В этом состоит характер внезапности его наступления, которая есть трансценз: «как молния восходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (27). Подобное же значение имеют и тексты Мф. 24, 42, 44 ; «не знаете, в который час Господь ваш приидет... ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий», потому духовно «бодрствуйте», и «будьте готовы». Это не значит, что второе пришествие совершится все-таки в один из часов жизни этого мира, или его календарных сроков, хотя и неведомый. Напротив, это означает, что того дня и часа вообще нельзя знать, потому что он и не принадлежит времени этого века, его жизни, но находится за их пределами. Конец подобен смерти, которая, хотя по сю сторону ее, для остающихся в мире происходит в данном месте в определенное время, но для самого умирающего происходит уже не в этом времени, но за его пределами, за гробом, с его собственными, иными временами и сроками. Однако здесь, при конце мира, уже не останется того, кто бы воспринял совершающееся, как событие этого времени, последнее просто гаснет, чтобы возгореться уже иначе, по-новому. Итак, можно знать о конце, что «близко, при дверях» (33), и должно всегда «бодрствовать», будучи «готовы», и, однако нельзя знать, в «который час Господь приидет», ибо такого часа и не существует во времени этого мира, он наступает за его пределами. Он не войдет в ряд исторических событий, как падение Рима, крестовые походы, мировая война, его вообще нет в истории, п. ч. он лежит за историей. Поэтому-то конец есть предмет веры по преимуществу и потому так легко и естественно в него не верить, оставаться самодовлеющими в жизни этого мира. Так это было еще издревле, ибо всегда находились «говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Петр. 3, 4 ). Однако «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас... Приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Горе лжеучителям 2:20—22    В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что «лучше бы им не познать пути правды» (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)), «нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20—22). Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваТретья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1—15    В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о «наглых ругателях», которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1—4), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.    Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до «дня суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5—7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5)». А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.    Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (ст. 8—9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как «тать» (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12; ст. 10).    С приходом «дня Господня» последует преобразование мира огнем: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 и Тайновидец в Апок. 20:11. Под «стихиями» понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все «дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Душа, оставь ветхую жизнь и ветхого человека! Гряди, погрузись в баню пакибытия, начни снова свое бытие! Только начав уже сейчас это новое бытие в Боге, ты сможешь приобщиться пакибытия нового неба и новой земли. И, как пакибытия сподобятся и небо, и земля, так и ты сейчас и душой, и телом должен возродиться и вести новую жизнь, быть новой тварью. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Сказав, что прежнее небо и прежняя земля миновали, Иоанн еще добавляет: и моря уже нет. Вода была основанием, первичной стихией прежнего мира. «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет. 3:5 ). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). Новое небо и новая земля выйдут из стихии огня, в котором кончится первый мир. А потому и основанием нового мира будет не вода, моря уже нет , а огонь света ( Откр. 21:23–24; 22:5 ). Иные отцы разумели здесь и море житейской суеты и волнений. Андрей Кесарийский пишет: «Также если море означает бурную и волнующуюся жизнь, то его не будет уже. Ибо во святых не останется тогда ни малейшего смущения или страха». Блаженный Августин : «Мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет жизнию смертных». Это мнение подтверждает Василий Великий в толковании на Ис. 44:27 : «Который (Господь) бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу». Сейчас жизнь человека подобна щепке, брошенной в мятущееся, бушующее море. Потому и поет Церковь : «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Это море иссохнет в огне последнего дня. И в вечности моря уже нет . Можно же здесь разуметь и буквально, что не будет моря прежнего мира, «ибо оно уже не будет нужно людям» ( Андрей Кесарийский ). Для чего и море, часто бурное и гибельное, зрелище ужасов и мятежа стихий, оно не может иметь места в жилище вечной тишины и безопасности. Тогдашний мир был не только «составлен из воды и водою», но и «погиб, быв потоплен водою» ( 2Пет. 3:6 ). Вода – стихия жизни первого мира, была и стихией гибели, ужаса и смерти. На новой земле моря уже нет .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но это ненормальное состояние мира, как не изначальное его состояние, не вечно, а будет иметь конец: «Нынешние небеса и земля», – говорит св. Апостол Петр, – «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет день Господень, как тать ночью, и тогда, небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и вся дела на ней сгорят» ( 2Петр.3:7 ). Таким образом, нынешний мир будет сожжен огнем, но это сожжение не будет полным уничтожением, a только обновлением, очищением настоящей земли и настоящего неба от всего нечистого, скверного. Сожжение земли огнём, – это только высшее чудесное содействие тому, чтобы на ней, как и после потопа, могла снова процветать жизнь, но уже не во грехе, как ныне, а в правде и истине: «Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет» ( Иуд.13 ). «Тогда», говорит тайновидец Иоанн Богослов, «не будет уже и смерти, не будет и вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» ( Отк.21:4 ). «Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю на уповании: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы Чад Божиих» ( Рим.8:20–21 ). He зная Бога в собственном смысле этого слова, т. е. Бога личного, премудрого и всемогущего Творца и Промыслителя, ламаизм не знает собственно никаких космогоний, а имеет только космографии. Сам даже вопрос о происхождении мира считается в ламаизме плодом праздной мысли и ненормального нравственного настроения, побуждающего тревожить нашу мысль вещами ненужными и бесполезными, не имеющими никакого влияния на избавление от страдания… Тайна происхождения мира должна навсегда остаться тайной для ламаита и вполне понятно почему? Если абсолютное бытие у ламаитов есть ничто иное, как безграничная пустота или небытие, то как бы не изворачивался человеческий ум, он никогда не будет в состоянии дать верный ответ и снять завесу с тайны происхождения мира из этого небытия. Чувствуя, однакоже, происходящий отсюда пробел, ламаизм думает заполнить его численностью миров и свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Они должны не устрашать, но воспитывать в душе христианское мужество и упование, основанное на доверии к Промыслу Божию. Ужасы эти посылаются с неба для блага людей, ко всеобщему спасению, сколько ни покажутся странны и неожиданны такие слова. Брань, на которую бесовские духи собирают «царей всей вселенной», как и в данном случае с гиперболизмом определяются её границы, происходит в «месте, называемом по-еврейски Армагеддон» (16). Здесь мы имеем, конечно, столько же географическое, как и мистическое истолкование. Армаггедон, «город Мегиддо», или просто Мегиддо, несколько раз упоминается в Ветхом Завете, и имя это звучит зловеще по своим историческим ассоциациям как место, где цари погибают: Суд. 4 и 5. Так полководец Сисарра погиб от Барака у «вод Мегиддонских» (5:19), здесь же погиб царь Охозия от Ииуя ( 4Цар. 9:27 ), царь Иосия от фараона Нехао ( 4Цар. 23:29 ; ср. Зах. 12:11 ; 2Пар. 35:22 ). Смысл применения этого названия, доступный для иудейского слушателя, таким образом, содержит пророчество о гибели. Седьмая чаша не находит для себя прямого соответствия в ряде труб (она может быть сближаема лишь с третьим «горем», как пятая и шестая чаши аналогичны «горю» первому и второму). «Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух» (17). Это означает не столько поражение особой стихии (как было в предыдущих случаях: огня, воды, земли), сколько общего состояния мира в приближении грядущих свершений воли Божией, которые предвозвещаются в небесах: «и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось». Конечно, это слово не может быть приравнено крестному «совершилось» Сына Божия, приносившего жертву во спасение мира. Сколь ни потрясающим всё природное естество был этот «громкий голос от престола», он не может быть приравнен по действию и по значению вселенской силе шепота запёкшихся уст, вкусивших оцет во спасение мира. Однако в данных судьбах этого мира и здесь отмечается новая грань и свершение, которое описывается в образах землетрясения: «и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось землетрясение, какого не было с тех пор, как люди на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Первый вопрос пространнее излагается в специальном 67 экскурсе. Общая мысль библейского учения о Премудрости Божией в том, что человек, носящий в себе Образ Божий, причастен к Премудрости Божией, и притом не только в общем смысле, как и всякое творение, но и в особенном, как ее нарочитое откровение: «и радость ея (Премудрости) о сынах человеческих». Основной антропологический принцип христианского вероучения состоит в некоторой сообразности человека Богу, почему и возможно вочеловечение Логоса, воплощение Нового Адама, Небесного Человека, в ветхого Адама, в земного человека. Удалить эту онтологическую основу мира не дано тварному существу (ни даже «князю мира сего», его восхитившему до времени). Мир существует, даже во грехе, силою софийности своей, и это бытие мира, жизнь есть дивный дар Божий, которым уже в самом общем космологическом смысле оправдися Премудрость отдел своих. Мир создан Премудростью Божией «добро зело», неким абсолютным образом, потрясти мир в основах его бытия не дано никакому творению, ни сатане, ни человекам, и сила греха и богоборства бессильна разрушить творение Божие. И Бог не истребляет мира и человека даже ради грехов его 68 . Мир сей соблюдается огню в пришествие дня Божия, в который «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и дела на ней сгорят» ( 2Петр. 3, 6, 10, 12 ). Тем не мене, «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, в которых обитает правда» (3, 13). Таким образом, миру предстоит огненное преображение, но не гибель. Также и всех человеков ожидает всеобщее воскресение, а не уничтожение, ибо «Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих, ибо он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. Сол. 1, 13,14). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (2,23). То, что осужденные обрекаются на вечные муки, но не на смерть (ибо «смерть вторая» ( Откр. 5,14 ) не есть смерть уничтожения), это свидетельствует о неистребимости творения, почтенного образом Божиим, Который есть предвечная и абсолютная основа творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Первый вопрос пространнее излагается в специальном  экскурсе. Общая мысль библейского учения о Премудрости Божией в том, что человек, носящий в себе Образ Божий, причастен к Премудрости Божией, и притом не только в общем смысле, как и всякое творение, но и в особенном, как ее нарочитое откровение: «и радость ея (Премудрости) о сынах человеческих». Основной антропологический принцип христианского вероучения состоит в некоторой сообразности человека Богу, почему и возможно вочеловечение Логоса, воплощение Нового Адама, Небесного Человека, в ветхого Адама, в земного человека. Удалить эту онтологическую основу мира не дано тварному существу (ни даже «князю мира сего», его восхитившему до времени). Мир существует, даже во грехе, силою софийности своей, и это бытие мира, жизнь есть дивный дар Божий, которым уже в самом общем космологическом смысле оправдися Премудрость отдел своих. Мир создан Премудростью Божией «добро зело», неким абсолютным образом, потрясти мир в основах его бытия не дано никакому творению, ни сатане, ни человекам, и сила греха и богоборства бессильна разрушить творение Божие. И Бог не истребляет мира и человека даже ради грехов его . Мир сей соблюдается огню в пришествие дня Божия, в который «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 6, 10, 12). Тем не мене, «мы, по обетованию Его, ожидаем новаго неба и новой земли, в которых обитает правда» (3, 13). Таким образом, миру предстоит огненное преображение, но не гибель. Также и всех человеков ожидает всеобщее воскресение, а не уничтожение, ибо «Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих, ибо он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубнаго яда, нет и царства ада на земле» (Прем. Сол. 1, 13, — 14). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (2, 23). То, что осужденные обрекаются на вечные муки, но не на смерть (ибо «смерть вторая» (Откр. 5,14) не есть смерть уничтожения), это свидетельствует о неистребимости творения, почтенного образом Божиим, Который есть предвечная и абсолютная основа творения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«По преданию человеческому». Под преданием человеческим разумеется учение, не основанное на учении Божественном, учение вымышленное человеками, или вновь вымышляемое и передаваемое от одних к другим 31 . Из содержания послания к Колоссянам ( Кол.2:10,15,18 ), можно заключать, что Апостол имел в виду какое нибудь таинственное, или справедливее, – мечтательное учение о душах, будто посредствующих между Богом и человеками. К этому же человеческому преданию можно отнести и множество иудейских преданий, которые так сильно обличает Иисус Христос в Евангелии ( Мф.15:56; 23:16–25 ; Мк.7:3–13 ; Лк.11:38–42 ). «По стихиям мира». Под стихиями или вещественными началами мира разумеется закон Моисеев и преимущественно закон обрядовый, который дан был Евреям, соответственно их детскому возрасту в духовной жизни для того, чтобы он, как пестун или детоводитель, постепенно приготовлял их к ожидаемому лучшему состоянию, т.-е. к обновлению чрез веру в Иисуса Христа; и потому, по пришествии Иисуса Христа, для верующих в Него этот закон обрядов, как начальное обучение, бывшее годным для детей, стал ненужным. Так учит, апостол Павел в послании к Галатам: «мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени, – Бог послал Сына Своего (единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:3–5 ). «Таким образом закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (не под пестуном); ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гал.3:24–26 ). Так Апостол учит, что этот пестун, или эти стихии мира уже более не нужны для верующих в Иисуса Христа; а между тем иудействующие учители доказывали, что и для христиан необходимо соблюдать обрядовые предписания Моисеева закона, и с этим законом соединяли свои произвольные и суеверные правила. ( Кол.2:20–23 ), основанные на человеческом предании, которые были противны духу Моисеева закона, и потому так строго были обличаемы Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Этого-то мира всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с детьми и домочадцами; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужчинам и женщинам; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг с другом священным союзом мира, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, но от врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог мира будет с нами ( Флп. 4, 9 ). Платон, митрополит Московский ( 105, 400–404 ), Бог – источник мира Единомыслие ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству свойственно единство и внутренний мир. Оно усвоено ангельскими и божественными Силами, пребывающими в мире с Богом и между собою. Оно простирается на всю тварь, ибо ей служит украшением безмятежность. Оно удобно поселяется и в нас – как по душе, когда в ней добродетели переходят одна в другую и одна с другой сообщаются, так и по телу, когда в нем и члены, и стихии имеют взаимное согласие, отчего в первом случае происходит то, что является и именуется красотой, а во втором – здравием. Святитель Григорий Богослов ( 12, 243 ). Бог в вышних, сущий в лоне Отчем, по благоволению к людям вступает в общение с плотью и кровью, чтобы произошел на земле мир. Святитель Григорий Нисский ( 19, 384 ). Мир есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или присутствие Бога в людях, потому что Бог Отец через воплощение Сына удовлетворился и опочил в людях, и благоволил через Сына Своего опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять наполнить его божественной жизнью, которой он лишился через преступление, как говорит и апостол: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5, 1 ). «Ибо Он есть мир наш» ( Еф. 2, 14 ). «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» ( Кол. 1, 21–23 ). Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 254 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010