Евангелие – это своего рода словесная икона, в чем-то подобная византийским и древнерусским иконам с клеймами. Особенностью таких икон является то, что в их центре размещено основное изображение, а по краям, в виде рамы, располагаются многочисленные окна (клейма) с различными побочными сюжетами. Если бы две иконы Рождества Христова создавались на основе двух евангельских повествований, то центральная композиция была бы одинаковой, а вот ряды клейм могли бы существенно различаться – как по содержанию, так и по количеству. Лука, как представляется, знает гораздо больше деталей, касающихся истории рождения Иисуса. Эту историю он вправляет в другую историю – рассказ об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Две истории не только развиваются параллельно, но и содержат множество сходных элементов. Один и тот же ангел, Гавриил, сначала является Захарии, отцу Предтечи, а затем Марии, Матери Иисуса. Захария, увидев ангела, смутился ( Лк. 1:12 ); Мария, увидев ангела, также смутилась ( Лк. 1:29 ). И к Захарии, и к Марии ангел обращает слова: Не бойся ( Лк. 1:13; 1:30 ). В обоих случаях ангел говорит не только о рождении ребенка, но и о том, каким именем он должен быть наречен ( Лк. 1:13,31 ). Об Иоанне ангел говорит: ибо он будет велик пред Господом ( Лк. 1:15 ); об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего ( Лк. 1:32 ). Захария спрашивает ангела: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных ( Лк. 1:18 ). Мария задает ангелу вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Елисавете наступает время родить, она рождает сына, на восьмой день его обрезывают и нарекают ему имя ( Лк. 1:57–65 ). Марии наступает время родить, Она рождает Сына Своего Первенца ( Лк. 2:6–7 ), Которого по прошествии восьми дней обрезывают и дают Ему имя ( Лк. 2:21 ). Об Иоанне евангелист говорит: Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). А история рождения Иисуса завершается словами: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же можно считать доказанной историческую достоверность сказания еванг. Луки о Рождестве Иисуса Христа, то тем более не может подлежать сомнению его подлинность (оспариваемая Бауровой школой). Св. Иустин Мученик в Разговоре с Трифоном (гл. 78) излагает историю Рождества Христова буквально, можно сказать, словами Луки: «Так как в Иудее, – говорит он, – тогда была перепись первая при Квиринии, то он (Иосиф) из Назарета, где жил, отправился записаться в Вифлеем, откуда произошёл, ибо он родом был из колена Иудина, жившего в этой стране... Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф по недостатку в том селении места, где остановиться, пришёл в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». В другом месте (перв. апол. 34) он пишет так: в земле иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима на тридцать пять стадий, в котором родился И. Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квиринии, первом вашем правителе в Иудее. Даже Маркион, как утверждает Тертуллиан на основании одного письма его, не только знал это повествование, но и верил свидетельству евангелиста о рождении Спасителя в Вифлееме во время переписи при Кесаре Августе, о положении Его в яслях, об ангельском славословии в это время, о поклонении Новорождённому пастырей и проч. (De carne Christi, cap. 2). – Несомненно убеждают в подлинности настоящего повествования и некоторые особенности языка его, встречающиеся и в других частях Евангелия. Так, выражение бысть со следующим за ним неопределённым наклонением при определении времени ( Лк.2:1, 6 ) находится в Лк.3:21, 5:12, 17, 6:1, 12, 7:11 и дал. Бысть яко ( Лк.2:15 ) также при определении времени встречается во многих местах, напр. в Лк.19:29 . Слово вышний – υφιοτος – ( Лк.2:14 ) часто употребляется и в других местах: Лк.6:35; 8:28; 19:38 . Дом – οικος – в значении фамилии ( Лк.2:4 ) встречается в Лк.10:5, 11:17, 19:9 . Не менее часто употребляется слово ходить – πορευεσϑαι ( Лк.2:3 ), именно в Лк.4:30, 42, 5:24 и т. д. Таковы же слова Спаситель ( Лк.2:11 ), благовестити ( Лк.2:10 ), которые почти исключительно встречаются в Евангелии Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Эта неспособность учеников, невзирая на их исповедание Мессианства Христова, понять Его пророчество о Своей смерти и воскресении, имела свое основание в том, что они еще пребывали в тех представлениях о Царстве Мессии, какие сложились среди иудейских книжников, понимавших мессианское Царство как царство земное, политическое, и вместе с тем свидетельствовала о том, как слабо еще было их познание о природе Царства Божия и его духовных благах. Поэтому, согласно Евангелию Луки, Христос остальное время до Своего торжественного входа в Иерусалим посвятил научению Своих учеников именно этим важнейшим истинам о природе Царства Божия, о его виде и распространении (вторая часть), о том, что потребно для достижения вечной жизни, и предупреждениям не увлекаться учением фарисеев и взглядами Его врагов, которых Он со временем придет судить, как Царь этого Царства Божия ( Лк.9:51–19:27 ). Наконец, в третьей части евангелист показывает, как Христос Своими страданиями, смертью и воскресением доказал, что Он есть действительно обетованный Спаситель и помазанный Святым Духом Царь Царства Божия. Изображая торжественный вход Господа в Иерусалим, евангелист Лука говорит не только о восхищении народа, о чем сообщают и другие евангелисты, но и о том, что Христос возвестил о Своем суде над непокорным Ему городом ( Лк.19:28–44 ) и затем, согласно с Марком и Матфеем, о том, как Он в храме посрамил Своих врагов ( Лк.20:1–47 ), а потом, указав на превосходство подаяния на храм бедной вдовы пред взносами богачей, Он предвозвестил перед Своими учениками судьбу Иерусалима и Его последователей ( Лк.21:1–36 ). В описании страданий и смерти Христа ( Лк.22–23 ) выставляется на вид, что к преданию Христа Иуду побудил сатана ( Лк.22:3 ), а потом выдвигается уверенность Христа в том, что Он будет вкушать вечерю со Своими учениками в Царстве Божием и что Пасха Ветхозаветная отныне должна замениться устанавливаемой Им Евхаристией ( Лк.22:15–23 ). Упоминает евангелист и о том, что Христос на Тайной Вечери призывая учеников к служению, а не к господствованию, тем не менее, обещал им господство в Его Царстве ( Лк.22:24–30 ). Затем следует рассказ о трех моментах последних часов Христа: обещание Христа молиться за Петра, данное ввиду его скорого падения ( Лк.22:31–34 ), призыв учеников к борьбе с искушениями ( Лк.22:35–38 ) и моление Христа в Гефсимании, при котором Его укреплял Ангел с неба ( Лк.22:39–46 ). Затем евангелист говорит о взятии Христа и исцелении Христом раненного Петром раба ( Лк.22:51 ) и об обличении Им первосвященников, пришедших с воинами ( Лк.22:53 ). Все эти частности ясно показывают, что Христос шел на страдания и смерть добровольно, в сознании необходимости их для того, чтобы могло совершиться спасение человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царя Израилева влекут на позорный крест для лютой казни, а Божественного Страдальца волнует единственно участь дерева сухого, и Он приглашает сердобольных жен проливать горькие слезы не о Нем, но за себя и за детей своих в виду приближения страшного гнева ( Лк. 23:28–31 ). Будучи распят и поруган, Господь и теперь платит виновникам своей казни трогательным всепрощением и искреннею мольбою за них: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). И самый факт богоубийственного умерщвления Сына не истощает всей благости Божией к жестоковыйному народу: «Иерусалим будет попираем языки, дóндеже скончаются времена язык» ( Лк. 21:24 ). Не менее мягкости обнаруживается и по отношению к злейшим врагам – фарисеям. Уже Иоанн Креститель не к ним направляет позорную кличку «порождений ехидниных» ( Мф. 3:7 ), а к народу ( Лк. 3:7 ). В других местах опять немало сглаживается жестокость обличительных слов Христовых, и самое гнусное объяснение в связи Чудотворца с веельзевулом ( Мф. 12:24 ) усвояется безличному подозрению толпы ( Лк. 12:15 ), которая выступает вперед и в течении последних ужасных дней Лука умалчивает о формальном приговоре синедриона против Христа ( Лк. 22:71 ), в предании Его Пилату ( Лк. 23:1 ) и в пререканиях с игемоном главную роль приписывает народу ( Лк. 23:4 , Лк. 23:14 ), хотя при активном участии вождей. Подобно сему, ругателями и истязателями невинно осужденного Узника называются ( Лк. 22:63 ) люди (o νδρες) без ясного намека, что это было по воле первосвященника и его клевретов (ср. Мф. 26:65–68 ). И во время земной жизни своей Христос не чуждался фарисеев, охотно принимая их приглашения ( Лк. 7:36 сл., Лк. 11:37 сл., Лк. 14:1 сл.) с целью пробудить в них добрые чувства и внушить спасительное настроение. Мы видим теперь, что у Луки нигде не отмечается, чтобы Евангелие отрешалось от иудейской массы по причине отвержения его последнею, чем фатально порождается взаимное отрицание. Расхождение было принципиальное. Эта истина несомненна и потому, что теократические права Израиля признаются Лукою в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  Матфей, глава 10 Марк, глава 3 Лука, глава 6 Симон-Петр Симон-Петр Симон-Петр Андрей, брат его Андрей, брат его Андрей, брат его Иаков Зеведеев Иаков Зеведеев Иаков Зеведеев Иоанн, брат его Иоанн, брат Иакова Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей-мытарь Матфей Матфей Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей, прозванный Фаддеем Фаддей Иуда Иаковлев Симон- Кананит Симон-Кананит Симон-Зилот Иуда Искариот Иуда Искариотский Иуда Искариот Симона Иисус назвал Петром при первом призвании его (Ин. 1, 42); теперь же, вероятно, повторил это название. Иакова и брата его Иоанна, сыновей Зеведея, Иисус назвал сынами грома, и тем определил особенности их характеров: как сыны грома, они будут проявлять, и в слове и в деле, силу и стремительность. Эти особенности характера они вскоре проявили, попросив у Иисуса позволения свести с неба огонь на не принявших Его в одном самарийском селении (Лк. 9, 54). Исцеление всех собравшихся больных и бесноватых Призвав к Себе на гору некоторых ( кого Сам хотел ) из Своих учеников и избрав из них двенадцать, Иисус сошел с ними с горы и стал на ровном месте (Лк. 6, 17), окруженный множеством учеников и толпой народа, сошедшегося из разных мест послушать Его и исцелиться; тогда же все ожидавшие исцеления больные и страдавшие от нечистых духов исцелились; исцелились даже те, которые только прикасались к Иисусу, потому что , как удостоверяет Евангелист Лука, от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6, 19). Что действительно от Иисуса исходила сила, исцелявшая болезни, доказывается Его же словами, переданными нам Евангелистами Марком и Лукой: когда к Иисусу, окруженному толпой народа, прикоснулась, незаметно для окружающих, женщина, страдавшая двенадцать лет кровотечением, то Иисус спросил: кто прикоснулся к Моей одежде ? (Мк. 5, 30). Когда же все отрицались... Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня (Мк. 5, 30; Лк. 8, 45—46). Объяснение силы сходившей из Иисуса при исцелении больных

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Еще один рассказ, относящийся к особому материалу Л., повествует о паломничестве 12-летнего Иисуса с семьей в Иерусалимский храм. Его находят «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии Иисус отвечал: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49-51). II. Начало земного служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13). Евангелист указывает точное время начала проповеди Иоанна Предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). (О проповеди Иоанна см. в ст. Иоанн Предтеча ). Иисус перед выходом на проповедь отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну и принимает от него крещение на Иордане. В этом рассказе подчеркивается, что Иоанн и Иисус тесно связаны: Креститель есть «приготовляющий путь» (Лк 3. 1-6; ср.: Ис 40. 3-5), а Иисус - «Грядущий» Мессия (Лк 3. 15-17). Крещение Иисуса сопровождается голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», утверждающим Его мессианское достоинство, и явлением Св. Духа в образе голубя (Лк 3. 21-22; ср.: Ис 42; Пс 2). Родословие Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38) призвано подтвердить Его Богосыновство. Но т. к. перед утверждением веры в девственное рождение Иисуса (Лк 1. 26-38) Его родословие по человечеству нуждается в комментарии, евангелист указывает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3. 23). При этом подчеркивается, что Иисус связан со всем человечеством: Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк 3. 38). Родословие у Л. отличается от родословия в Евангелии от Матфея рядом особенностей. Если Матфей проводит его от Авраама до Иосифа, то у Л. оно ведется от Иосифа до Адама и Бога. При этом в обеих генеалогиях имена совпадают лишь частично. Отличаются оба варианта и по их структуре: у Матфея - число поколений 3 раза по 14, у Л.- 3 раза по 7 поколений от Иосифа до Салафиила, 3 раза по 7 поколений - от Нирия до Давида, 2 раза по 7 поколений - до Авраама и 3 раза по 7 поколений - до Адама и Бога.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Недаром православная Церковь воспевает главную, основную часть Нагорной беседы за каждой литургией. Самая обстановка произнесения Спасителем Нагорной проповеди, как эту обстановку кратко рисует святой евангелист Матфей, переносит нас в атмосферу мира и любви, вводит людей в общение с Богом и природой, – и обращает наш взор к той счастливой жизни, какою некогда люди наслаждались в земном раю, давно ими утерянном и теперь снова им возвращаемом. Узрев же народы, взыде на гору: и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя ( Мф.5:1-2 «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря». Кроме евангелиста Матфея Нагорная проповедь Спасителя передается и евангелистом Лукою ( Лк.6:17-49 ) и далеко не одинаково: у евангелиста Луки только четыре блаженства (по Евангелию от Матфея – первое, четвертое, второе и восьмое) с присоединением, в противоположность блаженствам, четырех горе: опущено здесь и все, имеющее отношение к ветхозаветному учению; остальная часть Нагорной проповеди изложена сокращенно с опущением обличения Спасителем книжников и фарисеев, хотя начало, середина и конец проповеди у евангелиста Матфея и евангелиста Луки одинаковы. Кроме того, по евангелисту Матфею, Спаситель говорил пред учениками, на горе и сидя, а по евангелисту Луке, пред народом, сошедши с горы и став на ровном месте. Однако и предшествующее Нагорной проповеди событие (избрание апостолов – см. Мф.10:1-4 ; Лк.6:12-16 ) и последующее за ним (исцеление слуги капернаумского сотника – см. Мф.8:5-13 ; Лк.7:2-9 ) передаются обоими евангелистами сходно. Можно полагать, что Христос, сказав наедине ученикам Своим Нагорную проповедь так, как она изложена у евангелиста Матфея, часть ее, как передает евангелист Лука, повторил толпившемуся у горы народу, когда уже Он сошел с горы и стоял среди жаждавшего слова Христова народа, быть может, совершая среди него чудеса. Отсюда и несколько разный характер проповеди Спасителя в передаче евангелистов: в проповеди евангелиста Луки не раскрывается отношение учения Христова к ветхозаветному учению, – до понимания чего еще не созрел народ, – нет обличения книжников и фарисеев и противоположения Христова и их учения; эта проповедь в передаче евангелиста Луки – народна, образна, жива и кратка, что вполне соответствует настроению, восприимчивости и степени развития и понимания разнообразной по своему составу толпы (Lanqe I. Р., стр. 51).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«Андрея, брата его». Лука еще не упоминал Андрея и потому отмечает, что он был брат Симона. Напротив, отношение между Иаковом и Иоанном, как известное (см. Лк  5:10), здесь не указывается. Зилот — то же, что Кананит у Мф  10:4. Иуда Иаковлев, т. е. сын Иакова (лицо известное) — это тот же, кого Матфей называет Леввеем, прозванным Фаддеем (Мф  10:3), а Марк — просто Фаддеем (Мк  3:18). «И, сойдя с ними» — после того, как сошел с избранными в апостолы с горы. «Стал на ровном месте », — т.е. на одной из площадок, какие существуют в палестинских горах (ср. 2 Цар. 1:21). Господь все же оставался в пределах горы, и потому следующая Его речь вполне может быть названа «нагорной» беседой. «И множество учеников Его» — подразумевается: «также стало или остановилось». Под «учениками» понимаются вообще последователи Христа, кроме 12 апостолов. «И страждущие от нечистых духов; и исцелялись». По более удостоверенному тексту, предлог «от» по-гречески обозначен частицей π, а не π, и перед словом «исцелялись» частица «и» — лишняя. Поэтому весь стих следует перевести: «и страждущие исцелялись от нечистых духов» (ср. в этом же стихе выражение: «исцелиться от» (π) «болезней своих» ). Лк 6:20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Лк 6:21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Лк 6:22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Лк 6:23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Излагая Нагорную беседу Христа, евангелист Лука прежде всего, как и евангелист Матфей, приводит обещания, которые Христос давал всем Своим последователям (так называемые блаженства, которых у Луки приведено только четыре, а у Матфея — девять). «Возведя очи Свои». У Матфея этому выражению соответствуют слова: « отверзши уста Свои»  (Мф  5:2). Как то, так и другое выражение оттеняет особую важность момента.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

  Глава восьмая 1 Ин 4, 35; Мф 9, 37—38; Лк 10, 2. 2 Берахот, V,5; Песахим, 86; Авот рабби Натана, VIII; Епифаний. Панарион, I,128. 3 Из Лк 6, 12 сл. явствует, что «Нагорная проповедь» была произнесена перед началом миссии Двенадцати апостолов. 4 Мф 9, 36. 5 Мф 10, 7—10; Мк 6, 7—13; Лк 1—6; 10, 4—11; ср.:Мф 19, 28; Лк 22, 30. Как отмечает еп.Кассиан, «выделение Двенадцати было началом организации» (еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, Париж, YMCA, 1950, с.31). 6 Мф 10, 5—6; ср.:Мф 15, 24. В Послании к Римлянам, написанном в 57 г., ап. Павел говорит о том, что евангельская проповедь обращена к «каждому», однако в соответствии с замыслом свящ.истории сначала ее должны услышать иудеи, а лишь потом эллины (Рим 1, 16). 7 Мф 10, 16 сл.; Мк 13, 9 сл.; Лк 10, 3; 12, 11; 21, 12—19. 8 Мф 10, 32 сл., Мк 8, 38; Лк 12, 8—9; 14, 26—27. 9 Мф 10, 40; Лк 10, 16. 10 Ин 20, 21, 23; Мф 18, 18. 11 1 Кор 11, 1; Гал 2, 20. 12 См.Лев 18, 6,16. 13  Флавий И. Арх. XVIII, 7, 1 сл.; Мф 14, 1—2; Мк 6, 14—16.   Глава девятая 1 Мф 4, 24—25; Лк 6, 17—19. 2 Эти слова сохранились в неизвестном древнем Евангелии (см.: Александрийский Климент. Строматы, I,24; Ориген. На Псалмы, 4,4; Медиоланский Амвросий. Послания, I,36). 3 Мф 14, 13—21; Мк 6, 30—44; Лк 9, 10—17; Ин 6, 1—13. Согласно Мф и Мк, умножение хлебов происходило дважды (второй раз после возвращения Христа из Финикии). В этом, по мнению некоторых толкователей, содержится указание, что священная Трапеза была введена Христом еще до Тайной Вечери как постоянный обряд, как «знамение» Церкви. Слова εχαριστσαζ и χατχλασεν «благодарив» и «преломил», имеют евхаристическое звучание. Согласно Лк 24,30—31,35, «преломление хлеба» было священным жестом, по которому ученики узнали Господа. Ин не говорит о Евхаристии на Тайной Вечери. Экзегеты думают, что это было возможно лишь потому, что она не раз уже совершалась прежде. Знаменательно, что умножение хлебов, как и Тайная Вечеря, произошло в предпасхальные дни (Ин 6,4). 4 Мф 14, 22—36; Мк 6, 45—56; Ин 6, 14—21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

7. Исцеление тещи Петра (1:29–31) (Мф 8:14–15; Лк 4:38–39) Источником рассказа может быть с уверенностью назван апостол Петр. Повествование включает такие подробности, которые имели значение только для лиц, непосредственно вовлеченных в событие. 29. ες τν οκαν Σμωνος κα Ανδρου ‘в дом Симона и Андрея’. Очевидно, у братьев был общий дом, в котором Иисус встречался с учениками в период служения в Капернауме. Это исцеление — первое, о котором повествует апостол Марк. Чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом по свидетельству Евангелий, могут быть разделены на четыре вида: экзорцизмы (изгнания злых духов), чудесные исцеления, воскрешения мертвых и природные чудеса. Важность чудес для апостола Марка выражается в том, что около 47% стихов в первых десяти главах его Евангелия прямо или косвенно связано с ними. У синоптиков чудеса называются δυνμεις, букв. ‘(проявления) силы’ (6:2,5; Мф 11:20–21,23), ср. слова учеников на пути в Эммаус, которые называют Иисуса ‘пророк, сильный (δυνατς) в деле и слове’ (Лк 24:19), а также слово σχυρτερος ‘сильнейший’, которое встречаем в Лк 11:22 и Мк 3:27 (=Мф 12:29=Лк 11:21–22). Чудеса — действия Божии, осуществляемые Святым Духом (Лк 4:18–19) как проявление Царства Божиего (Мф 12:28=Лк 11:20) и исполнение эсхатологических пророчеств ВЗ (Лк 4:18; Мф 11:4–5=Лк 7:22; ср. Ис 29:18–19; 35:5–6; 61:1). Они свидетельствуют о том, что Иисус — обетованный Мессия (Мф 11:2–6=Лк 7:18–23) и означают, что сатана связан (3:27), а связанные им освобождены (в Лк 13:16 указывается, что хотя не всякая болезнь есть следствие одержимости, она всегда результат дел сатаны). Христос совершает чудеса из сострадания и милосердия к людям (8:2 и 5:19), но не с целью приобрести внешнюю власть над ними (на что толкает Его искуситель — достаточно сравнить Мк 8:2 и Мф 4:4) и не для того, чтобы облегчить тяготы Своего служения или избегнуть предлежащего Ему Креста (Мф 26:53). Тем не менее чудеса не обладают принудительной силой убеждения — их истинный смысл познается верой. Города Хоразин, Вифсаида и Капернаум не покаялись, невзирая на чудеса (Мф 11:20–24=Лк 10:13–15), и даже ученики не всегда понимали их (6:52). Для верующих чудеса — убедительное проявление Божественной Славы, неспособность понять их значение и ответить на призыв к покаянию означает отпадение от Бога (Мф 11:20–24=Лк 10:13–15).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010