При начале пения сего отверзаются царские врата. Диакон кадит св. трапезу, точию сопреди, трижды, и святое предложение, жертвенник. На практике кадится весь алтарь, но на амвон кадящий не выходит, и каждения иконостаса, ликов и народа не бывает. Молитва Херувимской песни не читается, но, кадя, священник может читать про себя 50–ый псалом. Затем, как и на полной литургии. священник и диакон, трижды поклонившись, читают: « Ныне силы небесныя…» Диакон заканчивает каждый раз со слов: « Верою и любовию приступим…» Читается это, как и Херувимская, трижды, после чего, целовав престол, священник и диакон отходят к жертвеннику, дабы начать Великий вход. Особенности этого Великого входа следующие: Перед жертвенником священник только покланяется трижды, произнося: « Боже очисти мя, грешного», кадит трижды и полагает, молча, на плечо диакона воздух. Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его на главу свою, а потир берет левой рукой и несет, держа при персех своих. Если в литургии участвуют несколько иереев, то старший несет дискос, а второй чашу. Диакон предшествует ему с кадильницей, кадя часто, идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо поминовение уже совершалось на той литургии, на которой освящались сии дары. Во время же перенесения Божественных Таин все людие и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в Тайнах Сущему, понеже совершенно предосвященны суть. По внесении Св. Даров в алтарь все встают и певцы допевают вторую половину песнопения: « Ныне силы небесныя», начиная со слов: « Верою и любовию приступим…» По постановлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы с них, берет с плеча диакона воздух, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары, делая все это молча. «По происхождении (то есть по входе) Святых Даров, исполняему « Ныне силы небесныя», Устав предписывает творить «поклоны три, не покровени суще». Обыкновенно делаются три великих поклона с чтением молитвы: « Господи и Владыко живота моего», хотя об этом в Уставе прямо не сказано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1, 3, 6, 9-го часов, полунощницы и повечерия. Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды) и обычные стихи «Слава в вышних Богу» и «Господи, устнé мои отверзеши». После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды «Христос воскресе». Певцы повторяют «Христос воскресе» (трижды). Иерей – 1-й стих «Да воскреснет Бог». Певцы – «Христос воскресе» (единожды) и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Великая ектения. Антифоны Пасхи. Входное – «В цéрквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Певцы – «Христос воскресе» (единожды). Ипакои «Предварившия утро», «Слава, и ныне» – кондак «Аще и во гроб». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Указанное начало Литургии, то есть «Христос воскресе» со стихами, антифоны, «Елицы во Христа крестистеся», а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи. Прокимен, глас 8-й – «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Стих «Исповéдайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол – Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4-й. Евангелие – Ин., зач. 1. При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, русском, и на древних, на которых распространялась апостольская проповедь: на греческом и латинском, а также на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель – на горнем месте, старший диакон – на амвоне, прочие же диаконы – на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Евангелие обычно делится на 3 статии: 1-я статия – 1–5-й стихи, 2-я статия – 6–13-й стихи, 3-я статия – 14–17-й стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все в алтаре ему кланяются в ответ. Лик: Аминь. Архиерей: И да будут милости Великаго Бога; благословляет народ с солеи. Второй диакон исходит на амвон чрез северные двери и возглашает: Вся святыя помянувше: Священник– проповедник, по прочтении архиереем молитвы: Тебе предлагаем живот наш весь; подходит к Престолу с правой стороны целует Престол (в это время старший иерей подает архиерею Крест, лежащий на правой стороне Престола). Священник– проповедник, благословляется у архиерея, целует Крест и его руку, кланяется ему, целует Престол и отходит на свое место. Старший иерей принимает от архиерея Крест и, поцеловав его руку, полагает Крест на Престол. Архиерей: И сподоби нас, Владыко: Диакон поет с народом: Отче наш: Архиерей: Яко Твое есть Царство: Лик: Аминь. Архиерей благословляет народ: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. Диаконы препоясуются орарями крестообразно. Архиерей и иереи тайно читают молитву: Благодарим Тя: Архиерей: Благодатию и щедротами: Лик: Аминь. Архиерей и иереи тайно читают молитву: Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш: Протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют Царские врата и завесу. Диакон на амвоне: Вонмем, входит в алтарь. Свещеносец ставит свечу против Царских врат и с посошником также входят в алтарь. Архиерей: Святая Святым. Лик: Един Свят: и затем причастен дня. Протодиакон, стоя справа от архиерея: Раздроби, Владыко, Святый Агнец. Архиерей: Раздробляется и разделяется Агнец Божий: Протодиакон, указуя орарем на потир: Исполни, Владыко, святый потир. Архиерей опускает часть Агнца с надписанием IUC в потир: Исполнение Духа Святаго. Протодиакон: Аминь, поднося теплоту, говорит: Благослови, Владыко, теплоту. Архиерей благословляет теплоту: Благословена теплота святых Твоих всегда: Протодиакон: Аминь, вливая теплоту в потир крестообразно, говорит: Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь. Архиерей раздробляет часть с подписанием ХР по числу причащающихся священнослужителей. Протодиакон и диаконы становятся в это время на горнем месте, целуют друг друга в правое плечо произнося:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1, 3, 6, 9-го часов, полунощницы и повечерия.    Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.    Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды) и обычные стихи «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши».    После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды «Христос воскресе». Певцы повторяют «Христос воскресе» (трижды). Иерей – 1-й стих «Да воскреснет Бог». Певцы – «Христос воскресе» (единожды) и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Великая ектения.    Антифоны Пасхи. Входное – «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Певцы – «Христос воскресе» (единожды). Ипакои «Предварившия утро», «Слава, и ныне» – кондак «Аще и во гроб». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».    Указанное начало Литургии, то есть «Христос воскресе» со стихами, антифоны, «Елицы во Христа крестистеся», а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.    Прокимен, глас 8-й – «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Стих «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол – Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4-й. Евангелие – Ин., зач. 1.    При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, русском, и на древних, на которых распространялась апостольская проповедь: на греческом и латинском, а также на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель – на горнем месте, старший диакон – на амвоне, прочие же диаконы – на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Евангелие обычно делится на 3 статии: 1-я статия – 1—5-й стихи, 2-я статия – 6—13-й стихи, 3-я статия – 14—17-й стихи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Великая ектения. Антифоны Пасхи. Входное - " В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых " . Певцы - " Христос воскресе " (единожды). Ипакой " Предварившия утро " , " Слава, и ныне " - кондак " Аще и во гроб " . Вместо Трисвятого - " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа " . Указанное начало литургии, т. е. " Христос воскресе " со стихами, антифоны, " Елицы во Христа крестистеся " , а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи. Прокимен, глас 8 - " Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь " . Стих " Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его " . Апостол - Деян., зач. 1, " Аллилуиа " , глас 4. Евангелие - Ин., зач. 1. При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, - на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон - на славянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель на горнем, старший диакон на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, " ставше от святаго престола до западных врат церковных " . Евангелие обычно делится на 3 статии: 1-я статия - 1 - 5-й стихи, 2-я статия - 6 - 13-й стихи, 3-я статия - 14 - 17-й стихи. Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как старший диакон испросит благословение " Благослови, владыко, благовестителя " и предстоятель даст это благословение словами " Бог молитвами " , предстоятель возглашает " Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия " . Эти же слова вслед за предстоятелем повторяют все иереи и диаконы, кончая старшим диаконом, - каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит " Мир всем " . Этот возглас никто из священнослужителей не повторяет. Певцы отвечают " И духови твоему " .

http://zavet.ru/pasha04.htm

После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют «Ис полла…» Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются. Лобзание любви При соборном служении, перед «Верую» бывает в алтаре братское целование, которое совершается так: иереи молятся Богу пред престолом (три поклона), говоря про себя: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя..». целуют дискос, Чашу и престол, затем целуют друг у друга руку, причем, слова «Христос посреди нас» говорит старший. Младший подтверждает: «И есть и будет». В пасхальный период: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». То же делают и диаконы между собой. Сборник разъяснений уточняет: «Когда диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», священник в это время покланяется трижды глаголя в себе: «Возлюблю Тя Господи крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое!» (трижды). И затем благоговейно целует св. предложение верх у святого дискоса, верх у Св. Потира и край святые трапезы пред собою и отверзает завесу у царских врат. Когда же будет священника два или более совершать литургию: то и они лобызают св. предложение, трапезу и друг друга в руку и в рамена (обходя св. престол с права на лево), с произношением сих слов: настоятель говорит первый: «Христос посреди нас!» Ему ответствует целующийся: «И есть, и будет!» Тоже исполняют в это время между собою и диаконы, если их будут два или три; каждый из них целует орарь свой, где изображение креста, и друг друга в рамена — произнося при сем, что и священники: «Христос посреди», и проч. Подобно сему и диакон, стоящий на амвоне, спокланяется и целует орарь свой, где есть креста образ. И затем уже громко возглашает: «Двери, двери», и т.д». (Метод, стр. 113). Лобзание святое, или лобзание любви, представляет древнейший обряд и восходит ко временам апостольским ( Рим.16 ; 1Петр.5:14 ). Оно знаменует собою взаимное примирение между собою служащих и молящихся в храме (в древности благочестивый обряд взаимного целования совершали и все молящиеся в храме — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами). Порядок целования в алтаре следует образу двух главнейших заповедей: любить Бога и любить ближнего. Поэтому и лобызают священнослужители прежде предуготованные к освящению Дары и престол — седалище Бога Живого, а затем друг друга в плечи, означая тем, что они равно подлежат «игу» Христову и носят «ярем» Его на плечах своих. Символ веры

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Верхняя сторона антиминса раскрываеисе на словах ектении: «Открыет им Евангелие правды». В архиерейском служебнике говорится, что «внегда глаголется сей возглас, простирают антиминс сослужащии, касается же и архиерей десною рукою» (см. чин лит. св. Злат. в арх. служ.). По открытии антиминса, архиерей или старший иерей принимает губу во время возгласа второго священника «Да и тии с нами славят», а при словах «Отца, и Сына, и Святого Духа» крестообразно знаменует антиминс губкой. Потом, поцеловав ее, полагает вверху антиминса (Р.д.с.п. 1889 г., В соборном служении возглас: «Яко да под державою Твоею… всегда произносит предстоятель”» (Метод, стр. 93, 100). Поминовение усопших за литургией. Ектения за упокой во время литургии совершается только в будние дни и, естественно, в родительские субботы. В праздничные и воскресные дни возглашение этой ектении недопустимо, равно как и не пасхальной седмице. Херувимская песнь «Диакон окончив ектению входит в алтарь северною дверью (Служебник), покланяется горнему месту и священнику и, растворив царская врата, берет от пономаря кадильницу с фимиамом, а с нею благословение от иерея, кадит алтарь, иконостас, клир и народ, читая про себя 50й псалом и тропари умилительные, елико изволит. Священник же стоя пред престолом Божиим читает про себя молитву: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы», и проч». (Метод, стр. 100). В служебниках говорится, что диакон кадит «святую трапезу окрест, алтарь весь, и священника» (наприм. изд. Киев 1822 г.). В архиерейском же чиновнике предписывается следующее: «диакон кадит святую трапезу округ, и святое предложение, и святые иконы и архиерея, «три по три», и вся по обычаю». Пред чтением молитвы: «Никтоже достоин», скуфьи, камилавки, митры снимаются и уже не надевается во все дальнейшее продолжение литургии, кончая последним явлением Святых Даров народу. После чтения молитвы «Никтоже достоин..». и каждения, совершаемого диаконом, предстоятель и диакон глаголют «Херувимскую песнь», как указано в служебнике, причем, при соборном служении, только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы..». Если служат несколько диаконов, то каждый из них в порядке старшинства читает «Яко да Царя..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Вышедшему Владыке из алтаря, когда тот стал на орлец, старшая пара дает свечи. Когда Архиерей благословит народ, отдает свечи старшим иподиаконам и заходит в алтарь. Старшая пара со свечами заходит в алтарь (старший южными вратами, а второй северными) и становится за рипидчиками лицом на восток, все вместе крестятся, кланяются на восток (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и ставят: старшая пара потухшие свечи, а рипидчики рипиды. Во время провозглашения ектении об оглашенных свободный иподиакон стелит орлец у Царских Врат лицом к народу, а старший иподиакон отдает протодиакону малый омофор. На возглас второй ектении Верных старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, выходит на амвон, к Царским Вратам, к уже постеленному орлецу (рукомойщик со вторым иподиаконом северными вратами, а старший южными) и становятся лицом на восток. Как только Владыка станет на орлец возле них, старшая пара поворачивается лицом друг к другу, старший иподиакон берет кувшин с водой и поливает Архиерею руки, затем оба старших берут полотенце и вытирают ему руки. Вытерши руки, старшие опять накидывают полотенце на иподиакона держащего рукомойник и заходят в алтарь. Зайдя в алтарь, свободный иподиакон стелет орлец возле жертвенника лицом к нему. Во время пения “Иже Херувимы…” Владыка совершает проскомидию. Когда Архиерей закончит совершать проскомидию, один из иподиаконов снимает с него омофор и полагает его на поднос, а сверху омофора полагается митра. Этот поднос отдается свободному иподиакону или пономарю. На Великий Вход все выходят северными вратами на солею в следующем порядке: первым идет несущий поднос с омофором и митрой (он проходит по одной линии солею, заходит в алтарь, подходит к Владыке и целует руку Архиерею, после чего отходит в сторону), посошник, диакон с кадилом, второй иподиакон с дикирием (идет к местной иконе Спасителя, и поворачивается лицом на север), старший иподиакон с трикирием (идет к местной иконе Богородицы, и поворачивается лицом на юг, т. е. лицом ко второму иподиакону), иподиакон с рипидой (идет ко второму иподиакону и поворачивается лицом на север), протодиакон с дискосом, священник с чашей, второй иподиакон с рипидой (идет к старшему иподиакону и поворачивается лицом на юг), и все остальное духовенство.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Спасителя, а 3-й ик. Божией Матери, входят в алтарь – 2-й в южные двери, а 3-й в северные, и становятся оба рядом, как в начале, пред престолом; окадив его только с этой стороны, становятся сзади престола справа и кадят служащему священнику; тут же должен стоять пономарь для принятия кадил, а потом, поклонившись (перекреститься) «горнему» месту и предстоятелю – служащему священнику (поклониться), становятся на свои места. Таковой же порядок каждения и пред началом литургии. Разница лишь в том, что икону праздника кадят вместе оба диакона. Во входе на вечерни участвует один и три и пять и семь (взяты такие цифры для симметрии) служащие священники и три диакона 1–3; если 3, 5, 7 и т. д. священ. – старший (в камилавках) пред престолом, по одному, два–три свящ. справа и слева престола по старшинству, 1-й диакон справа пред престолом, а два слева; – два подсвечника выносных пред входом у северных врат, у которых стоят два пономаря с приготовленными кадилами для диаконов, все крестятся пред престолом, два раза, целуют престол и третий раз крестятся – кланяются стоящему во главе, а он им. Идут с места сперва диаконы и по старшинству священники; диаконы, подойдя к стоящим пономарям у входа северн. врат, принимают кадила и идут: впереди пономари с подсвечниками, диаконы с кадилами и священники и все сходят и становятся перед солеей – так: впереди диаконы и пономари по бокам, – священники, как и пред престолом, созади диаконов; когда станут все по своим местам диаконы берут у настоятеля благословение кадил и восходят на солею, а пономари с подсвечниками вместе с диаконами восходят и становятся один у иконы Спасителя, 2-й у иконы Божией Матери. Диаконы кадят местные иконы и, прокадив – старший диакон, приняв орарь в правую руку, произносит не громко: «Благослови, Владыко, св. вход », указывая в Царские врата и сейчас кадя старшего священника, а потом других священников направо и налево каждый свою сторону и только, становятся у Царских врат до окончания догматика. Когда пропоют догматик, 1-й диакон произносит «Премудрость прости», и заходят все в алтарь; диаконы кадят престол, каждый свою сторону, и сходятся созади престола и ждут первенствующего священника, который, поцеловав иконы Спасителя и Божьей Матери, оборачивается лицем к народу для благословения тут же пред ним стоящих с подсвечниками пономарей; пономари входят в алтарь каждый своей стороной, а священник Царскими вратам и – в это время диаконы, стоящие созади престола с кадилами, кадят входящего первен.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Священник (возглас): « Щедротами Единороднаго Сына Твоего…». Хор: «Аминь». Священник (благословляя народ): «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Хор: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Священник в это время поклоняется трижды перед святой трапезой, произнося каждый раз слова: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое». При этом он целует покрытые воздýхом дискос и Потир, а также престол. Диакон же в это время целует трижды орарь. При соборном служении после целования сосудов происходит взаимное целование сослужащих иереев. Старший говорит: «Христос посреде нас» , на что младший отвечает: «И есть, и будет» , и целуют друг друга в рамена (дважды) и в руку. Β пасхальный период говорят: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники (на практике, однако, взаимное целование диаконов бывает перед причастием). Диакон: «Двери, двери, премудростию вонмем». Священник отверзает завесу. Хор и народ: «Верую…» (поют Символ веры ). Во время пения Символа веры священник веет воздýхом над дискосом и Чашей, читая Символ веры . Если служат несколько священников, то они все вместе веют воздýхом над предложением, читая про себя Символ веры . По прочтении Символа веры священник (при соборном служении – предстоятель) целует воздýх и полагает его на горнем месте престола 292 . Диакон: «Станем добре, станем со страхом…». И уходит в алтарь северной дверью 293 , становится у левого угла престола. Хор: «Милость мира, жертву хваления». §3.5.2. Евхаристический канон Священник (благословляя народ): «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Хор: «И со духом твоим». Священник (воздевая 294 руки): «Горе имеим сердца». Хор: «Имамы ко Господу». Священник: «Благодарим Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010