О воле К. люди узнают через различные знаки, в т. ч. через вещие сны, слова поэтов (сочинение япон. стихов часто понимается как вдохновленное богами) и др. Вестниками богов считаются священные в синто животные и птицы: олени, обезьяны, вороны, лисы и др., иногда их самих причисляют к К. Изображения К. в традиц. япон. искусстве сравнительно редки; К. могут иметь обличия будд, бодхисаттв или людей в придворных япон. одеждах (напр., на мандалах святилища Касуга). С сер. XIX в. антропоморфные изображения К. появляются чаще, в них сочетаются черты японского и западного искусства. Обряд почитания К. обозначается общим понятием «мацури»; существуют особые названия для разных видов обрядов. Место обитания божества отмечено воротами тории, обносится священными оградами или окружено соломенной веревкой симэнава. Святилище при этом может не иметь здания. Во время обряда читают молитвословия норито, исполняют пляски кагура, подносят дары: чаще всего еду, рисовый напиток саке, ткани и нити. В святилище «тело божества» (синтай) скрыто от глаз молящихся, но во время обряда его часто поднимают на носилки и проносят по территории, находящейся под защитой этого святилища. Синтай может представлять собой зеркало, меч, камень, жезл гохэй (деревянный с бумажными складчатыми лентами), ветку священного растения, а порой и статую К. в образе будды или бодхисаттвы. Есть и такие святилища, где «телом ками» считается гора, скала, старое дерево и т. д. Ист.: Норито; Сэммё/Пер. со старояпон., исслед. и коммент.: Л. М. Ермакова. М., 1991; Кодзики: Записи о деяниях древности. Свиток 1: Мифы/Пер. со старояпон., коммент.: Е. М. Пинус. СПб., 1994; Нихон сёки: Анналы Японии/Пер. со старояпон., коммент.: Л. М. Ермакова, А. Н. Мещеряков. СПб., 1997. Т. 1: Свитки 1-16; Синто - путь японских богов. СПб., 2002. Т. 2: Тексты синто. Лит.: Kuroda Toshio. Shinto in the History of Japanese Religion//J. of Japanese Studies. 1981. Vol. 7. N 1. P. 1-21; Naumann N. Die einheimische Religion Japans. Leiden, 1988-1994. 2 Bde; Hardacre H. Shinto and the State: 1868-1988. Princeton, 1989; Ермакова Л. М. Речи богов и песни людей: Ритуально-мифологические истоки япон. лит. эстетики. М., 1995; Ямаори Т. Блуждания богов в пространстве японской культуры/Предисл., пер.: Л. М. Ермакова//ВФ. 1998. 2. С. 80-100; Shintô in History: Ways of the Kami/Ed. J. Breen, M. Teeuwen. Honolulu, 2000; Сонода М. Мир синто. М., 2001; Синто - путь японских богов. 2002. Т. 1: Очерки по истории синто; Накорчевский А. А. Синто. СПб., 2003. С. 63-290; Shinto: A Short History/Ed. I. Nobutaka e. a. N. Y.; L., 2003; Боги, святилища, обряды Японии: Энцикл. синто/Отв. ред.: А. Н. Мещеряков. М., 2010. (Orientalia et Classica: Тр. Ин-та вост. культур и античности; 26); Encyclopedia of ресурс].

http://pravenc.ru/text/1470125.html

доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, профессор Перервинской семинарии Научные труды и монографии А. И. Сидорова: 1) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1: Богослов­ские и аскетические трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидо­рова. М.: Мартис, 1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника/[Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А.И. Сидорова]. М.: Паломникъ, 2004); 2) Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. Т. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I–LV/пер. и коммент. С.Л. Епифановича, А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993; 3) Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты/Пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова; [ред. Лега В.П., Троицкая Е.А.; Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького Рос. АН]. М.: Мартис, 1994; 4) Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: С прибавлением «О божественной любви»/Блаженный Феодорит Кирский; вступ. ст. и новый пер. А.И. Сидорова. М.: Паломник, 1996 (переизд: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: повествование о святых подвижниках христианского Востока/Блаженный Феодорит Кирский; пер., предисл. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 5) Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [учеб. пособие]/А.И. Сидоров. М.: Рус. огни, 1996; 6) Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997 (переизд.: Творения древних отцов-подвижников/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. 2-е изд. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 7) Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества/А.И. Сидоров. М.: Правосл. паломник, 1998; 8) У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетики и монашеской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Паломникъ [и др.], 2002; 9) Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломникъ, 2003. При участии М.В. Никифорова;

http://patriarchia.ru/db/text/5790542.ht...

134 . Русская духовная музыка в документах и материалах Т 2 Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1/Гос. ин-т искусствознания. Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки/Сост. вступит ст. и коммент. С г. Зверевой А.А Наумова, Μ.П. Рахмановой – М. 2002 – 680 с 135 . Русская духовная музыка в документах и материалах Т. 3. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918)/Гос. ин-т искусствознания. Гос. центральный музей музыкальной культуры им М.И. Глинки. Сост. А.А. Наумов Μ. П. Рахманова. Вст. Ст. подгот. текста и коммент. М.П. Рахмановой. По местный Собор Русской православной церкви 1917–1918 гг./Вступит ст. подгот. текста и коммент. С.Г. Зверевой – М. 2002 – 904 с. 136 . Русская духовная музыка в документах и материалах Т. 4. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания. Казань Москва Петербург/Гос. центральный музей музыкальной культуры им М.И. Глинки. Подгот. текста вст. Ст. и коммент. Н.И Кабановой науч. Ред. М.П. Рахманова – М. Языки славянской культуры. 2002 – 688 с. 137 . Русская духовная музыка в документах и материалах Т.5. Александр Кастальский. Статьи материалы воспоминания переписка/Гос. Ин-т искусствознания Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки Ред. сост. автор вступ. ст. и коммент. С.Г.Зверева – М. 2006 – 1032 с. 138 . Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский. Жизнь и творчество – Л. 1983 – 142 с. 139 . Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество – Л. 1979 – 256 с. 140 . Свт. Игнатии (Брянчанинов) . Понятие о ереси и расколе//Полное собрание творений свт. Игнатия (Брянчанинова) . Т. IV – М. 2002. 141 . Свт. Иоанн Златоуст . Беседа на 150 псалом//Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста Т. 5 Книга 2. 142 . Свт. Иоанн Златоуст . Беседа 36 на 1-е Послание коринфянам//Собрание сочинений свт Иоанна Златоуста Т. 10. Книга 1. 143 . Свт. Иоанн Златоуст . Беседа 23 на Послание к ефесянам//Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста Т. 11. Книга 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1504 ...будет стоять святый престол Господень, и будет судить Господь вселенную. – С Пупом земным паломница, очевидно, со слов проводника, связывает место Страшного суда. Согласно христианской эсхатологии, традиционно этим местом почитается Кедронская долина (см. об этом в Путешествии Якима Васильева и коммент.). 1509 ...где царица Елена смотрела сверху в окошко, когда вырывали Крест Господень... – См. коммент. 784. 1511 ...на том камени, где Господь стоял, и от пречистых Его ног изобразилось место святых Его стоп. – Речь идет о камне-следовике, однако такую реликвию в стенах храма Гроба Господня другие паломники не указывают. 1519 ...до Гепсимании... – Гефсимания, местность у подножия Елеонской горы, к востоку от Иерусалима. 1522 ...на половине почивают... родители Божией Матери Иоаким и Анна, гробы их каменные. И напротив их гроб Иосифа Обручника. – См. коммент. 190. 1528 И в евтом месте Господь наш Иисус Христос Иудою предан под древом масличным. – См. коммент. 816. 1529 И етою Юдолию и потоком Кедрским, сказывают, что и река огненная потечет на мучение грешников. – См. коммен. 956. 1530 ...до Пилатовых ворот. Сие врата закладены. – Вероятно, речь идет о Златых вратах города, через которые Христос торжественно въехал в Иерусалим ( Мф.21:8–11 ). У мусульман существует предание, что через эти врата в Иерусалим должен вступить «царь франков», поэтому они их замуровали. 1531 ...где Божия Матерь стояла у стеночки и смотрела на страдание Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, и ето место как бы было вибито, и теперь знать. – См. коммент. 805. 1533 ...домы жидов – Анны и Каиафы... – После молитвы в Гефсиманском саду и взятия под стражу Иисуса привели к первосвященнику Анне ( Ин.18:13–24 ), дом которого находился недалеко от Сионских ворот, на территории армянского квартала Иерусалима. От Анны Христа привели к первосвященнику Каиафе, где состоялось заседание синедриона ( Ин.18:13–14 ). Его дом располагался поблизости от дома тестя, первосвященника Анны. 1536 ...где Божия Матерь из Святая Святых приходила к своим родителем... – Речь идет о доме родителей Богородицы Иоакима и Анны, где появилась на свет Мария (греческий храм Рождества Пресвятой Богородицы). Расположен вблизи ворот Святого Стефана. О нем упоминал игумен Даниил (см. наст. изд. Т. 4) и Илья Сысоев. Святая Святых – Иерусалимский храм, куда, согласно преданию, в трехлетнем возрасте была приведена дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2793 1) «Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись/Под ред. Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011; 2) Разумевающие верой. 2794 Аксаков И. С., Аксаков К. С. Литературная критика/Сост., вступ. статья и коммент. A. С. Курилова. М.: Современник, 1981; Аксаков И. С. 1) И слово правды… Стихи, пьеса, статьи, очерки/Предисл., сост. и коммент. М. А. Чванова. Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1986; 2) Письма к родным, 1844–1849/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988; 3) Письма из провинции; Присутственный день в уголовной палате/Авт. предисл. Т. Ф. Пирожкова. М.: Правда, 1990; 4) Письма к родным, 1849–1856/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994; 5) Биография Федора Ивановича Тютчева/Репр. воспр. изд. 1886 г. М.: АО «Кн. и бизнес», 1997; 6) Еврейский вопрос. М.: Изд. дом «Социздат», 2001; 7) Отчего так нелегко живется в России?/Сост., вступ. статья, примеч. B. Н. Грекова. М.: РОССПЭН, 2002; 8) Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838–1886 гг. с предисл., коммент. и воспоминаниями А. Ф. Аксаковой: В 3 т./Сост., подгот. текста, примеч., указ. имен Т. Ф. Прокопова. М.: Русская книга, 2003–2004; 9) У России одна-единственная столица…: Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И. С. Аксакове. Венок И. С. Аксакову. Москва И. С. Аксакова (путеводитель)/Сост., вступ. ст., путеводитель, примеч. Г. В. Чагина. М.: Pycckiй мipъ, 2006; 10) И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова. , 2007; 11) Наше знамя – русская народность/Сост. и коммент. С. Лебедева. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008; 12) О державности и вере. Минск: Белорус. правосл. церковь , 2010; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Избранные труды/Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова, Е. Б. Фурсова. М.: РОССПЭН, 2010. 2795 Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни России 1860-х годов: Дис. канд. ист. наук/Моск. гос. ун-т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Руднев М. Воспитанники МДА в сане епископа за 100 лет существования Академии//ПрибЦВед. 1915. С. 2155–2165. [Руманов] А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Био­графия и история ссылки в монастырь: С портр. и видами Череменецкого монастыря/Сост. А.В. Ру-ов. – М.: И.Д. Сытин, 1907. – 143 с., с ил., портр. Русская духовная музыка в документах и материалах: В 6 т./Гос. центр, музей муз. культуры им. М.И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания; Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверева и др. – М.: Языки рус. культуры, 1998–2006. – (Язык. Семиотика. Культура). Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Дневники. Письма/Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверевой, А.А. Наумова, М.П. Рахмановой. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 688 с., 30 ил. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современ­ников, 1861–1918. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов/Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова; Вступ. ст., подг. текста и коммент. М.П. Рахманова. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 903 с., л. ил., портр. Т. 4: Степан Васильевич Смоленский: Воспоминания: Казань. Москва. Петербург/Вступ. ст. и коммент. Н.И. Кабанов. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 686 с., л. портр. Т. 6: Александр Кастальский: Статьи. Материалы. Воспоминания. Пере­писка/Ред., сост. С.Г. Зверева. – М.: Знак, 2006. – 1031 с., ил. Русская периодическая печать (1702–1894): Справ./Под ред. Л.Г. Дементьева, А.В. Западова и др. – М.: Госполитиздат, 1959. – 835 с., ил. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиогра­фия их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921–1972/Сост. Н.М. Зернов. –Boston: G.K. Hall& Со, 1973. – 181 с. Русский провинциальный некрополь: Картотека Н.П. Чулкова из собр. Гос. лит. музея/Подг. текста А.П. Николаев и др. – М.: Эллис Лак: Т-во «Река Времен», 1996. – 415 с. – (Река времен: Книга истории и культуры; Кн. 4). Русское народное чувство//МВед. 1902. 20 февр. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

225 Преподобная Евпраксия – Евпраксия девица, Тавенисская (Тавенская), младшая, см.: Пролог, 25 июля. Творогов О. В. Переводные жития... С. 4950. 227 Ин старец... яко над мертвецем. – Имеется в виду рассказ Скитского патерика, см.: The Old Church Slavonic Translation... P. 114115. 228 Василий Великий – см.: Пролог, 1 января, 12 апреля. Творогов О. В. Переводные жития... 3233. 240 Арсений Великий – Арсений Римский, см.: Пролог, 8 мая. Творогов О. В. Переводные жития... С. 2627. 241 Пахомий Великий – основоположник общежительного монашества. См. коммент. к с. 29, к имени Паламон. 242 Макарий Римлянин – Макарий Александрийский , см.: Пролог, 19 января. Рассказы о Макарии Александрийском читаются и в составе Скитского патерика. Апокриф о Макарии Римском см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 3. С. 322337, 408. 244 Иларион Великий – см.: Пролог, 21 октября (см. наст, изд.: Т. 2. С. 392396). Творогов О. В. Переводные жития... С. 61. 248 ...копаше землю, якоже Антоний Киевский печеру... – Имеется в виду Антоний Печерский, см. коммент, к с. 27. 250 Некий старец... до кончины своея. – Имеется в виду рассказ Скитского патерика о старце, во время болезни увидевшем себя на том свете, см.: The Old Church Slavonic Translation... P. 110111. 251 Филимон Отшельник – отшельник из Ромиевой пещеры, неподалёку от Лавры. Широко распространённое в сборниках разного рода «Слово Филимона Отшельника» (нач.: «Глаголаху о отци Филимоне Ошелнице...») часто встречается и в числе дополнений к переводным патерикам. 252 Симеон Дивногорец – см.: Пролог, 24 мая, 13 марта. Творогов О. В. Переводные жития... С. 106. 256 Виссарион – Виссарион Египетский, см.: Пролог, 6 июня. В «Цветнике священноинока Дорофея» фигурирует дважды. 264 Мария Египетская – см.: Пролог, 1 апреля (см. наст, изд.: Т. 2. С. 402403). Полное Житие Марии Египетской см.: там же. С. 190215, 528530. Творогов О. В. Переводные жития... С. 81. 265 Зосима – собеседник Марии Египетской, о котором сообщает как полное, так и проложное её Житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

под. общ. ред. А.П. Дмитриева 1 Составлен его почитателем – экономистом, прозаиком и публицистом консервативного направления С. Ф. Шараповым. 3 Только недавно увидели свет четыре издания: Гиляров-Платонов Н. П. 1) «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...»/Сост. и коммент. Ю. В. Климакова. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. 720 с.; 2) Из пережитого. 2009. Т. 1–2; 3) Последние дни Помпеи: Семинарские опыты в стихах и прозе (1837–1843)/РАН. ИРЛИ; Вступ. ст., сост., подгот. текстов, коммент. А. П. Дмитриева; Отв. ред. Б. Ф. Егоров. СПб.: Пушкинский Дом, 2009. 528 с.; 4) Разумевающие верой. (Здесь и далее в подстрочных примечаниях при указании на печатные и архивные источники используются условные сокращения, включенные в Список сокращений в наст. изд.) 5 В дальнейшем в нашем издании, как правило, фамилия Гилярова-Платонова будет указываться сокращенно, без второй части, – как это принято было среди его современников, в литературе второй половины XIX в. 8 Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М.: Республика, 1996. С. 251. (Собр. соч.: ). Читать далее Источник: Никита Петрович Гиляров-Платонов : Исследования. Материалы. Библиография. Рецензии/ИРЛИ РАН; Под общ. ред. А.П. Дмитриева. — СПб. : ООО «Издательство „Росток“», 2013. — 944 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

698 ...множество ефиопъ дмонъ... – Буквально воспроизводит генитив мн. числа греч. αθιπων δαιμνων. 701 ...хвалити его нача, праведника его наричая... – Ошибка в древнерусском переводе (так в архетипах древнейших редакций) или результат порчи текста в греческом списке, с которого был сделан перевод. В греческом оригинале – διεχλεασεν τν δκαιον επν ‘стал ругать праведника, говоря...’. 702 Амафоръ – мафорий (μαριον), длинный кусок ткани, покрывавший голову и плечи, носившийся женщинами вне дома. 703 Хартулаи... плоимомь. – Морской хартуларий, заместитель командующего (друнгария) морских сил Константинополя. 704 ...въ святи церкви сущии Влахернах... – В греч. ν τ γα σορ τ οση ν Βλαχρναις. Имеется в виду, очевидно, влахернский Святой Сорос – церковь , которую построил в конце своего правления Лев I как помещение для собственно Сороса (реликвария), в котором хранился покров Богородицы, привезенный из Капернаума молодыми патрициями Гальбой и Кандидом. Влахерны – северо-западный район Константинополя. 705 Часу же нощному сущю 4-му... – Поскольку ночь разделялась на двенадцать равных частей, «четвертый час» соответствовал приблизительно 10–11 часам вечера. 708 Мафоръ – мафорий (см. выше, коммент. к с. 352). В традиционной иконографии принято изображать Богородицу в пурпурном плаще и пурпурном мафорий в знак ее происхождения из царского рода. 710 ... сущимъ тамо. – Далее в греческом тексте следует заключительное предложение этого рассказа, опущенное в древнерусском переводе: «Епифаний видел все это через посредство богоносного отца (т. е. Андрея), ибо тот мог легко (мысленно) к нему обращаться и сообщать Епифанию все, что он видел, действуя для него как медиатор. Мысленно сопровождая его повсюду, он приобщал его к великолепной славе». Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 2: XI-XII века. - 1999. - 555 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. Том VIII. Книга 1 Источник Читать далее Источник: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. Том VIII. Книга 1/Гос. ин-т искусствознания; науч. ред. С.Г. Зверева; подгот. текстов, вступит. ст. и коммент. С.Г. Зверевой, А.В. Лебедевой-Емелиной, Н.А. Потемкиной; науч. консультант А.А. Наумов; лит. ред. М.П. Рахванова. 2-е изд. - М.: Языки славянских культур, 2018. - 960 с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010