БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО I. ДИАКОН Диакон Протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе) Иеродиакон Архидиакон (старший диакон, в монастыре) II. СВЯЩЕННИК Иеромонах Игумен Архимандрит III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка «схи» – схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией). В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение «отец» (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: «Отцы и братья. Прошу внимания»). Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно – на «вы» (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты». И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Так, жена диакона или священника, разумеется, разговаривает дома с мужем на «ты», но подобное ее обращение на приходе режет слух, подрывает авторитет священнослужителя. Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «отец Иоанн» (не «отец Иван»), «диакон Сергий» (а не «диакон Сергей»), «Патриарх Алексий» (а не «Алексей» и не «Алексий»). Обращение к диакону Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.

http://azbyka.ru/chto-nado-znat-o-pravos...

Священническая иерархия может быть представлена так: Белое духовенство и Черное духовенство I. Диакон Диакон, Протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе). Иеродиакон, Архидиакон (старший диакон в монастыре). II. Священник Иерей, или священник, или пресвитер Протоиерей (старший священник) Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе). Иеромонах, Игумен, Архимандрит. III. Епископ (архиерей) Епископ, Архиепископ, Митрополит, Патриарх. Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка «схи» – схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией). В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение «отец» (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: «Отцы и братья. Прошу внимания»). Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно – на «вы» (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты». И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Так, жена диакона или священника, разумеется, разговаривает дома с мужем на «ты», но подобное ее обращение на приходе режет слух, подрывает авторитет священнослужителя. Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «отец Иоанн» (не «отец Иван»), «диакон Сергий» (а не «диакон Сергей»), «Патриарх Алексий» (а не «Алексей» и не «Алексий»). Обращение к диакону Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в Таинстве Рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать Таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении Таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.

http://azbyka.ru/o-svyashhennicheskom-bl...

еп. Марк (Головков) Иерархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов). В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.). Белое духовенство Черное духовенство I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ II. СВЯЩЕННИК Протопресвитер Протоиерей (старший священник) Игумен Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах III. ДИАКОН Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре) Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) Диакон Иеродиакон Монах ( греч. μνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ρσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Апостол Павел, описывая качества лиц, вступающих на церковные степени, указывает вместе с другими и на должность диакона. 915 Затем, приветствуя всю церковь Филиппийскую с служителями её, упоминает также и о диаконах: всем святым о Христе Иисусе, пишет он, сущим в Филиппах, с Епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 916 На основании этих свидетельств Св. Писания согласно признавали Богоучрежденность диаконского чина и мужи Апостольские. Климент Римский говорит: «Епископов и диаконов установили Апостолы, и вместе завещали правило для будущего преемства, чтобы, когда не станет этих, их служение и должность восприняли другие испытанные мужи». 917 Святой Игнатий Богоносец утверждает, что диаконы утверждены не для того, чтобы прислуживать за трапезами и подавать чаши, но чтобы быть служителями церкви Божией и тайн Христовых». 918 Из диаконов – высшим был Архидиакон, как старший диакон при Патриархе, иногда при Митрополите; Протодиакон – старший диакон в соборе, Иеродиакон – диакон монах, Иподиакон – служащий Архиерею при священнодействии. Права и обязанности диаконов при Богослужении Обязанность диакона при Богослужении – служебная. Он, по свидетельству блаж. Феодорита и свят. Златоуста, в случае отсутствия пресвитера, может даже и крестить, если младенец находится в опасности умереть. 919 Но в присутствии Епископа или пресвитера диаконы, при совершении таинств, были только служителями, или, по выражению Киприана, слугами Епископства, 920 помощниками и сослужителями пресвитеров. 921 Климент Римский , повествуя о самом преподавании народу тела и крови Христовой, замечает, что диакон подавал чашу с произнесением слов: «это кровь Христова, чаша жизни», и принимающий отвечал: «аминь». 922 «У нас, говорит Иустин мученик , описывая в свое время образ совершения Литургии, так называемые, диаконы дают каждому из присутствующих причащаться от благословенного хлеба и вина с водою, равно и к не бывшим относят». 923 Но совершать само таинство диаконы не имели власти и силы по правилу 1-го Никейского собора, который даже воспретил преподавание чаши диаконами пресвитерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Руководители храмовых консультационных служб при подборе консультантов руководствуются критериями личного благочестия, ответственности, выдержанности характера, высокого интеллектуального уровня, внешней и внутренней опрятности . Кандидаты в консультанты часто подбираются из лучших выпускников приходских воскресных школ. Практическим результатом подобной работы стало численное увеличение прихода, а также многократно возросшая активность прихожан. С прихода стало поступать в духовные учебные заведения гораздо большее, чем раньше, количество молодых людей. Приходские консультанты регулярно участвуют в практических занятиях, семинарах, делятся опытом в общении между собой. Несколько иная практика проведения приходского консультирования проводится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента и некоторых других храмах Ташкентской и Узбекистанской епархии. С 2010 года в соборе действует служба приходского консультирования, где обязанности консультанта выполнял приходской священник . После того как Ташкентскую епархию возглавил митрополит Викентий (Морарь), практика оглашения в соборе была видоизменена. Ввиду значительного потока людей для консультирования в соборе были сформированы группы консультантов, в состав которых входит дежурный священник, диакон, старший консультант, а также 2-3 студента Ташкентской Духовной семинарии, которые таким образом осваивают практику работы с людьми, нарабатывают навыки общения.   Оглашение Феномен наличия на канонической территории Русской Православной Церкви огромной массы людей, прошедших через Крещение, но не живущих во Христе, а порой даже неверующих, давно получил свое объяснение, связанное с неподготовленностью людей к пониманию Таинства рождения в жизнь вечную и вообще смысла христианской жизни. Современная церковная традиция только начинает возрождать оглашение, как предуготовление ко крещению, что даже на этапе становления показывает большую эффективность этого метода катехизации на приходе. Каноническая актуальность оглашения обусловлена рядом правил, связанных с совершением Таинства Крещения: 2 правило I Вселенского собора; 45, 46, 47, 96 правила Лаодикийского собора и VI Вселенского собора; 90-е правило Неокесарийского собора. В указанных правилах предусмотрены дисциплинарные санкции в случае крещения без предварительного обучения.

http://bogoslov.ru/article/3571893

В некоторых Поместных Православных Церквах по окончании хиротонии совершается особый чин – интронизация новопоставленного иерарха, т.е. возведение его на принадлежащую ему кафедру. Если хиротония совершалась в городе, где будет служить архиерей, то, как правило, интронизация происходит сразу же после хиротонии. Если же хиротония была в другом месте, то архиерей прибывает в свою епархию в сопровождении участников хиротонии и свою первую литургию совершает в их присутствии. По окончании первой литургии архиереи возводят своего собрата на принадлежащую ему кафедру. В Русской Православной Церкви этот обычай отсутствует и архиерей в большинстве случаев прибывает на свою кафедру, не сопровождаемый другими архиереями. Первая литургия, совершаемая им в своем кафедральном соборе, не содержит каких-либо особых обрядов. Достаточно редким явлением для Русской Церкви является рукоположение епископа в том городе, где он будет нести служение. Как правило, архиереи для России и для епархий дальнего зарубежья рукополагаются в Москве, архиереи для Украины – в Киеве, для Белоруссии – в Минске, для Молдавии – в Кишиневе. Хиротонию соответственно возглавляют патриарх Московский и всея Руси, митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы. Возведение в священные степени К Таинству священства, как было сказано, примыкают чины возведения в сан протодиакона или архидиакона, протоиерея или протопресвитера, игумена и архимандрита. Термин «архидиакон» появился в IV веке для обозначения старших диаконов при епископском престоле. Термин «протодиакон» более позднего происхождения: он входит в употребление около VIII века. В современной Русской Церкви саном протодиакона может быть награжден диакон, прослуживший не менее 20 лет. Сан архидиакона дается в качестве награды иеродиаконам (диаконам-монахам) после 20 лет служения; единственным архидиаконом не из числа монашествующих является старший диакон Патриаршего собора. Возведение в сан протодиакона и архидиакона бывает за Божественной литургией на малом входе. Награждаемый приводится к епископу, трижды в пояс кланяется ему и преклоняет голову. Епископ трижды осеняет крестным знамением голову награждаемого и затем с возложением руки читает молитву на возведение в сан протодиакона или архидиакона (молитва в обоих случаях читается одна и та же). По окончании чтения молитвы архиерей, вновь осенив крестным знамением голову награжденного, произносит: «Благословен Бог ! Се бысть раб Божий (имя) архидиакон (или протодиакон) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аксиос». Певцы поют «Аксиос», а архиерей преподает целование награжденному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

   6-е правило Халкидонского собора.    В этой связи см. 18-е правило Анкирского собора, 17-е и 18-е правила Антиохийского собора.    Isidorus. De ecclesiasticis ofiiciis, II, 3. PL., 83, 779.    См. выше, стр. 55, текст 6-го правила.    90-е правило Василия Великого.    Ср. Властарь, Алфавитная синтагма «К», 19. Русский перевод, стр. 258.    См. также 18-е правило Анкирского собора и 36-е Апостольское правило.    Правила поместных соборов. Русский перевод, стр. 185.    Там же.    Мы находим у Евсевия один случай перехода епископов с одной кафедры на другую. Епископ Александр Каппадокийский был избран на Иерусалимскую кафедру (начало III века). Евсевий указывает, что этот переход был совершен по особому откровению воли Божией. Это замечание указывает на необычайность перехода для доникейского времени. Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 11. Русский перевод, стр. 309—310.    В греческом тексте стоит существительное «κατασκεασμα», что означает «выдумка, кознь, хитрость». Русский перевод значительно смягчил значение этого слова.    15-е правило 1-го Никейского собора.    21-е правило Антиохийского собора.    1-е правило Сардикийского собора.    Там же.    14-е Апостольское правило.    См. Правила поместных соборов, русский перевод, стр. 23—25.    Там же.    См. Никодим Милаш. Правила с толкованиями, т. I, стр. 75.    3-е правило Сардикийского собора.    21-е правило Ельвирского собора. См. также 80-е правило Трулльского собора.    12-е правило Сардикийского собора.    16-е правило Двукратного собора.    17-е Правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    18-е правило Трулльского собора.    См. предыдущую главу.    11-е правило Сардикийского собора.    12-е правило того же собора.    11-е правило того же собора.    20-е правило Трулльского собора.    См. Апостольские правила, русский перевод, стр. 24—25.    16-е правило 1-го Никейского собора.    16-е правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    10-е правило того же собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По входе в алтарь всех священнослужителей, 3-й диакон закрывает Царские врата и затягивает завесу, а диакон передаёт первен. священнику «воздух» и кадило. После обычного каждения священником «воздуха» и принесённых даров и чтения « Благообразный Иосиф»...и пр., 1-й диакон, после слов священника «помяни мя, брате»..., говорит; «Да помянет Господь Бог»... и пр. Вместо: «Помолися о мне».. и «помяни мя»... говорит: «помолись о нас»... «помяни нас» «Просительную ектению» выходит читать 2-й диакон; «Возлюбим друг друга» произносит он же, также и слова: «Двери, двери, прем»... произносит всё второй диакон. (Стоящий в алтаре диакон оттягивает завесу), он же, т.е. 2-й диакон произносит и слова: «станем добре, станем со страхом»... После сего входит в алтарь и становится на своём месте, с правой стороны алтаря. Нужно знать ещё и то, что диаконы при произношении ектении и пр., вне алтаря, на солее, должны стоять «прямо пред Царскими вратами». Вероятно, известно, что каждое чтение ектений и др. должно начаться и оканчиваться поясным поклоном (с крестным знамением ) «горнему месту» и первому священнику (ему конечно, без крестн. знам.). Звездицу с дискоса снимает 3-й диакон, а если его нет, то 2-й диакон. Стихи: «Сердце чисто созижди »... и «не отвержи мене от лица Твоего», а также» слова «благослови, Владыко, св. хлеб»... и пр. произносит 1-й диакон, он говорит: «помяни нас, владыко св.». При пении «Достойно есть» кадит третий диакон. Он же получает кадило от пономаря. «Просительную ектению» пред молитвой Господней читает 3-й диакон, а если его нет, то 2-й диакон. Читавший эту ектению диакон произносит и слова: «Главы ваша Господеви приклоните» и «вонмем». Стоящий в это время в алтаре один из диаконов затягивает завесу. 1-й диакон произносит (негромко) «раздроби Владыко св. хлеб». «исполни. Вл. св. Потир», Благослови, Вл. теплоты веры «. Причащаются сначала все священники, а потом все диаконы; св. и пречис. Тело диаконы принимают сейчас же после священника, из руки перв. священника, – так что Тела Христова диаконы причащаются, одновременно с священниками; а пречистой и св. Крови Христовой диаконы «по чину» причащаются у 2-го. священника; после всех священников 3-й диакон (по предварительному между ними соглашению ) по причащении не запивает, как имеющий употребить остаток Св. Даров, 3-й диакон «собирает » Св. Дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Священник, благословляя открытые царские врата, отвечает: «Благословен вход святых Твоих…». Диакон отвечает: «Аминь» , кадит иерея (при соборном служении кадит и сослужащих священников), подходит к середине царских врат и встает лицом к ним. Диакон (по окончании догматика или стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий...». Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон – слева, лицом к народу. Диакон: «Вонмем» . Священник: «Мир всем». В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена). Диакон: «Премудрость. Вонмем». Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. Если в честь праздника положено читать паремии , то назначенный чтец во время исполнения прокимена выходит северной дверью из алтаря, облаченный в стихарь, и становится посреди храма перед аналоем, на котором лежит икона праздника. Диакон: «Премудрость». В это время закрываются царские врата; однако если читаются паремии из Нового Завета (в праздники апостолов Устав назначает читать паремии из Соборных посланий), то царские врата остаются открытыми до конца паремий. Чтец: «…чтение» (объявляет надписание паремии). Диакон: «Вонмем». Чтец читает 1-ю паремию. Аналогичный диалог диакона и чтеца происходит и перед другими паремиями. В конце последней паремии диакон, поцеловав край престола с северной стороны, выходит на амвон для произнесения сугубой ектении. Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...». Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...». Хор: «Аминь». «Сподоби, Господи...». Во время исполнения этого песнопения диакон отходит к иконе Спасителя, где стоит, ожидая его окончания. Диакон произносит просительную ектению «Испол­ним вечернюю молитву нашу Господеви...». Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Священник (благословляя народ): «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010