Филарет. Будите зде и бдите (побудьте здесь и бодрствуйте). Это значит, что Иисус Христос как бы ищет подкрепления в Своих страданиях и сочувствия довереннейших учеников Своих, в их пребывании с Ним и бодрствовании (Мих.). Мк.14:35 . И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; Мк.14:36 . и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Пал (паде) на землю. Это – выражение усиленной молитвы ( 2Пар.20:18 ). „Земле, земле! восклицает святитель Димитрий Ростовский . Бог Слово припадает к тебе, как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя, как свою искреннюю, в лоно Его возвращенную“. Это значит, что Господь пал на землю от тяжести грехов, кои с целого мира поднял на рамена Свои, с другой стороны – в знак милосердия Божия к грешной, некогда проклятой, земле (Воскр. Чт.). Мимо идет от Него (миновал Его) час сей. Час сей, это – время страданий за грехи человеческие. Авва – сирское слово и означает отец. Авва Отче употреблено для выражения высочайшей любви Господа Иисуса Христа к Отцу Своему небесному. Вся возможна Тебе; мимо неси от Мене (пронеси мимо Меня) чашу сию. Под чашей разумеются здесь предстоявшие Господу, страдания. Выражение пить чашу нередко употребляется в Свящ. писании для обозначения страданий. Образ заимствован от обычая древних восточных царей – посылать иногда осужденным на казнь чашу с ядом (чит. объясн. 10 ст. 38 гл.). Таким образом, эти слова Христовы имеют следующий смысл: „если возможно, чтобы мир спасен был и правосудие Твое удовлетворено было без Моих крестных страданий и смерти, которые так тягостны для Моей человеческой природы; то Я молил бы Тебя, Отец Мой небесный, избавить Меня от сих страданий. Но так как мир не может быть спасен без таковой искупительной жертвы, потому что в предвечном совете премудрость Твоя нашла необходимым именно это средство к его спасению; то да будет воля Твоя, – пусть будет не так, как Я по Своей человеческой природе хочу, но как хочешь Ты, премудрый и всеблагий“ (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Для чего, Господи, отверг аешь душу мою, отвращаешь лице Твое от меня?» ( Пс.87:15 )? Христос говорил это как принявший наше лицо, которое Бог отверг за преслушание, равно как Он отвратил и душу нашу, обвинявшую Творца в том, что причинила сама своим преступлением. Но Христос вопрошает об этом не по неведению, а чтобы показать, что после принесенного Им за всех оправдания Бог уже не отвергает нас. " Я нищ и в труда х с юности моей : поднявшись, смирил ся и изнемог...» ( Пс.87:16 ). Христос, «будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор.8:9 ), и был «в трудах с юности», удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. «Поднявшись, смирил ся и изнемог...». Разумей здесь воздвиже­ние или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями. «Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня " ( Пс.87:17 ). Разумеется гнев на человечество, т.е. те наказания и угрозы, которые принял Христос, предав Себя на страдания. «Устрашения Твои потрясли меня: окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе» ( Пс.87:17–18 ). Разумеются устрашения, высказанные против первозданного человека. Подлинно, они были велики, так как были запечатлены и ограждены пригово­ром Божиим. Этими устрашениями Христос был смущен до такой степени, что говорил: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). Он удручаем был, и окружаем помыслами как бы водою, почему и говорил Отцу: «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» ( Ин.12:27 ). «Во весь день, объяли меня все вместе». Здесь Христос упоми­нает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и ста­рейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свиде­тельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: «кого хотите, чтобы я отпустил вам?» ( Мф.27:17 ). «Ты удалил от меня друга и ближнего, и знае мых моих – от страданий (моих)» ( Пс.87:19 .). Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: «Я уже не называю вас рабами», но «Я назвал вас друзьями» ( Ин.15:15 ). Он же разумеется и под «ближним» по причине особенной пылкости и силы веры, а под знаемыми Его – все апо­столы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» ( Ин.17:25 ). Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благово­лению Отца, превышало их силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Скажите пожалуйста, переживает ли Христос о своих чадах сейчас? Болит ли у Него душа от тех, кто страдает и гибнет? Или все эти страдания Он пережил во время Страстей? 4 Ответа Учитывая, что Иисус Христос — это Богочеловек, то Ему изначала известно о болезненном состоянии человечества. Именно Любовь ко Свему творению является тем камнем, на котором строится спасение людей. Христос переживает за всех нас, и ежедневно Литургия служится с Его участием, где Его Кровь и Тело усваиваются православными. Здравствуйте! Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле . Если Он Сам это попускает и Он желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не может и не станет. По этой причине неверно делать изображения плачущего Христа, Девы Марии или ангелов. Они не соответствуют действительности. Как во время земной жизни, так и сейчас Господу Иисусу Христу была свойственна любовь к грешникам, основанная на сострадании. Вместе с тем, сейчас страдание делало бы невозможным Его блаженство в прославленном состоянии. Итак, Он нас любит и даже подает нам Свое Тело и Кровь, но душевно не переживает человеческого ощущения скорби или горя. Как Бог (то есть по Божескому естеству) Господь Иисус Христос неизменен, а значит и не переходит из одного (скажем, условно, «эмоционального») состояния в другое. В Царстве Небесном праведники блаженствуют. Однако из этого не следует, что они никак не реагируют на претерпевание скорбей своими ближними, не реагируют на несправедливость. Вот, например, как описывает такого рода реакцию душ, убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели, св. Иоанн Богослов: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ).

http://azbyka.ru/vopros/stradaet-li-hris...

Христос приказал принести больного сына. И когда привели его, и бесноватый увидел Христа, то дух сотряс отрока, он упал на землю и валялся, испуская пену ( Мк. 9:20 ). Больной впал в очередной припадок своей страшной болезни. Жутко было смотреть него. Сжалось сердце у всех присутствующих. Но особенно тяжко было смотреть отцу на страдания сына. Страдая и скорбя, он обратился с мольбой к Христу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам ( Мф. 9:22 ). В словах если что можешь, слышится всё та же недостаточная, неполная вера, о которой отец приходил и к апостолам, прося их об исцелении. В словах же помоги нам слышится та же горячая родительская любовь, какая слышалась в словах жены хананеянки: помилуй меня ( Мф. 15:22 ), когда она пришла к Христу с бесноватой дочерью. Страдания детей отзываются болью в сердце родителей как собственные страдания. Жалея больного отрока и милосердствуя скорбящему отцу, Спаситель хотел видеть у отца веру твёрдую, неколеблющуюся, чтобы можно было исцелить его сына. Поэтому говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Мы уже знаем, что ответил отец. Он сказал: Верую, Господи, помоги моему неверию ( Мк. 9:23–24 ). У отца, как видим, была слабая вера. Милосердие Божие восполнило недостаток его веры, коснулось его сердца и расположило к более глубокой вере. Обратившись к больному, Христос запретил духу нечистому, сказав ему: Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи него... И дух, вскрикнув и сотрясши больного, вышел из него ( Мк. 9:25–26 ). Так закончилось чудо исцеления больного отрока. После этого Иисус Христос пришёл в селение и вошёл в дом. Здесь наедине ученики спросили Его: почему мы не могли изгнать злого духа из отрока? Христос ответил им: сей род (демонов) не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ) как самого страждущего, так и исцеляющего. А такой крепкой веры не было как у отца отрока, так и у апостолов, как указал им Сам Христос ( Мф. 17:20 ). «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придаёт крепости. Но этого мало. Нужна ещё молитва, и она должна предшествовать посту. Кто молится и постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра». Так говорит о значении поста, молитвы и веры вселенский учитель – святитель Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Далее, удовлетворение должен принести тот, кто оскорбил. И это требование исполнил Иисус Христос, так как Он, будучи истинным Богом, соделался вместе с тем и истинным человеком, вступил в ряды людей–оскорбителей: а потому, как в первом человеке Адаме все согрешили, так через Богочеловека Иисуса Христа все спасены. Наконец, желающий принести удовлетворение должен принести оскорбленному даже более того, чем сколько последнему нужно. И это исполнил Иисус Христос: если все люди всеми силами своей души и тела обязаны служить Богу, почему они ничего сверх должного, со своей стороны, не могут принести Богу, то Иисус Христос, как Бог и Господь, безгрешный, Сам не имевший никакой нужды в искуплении, в Своей искупительной жертве приносит оскорбленной Божественной правде бесконечно более, чем сколько могло бы принести все человечество, и жертва эта не могла не быть приятной Богу. Сам Иисус Христос сказал: «потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин.10:17 ). Ради нас человек и нашего ради спасения Он добровольно претерпел величайшие крестные страдания и смерть, и через то явил нам все величие Своей любви, показал всю тяжесть греховности человеческой и дал нам пример и образ всех добродетелей. Ошибаются те, которые говорят, что вся жизнь Иисуса Христа и Его страдания имеют для человечества значение только лишь примера добродетельной жизни: такой пример мог бы дать и человек. Нет, страдания и смерть Иисуса Христа имеют значение, как искупительная жертва за человечество: язвой Его – Его страданиями и смертью – мы все исцелехом ( Ис.53:5 ). Что Иисус Христос Своими страданиями и особенно крестною смертью спас род человеческий, об этом в Слове Божием говорится ясно и определенно. Св. Ап. Петр говорит: «со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:17–19 ). «Вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6–20 ), говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Дорогою Онъ спросилъ учениковъ Своихъ: «За кого люди почитают Меня?» Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию или за одного из (прежних) пророков» «А вы за кого Меня принимаете?» спросил Спаситель. Петр тотчас же отвечал Ему: «Ты Христос, Сын Бога живого». Иисус Христос сказал Петру на его исповедание: «Блажен Ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр (как камень), и на этом камне (на твоей твердой вере в Меня, как Единородного Сына Божия) Я создам церковь Мою и врата ада (сила зла)не одолеют ее. И дам тебе (также, как и другим Апостолам) ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Иисус воспретил ученикам Своим говорить народу, что Он – Мессия, это могло возбудить волнение в народе, и фарисеи, ждавшие Мессию как великого царя, убили бы Иисуса, тогда как не настало еще время пострадать Ему. Продолжая путь, Иисус Христос стал предсказывать Своим ученикам о том, что Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать там от старейшин и книжников, быть убиту и в третий день воскреснуть. Тяжело было ученикам слышать это предсказание Спасителя: они также ожидали, что Мессия будет великим царем, и между тем слышать от самого Спасителя, что Его ожидает в Иерусалиме не царское величие, но тяжелые страдания, унижение и смерть. Петр отозвал Иисуса Христа в сторону и стал прекословить Ему: «Сохрани Бог , пусть этого не будет с Тобою, Господи». Но Иисус Христос, зная грустные мысли Своих учеников и желая показать им, что Его страдания необходимы для спасения людей, с угрозою сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана (противник): ты Мне соблазн, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (т. е. думаешь,что Мессия должен быть великим земным царем, а не Искупителем грехов людей). Желая показать Своим ученикам, что и последователей Его ожидают такие же страдания и унижения от людей, Иисус Христос сказал им: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (откажись от всего, даже необходимого, самых дорогих для тебя привычек и желаний, если они будут мешать тебе любить Господа и жить по Его воле), возьми крест свой и следуй за Мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

власть духа злобы, действовавшего чрез них, как чрез свои орудия ( Лк. 22:53 ). – Иов сидел на гноище вне города и Христос был распят вне города. – Иов заживо разлагался от ужасной болезни и был пищею червей, предметом людских поруганий. И Христос страждущий говорит о Себе словами псалмопевца: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Я пролился как вода, все кости Мои рассыпались, сила Моя иссохла. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они (враги) смотрят и делают из Меня зрелище» ( Пс. 21 ). Иов с преданностию воле Божией переносил свои страдания, и Христос в саду Гефсиманском, сказав Отцу Своему: «Аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия», поспешил прибавить: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26:39 ). – Когда страдания Иова достигли крайней степени, он, обращаясь к Богу, говорил: «Я взывал к Тебе, и Ты не внимаешь, стою, и Ты только смотришь на меня» ( Иов. 30 ). И Христос вопиял на кресте: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил» ( Мф. 27:46 ). IV. Паримия в великий четверток. Иов. XXXVIII:1–23, XLII:1–5 В сей паримии содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова, и смиренный ответ его на слова Господни. Иов. 38:1–2 . Рече Господь Иову сквозь бурю и облаки: кто сей скрываяй от Мене совет (затмевающий Мой совет), содержай же (такие) глаголы в сердце? Мене же ли мнится утаитися (Меня ли думает затмить)? Речь Господа, начало которой вошло в рассматриваемую паримию, составляет заключительную часть книги Иова и имеет тесную связь с предшествующими спорами Иова с его друзьями. Друзья Иова, навестившие его в несчастии, утверждали, что Бог посылает страдания только на нечестивых, что всякий страдалец есть грешник, караемый Богом, и что следственно, если Иов поражен тяжкими бедствиями, то верно за ним есть тяжкие вины, неизвестные людям, но ведомые Богу. Иов с силою восстал против этих суждений. Он утверждал, что не знает за собою вины, что вся жизнь его посвящена была подвигам благочестия и добродетели и что вообще несправедливо в страданиях человека видеть основание к заключению о его преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. ( Мф.16:24 ) Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. ( Гал.2:19–20 ) Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. ( Гал.6:14 ) В связи с подвигом несения скорбей и болезней возникает понятие жизненного Креста, проходящее через все поучительные слова отца Иоанна. Что такое личный Крест человека, который каждый пришедший в мир несет всю жизнь? Далеко не всякое страдание может быть спасительным: «Зло и грех пожирают в человеке все человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был» 230 . Святитель Игнатий Брянчанинов , один из любимых духовных писателей старца, в главе «Крест свой и Крест Христов» книги «Аскетические опыты» пишет: «Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов. (...) Все святые заповеди соделываются для него (человека) крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека «со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 )» 231 . Причина крестного страдания – отступление от Господа: «Правда Божия зовет и меня на крест как преступника Закона Божия» 232 . То же читаем и у святителя Игнатия: «Крест твой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни» 233 . Отец Иоанн указывает на несколько сторон спасительного страдания: во-первых, это боль самоотречения, борьбы внутренней: «Взять крест – это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу» 234 . Во-вторых, несение креста – терпение всякой душевной и телесной скорби как Божьего попущения для пользы души человеческой, «взять крест – это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть» 235 . В-третьих, здесь борьба внешняя, являющаяся следствием внутренней, – борьба с греховным миром, враждебным человеку, вставшему на путь праведный: «Взять крест – это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Любовь Христа направлена прежде всего на то, чтобы люди могли достичь вечной радости. И иногда путь к ней Бог пролагает через вразумление и страдание, которое по-человечески видится невинным и уж никак не вяжется с нынешним пониманием гуманизма. Исцеленный Господом слепорожденный страдал совершенно безвинно. И когда ученики спросили Иисуса, кто согрешил — этот человек или родители его, — Христос, заметим, не сказал им, что наказания за грех не бывает, но ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Многие сегодня удивятся: какая негуманность! Невинное страдание – ради «миссионерских целей»! Но именно эта цель — пробуждение людей для спасения — делает страдание оправданным и благим. Как она же направляет к пользе наши скорби и болезни, если они служат покаянию и исправлению жизни. Христос – добрый Пастырь. И Он же – грозный, справедливый Судия. Он странствовал по миру, часто не имея «где подклонить голову» (Мф. 8, 20). Но Он не отверг царских почестей, входя в Иерусалим, хотя знал, что люди ждали от Него совсем не истинного, не вечного царства. Когда-то каждый из нас увидит Его во славе, «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1, 13). Церковь – это Христос. Она – именно Его тело. И она являет миру все Его образы – и образ гонимого странника, и образ Царя царствующих, и образ милостивого Отца, и образ нелицеприятного Судии и Мздовоздаятеля. Показывая лишь один из этих образов и забыв другие, она потеряет силу света и соли, изменит Своему главе. Православное, евангельское послание Церкви никогда не нравилось всем и дальше будет не нравиться многим – и число таких многих будет умножаться. И не раз мы вновь поймем правоту слов Христа: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Не будем бояться этого меча, отделяющего истину от неправды, Бога от приятных идолов, созданных «хорошими людьми» века сего. А тем христианам, кто желает угодить двум господам, стоит задуматься: а правильно ли они выбрали исповедание? Если нет – что ж, останется пожалеть. Царство Божие от этого неполным не станет.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

" Подвиг любви " сентября 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском храме " Мы вынесли крест на центр храма, пропели величание, поклонились Животворящему Кресту, которым Господь совершил наше спасение, - сказал владыка в проповеди. - Вся жизнь Спасителя на земле - это Крест. Родился Он в хлеву, как мы помним, а умер на Кресте. Кто может позавидовать такой жизни? Никто. Несмотря на то, что Христос совершал чудеса, Его обвиняли в грехах, в том, что Он - друг мытарей и грешников. Никакой веры в Него как Бога у народа не было. Самое большее - считали Его пророком. Удивительно, что иудеев в вере превзошли... язычники: " И в Израиле не нашел Я такой веры " (Лк. 7:9), - говорит Спаситель, потрясенный верой язычника. Да что там народ - сами ученики, которые были с Ним все время, и то мало имели веры. Когда Господь говорил им о Кресте, о том, что Ему предстоят страдания, они недоумевали - какой Крест, зачем это? Когда они увидели, как Христос взошел на Крест, увидели Его поруганным, обнаженным, распятым под улюлюканье толпы, недоумевали, что происходит: они-то думали, надеялись, что все будет совсем не так... " " За Крестом было погребение, а за погребением - Воскресение, - продолжил архипастырь. - И тогда стало понятно: эти страдания нужны были для нашего спасения. Господь даровал нам через Свои страдания вечную жизнь. И теперь, если мы считаем себя Его последователями, должны слушать, что Он говорил. Он сказал ученикам: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф. 16:24). Что значит " отвергнись себя " ? Посмотрите, чем этот мир занят, что больше всего любит. Он любит ублажать себя. Людям нравятся звания, должности, подношения, награды, они хотят меньше работать и больше развлекаться, меньше отдавать и больше присваивать. Но на самом деле, живя так, человек себя разрушает. Поэтому Господь предупреждает: " Отвергнись себя, не нужно это, все это бесполезно! " Призыв Его - взять нам свой крест и идти за Ним. Помните, Христос, идя по Иерихону, увидел мытаря Закхея на дереве? Он сказал: " Закхей! сойди скорее " (Лк. 19:5). В духовной жизни не должно быть промедления: сегодня я не пойду, пойду завтра. А завтра место, которое Бог тебе уготовал в Царствии Небесном, уже займут другие - мытари и грешники. Пока книжники и фарисеи думали, нужен им Христос или нет, мытари и грешники пошли за Ним - и получили Царствие Божие " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010