Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Елены Добряковой Дорогое прощение: о чем говорит Крест 4 мин., 30.04.2013 Мы вошли в Страстную Седмицу, когда Церковь вновь ставит нас перед Благой Вестью, которую она возвещает со времен Апостолов: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:1-4)». О чем говорят эти слова — «Христос умер за грехи наши?» Во-первых, о грехе. Представьте себе, что мы празднуем мой день рождения в каком-нибудь ресторане, и Вы спрашиваете — «я слышал, у тебе были какие-то неприятности? Ты попал под суд?» — «Да — весело отвечаю я — было дело, мне светило пожизненное, но суд пришел к выводу, что я, в общем-то, неплохой человек, да тут, к тому же, мой невиновный друг принял всю вину на себя, он и отправился в тюрьму». Вы, очевидно не поймете, о чем речь — если суд пришел к выводу, что я неплохой человек, и не заслуживаю кары, то зачем же невиновному нести эту кару на себе? Спасать меня от наказания за мои преступления просто не нужно. Если невиновный несет тяжкую кару за мои преступления, это неизбежно означает, что я эту кару заслужил — что  я вовсе не являюсь «неплохим человеком». Меру моей преступности я начинаю понимать, когда вижу, куда за меня отправился другой. Пророки и апостолы постоянно говорят о том, что Христос умер за грешников — за плохих людей, не заслуживших ничего, кроме осуждения. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет 3:18) . Снова и снова Писание утверждает, что Спаситель «за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис 53:8) , «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12) .

http://foma.ru/dorogoe-proshhenie.html

Так это происходит и по сей день. Достаточно двух или трех человек и, конечно же, канонически рукоположенного священника, чтобы состоялось это Таинство, чтобы совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Но происходит это не нашими усилиями. И здесь нужно не два или три человека, и не две или три тысячи, а здесь необходим Сам Господь, нужны Его благодать, Его Божественное присутствие для того, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, каждый из нас должен, прежде всего, испытать самих себя, чтобы с чистой совестью подходить к причастию Святых Христовых Таин. Вот почему в Русской Православной Церкви установился обычай исповедоваться перед причащением: чтобы по возможности, очиститься от всякой скверны плоти и духа, принести покаяние за грехи. И приступить к причастию Святых Христовых Таин не так, как приступал фарисей к молитве, но так, как приступил к молитве мытарь, который не видел за собой никаких заслуг, а лишь одни грехи, и он надеялся не на свои добродетели, посты и аскетическое трудничество, а на благодать Божию. Мы вступаем в поприще Великого поста. Это время, которое дано нам для покаяния и для испытания нашей совести. Шесть недель Великого поста — время, когда Церковь особым образом будет поучать и наставлять нас на путь покаяния, а в седьмую седмицу, Страстную, мы вместе с Господом нашим Иисусом Христом проживем последние дни Его земной жизни, пройдем через Его испытания, страдания и скорби, через которые Он прошел, чтобы искупить нас от всякого греха, вечной смерти и даровать нам жизнь вечную. Весь этот путь, который будет длиться в течение семи недель, завершится праздником Светлого Христова Воскресения. Если мы проведем эти дни Великого поста и дни Страстной седмицы так, как заповедовала нам Церковь, то сердце наше наполнится в праздник Воскресения Христова особой радостью. Именно об этой радости Господь сказал Своим ученикам: " Радости вашей никто не отнимет у вас " (Ин. 16:22). " Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир " (Ин. 16:21).

http://patriarchia.ru/db/text/5906626.ht...

Теперь, в мире позитива, эта тема запретна, а само слово «пятница» связано не с острой болью распятия, а с предвкушением конца последнего рабочего дня и весёлой вечеринкой после него. Но о Христе и Его Воскресении в таком случае не поговоришь, потому что тема бессмертия неразрывно связана с темой смерти. На христианском погребении мы слышим слова апостола Павла: « Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13-14). Надежда на жизнь вечную — это именно то чувство, которое снимает запрет с темы смерти, потому что гонит страх перед ней. Получается, что привыкая отстраняться от чужого горя, человек лишается возможности пережить Страстную Седмицу по-настоящему. Апостол Иоанн обличает нас: “Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Иоанн 4,20). Если цитату перефразировать, то разумно будет вопросить: «Как сопереживать распятому Господу, Которого не видел, если не сочувствовать боли ближнего, которого видел?» И чем больше функций берёт на себя бюро ритуальных услуг, тем меньше возможностей сделать что-то для усопшего и унять тоску. Чем реже мы объединяемся за поминальными трапезами, чтобы помолиться за ушедшего и поддержать осиротевших, тем труднее нам быть равнодушными к земным сластям. Младенец не знает сочувствия, все его печали – это чувство голода, мокрая пелёнка да желание поспать. Но для взрослого неразумно оставаться в младенчестве, лишая себя благородного чувства сострадания. Не грешно готовиться к Пасхе на Страстной, не странно плакать, замешивая тесто на кулич. Жаль, что кулич занимает иной раз все мысли.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/strasti-po-kulichu/

То, что Господь говорит, переходит все границы, и звучит почти как соблазн. Что это значит? Он ставит нам в пример профессиональных служителей греха, грешников по образу жизни, публично демонстрирующих перед всеми свою греховность? Было бы странно подозревать Господа в оправдании греха. Смысл этого парадоксального утверждения, как и предваряющей его притчи, — направить наше внимание на покаяние. Худший из всех грехов — самодостаточность. Обходиться без Бога, не иметь нужды в Нем. И мы знаем, что во времена Спасителя те, кто почитали себя за праведников, не испытывали нужду в спасении, которое им предлагал Господь. У них не было недостатка ни в чем, и они не получили ничего. А грешники устремились к Нему как к своему Спасителю. Смогу ли я, как грешники, о которых говорит Господь, увидев свои грехи, осознав, что погибаю, всем сердцем возжелать благодати, спасающей меня? Не сужу ли я только внешне о других людях, терпящих в жизни жестокое поражение, — в то время как Господь по-прежнему дает им шанс. «Мытари и грешники вперед вас идут в Царство Божие», — говорит Он. Кому это говорит Господь «вперед вас»? Кто эти люди, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не бываю ли я среди них, по крайней мере, иногда? Подготовка к Великому Посту начиналась молитвой мытаря, и с этой молитвой мы вступаем в Страстную Седмицу: «Боже, милостив буди мне, грешному!» «Ибо, — говорит Господь, — пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему; а мытари и блудницы поверили ему». Как притча о двух сыновьях противопоставляет «слово» и «дело», «да» уст и «нет» поступков, так противопоставляет Господь веру и неверие. Господь спрашивал до этого первосвященников и старейшин: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? Они же рассудили между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какой властью это делаю». Но теперь Господь ясно дает им понять, что значило крещение Иоанново, чтобы всей глубиной Своей Божественной праведности обличить их лицемерие.

http://moral.ru/утреня-великого-понедель...

Христос, входящий в Иерусалим, входящий в твою и мою жизнь, это Учитель, который не оставляет нас и, войдя в нашу жизнь, уже не покидает нас никогда. Как мы знаем, что даже когда Он возносился на небо, Он сказал: “… и се, Я с вами во все дни до скончания века”. И в Святых Дарах, в своём Святом Слове Евангелия, Он по-прежнему среди нас, ибо Он сам сказал: “Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди”. А в Святых Дарах мы принимаем свою жизнь, Входящего в Иерусалим твоей и моей души. Посему будем подражателями древних патриархов, которые ходили, как в присутствии Бога, ожидая Его пришествия, взирая, проницая очами веры будущее. И они не находили для себя определённого места вдохновения, ибо искали Города Небесного. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который силой благодати Своей вводит нас в Иерусалим Небесный, в Иерусалим Надмирный, Новый Город, как он называется в Апокалипсисе, сходящий от Бога. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который умалил Отца, и Отец послал Духа Святого в сердца верующих, дабы схождением благодатных огненных языков облистать сиянием Божества душу каждого верующего человека. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, сошедший на землю нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий, грядущий на страдания и крестную смерть, нас ради человек и нашего ради спасения. Поэтому вникнем в своё внутренне состояние, как мы приветствуем Господа, сохранится ли эта преданность по отношению к Нему и во время всей седмицы, да не будет САМОРАСТЛЕНИЯ, когда люди будут вопиять: “распни, распни Его”. Даже те, которые не постились всё время Великого поста, совершите этот подвиг в Страстную седмицу. Сораспните себя Христу Иисусу и Он смирит наше ослиное упрямство во грехе, укротит и обратит нас в кротких осляти, на которых восседает Праведность Божия и Святость Божия. Особенно моё слово обращено к тем, которые сегодня будут причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Священники уже возгласили: “Святая Святым”. И когда вы пойдете к Причастию, ваши открытые уста, как ворота града Иерусалима, и вы примете в себя Самого Христа, для того, чтобы сияние Его Божества очистило, освятило, преобразило, преосуществило, преложило бы нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную седмицу, повествует, что однажды Наркисс, епископ Иерусалимский, живший в конце II и начале III века, во время бдения в один из дней Великой седмицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословению от святителя, при влиянии в лампады, Божественною силою чудесно претворилась в елей 350 . Св. Епифаний, архиепископ Кипрский, живший в веке, говорит: «у нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером» 351 . Св. Златоуст великую седмицу называет всенародным праздником, в который «все собираются для общественного Богослужения 352 , многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священныя бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме, вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневнаго, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершеннаго: так и настоящее усердие к делам благочестия в великую седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Исусом Христом. Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят безчисленныя собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием» 353 . Посему кроме ежедневного участия в общественном Богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в великую неделю страданий Господа, Своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним нуждавшимся в помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную седмицу, повествует, что однажды Наркисс, епископ иерусалимский, живший в конце 2 и начале 3 века, во время бдения в один из дней Великой седмицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии в лампады, божественною силою чудесно превратилась в елей. Св. Епифаний, архиепископ кипрский, живший в 4 веке, говорит: " У нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером». Св. Златоуст Великую седмицу называет всенародным праздником, в который " все собираются для общественного богослужения, многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного: так и настоящее усердие к делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом. Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием». Посему, кроме ежедневного участия в общественном богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

В душе ёго совершился переворот, ее озарил луч надежды на милосердие отца, и эта надежда оказалась не тщетною. Отец с радостью и любовью принял возвратившегося к нему и раскаявшегося сына. Как это утешительно и как назидательно! Милосердие Отца к провинившемуся и раскаявшемуся сыну служит образом милосердия Отца небесного ко всякому грешнику. Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Как бы ни были тяжки вины, какими грешник оскорбляет Отца небесного, Он всегда готов помиловать виноватого, прибегающего к Нему с истинным покаянием. Никому из нас, братие, не дай Господи впасть в такие тяжкие грехи, какими осквернил себя блудный сын. Но как бы ни глубока была бездна греховная, в которой валяется грешник, несравненно глубже неисследная бездна милосердия Божия. Пусть никто не отчаивается в этом милосердии, хотя бы по грехам своим стал походить на блудного сына. Кто подражает ему во грехе, тот пусть подражает ему и в покаянии. Искушения от диавола во время Поста Поучение в неделю сыропустную Аше прииступаеши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир. 2:1 ). Слава и благодарение Господу, сподобившему нас дожить до дней великого поста. Слава Его долготерпению, дающему нам время для покаяния. Этот пост называется великим отчасти по своей продолжительности, ибо продолжаете четыредесять дней, начиная с понедельника первой седмицы до пятницы 6-й седмицы, отчасти же по строгости церковного устава относительно того, как должно проводить время четыредесятницы. Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время четыредесятницы и следующую за нею страстную седмицу проводят согласно с церковным уставом и по внешнему поведению, и по внутренним расположениям. Но особенно строго проводили святую четыредесятницу и страстную седмицу наши предки. Пример подавали в сем случае цари; в первую седмицу великого поста царь и царица только в середу и в субботу вкушали пищу; во все дни не пропускали ни одной церковной службы, как бы она ни была продолжительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010