Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь — неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (ср.1Ин.5:20;Ин.17:3;Ин.14:13-14;16:23). Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него. Ибо божественный Апостол говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (ср.1Пет.1:12). И еще: " Не похожа слава этого мира на славу будущего века " (ср.2Кор.3:10). Так же и муки мира сего — ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (ср.Иак.2:19). Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения — вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, в кротости примите слово, могущее спасти ваши души (ср.Иак.1:21). Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см.Иак.1:22-25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Не уклоняйтесь ни на десно, ни на шуе (Прич.4:27), но по силе, кто сколько имеет, шествуйте царским путем, памятуя, что вы есть. Есть будешь от плодов трудов своих (ср. Быт. 3: 19). Блажен ты, хорошо тебе будет. Стремясь войти через узкие ворота и тесным путем, ведущим в жизнь вечную (ср.Мф.7:13), любя друг друга, покоряясь друг другу, друг друга бремена носите (Гал.6: 2), единомысленно покоряясь вашему старейшине-игумену.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Он явился как Богочеловек, «чтобы взять грехи наши» ( 1Ин.3:5 ), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде. Соблазненной духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, – «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте: «в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер».) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям» (в синод. тексте: «Израилю. – Примеч. пер».) «покаяние и прощение грехов» (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый Апостол это четко выражает следующими словами: «От семени Давидова» (в синод. тексте: «из его-то потомства. – Примеч. пер».) «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть «Спаситель» людей и «надежда» человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В этом поступке Гедеона, мужа в высшей степени верного, нам, как мне думается, совершенно необходимо не оставить без внимания то, что может служить нам неким духовным предостережением. Он видит ангела (ср. Суд.6:12 ), но, будучи мужем ученым и имея пример своего предшественника Иисуса [Навина], действует с большей осторожностью. Ибо знал он, что и ангел тьмы «принимает вид Ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), и потому сказал: я хочу с величайшим тщанием, как сказано, испытать этого духа, от Бога ли он (ср. 1Ин.4:1 ), потому что «духовный судит о всем» ( 1Кор.2:15 ). Так поступал и его предшественник Иисус Навин; когда он увидел вождя «воинства Господня», то захотел узнать и спросил: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» (ср. ИсНав.5:13–14 ). Таким же образом и святейший Гедеон испытывает ангельское видение многоразличными знамениями. 5 . А как ты думаешь, почему Гедеон говорит: «Я расстелю стриженую шерсть» не где-нибудь, не в поле и не в лесу, но «на гумне»? На гумне, где хранится собранный урожай, ибо «жатвы много, а делателей мало» ( Мф.9:37 ). Сказано: «Я расстелю стриженую шерсть» там, где хранится урожай. Что побудило святого мужа Гедеона сделать это, или почему это виделось ему правильным? Предвидел он Духом, что Христос «очистит гумно Свое и соберет» народ Свой «в житницу», «лопата Его в руке Его», и отделит Он пшеницу от соломы (ср. Мф.3:12 ). И потому не без причины сей великий и славный муж, которого святой Апостол в послании к евреям упоминает среди пророков (ср. Евр.11:32 ), избрал гумно, чтобы расстелить стриженую шерсть; и не без основания «он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды» (ср. Суд.6:38 ). Посмотрим, сказано ли в Священном Писании об этом что-нибудь, что дало бы нам возможность понимания. Обратимся к Евангелию. Здесь мы находим, что Господь наш и Спаситель «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и умыл ноги ученикам Своим» ( Ин.13:4–5 ). Итак, ты видишь, что эти пророческие изречения иносказательно предвосхищали то, что должно было быть совершено Господом в последние времена. Соответственно, та вода, которую Иисус влил в умывальницу, есть роса небесной благодати, от которой Он «умыл ноги ученикам Своим». И потому Он справедливо сказал им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). Так и мы: если только подадим свои ноги, Господь Иисус готов умыть ноги души нашей и очистить их небесной росой, благодатью Духа Святого, словом наставления. И всем верующим Он говорит то, что сказал Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Ибо очевидно, что никто не имеет части с Христом, если не омыт и не очищен.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы, однако, говорим это не для того, чтобы ослабить узду воздержания христианина; ибо у нас есть освященный сорокадневный пост и четвертый и шестой день недели, когда мы постимся в соответствии с установлением. И, разумеется, христианин может поститься в любое время, не для соблюдения установленных правил, но ради добродетели воздержания. Ведь как сохранить безупречную непорочность, если не подкреплять ее жесткими опорами воздержания? Как посвятить себя Писаниям, как обретать знания и мудрость? Разве это не ограничение живота и горла? Как стать такими, как те, «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» ( Мф.19:12 ), если не избегать обилия яств, если не прибегать к помощи воздержания? Ибо таково устроение христианского поста. Но есть еще и другой благочестивый способ поститься, которому воздается хвала в апостольских писаниях; так, сказано: «Блажен постящийся для того, чтобы накормить голодного». Такой пост весьма угоден Богу и действительно достойный. Ибо таковой подражает тем, кто полагает «души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Зачем же к ветхим одеждам приставлять заплаты из новых тканей? К чему в старые мехи наливать новое вино (ср. Мф.9:16–17 )? «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ) через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XI О написанном: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ) 1 . Сейчас в церкви во всеуслышание были прочитаны слова, сказанные Богом: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ). Должно, однако, внимательнее рассмотреть, что означает слово «святой» или что оно выражает в Божественных Писаниях, с тем, чтобы, когда узнаем силу этого слова, смогли мы исполнить его дело. Если мы соберем все примеры из Божественных Писаний, где использовано слово «святой», то обнаружим, что «святыми» называются не только люди, но и бессловесные скоты (ср. Исх.13:2 ); найдем мы, что «святыми» именуются и сосуды для богослужения (ср. Исх.40:9 ), и «одежды» (ср. Исх.28:2 ), и даже места в городах и пригородах, предназначенные для священников (ср. Чис.35:1 и далее). И действительно, закон повелевает, чтобы из бессловесных скотов в жертву Господу приносились «первенцы» от тельцов и мелкого скота, и сказано: «Не делай на них никакой работы, ибо они освящены Господу». Некоторые из сосудов, находящихся в скинии собрания, – «кадильницы, чаши» и прочие подобные вещи – именуются священными (ср. Исх.25:29;40:9 ). Также и одеяния – «льняной хитон», «кидар» и иные облачения – суть «одежды священные» (ср. Лев.16:4,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Главной пищей во время поста должен быть хлеб и его заместители: гречневая каша, горох и т.п. На все остальное нужно смотреть только как на вкусовую приправу. Тогда и во время поста человек будет чувствовать себя сильным и бодрым, убавится только немного жира... Малоядение есть источник истинного здоровья и делает организм более трудоспособным и выносливым (34, 25, 29). 62 После чудесного насыщения хлебом и рыбою многотысячной толпы в пустыне, Иисус, пройдя Тивериадское море, прибыл в Капернаум. Люди искали Его, и, нашедши в Капернауме, услышали от Спасителя следующее: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:26–27 ). 63 Пища тленная сама по себе показывает, что она не стоит того, чтобы душа полна была забот о ней. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор.6:13 ). Пища, остающаяся в душе на целую вечность, так же сама собою показывает, что о ее приобретении надобно заботиться искреннею душою и постоянно. Спаситель не учит человека беззаботности, когда дело касается потребностей его временной телесной жизни. «Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге; запрещает заботы о том, что для нас излишне, ненужно, что составляет прихоть». «Он, собственно, говорит против утилитаристов, которые слишком высоко ставят удобства земной жизни и слишком низко ценят духовное в ней. Он требует, чтобы, прежде всего, была у человека во внимании пища духовная, которую может подавать только Он. Люди многому дают названия духовной пищи: наукам, наслаждениям изящными предметами и пр.» (39, 792). 64 Спаситель же указывает человеку на его высокое достоинство в его бессмертном духе и на его смиренную земную долю. Он же – и только Он один! – дает человеку возможность возродиться духовно и достигать совершенства пребыванием в любви – пребыванием в единении с Богом (ср. 1Ин.4:16, 3:24 ). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.4:7 ). Это – не только изменение, или улучшение, или усовершенствование; нет, это есть именно исхождение «от Бога», приобщение к Святому. Любящий возродился или родился во второй раз, – в новую жизнь; он соделался чадом Божиим, приобрел новое бытие и новую природу, был «мертв и ожил» для перехода в новое царство действительности... Любящий перешел от смерти к жизни, из царства века в Царство Божие. Он соделался причастником «Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Он явился в новый мир Истины, в котором может расти и развиваться; в нем пребывает семя Божие, семя Божественной жизни (ср. 1Ин.3:9 ), семя самой Истины и подлинного Ведения (101, 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   По поводу описанной выше точки зрения на местоположение рая и неба следует сказать, что она наиболее тверда и основательна из всех святоотеческих мнений по данному вопросу. В связи с нею рай должно представлять областью менее светоозаренной Богом, чем небо. Но и в раю, и на небесах — светлых, светлейших и пресветлейших — действует закон любви к Богу и ближним. И собственно там «Святая Любовь, соединяясь с любителями Своими, осиявает их обильно и делает бесстрастными». Состоянию вечной жизни любви в земной и загробной областях мироздания, как известно, совершенно противоположно состояние вечной смерти, присущее некоторым разумно-свободным существам на земле и за гробом.    Что такое (А) вечная смерть, (Б) как она являет себя на земле и (В) на небе и (Г) каково обиталище за гробом подверженных вечной смерти — об этом ясные ответы находим в Библии и ее святоотеческих и церковно-богослужебных толкованиях. А   Определение вечной смерти со стороны ее содержания дают, например, следующие изречения Писания:     «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:14—15). «Помышления плотские суть смерть и вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Если живете по плоти, то умрете» (ср. Рим.8:6—7, 13). У рабов греха «такие дела, каких конец — смерть» (ср. Рим.6:20—21). Вы «были мертвы во грехах» (Кол.2:13). «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»» (Еф.5:14).    Соответственно этим богооткровенным мыслям, вечная смерть есть свободный разрыв человека с Богом и ближними по самолюбию, боговраждебности и человеконенавистничеству. Описанным направлением своим душа человеческая сама выводит себя из покрова благодати Божией и погружается во тьму богоотчужденности, полную скорби, тоски, отчаяния и ожесточенной злобы. «Если оставите Господа, предостерегает Писание, Он оставит вас» (ср. 2Пар.15:2), и может «оставить навсегда» (ср. 1Пар.28:9). Полное оставление грешника Богом за непримиримое коснение его в боговраждебном настроении и есть вечность духовной смерти. «Так как вы оставили Меня, — говорит Господь упорным богоборцам, — то и Я оставлю вас. Просящих у Меня милости не помилую». «Вы как бы не Меня оставили, а вас самих» (3Ездр.1:27). «Отымется рвение Мое от вас, и почию, и ктому не попекуся» (ср. Иез.16:42), «оставлю вас упорству сердца, ходите по своим помыслам» (ср. Пс.80:13). Так «удаляющие себя от Бога погибнут» (ср. Пс.72:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1Ин.2:17 ). Рассуждение 3 [P. 186] 1 . Дети! Последний час... (ср. 1Ин.2:18 ). В этом отрывке [апостол] обращается к детям [и призывает], чтобы они поспешили расти, ибо наступил последний час. Возраст плоти не зависит от воли [человека]. Так, никто плотью своей не вырастает, когда захочет, как никто не рождается, когда захочет. Но где рождение зависит от воли [человека], там и взросление зависит от воли. Никто не рождается без воли своей от воды и Духа (ср. Ин.3:5 ). Поэтому если кто захочет, то будет расти [после такого рождения], а если захочет, то будет уменьшаться. Что значит расти? Значит продвигаться вперед. Что значит уменьшаться? Значит отступать. Всякий, кто знает, что он родился, пусть слышит, что он дитя и младенец; пусть с жадностью прильнет к грудям матери и быстро растет. Мать же – это Церковь , а груди ее – два Завета Божественных Писаний. Пусть он сосет оттуда молоко всех таинств, совершаемых во времени для нашего вечного спасения, чтобы, напитавшись и укрепившись, быть способным к вкушению твердой пищи, которая такова: в начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово был Бог ( Ин.1:1 ). Наше молоко – это смирившийся Христос; наша твердая пища – тот же Христос, равный Отцу. Он кормит тебя молоком, чтобы напитать хлебом, ибо сердцем прикоснуться духовно ко Христу – значит постичь, что Он равен Отцу. 2 . Поэтому Он и запретил Марии прикасаться к Нему и сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу ( Ин.20:17 ). Что это значит? Он дал потрогать Себя ученикам (ср. Ин.20:27 ), но избегал прикосновения Марии? Разве Он не сказал сам усомнившемуся ученику: «подай персты и пощупай раны» (ср. Ин.20:27 )? Неужели Он уже восшел к Отцу? Почему же [P. 188] тогда Он запретил Марии и сказал: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу? Или мы должны сказать, что не боялся прикосновения мужчин, но боялся прикосновения со стороны женщин Тот, Чье прикосновение очищает всякую плоть? Что же, Он боялся прикосновения тех, кому Он прежде всего захотел явиться? Разве не женщины возвестили мужчинам о воскресении Его, чтобы змей был повержен так же, как когда-то победил сам 134 ? Ибо он когда-то принес 135 смерть первому человеку через женщину, а теперь жизнь была возвещена мужчинам через женщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Я знаю, Искупитель мой жив ( Иов.19:25 ). Он облек меня в ризы спасения ( Ис.41:10 ). – Но как грехи? – Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7, 8 ). Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:2 ). Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), и потому говорит: покайтеся, и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ). Значит, мы спасаемся через покаяние, верою в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов нетрудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верою: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верою, не заградил пути в рай. Попусту жаловаться на свои немощи не нужно, ибо к миру призвал нас Господь ( 1Кор.7:15 ), и мы должны терпеливо переносить Искушения. Уповай на Господа, – говорит тебе Писание, – передай Господу путь твой, утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего (Ср. Пс.36:3–5 ). Люби душу твою, и утешай сердце твое, и печаль себе отрини далече: несть бо пользы в ней ( Сир.30:24, 25 ). Буди уповая всем сердцем на Бога ( Притч.3:5 ). Чем жаловаться на себя пред человеком, подобным тебе, лучше говори с Давидом: изныло от тоски око мое, истощилась в печали жизнь моя, и лета мои прошли в одних воздыханиях. Но я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты мой Бог . Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею (Ср. Пс.30:10–17 ). Воззри на страдание мое, и изнеможение мое, и прости все грехи мои (Ср. Пс.24:18 ). Я уповаю на милость Твою, и сердце мое возрадуется о спасении Твоем (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010