Божия, то, по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее всегда имелось в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх Суда Божия с его последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

По важности дела и труд. 5. Страх Божий рождается также от размышления и памяти о том, что Бог в мгновение ока может грешника в самом совершении греха праведным судом погубить. 6. Страх Божий рождается и умножается от размышлений о законе Божием, о повелениях Божиих, о том, что повелевший так творить Бог — велик и весьма страшен, и за нарушение Своего святого закона угрожает временными и вечными наказаниями. И если мы боимся земные законы, государственные нарушать из страха наказаний, то как не бояться нарушать повеления Божии и как не бояться праведного Его гнева, Который «может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28)? 7. Наконец, страх Божий, страх оскорбить Бога возбуждается в нашем сердце и от размышлений о любви Божией, явленной на нас, людях, в спасении, промышлении о нас. Если отцу земному мы оказываем послушание и боимся его прогневать, то как не убоимся являть непослушание Богу, небесному и вечному Отцу, Который создал нас и столько благодеяний являет нам, что и умом понять не можем? Какой отец так любит сына, как любит нас Бог? Человеческая любовь часто переходит в гнев и ненависть, но Божия любовь не престанет никогда. Мы изменяемся, не храним верности, оскудеваем в любви к Нему, а Он всегда тот же, всегда долготерпелив и милует нас, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). 8. Поскольку истинный страх Божий есть дар от Господа, как говорит премудрый Сирах (Сир.1:13), то поэтому нам необходимо всеусердно молиться Богу и просить у Него оградить наше сердце страхом Своим. «Господи, всели в мя корень благих (добродетелей), страх Твой в сердце мое», — молимся мыежедневно, отходя ко сну.   Весьма нужен и спасителен страх Божий в борьбе с грехом, с греховными страстями и вообще для добродетельной жизни. Но как мало людей богобоязненных! К большинству приложимы слова пророка Давида: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13:5). Люди больше боятся подобного себе человека, пишет свт. Тихон Задонский, но и Бога не боятся, боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся Могущего «и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять жизнь вечную; боятся лишиться богатства, славы, чести, должности и преимуществ, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся вечной темницы и вечных уз за греховную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия. Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство – великое приобретение! Уже это рабство – великая свобода! Страх законополагается нам как средство, существенно нужное, необходимое для нас. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем рабами для того, чтобы законно сделаться чадами. По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие, от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувствования. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания... Страх Божий есть дар Божий. Как дар он испрашивается молитвой. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид и потому умолял Бога: «поставь слово Твое для раба Твоего в страх пред Тобою. Утверди плоть мою в страхе Твоем» ( Пс. 118, 38, 102 ), то есть мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и 6лагочестия,» дух страха Божия ( Ис. 11, 2 ). Господь наш Иисус Христос, принесший пришествием Своим на землю мир от Бога и благоволение Божие человекам, сделавшийся Отцом будущего века и Родоначальником святого племени спасающихся, призывающий чад Своих в любовь и соединение с Собой, предлагает, однако, во врачевание поврежденной природы нашей, между прочими средствами, страх. Предающемуся порывам гнева и ненависти Он угрожает геенной огненной, попирающему совесть угрожает темницей, увлекающемуся нечистыми вожделениями угрожает вечной мукой (см. Мф. 5, 22, 25, 26, 29 ). Непрощающему от искренности сердца ближним согрешения их возвещает, что и его грехи не будут прощены (см. Мф. 6, 15 ). Сребролюбцу и сластолюбцу напоминает смерть, могущую восхитить их в то время, как они не ожидают ее (см. Лк. 12, 16–20 ). Возвышен подвиг мученичества: и внушается он, и питается любовью. Но Спаситель мира в наставлении, которое Он преподал мученикам, поощряет их к мужеству, воспомоществует в подвиге страхом. «Не бойтесь,» – говорит Он, – «убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10, 28 ). ». " . Всем вообще последователям Своим Господь заповедал спасительный страх Божий, выражающийся в постоянных трезвении и бдительности над собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Страх Божий Дух Святой вещает устами святого пророка Давида: «Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас» ( Пс. 33:12 ). «Начало же премудрости – страх Господень», – как говорит Екклесиаст ( Притч. 1:7 ). Страх Божий полагается и в числе семи даров Святого Духа, и кто будет иметь его в своем сердце, тот воистину преуспеет во всякой добродетели, ибо во всякое время и час он готов благоугождать Богу, удаляясь от всякой злой и соблазняющей вещи. Если мы имеем страх Божий, помня Его заповеди и то, что Христос, Спаситель наш, соделал нам спасение, указал в Своем лице путь терпения, ведущий нас в Царство Небесное, то мы скорее и успешнее последуем по стопам Иисуса и будем исполнять сказанные Им слова: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). В том случае, когда не дьявол, а только леность мешает человеку, то нам потребен такой страх, чтобы побороть эту естественную леность и обратить к какой-либо науке. Но когда предстоит великая брань, когда есть много препятствий на пути ко спасению, то как можно спастись без страха? Каким же образом этот страх поселяется в людях? Если мы помыслим, что Бог присутствует везде, что Он видит и слышит все, не только то, что совершается и говорится, но и то, что заключается в глубине сердец, – все помышления, ибо Он «судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ), – если мы так настроим себя, то не сотворим, не скажем, не помыслим никакого зла и лукавства. Научившись же, как говорит апостол Павел, «совершать свое спасение со страхом и трепетом» (см. Флп. 2:12 ), мы сподобимся любви Божией по благодати Его, по предстательству Приснодевы Богородицы Марии и своим старанием (2). Святые отцы и учители повелевают нам помнить о геенне, чтобы не впасть в геенну, то есть в место мучения, и чтобы не лишиться того небесного и святого града, где лики святых в неизреченной радости и сладости непрестанно воспевают Триипостасную Божественную Единицу преподобными голосами. Для этого, по словам псалмопевца Давида, мы должны иметь «страх Господень, который чист, пребывает во век века» ( Пс. 18:10 ). Подобает и учиться иметь его, и искать учителя, и слушать, и повиноваться ему, как Божию строителю, ведущему к любви Господней (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– «Не всякому слову верь» ( Сир. 19:16 ). На подобные случайности не надо обращать внимания, потому что при фиксировании на них внимания это может перерасти в суеверия. Вовлечь в них выгодно врагу рода христианского – сатане, так как это отвлекает верующих от истинного Евангельского понимания жизни. Важно всегда помнить, что жизнь человека зависит от Бога и от того, как он исполняет Божии заповеди. Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения. 26.16. Можно ли противостоять бесовским силам? – «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» ( Притч. 18:11 ). В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещать храм, внимательно исповедоваться и благоговейно причащаться Святых Христовых Таин, как правило, остается недоступным воздействию бесовских сил. Ведь людям для того и дана сила крестного знамения, различные святыни, а тем более Таинства Церкви, чтобы бесовские силы к ним не подступали.«Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим. 8:31 ). 26.17. Надо ли бояться колдунов, «энергетических вампиров»? – Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, а есть страх вражий. Прекрасно об этом сказал Георгий Затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный. То есть потеря страха Божия – это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом. Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Бояться надо только Страшного Суда, который неотвратим для каждого человека. Господь об этом предупреждает: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога. 26.18. Можно ли лечиться методами восточной медицины?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   И Господь, сказав Аврааму, когда он привёл для жертвоприношения Ему сына своего: «ныне бо познах, яко боишися ты Бога» (Быт.22:12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо иначе как бы он сказал: «ныне познах», когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, — оставил всё своё и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навёл на него Бог такое страшное искушение — жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: «ныне познах, яко боишися ты Бога». Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: «любы вон изгоняет страх», ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сём состоит совершенный страх.    Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: «начало премудрости страх Господень» (Притч.1:7), и ещё сказано: «страх Божий есть начало и конец» (Сир.1:15, 18). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка медь, ибо сказано: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27). Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наёмник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наёмнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чём истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? — как сказал Апостол (Рим. 8:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010