— Молитва твоя услышана: ступай на морской берег и там найдешь ты людей, которые возьмут тебя с собою к святым местам. Григорий тотчас встал и, ничего никому не сказавши, ранним утром отправился к морю и, пришедши к берегу, нашел там корабль и спросил корабельщиков, куда они плывут. Они отвечали, что — в Карфаген и он упросил их взять его с тобою. Все взошли на корабль и чрез три дня благополучно приплыли к Карфагену. В Карфагене Григорий пробыл несколько дней, при чем часто ходил в церковь святого мученика Иулиана. Когда однажды он находился в этой церкви и занимался чтением Св. Писания, вошли три черноризца, благообразные видом, и начали молиться. По окончании молитвы, один из них сел, а два остальные стали около него. Григорий, увидев их, поклонился им. Инок, который сидел, взглянув на Григория, сказал: — Что делаешь ты здесь, раб Божий Григорий, избравший благую часть, которая не отнимется у тебя, по слову Господню? (Лк.10:42). Услышав свое имя, Григорий пришел в ужас и, поклонившись старцу в землю, сказал: — Прости меня, отче и помолись за меня грешного и нерадивого. Старец отвечал: — О, если бы я имел твои грехи, сын мой Знай, — прибавил он, — что милосердый Бог открыл нам о тебе всё и возрадуйся, ибо Он послал нас взять тебя и проводить до святых мест, как ты желаешь, — мы и сами идем туда же. Тогда Григорий, в умилении, воскликнул: — Благословен Бог, устрояющий всё ко благу нашему! Затем все четверо отправились в путь. Дорогою старец, испытывая Григория, однажды спросил его: — Чадо Григорий! Не скучаешь ли ты по своих родителях? — Господь наш сказал, — отвечал Григорий: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Но всё-таки, отче, будем молиться Богу, чтобы он и родителям моим (утратившим меня) подал благоутешение, и меня, грешного, сохранил бы от вражеских сетей. После многодневного пути они приблизились к святому граду и зашли в один монастырь, встретившийся по дороге. Между тем наступил пост св. Четыредесятницы, и потому они не пошли дальше, а остались в том же монастыре до Страстной седмицы. Здесь Григорий увидел строгий пост иноков и их бодрствование: многие из них не принимали пищи и не спали всю седмицу. Здесь он увидел людей, живущих подобно ангелам и беспрестанно славящих Бога, как славят Его на небесах; увидел иноков, проливающих слёзы потоками и весь день и ночь стоящих на молитве, увидел и другие их труды и неимоверные подвиги, и пришел в ужас и бил себя в грудь, восклицая:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Молитвами преподобного Иоанна Лествичника да поможет нам Господь идти этим святым путём восхождения к духовному совершенству! Аминь. Слово в вербное воскресенье. (18.04.76) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступаем в Страстную седмицу. Воспоминание о входе Господнем в Иерусалим с ней связано — оно подготавливает нас к Страстной седмице, готовящей нас к Святой Пасхе. Но совершенно так же этот праздник связан с воскрешением Лазаря. Поэтому и в тропаре поётся об общем Воскресении, которое засвидетельствовано было в этом воскрешении. Вход Господень в Иерусалим — это шествие Господа Иисуса Христа к страстям, к кресту своему. Но оно было совершено особенным — этот вход в Иерусалим был царским входом. Господь Иисус Христос никогда не отрицал того, что Он есть царь. При этом, Царь царства не от мира сего, но, всё-таки — царь. Не от мира сего, но такого царства, которое всё-таки будет и на земле, братья и сёстры, о чём пророчествовали ветхозаветные пророки. Мы ведь и молимся о пришествии Царствия Божия на землю, Царства Небесного. И оно когда-нибудь придёт непременно… Но что же это за Царство и каков его Царь — Господь Иисус Христос? — Этот Царь царствует не силой, а любовью! Этот Царь царствует не властью, а сострадательной любовью и жертвой. Этот Царь царствует совершенно скрытым для людей образом своего царствования: скрытым «зраком раба», который Он принял на себя — кротостью и смирением! Такого царя на земле быть не может, такого земного царя не бывает: не было и не будет никогда! Это царство действительно «не от мира сего». Оно — Царство сострадательной любви, силою которой подаётся единственное счастье и единственная настоящая радость людей — спасение, избавление от зла. Той самой силой сострадательной любви, которая была явлена потом в Иерусалиме в страданиях на кресте, в смерти и Воскресении! Но перед тем, как вошёл Господь Иисус Христос в Иерусалим, Он явил свою царственную власть, воскресив из мертвых Лазаря — четырехдневного покойника! И воскресил той самой силой, которой воскрешён будет и каждый из нас, братья и сёстры.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

На праздник Кущей Господь приходит тайно – вопреки уговорам своих братьев, движимых мотивами мирского поведения: «Иди, яви Себя миру» ( Ин. 7: 3–4 ). Христос отказывается, говоря, что «Мое время еще не настало» ( Ин. 7: 6 ), под «временем» подразумевая час Своих Страстей, так как торжественное явление Христа миру неразрывно связано с Его Крестной Смертью, что видно в открывшем Страстную седмицу царском Входе Господа в Иерусалим. Отказавшись от «славного» посещения Иерусалима, Господь тем не менее выполняет Закон и приходит обычным порядком, не пренебрегая возможностью преподать людям учение 302 . Он вошел в храм и начал учить в половине праздника, когда вся суматоха первых дней, связанная с установкой палаток, завершилась и люди могли спокойно слушать. Беседа Спасителя на празднике ( Ин. 7–8 ) строится вокруг трех тем: Самосвидетельство Христа о Себе как о Сыне Божием и о равенстве Его с Отцом, отношение к Закону (Христос и Закон) и необходимость веры во Христа. Первая тема является сквозной и определяющей две другие. Тема «Христос и Закон» проявляется уже в первой реакции на слова Христа: как Он знает Писания, не учившись? Господь отвечает словом об Отце – Мое учение не Мое, но Пославшего Меня – и обвиняет их в нарушении Закона: «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» ( Ин. 7: 21 ) Это обвинение прозвучало неожиданно хотя бы потому, что сами иудеи хотели убить Христа именно за нарушение Закона – бывший еще на памяти недавний случай субботнего исцеления расслабленного у Овчей купели («Одно дело сделал Я, и все Вы дивитесь» – Ин. 7: 21 ). Свт. Кирилл говорит, что эта речь с великой силой обличает безумие иудеев: «Как бы так вопиет им: Я исцелил в день субботний расслаб ленного, подвергшегося тяжкой и неисцелимой болезни, сне давшегося несносным недугом. Но, совершив это благодеяние, я подвергаюсь осуждению как уличенный в чем-либо наигнуснейшем, и убийство за это вы присуждаете на Мою голову. Какой же, говорит, поэтому может оказаться род наказания, достойный ваших дерзостей?» 303

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Нередко бывает, что родители в воспитательных целях используют Бога для придания большего авторитета самим себе. Иногда ребенку внушают, что Бог — это грозное и сердитое существо, готовое за каждый самый незначительный проступок строго наказать. Такие родители внушают ребенку: «Не будешь меня слушаться — Бог тебя накажет». Это ложное, противоестественное и антихристианское представление о Боге. Мы должны учить детей тому, что Бог их любит, любит каждого, независимо ни от чего; и что бы ни происходило, любовь Бога не становится меньше. Говоря с детьми о Боге, мы должны сознавать: все, что закладывается в душу ребенка в первые годы его жизни, в той или иной степени будет отражаться на жизни последующей. И в большинстве случаев именно неправильные методы воспитания, неправильные представления о Боге, которые взрослые внушают детям, приводят к тому, что дети, достигнув юношеского возраста, отходят от Церкви, отворачиваются от Бога. Мы слышим в нашем храме крики детей — такие же, какие слышал Г осподь Спаситель, когда входил в Иерусалим. Мы должны радоваться этому и благодарить Бога за то, что Церковь не оскудевает, что в нее приходят новые и новые поколения людей. Но мы должны помнить и о той великой ответственности, которая возложена на каждого из нас за воспитание наших детей. Христос говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Это грозное предупреждение обращено к каждому из взрослых. Празднуя сегодня Вход Господень в Иерусалим, готовясь к вступлению в Страстную седмицу, когда мы будем переживать вместе со Христом все то, что пережил Он в последние дни и часы Своей земной жизни, не забудем о детях, чтобы и они стали причастниками всего того прекрасного, светлого и божественного, к чему мы приобщаемся в Церкви Христовой. «Чтобы радость ваша была совершенна». Вход Господень в Иерусалим Сегодня мы празднуем вход Господень в Иерусалим — одно из самых грустных и одно из самых радостных вместе с тем событий из земной жизни Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Нередко бывает, что родители в воспитательных целях используют Бога для придания большего авторитета самим себе. Иногда ребенку внушают, что Бог – это грозное и сердитое существо, готовое за каждый самый незначительный проступок строго наказать. Такие родители внушают ребенку: “Не будешь меня слушаться – Бог тебя накажет”. Это ложное, противоестественное и антихристианское представление о Боге. Мы должны учить детей тому, что Бог их любит, любит каждого, независимо ни от чего; и что бы ни происходило, любовь Бога не становится меньше. Говоря с детьми о Боге, мы должны сознавать: все, что закладывается в душу ребенка в первые годы его жизни, в той или иной степени будет отражаться на жизни последующей. И в большинстве случаев именно неправильные методы воспитания, неправильные представления о Боге, которые взрослые внушают детям, приводят к тому, что дети, достигнув юношеского возраста, отходят от Церкви, отворачиваются от Бога. Мы слышим в нашем храме крики детей – такие же, какие слышал Господь Спаситель, когда входил в Иерусалим. Мы должны радоваться этому и благодарить Бога за то, что Церковь не оскудевает, что в нее приходят новые и новые поколения людей. Но мы должны помнить и о той великой ответственности, которая возложена на каждого из нас за воспитание наших детей. Христос говорит: “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” (Мф. 18:6). Это грозное предупреждение обращено к каждому из взрослых. Празднуя сегодня Вход Господень в Иерусалим, готовясь к вступлению в Страстную седмицу, когда мы будем переживать вместе со Христом все то, что пережил Он в последние дни и часы Своей земной жизни, не забудем о детях, чтобы и они стали причастниками всего того прекрасного, светлого и божественного, к чему мы приобщаемся в Церкви Христовой. 2000 “Чтобы радость ваша была совершенна” . Вход Господень в Иерусалим Сегодня мы празднуем вход Господень в Иерусалим – одно из самых грустных и одно из самых радостных вместе с тем событий из земной жизни Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Но какова моя свобода? Почему так сильна во мне склонность ко греху, не позволяющая мне естественно и легко творить добро? А иногда даже как темная тень сатаны может метнуться во мне преступное желание насильников-убийц и патологической нечистоты? Откуда идет это страшное пленение злом? Оттого что так трудно проникнуть в эту загадку, может быть, надо отказаться искать спасительное убежище в вере? Нет, это было бы постыдной и трусливой сдачей на милость жестокого врага. Апостол Павел утешает нас, говоря о нашем единстве со Христом Спасителем, которое несравненно больше нашего единства с Адамом, первым грешником, соблазненным источником зла. Поистине это утешение для нас, ибо хотя мы и остаемся, пока живем на земле, потенциальными грешниками, мы грешники, спасенные в надежде. И потому молимся: «Отче наш, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Обратиться к Богу, покаяться значит признать, что хотя мы не свободны, мы устремляемся к свободе. Когда завершится Великий пост и мы вступим в Страстную седмицу, в центре наших храмов можно будет увидеть икону Спасителя в багрянице, в терновом венце, сидящего в темнице со связанными руками. Современный мир, как никогда, говорит сегодня о свободе, но кто на самом деле желает освободиться от своих цепей? Было немало таких попыток и особенно в недавней истории, и мы знаем, чем они заканчивались. Если бы только внешним, пусть даже кровавым рабством! Христос, истинный Бог наш, грядет на вольную Страсть, чтобы освободить наши души, плененные адом. На Кресте Он берет на Себя все наши грехи, и мы призываемся понять, что жизнь дается нам для того, чтобы мы вошли в Его сражение, а значит в Его победу, которая должна стать нашей. Там где Крест Христов, Дух Святой веет над новым творением. А где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Снова приходит Прощеное воскресение, и снова я ни за что не могу простить свою обидчицу. А. С. Любимина, г. Челябинск Христос дал нам слово примирения: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20).

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Но это было только начало. Несмотря на то, что Христос неоднократно свидетельствовал, что Его мессианское служение – это служение жертвенное, ведущее на крест, ради спасения мира, апостолы по-прежнему надеялись не на Небесное Царство, а на земное. Даже пережив уникальную по напряженности событий Страстную Седмицу, предательство в своей среде, распятие и Воскресение Спасителя, они по-прежнему вопрошали Господа Иисуса: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). Лишь просвещение благодатью Святого Духа окончательно наставило апостолов на путь Истины. Но для сошествия Святого Духа требовалось восполнить число двенадцати, разорванное предательством. Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание Матфия Самим Господом. Впоследствии круг двенадцати также был восполнен апостолом Павлом, избранным Богом: от «утробы матери» (см. Гал. 1, 15). Просвещенные благодатью Святого Духа, апостолы выходят на самостоятельное служение, главными составляющими которого становятся молитва, в том числе и евхаристическая, и проповедь Христа Распятого и Воскресшего. Некогда опасавшиеся иудеев и прятавшиеся за закрытыми дверями, они теперь бесстрашно свидетельствуют о Христе перед лицом первосвященников и фарисеев. Они покидают родную страну, чтобы нести свет Христов язычникам, не страшась ни трудностей, ни дальних расстояний, ни нечистых духов, ни злобы языческого мира. С распространением Церкви служение апостолов раскрывается, как служение пастырское. Именно они ставят по городам и весям первых епископов и пресвитеров. И это очень важно – вплоть до наших дней Церковь ценит апостольское преемство даже в тех конфессиях, где не сохранилась полнота истины Православия. Вслед за Спасителем апостолы прошли путем страданий, предсказанному Им: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). И все они свидетельствовали о Христе вплоть до своей смерти. Их проповедь, служение и мученичество дали обильные всходы во всем мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело», как говорит псалом, и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях. Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей». Все обнажается в свете заповеди о Христовой любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешных, мы оставили бы всю свою праведность, все свое ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним. Что Вы думаете о недавней и, увы, кажется грозящей новой волной «пандемии» коронавируса? Нет ли в ней апокалиптического момента? Поистине беспрецедентно это нагнетание всеобщей тревоги и страха. А с чем можно сравнить недавнюю так называемую «самоизоляцию» в Москве и других городах и закрытие храмов в Страстную седмицу и в Пасху со всем пасхальным периодом?

http://moral.ru/dom-07-2020-2/

Он послал в другой раз, но те опять не пришли. Тогда царь приказал рабам идти на распутья и звать на пир всех, кого найдут. Рабы исполнили приказание своего господина, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званых, а мало избранных " » ( Мф.22:2–14 ). Чтобы не случилось подобного и с нами, необходимо нам снять ветхую, грехами оскверненную ризу и надеть новую, чистую, светлую одежду. в) Но где нам взять эту одежду? Ее подает нам Спаситель наш Господь Иисус Христос. Вот и в церковной песни мы обращаемся к Нему: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Да, Он, Милосердый, переодевает нас, чтобы мы были достойными наследниками небесного чертога. И благодарение Богу, мы уже облечены в эту чистую, светлую одежду. Эту одежду мы получили туне, т.е. даром, в Таинстве Крещения. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Крещение снимает с нас грехи и делает людей, в беззакониях зачатых и во грехах рожденных, чистыми и невинными, и таким образом оно дает то светлое одеяние, которое нужно нам для вступления в небесный чертог, т.е. в царство небесное. Но вот какая беда: мы все любим старую свою греховную одежду и по большей части носим ее и после крещения. Милосердый Господь, зная нашу немощь, указал еще средство возвратить эту одежду, утраченную грехами. Средство это – покаяние и причащение Св. Христовых Тайн. Согрешил ты и через грехи потерял одежду чистоты и непорочности: прибегай к Таинству Покаяния и причащению Тела и Крови Христовых. Слезами покаяния, как вторым крещением, ты смоешь скверну с души своей, а через причащение Св. Таин опять вступишь в тесный союз с Господом. Если же ты пренебрежешь этими средствами, то ты можешь явиться на тот свет без светлого одеяния. А ты знаешь, христианин, какая участь постигла человека, явившегося на царский пир не в брачной одежде. Позаботься же приобрести себе одеяние души своей. Правая вера, чистая и добродетельная жизнь – вот одеяние души нашей. (См. «Воскресный листок», приложение, к «Богослужебному дню», 2б5). III. Облечемся же, братие-христиане, «как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь» ( Кол.3:12, 14 ). В таком виде мы неосужденно можем явиться на брачный пир, на всемирное будущее торжество в вечных обителях Отца нашего небесного. Будем всегда стараться сохранить на себе святую, даруемую нам Спасителем ризу спасения и будем молить Господа: «Просвети одеяние душ наших, Светодавче, и спаси нас». Б. Объяснение песни «Се жених грядет в полунощи» (поемой в Страстную седмицу)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

" Основание нашей веры " апреля 2019 Митрополит Варсонофий возглавил пасхальную вечерню в Александро-Невской лавре В праздник  Светлого Христова Воскресения , 28 апреля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил пасхальную вечерню в Свято-Троицком соборе  Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий с братией, епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Серафим, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные, настоятели храмов и другие священнослужители. Среди молящихся были спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, полпред президента в СЗФО Александр Гуцан, главком ВМФ России адмирал Владимир Королев, а также игумении монастырей митрополии София (Силина), Людмила (Волошина), Илариона (Феоктистова). Наместник поздравил правящего архиерея с праздником от имени архиереев, духовенства и мирян: " Мы прошли через пост, Страстную Седмицу, через крестные страдания Иисуса Христа ради нашего спасения. Приходит на ум такое сравнение: когда женщина вынашивает и рожает ребенка, она страдает, испытывает множество тягот и проблем, но рождается ребенок - и это радость великая. Так и у нас: пройдя через все воспоминания о странствиях и поругании, страдании и крестной смерти Христа, мы с великой радостью встречаем весть о Его Воскресении. Залогом вечной жизни, который Спаситель нам даровал, Он покрывает все мучения и страдания. Пусть Господь воскресший дарует каждому надежду на путь через открытые двери в Царствие Небесное " . Владыка Варсонофий поздравил клириков и мирян с праздником. " Мы прошли большой путь Великого поста. Это время было отпущено нам для покаяния и усиленных молитв. Теперь же мы вступили в сорокадневное торжество Светлого Христова Воскресения, - сказал правящий архиерей. - Пасха Господня - это победа Христа над грехом и смертью, это основание нашей веры. Воскресение Христово предсказывали пророки в Ветхом Завете задолго до пришествия в мир Спасителя. Сам Господь неоднократно говорил о Своем Воскресении: " род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " (Мф. 12:39-40). " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2:19) - это говорил Он о храме Своего тела. Свидетелями Его Воскресения явились святые апостолы, которые веровали в воскресшего Христа и отдали за Него жизни " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010