Нельзя не отметить очевидное: интерес к отечественной церковной традиции, в силу обстоятельств времени подзабытой, в Русской Православной Церкви в настоящее время растет. Об этом свидетельствует и рост числа старообрядных приходов, а соответственно и числа духовенства в этих приходах, и возникновение целого ряда хоровых коллективов, специализирующихся на знаменном пении, и возрождение традиций древнерусской иконописи, и значительное, все возрастающее число публикаций на темы, связанные с древним обрядом и древним благочестием. Но всякий рост требует к себе и внимательного отношения: правильно ли развивается старообрядное движение, способствует ли оно своим служением тем функциям, которые возложены на него Церковной Полнотой? Мне бы хотелось видеть старообрядное движение интегрированным в общественную жизнь, обогащающим ее литургическую составляющую, а не катализатором напряжений путем создания сети замкнутых и внутренне самодостаточных приходов. Старообрядные приходы как органическая часть Русской Православной Церкви в своем внутреннем сознании призваны полностью разделять призыв Господа нашего: «да будут все едино» (Ин. 17:21). В духовном смысле это и означает включенность старообрядных приходов в общецерковную жизнь, преодоление тенденций к обособлению и изоляционизму. Отсюда вытекает и принцип открытости таких приходов для всех чад Русской Православной Церкви, желающих прикоснуться к истокам национальной духовной культуры. Необходимо всемерно предохранять себя и от опасности увлечения обрядоверием, когда форма доминирует над содержанием веры. Никакие, пусть самые драгоценные средства, не должны подменять собой главной и единственной цели христианства — спасения человеческих душ, соединения их со Христом. К актуальным современным задачам старообрядных приходов я бы отнес глубокое и всестороннее изучение русской церковной старины, а не слепое и неразборчивое копирование традиций того или иного века, в том числе сохранившихся в различных старообрядческих согласиях. Дело ведь в том, что традиции эти во многом обязаны тем непростым, прямо сказать — тяжелым условиям, в которых, к сожалению, большинство старообрядцев длительное время находилось. Но уже целое столетие мы все находимся в одинаковых условиях — 70 лет в гонениях и тридцать в свободе. Поэтому особый интерес у любителей православной старины справедливо вызывают те пласты древней церковной культуры, которые не обременены случайными обстоятельствами времени.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

6. Финансовые средства Комиссии 6.1. Финансовые средства Комиссии, обеспечивающие ее деятельность, состоят из: – суммы, выделяемой Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата; – пожертвований от церковных и светских учреждений, а также частных лиц; – доходов от издательской деятельности Комиссии. 6.2. Ежегодные смета Комиссии и отчет о ее исполнении утверждается председателем Комиссии. 7. Отчётность Комиссии перед Священным Синодом 7.1. Комиссия ежегодно через ее председателя представляет Священному Синоду отчёт о своей деятельности. 8. Изменения настоящего Положения 8.1. Изменения настоящего Положения принимаются Священным Синодом по представлению председателя Комиссии. Об учреждении Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (указ Патриарха Московского и всея Руси 167-УК от 3 июля 2009 г.) С целью практической реализации одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии Московского Патриархата при Отделе внешних церковных связей по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством учреждается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове города Москвы. I.2.5.3. Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (при Патриаршем совете по культуре) О создании Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 31 мая 2010 г., журнал 47) Слушали: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о создании при Патриаршем совете по культуре Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Постановили: 1. Образовать при Патриаршем совете по культуре Комиссию по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. 2. Утвердить положение о Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Положение о Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (при Патриаршем совете по культуре)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

На Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Кирилл сделал доклад, в котором оптимистично оценил перспективы диалога Русской Православной Церкви с различными ветвями русского старообрядчества. До недавнего времени, — отметил он, — в силу сложившегося у старообрядцев менталитета, обусловленного охранением старых обрядов и уклада жизни и выражающегося в некоторой закрытости и отчуждённости от окружающего мира, они не проявляли готовности идти на регулярные контакты с представителями Русской Православной Церкви. Это обстоятельство лишало возможности взвешенно, планомерно и совместными усилиями решать возникающие проблемы». Однако, продолжил митрополит, после решений декабрьского Синода 1998 года были проведены собеседования и консультации с представителями от старообрядцев. По их итогам была создана координационная комиссия, призванная «на постоянной основе иметь нормальный, деловой двусторонний контакт, чтобы без предвзятости, лицом к лицу обсуждать возникающие вопросы и проблемы» . Осенью 2000 года исполнилось 200 лет со дня учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкв и . В связи с этим юбилеем в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция открылась торжественным молебном в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, совершенным по старому чину духовенством всех единоверческих приходов Московского Патриархата. Обращаясь к участникам и гостям конференции, Святейший Патриарх Алексий сказал: «Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях, положившей труднопреодолимую разделённость в Русской Церкви, существующую до сего дня. Таким образом, не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшие при Патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения к повиновению сыграли определяющую и самую трагическую роль в углублении раскола. Оценивая события трёхсотлетней давности, мы не считаем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлечённых в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим. Ныне же, следуя заповеди Спасителя «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:З5), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Рускской Православной Церкви, так и вне её, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и в особенности не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны».

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Удивительно, но у старообрядцев нет ни тени сомнения, что сами они никак не трансформировали свое сознание, живя уже в XXI веке. И пусть бы, но проблемы в общении с ними такая самоуверенность создает. Да и сами старообрядцы интуитивно осознают проблему постепенной утери собственной идентичности, видя выход в подчеркнутом изоляционизме. Это было хорошо видно по недавно прошедшим межстарообрядческим форумам, где рефреном звучали не идеалы Древней Руси, а дистанцирование от Русской Православной Церкви. Психологически их понять можно, но надежды на сотрудничество в этом благом для русского народа деле становятся весьма призрачными. Да и можно ли строить будущее не на позитивных установках, а на актуализации негативного? В богоборческое время верующие люди мыслили и жили иначе, а теперь мейнстримом в старообрядчестве становится описанная хорошо сведущими людьми психология раскола. — Из Ваших слов видно, что процесс церковного единения на институциональном уровне практически не движется. А на личном? — А вот тут картина иная. Многие православные священники, особенно в больших городах и местах былого расселения старообрядцев, сталкивались и сталкиваются с присоединением к Церкви отдельных лиц и целых семейств. Конечно, проще их интеграция в общецерковную жизнь происходит там, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы. Было немало случаев присоединения и целых церковных общин, причем не только в России (Подмосковье, Урал), но и в Белоруссии, Латвии, США. И здесь надо сказать, что ныне действующий приходской устав Русской Православной Церкви определенно настораживает, как мне хорошо известно, помышляющих о единении старообрядцев. Ведь, согласно типовому уставу, судьба прихода всецело зависит от расположения к старообрядцам и единоверцам правящего архиерея, который одним своим волевым решением может изменить весь состав приходского собрания, а следовательно, и статус прихода. Выражу надежду, что принятие Положения о старообрядных приходах Русской Православной Церкви в значительной степени снимет названную озабоченность, поскольку старообрядный статус прихода теперь может быть обозначен в его приходском уставе.

http://patriarchia.ru/db/text/5932466.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чтобы ответить на вопрос, я начну с банальных сетований… Конечно, богослужения эти предназначены не только для интеллигенции, интересующейся древнерусским богослужением, но и для всего прихода. Откровенно говоря, я задумывал совершать древнерусские богослужения, чтобы «разбудить» наших прихожан. Современное богослужение предельно кратко. И мы сами частенько его еще сокращаем, когда опаздываем и уходим раньше. Как ни суди, получается бессмысленная формальная отработка, а внутренне мы остаемся неподвижными. Главное – отстоять очередь, «помазаться» (или «окропиться»), и – убежать… Картина, знакомая до боли всякому приходскому священнику. А где жизнь, пропитанная молитвой? Наша молитва – поспешное и бессмысленное бормотание непонятных текстов, без погружения умом и сердцем. И главная претензия клирикам от прихожан – «затянул службу» (впору в семинариях для подготовки чтецов вводить предмет «Техника быстрого бормотания»!). Но ведь молитва должна менять человека! Человек разучился предстоять Богу, погружаться в молитву, вкладывать ум в слова молитвы, как писали святые отцы. В лучшем случае, служба воспринимается эстетически – приходят послушать красивые песнопения. Но суть молитвы – не эстетика, а аскеза. Возношение ума к Богу и борьба с собой. Эстетикой этого не заменишь! Подобные наблюдения, я уверен, имеются у большинства пастырей, они лежат «на поверхности» и не нужно особой проницательности, чтобы диагностировать обрядоверие и в себе, и в прихожанах. И надо что-то с этим делать. Каждому на личном уровне и на приходском, и на общецерковном… Я предлагаю «метод погружения» в средневековое богослужение. Старообрядное богослужение и пение сохранило изначальный аскетический и молитвенный настрой, по моему замыслу, оно должно хоть кому-то помочь «проснуться» и иначе отнестись и к богослужению, и к жизни. Форма формирует дух. В этом плане, старый чин призван стать для нас в этом смысле неким идеалом, малодоступным для постоянного использования по причине суетности времени, но возможным изредка, к которому нужно стремиться.

http://bogoslov.ru/article/1937533

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил значительное улучшение отношений со старообрядчеством 24 июня 2008 г. 15:37 Прямое отношение к основной теме нынешнего Архиерейского Собора имеет вопрос отношений со старообрядчеством, считает Предстоятель Русской Православной Церкви. «Преодоление последствий русского церковного раскола XVII века остается предметом нашего постоянного внимания», — подчеркнул Его Святейшество, напомнив, что об этом говорилось на всех Поместных и Архиерейских Соборах, начиная с Поместного Собора 1971 года, когда был принят акт о снятии клятв на старые обряды. «В последнее время атмосфера наших взаимоотношений с основными старообрядческими согласиями существенно улучшилась, — с удовлетворением констатировал Святейший Патриарх Алексий, выступая с докладом на пленарном заседании Собора. — Проводятся регулярные встречи и консультации с предстоятелями и представителями старообрядческих согласий, делегации старообрядцев участвовали во многих церковно-общественных форумах. Все это способствует развитию добрых взаимоотношений, в том числе на местном уровне». Конечно, еще встречаются проявления нетерпимости — после столь длительного разделения не всегда легко находить общий язык, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Но стремиться к этому нужно – на благо нашего народа, ради утверждения общих для нас ценностей православной традиции», — заявил он. Нельзя оставить без внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые стремятся к заповеданному Господом Иисусом Христом церковному единству при сохранении привычных для них обрядов и чинопоследований, отметил Святейший Патриарх Алексий. Таким верующим надо идти навстречу, считает Его Святейшество, для этого в Русской Православной Церкви имеются старообрядные приходы. «И нет ничего вредного в стремлении глубже познать дух древнерусского литургического благочестия, не погрешая при этом против любви и единения в вере», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/427045.htm...

Учрежденное в 1800 году единоверие было проектом миссионерским, направленным на достижение единства Церкви, которое виделось, в конечном счете, в достижении обрядового единообразия. При этом положение единоверцев в Греко-Российской Церкви обусловливалось представлением, что клятвы Большого Московского Собора (1666-1667) на древние обряды были положены справедливо, а соответственно и старый обряд в Русской Церкви может быть только терпим, причем терпим временно. В результате единоверческие приходы оказывались в дискриминированном положении, и это сохранялось длительное время. Кроме того, единоверие стало своего рода точкой преткновения, имея из-за самого факта своего существования убежденных противников как со стороны радикально настроенных «ревнителей благочестия», так и со стороны неумеренных «борцов с расколом». Именно поэтому еще в 1900 году на юбилейных торжествах по поводу 100-летия единоверия прозвучала следующая оценка его положения: «Столетняя судьба Единоверия страдальческая: его ненавидит и травит, старается стереть с лица земли… раскол, его не любит, не ценит, не поддерживает православный мир, смотрящий на Единоверие или безучастно, или безнадежно, как на нечто мертворожденное, или же свысока, как на нечто низшее, Об этом же сто лет спустя в своем  докладе «Философия единоверия: прошлое — настоящее — будущее» , прочитанном на юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви, говорил и Святейший Патриарх Кирилл, в то время митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Возникшее в недрах нашей Церкви течение единоверия на протяжении столетий претерпевало периоды взлетов и падений и всегда, будучи на передовой линии по уврачеванию церковного раскола, оставалось точкой В течение XX века положение дел менялось. Развитие историко-богословской науки и сам ход российской истории привели к тому, что Положение о Единоверии, принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., не содержало уже в себе признаков дискриминации приверженцев старых церковных обрядов. А на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года было вынесено историческое решение об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. Древний обряд был реабилитирован, и в связи с этим перед старообрядными приходами возникла новая задача: не только способствовать уврачеванию церковного раскола, но и служить делу реабилитации русской церковной старины, способствовать ее изучению и превращению сокровищницы древней церковной традиции в достояние всей Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

Литургии по древнему чину совершаются сегодня в старообрядческих общинах, но они находятся в расколе, а, кроме того, там всегда очень закрытые собрания, на которые не допускаются внешние по отношению к их общинам люди. В единоверческие храмы попасть можно свободно, но таких общин немного, а во многих епархиях их нет совсем. То есть на самом деле возможностей увидеть, каким было богослужение до XVII века, не так много. – Но ведь до мельчайших подробностей воссоздать древнюю традицию не только не представляется возможным, но и, в целом, уже не так важно для современного человека, даже воцерковленного. – Если мы собираемся исключительно ради устава, а не ради молитвы – это уже какое-то обрядоверие. Но для нас, членов Церкви, старый обряд имеет не только историческое, музейное значение. Это ценнейшая часть нашего литургического наследия, одна из возможностей прикоснуться к духовности наших предков, ощутить себя наследником и продолжателем традиции и сделать ее живой частью собственного молитвенного опыта. Кстати, сама организация богослужения на старообрядном приходе может многому научить. Мы не собираемся возвращаться из XXI века в XVI, но это не значит, что нет такого, что бы мы хотели воспринять от наших предков. Например, когда вся община хорошо знает устав и приходит именно для совместной молитвы, то ситуация, когда можно забежать посредине службы, поставить свечку, попросить Бога выполнить какое-то заветное желание своими словами и быстро убежать дальше по своим делам, не только нетипична, но и почти невозможна. А это ведь тоже важный опыт для современного человека, особенно для того, кто еще только начал воцерковляться. Приобщаясь к такой сосредоточенной молитве, мы можем и понять психологию средневекового человека – это другой ритм жизни, другая степень погруженности в молитву, уровень понимания молитвы. Что касается мельчайших подробностей, то всегда должна присутствовать разумная мера: например, в Успенском соборе на торжественной архиерейской службе, когда не время для экспериментов, мы решили исполнять за богослужением более простые и ясные по мелодике одноголосные песнопения второй половины XVII века. В целом образцом для нашей субботней службы была служба, принятая у современных старообрядцев.

http://pravoslavie.ru/58756.html

7. Рекомендовать епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых. Полноценного воссоединение старообрядческих согласий с Русской Церковью никогда не случится, если в ее лоне не будет полнокровно развиваться жизнь единоверческих приходов. Если епархиальные архиереи осознают важнейшее миссионерское значение единоверия и будут не препятствовать (как нередко бывало прежде), а содействовать организации старообрядческих (единоверческих) общин в лоне Русской Православной Церкви, то, глядя на этот положительный пример, многие старообрядцы поймут, что можно оставаться старовером, но не разрывать церковного единства. Скорее всего, представленный документ еще будет корректироваться, но и в своем нынешнем виде он уже войдет в историю. Как один из первых шагов к «исцелению любовью» той застарелой раны, которая, в силу привычки, уже не столь мучительна, но оттого не менее опасна для полнокровной церковной жизни. скрыть способы оплаты Комментарии Вера 20 сентября 2013, 04:17 А как будет с текстом Символа Веры? Мария 19 сентября 2013, 22:09 Спасибо за интересный и важный материал. Большая просьба к редакции " Православия. ру " изыскать возможность для публикации серии материалов, посвященных Расколу, и содержащих компетентную современную оценку разных его сторон (конкретно-исторической,догматической и др.), а также историографических позиций по этому вопросу. Для преподавателей эта тема - настоящее " минное поле " . Если руководствоваться только учебниками (Тальберга,Петрушенко и др.) ясно, что не хватает современного взгляда, современных акцентов. Пункт 6-ой особенно интересный. Большинство моих знакомых крещено кроплением или через обливание. И что делать? Ирина 19 сентября 2013, 20:52 Поясните, пожалуйста, значит ли это, что я могу своих близких-староверов вписывать наконец в записки на Литургии? Заранее благодарна. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/64228.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010