В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 126), в большинстве рукописей этого памятника, говорится, что при совершении богослужения в честь З. А. Б. следует ориентироваться на службу 9 сент. (день памяти св. праведных Богоотец Иоакима и Анны). Тем не менее в нек-рых рукописях под 9 дек. указаны тропари в честь З. А. Б. 4-го гласа: Σμερον τς εσπλαγχνας Θεο φανρωσις (Днесь благоутробия Божия явление) и Σμερον παρχ τς σωτηρας μν (Днесь начало спасения нашего). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 301-302), содержащему самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, служба в честь З. А. Б. совершалась с особой торжественностью. Указаны отпустительный тропарь 1-го гласа    ()       и кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»    ()   на вечерне поется «Блажен муж» ; стихиры на «Господи воззвах» исполняются на 6 (2 цикла стихир-подобнов по 3 стихиры); указан самогласен праздника на стиховне вечерни; утреня совершается с пением «Бог Господь»; поются каноны З. А. Б.: 1-го гласа, ирмос:       1-го гласа, ирмос:  ()   2-го гласа, ирмос:      ()   светилен    [  ]   на хвалитех указан цикл из 3 стихир-подобнов; на стиховне утрени вместе со стихирами Октоиха исполняются 2 подобна праздника. На литургии - прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 333-335), вечерня в день памяти З. А. Б. совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6 (указан один цикл стихир); на стиховне вечерни - стихиры праздника, на «Слава и Ныне» - самогласен праздника; отпустительный тропарь Σμερον παρχ τς σωτηρας μν (Днесь начало спасения нашего); на утрене поется «Бог Господь», по 2-й кафизме указан седален праздника (в Студийско-Алексиевском Типиконе этот текст выступает в качестве отпустительного тропаря); поются 3 канона, Октоиха и 2 праздника: канон 1-го гласа, ирмос: Ωδν πινκιον (    ) и канон того же гласа с алфавитным акростихом; по 3-й песни следует седален праздника и чтение слова Георгия Никомидийского на З. А. Б.; по 6-й песни - кондак; ексапостиларий Αγιος Κριος Θες μν (        ); указан цикл стихир-подобнов для пения на стиховне утрени и подобен на «Слава и Ныне»; на литургии поется тропарь праздника, прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Евр 9. 1-7, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3-й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; по традиции, в конце канонов и стихир – «Достойно есть», и далее по чину повечерия. А. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 23 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Б. На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха), служба сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта), и служба прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). Примечание. О службах святым на повечерии см. выше. По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – ин кондак священномученика, глас 2-й; седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен священномученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Кто не ужасается...», 2-й: «Ангелом сопричастницы...», 3-й: «Како вашим подвигом...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едина Чистая...» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина...». На часах – тропарь священномученика. Кондаки священномученика читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь священномученика; кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й и глас 8-й – 6. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Украшен добродетельми...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-24/

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 1-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святых мученик память...», 2-й: «Царей и мучителей...», 3-й: «Силы святых ангел...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без семене зачала еси...» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Прокимен – мучеников и дня. Аллилуиарий и причастен – мучеников (и дня) . Апостол и Евангелие – мучеников и дня. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Киими похвальными венцы...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-23/

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указан отпустительный тропарь 4-го гласа      ; также появляются кондак 2-го гласа    с икосом и светилен. Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτρων δυς (    ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θρεις ινησιν σος παινταις, μκαρ. Ιωσφ (            ) 4-го гласа, ирмос: [ σωμα σοι, Κριε (      ), нач.: Θρουσα τος πστει σε εφημοσιν νησιν (        ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием , патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Θρεις ινησιν θεαν, θαυμαστ Ονησιφρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Гимнография Типикон Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 12-14) под 3 сент. указывает пение последования А. с тропарем и чтениями на литургии. Евергетидский и Мессинский Типиконы предписывают совершать в день памяти А. аллилуйное богослужение (см. Знаки праздников месяцеслова ), причем первый указывает соединять службы А. и прп. Феоктиста , ученика Евфимия Великого. По иерусалимским уставам - ранним греч. рукописным спискам (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.), первопечатному рус. Типикону 1610 г., Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 119-120),- отправляется шестеричная служба А. и Феоктиста. Последование, помещенное в совр. печатных греч. и рус. Минеях, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Канон Иосифа 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθος σε μλπω ποιμνων κα μαρτρων» (греч.-            ), вошедший в греч. печатные Минеи без 2-й песни, известен по Минеям студийского типа (напр.: ГИМ. Син. 159. Л. 22, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 4); др. канон, 8-го гласа, анонимный, без акростиха, указанный уже в Евергетидском Типиконе, вошел в печатные рус. Минеи с ошибочно помещенным акростихом канона Иосифа (Минея (СТ). Сентябрь. Л. 20 об.). Общий тропарь 4-го гласа священномученика «      », помещенный в рус. Минеях, указан уже в Типиконе Великой ц., Мессинском Типиконе и студийских Минеях, где помещены также кондак с икосом 4-го гласа (РНБ. Греч. 227-1. Л. 7, XII в.); в греч. печатной Минее имеется др. тропарь, 1-го гласа - «Τς πομνης σου θεφρον στερρς προσττης γενμενος» (Стада твоего, о богомудрый, явившись крепким предстателем), приписываемый Анфиму IV , Патриарху К-польскому (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 44). Самогласен стиховных стихир утрени «                » Ефрема Карийского известен по рукописям богослужебных книг иерусалимской традиции (Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.). По греч. рукописям известно еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- Феофана 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθιμον μν τν καλν μου προσττην» (Анфима пою, доброго моего предстателя), Георгия 4-го гласа и Германа 3-го гласа без акростихов (Ταμεον. Ν 4-6. Σ. 32-33). Известны и др. тексты А., не вошедшие в печатные богослужебные книги: 2 корпуса стихир на Господи воззвах 3-го (БАН. РАИК 95. и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.) и 4-го гласов (Евергетидский Типикон), седален 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (РГБ. Сев. греч. 480. Л. 5, XII в.). Позднее последование А. составлено Д. Григориадисом (К-поль, 1840 - Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 9).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Вторая паремия ( Иез. 44, 2–4 ) – о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия ( Притч. 9, 1–11 ) – о Премудрости, создающей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира. На литии – пять стихир праздника, гл. 6-й. На Стиховне – 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на «Бог Господь...» (трижды) и в конце утрени (единожды) – тропарь праздника, гл. 4-й: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое» 8 . После величания, малой ектении и седальна праздника – поется 1-й антифон 4-го гласа 9 . Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое...». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо...». Евангелие от Лк., зач. 4. После Евангелия: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл. 6-й: «Сей день Господень...» и молитва «Спаси, Боже, люди твоя...». Канонов два: первый – св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй – св. Андрей Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. По 3-й песни – седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» – тот же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То праздуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Пасхальная хроника и Феофан Исповедник, а вслед за ними ряд поздних стишных синаксарей, в т. ч. синаксари при печатных греч. Минеях, указывают, что вместе с Е. пострадали и др. мученики. Однако фигурирующие в Мартирологе блж. Иеронима после Е. Секунд, Донат, Васса, Максим и Иуст являются Сцилитанскими мучениками, к-рые не имеют к Доростолу никакого отношения и память которых была перенесена с 17 июля (предыдущего дня). Ист.: BHG, N 33-33e; ActaSS. Iul. T. 4. P. 370-376; SynCP. Col. 827; MartRom. Comment. P. 294; MartHieron. Comment. P. 382-383; MartUsuard. P. 271; Euseb. Chron. T. 2. P. 196; Prosper. Chronicum integrum//PL. 51. Col. 580; Theoph. Chron. P. 51; Chron. Pasch. P. 494, 549; Niceph. Callist. Hist. eccl. V 9//PG. 146. Col. 465; Cedrenus G. Comp. hist. P. 234; Mateos. Typicon. T. 1. P. 345; Latyšev . Menol. T. 2. P. 184-186. Лит.: Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologe romain//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 5-50; Amore A. Emiliano di Durostoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1189; Janin. Églises et monastères. P. 12-13. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечается 18 июля в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 344) без богослужебного последования. Торжественное богослужение в этот день совершалось в храме Е., находящемся в К-поле ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 275-276). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) последование Е. 18 июля включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), что говорит о совершении в этот день службы с «Аллилуия» на утрене. В южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168) в день памяти Е. содержится только указание «Аллилуия». Согласно рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 225), содержащей одну из ранних редакций Иерусалимского устава , Е. назначается общий тропарь Ο μρτυς σου, Κριε (      ).

http://pravenc.ru/text/189945.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010