богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Το Προφτου σου Ησαου τν μνμην Κριε (          ); кондак 2-го гласа: Τς προφητεας τ χρισμα (    ) с икосом; канон (общий И. и мч. Христофору) авторства Феофана без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (      ), нач.: Θτισν με Κριε (      ); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минеях). По рукописям сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 2 стихиры-подобна (РНБ. Соф. 202. Л. 41 об.- 42 об., XI в.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели/Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 342), дополнительный икос ( Амфилохий. Кондакарий. С. 183). Е. Е. Макаров Иконография Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Одно из самых ранних изображений И.- на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где он представлен старцем в белых одеждах, с густыми седыми волосами, длинными прядями, падающими на плечи, со свитком в руках, с золотым нимбом. На мозаике кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И. изображен в медальоне как молодой пророк с шапкой коротких черных курчавых волос и окладистой бородкой. Изображения пророков И. и Давида фланкируют сцену «Исцеление двух слепых в Иерихоне» в Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 29, VI в.); текст на свитке (Ис 35. 5), к-рый держит И., комментирует сцену из НЗ. Он показан юным, безбородым, в белом хитоне с клавом на рукаве и в желтовато-охристом гиматии. На миниатюрах из Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано, VI в.), построенных по сходной схеме (т. е. на них, как и на миниатюрах из Синопского Евангелия, тексты на свитках в руках у пророков являются аллюзией на представленную на том же листе новозаветную сцену), он дважды изображен юным, с коричневыми волосами и совсем короткой бородой (Fol.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Prague, 2012. N 3. P. 39-48; Weingarten S. Saint " s Saints: Hagiography and Geography in Jerome. Leiden, 2005. P. 22, 32-37, 53-75; idem. Inventing an Ascetic Hero: Jerome " s Life of Paul the First Hermit//Jerome of Stridon: His Life, Writings and Legacy/Ed. A. Cain, J. Lössl. Farnham; Burlington, 2009. P. 13-28. Н. Г. Головнина Гимнография Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., 15 янв. совершается служба преподобным Иоанну Кущнику и П. Ф. (соединяется с последованием Октоиха) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 391-392). Служба происходит с пением на утрене «Бог Господь». П. Ф. посвящены 2 стихиры на «Господи, воззвах» , Житие по 1-й кафизме, канон Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, 1-й ирмос Αρματηλτην Θαρα (    ). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., также совершается служба 2 святым ( Arranz. Typicon. P. 107-108). Для П. Ф. указаны стихиры на «Господи, воззвах», канон на полунощнице (данных нет) и житие на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования Иоанну Кущнику и П. Ф. соединяются со службой Октоиха. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). П. Ф. посвящены 3 стихиры, славники стиховных стихир на вечерне и утрене, канон 8-го гласа, седален 1-го гласа по 3-й песни, кондак 8-го гласа по 6-й песни (    ). В издании московского Типикона 1633 г. последование в целом такое же, но кондак П. Ф. приводится по 3-й песни, а седален и славники стихир на стиховне обозначены как «святым», а не П. Ф. В исправленном издании Типикона 1695 г. кондак тот же, что и в 2 предыдущих Типиконах, но только 3-го гласа, славники стихир на стиховне - П. Ф. Последование П. Ф., содержащееся в совр. греч. Минее, тропаря не имеет, канон Иоанна Дамаскина плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, 1-й ирмос Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Παλον τν θεοφρον (    ); седален 1-го гласа Τν κσμου τ τερπν (        ); ексапостиларий Μεθξεσι θεομενος (    ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» и славник стиховных стихир утрени . В совр. слав. Минее приводится общий тропарь 2 преподобным - «      »; канон и седален такие же, как в греч. Минее, только канон имеет надписание авторства - «Иоанна монаха»; кондак 3-го гласа     ексапостилария нет; на «Господи, воззвах» приводится цикл стихир-подобнов 1-го гласа.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Наиболее важные песнопения предпразндства – тропарь и кондак, подобно таким же песням праздника, дополняют друг друга. Тогда как тропарь приглашает к живой радости («Людие предыграйте, руками плещуще верно»), указывая на фактическую сторону события («Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно»), кондак останавливается на значении праздника для мира: «В славней памяти Твоей вселенная невещественным духом испещрена...» На другие важные места в своей службе предпразднство заимствует стихиры с самого праздника, таковы все заключительные стихиры. На «Господи воззвах» заключительною стихирою (на Слава и ныне) служит одна из стиховных стихир праздника, «Всечестное Твое Успение», выбранная сюда ради своего соответствующего гласа (4-го, на каковой глас положены стихиры на Господи воззвах предпразднства) и полноты содержания. На стиховне вечерни заключительною стихирою служит литийная стихира праздника на глас этих стихир, именно 2-й, «Яже небес вышшая». На стиховне утрени служит заключительною другая литийная стихира 3-го (одного из наиболее радостных) гласа – «Приидите вси концы». Гласы (напевы) для предпраздничных стихир подобраны столь же осмотрительно, как и в службе праздника. Для стихир на Господи воззвах – 4-й, как глас умеренной радости (подобен «Яко добля» – мученическая стихира); для стиховных вечерни – 2-й – большей радости (подобен «Доме Евфрафов» – предпраздничные стихиры Рождества Христова), для стиховных утрени – 6 глас, полный радости (воскресная стихира Октоиха «Тридневен»; этого же гласа «Воскресение Твое, Христе Спасе»). Тропарь, кондак и 1-й седален – 1-го гласа, общепринятого для праздничных тропарей (подобен кондак крещенскому «Явился еси», а седален воскресному «Удивися Иосиф»). 2-й седален – 5-го гласа, параллельного 1-му, на каковой поется тропарь самого праздника и его первый седален (подобен «Собезначальное Слово»). 3-й седален (по 8-й песни канона) – опять 4-го гласа (но подобен постный богородичен «Скоро предвари»). Канон – 5-го гласа, параллельного 1-му, на каковой поется первый канон праздника, причем ирмосы его – воскресные «Коня и всадника», так идущие сюда, между прочим, и из-за последнего ирмоса «Исаия ликуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Наиболее важные песнопения предпразндства — тропарь и кондак, подобно таким же песням праздника, дополняют друг друга. Тогда как тропарь приглашает к живой радости («Людие предыграйте, руками плещуще верно»), указывая на фактическую сторону события («Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно»), кондак останавливается на значении праздника для мира: «В славней памяти Твоей вселенная невещественным духом испещрена...» На другие важные места в своей службе предпразднство заимствует стихиры с самого праздника, таковы все заключительные стихиры. На «Господи воззвах» заключительною стихирою (на Слава и ныне) служит одна из стиховных стихир праздника, «Всечестное Твое Успение», выбранная сюда ради своего соответствующего гласа (4-го, на каковой глас положены стихиры на Господи воззвах предпразднства) и полноты содержания. На стиховне вечерни заключительною стихирою служит литийная стихира праздника на глас этих стихир, именно 2-й, «Яже небес вышшая». На стиховне утрени служит заключительною другая литийная стихира 3-го (одного из наиболее радостных) гласа — «Приидите вси концы».    Гласы (напевы) для предпраздничных стихир подобраны столь же осмотрительно, как и в службе праздника. Для стихир на Господи воззвах — 4-й, как глас умеренной радости (подобен «Яко добля» — мученическая стихира); для стиховных вечерни — 2-й — большей радости (подобен «Доме Евфрафов» — предпраздничные стихиры Рождества Христова), для стиховных утрени — 6 глас, полный радости (воскресная стихира Октоиха «Тридневен»; этого же гласа «Воскресение Твое, Христе Спасе»).    Тропарь, кондак и 1-й седален — 1-го гласа, общепринятого для праздничных тропарей (подобен кондак крещенскому «Явился еси», а седален воскресному «Удивися Иосиф»). 2-й седален — 5-го гласа, параллельного 1-му, на каковой поется тропарь самого праздника и его первый седален (подобен «Собезначальное Слово»). 3-й седален (по 8-й песни канона) — опять 4-го гласа (но подобен постный богородичен «Скоро предвари»). Канон — 5-го гласа, параллельного 1-му, на каковой поется первый канон праздника, причем ирмосы его — воскресные «Коня и всадника», так идущие сюда, между прочим, и из-за последнего ирмоса «Исаия ликуй».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гимнография Основным днем памяти И. О. является Богоотец святых неделя (Неделя по Рождестве Христовом), в к-рую совершается память сродников Христа по плоти. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160-162) в этот день на Пс 50 и на входе поется тропарь 2-го гласа Εαγγελζου, Ιωσφ (    ). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 310-311) И. О. прославляется в песнопениях Недели по Рождестве Христовом: в отпустительном тропаре 2-го гласа     в каноне 4-го гласа с ирмосом:          в каноне 8-го гласа с ирмосом:  ()[  ]    ()[  ] в цикле стихир-подобнов и в неск. самогласнах. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 358-361) память И. О. также отмечается 26 дек. вместе с празднованием Собору Пресв. Богородицы и с памятью сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; И. О. назначаются неск. стихир и седален. В Неделю по Рождестве Христовом песнопения, в которых прославляется И. О., следующие: тот же отпустительный тропарь, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», по 2 стихиры-подобна на стиховне вечерни и на хвалитех, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 86-87) указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском. В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. О. также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, 2 цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны 2 кондака, в которых упоминается И. О.: 3-го гласа    и 1-го гласа     В совр. богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в к-рых прославляется И. О.: отпустительный тропарь 2-го гласа Εαγγελζου, Ιωσφ (    ); кондак 3-го гласа Εφροσνης σμερον (    ); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Χριστο σε μλπω δεξιν παρασττην. Ιωσφ (Христова тебя пою правого помощника) 1-го гласа, ирмос: Χριστς γεννται (    ), нач.: Χριστο θερπον μακριε (Христова служителя, блаженне) - только в греч. Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха 4-го гласа, ирмос: Ασομα σοι Κριε (      ), нач.: Ασομα σοι Κριε (      ) (в греч. Минее этот канон посвящен прор. Давиду и Иакову, брату Господню, в нем были переработаны все тропари, в к-рых фигурирует И. О.; вероятно, это объясняется наличием в греч. Минее отдельного канона в честь И. О.); цикл стихир-подобнов; 2 седальна; светилен.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

9 июня всегда ставится праздничный знак , устав службы соответствует малому празднику и имеет те же черты, что и в рукописных рус. Типиконах. Последование К. в рукописных и печатных греч. Минеях включает только отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл из 3 стихир-подобнов и седален. Почти в том же виде (без кондака) последование К. излагается в нек-рых ранних рус. Минеях - напр., РГБ. Троиц. 566 и 567 (рубежа XV и XVI вв.) и первых печатных изданиях румынских Миней (напр., Рымник, 1780). В большинстве рус. рукописных и печатных Миней последование К. соответствует указаниям поздних рус. редакций Типикона и включает кондак, стихиры-самогласны и светилен. Последование К. с праздничными особенностями известно также в сербских (с XIV в.) и румынских (с XIX в.) Минеях. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах под 18 янв. содержится ряд общих песнопений святителям Афанасию и К.: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), иной тропарь 3-го гласа Εργοις λμψαντες ρθοδοξας (      ); в греч. Минее - кондак 4-го гласа Ιερρχαι μγιστοι τς εσεβεας (      - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 94) с икосом; поминовение обоих святителей есть в начале икоса свт. Афанасия         светилен. Текст нек-рых песнопений в честь свт. Афанасия исправлялся так, чтобы в нем прославлялись оба святителя - это, в частности, касается стихиры-самогласна на стиховне утрени             Собственно К. в последовании 18 янв. посвящены следующие песнопения: канон авторства Иоанна Дамаскина 4-го гласа с акростихом (без богородичнов) Θεωριν Κριλλος νθων λρα (        ), с ирмосом Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Θεθεν τν φωτοδτιν Κριλλε, χριν (          ); цикл стихир-подобнов; седален; светилен (в совр. рус. Минее исполняется на «и ныне» и надписан как «Богородичен» - Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 85). Праздничное последование 18 янв. в совр. греч. Минеях включает ряд дополнительных песнопений, посвященных обоим святителям: седальны, 2 цикла стихир-подобнов, несколько стихир-самогласнов (см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 273-288). Содержащееся в совр. богослужебных книгах 9 июня последование К. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας διγ (    ), иной тропарь 1-го гласа Τν φωστρα το κσμου (Светило мира...; см.: Μηναον. Ιονιος. Σ. 58); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Αβυσσον μν δογμτων (      ) с икосом (без икоса в греч. Минее); канон тот же, что и 18 янв., но с др. богородичнами; цикл из 3 стихир-подобнов (из к-рых 2 совпадают с циклом 18 янв.); седален; 3 самогласные стихиры и светилен (только в рус.).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Канон: Богородицы (Покрова) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак преподобного, глас 8-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – седален Богородицы (Покрова), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (Покрова). «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен Богородицы (Покрова). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Учениче Спасов...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы (Покрова), глас 6-й: «Яко виде Тя...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Покрова), глас 4-й. На 1-м и 6-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь апостола. На 3-м и 9-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Богородицы (Покрова), тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Богородицы (Покрова). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (Покрова) и апостола. Апостол и Евангелие – Богородицы (Покрова) и апостола. Примечание. Апостол и Евангелие дня «вычитаем напреди» (Типикон, 1 октября), т. е. в пятницу (30 сентября). Если в пятницу (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант В ), то в субботу (1 октября) Апостол и Евангелие – Богородицы (Покрова), апостола и дня . По «Изрядно...» поется «Достойно есть». 1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Срадуются с нами...», переносится на «Славу» (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-14/

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. Εν σο, πτερ, κριβς διεσθη (          ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни - седален И. К., по 6-й - кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 111. 6. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны. В богослужебных книгах Иерусалимского устава , начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа      указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа         В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа        

http://pravenc.ru/text/471337.html

О. В. Л., О. С. Гринченко Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память И. отмечается неоднократно (напр., 16, 22 мая; 19 июня - как Фаддей), однако богослужебное последование излагается лишь для празднования И. в 7-ю пятницу по Пасхе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 134): на Пс 50 и на входе поется тропарь 2-го гласа Το ποστλου, Κριε, τν μνμην (Апостола, Господи, память…); назначаются прокимен Пс 67. 36 со стихом, Апостол Иуд 1-25, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Лк 6. 12-19. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 346-347) память И. отмечается 19 июня; указаны отпустительный тропарь  ()     кондак, канон 5-го гласа, 2 цикла стихир-подобнов, 2 дополнительные стихиры, седален; на литургии поется прокимен Пс 18. 5а со стихом, Апостол Иуд 1-10, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Мк 6. 1-6а. В рукописной слав. Минее (РНБ. Соф. 202, XI в.) память И. празднуется 26 мая; указаны те же канон и седален, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, а также 2 иных цикла стихир-подобнов (см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели/Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 417-421). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461-462) в день памяти И. 19 июня назначается то же последование, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Указания Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 159) на 19 июня ограничиваются отсылкой к 27 апр. (пам. Симеона, сродника Господня). Такие же указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 219), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; в последнем также упомянут отпустительный тропарь И. 1-го гласа Χριστο σε συγγεν (Христова тя сродника…). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., 19 июня совершается шестеричная служба в честь И.; указаны отпустительный тропарь 1-го гласа «Чистоту душевную…», кондак 2-го гласа «Твердым умом…», канон, 2 цикла стихир-подобнов, седален, светилен; на литургии назначаются прокимен Пс 18. 5а со стихом, Апостол Иуд 1-10, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 14. 21-27, причастен Пс 18. 5a. Такие же указания содержатся в Типиконе 1641 г. Начиная с исправленного издания Типикона 1682 г. 19 июня стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), статус службы И. повысился до полиелейной службы, последование И. было дополнено недостающими песнопениями. В греческих богослужебных книгах статус службы И. не изменился.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

В Иерусалимском уставе память К. С. тоже отмечается 13 сент.; в этот день соединяются богослужебные последования предпразднств Крестовоздвижения, Обновления храма Воскресения и К. С. В службе присутствуют праздничные элементы - вход и 3 паремии на вечерне, что связано с праздником Обновления, а не с памятью К. С. Последование К. С. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл из 3 стихир-подобнов и седален - в этом виде оно сохранилось в совр. греч. изданиях. В рус. Типиконах, начиная с первопечатного издания 1610 г. и в рус. Минее с издания 1636 г., появляется отпустительный тропарь К. С. 4-го гласа       В румын. богослужебных книгах кон. XVIII - нач. XIX в. назначается иной отпустительный тропарь К. С.-         но с 1-й пол. XIX в. он заменяется на тот же, что и в рус. изданиях. В случае совпадения 13 сент. с воскресным днем соединяются последования Октоиха, предпразднства Крестовоздвижения и Обновления, а последование К. С. опускается; эти указания содержатся как в Марковых главах иерусалимских Типиконов, так и в новых греч. Типиконах протопсалта Константина ( Κωνσταντνος. Τυπικν. 1838. Σ. 11-12) и Г. Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 72-74). В рус. Типиконах (в храмовых главах) присутствуют указания о совершении службы в храмах, посвященных К. С., в воскресный или будний день. Богослужебное последование К. С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа       (только в славянских); канон Иосифа Песнописца плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа с акростихом Τν θαυμτων σου τ κλος μλπω, μκαρ. Ιωσφ (            ), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Τατην σου τν φωσφρον (      ); цикл стихир-подобнов; седален. В рукописях сохранились песнопения К. С., не вошедшие в совр. богослужебные книги. Напр., в груз. Минее Sinait georg. 65 (X в.) под 20 окт. помещены 2 группы стихир-подобнов и канон 4-го гласа (с груз. акростихом). Также по рукописям известен общий канон предпразднству Крестовоздвижения, К. С. и др. святым, составленный Георгием Никомидийским, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Η το σταυρο σμερον χρις (Креста днесь благодать) (см.: Ταμεον. Σ. 43).

http://pravenc.ru/text/2458719.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010