«Я, когда только начал служить в Ровном, алтарник мне говорит: Ты у меня пятый!”» – вот интересно, мне одной на ум при этих словах священника приходят слова бортмеханика из фильма «В бой идут одни “старики»? Действительно, было время, когда священники в Ровном не задерживались. А людям нужен постоянный батюшка, который жил бы их жизнью, хорошо их знал и понимал. «Понятно, что люди должны приходить к Богу, а не к священнику, но на селе священник – это представитель Бога», – уверен отец Алексий. Люди должны приходить к Богу, а не к священнику, но на селе священник – это представитель Бога Он служит у Престола Божия недолго – чуть больше 5 лет, но жизненный опыт – в десять раз больше. Опыт спортсмена, казака, доброго семьянина и просто хорошего человека. Батюшка так описывает траекторию своего жизненного пути: «Протоиерей Александр Милованов, настоятель Воскресенского храма в Покровске, куда я начал ходить, позвал меня в алтарь. По его же наставлению я поступил учиться в духовную семинарию. К тому времени у меня уже была семья, двое детей, за плечами – институт, служба в десантных войсках, тренерская работа. Более 20 лет я занимался рукопашным боем, каратэ, другими видами боевого искусства, был педагогом дополнительного образования в кадетской школе Патриот”, тренировал детей в других спортивных организациях. Так что в Церковь я пришел уже зрелым человеком и профессиональным спортсменом». У будущего пастыря было смутное стремление к чему-то иному – и ощущение, что это «иное» находится внутри Церкви У будущего пастыря было смутное стремление к чему-то иному – и такое же смутное ощущение, что это «иное» находится внутри Церкви. Опыт послушания Церкви отец Алексий развивает уже в сане. «В трудные минуты всегда поддерживает владыка, он нам как отец, стараюсь у него учиться пастырскому делу», – этим словам, сказанным искренне, от души, веришь так же просто. Архипастырь и правда от всего сердца сочувствует этому скромному труженику, ведь жизнь священнической семьи не то что богатой, даже состоятельной не назовешь.

http://pravoslavie.ru/148315.html

Движение и постановка фигур, поворот головы и самое очертание лица, драпировка – все дышит античным изяществом. Статуя послужила первообразом для живописной фигуры, которая в древне-христианской миниатюре, также как и на Помпеянской фреске, будто изваяние отделяется на ровном, цветном фоне, который потом стали позолачивать. Иногда по ровному полю, позади фигур, проводятся архитектурныя линии, здания, стены арок. Ландшафта еще нет. Деревья стоят без перспективы; воздух не оживляет их тяжелой листвы, будто они скопированы с каменного барельефа. Но животные, – птицы и звери, изображены натурально и изящно. Древнехристианская миниатюра – это прекрасный античный барельеф, перенесенный на плоскость и оживленный самым свежим, натуральным колоритом. Эти общие замечания о стиле можно проверить на сотне миниатюр в собрании г. Севастьянова, относящихся хотя и не ранее как к IX веку, но, как сказано, по преданию удержавших в себе явные следы античного стиля. Для примера указываю на раскрашенные фотографии с миниатюр из Жития Святых и Слова Иоанна Дамаскина о Рождестве Христове, из монаст. Есфигмена, XI века 77). По общему впечатлению особенно близки к Помпеянскому стилю, и очерками и колоритом, миниатюры, где изображаются языческие храмы в два и три этажа с рядами идолов, которые своим синим цветом, будто бронзовые, рельефно выступают на ровном фоне, то темном, даже черном, то на золотом. Иныя статуи, в великолепном, царском костюме, позолочены. Тут же помещены разноцветные животные. Архитектурные линии, как на Помпеянских стенах, изящно охватывают группы фигур, производя в целом самое гармоническое впечатление. Яркость и свежесть колорита придают изящным фигурам необыкновенную жизненность, как это можно видеть в миниатюре, изображающей Рождество Иисуса Христа и бегство в Египет. Тип Богоматери необыкновенно прекрасен: в нем столько же природы, сколько и идеальности. В образец грации можно указать на красивую женскую фигуру, сидящую на зеленом лугу; руками держит она по обе стороны спускающияся по плечам косы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Навуходоносор прийдет и в Египет и поразит его; под ударами его склонится всякая крепость и сила египетская ( Иер.46:13–26 ), между тем как Израиль, хотя будет и в плену, получит свободу ( Иер.46:27,28 ). 2 . На землю филистимскую устремляется множество халдеев, так что филимстимляне теряют всякое мужество. Мечь Божий дотоле неуспокоится пока не совершит своего дела (гл. 47). 3 . Ни один из моавитских городов не избежит погибели, так как они надежду свою полагают на свои крепости и свои богатства ( Иер.48:1–20 ). Моав, живший доселе в безопасности и горделивом спокойствии, полагаясь на свою силу, теперь будет посрамлен, ибо настала его погибель ( Иер.48:11–10 ). Везде бедствия, со всех сторон слышны вопли ( Иер.48:17–25 ). Это за превозношение моавитян: то, чем они гордились, послужит им разрушением ( Иер.48:26–35 ). Поэтому, везде всеобщий плач и горе в Моаве ( Иер.48:36–39 ). Все это – суд воздаяния господня, от которого никто не избежит; но наконец и Моав обретет спасение ( Иер.48:40–49 ). 4 . Народу Аммонитскому 15 , завладевшему собственностью Израиля, объявляется опустошение и плен и никакая сила не поможет ему против этого. Но наконец и для Аммона наступить освобождение ( Иер.49:1–6 ). 5 . Мудрость Эдома посрамится, когда Господь посетит его, ибо Бог определил обратить Эдома в пустыню ( Иер.49:7–13 ). Эдом надеялся на защиту своих скал, но Господь коснется и их и свергнет Эдом с высоты его ( Иер.49:14–18 ). Эдом не может противостоять крепкой руке Божией, и с трепетом подчинится своему суду ( Иер.49:19–22 ). 6 . Дамаск, роскошный и гордый, подвергнется падению ( Иер.49:23–24 ); его слава и герои погибнут ( Иер.49:25–27 ). 7 . Против Кидара и Азора 16 Господь поылает халдеев; они устремляются на них и грабят их ( Иер.49:28–31 ); жившие доселе покойно и самоуверенно подвергаются опустошению ( Иер.49:32,33 ). 9 . Настанет время, когда и о Вавилоне скажут: он пал. Прежде Израиль за свои грехи впал в руки Вавилона, но вот он освободится, когда падет Вавилон, с которым сделают то, что он делал другим ( Иер.50:7–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

главы 5–7). Нагорная проповедь в Мф. должна быть понимаема, как систематизация нравственного учения Христова. Параллельные отрывки разбросаны в Лк. на протяжении одиннадцати глав (6–16). Отрывок, более значительный по содержанию и представляющий собою связное целое, есть проповедь «на месте равне» в гл. 6 (17–49). Мы улавливаем в нем характерное для Лк. ударение на области социальных отношений. В отличие от Мф., ублажаются нищие (Лк. 6в исправной форме текста), не нищие духом ( Мф. 5:3 ), алчущие ныне ( Лк. 6:21 ), не алчущие и жаждущие правды ( Мф. 5:6 ), и нищим, и алчущим противополагаются богатые и пресыщенные, которым возглашается горе ( Лк. 6:24–25 ). Тем самым – и это вторая особенность «блаженств» в редакции Лк. – слово Христово звучит утешением нищих, алчущих, плачущих, а также ненавидимых и гонимых Сына Человеческого ради. Лк. есть Евангелие утешения, и в утешении нуждаются не только социально обездоленные. В утешении нуждается Наинская вдова, потерявшая единственного сына (7:11–16, ср. особенно стт. 12–13, 15), утешения ищет Закхей. человек богатый, но окруженный, как мытарь, презрением и ненавистью сограждан (19:1–10). «Блаженства» в Лк. имеют значение утешения. И, наконец, третья особенность: проповедь «на месте равне», как и Нагорная проповедь Мф. (ср. 4:23–5:2), обращена, в присутствии народа к ученикам (ср. 6:17–20 и слл.). Но в Лк. «блаженствам», в формах второго лица множественного числа (ср. стт. 20–23), противостоит, тоже в формах второго лица множественного числа, возглашение горя (ср. стт. 24–26). Горе, возглашаемое ученикам, должно быть понимаемо, как предупреждение. Господь говорит об условиях апостольского служения. Условия положительные оттеняются, по контрасту, указанием на опасности. В проповеди «на месте равне» «блаженства» имеют значение введения. В сочетании с возглашением горя, они еще больше, чем в Мф., сообщают всей проповеди значение слова, обращенного к ученикам в начале их служения. Каждое Евангелие имеет свои особенности и открывает, по преимуществу, какую-нибудь одну сторону благовестия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Посольство от Иоанна Крестителя ко Христу с вопросом, Он ли Мессия, побудило Христа указать на Свои дела как на свидетельство о Его Мессианском достоинстве и вместе укорить народ в недоверии к Иоанну Крестителю и к Нему, Христу. При этом Христос делает различие между теми слушателями, которые жаждут от Него услышать указание пути к спасению, и между теми, которых – огромная масса и которые не веруют в Него ( Лк.7:18–35 ). Последующие разделы, согласно с намерением евангелиста показать различие между слушавшими Христа иудеями, сообщают ряд фактов, которые иллюстрируют такое разделение в народе и вместе отношение Христа к народу, к разным его частям, сообразное с отношением их ко Христу, а именно: помазание Христа покаявшейся грешницей и поведение фарисея ( Лк.7:36–50 ), упоминание о служивших Христу своим имением галилейских женщинах ( Лк.8:1–3 ), притча о различных качествах поля, на котором производится посев с указанием на ожесточение народа ( Лк.8:4–18 ), отношение Христа к Своим родным ( Лк.8:19–21 ), переправа в страну Гадаринскую, при которой обнаружилось маловерие учеников, и исцеление бесноватого, причем отмечен контраст между тупым равнодушием, которое проявили гадаринцы к чуду, совершенному Христом, и благодарностью исцеленного ( Лк.8:22–39 ), исцеление кровоточивой женщины и воскресение дочери Иаира, потому что и женщина и Иаир показали свою веру во Христа ( Лк.8:40–56 ). Далее следуют события, рассказываемые в 9-й главе, которые имели своей целью укрепить учеников Христовых в вере: наделение учеников силой изгонять и исцелять больных вместе с наставлениями о том, как они должны действовать во время своего проповеднического путешествия ( Лк.9:1–6 ), причем указывается, как понял тетрарх Ирод деятельность Иисуса ( Лк.9:7–9 ), насыщение пяти тысяч, чем Христос показал возвратившимся из путешествия апостолам Свою силу оказывать помощь при всякой нужде ( Лк.9:10–17 ), вопрос Христа, за кого считает Его народ и за кого – ученики, причем приводится исповедание Петра от лица всех апостолов: «Ты – Христос Божий», а затем предречение Христом Своего отвержения представителями народа и Своей смерти и воскресения, а также увещание, обращенное к ученикам, чтобы они подражали Ему в самопожертвовании, за что Он вознаградит их при Своем втором славном пришествии ( Лк.9:18–27 ), преображение Христа, которое давало Его ученикам проникать своим взором в Его будущее прославление ( Лк.9:28–36 ), исцеление бесноватого лунатика-отрока, – которого не могли исцелить ученики Христовы по слабости своей веры, – имевшее своим последствием восторженное прославление народом Бога. При этом, однако, Христос еще раз указал Своим ученикам на ожидающую Его судьбу, а они оказались непонятливыми в отношении к такому ясному заявлению, сделанному Христом ( Лк.9:37–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этом стихе Исаия вспоминает о временах первого исхода (ср. 42,16; 48,21; Исх. 15,13 ) и сообщает, что Бог Сам будет оберегать и вести избранных Своих ко спасению, к Сыну Своему «источнику вод» ( Ин. 4,10.14; 7,37 ). 49:11 Господь уровняет пути, т.е. устранит все препятствия. 49 придут издалека... от севера и моря. Со всех концов земли. из земли Синим. По мнению некоторых исследователей, речь здесь идет о древней Сиене, где во времена исхода из Египта образовалась колония иудеев (ср. Иез. 29,10; 30,6 ). 49 Сион. См. ком. к 1,8. оставил... забыл. Эти слова относятся ко времени пленения (40,27; 54,7). 49 слишком тесны. Пророчества, содержащиеся в ст. 19–21, не ограничиваются возвращением иудеев в землю обетованную в царствование Кира и не только напоминают о городе, построенном Неемией (ср. Езд. 2 ; Неем., гл. 13). В наши дни слова пророка исполняются в Церкви Божией, которая, по сути дела, и есть новый Израиль (ср. 54,1–3; Мих. 7,11 ; Зах. 2,4.5 ). 49 к народам. Эти слова обращены не только к народам, жившим во времена Кира, но и, в равной мере, ко всем последующим поколениям людей (см. ком. к ст. 19; ср. Рим. 11,26 ). 49 цари. С наступлением нового века народы, прежде угнетавшие Израиль, вступив на путь спасения ( Быт. 12,3 ), будут служить Христу и новому Израилю Его Церкви (см. ком. к ст. 7). будут кланяться. Ср. 45,14. 49 у сильного. Сильные надеющиеся на Господа. 49 Я буду состязаться... спасу. Господь защищает и спасает надеющегося на Него. 49 узнает. См. ком. к 52,6. Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Сильный Иаковлев. См. ком. к 1,24. В этом стихе Исаия говорит о спасительном заступничестве Бога за Свой народ. Глава 50 50 разводное письмо. Смысл этой метафоры в том, что узы, связывающие Израиль с Богом, остались прежними, и, следовательно, народ Божий может надеяться на возвращение в землю отцов ( Втор. 24,1–4 ; Иер. 3,1.8 ). матери. Речь идет об иудеях, уведенных в плен. заимодавцев. Господь не отрекся от Своего народа, ибо в таком случае Он оставался бы безразличен к судьбе Израиля (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мк 8. 27 - 9. 1 является поворотным моментом в повествовании, открывающим путь на Голгофу. В Кесарии Филипповой ап. Петр исповедует Иисуса Христом (Мессией), но не признает неизбежности Страстей. В ответ, обращаясь не только к ученикам, но и к народу, Господь учит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8. 34). Необходимость страданий Сына человеческого неоднократно подчеркивается в Мк 8. 31; 9. 31; 10. 32-34. В Мк 8. 27-10. 52 описывается путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. В Мк 11. 1-13. 37 рассказывается о Входе в Иерусалим, чуде со смоковницей, приводится притча о злых виноградарях, Господь отвечает на вопросы о подати кесарю, о воскресении мертвых, о наибольшей заповеди и о том, какой властью Он совершает Свои деяния. Кроме того, приводятся рассказ о лепте вдовы и пророчества о последних временах. В 14-15-й главах дано описание Страстей, крестной смерти, свидетельств воскресения Христа. Эпилогом служит рассказ о явлении Воскресшего Христа Марии Магдалине и др. ученикам (Мк 16). Евангелие от Луки Начинается Евангелие с краткого вступления с обращением к Феофилу (Лк 1. 1-4), выделяются 5 основных частей: 1) повествование о рождении Иоанна Предтечи, а также о Рождестве и детстве Спасителя (Лк 1. 5-2. 52), которые выстроены как диптих и включают ряд библейских песней ; 2) повествование о начале земной жизни и служения Иисуса Христа, в состав к-рого входит родословие Христа, рассказы о крещении на Иордане и об искушении в пустыне (Лк 3. 1-4. 13); 3) повествование о служении Иисуса Христа в Галилее (Лк 4. 14-9. 50) с подробным изложением Его учения (проповедь в синагоге Назарета, проповедь «на ровном месте»), описанием чудес исцеления, обстоятельств призвания некоторых учеников, споров с книжниками и фарисеями, Преображения; 4) повествование о путешествии в Иерусалим (Лк 9. 51-19. 44), в к-ром подробно говорится об ученичестве, приводятся текст Молитвы Господней и ряд притчей, описывается Вход Господень в Иерусалим; 5) повествование о Страстях, воскресении и явлениях в Иерусалиме (Лк 19. 45-24. 53), которое включает рассказ об очищении храма, ряд пророчеств, изобличение предателя, рассказ о Тайной вечере, о Гефсиманском молении, об аресте и о суде над Иисусом Христом, рассказы о крестной смерти, пустой гробнице, явлениях ученикам и Вознесении ( Nolland J. Luke 1 - 9:20. Dallas (Tex.), 1989. (WBC; 35A)).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Ин 15:6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Здесь указано, как обыкновенно виноградари поступают с засохшими ветвями. Так на страшном суде будет поступлено и с отступниками от Христа (ср. Мф  13:30, 40–41). Но как согласить с явлением отпадения от Христа, которое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше (Ин 6 и сл.; Ин  10:28–29) о безопасности, обещанной уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то теперь говорит об отпадающих от Него и погибающих. Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа неистинными Его последователями. « Они вышли от нас, но не были наши», — говорит Иоанн о противниках христианства, бывших христианах (1 Ин  2:19). Ин 15:7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, которую они получат от этого: их молитвы будут услышаны (ср. Ин  14:13–14). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос. Лк 6:12–19. Избрание апостолов. Лк 6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, Лк 6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. Лк 6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Об избрании апостолов евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк  3:7–19), впрочем с некоторыми от него отступлениями. «На гору помолиться». Это отмечает только Лука, как событие, указывающее на чрезвычайную важность последовавшего затем избрания апостолов. «Наименовал Апостолами», т. е. дал им известное назначение, какое достаточно определяется названием «апостол» — посланник, уполномоченный (ср.  Мф  10:2 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

Этим прологам одинаково свойственны краткость, вкус и чувство меры, но между ними есть одно характерное различие: евангелист скромно умалчивает о своем имени и пишет Евангелие мира из чистой любви к истине и ради духовного благополучия всех людей, а великими языческими историками движет стремление к славе и желание обессмертить разрушительные войны и междоусобицы греков и варваров. Содержание Евангелия от Луки После историографического пролога Лука сначала рассказывает нам историю рождения и младенческих лет Иоанна Крестителя и Иисуса, взятую из еврейских источников, и описывает один эпизод из детских лет Спасителя ( Лк. 1; 2 ). Затем он в хронологическом порядке излагает историю общественного служения Христа, от Его крещения в Иордане до воскресения и вознесения. Нам нужно лишь отметить те факты и высказывания, которых нет в других евангелиях и которые дополняют синоптическую летопись начала, середины и конца жизни нашего Господа. 1002 I. Лука добавляет следующие моменты в историю младенчества Иоанна и Христа: Явление ангела Господня Захарии в храме с вестью о рождении Иоанна, Лк. 1:5–25 . Благовещение Деве Марии о рождении Христа, Лк. 1:26–38 . Путешествие Девы Марии к Елисавете; приветствие Елисаветы, Лк. 1:39–45 . Молитва Девы Марии «Величит душа Моя Господа», Лк. 1:46–56 . Рождение Иоанна Крестителя, Лк. 1:57–66 . Молитва благословения Захарии, Лк. 1:67–80 . Рождение Иисуса в Вифлееме, Лк. 2:1–7 . Явление ангелов вифлеемским пастухам и песнь «Слава в вышних», Лк. 2:8–20 . Обрезание Иисуса и принесение Его в храм, Лк. 2:21–39 . Посещение Иисусом Иерусалима на пасху в возрасте двенадцати лет и Его беседа с иудейскими учителями в храме, Лк. 2:41–52 . К перечисленному следует добавить родословие Христа от Авраама до Адама – у Матфея родословие приведено в обратном порядке, начинается от Авраама и в общей части содержит некоторые отличия, свидетельствующие о независимости двух родословий друг от друга, Лк. 3:23–38 , ср. Мф. 1:1–17 . II. В историю общественной жизни нашего Господа Лука добавляет целый ряд важных событий, высказываний и происшествий, имевших место в разные периоды, но в основном во время кружного пути Иисуса из Капернаума в Иерусалим через Самарию и Перею ( Лк. 9:51 – 18:14 ). Этот раздел включает в себя:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1) Во фрагменте Муратория (памятник половины 2-го века) прямо говорится, что Лука начинает своё Евангелие сказанием о рождении Иоанна. Известно было несомненно это самое сказание и евионеям (секта апостольского века), евангелие которых, по свидетельству св. Епифания 248 , начинается почти буквально словами Лк.1:5–6 : «было во дни Ирода царя иудейского, пришёл Иоанн... о нём говорили, что он из рода священника Аарона, сын Захарии и Елисаветы». Церковь лионская и виеннская в известном своём послании (конца 2-го века) повествует о Веттие Эпагаде, что он «при всей своей молодости заслужил такое же одобрение, как и старец Захария. Он ходил во всех заповедях и оправданиях Господних непорочно» 249 . Последнее выражение опять почти буквально заимствовано из Лк.1:6 . Св. Иустин Мученик в разговоре с Трифоном дважды касается этой истории. В одном месте (84 гл.), перечисляя женщин, рождавших по воле Божией, он говорит: «то же можно сказать... и о Елисавете, родившей Иоанна Крестителя» (ср. Лк.1:7, 15 ). В другом месте (49 гл.) выражается так: «первому явлению Его (Христа) также предшествовал вестник, т. е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом чрез Иоанна» (ср. Лк.1:17 ). Буквально, почти словами св. Луки ( Лк.1:15 ) говорит Егезипп об Иакове Праведном, что «он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера». Еретики офиты, по словам св. Иринея (кн.1, гл.30, 11), знали о рождении пророка (Иоанна) от неплодной Елисаветы (ср. Лк.1:7 ). 2) Что касается языка, то мы можем указать здесь на такие особенности его, которые свойственны всему Евангелию Луки и которые по этому самому невольно отстраняют всякое подозрение в позднейшем происхождении этого повествования от другого писателя. а) Выражение Лк.1:5, 8 : бысть – εγενετο εν τω – со следующим за ним неопределённым наклонением находится (кроме первых двух глав, подобно другим выражениям) в Лк.3:21, 5:12, 17, 6:1, 12, 7:11 . б) Лк.1:23 : бысть яко – εγενετο ως – при определении времени – в Лк.4:25, 5:4, 7:12, 11:1 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010