Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: « Кто из вас обличит Меня в неправде? » (Ин. 8:46). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе. Иудейские первосвященники и старейшины, движимые завистью и ненавистью к Иисусу Христу, постановили предать Его смерти. Послав вооруженных воинов, они взяли Христа, когда Он ночью молился в Гефсиманском саду, и привели на суд к Пилату. Господь знал, что приблизилось время Его искупительных страданий. Его последние беседы с учениками направлены к тому, чтобы подготовить учеников к предстоящей разлуке и в некоторой степени объяснить необходимость принесения Им жертвы. «Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, падши на землю… умрет, то принесет много плода…» Указывая на пшеничное зерно, умирающее в земле и приносящее много плода, Христос дает апостолам понять, что Ему предстоит умереть за людей, дабы даровать им плоды жизни вечной. Для этого Он и пришел на землю. И вот теперь наступило время исполниться всему этому. Предстояло Господу воспринять тяжкий Крест, и душа Его по–человечески страдала — томилась. Только сознание, что именно для этих тяжких страданий и для того, чтобы, умерев, даровать людям вечную жизнь, дало возможность Христу сохранять бодрость духа. Мы видим, что в Гефсимании Христос несколько раз обращался к Своему Небесному Отцу: « Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия », показывая этим, что Он знает, какие страдания ожидают Его. И молится Он, как мы знаем, до кровавого пота. Через некоторое время Он опять обращается к Богу: « Отче Мой! Если не может миновать Меня чаша сия, да будет воля Твоя… ». Мы обычно вспоминаем о страданиях Господа на Кресте, о Его телесных страданиях и мало обращаем внимания на Его душевные муки и борения. А ведь именно они показывают нам, как тяжел Крест Голгофский. Мы скорбим о том, что ученики Христа оставили Его одного на суде у Пилата и на Голгофе. Но они оставили Его еще гораздо раньше. Уже в Гефсимании Он был одинок. Он просил самых Своих близких Петра, Иакова и Иоанна — бодрствовать вместе с Ним и молиться Отцу Небесному. Но они спят… В Гефсимании Господь испытал борьбу двух чувств — любви и страха. Страх понуждает Его просить Отца отдалить Чашу страданий. А любовь к людям, ради спасения которых он пришел на землю, жаждет испить эту Чашу. В этой борьбе победила любовь. Та совершенная Божественная любовь, которая не знает страха. Благодаря этой любви, все дальнейшие страдания Христос принял, не проявляя уже никакого страха… с молитвой о других, а не скорбью о Себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Чаша временной земной жизни Господа Иисуса не сладка, но исполнена горечи, не с медом, а с полынью, не с сахаром, а с уксусом и желчью. Чаша Его не чаша царского престола, но креста; не славы, но бесчестия; не наслаждения, но страдания. Об этой-то чаше говорится в сегодняшнем Евангелии: «Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадут Его языком. И поругаются Ему и уязвят Его, и убьют Его. 101 Такова чаша Господня! Сегодняшнее слово обращено будет к тем, кто удаляется от чаши Христовой, т. е. от святого причащения, от тела и крови Христовой. Многие не только в год, в два, но и в десять лет не приступают ни разу к тайнам Христовым, а иные и всю жизнь не ведают, что такое причащение. О, нерадение души человеческой, о, холод застывшего сердца! Расскажу же вам, что мы приобретаем, удостаиваясь святого причащения, и чего мы лишаемся, удаляясь от него. Прежде всего узнайте, что чаша Господня двоякая: чаша самых страданий и смерти Господней и чаша воспоминания о них. Чаша первая, как известно, была на Голгофе, на кресте, чаша же вторая – воспоминание о страданиях и смерти совершается на престоле, во святом потире, под видом хлеба и вина. Что это истина, Сам Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». 102 Обе эти чаши – причастия тела, и крови Христовой и пострадать за Христа, – повелено испить апостолам и они действительно испили. Нас же не принуждает Господь испить чашу страданий, претерпеть муки и гонения и умереть за Него; знает Господь нашу немощь и слабость, знает, что мы не перенесем всего этого. Но за то мы должны причащаться чаши воспоминания о крестных страданиях, причащаться тела и крови Христовой. Нет в этой чаше ни страданий, ни горечи, ни какой-либо другой тяготы. Но что же даст нам эта чаша? Иисус Христос Сам сказал: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную»; и наоборот: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови его, то не будете иметь в себе жизни. 103 Таким образом, чаша Господня есть жизнь и жизнь вечная, а отрешение от Него – смерть вечная. Чаша Господня есть царство небесное, как сказал Христос: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею», 104 удаление же от нее есть геенна, предназначенная для изгнанных из царства; чаша Господня, наконец, есть сообщество с ангелами, а лишение ее сообщество со служителями тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

27:34—54). Приведя Господа на место, нарицаемое Голгофа, и распяв Его, дали Ему пить оцет, с желчью смешен для уменьшения чувства страданий, и вкуш не хотяше пити; в исполнение пророчества Господь только отведал (Пс. 28:23), ибо чашу скорбей и страданий Богочеловек хотел испить с полным и ясным сознанием. Распявшие Господа стерегли Его. С мимо проходящими, архиереями, фарисеями и старцами поношаста Господа и разбойника, распятая с Ним. От шестого часа тьма была по всей земле до девятого. Около девятого часа Иисус Христос громким голосом возопил: Или, Или, лима савахфани, т. е. Боже мой, Боже мой, векую (почто) Мя ecu оставил (Пс. 21:1). Некоторые из стоявших говорили, яко Илию глашает сей. Остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его. Иисус же паки возопив гласом вилиим, испусти дух, по выражению св. Златоуста, со знамениями власти. И се завеса церковная раздрася надвое — сверху донизу, земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св. град и явились многим в Иерусалиме. Стражи, бывшие на Голгофе у креста, видя землетрясение и все бывшее, убояшася зело и исповедали: воистину Божий Сын бе сей.    В 8 — возвещается молитва Господа на Крест, о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом (Лк. 23:32—49). Среди телесных и душевных страданий Господь молился на Кресте за врагов своих: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Народ, стоявший у Креста и смотревший, а равно князи и воины, подносившие Господу оцет, злословили Спасителя. Один из повешенных злодеев хуляше Его: Аще Ты ecu Христос, спаси Себя и наю. Другой же претил ему: ни ли Ты боишися Бога, яко в том же осужден ecu; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголание Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твоем. Аминь глаголю тебе, произнес Христос, днесь со Мною будеши в раю. Страждущий Богочеловек возгласил великим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой: и сия рек издше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

2) В страдании Христовом видим неизреченное к нам милосердие Отца Небесного, Который, видя нас в погибели и не хотя нам в той вовеки быть, «Сына Своего ради нашего спасения не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим 8:32 ); о чем Сам Сын Божий во утешение наше нам говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). О, дивное благоволение Небесного Отца, Который, ради убогого и погибшего Своего создания Сына Своего не пощадил! О, чудное послушание Сына Божия, Который ради нас, врагов Своих, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной! Его послушный и сладкий для нас голос слышится в псалме: «Вот Я иду, (как) в свитке книжном написано о Мне; исполнить волю Твою, Боже Мой, восхотел Я» ( Пс.39:8–9 ); – слышится во Евангелии: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Которое дело, как сладкую пищу, Себе вменил Сын Божий: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его», то есть дело спасения нашего ( Ин.4:34 ). Смотри, христианин, как захочешь столь милосердного Отца грехами оскорблять и своим нераскаянным житием пренебрегать и благоволением Его и послушанием Сына Его, тебя ради учиненным? Как будешь любить грех, за который Отец Сына Своего предал и Сын Божий такое горькое и тяжкое мучение претерпел? Любишь же грех, ибо не гнушаешься грехом; не гнушаешься, ибо творишь его. Ибо кто любит что, того не оставляет и держится; как, напротив того, чего не любим, ненавидим и гнушаемся, от того отвращаемся и удаляемся. Рассуждай же о Христовом страдании, в котором видишь и правду Божию, грехи казнящую, и милосердие Божие, к нам явленное, и берегись грешить – да не подпадешь суду правды; и, согрешив, покайся – да делом на себе познаешь Божию милость; и от сего источника черпай утешение, поминая апостольское утешительное слово: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» ( Рим 8:32 ) Рассуждение о правде Божией пусть отвратит тебя от греха, а рассуждение о милости Божией пусть не попустит тебе отчаяться за содеянный грех, но напротив, восстав от греха, каяться. Поминай правду Божию во время искушения ко греху, но милости Божией не забывай во время искушения за грех содеянный. Так рассуждение о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него, и за содеянные грехи не отчаиваться, но возвратиться к Отцу Небесному, по подобию блудного сына, и просить у Него прощения, и получив милость от Него, не отлучаться впредь от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   По этому поводу блаженный Феофилакт говорит: «После того как ученики исповедали, что Он — истинный Христос, Господь открыл им и тайну креста, но не вполне, ибо они не уразумели Его слов и не поняли, что значит — воскреснуть, а думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Оттого-то Петр и начинает противиться, говоря, что напрасно предавать себя на смерть, если можно и не подвергаться страданиям. Но Господь, показывая, что Его страдание будет во спасение и что только сатана не хочет, чтобы Он пострадал и спас людей, называет Петра сатаною за его мудрования, свойственные сатане, — за то, что он не хотел, чтобы Христос пострадал, и прекословил Ему... Петр, по словам Господа, думал «о том, что человеческое», ибо мыслил низкое и плотское, желая, чтобы Господь остался в покое, не предавая Себя на распятие и не подвергаясь напасти за спасение мира».    «Богочеловек избрал крестную смерть как необходимую и неминуемую в домостроительстве спасения человеческого рода». Тайна этого — в неисследимых глубинах вечной Божией Премудрости. Крестное Богочеловеческое страдание сделалось, по человеколюбивому Божию Промыслу, средством, которым Богочеловек дарует людям вечную жизнь. Спаситель выделяет это особо: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15; ср.: Ин.8:28, 12:32-33).    Страдание Богочеловека совершается по неиспытуемой премудрости Божией воли и по спасительному Божию Промыслу (см. Деян.2:23, 4:26-28; Чис.21:8, 9 ­ Ин.3:14, 12:32-33; 1Пет.1:20; Откр.13:8). Это — чаша, которую Небесный Отец дает Своему Божественному Сыну — Богочеловеку Христу: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18:11). Воплощенный Божий Сын предает Себя на это спасительное страдание добровольно, по собственному произволению. Он Сам полагает Свою душу: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10:18; ср.: Ис.53:12; Мф.20:28, 26:53; Гал.1:4, 2:20; Еф.5:2; Флп.2:8; 1Тим.2:6; Евр.9:14). «Христос никогда не пострадал бы без Своей на то воли. Посему, повинуясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право: опять принять душу. «Сию заповедь» — умереть за мир — «получил Я от Отца». Я, говорит, не противник Богу, и причем в такой степени, что и самую сию смерть предписал Он Мне как заповедь. После того как Спаситель предварительно изрек о Себе высокое: власть имею принять Свою душу (этим Он показывает Себя Господином смерти и Начальником жизни), Он вновь добавляет и смиренное: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10– Примеч. ред.). Так Он поразительно соединяет одно с другим, чтобы не считали мы Его меньшим Отца, и Отчим рабом, и противником Богу, но — одной с Ним силы и одной воли».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, – овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращён в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему. Все мы знаем, братия и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нём Господь перенёс мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорён к распятию и как был распят на Кресте Голгофы. Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в нём вины, то они ещё сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, – говорит евангелист, – он предал Его им на распятие ( Ин. 19:16 ). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братия и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим ( Лк. 28:41 ) получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? – Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей, за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию ( Ин. 19:11 ), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ...ибо не судить мир, но спасти мир пришёл на землю Христос ( Ин. 3:6, 17 ). И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились ( Ис. 53:5 ). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя ( Ин. 19:26–27 ). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришёл им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему ( Ин. 19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В этом пророчестве искупительная суть крестной смерти Мессии, как добровольной жертвы очищения людских грехов, выражена с предельной ясностью. Замечательно, что именно на это пророчество сослался пророк Иоанн Креститель, когда Господь Иисус Христос только начал Свое общественное служение, говоря: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Ниже мы остановимся на том, что говорил Спаситель и Его апостолы об искупительных крестных страданиях. Что Спаситель говорил о Своих крестных страданиях Уже с первого года призвания апостолов Господь Иисус Христос начал им говорить о предстоящих Ему страданиях. Так, например, Он говорил ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Когда же ап. Петр, руководствуясь добрыми чувствами к Учителю, пытался было отговорить Его от такого подвига, Господь решительно и строго остановил Петра, сказав ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф. 16:21–23 ). Немного позже, поясняя апостолам цель Своего пришествия в мир, Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос снова поведал апостолам, какой великий подвиг Ему предстоит, поясняя, что именно для совершения этого искупительного подвига Он пришел в наш мир: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). Только в прощальной беседе с учениками во время Тайной вечери Спаситель стал говорить о духовных плодах предстоящих Ему страданий. Так, Ему надо пострадать для Осуждения дьявола, Привлечения людей на путь спасения, Прощения грехов верующим, Ниспослания на верующих Духа Утешителя, Для приготовления верующим небесных обителей. Приводим здесь из прощальной беседы слова Спасителя об этом. Начиная Свою беседу, Господь объяснил, что Его смерть необходима, потому что: «Если пшеничное зерно, упав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ... Ныне суд миру сему (осуждение неверующего мира); ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на кресте), всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, – добавляет Евангелист, – давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин. 12:23–24, 31–34 ). На этой же прощальной вечере, устанавливая таинство Причащения, Господь соединил силу этого таинства с предстоящими страданиями и сказал, указывая на чашу с вином: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно Он даёт понять, что такая же судьба уготована Его ученикам 350 . Ведь формулировки схожи: «Я пью, будете пить», «Я крещусь, будете креститься». Хронологическая разница не уменьшает несомненности, но подчёркивает её, ибо здесь связь между настоящим и будущим непосредственна. В Мк 10:39 область христологии Страстей, средоточием которой является Иисус, расширяется, включая Его народ. В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44 . Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35 . В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди язычников 351 . Фразы «господствуют над ними» и «властвуют ими» предполагают тяжёлое, невыносимое бремя угнетения, совершенно противное воле Мессии. Ученики призваны к радикально иному подходу, который определяется словами «служители», «рабы» 352 . Это отказ от господства, это боль, унижение и тяжёлый труд, а, в конечном счете, страдание. Здесь христология Страстей учит людей такому образу поведения, который в корне отличается от обычного. В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45) 353 . Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно. Христология Страстей пропитана духом любви и жертвы 354 , которые в свою очередь становятся единственным кодексом поведения учеников Иисуса 355 . Четыре блока учений Мессии в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии придаётся этой христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Временные страдания Иисуса Христа заменили наши вечные страдания; то, что мы должны бы вечно терпеть в аду за свои грехи, все Он вытерпел за нас на земле. Представим, что какой-нибудь преступник за свои преступления должен идти в ссылку, на вечную работу. Определение уже подписано; казни, которая могла бы заменить эту ссылку, преступник вынести не в силах, и потому он непременно должен идти, и вот он уже идет. Но вдруг является ходатай, который берется вытерпеть казнь, определенную преступнику, с тем, чтобы преступник был освобожден за то от вечной ссылки; и вот ходатай терпит, и преступнику возвращается свобода. Так или почти так поступил и Иисус Христос. Все люди, как преступники Закона Божия, должны терпеть вечные мучения, но Иисус Христос пострадал за них, и они теперь стали свободны от этих мучений. Представьте же, слушатели, каковы были страдания Господа нашего Иисуса Христа! Соберите грехи всех людей – тех, которые жили, и тех, которые живут, и тех, которые некогда будут жить, возложите вину и тяжесть всех этих грехов на Иисуса Христа и судите, каковы должны быть Его страдания! Каково было Ему мучиться за грехи всех людей, и мучиться так, что это мучение равнялось вечному мучению? Каково было вытерпеть Иисусу Христу в несколько дней то, что род человеческий должен был терпеть целую вечность? Но вы спросите: ужели нельзя было без этого обойтись? Ужели Бог не мог сделать так, чтобы и нам не страдать, и Иисусу Христу не страдать? Что нам об этом, слушатели, рассуждать? Бог так сделал, видно, иначе невозможно было сделать. Лучше рассудим о том, как Бог милостив к нам, грешникам, и как строг к нашим грехам. Бог восхотел, чтобы возлюбленный Сын Его пострадал, так можем ли мы не страдать? Правосудие Божие потребовало, чтобы пострадал Святейший из святых, какой же милости могут ожидать грешники? За чужие грехи Иисус Христос столько пострадал, чего же мы должны ожидать, мы сами, которые грешим? Бог в Сыне Своем Единородном не мог пощадить грехов, которые Он принял на Себя, может ли Он пощадить нас за наши собственные грехи?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

е., если бы Сын Божий не принял на Себя всецелой природы человеческой – тела и души). Если Слово хотите рассматривать в отдельности: как Бога и, как сына Давидова, то, по вашему мнению, существуют два Христа. Если же, научаемые Божественными Писаниями, уверуете, что Слово, будучи Богом, соделалось Сыном человеческим, то познаете, что один есть Христос, вместе и Бог, и человек; и двоякая проповедь о пришествии Его послужит для вас убедительным удостоверением в Его страдании и бесстрастии, когда, например, апостол говорит: Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим. 9:5 ); Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых ( 2Тим. 2:8 ), и, опять, апостол говорит: смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:26 ). А мы, исповедуя Христа Богом и человеком, говорим это не для разделения (да не будет сего!), но, согласно, опять, с Писаниями, чтобы, поскольку страдание и смерть совершились и возвещаются, доколе Он придет, то и страдание, и смерть исповедовать нам, относящимися к плоти Слова, о Самом же Слове веровать, что Оно непреложно и неизменно. Поэтому, Один и Тот же и страждет, и не страждет; по Божескому естеству бесстрастен, непреложен и неизменяем, страждет же плотию, как сказал Петр ( 1Пет. 4:1 ), и восхотел вкусить смерть, потому что соделался ходатаем Бога: между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5–6 ) – усвояя Себе нас, сделавшихся, как сказано, согражданами святым и своими Богу ( Еф. 2:19 ). Ибо невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно, и подвергшееся осуждению смерти, само себя возвратило в свободу. Слово соделалось плотию, – продолжает святитель, – не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но чтобы Слову быть во плоти, т. е., чтобы Слову и всегда быть Словом, И иметь плоть, в которой Бог Слово принял в образе человеческом страдание и смерть, снизойдя до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и нераздельной плоти, по написанному, от семени Давидова, чтобы совершилось примирение Бога с человеком и освобождение целого человека произведено было человеком в обновлении Образа Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010