Нет наказания, которое бы не постигло нас. И доселе непрестанно терпим наказания, но не обратились ко Господу, не покаялись в своих беззакониях, не отступили от худых обычаев, не очистились от скверны греховной. Мы забыли страшные наказания, постигшие всю землю нашу. Умаленные, мы все еще величаемся. А потому бедствия не престают мучить нас. Зависть умножилась, злоба возобладала нами, гордость надмила ум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытимая любостяжательность поработила нас; не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает сознавать естество человеческое. И как звери алчут насытиться плотью, так и мы алчем и не престаем желать, как бы всех погубить, а горькое и кровью облитое их имущество захватить. Звери едят и насыщаются, а мы не можем насытиться. Получив одно, желаем другого. Бог гневается на нас не за праведное богатство, но за то, о котором Он говорит через Пророка: с небеси приниче Господь видети, аще есть кто разумевай, или взыскал Бога: вси уклонишася, вкупе и пр. ( Пс.13:9.3 ). Ни ли уразумеют вси делающие беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба (59:5)? А Апостол Павел непрестанно взывает, говоря: брате, не прикасайтесь делам злым и темным; ибо лихоимцы и грабители осуждены будут с идолослужителями ( Еф.54 .2 1Кор.69:10 ) Что сказал Бог Моисею? Аше злобою озлобите вдову и сироту, и возопиют ко Мне, слухом услышу глас их, прогневаюся яростию и побью вы мечем ( Исх.22:23, 24 ). И сказанное ныне исполнилось над нами. Не падали ли мы от меча, и не однажды и не дважды? Что же нам должно делать, чтобы престали бедствия томить нас? Вспомните с благоговением: в Божественных книгах написано, что большая заповедь самого Владыки нашего – любить друг друга, любить миловать каждого человека, любить ближнего, как себя самого, соблюдать в чистоте свое тело, а не осквернять его блудом; а если осквернишь, очисти оное покаянием; не высоко думать о себе, не воздавать злом за зло. Господь Бог наш ничего так не ненавидит, как человека злопамятного. Как скажем: Отче наш , оставь нам грехи наши, когда сами не оставляем? Ибо Господь сказал: в нюже мерою мерите‚ возмерится вам ( Мф.7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ответ на возражение 3. Размер тех, которые воскреснут из мертвых, не пропорционален восстановляющей силе, потому что она не принадлежит к силе или способности тела, не принадлежит и к праху в отношении того состояния, в котором он был перед воскресением, но восстановляющая сила пропорциональна силе природы, которую индивид имел первоначально. Однако если созидательная сила из-за какой-либо недостаточности была не способна произвести должный размер, соответствующий виду, то Божественная сила исправит недостаточность при воскресении, как например, в карликах, а также и в тех, который несоразмерной величиной превысил должные границы природы. Раздел 3. Все ли люди воскреснут, имея мужской пол? То, что все люди воскреснут, имея мужской пол, представляется из следующего: Возражение 1. Написано, что все мы «придем в... мужа совершенного» ( Еф. 4:13 ). Поэтому тогда будет только мужской пол. Возражение 2. В будущем мира прекратится «всякое превосходство», как замечает церковное толкование на 1Кор. 15:24 (ПЛ 191, 1679; Августин «83 вопр.» ПЛ 40, 76). В природном порядке женщина подчинена мужчине. Поэтому женщины воскреснут не в женском, но в мужском поле. Возражение 3. То, что произведено акцидентально и вне замысла природы, – не воскреснет, так как в воскресении все ошибки или отклонения будут устранены. Женский пол произведен или зарождается вне замысла или намерения природы благодаря дефекту в созидательной силе семени, которое оказалось не способным привести материю утробного плода к мужской форме. Поэтому Аристотель сказал, что женщина это «незаконнорожденный мужчина» («Зарождение и Разрушение»). Следовательно, женский пол не воскреснет. Этому противоречит то, что Августин сказал: «По-видимому, те мудрее, которые не сомневаются, что воскреснут оба пола» («О гр. Бож.» ПЛ 41, 778). Отвечаю: И далее мы знаем, что в воскресении Бог восстановит человека к тому состоянию, в котором Он создал его при творении мира. Он создал женщину из ребра мужа ( Быт. 2:22 ), а поэтому Он воссоздаст женский пол при воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Как я могу быть нерасположен к домашним моим, коим всем я обязан, ибо место заслужено отцом их и они ко мне очень ласковы и услужливы? Да если бы я и не был им обязан, и тогда, по-христиански, я должен был бы любить их, как себя, быть сердечно к ним расположен, как желаю этого себе от других, по Христову слову [ Мф. 7, 12 ; Лк. 6, 31 ], ибо мы члены друг для друга [ Еф. 4, 25 ], едино Тело о Христе Иисусе и должны любить друг друга, как Он возлюбил нас [ Ин. 13, 34 ]. Гордость у тебя? На крест ее – распять ее! Злоба, зависть у тебя? На крест их! Непокорность, противление, презрение у тебя? На крест их! Самолюбие у тебя? На крест его! Злая мнительность у тебя? На крест ее! Чревоугодие, плотоугодие, блуд, любостяжание, скупость, жестокосердие на ближнего у тебя? На крест их! Ропот, уныние, малодушие, суетный страх у тебя? На крест их! Леность, рассеянность у тебя? На крест их! Все греховное, сатанинское – на крест. Оживить же в себе смирение, незлобие, доброжелательство, покорность, уважение ко всякому, самоотвержение, доброе мнение, воздержание, целомудрие, презрение плоти, нестяжание, щедрость, сострадательность, преданность воле Божией, благодушие, терпение, мужество, трудолюбие, внимание к себе и всякую добродетель. Война грехов в нас непрестанная! Ежедневно воюет. Господь являет в нас непрестанно силы благости, всемогущества, премудрости. Он един силен в брани, а мы – трости, ветром колеблемые. Слава Ему, всеблагому, за силы Его. Хвалите Его во утвержении силы Его [ Пс. 150, 1 ]. Утвердились в добре силы Его, Силы Небесные, и не колеблются, как мы. И все силы мировые, все планеты утверждены. Урок от случая в Великий Пяток. Отец диакон поздно пришел к утрени, и я огорчился на него и оттого не мог читать с открытым сердцем 12-ть Евангелий; на первом спотыкался и пропускал некоторые слова, и на некоторых прочих тоже. Отцу диакону заметил, чтобы приходил раньше. Всю утреню был я сам не свой. Только краткую сугубую ектению сказал хорошо. – Урок тот, что мы должны охотно носить тяготы друг друга, не огорчаться на ближнего и снисходить к погрешностям его, ибо в этом состоит любовь к ближнему; чужое дело делать как свое собственное и не давать брату замечать, что мы его чрез это одолжаем или что это нам трудно. Любовь... все покрывает [ 1Кор. 13, 1–7 ]. Если Господь душу Свою за нас положил, то и мы должны за братию души полагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В виду вышесказанного, христианство твердо и решительно признает бытие Бога личного, всемогущего, вездесущего, всеблагого, всеведущего, вечного, всеправедного и всеблаженного, Творца мира и Отца духов ( Ин.4:24 , Исх.3:14–15 , Исх.42:8 , Пс.89:3 ; Рим.14:25 , Иак.1:17 ; Пс.138:7:10 , 1Ин.3:20 , Рим.11:33 , Еф.1:11 , 1Ин.1:5 , 1Ин.3:3 , 1Тим.6:15 , Лк.1:37 , Пс.32:9 , Мф.19:17 , Пс.144:9 , Пс.10:7 , Рим.2:6–11 , Пс.44:7 , 1Ин.4:14 …). При этом христианство, в полном соответствии с соображениями здравого разума, со всей ясностью проповедует, что Бог един по существу: «никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже бо суть бози мнози и господие мнози, но нам един Бог Отец, из Него же вся и мы у Него, и един Господь Иисус Христос , Имже вся и мы Тем» ( 1Кор.8:2–6 ). Имея столь ясное и определенное понятие о существе и существенных свойствах Божьих, сообщенное людям Самим Богом ( Евр.1:1:2 ), христианство , далее, также ясно и твердо проповедует, что высшим законом, которым должна регулироваться нравственная деятельность человека, должна быть и может быть только всесвятая воля Божия. Помимо учения об этих, собственно недостойных своего имени, богах, мы видим в ламаизме еще учение об «Ади Будде», которое, на первый взгляд, является весьма похожим на христианское учение о Боге. Но это сходство не должно соблазнять и пугать нас, во 1-х, потому что учение об «Ади-Будде», как существе личном и обладающем всевозможными совершенствами, как то: всемогуществом, всеведением, благостью и т. д., признается далеко не всеми ламаитами, а во 2-х, учение это, составляет позднейшую вставку в ламаизме, ибо ламаизм обязан своим происхождением Тзонкабе, а этот последний жил и действовал тогда, когда христианство просуществовало уже XIII веков и христианские понятия и представления, без всякого сомнения, были известны ламаитам, если даже не принимать во внимание того христианского предания, по которому христианство было проповедано в Индии еще апостолом Фомой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

XIII глава) и заменяется жребием (так было и раньше); другая особенность в том, что мирские люди в исках своих на духовных могли просить, чтобы челобитчик вместо жребия был допрошен высшим начальством духовного лица – Патриархом ли, Митрополитом ли, Епископом ли по священству или по иноческому обету. Ответчик мог выбирать между жребием и святительским допросом. Святительский допрос, избранный ответчиком с согласия истца, решал дело окончательно. Никон говорит по поводу 4 ст. XIII главы (1, 510, 511, 512): «Где в каких канонах написано, что для священнического чина должен быть жребий вместе целования креста? Хотя мы не знаем законов, устанавливающих, чтобы люди священного чина судимы были перед мирянами, и чтобы на суде был жребий, или чтобы духовные лица целовали крест, мы знаем другие законы, несогласные с твоими нечестивыми законами, устанавливающие, что лица священного чина не должны вовсе быть судимы перед светскими судами, ни целовать креста ради клятвы по правде ли, или по неправде, и что жребий не должен употребляться». Никон негодует, что светское правительство в лице князя Одоевского с товарищами устанавливает правила и суда и судопроизводства для духовенства, и притом не согласно с правилами Церкви. «Из твоих лживых писаний мы признаем, что писано по Слову Господа: «Если другой придет во имя свое, вы его примете.» Смотри, кому сказано: паси стадо Христово, в котором Дух Святой вас поставил Епископами пасти Церковь Господа, которую Он искупил кровью Своей? Но кто тебя поставил пасти стадо Христово? Как говорит Апостол 1Кор. 12, 28 , Он поставил иных Апостолами, иных Пророками…. ( Еф. 4, 11, 12 ). Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли Учители? ( 1Кор. 12, 29 ). Но о тебе пророчество есть: после Меня явятся среди вас жадные волки, не щадящие стада, и из вас возстанут люди, говорящие превратные вещи. Разве ты не превратные вещи пишешь в XIII гл. 6 ст.? Где же нашел ты такое беззаконие, чтобы мирянам судить священный чин, Патриарха, Митрополитов и т. д. Не подобает, чтобы овцы давали закон пастырям, но скорей, чтобы слушали и повиновались им по Писанию: «Слушающий вас Меня слушает» и «Повинуйтесь наставникам вашим " … Никон говорит далее и о нарушениях в современной практике судопроизводства: это принятие свидетельств от Лигарида и от бояр против Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Посему и Павел говорит: «да не полагают другого основания, кроме положенного» ( 1Кор. 3:11 ); и слово пророческое: «не ангел, не человек, но сам Господь спас нас» ( Ис. 63:9 ). Апостолы же суть часть здания, и часть первейшая в начале его и распространении. Посему, как прежде назданные, и называются они основаниями Церкви ( Еф. 2:20 ) и камнями отборными. Если же ты различаешь и взвешиваешь, и разрешение тягчайших грехов предоставляешь Петру, а легчайших другим, не о Петровой части ревную, но о своей суетной славе и напыщенности тем, что и себя самопроизвольно возводишь в Петра и отсюда заключаешь, что превосходишь ты и Павла и Иоанна, потому что и Петр превосходнее их, то не уличаешься ли в самозаконном властелинстве? Не смешон ли для остряков? Ибо предположим, что два человека согрешили одинаково и пришли отдельно, один к Петру, другой к Павлу, и одинаково пламенно испрашивают отпущения греха. И Петров сторонник, выразимся так, услышал «отпускается тебе этот грех», а Павлов, так как Павел не имеет той же благодати, не услышал, или хотя услышал, но для обману; не бессмысленно ли неравенство апостольства? Не несправедливо ли относительно сеявших одинаковые слезы покаяния, а пожавших не равные снопы ( Пс. 125:5. 6 )? И когда о преданном сатане ( 1Кор. 5:5 ) Павел написал церкви Коринфской «окажите Ему любовь» ( 2Кор. 2:8 ), то значит разрешение не было резрешительным и оказание любви было недействительно? А ты Петр, ходивший по морю ( Мф. 14:29 ), и которого чрезмерно пламенная ревность разожгла, как другого серафима? Ты – Петр, который с учением обходил поднебесную, проповедуя Христа? Ты – Петр, для которого пищею служили дикие бобы и питьем вода из источника, дорожные одежды не прихотливы, и то самые бедные? Ты Петр, говорящий живому – умри ( Деян. 5:5 ), и умершей встань (10:40)? Прочь от нас – Петр, но с окамененным и необрезанным сердцем ( Ин. 12:40 . Еф. 4:18 . Деян. 12:51 )! Иди от нас – Симон, но как оного, поднятого на воздух демонами, да сокрушит и тебя апостол!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Ответ. А когда тот же отец сими опять именами различает лица Троицы – Виновник, Зиждитель и Совершитель 26 , то и их (имена) принял ли за ипостасные, и если так, то, значит, их много? Но чего не созидает и Отец, не совершает и Сын? И на каком основании ипостасные? Ни эти имена не означают свойств Ипостасей, ни те; а все они суть принадлежности общие. Обычно священному Писанию для явственности Ипостасей прилагать к ним общее, как особенное. Так Отцу усвояется благоволение ( Мф. 3:17 . 2Пет. 1, 17 ) и имя Бог; ибо говорит Павел: один Бог Отец ( 1Кор. 8:6 ). Равно – причинность творения ( Еф. 4:6 ) и безначальность по времени ( 1Ин. 2:14 ). Потому что об этом, мне думается, говорит здесь святой. А Сыну усвояется наименование Господь; ибо говорится: один Господь Иисус Христос ( 1Кор. 8:5 ); и – Творец; потому что написано: все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:3 ). Подобно и Началом творческим ( Откр. 3:14 ) называется 27 . Духу же опять (усвояются имена) Святый ( Лк. 1:35. 2:25. 3:22 . Ин. 14:26 ), Животворящий ( Ин. 5:63 ), Совершительный 28 . А что Сына назвал «Началом Зиждительным», к которому не возводится Дух Святой (пот. что Он не создан, безначален по времени, единосущен Сыну и Бог), сам ясно свидетельствует в другом слове. Ибо говорит: «Начало –Отец, как Виновник, Источник и Корень Сына и Духа, а Сын – Начало всяческих» 29 . Откуда ж, говорит, видно, что святой этот имеет в виду безначальность Отца по времени, а не по происхождению от кого-либо, что – отличительнейший признак Отца, или непричинность Отеческую Того, от Коего Сын и Дух, а причинность зиждительную? – Откуда? Если бы Он представлял собственно ипостасные свойства Отца, то в связи поставлены были б и в собственном смысле отличительные свойства Сына и Духа: рожденность и исходность. А как зиждительность, отнесенная к Сыну и Духу, суть признаки общие, то значит и усвоенные Отцу не суть ипостасные в собственном смысле. Иное возражение. Тот же богослов говорит, что Сын есть живой Образ ( 2Кор. 4:4 ) Отца, как Единосущный, и потому, что Он от Отца 30 ; а так как и Дух называется Образом Сына 31 , то следовательно от Него (исходит).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Сочетаться с Христом – значит возлюбить всякую добродетель, а отречься сатаны – значит разорвать связь со всяким грехом, со всеми страстями и ни одной из них не раболепствовать. За причиняющих нам зло надо молиться [ Мф. 5, 44 ], ибо они собирают зло на свою голову; нам же надо терпеть и не раздражаться, храня незлобие. Если кто из посторонних приходит к нам и остается у нас ночевать, нам часто бывает это неприятно и мы говорим в себе: зачем он остается у нас, почему не отправляется домой? Зачем так мы говорим? Не едино ли мы тело и не един дух [ Еф. 4, 4 ] ? Зачем мы смеем даже думать так, зачем чувствуем неприязнь к ближнему за то, что у нас остается? Разве есть что здесь наше? Не все ли Божие? Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней [ Пс. 23, 1 ]. Как образ Божий, ты должен зреть непрестанно к Первообразу и сообразоваться Ему во святыни; как член мира духовного, ты должен поддерживать с ним непрестанно связь посредством молитвы, созерцания, чтения священных книг; как призываемый к горнему Царствию и предназначенный для него, ты должен отрешаться мало-помалу от земли, от пристрастия к земным вещам – и горняя мудрствовать, возгораться желанием небесных сокровищ. Исполняй то, что говоришь непрестанно в церкви, например, на ектениях, – и спасешься. Например, говоришь: сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, – и исполняй это: себя, домашних, начальников твоих, братию, всех духовных чад своих, сродников, товарищей, знакомых, друзей, врагов – предавай ежедневно Христу Богу, и блажен будешь. В настоящее время царствует дух крайнего щадения и жаления плоти, потворства, удовлетворения ее прихотям плотского удовольствия, лености, безделия, тогда как дух христианства требует умерщвления чувственности. Припомним преподобных, мучеников, бессребреников. Припомним слова апостола: умерщвляю тело мое и порабощаю [ 1Кор. 9, 27 ]. Враг имеет обычай двоить сердце христианина страстями и возмущениями, особенно сердце священника при служении. Потому надо всецело устремить мысли и сердце к Богу и помнить о кознях врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если папа Венедикт стал непогрешим, то все, с католиками не согласные, грешники. Непогрешимость же есть святость, и только Церковь «свята и непорочна» ( Еф.5:27 ), и она «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Даже Соборы Западной Церкви низлагали пап за их грехи. Так, в 1409 году Пизанский Собор низложил папу Григория XII и Венедикта XIII, а Собор Констанцский (14141418 гг.) низложил папу Uoahha XXIII и постановил, что Соборы выше пап (на 51 заседании 9 апреля 1415 г). А ведь Соборы постановили в Символе веры исповедовать Духа Святаго, только от Отца исходящего, как благовествует Евангелие о Крещении Господнем, когда на Спасителя Дух Святый «сходил, как голубь» ( Мф.3:16 ). И поэтому, первое правило Шестого Вселенского Собора повелевает всех, не приемлющих догматов благочестия, извергать как чуждых сословию христианскому. Итак, латиняне говорят, что исхождение Божественного Духа есть то же, что послание, по необходимости утверждают, что Дух создан. Послание указывает на благобытие, о снисхождении к людям, когда дается Он, Святый Дух, посылается, разделяется как дарование, благодать, дуновение, а исхождение – Личное бытие Духа от Отца . Сын, посылающий или дающий Духа, имеет Его от Первого и Единого Начала. Дух исходит от Отца и тогда, когда дается и посылается Сыном. Бог так возлюбил мир, что дал Своего Единородного Сына. А Сын посылает Духа как благодать, как силу чудотворений, исцелений. Как дух человека («Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем» – 1Кор.2:11 ), называется духом человека потому, что находится в человеке, так Божественный Дух называется Сыновним, но не потому, что происходит от Сына. Латиняне спутали Сущность и действие. Они благодать и действие называют Духом, когда Сын, даруя Духа человеку, сообщает дары благодати. Ум у человека по сущности его, но от Бога («вдуну в лице его дыхание жизни» – Быт.2:7 ), а по действию его и от него. Святый Дух принадлежит Христу, как Богу, и по Сущности, и по действию. По Сущности и Ипостаси есть Его, но не от Него, а по действию Его и от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

А относительно того места в Евангелии, на которое ссылается первосвященник римский: «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ), известно и самим папистам, что в первые века жизни Церкви предание и все вообще божественные и святые отцы совсем иначе и в духе православном толкуют «πτραν» – в смысле переносном, что положенный в основу непоколебимый камень, на коем Господь создал Свою Церковь , которой и «врата адова» не одолеют, есть правое исповедание Петра о Господе, что «Он есть Христос, Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16, 18 ), на каковом исповедании и вере утверждается нерушимо спасительная евангельская проповедь всех апостолов и их преемников. Поэтому восхищенный на небеса апостол Павел, изъясняя это Божественное изречение, боговдохновенно говорит: «по благодати Божией, данней мне, яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает: основания бо инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:10–11 ). В другом же смысле основанием назидания во Христе верных, или членов тела Христова, «еже есть Церковь» ( Кол. 1:24 ), называет всех вместе апостолов и пророков, пиша к Ефесянам: «темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» ( Еф. 2:19–20 . Ср. 1Петр. 2:4 ; Откр. 21:14 ). Итак, если таково боговдохновенное учение апостолов об основании и Началовожде Церкви Божией, то естественно, что святые отцы, крепко держась чистого апостольского предания, не могли иметь или держаться идеи об абсолютном приматстве апостола Петра и епископов Рима, ни давать какого-либо другого толкования, совсем неизвестного Церкви, вопреки истинному и православному, вышеприведенному евангельскому месту, или измыслить от себя и произвольно новый догмат о гордом приматстве епископа римского, как будто преемника апостола Петра, а между тем римская церковь основана собственно не Петром, апостольская деятельность которого в Риме совершенно неизвестна истории, но восхищенным на небеса апостолом языков Павлом чрез учеников его, апостольское служение которого в Риме, впрочем, всем известно ( Деян. 28:15 ; Рим. 1:9; 15:15, 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010