СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Великий четверг. Тайная вечеря. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. О Богослужении в Великий Четверг. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВЫ ИЗ " ЗАКОНА БОЖИЯ " . ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. Потоиерей Серафим Слободской [ См. также: " Как провести Страстную Седмицу " ] [ Великий пост: СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ] [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Тайная вечеря. В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: " где велишь нам приготовить Тебе Пасху? " Иисус Христос сказал им: " пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху " . Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: " очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием " . Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: " знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете.

http://zavet.ru/ssedm-sl02.htm

Для того чтобы и у нас были эти святые настроения, нужно нам непрестанно ходить пред Богом, очищая на всякий час душу свою от всяких грехов и исполняя Божии заповеди – тогда и с нами будет Христос Спаситель, как и говорит Он, Сладчайший наш Господь: «Кто имеет заповеди и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Uoah.XIV,21). Духовно торжествуя и радуясь, помолимся «Волюбленные о всех тех заблудших братьях наших, кто не имеет светлого и радостного настроения в сии Святые Пасхальные дни, кто хладен сердцем и гладен духом в то время, когда пир веры уготован для всех, – когда Христос Спаситель щедрою рукою изливает в сердце верующих радость, мир и любовь. Пусть воскресший Спаситель воскресит их души и затеплит верою и любовью к Себе, чтобы и они вместе с нами воспели пасхальную песнь: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, сметрию смерть попра и сущим во гробе живот дарова» — АМИНЬ.    Светлая пасхальная седмица приходит к концу. Правда, радостны пасхальные напевы будут звучать в наших святых храмах еще до праздника Вознесения Спасителя нашего на небо. Но уже того светлого, радосного настроения, какое дает пасхальная седмица не будет. Царские врата будут закрыты, канон не будет петься во всей полноте... Так проходит радость. А давно ли мы вспоминали с вами дни страданий нашего Господа – быстро прошла и страстная седмица. Так проходит и скорбь. Еще древний языческий философ говорил: «Все течет, все изменяется». Да, возлюбленные, в жизни сей все изменяется: скорбь сменяется радостью, а за радостью, идет скорбь... Но настанет время, возлюбленные, когда радость будет постоянной, когда пасхальная седмица будет продолжаться вечно: это – в жизни будущей. Там будет вечная Пасха, а отдания не будет. Там будет вечная радость, по слову пророческому: «возвратится избавление Господом, приидут из Сион с радостным восклицанием, а радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Uc.XXXV,10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf 40. Страстная седмица. Великий Четверток. Благоразумный разбойник (из службы утрени Великого Пятка) «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи» 49 . Среди великопостных песнопений, благочестивые слушатели, нас всегда трогает пение светильна о разбойнике, названным святая Церковью благоразумным за то, что «во едином часе Господь сподобил его рая», за его веру во Христа, как Спасителя-Искупителя. Когда, при каких обстоятельствах произошло это чрезвычайное событие на Голгофе? Ответ мы найдём у евангелиста Луки ( Лк. 23:25–43 ). Здесь мы читаем следующее. После суда над Иисусом Христом Пилат предал Его в волю судей Его ( Лк. 23:25 ), во главе которых стояли члены еврейского Синедриона (верховного судилища). И они повели Его ( Лк. 23:26 ). Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, то (римские воины) распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону ( Лк. 23:32–33 ), сняв предварительно с них одежду и напоив по обычаю того времени, напитком из вина и смирны (благовония). Напиток этот на некоторое время помрачал рассудок и приглушал мучительную боль от распятия на кресте 50 . Христос не принял это питие, желая сознательно и в полной мере пострадать и умереть за грехи людей. Разбойники же приняли его и вслед за тем от помрачения рассудка начали хулить, поносить Его ( Мф. 27:44 ; Мк. 15:32 ), подражая врагам Его, толпившимся на Голгофе. Но вот до разбойников доносится тихая молитва с Креста Господня. Они слышат голос, обращённый к Отцу Небесному: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Такими «незнающими» на Голгофе были и воины, пригвоздившие Его и к кресту, и члены Синедриона с толпой, осудившие Христа, и разбойники, хулящие Спасителя. Господь обо всех врагах своих молился, следуя своей божественной заповеди – любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Среди врагов Христа особой лютостью и нераскаянностью отличался неразумный разбойник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Чтобы пережить эту радость, приобщиться к ней, сделать её своим достоянием, нужно с верою и благоговением воспринять всё содеянное Христом и с готовностью нести свой крест. Да, Царствие Божие усилием берется (ср. Лк 16:16 ), но это совсем не значит, будто его можно заполучить только своим усилием; оно – всецело дар Божий. Личность, выкристаллизованная подвигом, так воссоздаётся Богом, что предстаёт уже новым творением, см. Откр 21:5 , и богоподобность её в очах Божиих дороже всех сокровищ мира. Но своего цветения личность достигает и собственным усилием, в особенности участием в евхаристической трапезе; Евхаристия реально осуществляет онтологическое единство жизни верующих со Христом и друг с другом во Христе: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин 6:56 ). Единением человека со Христом созидается Церковь , – Христово мистическое Тело, переживаемое человеком как ликование и радость. Другого пути и средства к соединению с Богом для человека нет: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Тайнодействие объемлет христиан и этим вовлекает их в единство, которое их, как и саму Церковь , преобразует в тайну Царствия. Именно Евхаристией собирает Господь Церковь ; вкушая Плоть и Кровь Спасителя, верующие становятся сопричастными Его богочеловечеству. Всё в Литургии имеет вневременной, даже надвременной характер. В её чинопоследовании уже горят краски будущего преображения мира, её тайнодействием в мироздание вводится Божественная сила всеобщего воскресения и вечной жизни. Литургия есть осуществление и претворение в жизнь слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:54 ). В своём окончательном свершении Литургия, по словам преподобного Максима Исповедника , означает конец этого мира, конец и отмену истории, победу над убегающим и разделяющим временем. Это – конечное таинство; нельзя простираться далее, нельзя даровать человеку большего... Это Христос в человечестве Своём – но и облагодатствованное человечество, в своём молитвенном напряжении дерзающее следовать Ему. Читать далее Источник: Тимаков А.В. Страстная седмица – осмысление Христова Креста.//Альфа и Омега. 2008. (53). С. 102-114. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

4:1–5 О, Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими! волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Господь любит обретенную Им Невесту, восхищается ею, ибо в ней отражена Его красота. Он восхищается каждым членом прекрасного тела ее. Однако «не почитай сих песней выражением плотской и страстной любви, принимая речения по понятию многих, и нимало не углубляясь в их силу. Напротив того, сии брачныя изречения исполнены целомудрия. И если не понимаешь песней, то обратись к притчам и от последних восходи к первым в порядке и постепенно» (св. Кирилл Иерусалимский ). Описание каждого члена прекрасной невесты исполнено духовного иносказательного смысла. Семь частей прекрасной Невесты воспеты Женихом (глаза, волосы, зубы, уста, ланиты, шея, сосцы). Семь – число божественной полноты в этом тварном мире. 7=43. Четыре – число этого мира (четыре конца света, четыре стихии), а три – число Божие. Полнота в этом мире седмеричнаседмица дней во времени, семь цветов в красках мира, семь тонов в звуках. И в Церкви – семь даров Духа Святого, являемых в семи таинствах ее. Учение св. Церкви было раскрыто на семи Вселенских Соборах. Если под Невестою разуметь Церковь , то семь воспетых Женихом частей ее тела означают семь различных видов духовного подвига: праведников, составляющих славу ее. Если же под Невестою разуметь душу человеческую, то это семь ее различных духовных дарований. Сначала Жених восхваляет ее всю, восхищаясь ею: Се еси добра ( прекрасна ) ближняя Моя, се еси добра (прекрасна)! Божественна и небесна красота святой Церкви. И даже видимо, кто не созерцал эту небесную красоту в облике святых храмов Божиих! Белоснежные церкви, златоверхие купола, уносящиеся в небо кресты, таинственный полумрак внутри, строгие лики над мерцающими лампадами, сокровенная красота алтаря, являемая через просветы царских врат...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Из всех видов казни распятие на кресте было самым мучительным. Распятые не могли сразу умереть, а много дней мучились, подтягиваясь на пробитых руках и ногах, чтобы вдохнуть воздуха. В конце концов умирали как правило от удушия, не имея больше сил подтягиваться на кресте. Для ускорения смерти распятым перебивали голени. Получив разрешение Пилата, воины перебили голени у разбойников, которые были еще живы. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили Ему голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.»    Очевидно, что это истечение крови с водой было вызвано лихорадочным состоянием, которое испытывают умирающие через распятие. Тем не менее в этом событии апостол Иоанн видит чудесное явление, подчеркивая, что «видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Иоан. 19:35). Чистейшее тело Богочеловека не было подвергнуто закону разложения обыкновенного человеческого тела. С самой минуты смерти оно начало входить в то состояние, которое окончилось Воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Святые Отцы объясняют, что истечение крови и воды символически означает обновление верующих в таинствах крещения и евхаристии: «Водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» (Апостол Иоанн напоминает об этом в своем послании: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом ... Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь» (1 Иоан. 5:6-8).    В том, что воины не перебили голеней Иисуса, апостол Иоанн видит исполнение повеления Писания относительно заклания пасхального агнца: «Кость его да не сокрушится» (Исх. 12:46). Пасхальный агнец, прообразовавший Господа Иисуса, должен был быть снедаем без сокрушения костей, а все оставшееся должно было быть предано огню. Приводит апостол и пророчество Захарии относительно прободения ребр Спасителя: «Воззрят на Того, которого пронзили» (Зах. 12:10). В этом месте Иегова-Мессия представляется пронзенным иудейским народом. Народ потом принесет перед Пронзенным покаяние с плачем и рыданием. Эти слова исполнились в момент смерти Христовой и исполнятся вторично перед концом мира, когда многие евреи обратятся ко Христу. (Смотри предсказание апостола Павла в послании к Римлянам Рим.11:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Итак, стража, оставив апостолов, арестовала Господа Иисуса. Тут пламенный апостол Петр, не дождавшись ответа на вопрос: «Не ударить ли нам мечом»? (Лк.22:49), извлек нож и, ударив первосвященнического раба по имени Малха, отсек ему правое ухо. Господь одним прикосновением тут же исцелил его, сказав Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). Это, конечно, не пророчество, а только общий закон Божественной правды: кто хочет бороться со злом оружием, тому следует ожидать ответный удар. Похожая мысль заключена в ветхозаветной заповеди: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт.9:6). К этому Господь добавил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов»? (Матф. 26:53). Легионом назывался у римлян отряд, состоявший из 10 тысяч воинов. Весь Ангельский мир ополчился бы в защиту Сына Божия, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно. 12 легионов Господь как бы противополагает Своим 12-ти ученикам.    Обращаясь к иудейским начальникам, Христос сказал: «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями. Но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк.22:52). После этого ученики, покинув Его, разбежались. Остались только апостолы Петр и Иоанн, которые издали последовали за удалявшимся отрядом, ведшим Иисуса. Так они дошли до Иерусалима. Суд над Господом у первосвященников    Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион – местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Дом был просторным, с множеством помещений, расположенных на периферии обширного двора. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа – это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако он продолжал жить в первосвященническом доме, и с его мнением, как с мнением более старого и опытного первосвященника, все считались. Предварительный допрос Господа сделал Анна, после чего Каиафа возглавил формальный суд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Хитрый Анна стал расспрашивать Христа, чему Он учил и кто были Его ученики. Этим он задавал уголовный тон дальнейшему судебному делу, набрасывая подозрение на Иисуса, как на главу какого-то заговора, с тайным учением и тайными целями. Господь сразу отвел от Себя возможность подобных обвинений, указав Анне: «Я говорил явно миру. Всегда учил в синагоге и в храме, ...и тайно не говорил ничего», – и в доказательство этого предложил спросить свидетелей, постоянно слышавших Его. Несмотря на то, что в таком ответе не было ничего оскорбительного, один из слуг желая, очевидно, угодить первосвященнику, ударил Господа рукой по щеке, сказав: «Так ли отвечаешь Ты первосвященнику»? Чтобы вразумить слугу, Господь кротко посоветовал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:20, 22, 23) – то есть, если ты можешь доказать, что Я учил народ чему-нибудь худому, то докажи это, а не бей без оснований.    Закончив предварительный допрос, Анна послал связанного Иисуса к первосвященнику Каиафе. Тем временем у Каиафы собрались старейшины, книжники, именитые фарисеи и почти весь синедрион. Несмотря на позднее время, они спешили скорее собрать свидетельства против Иисуса, чтобы приготовить все необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Ему смертный приговор. Для сбора обвинений они пригласили лжесвидетелей, которые начали обвинять Христа в разных нарушениях закона (например, в нарушении субботнего покоя). Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. Господь сказал: «Разрушьте храм сей [мое тело], и Я в три дня воздвигну [воскрешу] его» (Иоан. 2:19). Он не говорил о том, что Сам разрушит храм, чтобы потом воздвигнуть его – как утверждали на суде лжесвидетели.    Но и такое приписанное Христу хвастовство не было достаточным для серьезного наказания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Слово на первой Пассии Евангелие от Матфея Вечерня 3 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Эту краткую службу страстям Христовым мы совершаем прежде, чем наступит Страстная седмица. В этом есть особый смысл, потому что весь наш Пост - крестный, он устремлен ко Кресту Христову. И если каждое евангельское слово, которое сказал Господь, будет судить нас, и судит сегодня, то тем более нас будут судить слова, которые говорят о Его крестных страданиях. Всякое слово евангельское, как говорит апостол Павел, есть слово крестное. Тем более слово о самом Кресте - о том, что является нашим спасением, и перед чем во веки будет стоять душа каждого человека. Мы знаем рассказ из " Отечника " об одном подвижнике, к которому однажды пришел ученик и застал его с изменившимся, просветленным лицом. После настойчивых расспросов подвижник сказал, что увидел то, что относится к самому главному в жизни христианина: " Я стоял сейчас там, где Господь на Кресте, а рядом - Его Пречистая Матерь и возлюбленный ученик. Я хотел бы умом своим пребывать там всегда " . И во веки веков каждый человек, пребывая своим умом и душою на земле, будет изумляться той бесконечной любви, той мудрости, той тайне жизни, которые открывает нам Господь ради нашего вечного спасения. Сегодняшнее чтение Евангелия от Матфея начинается той любовью, которую способен принести человек своему любимому Господу, пока Господь еще пребывает на земле - принести свою любовь прежде Его страданий, приближение которых ощущается любящей душою. Когда Господь пребывает в доме Симона прокаженного, некая жена приносит в этот дом скляницу драгоценного мира и покрывает им главу Спасителя. В другом Евангелии мы читаем: " И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром " (Лк. 7, 38). Это благоухание, которое грешная женщина приносит Господу, эта скляница с драгоценным миром имеет глубокий смысл. Женщина дает Господу то, что материально очень ценилось в богоизбранном народе, потому что алавастровый сосуд с миром, принесенный Господу, имел большую цену. Этот небольшой флакон, как говорят историки-исследователи, имел цену целого года труда обычного человека.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_30...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010