«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражение 3. Это очищение, по-видимому, будет состоять в очищении частей мира путем отделения их одна от другой. Мы знаем, что отделение частей мира одна от другой в начале мира было производимо только Божественной силой, ибо дело различения было выполняемо этой силой. Поэтому Анаксагон утверждал, что отделение частей было совершено актом разума, который движет все вещи (ср. Аристотель «Физ.»). Отсюда, по-видимому, следует, что и в конце мира очищение будет совершено не огнем, но непосредственно Богом. Этому противоречит сказанное: «грядет Бог наш... пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой» ( Пс. 49:3–4 ). Поэтому представляется, что конечное очищение мира будет посредством огня. И еще мы знаем написанное о конце мира: «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:12 ). Отвечаю: Как было сказано выше (п.1), это очищение мира удалит от него пятно, полученное от греха, и примесь, образовавшуюся в результате смешения частей, и будет для него расположением к совершенству состояния славы. И во всех этих трех отношениях наиболее подходящей силой для совершения очищения будет огонь. Во-первых, огонь является наиболее благородной из стихий и его природные свойства наиболее подобны свойствам славы, что особенно ясно в отношении света. Во-вторых, огонь из-за действенности своей активной силы не является таким восприимчивым или поддающимся, как другие стихии, к получению примеси иной материи. В-третьих, сфера огня далеко удалена от нашего местопребывания, и мы не так привыкли пользоваться им, как землей, водой и воздухом, так что он менее подвержен недооценке с нашей стороны. Кроме того, он является наиболее действенным и могучим в очищении и отделении – процессом разрежения. Ответ на возражение 1. Огонь употребляется нами не в его собственной материи (так как в таком виде он далеко удален от нас), но только в иной материи. Поэтому для мира будет возможно быть очищенным огнем, существующим в своем чистом, беспримесном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Можно сказать, что мусульманское представление о Рае изначально и решительно отвергается в Новом Завете: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Однако было бы неверным считать, что создание именно этого чувственного представления было не более чем политическим приемом: «завлекательным описанием Рая пророк ислама действовал на пылкое воображение соотечественников и привлекал их к принятию провозглашаемой им религии» 10 . Нет, в нем есть определенная внутренняя логика – эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама . Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего тот преизбыток чувственности, который в христианстве рассматривается как имеющий на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественный атрибут созданной Богом человеческой природы, почему и не вызывает смущение перенесение его на райское состояние. Это различие проистекает также из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе – в Коране от лица Бога говорится: «Я ведь создал людей только для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56); тогда как по Библии Бог создает людей, чтобы они Его любили: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк.10:27 ; ср. Втор.6:5 ), и чтобы Он их любил: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); и в этой Божественной любви целый человек (то есть во плоти) должен «соделаться причастником Божеского естества» (см. 2Пет.1:4 ); в связи с чем и Рай воспринимается как достижение этой духовной мистической цели. Ничего подобного в исламе нет 11 , «Законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов 13в. Ибн Тамиййа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к самому Богу» 12 , отсюда и соответствующее бездуховное (в нейтральном смысле слова ) понимание Рая. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

10. А эти, чего не знают (именно, сверхчувственное), то хулят: они духов бесплотных злословят, святость Владыки Христа презирают и благодать Божью превращают в распутство; а что по естеству, как бессловесные и неразумные животные, знают (чувственное), тем – уча, что всем чувственным можно пользоваться для удовлетворения телу, и неразумно пользуясь им, – они растлевают себя и от этого погибают (ср. 2Пет. 2:22 ) 445 . 11. Горе им! заключает апостол этот отдел, потому что они пошли путём Каина, который первый вступил на путь неправды и указал этот путь всем последующим нечестивым людям 446 ; потому что они ради мзды предались заблуждению Валаама, ибо как он, обольщённый надеждой на сокровища Валака, забыл волю Божию и внушил ему склонить Израиль к разврату ( Числ. 31 гл.), так и они в своём корыстолюбии забыли волю Божью и закон христианский и своей развращённостью развратили новый Израиль (ср. 2Пет. 2:15 ); и погибли 447 в упорстве (в пререкании) Корея, который вместе с Дафаном, Авироном и другими 250 мужами восстали против власти (κυριτητα ср. 4 ст.) Моисея и Аарона ( Числ. 16:1 и след.). 5. Продолжение характеристики нечестивых, появившихся среди христиан, и указание ожидающей их судьбы при втором пришествии Господа 12–15 ст. С 12 ст. апостол описывает положение нечестивых в Церкви. Они приносят ей только вред. Их нечестивое поведение и стремление к наживе и наслаждению бесчестит имя христианин. От них нельзя ожидать никакого доброго плода или доброй деятельности. Но судьба их уже предвозвещена и предъизображена. Когда явится Господь Иисус Христос для последнего суда с тьмами ангелов, то на них исполнится то, что предсказал о нечестивых патриарх Енох. 12. Это – пирующие с вами 448 на вечерях любви 449 люди нечистые (ср. Мф. 22:12 : не в брачной одежде; 2Пет. 2:13 : срамники и сквернители), своим присутствием и поведением позорящие ваши собрания, – пирующие без страха пред Тем, во имя чьё они собрались, и без уважения к святости общества, которое вечеряет, – утучняющие себя (ср. Зах. 34:2 ); безводные облака, проносимые (παραφερμεναι по Sin. АВСК L ) ветром, не дав дождя, который бы напоил жаждущую землю: осенние деревья, не имеющие ни плодов, ни листьев; бесплодные, от которых и нечего ожидать плода; дважды умершие, люди, бывшие мёртвыми по грехами в язычестве и теперь опять умершие в грехах по отступлению от христианства (ср. 2Пет. 2:20–21 : лучше бы им не познавать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди), исторгнутые, – люди, уже не имеющие никакой связи с Источником благодати, чтобы быть, способными к святой жизни и доброй деятельности;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1Пет.3:18, 2:22, 1:19 ), «Отрок Бога отцев наших» ( Деян.3:13, 26, 4:27, 30 718 , «Пророк», подобный Моисею (3:22), помазанный Духом Святым (10:38, 4:27) Христос Мессия (2:36, 3:18, 20, 10:48; 1Пет.1:1–3, 7 и мн. др.); Он – исполнение всех обетований (3:24 и д. 10:48 и др.; 1Пет.1:10 ), «краеугольный камень» домостроительства ( Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–7 ), «Спаситель» ( Деян.5:31 , – ср. выше, стр. 259 – также 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2:18 ), приносящий на землю всякое «благословение» и «спасение» (3:26, 4:12, 10:43; ср. 1Пет.1:3–5, 9–13, 2:9–10, 3:24 ; 2Пет.1:3, 11 (и изливающий дары Св. Духа) Деян.2:33 ); Он – «Начальник жизни» ( Деян.3:15 ), «Начальник», совосседающий с Богом Отцем на престоле славы ( Деян.5:31, 2:33 , ср. 1Пет.1:11, 3:22 ; ср. 2Пет.1:17, 3:18 ), «Господь всех» ( Деян.10:36 , ср. 15:11; 1Пет.3:22, 4:11 ), «Судия», Который прийдёт «судить живых и мертвых» ( Деян.10:42 ; 1Пет.4:5 ) 719 . – Эта христология, как легко видеть, стоит в ближайшей связи с в. з. мессианским богословием: те же образы, те же термины и выражения. «Семя Авраама», «Потомок Давида», «Отрок Божий», «Пророк», «краеугольный камень», «Христос» – всё это эпитеты и образы, прямо взятые из пророческих предсказаний о Мессии. «Святость и праведность» – два основных понятия, на которые расчленялась в ветхозаветном богословии идея нравственного совершенства; «святой» – избранный Богом, угодный Ему; «праведный» – исполняющий закон Его. Иисус – осуществление нравственного совершенства. «Господ» и «Судия» всех, хотя сами по себе выражения и общие, но Ап. Пётр употребляет их в такой концепции, которая ясно указывает на связь и этих выражений с в. з. мессианской терминологии: Апостол говорит не просто о Суде, но о «предназначенном от Бога» Судии, и эпитет (без члена) «Господь» употребляет в связи с Христос. Словом, для выражения христианского учения о Лице Господа Иисуса Христа Ап. Пётр пользуется языком, образами и терминами в. з. пророков 720 . Хотя этот же приём можно наблюдать и у других н. з. писателей, но ни у одного из них он не проводится с такой последовательностью и настойчивостью, как у Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

1:19. Апостольское откровение во Христе подтвердило откровения ветхозаветных пророков. Некоторые тексты из «Свитков Мертвого моря описывают «звезду» из Чис. 24 как мессианскую, а ветхозаветный текст описывает наступление Дня Господня в образах восходящего солнца ( Мал. 4:2 ), поскольку пришествие Бога будет подобно солнцу (ср.: Пс. 83:12 ). Речь здесь идет, по-видимому, об утренней звезде (Венере), которая возвещает наступление зари; новый век должен был наступить как рассвет (ср.: 2Пет. 1:11 ), но Ветхий Завет, раскрытый через первое пришествие Иисуса, был величайшим откровением, ожидающим мир, до Его возвращения в День Господень. «Вы хорошо делаете» – обычное выражение, указывающее на действия человека (т. е. «Вам следовало бы сделать это»). 1:20,21. В древнем иудаизме и у греческих мыслителей пророческое озарение, рассматривалось как божественная одержимость или экстаз, когда рациональный разум пророка замещается божественным словом. Такая точка зрения была особенно широко распространена среди иудеев диаспоры, которые придерживались подобных представлений об экстатическом состоянии (см., напр.: Филон и авторы Сивиллиных оракулов.) Разные литературные стили у разных ветхозаветных пророков показывают, что речь идет не об этом: богодухновенность подразумевает возможность использования человеческих способностей и языка (ср.: 1Пет. 1:10–12 ; 1Кор. 7:40; 14:1,2,14–19 ), хотя и могут существовать разные уровни экстаза (ср.: 1Кор. 14:2 ; 2Кор. 5:13; 12:4 ). В любой модели, однако, божественное наитие может защитить вовлеченных в божественное озарение людей от ошибки (ср.: 2Пет. 2:1 ). 2:1–22 Лжеучителя понесут наказание 2:1 . В отличие от богодухновенности истинных пророков (1:20,21), лжепророки не руководствуются божественным видением, они говорят от себя, сообразуясь с собственным человеческим разумом. Во многихветхозаветных текстах, которые определяют их как лжепророков, говорится, что они ложно проповедуют мир для грешников, которым предназначено предстать перед судом (напр.: Иер. 23:16–32 ; Иез. 13:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Иак.1:18 . Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его. На основании этого места штундисты говорят: «читай слово Божие и ты будешь спасен, больше этого ничего не нужно, ибо чтение слова Божия возрождает человека». Понимание удивительно странное! Ведь под «словом истины» Апостол разумеет Евангелие, или евангельское благовестие во всей совокупности принесенных Христом благодатных средств спасения (ср. Еф.1:13 ; Кол.1:5 ; 1Кор.4:15 ). Христос учредил Церковь , установил таинства, подал нам вся, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ); но этими средствами мы должны действительно воспользоваться, чтобы стать действительными причастниками божественного естества ( 2Пет.1:4 ), а не выслушать только слово благовестия о них. Евангельское благовестие поставило человека в новые отношения к Богу: между творениями Божиими мы, приявшие слово Евангелия и средства ко спасению, указанные Евангелием, являемся достойнейшими; мы подобны некоторым образом («начаток некий») ветхозаветным первенцам, посвящаемым на служение Богу. Об этом своём высоком звании и назначении христианин всегда должен помнить, деятельно осуществляя христианские начала в своей жизни. Иак.4:12, 11 . Не окляветайте друг друга, братие; оклеветаяй (бо) брата, или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон: аще же закон осуждавши, неси творец закона, но судия. Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити: ты же кто еси осуждаяй друга? Имея в виду это место, штундисты и вообще русские сектанты отвергают существование судов. Но о судах законных в рассматриваемом месте вовсе нет речи, а мысль Апостола здесь такая: есть единый всеобщий, Царский ( Иак.2:8 ) закон, ибо он имеет своею основою волю Верховного Законоположника, Единого Законодателя. Мы должны не судить этот закон, а исполнять его, и блаженны мы будем в делании его ( Иак.1:25 ). Между тем, если христианин судит 13 ближнего своего, он обнаруживает в этом случае горделивое самопревозношение не только над братом своим, но и над самим законом: он судит закон, т. е. не признает над собою права последнего, берет на себя ту роль, которая может принадлежать только закону. Точно также, злословя ближнего своего, христианин тем самым злословит закон, т. е. попирает закон, считает его неприложимым в отношении в ближним и, следовательно, напрасно данным Верховным Законодателем. Ничего подобного нельзя сказать о судах законных. В них не судится закон, а преступник судится по закону; совершающий суд творит его не сам, а творит во имя Верховного Законодателя и пред лицом Его; здесь нет места горделивому самопревозношению над ближним, ибо пред законом все равны, и судим не мы собственно, а судит сам закон. В судах законных не злословится закон, а, напротив, восстановляются права божественного закона, – имеется в виду сделать так, чтобы наши взаимные отношения всецело определял царский закон любви к ближним, уважения к их достоинству и правам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вера, преданная однажды, должна быть сохранена верующими в Церкви навсегда, во веки веков, и сохранена без всякого изменения, без добавления или опущения, как она преподана Самим Господом ( Гал. 1:7–8 ; 2Сол. 2:15 ). 4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. 4 . Ибо вкрались и проч. ( 2Пет. 2:1–3 ): апостол любвеобильно предостерегает верующих от вторжения в среду их лжеучителей, или обольстителей, каковое вторжение и подвигло его писать к верующим о сем. Что это за лжеучители, апостол точно не говорит и не поименовывает их, как и апостол Петр; но, судя по всему, видно, что это те же самые лжеучители, которым противодействовали святые апостолы Петр и Павел, а потом, несколько после, Иоанн, – лжеучители, вторгшиеся в малоазийские Церкви. – Вкрались: слово указывает на лукавство и льстивость. – Предназначенные: точнее – преднаписанные, о которых преднаписано древними пророками и потом апостолами, которые предрекали о появлении таковых и подобных лжеучителей, или обольстителей. – Нечестивые: люди, не имеющие в душе своей ни правильного богопознания, ни правильного богопочтения, нравственно и умственно испорченные люди (ср. 2Тим. 4:3 и далее; 2Тим. 3:1 и далее). – Благодать в повод к распутству: благодать разумеется в общем смысле, как все и всякие дары, подаваемые верующим искупительною жертвою Христовою. Эти-то высочайшие дары лжеучители и нечестивые прелагают в скверну; не только погашают дары благодати, но оскверняют в сердце своем эти дары.– Отвергающиеся и проч.: см. прим. к 2Пет. 2:1–3 . 5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, 6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. 7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,– 8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Енох, седьмый от Адама. См. Быт. 5,24 . Цитируя известное в то время апокрифическое произведение Первую книгу Еноха (ст. 14,15), Иуда еще раз напоминает о грядущем суде Божием над нечестивыми. со тьмами. Т.е. с десятками тысяч. святых Ангелов Своих. Господь придет в окружении бесчисленных ангелов ( Зах. 14,5 ; Мф. 25,31 ). 1 нечестивых. Лжеучители восстали прежде всего против Бога и Его власти, и их постигнет неизбежный суд Божий (ср. ст. 4 и ком.). 1 ропотники, ничем не довольные. Подобно Израилю в пустыне (ст. 5; ср. 1Кор. 10,10 ), лжеучители противятся воле Божией; вероятно, подразумевается их недовольство теми ограничениями, которые накладывает закон на их поведение. уста их произносят надутые слова. По-видимому, имеются в виду их притязания на какие-то особенные откровения (ср. ст. 8), свободу от Закона (ст. 4 и 8) и на обладание Духом Святым (ст. 18,19). оказывают лицеприятие для корысти. Лжеучители оказывали особое почтение богатым членам церкви (ср. Иак. 2,1–9 ) и могли приспосабливать свое лжеучение к нравам влиятельных людей. 1 в последнее время. См. ком. к 1Пет. 1,20 . ругатели. Нечестивцы, глумящиеся над нравственным законом Божиим и над неизбежностью Божиего наказания за неповиновение ( 2Пет. 3,3.4 ). В ВЗ этому слову соответствует слово «кощунник», т.е. человек, ни во что не ставящий религию и нравственный закон ( Пс. 1,1 ; Притч. 9,7.8 ). 1 отделяющие. Разделения в церкви были неизбежным следствием надменности лжеучителей (ст. 16) и их притязаний на обладание Духом, свойственное якобы только им одним, а не предстоятелям общины и другим христианам. Возможно, они подразделяли людей (как делали позднее гностики) на «духовных» (имея в виду себя) и «плотских» (всех прочих христиан). душевные, не имеющие духа. В опровержение всех притязаний лжеучителей апостол говорит, что сами они люди, живущие только плотской, земной жизнью (ст. 10), и поэтому лишенные Духа Божия. 1:20–23 От обличения лжеучителей Иуда переходит к увещаниям, имеющим тринитарную форму («Духом Святым», ст. 20; «Божией», ст. 21; «Господа нашего Иисуса Христа», ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Что включает в себя богословие этого послания? Петр написал свое послание, как мы видели, с практическими целями, и, несомненно, было бы неверно искать в нем глубокое богословское содержание. В его цели не входило рассмотрение богословских вопросов (как у Павла, в Рим. или Кол.), но как пастор он основывал свои нравственные наставления на знании характера Бога. Таким образом, библейские учения, которые встречаются в послании, относятся к тем, которых лежат в основе принципов христианской жизни. Учение о Боге В 1:1,2 Петр касается практического аспекта взаимоотношений между тремя Личностями Божества. Бог – Властелин всего сущего, и, следовательно, Ему можно довериться (4:19). Он – свят, и потому мы тоже должны стремиться к святости (1:15,16). Он – Отец, и потому Его дети должны жить так, чтобы быть достойными носить Его имя (1:17), а тот факт, что Он искупил Свой народ, составляет фундамент нашей веры (1:18–21). Учение о Христе Христос безгрешен, преисполнен смирения и готовности страдать бесконечно. Он являет для нас пример для подражания (2:21–24). Он умер и восстал к жизни, потому и мы должны умереть для греха и жить Его животворящей силой (2:24; 4:1). Его свершения описываются в свете искупления (1:18,19), примирения и заместительной жертвы за грех (3:18), это Ему было предназначено от создания мира по Божьей любви Отца (1:20,21). Он также составляет фундамент Божьей Церкви, на котором зиждется вера и надежда ее членов, а также вдохновенное стремление к святости и любви (2:16; 1:21,22). Учение о Святом Духе Святой Дух рассматривается как посредник при освящении (1:2), автор Священного Писания (1:11), вдохновитель христианского служения (1:12) и утешитель христиан в годину испытаний (4:14). Учение о Священном Писании Авторитет Священного Писания удостоверяется характером ссылок Петра на Ветхий Завет в поддержку своего учения (напр.: 1:24,25; 2:6–8; 3:10–12; 4:18). Этот источник виден в водительстве и вдохновении его авторов Святым Духом (1:11; ср.: 2Пет. 1:21 ), и этот непреложный Его атрибут подчеркивается цитатой из Ис. 40:6–8 (1:23–25). Священное Писание также описывается как семя, которое возрождает человека по мере того, как он слушает и откликается на проповедь Благой вести (ср.: 1:23 с 1:25), и как путь духовного роста христианина (если опираться на перевод в 2:2 как «словесное молоко»). Учение о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010