[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ЦЕРКОВНОМ ЭТИКЕТЕ Иеромонах Аристарх (Лоханов)                                                                                 [ к оглавлению ] В МОНАСТЫРЕ      Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.      В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил. Духовно-административное устройство монастыря      Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.      Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.      Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.      Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).      Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие. В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

http://zavet.ru/book/etiket01.htm

Джорданвилл. Троицкий мужской монастырь. Holy Trinity Monastery Карта и ближайшие объекты Главная обитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) – Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь был основан пострижеником Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания) иеромонахом Пантелеимоном (Нижником, 1895–1984). В 1928 с несколькими единомышленниками он решил устроить монастырь рядом с небольшой деревней Джорданвилл и вскоре приобрел участок земли площадью около 300 акров (121 га) у местного фермера. Летом 1930 иноки переселились на выкупленный участок. В 1934 настоятелем монастыря стал архиепископ Восточноамериканский Виталий (Максименко). К весне 1935 был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 состоялось освящение, которое совершил архиепископ Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Семья американцев, продавших братии землю, предоставили им свой дом, где был оборудован домовый храм. Вскоре на месте пожара построили одноэтажный дом, организовали хозяйство. В конце 1930-х были куплены дополнительные 200 акров земли и большой двухэтажный фермерский дом с 30 комнатами, куда поместились церковь, трапезная и монашеские келии. В 1945 вскоре после окончания Второй мировой войны было принято решение о строительстве большого каменного собора во имя Св. Троицы. Председателем строительного комитета стал профессор Н. Н. Александров, впоследствии многолетний декан Свято-Троицкой семинарии, почетным председателем – архиепископ Виталий (Максименко), товарищем председателя – игумен Пантелеимон (Нижник). В строительный комитет также вошли знаменитый авиаконструктор И. И. Сикорский, Б. В. Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. В основание храма были положены частицы мощей серб-ских святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиепископа Арсения Сербского. В 1946 началось строительство собора в стиле шатровых храмов Северной Руси по проекту архитектора Романа Николаевича Верховского. Были наняты инженеры для руководства постройкой собора, а братия делала подсобную работу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Закрыть itemscope itemtype="" > «Благословенное развитие Приозерского подворья как валаамской миссии» История создания подворья 16.10.2013 1520 Время на чтение 13 минут Напомним, что 25 сентября 2013 года на сайте « Русской народной линии » было размещено Обращение к православной общественности от приходских советов и прихожан храмов Приозерского подворья Валаамского монастыря Московского Патриархата . Об истории создания Приозерского подворья рассказал в интервью « Русской народной линии » один из его попечителей, руководитель научно-производственной фирмы « ВАПА », заместитель председателя Правления Александро-Невского Братства Борис Борисович Сергуненков. Скоро мы будем праздновать 25 лет со дня образования Приозерского подворья Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. 25 лет - срок не долгий, но на приозерской земле деятельность подворья Валаамского монастыря оставила заметный след , в первую очередь, в возрождении духовной жизни наших соотечественников. Кто пришел в храм Божий, тот смог обрести истинную веру. Многие люди поверили валаамским священнослужителям и, воочию увидев, что такое жертвенное служение Церкви и Отечеству, пошли в церковь сами и повели своих детей, внуков, друзей. Сегодня, когда решается судьба Приозерского подворья , очень важно вспомнить историю его возникновения, очень важно осмыслить, почему православные иерархи в сложное время становления не на словах, а на деле поддерживали деятельность Валаамского монастыря. Важно отметить, что в создании подворья принял непосредственное участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Наш Патриарх, еще будучи митрополитом Ленинг радским и Новгородским, продумывал и подбирал место для создания на материке вблизи с островом Валаам подворья, которое смогло бы помочь в восстановлении оскверненной и разрушенной обители, обеспечить быстрый приезд насельников, трудников и паломников. Есть свидетельство очевидцев, что одним из первых разрушенную и поруганную церковь Всех Святых («Андреевская церковь»), во время ее передачи Русской Православной Церкви, посетил именно митрополит Алексий. Благодарные приозерцы построили на территории подворья часовню в честь его небесного покровителя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, тем самым закрепили исторически значимое событие. Именно наш Патриарх освящал Школу Русской Культуры во время очередного своего визита в Приозерск. Не думаю, что открытие подворья тогда планировалось лишь на 20 лет.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Карта и ближайшие объекты «На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; в первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; во второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница в третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо - приемная, а рядом с ней собственная келья святейшего патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. В том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. В четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах. В настоящее время это здание стоит совершенно пустым». Цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX» - в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56. «Кажущаяся симметрия применена и в архитектуре скита патриарха Никона. Скит находится в 300 метрах к северо-западу от монастыря. Построен скит был в 1658 году. Первый этаж здания был хозяйственным, на втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха. На третьем этаже находились: церковь Богоявления с трапезной, келья Патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской крыше находятся – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сидением, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись.

http://sobory.ru/article/?object=02015

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кресто-Воздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Содержание История [ править править код ] Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет. Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря. На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр. По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович. После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально. Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Игумении монастырей Русской Православной Церкви совершили паломничество в обители Египта Служба коммуникации ОВЦС, 04.11.2022.  С 20 по 29 октября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа игумений монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Сызранским и Шигонским Леонтием совершила очередную паломническую поездку в монастыри Египта. Поездка была организована Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли: епископ Сызранский и Шигонский Леонтий; игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского старовропигиального монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря – Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы; игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского Полоцкого митрополичьего монастыря (Белорусский экзархат); игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска (Белорусский экзархат); игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря в Ульяновске (Симбирская епархия); игумения Леонида (Куликова), настоятельница Свято-Варсонофьевского монастыря (Краснослободская епархия); игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Свято-Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (Переславльская епархия); игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области (Коломенская епархия); игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница Троице-Георгиевского монастыря в с. Лесное Краснодарского края (Сочинская епархия); монахиня Капитолина (Филиппенко), старшая сестра монашеской общины при храме великомученика Никиты в с. Бывалино Московской области (Балашихинская епархия) и монашествующие насельницы женских монастырей.

http://mospat.ru/ru/news/89769/

Резолюция конференции «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» 1-2 февраля 2006 года в рамках XIV Международные Рождественские образовательные чтения ”Школа и церковь – традиции и реформы образования» в Российском государственном социальном университете   прошла конференция «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» состоялась под председательством   ректора РГСУ, член-корреспондента РАН Василия Ивановича Жукова и епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Кураторами конференции выступили: игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы и диакон Валерий Бахтерев, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря, референт Сектора Церковно-приходского образования Синодального отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Конференции приняли участие свыше 430 человек: руководители комитетов Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители министерств, ведомств, федеральных и региональных служб, Генеральной Прокуратуры, священнослужители, монахи и монахини из различных епархий Русской Православной Церкви, педагоги, ученые и практические работники, решающие проблемы беспризорности и безнадзорности в стране. Выступили с докладами и сообщениями 107 человек. В частности, наиболее содержательные аналитические доклады по проблемам, обсуждавшимся на Конференции, представили Преосвященный Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский; игуменья   Николая, настоятельница Свято-Николаевского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославец, игуменья Олимпиада, настоятельница Покровского Хотьково   ставропигиального женского монастыря, Зубова Людмила Александровна, Президент благотворительного фонда Пансиона «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря г. Мурома; Соловьева Ирина Вячеславовна, Секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы; Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы,   диакон Дмитрий Привезенцев, клирика храма иконы Божьей Матери «Знамения»   в Переяславской Слободе   г. Москвы.

http://pravoslavie.ru/447.html

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства. – Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев. Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».

http://pravoslavie.ru/98466.html

Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни А. Игумены. От основания обители, в 15 столетии, до приписки ее к Московскому Ставропигиальному Донскому Монастырю настоятельство в ней было игуменское. 1) Основатель обители и первый ее настоятель игуменского сана преподобный Тихон Чудотворец; преставился в 1492 году. 2) Игумен Исаия 3) Игумен Никандр 4) Игумен Трифон схимник 5) Игумен Авраамий схимник 6) Игумен Иосиф схимник 7) Архимандрит Иродион схимник 54 8) Игумен Пахомий, схимник упоминается и во вкладной книге без означения лет. 9) Игумен Герасим 55 , схимник, упоминается в монастырских актах от 1627 – 1630 годов, а также и во вкладной книге, из которой видно, что он был строителем при игумене Иродионе. 10) Игумен Феодосий, схимник, упоминается во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в монастырских актах под 1650 годом. 11) Игумен Иона упоминается во вкладной книге под 1661–1684 годами 56 . В. Наместники из Донского монастыря. После приписки сей пустыни, по царскому указу, к московскому Донскому монастырю, она управлялась посылаемыми оттуда наместниками, со званием строителей; имена некоторых из них становятся известны из вкладной книги и монастырских бумаг. 1) Иеромонах Исаия упоминается под 1684 годом 57 . 2) Иеромонах Гервасий упоминается под 1698 годом. 3) Иеромонах Антоний упоминается под 1701 годом. 4) Иеромонах Дамаскин упоминается под 1705 годом. 5) Иеромонах Нектарий упоминается под 1723 годом. 6) Иеромонах Игнатий упоминается под 1726 годом. 7) Иеродиакон Иосиф Воронежец от ,, 1728–1732. 8) Иеромонах Тихон 58 упоминается под 1755 годом. 9) Иеромонах Филарет упоминается под 1756 годом. 10) Иеромонах Ипатий 59 упоминается под 1761–1764 годом. С. Игумены и строители С того времени, как была восстановлена самостоятельность обители преподобного Тихона в 1765 году и до настоящего времени, утвердилось в ней настоятельство строителъское; впрочем, было несколько и игуменов. 1) Игумен Мануил перев. Из Черноостровского монастыря (куда определен 3 апр., а в конце 1765 г. перев. В Тихонову пустынь). Управлял восстановленною обителью с 1765 по 1784 год. «Наслан (как сам он выражается) со отказу 1764 года монастырских вотчин в экономическое управление, в 1765 году крутицким архиепископом Амвросием», а в 1784 году уволен на покой в Боровский Пафнутьев монастырь, но 15 октября 1785 г. опять перепросился в Тихонову пустынь на собственном содержании, а в марте 1786 году уволен в Свято-Троицкую лавру в число больничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010