27, 1–12. Когда, вследствие постоянных преследований Саула, стало невозможно скрываться в израильской земле, Давид находит прибежище у филистимлян и поселяется в пограничном городе Секелаге как вассал царя гефского Анхуса, обязанный защищать его южную границу (ср. 21, 1–15). Здесь Давид находился до смерти Саула, последовавшей через два года. Во время преследований Давида Саулом ярко проявились высокие духовные качества личности Давида, его глубокая вера и надежда Бога, преданность воле Божией, великодушие и благородство. Давид дважды щадил жизнь Саула, в то время как Саул продолжал преследовать Давида, нарушая свои обещания и клятвы. 1Цар. 28 – 31 ; 2Цар. 1 . Конец правления Саула. Филистимляне решили воспользоваться ослаблением царства Саула для восстановления своего господства и начали концентрацию своих войск в районе Сонама, на равнине Изреельской, планируя нападение с севера на холмистую южную часть страны. В это же время Саул собирал свого армию на горе Гелвуй и готовился к решающему сражению (28, 1–4). В плохом расположении духа он направляется в Аэндорф к волшебнице и здесь слышит слова, подтверждающие его богоотверженность и предрешение гибели (28, 5–25). В сражении с филистимлянами у Гелвуйских гор, в восточной части Ездрилонской равнины, израильтяне потерпели полное поражение. Три сына Саула были убиты, а сам он пал на свой меч и умер (31, 1–6). Давид не принимал участия в этой битве, так как филистимские князья, не доверяя ему, отослали его обратно в Секелаг, где ему пришлось воевать с амаликитянами (29–30). 2Цар. 1 . Давид получает известие о полном поражении израильтян (1, 1–16) и выражает свою скорбь в составленной им замечательной элегии на смерть Саула и Ионафана, своего лучшего друга (1, 17–27). IV. Давид – царь Иудеи (2 – 4) и всего Израиля (5 – 20). 2Цар. 2 – 20 . 2Цар. 2 – 4 . Давид – царь в Хевроне. После смерти Саула Давид возвращается из Секелага в Хеврон, главный город колена Иудина, и здесь помазывается царем Иудеи в 30-летнем возрасте (2, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Поэтому мы считаем вполне справедливым высказываемое относительно 40-го Пс. в Киевск. изд. Псалтири 1715 г. замечание наместника Киево-Печерской Лавры Варлаама Голенковского, что в нем между прочим описывается, как «Давид в недузе сущи, поношен бяше от сопротивных, чающих, яко от тоя уже болезни не возстанет». 617 Пс.63:7 . См. по русск. пер. Библ. Общ., который, хотя и представляет в этом стихе затруднение в понимании связи между первою, приведенною нами, и последнею его половиною («а внутренность человека и сердце глубоко»), но за то отличается близостью к еврейскому тексту и, с незначительными разностями, составляет почти общепринятый перевод между новейшими западными учеными, тогда как новейший русский перевод Синод изд., стараясь установить теснейшую связь между обеими половинами стиха (…делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца»), держится ближе переводов сирского и халдейского и почти не имеет за себя авторитетов между новейшими учеными. 70 и Вульгата в этом стихе также ближе к еврейскому тексту и след на стороне перевода Библейского Общества. 638 В этих словах Пс.22:5 , кроме образного выражения мысли об особенном попечении Божием, можно видеть буквальное указание на то обстоятельство, что в Маханаиме, во время бегства Давида от Авессалома, в виду войск мятежника, расположившихся в Галааде, Верзеллий и некоторые др. доставили изгнанному царю и его людям все необходимое продовольствие. См. 2Цар.17:26–29 . Такое объяснение этих слов находим мы у Delitzscha в Die Psalmen, 1867 S. 211, и так еще ранее объяснял их Michaelis в Not ad Lowthii Praelect de sacra Herb poesi p. 509 ed Goetting. Нам кажется.что и господствующий в этом псалме образ Господа, как доброго пастыря, который покоит Псалмопевца на злачных пажитях и водит на тихие воды, вызван тогдашним пребыванием его в пустыне, напомнившем ему годы его детства, когда сам он в Вифлеемской пустыне заботливо пас стада отца своего ( 1Цар.16:11, 17:28 ), – так точно в других псалмах, как мы уже имели случай заметить относительно псалмов из времени Саулова гонения, пребыванием его в горах пустыни ( 2Цар.15:30, 32, 16:1, 13 ) обусловливаются встречающиеся в них представления Божественной помощи под образом гор и скал. Пс.26:5, 27:1, 66:3–4, 61:3, 7, 8 . См. об этом замеч. Гуляева на 2Цар.22:2 в его «Историч. кн. Свящ. Пис. В. Зав.». Пс.22:54 ср. Пс.36:19 и 2Цар.17:24–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ст. 4. ...в гроб – см. примеч. к пс. 27:1.   Псалом 30 Ст.1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...в исступлении – Давид воспевает этот псалом в состоянии исступления – смятения от величайшей скорби о собственном падении, раскаявшись в грехе [убийство Урии, женитьба на Вирсавии (см. 2Пар. 11–12 )]. Весь псалом рассматривается обычно как воспоминание о бегстве Давида от своего сына Авессалома (см.: 2Цар. 15–18 ). Пророчески изображается в псалме и моление Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу в предсмертной скорби во время пречистых Его страстей. Ст. 6. В руки твои предаю дух Мой – эти слова произнес Господь наш Иисус Христос на Кресте (ср.: Лк. 23:46 ). Ст. 11. В этом стихе заключено, возможно, воспоминание о тех лишениях, которые терпел Давид во время бегства от Авессалома (см.: 2Цар. 17:29 ). Ст. 19. В этом стихе можно усмотреть воспоминание о тех злобных нападках, с которыми Семей обрушился на Давида (см.: 2Цар. 16:5–8 ). Ст. 23. После обличения пророком Нафаном Давид признал себя виновным, и за это покаяние грех был прощен ему (см.: 2Цар. 12:13 ).   Псалом 31 Второй покаянный псалом. Псалмопевец живописует свой внутренний, духовный опыт: тяжкие муки совести, сознание своего греха, исповедание его Богу, ликующее блаженство, наступившее после прощения его прегрешения милосердым Господом. Покаянная молитва изображена как разговор с Богом: из ощущения Бога как духовной опоры, Защитника, льется мольба к Нему о помощи, и Господь отвечает на эту мольбу -Он Сам говорит с Псалмопевцем. Весь псалом заканчивается на высокой ноте духовного восторга, призывом к веселью и радости. Никто да не радуется собственным своим преуспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, как Помощнике и Покровителе, и в этом обретает для себя услаждение. Ибо любые добродетели не могут быть тверды без Божьего охранения их. «Хваляйся же, о Господе да хвалится» (2 Кр. 10:17) (блж. Феодорит Киррский ).   Псалом 32 В этом псалме противопоставлены два типа людей, два способа жизни: одни ощущают себя внутри порядка Божественного Домостроительства, они прославляют Бога, Который создал весь мир и Кому открыто каждое человеческое сердце; другие полагаются на свою силу, но оказываются слабее первых. Святые отцы Церкви прочитывают в этом псалме указание на исторические события (спасение израильского народа от врагов), а также мысли, созвучные христианскому учению о человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так просоломоновская редакция (F. Langlamet) пролагала путь благожелательному взгляду на воцарение Соломона ( 3Цар.1:35–37, 46–48 ) и уничтожение его противников ( 3Цар.2:24 , 31b–33, 37b, 42–45). По той же причине освобождение города Иавис было превращено в повод говорить о помазании Саула по велению Яхве ( 1Цар.9:15–17, 10:1 ) и показать, что он был избран жребием ( 1Цар.10, 17 , 19b–21, 24). «Вычитывать» волю Божию из реальной истории было вполне в духе библейского реализма. 3.3 Царская власть и предсказание будущего Легитимации царской власти в Иерусалиме могла служить также тесная связь с Храмом. Раннее предание о ковчеге и перенесении его в Иерусалим находит свое продолжение в планах Давида построить для ковчега дом ( 2Цар.7 :1а, 2, 3). Нафан не только поддерживает это намерение, но и предвещает Давиду нерушимую власть: Сам Яхве воздвигнет для него дом (7:11b, 16). Это соответствовало традициям древневосточных благоприятных предсказаний, зафиксированных в месопотамских надписях на архитектурных сооружениях и новоассирийскими изречениями пророков: если некто, будучи царем, строит нечто для божества, божество обеспечивает ему надежность его власти. Ввиду того, что Храм строит на самом деле не Давид, а Соломон, учитывается и это обстоятельство ( 2Цар.7:4, 5 , 8а b –9а, 12, 13а) и предсказание переносится на Соломона (7:13b, 14a, 15a). Но предсказание не дает абсолютной гарантии и уже после смерти Соломона требует корректировки ( 3Цар.11:31 ). Потомкам Давида оставляется лишь «светильник», так как Яхве призрел на Давида и избрал Иерусалим ( 3Цар.11:36, 15:4 , 4Цар.8:19 ). В эпоху плена исполнение предсказания ставится в зависимость от того, ходят ли сыны Давидовы своими путями перед Яхве ( 3Цар.2:4, 8:25, 9:5 ). Но это не значит, что предсказание утратило силу. В молитве (девтерономической по своему характеру) Давид молит Яхве, чтобы Он исполнил предсказание о вечности династии ( 2Цар.7:22–25 ). Упование на то, что дом Давидов пребудет вовеки, не исчезает ( 2Цар.7:26, 27 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Псалмы 19 и 20 Псалмы 19 и 20 представляют собою две сродных между собою молитвы народа за царя по случаю войне, – первый – просительную пред отправлением царя на войну, последний благодарственную по возвращении с победы. В надписаниях оба псалма приписываются Давиду, и нет оснований сомневаться в том, что они относятся ко времени его царствования и были им самим написаны. В обоих псалмах ясно выступает образ славного и могущественного царя (19:7 и 10; 20:2, 4, 6:8), победителя (19:8–9; 20:9–18), господствующего над народом Божиим, когда Господь имел святилище Свое на Сионе (19:8), возлюбленного Его помазанника (19:7), удостоившегося получить обетование вечного царства (20:5–7); а враги этого царя представляются как воинственный народ, владеющий конницею и вооруженными колесницами (19:8–9), каковы во времена Давида были сирийцы, в войне с которыми он однажды взял 1000 колесниц, 7000 всадников и 20000 пехоты ( 1Пар.18:4 ; ср. 2Цар.8:4 ), а в другой раз истребил 700 колесниц и 40000 всадников ( 2Цар.10:18 ; ср. 1Пар.19:18 ). Кроме того, возложение на голову царя-победителя золотого венца (20:4) и изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи (20:10), напоминают обстоятельства аммонитско-сирийской войны Давида, который по завоевании Раввы Аммонитской взял венец царя аммонитскаго с головы его, а в нём было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову, а народ бывший в городе вывел и положил их под пилы и железные молотилки, под железные топоры, и бросил в обжигательные печи, и так поступал со всеми городами аммонитскими ( 2Цар.12:30–31 ; ср. 1Пар.20:2–3 ). Все это делает вероятным, что 19 и 20 псалмы относятся именно ко времени аммонитско-сирийской войны в царствование Давида и были написаны – первый – в качестве молитвы народа за царя, для пения при жертвоприношении пред отправлением на войну, последний – по окончании войны, в выражение благодарности Господу за дарование царю победы. А сходство их по духу и характеру и самому образу выражения с Давидовыми псалмами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

После того как Д. вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Д. постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Д., который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончат. соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь т.о. отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Д. тотчас же приказал их казнить ( 2Цар. 2–4 ). После семи лет царствования Д. над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Д. на царство ( 2Цар. 5:1–5 ; 1Пар. 11:1–3 ; 1Пар. 12:23–40 ). V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ После воцарения Д. первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, располож. на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, т.наз. «градом Давидовым» – с воен. и политич. т.зр. необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Д. заново укрепил город, и приказал соорудить там цар. дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей ( 2Цар. 5:6–16 ; 1Пар. 3:4–9 ; 1Пар. 14:1–7 ). Как только первые победы обеспечили Д. внешнеполитич. спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религ. столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме ( 1Цар. 7:1 ). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Д. все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжеств. процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (ср. Пс. 23:1 ; Пс. 131:1 ). В пути сам царь, облаченный в священнич. накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Д. перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной ( 2Цар. 6:1 ; 1Пар. 13:1 ; 1Пар 15 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

особ. ст. 7, 14, 16, 18, 21, – эти черты, в соединении с прообразом Иакова, могут быть усматриваемы и у ( Пс.42:3–4 ; Мф.12:17–20 ), – также в псалмах); в) Давид – пророк и вдохновенный певец, в его дивных песнях горит огонь нравственно-религиозного мессианского идеала, его вдохновенные псалмы проображают в себе силу и властительность учительного слова Господа и Его божественных речей; г) Давид есть " царь», коего одного евангелист величает этим именем, который один только из всех царей Израиля исполнил все хотения Бога и был по сердцу Его ( 1Цар.13:14; 16:1 ; ср. Деян.13:21 и Пс.88:21 ) и ради коего Бог щадил царство Иудейское от заслуженного отвержения – до исполнения меры долготерпения Своего ( 3Цар.11:12–13 ; ср. 2Пар.21:6–7 ), – по типу Давида царя пророк Иезекииль изображает второго Давида – Мессию (34:23–25), и в Новом Завете царство Христово называется царством Давида, а сам Господь именуется сыном Давида ( ; Мк.10:11 ; Лк.1:32 ; Апок.5:5; 22:16 и др.); г) наконец Давид служит прообразом Первосвященника и Ходатая Завета Нового, как создатель скинии и уготовитель ветхозаветного храма Божия ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.5:3 ; 1Пар.28–29 глл.; ср. Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и как удостоившийся получить от Бога «Завет Вечный» – прообразы Нового Завета ( 2Цар.7:12–16 ), исполнившегося в лице Христа ( Деян.2:30 ср. Пс. (131:11). Давидом царем кончается эпоха устроения ветхозаветного царства Божия и боговдохноновенные предначертания нравственно-мессианского идеала Устроителя Завета Нового, но в лице того же Давида царя начинается и другая эпоха ветхозаветной теократии – увлечение самого Давида и его царственных потомков в чувственность, в идолослужение, в уклонение от нравственно-религиозного мессианского идеала, – а вследствие сего – постепенное и медленное, но неизбежное падение царства. Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар.11:2; 12:25 ), в коей евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, коих род обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к коему в царстве Иудейском, ради Давида и завета Божия с ним, мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар.21–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

384 Означает дом, как жилище человека, а также и дом Божий, будет ли это скиния ( Исх.23:19 , 1Цар.1:7 , 2Цар.12:20 ) или постоянный храм ( 2Цар.7:5,13 , 3Цар.3:1– 3, 5:3–5 ; или даже только место посвященное Богу или ознаменование особенным Его явлением ( Быт.28:17 , 1Пар.22:1 ). На этом основании под , в отношении к царствованию Давида, можно разуметь освящение или построенного им дворца ( 2Цар.5:11, 7:2 ) или же Сионской скинии (6:17 ст. и д.), или наконец места для будущего храма ( 1Пар.22:1 ); но ни в первом, ни во втором случае история не представляет нам никаких обстоятельств, которые бы соответствовали благодарственно-молитвенному настроения псалма с исповеданием минутного ослепления псалмопевца своим счастьем (ст. 7–8), следовавшего затем наказания Божия, грозившего его смертью, но, по его усердной молитве, скоро сменившегося Божественным помилованием (ст. 4–6, 10–12), которое и вызвало этот псалом (ст. 13). Такие обстоятельства мы находим только при третьем из указанных случаев; так как освящению места для храма предшествовало дарованное по молитве Давида избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной Богом в наказание за высокомерное Давидово желание исчислить народ свой (ср. 2Цар.24 , 1Пар.21–22:1 ). Вот почему этот именно случай мы разумеем под названным в надписании псалма обновлением дома (Так – Tholuck Hengstenberg, Delitzsch и др). 387 Первое полустишие 23 гл.: «вот последние слова Давида», конечно принадлежит историку Давида, писателю 2 кн. Царств; но следующие затем слова: «изречение Давида», – или, как лучше бы было перевести выражение в соотв. Чис.24:3–4 и 15–16: Пс.110:1 , 1Цар.2:30 ; Ис.1:24 и др.: «говорит Давид». Хотя и признаются некоторыми за распространение первого полустишия, принадлежащее тому же писателю кн. Ц. (см. прим. к ним в Истор. кн. ВЗ в пер. Гуднева), очевидно составляют вступление в пророческой песни, точно также как и следующие за ними слова 2-го и 1-й полов 3-го ст., или как цитированные нами из кн. Числ., совершенно параллельны им выражения в пророчествам Валаама и потому без всякого сомнения должны быть принимаемы за слова самого Давида, как и принимают их все наиболее компетентные знатоки ветхо-заветных писаний (см Biblischer Comment v Keil на это место; Ewald s die Dichter des A. B. Thl I. S. 143 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Во всех этих ст. речь идет не об отдельных каких-либо исторических событиях, а о всегдашнем отношении Господа к людям, потому уместнее ставить здесь, как в русск. пер., наст. вр. С милостивым Ты поступаешь милостиво, – слово принято в значении «милосивый»; но, по употреблению его Давидом о самом себе в Пс.4:4; 15:10 и по контексту речи ст. 21–25, где говорится вообще о праведности, уместнее здесь принимать его в обширнейшем значении: «с праведным Ты поступаешь праведно» (ср. Мандельштам, Амфилохий), или же: «со святым Ты поступаешь свято» (Росс. библ. Общ.); что согласовалось бы и с пер. грек.-слав.: с преподобнымъ преподобенъ бдеши (=сирск. и лат.)· Равным образом в ст. 28 вм. слов: «людей угнетённых» по противоположению им во 2 полустишии надменных, нужно было бы поставить, как в слав.-грек.-лат.: смиренных. Частицу в нач. этого стиха правильнее было бы перевести заключительным союзом, принимая в том же смысле и греч. τι и слав. як (ср. выше Пс.15:2 ). Слав. выражение развратишис, в отношении к Богу не совместное с неизменной Его святостью, могло бы быть заменено выражением: супротив ему, что вполне соответствует евр. тексту и близко к значению греч. διαστρψεις, производное от которого διεστραμμνον (=развращенное Еккл.1:15 ) переводится иногда в слав. сопротивно ( Иез.16:34 ). к. к ты просвтиши свтильникъ мой, гди: бже мой, просвтиши тьм мою. 29. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою. л. к тобою избавлюс и бгомъ моимъ прейд стн. 30. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену. 29–30. Изложенную в ст. 26–28 общую мысль Давид применяет к самому себе в объяснение явления ему Божией помощи и покровительства. «Поэтому (гр.-слав. – як, ср. прим. на ст. 28; в русск. – опущено) за мое благочестие и смирение Ты, Господи, возжигаешь светильник мой, т. е. хранишь мою жизнь ( 2Цар.21:17 ; Ис. 43:17 ; ср. Иер.25:10 ), даруешь мне потомство (ср. 3 Ц. 11:36; 15:4; 4 Ц. 8:19 п Пс.131:17 ср. с ст. 11), устрояешь мое благополучие ( Иов.18:5–6 и сл. 21:17); Бог мой просвещает тьму мою – т. е. в несчастьях посылает избавление, в скорби подаёт утешение и отраду (ср. выше на ст. 10 и 12). Так ( в русск. опущ.; в гр.-слав. – як) Твоею всесильною помощью (=с Тобою, – ср. 1Цар.17:45–47; 2 Ц. 5:19–25 и др.) я поражал неприятельские полчища при нападениях в открытом поле (ср. 2Ц.8; 10:6–19; 23:10); силою Божиею (=с Богом) восхожу и на стену (точнее с евр.: «перескакиваю стену», как в пер. Росс. Библ. Общ., Лонд., Мандельштам;=слав.-гр.-лат. прейд стн), одолеваю неприятелей и тогда, когда они укрываются за крепкими станами, легко овладевая их укреплёнными городами, каковы напр. были крепость Сионская ( 2Цар.5:6–7 ) и Равва, столица Аммонитян ( – 11:1, 25; 12:26–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010