прослеживаются в больших апокрифических деяниях II-III вв., в т. ч. в «Деяниях ап. Андрея», а также в позднейшей апокрифической литературе. Особенно это касается темы полиморфизма Христа ( Iidem. 1982). Вместе с др. большими апокрифическими деяниями апостолов И. д. были популярны среди манихеев. Об этом свидетельствует их многократное цитирование в Манихейской Псалтири. Первым из церковных авторов И. д. упоминает Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 25. 6-7), к-рый осуждает их как еретические. Такой оценки в дальнейшем придерживались и др. церковные авторы. Исключение составляют лишь Дидим Слепец ( Did. Alex. In Zach. 4. 210), блж. Августин ( Aug. In Ioan. 124. 2), а также акты иконоборческого Собора в Иерии 754 г. Окончательно И. д. были осуждены на VII Вселенском Соборе в 787 г. ( Junod, Kaestli. 1983. P. 344-368). Последнее упоминание об И. д. содержится у свт. Фотия ( Phot. Bibl. Cod. 114). Вместе с тем сомнительное вероучение И. д. и тот факт, что это был единственный подробный рассказ о деяниях и смерти святого, гробница к-рого в Эфесе являлась одной из главных святынь христ. мира, рано привели к появлению большого числа переработок этого текста. В IV в. была составлена версия И. д. на сир. языке (CANT, N 222), в V в. написаны греч. «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора (CANT, N 218), в VI в.- лат. вариант «Virtutes Iohannis» и «Passio Iohannis» (CANT, N 219-220). Существуют также др. сир., копт., араб., эфиоп., арм. и груз. переработки И. д. (CANT, N 215.II). На основе И. д., но с добавлением нового материала составлены греч. «Деяния ап. Иоанна в Риме» (CANT, N 216), сборник в рукописи Paris. gr. 1468 (CANT, N 217) и арм. «Деяния апостолов Иоанна и Иакова» (CANT, N 223). В Х в. прп. Симеон Метафраст создал каноническую версию рассказа об ап. Иоанне (CANT, N 221). Также материал И. д. содержится в Похвальных словах апостолу (напр., в энкомии Псевдо-Златоуста - CANT, N 224). Наиболее значимыми из переработок И. д. являются греч. «Деяния ап. Иоанна» Псевдо-Прохора и «Деяния ап. Иоанна в Риме», сир. «История ап. Иоанна», лат. «Virtutes Joahnnis» и «Passio Johannis».

http://pravenc.ru/text/577888.html

40 Греч. πλρωμα – полнота. 41 От греч. μοναρχα – единоначалие (от греч. μνη – одно, ρχ – начало. 42 В богословской литературе встречается и другое именование монархиан — антитринитарии, которое происходит от греч. ντι – против и лат. trinitas – Троица 43 От греч. δυνμει – сила. 44 От лат. modus – образ, облик, мера, вид – преходящее свойство, присущее объекту лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута – постоянного свойства объекта. 45 От греч. τρπος — облик и μοναρχα – единоначалие. 46 От лат. ратег – отец и passioстрадание. 47 Субординационизм (subordinatio, от лат. sub – под и ordinatio – упорядочение, приведение в порядок) – система подчинения низших высшим, младших старшим. 48 Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 49 Греч. μονς — единица, единое, неделимое. 50 Греч. τρας — троичность, троица, единство трех. 51 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913. Т.1, гл.39. С.87. 52 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913 Т.1, гл.39, С.89. 53 Феодорит Кирский, блаж . Диалог 1. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. С. 31. 54 Василий Великий, св. О Святом Духе к св. Амфилохию, еп. Иконийскому//Творения. СПб., 1911. T.I. гл.18. С.614. 55 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры. Кн.1, 8. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 32–33. 56 Августин , блаж . De tempore sermo. LXVII, n.2 et LXX, n. 4; Августин, бла ж. О граде Божием//Творения. 2е изд. Киев, 1907. Ч.5. кн. XVI, гл. 29. С.193. 57 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры.//Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.174. 58 Григорий Богослов, св . Слово 39. На святые светы явлений Господних//Творения. 3е изд. М., 1889. Ч.3. С.215. 59 См.: Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), иеромонах. Святоотеческое понимание тех мест Священного Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между лицами Святой Троицы: Соч. на соискание ученой степени кандидата богословия. Л., 1980.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Ранние Жития послужили основой для развития Ж. л. в Чехии. Особенно сложной и разветвленной является житийная традиция блгв. кн. Вячеслава. Вероятно, во 2-й пол. X в. было составлено его лат. Житие (по 1-й строке известно как «Crescente fide Christiana...»), вскоре переработанное в Баварии. В ознаменование учреждения в Праге епископской кафедры (973) герм. имп. Оттон II (973-983) поручил составление нового Жития кн. Вячеслава еп. Гумпольду Мантуанскому, который использовал баварскую редакцию чеш. Жития. Во 2-й пол. XI в. это Житие было переработано в Сазавском мон-ре, дополнено сведениями из 2-го лат. Жития (по 1-й строке известно как «Crescente fide Christiana...») и переведено на старослав. язык. Данная версия Жития («Легенда Никольского») сохранилась в 2 рус. списках XVI в. Гибель святых Людмилы и Вячеслава представлена в контексте борьбы язычества с христианством, их убийцы отнесены к языческому лагерю. В Житии были описаны посмертные чудеса кн. Вячеслава. Наибольшее распространение получила «Легенда Кристиана» - пространное лат. Житие святых Вячеслава и Людмилы (Vita et passio S. Wenceslai et S. Ludmilae aviae eius), составленное мон. Бржевновского мон-ря Кристианом. Житие начинается обширным прологом, в к-ром повествуется об истории чеш. земель, о Вел. Моравии, о миссии равноапостольных братьев Кирилла (Константина) и Мефодия и о принятии чехами христианства. Источниками служили не только более ранние жития, но и предания. Легенда о кн. Вячеславе получила продолжение в Житии, составленном бенедиктинцем Лаврентием из мон-ря Монте-Кассино (Италия), и в Житии, известном по 1-й строке как «Oportet nos fratres...» (рубеж XI и XII вв.). Широкое распространение получили Жития св. Прокопия († 1053), основателя Сазавского мон-ря. Вероятно, в 60-х гг. XI в. было составлено на латыни его 1-е Житие (Vita S. Procopii antiqua; по 1-й строке известно как «Tempore Henrici III imperatoris Romanorum...»). Краткое лат. Житие Прокопия (по 1-й строке известно как «Fuit itaque beatus abbas Procopius...») было составлено в Сазавском мон-ре не позднее XII в., возможно, на основании несохранившегося слав. Жития - «славянских письмен» ( Mares. 1979. P. 134-135). Так, пролог одного из более поздних лат. Житий адресован современнику Прокопия еп. Северу Пражскому (1030-1067). Впосл. краткое Житие стало основой для составления пространного Жития св. Прокопия (Vita maior, XIV в.), к-рое было переработано в стихотворное и прозаическое Жития на чеш. языке. В Сазавском мон-ре, вероятно, был выполнен слав. перевод Жития прп. Венедикта Нурсийского из «Диалогов» св. Григория I Великого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

А. Б. был противником Патриарха Фотия . В 869 г. в качестве посла папы и имп. Людовика II отправился в К-поль, по всей видимости, с целью заключить союз между Зап. и Вост. империями с помощью брака между представителями правящих династий (дочерью Людовика II и сыном имп. Василия I Македонянина ), но успеха не достиг. Во время своего пребывания в К-поле А. Б. участвовал в работе К-польского Собора 869-870 гг ., переводя папским легатам решения Собора, записанные на греч. языке, оспорил умолчание в них формул, подтверждающих имп. достоинство Людовика II. После восшествия на папский престол Иоанна VIII (872) А. Б. занимался только лит. деятельностью: перевел на лат. язык Деяния Всел. VII Собора и К-польского Собора 869-870 гг., хроники свт. Никифора , Патриарха К-польского, Георгия Синкелла и св. Феофана Исповедника (Chronographia Tripartita). Эти переводы имеют большое значение для изучения истории Византии и Церкви на Востоке, поскольку А. Б. работал с ними спустя неск. десятилетий после их написания, привлекая ранние несохранившиеся греч. рукописи. Соч.: Epistolae sive Praefationes/Ed. E. Perels, G. Laehr//MGH. Epp. T. 7. P. 395-442; Epistola Ludovici imperatoris ad Basilium imperatorem//MGH. SS. T. 3. P. 521-527; LP. T. 1. P. 35; T. 2. P. 3. Пер. с греч. на лат.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. Lpz., 1885. Т. 2; Interpretatio Synodi VII Generalis//PL. 129. Col. 196-512; Interpretatio Synodi VIII Generalis//Ibid. Col. 9-196; Collectanea ad controversiam et historiam monothelitarum spectantia//Ibid. Col. 553-704; Passio S. Cyri et Ioanni a Sophronio Ierosolymitano postea episcopo scripta//Ibid. Col. 705-712; Vita S. Ioanni Eleemosynarii//PL. 129. Col. 713-715; Passio S. Demetrii Martyris//Ibid. Col. 715-726; Translatio sermonis S. Theodori Studitae de S. Bartolomeo apostolo//Ibid. Col. 729-736; Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia: Una cum Latina interpretatione Anastasii Bibliothecarii iuxta posita/Ed. A. B. Neil. Turnholti, 1999. Лит.: Lap ô tre A.

http://pravenc.ru/text/114882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРА АФРА [Лат. Afra, греч. ρδβλθυοτεΑφρη] († 304), мц. Аугсбургская (пам. зап. в Мартирологе Иеронима 7 авг., в Римском мартирологе 5 авг.). Сохранившиеся Деяния (Acta) А. объединяют «Мученичество св. Афры» (Passio Afrae) в краткой редакции (VII в.), восходящее к оригиналу кон. IV - нач. V в.; возникшие на его основе в VIII в. «Обращение св. Афры» и пространную редакцию «Мученичества» (Conversio et Passio Afrae). Алтарь ц. святых Ульриха и Афры. Аугсбург. XVII–XVIII вв. Алтарь ц. святых Ульриха и Афры. Аугсбург. XVII–XVIII вв. Согласно «Обращению», семья А. переехала в г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург) с Кипра. Там А. была посвящена матерью Иларией богине любви Венере. Во время гонений имп. Диоклетиана еп. Нарцисс Жеронский бежал в Аугсбург и нашел убежище в доме А. Он обратил в христианство А., ее родственников и слуг, а также рукоположил во пресвитера (согласно др. редакции Деяний, во епископа) для новой христ. общины ее дядю Дионисия (Зосиму) Аугсбургского. В пространной редакции «Мученичества» говорится о том, что христианка А., отказавшаяся принять участие в языческих обрядах и отречься от своей веры, была заживо сожжена на одном из небольших островов на р. Лех, после казни ее тело было найдено служанками невредимым. На следующий день ее мать и 3 служанки, Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия), погребли тело мученицы в склепе в 2 милях от города. По доносу они были схвачены. Отказавшись участвовать в языческом жертвоприношении и открыто исповедав христ. веру, женщины приняли мученическую смерть. По приказу судьи они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена А. (предполагаемая могила А. находится в базилике святых Ульриха и А. на месте совр. капеллы св. Готхарда). В ряде древних источников, в т. ч. в Иеронимовом мартирологе, в один день с А. отмечалась память Венереи, мц. Антиохийской, имя к-рой было неправильно истолковано как прозвище А. (служительница Венеры). Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что А. до своего обращения была блудницей. Во мн. мартирологах и в аугсбургских календарях XI в. (1010, 1050, 1100) отмечено, что А. почиталась как дева (virgo).

http://pravenc.ru/text/77110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И РОДОПИАН [греч. Διδωρος κα Ροδοπιανς] (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая). Свящ. Д. и диак. Р., члены христ. общины г. Афродисиада в обл. Кария (юго-запад совр. Турции), пострадали в нач. IV в. во время гонений имп. Диоклетиана от рук язычников-сограждан, подвергших святых издевательствам на агоре, а затем побивших их камнями. Сведения о жизни и кончине Д. и Р. содержатся в Римском и Сирийском Мартирологах IV в., в Синаксаре К-польской ц., а также в лат. Мученичестве, опубликованном составителем каталога лат. рукописей б-ки г. Руан А. Понселе в 1904 г. по единственной рукописи Руанской б-ки (пергамен, между 976 и 1025, листы 054-054v), содержащей и др. лат. Мученичества. Исследователи считают, что лат. Мученичество является переводом утраченных греч. мученических актов, о чем свидетельствуют расхождения между ним и др. источниками относительно времени кончины Д. и Р. (при имп. Деции - по Мученичеству или при имп. Диоклетиане - по Синаксарю К-польской ц.), а также правильного написания имени святого (Диодор или Диодорит; имя Диодор в отношении др. лиц зафиксировано в ряде более поздних надписей в Афродисиаде, надписи 492 и 499 (Monuments from Lycaonia. Manchester, 1962). Также разнится информация относительно дня памяти святых (3 мая в Римском Мартирологе, 29 апр. в Синаксаре К-польской ц., 30 апр. в Сирийском Мартирологе). Издатель текста считает, что наиболее вероятной датой является 30 апр. Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 382; MartRom. P. 169-170; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Rotomagensis: Appendix V: Passio SS Diodori et Rodopiani//AnBoll. 1904. T. 23. P. 129-275; SynCP. Col. 638-639. Лит.: BHL, N 2163b; Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/178285.html

Münch., 1994. P. 154-155). Вероятно, мон-рь подвергся разорению во время нападений на Италию венгров в 1-й пол. X в., но строительная деятельность возобновилась, в XI-XII вв. (по др. версии - в IX-X вв.) была сооружена округлая в плане ц. Св. Духа, вероятно, служившая баптистерием. В 1247 г. упоминается о ц. св. Андрея (существующая приходская церковь построена в кон. XVI в.; см.: Bovini. 1973. P. 22). Тем не менее в сел. Сан-Канциан-д " Изонцо сохранялись традиции, связанные с почитанием мучеников. Так, в 1-е воскресенье июня совершалась процессия из приходской церкви в мест. Гродате (название происходит от лат. Aquae Gradatae), где, по преданию, были казнены мученики. В обл. Фриули и особенно в архиеп-стве Гориция почитание святых Канция, Канциана и Канцианиллы укрепилось во 2-й пол. XX в., после раскопок базилики в Сан-Канциан-д " Изонцо и обретения мощей мучеников. Их поминовение указано в календаре архиеп-ства Гориция 30 мая, но в сел. Сан-Канциан-д " Изонцо празднование памяти мучеников и процессия в Гродате совершаются 31 мая. Приходская церковь, где хранятся мощи мучеников и мраморные плиты, к-рыми была покрыта их гробница, является местом паломничества. Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 420-427; Iun. T. 2. P. 1048-1049; Passio sanctorum martyrum Cantianorum// Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 278-280, 635-636; Passio beatissimorum martyrum sanctorum Cantianorum// Mabillon J. De Liturgia Gallicana libri III. P., 1729. P. 467-470; Maximi Taurinensis Sermones/Ed. A. Mutzenbecher. Turnholti, 1962. P. 56-58. (CCSL; 23); MartHieron. P. 68-69, 78-79; MartHieron. Comment. P. 282-284, 318-319, 322-323; MartRom. Comment. P. 216-217. Лит.: Bonvoisin, abb é . Notice historique sur le culte et les reliques des saints martyrs Cant, Cantien et Cantianille, patrons de la ville d " Étampes. Versailles, 1866; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1907. T. 2: Le mouvement légendaire lérinien. P. 211-220; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

В книге отмечены необычные астрономические и природные явления (извержения вулкана Этна, горящий грацианопольский источник и др.). Г. Т. сделал неск. переработок памятников греч. агиографии. Лат. версия «Liber de miraculis beati Andreae apostoli» (Книги о чудесах блж. ап. Андрея) представляет собой вольный перевод с греч. текста, Г. Т. принадлежит пролог и краткий эпилог к этому сочинению, однако переложил ли он греч. текст или просто стилистически переработал уже существовавший перевод, неизвестно. Это же касается соч. «Passio ss. martyrum septem dormientium apud Ephesum» (Страдания семи святых мучеников, в Эфесе уснувших), где Г. Т. - автор только вступительного послания, адресованного Сульпицию, еп. Битуриги (совр. Бурж). Он пишет, что всего лишь нашел текст произведения в мон-ре св. Мартина и переписал его. К числу таких же вольных переработок памятников вост. агиографии, сделанных Г. Т., относятся «Passio s. Thomae apostoli» (Страдания апостола Фомы - CPL, 1028 a) и примыкающее к нему соч. «De miraculis s. Thomae apostoli» (О чудесах апостола Фомы - CPL, 1028), основанные на апокрифических сказаниях об апостоле. К этому жанру относятся апокрифические «Historiae apostolicae libri X» (Десять книг апостольской истории - CPL, 1028 b), греч. оригинал к-рых приписывается Авдию, еп. Вавилонскому. Г. Т. также упоминает о том, что он добавил предисловие к праздничной службе, составленной Сидонием Аполлинарием ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 22), но ни предисловие, ни сам чин службы не сохранились. Сигиберт из Жамблу называет среди сочинений Г. Т. хронику, однако этот памятник, известный также как «Annales franci» (Франкские анналы), представляет собой краткие погодные сведения из истории Франкского королевства, доведенные до начала правления Карла Великого их материал заимствован из «Истории франков» Г. Т. и «Истории» Псевдо-Фредегара. Г. Т. приписывается «Книга о страдании, чудесах и славе св. мученика Иулиана», к-рая, однако, является самостоятельным сочинением, отличным от одноименной 2-й ч.

http://pravenc.ru/text/168077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем ( μυροβλτης/μυροβλτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес Д. С. связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Д. С. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой. «Мученичества» Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) (ActaSS. Oct. T. 4. P. 50-209), а затем И. Делеэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции, каждая из к-рых развивает и обогащает предыдущую. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. В основе т. н. Passio prima Д. С. («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это «Мученичество», ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» К-польского патриарха Фотия Cod. 255 (BHG, N 496b; PG. 104. Col. 104-105), в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес Д. С. (BHL, N 2122), в кратком «Мученичестве» (BHG, N 496, изд. Delehaye. 1909. P. 259-263). Согласно Passio prima, Д. С. был ревностным учителем христ. веры в Фессалонике. С прибытием в город рим.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛОГИЙ [лат. Eulogius; испан. Eulogio] († 11.03.859), сщмч. (пам. зап. 11 марта), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник. Почитается в числе 48 Кордовских мучеников . Житие святого (Vita vel passio beatissimi martyris Eulogii presbiteri) написано его близким другом, поэтом и богословом св. Альваром († 861, пам. зап. 7 нояб.) вскоре после гибели Е. Состоит из 2 частей: повествования о жизни и деяниях Е. и рассказа о его мученичестве. К Житию приложены обращение Альвара к погибшему другу, описание перенесения мощей Е. и 3 лат. стихотворения. Рассказ Альвара биографичен, подробен и богат деталями. Житие было впервые опубликовано в 1574 г. вместе с сочинениями Е. Е. род. в нач. IX в. в мусульм. Кордове и принадлежал к знатной христ. семье. В детстве его отдали на воспитание в ц. св. Зоила. Впосл. Е. был рукоположен во пресвитера. Е. с детства проявлял необычайные способности в изучении Свящ. Писания, сочинений античных и раннехрист. авторов, вел благочестивый образ жизни. Одновременно с обучением при храме посещал занятия аббата Сперандео, автора сочинений по опровержению исламского вероучения (не сохр.) и «Мученичества» кордовских христиан святых Иоанна и Адульфа, погибших в начале правления эмира Абдаррахмана II (822-852). Ок. 848-850 г. Е. совершил путешествие на север Пиренейского п-ова. Поводом для поездки были розыски 2 братьев святого, уехавших торговать в империю зап. франков. Е. хотел побывать в иноземных мон-рях, но не смог выехать за пределы полуострова из-за военных действий. Он посетил только несколько мон-рей на полуострове, познакомился с настоятелями и др. церковными деятелями, в т. ч. с Толедским архиеп. Вистремиром († 858). В монастырях Е. обнаружил неизвестные ему книги, нек-рые, по свидетельству Альвара, он сумел увезти в Кордову. Среди них были трактат блж. Августина «О Граде Божием», сочинения Вергилия, Ювенала и др. античных авторов, собрание церковных гимнов. Эти книги стали основой б-ки Е., к-рую он впосл. открыл для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/187179.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010