В заключительной части Евр. (которая, по-нашему мнению, принадлежит ап. Павлу) апостол сообщает, что имеет намерение отправиться с Тимофеем к адресатам Послания. Не логично ли предположить, что Павел собирался идти в Ефес, где жили бывшие иоанниты, к которым могло быть обращено Послание? Нам известно также, что именно в Ефесе апостол Павел оставит Тимофея в качестве своего последователя (см. 1и 2 Тим.). В конце концов, следует признать, что эти гипотезы, которые кажутся нам возможными, все-таки слишком смелые, так как они не основываются на достаточно надежных объективных данных. Разделы послания Пролог. 1:1–4 1-я часть. 1:15–2:18. Сын Божий, Искупитель, превосходит ангелов 2-я часть. 3:1–5:10. Первое упоминание темы Иисуса-Первосвященника а. Иисус выше Моисея (3:1–6) б. Во Христе мы войдем в покой Бога (3:7–4:13) с. Иисус состраждущий нам Первосвященник (4:14–5:10) 3-я часть. 5:11–10:39. Иисус священник по чину Мелхиседекову а. Отступление (моральные рассуждения) (5:11–6:20) б. Первенство Первосвященника по чину Мелхиседекову (7:1–28) с. Христос, служитель небесного Святилища и ходатай лучшего завета (8:1–6) 4. Наставления верующим (10:19–12:29) а Стойкость (10:19–39) б. Пример веры древних героев (11:1–40) с. Пример Сына (12:18–29) d. Два Завета (12:18–29) е. Приложение (13:1–25) Экзегеза Основной темой Послания к Евреям является дело Сына превосходящего ангелов первосвященника по чину Мелхиседекову, который проник внутрь завесы в небесном Святилище как наш предтеча. Эта весьма содержательная тема последовательно раскрывается в Послании. Пролог. Евр. 1:1–4 В очень коротком прологе в нескольких словах обрисовывается дело Сына Божия: сперва сообщается, что приход Сына был приготовлен Богом, Который «многократно и многообразно» говорил «издревле отцам в пророках» (1:1); затем « в последние дни сии говорил нам в Сыне» (1:2); таким образом, с приходом Сына начинаются последние времена, последний эон мировой истории (и это не единственный в Новом Завете случай подобной мысли: ср. Деян. 2:17; 1Петр.1:20; 2Тим.3:1; 1Ин. 2:18 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

5 дела ... Мною творимые. Это тот самый принцип, который признавался Никодимом (3,2). Дело не в том, что чудеса могла творить только Божественная Личность, а в том, что чудотворение, не противоречащее Писанию, служит доказательством, что Бог положил печать Своего одобрения на деяния чудотворцев (10,25.38). Однако этот принцип должен применяться с некоторыми ограничениями, что очевидно из Исх. 7,11.12 ; Мф. 7,22.23; 24,24 ; Откр. 13,13 . 5:37–38 вы ни гласа Его никогда не слышали... и не имеете слова Его пребывающего в вас. Весьма вероятно, что эти выражения содержат в себе ссылку на Писание, которое поистине передает людям «голос» Божий и Его «слово». 5 Писания ... свидетельствуют обо Мне. Иисус не оспаривает, что Ветхий Завет ведет человека к вечной жизни (ср. 2Тим. 3,15 ). Однако Он настаивает на том, что Ветхий Завет также направляет людей ко Христу, который Сам и является Творцом вечной жизни. 5 на вас обвинитель Моисей. Иисус утверждает, что Моисей будет обвинять тех иудеев, которые не уверуют во Христа, потому что они не хотят верить в того Христа, о котором писал Моисей. В ст. 46 Иисус говорит, что если бы они верили Моисею, то поверили бы и Ему, указывая таким образом, что те люди, которые утверждают, что верят Моисею, но отвергают Христа, фактически не верят ни тому, ни другому. Глава 6 6:1–71 В этой главе раскрывается истинная природа Иисуса как Посланного от Отца (ст. 38,44,46,50,51,57), с графической четкостью проводится различие между верой и неверием (ст. 53–58) и отмечается, что Иисусу все чаще приходилось сталкиваться с отвержением, которое вызывалось неверием в Него (ст. 41, 42, 60–66). Описанные здесь чудеса приводят на память соответствующие спасительные события ветхозаветной истории, и их следует рассматривать как признаки исполнения в Иисусе всего того, что было представлено такими ветхозаветными символами, как первая Пасха, исход и манна небесная. 6:1–4 Накануне праздника Пасхи Иисус оставляет Иерусалим и уходит на противоположную сторону Галилейского озера. Этот праздник (Исх., гл. 12) отмечался в воспоминание того, как Бог поразил египетских первенцев и прошел мимо израильтян («Пасха» в переводе с еврейского означает «пройти мимо»). Хотя мы не можем установить все факты с полной определенностью, существуют свидетельства, что во времена Иисуса в дни пасхального празднества читались следующие места из ВЗ: Быт, гл. 1–8; Исх, гл. 11–16 и Чис, гл. 6–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:4. Представившись, автор письма обычно называл по имени того, кому предназначалось послание, и передавал ему слова приветствия. Философы и раввины обращались к своим ученикам, как к собственным детям; ср.: 1Тим. 1и 2Тим. 1:2 . 1:5–9 Назначение достойных пресвитеров 1:5. В ветхозаветную эпоху города управлялись «старейшинами», которые осуществляли там и судебные функции; они были известны своей мудростью и имели большой жизненный опыт. В новозаветную эпоху уважаемые пожилые люди в синагогах назывались «пресвитерами». Павел следовал принятым в его культуре организационным формам управления синагогой и не рекомендовал устанавливать иные формы, которые существовали у других народов. Выражение «по всем городам» означает, что в каждом городе должно быть свое руководство в каждой общине. Как и вообще в Древней Греции, на Крите разные города соперничали между собой. 1:6 . Безупречная жизнь была одним из основных требований, предъявляемых к религиозным руководителям в древности (см. коммент. к 1Тим. 3:2 ). «Муж одной жены», вероятно, означает «верный муж»; как итребование, касающееся детей, это указывает на его главенствующую роль в семье, авторитетное начало в доме. Эти требования предъявлялись в древности и к кандидатам на официальную должность в обществе. (В Ветхом Завете также подчеркивалось сыновнее послушание в нормальных условиях; ср.– Втор. 21:20 .) Поскольку они были «старейшинами», а распутство считалось пороком, преимущественно свойственным молодым людям, не детям, то эти пресвитеры, очевидно, несли ответственность за своих взрослых детей. В римском мире сыновья должны были уважать своих отцов, которые в законном порядке управляли ими в течение всей своей жизни. 1:7 . «Домостроитель» часто был управляющим хозяйством своего господина, нередко это были рабы или «вольноотпущенные, которые отчитывались перед хозяином в том, как они управляют его собственностью; этот термин особенно подходит для характеристики управляющих церковным хозяйством. На Крите был культ бога Диониса, отправление этого культа часто выливалось в пьяные оргии, но поведение христианских руководителей не должно было ни в коей мере смущать других (некоторые люди неверно смешивали иудаизм с культом Диониса, а христиане рассматривались в целом как иудейская секта). Слабость к вину тоже часто считалась пороком, с которым надлежало бороться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

87 Ср. Zahn, I. с. II, 607–8. Это выражение особенно часто встречается в Откровении, с одной стороны, в применении к небесному, божественному миру (1:6, 18; 4:9, 10; 5:13; 7:12; 10:6; 11:15; 15:7; 22:5; ср. Гал. 1:5 ; Флп. 4:20 ; Евр. 13:31 : 1Петр. 4: 11; 5:11 ; 1Тим. 1:17 ; 2Тим. 4:18 ; без «веков»: Рим. 1:25; 9:5; 21:21 ). С другой же стороны, оно применяется и в отношении к злому началу: 14:2: дым мучения поклоняющихся зверю; дыме от Вавилона); 10:10. В отношении к Богу и Христу «во веки веков», конечно, синонимирует с вечностью в смысле сверхвременности и неизменности. Второе же применение «во веки веков», разумеется, совсем не равнозначно первому, потому что, во-первых, не существует вообще злой, сатанинской, тварной вечности, которая была бы подобна безначальности и бесконечности, свойственных вечности божественной; во-вторых, огню предается то, что может не только гореть, но и сгорать, следовательно, во времени, и «веки веков» есть только образное выражение длительности, а также и известной внутренней циклической заканчиваемости данного состояния. С этим можно сравнить такие выражения, как 1Цар. 1:22 , о том, что Самуил «явится пред Господом, и останется пред Ним навсегда», (т. е. до своей смерти) или у Ис. 58:12; 61:4 , («застроятся пустыни вековые» в применении к 70-ти годам Вавилонского изгнания): Пс. 71:17 имя твое (царя) во веки». Кто откроет еврейский лексикон, убедится, что слова ες τος ανας τν ανων вовсе не соответствуют представлению о безвременной вечности» (Zahn, ib. 608). 89 Charles (II 192) утверждает – без достаточного основания (на основании текстов: Откр. 14:18–20; 17:14; 19:11–12; 20:7–10 , – что суд над мёртвыми принадлежит Отцу, а над живыми – Сыну. Ни один из этих текстов прямо к суду не относится. 90 Этому соответствуют образы 5 главы, в которых Агнец приходит и берет книгу у Сидящего на престоле, (5:7) и далее (8–14). 91 Однако, в отличие, хотя и не в противоречие с ναστσω 6:39–40, читаем в 5:21: «как Отец пробуждает γερει (в славянском и русском переводе, это слово неточно передано: воскрешает) мертвых и оживляет ξροποιε, так и Сын оживляет кого хочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

апостольские, III, 15: помазание сравнивается с посвящением: то дает всеобщее, а это – частное священство; II, 39. 41: возложение рук при отпущении грехов сравнивается с помазанием. – Необходимо также вспомнить выражение св. Киприана Карфагенского , что возложение рук при отпущении грехов совершается «в покаяние» (Поел. 15, 1: «прежде рук, возложенных в покаяние»; 18, 1: «рукой его, возложенной в покаяние»). В принятии рукоположения заключается акт самоуничижения, исповедания греховности: данное лицо нуждается в возложении рук, как при посвящении (ср. «исповедание» Тимофея, прим. 113), так и при разрешении – для преодоления сил зла (заклинание). 137 Отсюда связь рукоположения с молитвой, ср. выше, прим. 130. Будучи направлено единственно на харизму и на ее усиление, а не на какую-либо должность или правовое положение, христианское рукоположение явственно отличается этим своим чисто духовного характера направлением от соответственного ветхозаветного акта. 138 В предшествующем изложении отклонено для первых времен христианства католическое представление, видящее в возложении рук источник харизмы. Но с другой стороны, отклонено также и представление Ritschl» я (Entstehung. S. 379, 384 ff.), признающее возложение рук чисто внешним, сопровождающим молитву действием (согласно О. Ritschel " Ki (Cyprian. S. 181), возложение рук при посвящении в епископы означает свидетельство посвящающих епископов, «что епископская кафедра была праздна»: совершенно непонятное толкование). Изложенное в тексте понимание, с одной стороны, позволяет ясно выступить различию между первохристианским и католическим (так же как и иудейским) воззрениями, с другой же – дает объяснение, как могло католическое воззрение возникнуть из первохристианского. 140 С этой точки зрения становится понятным, как в пастырских посланиях говорится о Тимофее то, что он владеет своей харизмой «чрез пророчество с возложением рук», то, что он получил ее «чрез возложение рук» (1Тим.4:14; 2Тим.1:6). Пророчество, несомненно, имеет значение только свидетельства; но в обоих местах рукоположение признается чем-то однородным с пророчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Самолюбие, страсть к наслаждениям, жажда к деньгам и материальному благополучию вместе с богозабвением и богоотступничеством ( Лк.18:8 ) будут характерной чертой и людей последнего времени перед пришествием Спасителя, о чем пишет апостол: «В последние дни... люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:1–5 ; ср.: 1Тим.4:1–2 ). и) Всякий блудник, прелюбодей, сквернитель и нечистоты любитель есть крайний себялюбец, попирающий любовь к Богу и ближним. Блуд есть крайнее проявление себялюбия в самой отталкивающей, грубой и натуральной форме. В плотской страсти человек свою естественную потребность сознательно и свободно обращает в повод и источник греховного самоуслаждения, самоугождения, простирая ее до полного извращения и преобладания над прочими сторонами своей природы, т. е. руководится началом грубого эгоизма, извращенного самолюбия. Блудник смотрит на лица другого пола и на все окружающее с точки зрения грубого и животного себялюбия как на объекты и предметы удовлетворения господствующей в нем страсти 548 . Образующееся в блудной страсти эгоистическое направление всего внутреннего душевного строя разрушает самую сердцевину религиозно-нравственной жизни человека – его отношения живого союза любви с Богом и ближними, лишает Царствия Божия, которое должно состоять в живом общении с Богом, а также в любви с ближними. Невозможно человеку, говорит преп. Феодор Студит , любить Бога и ближних, творить добродетели и одновременно любить плотские похоти – одно другое исключает (ср. Мф.6:24 ) 549 . Забвение Бога и эгоистическое обособление от Бога и ближних ведет человека к худшей форме рабства своей страсти, своему сластолюбию, делает человека «самоистуканом» (само-идолом), как говорится в великом каноне св. Андрея Критского 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

2:6–8. Мужчины тоже должны проявлять самодисциплину, и Тимофей призван был служить примером для них, как и полагалось хорошему учителю. Павел использует выражение «добрые дела» в разных случаях (см.: 1:16; 2:14; 3:1,8,14; 1Тим. 2:10; 5:10–6:18 ; 2Тим. 2:21; 3:17 ). 2:9,10. Хотя господа имели по закону абсолютную власть над своими домашними рабами, в большинстве случаев эти рабы ощущали себя более свободными, чем рабы, занятые в сельском хозяйстве или работавшие на рудниках, и питались лучше, чем большинство крестьян. По сложившемуся у хозяев стереотипу, все рабы были ленивыми, склонными прекословить своим господам и способными украсть все, что плохо лежит. Эти традиционные представления иногда действительно имели под собой основания, особенно когда стимул к работе был незначительным, но Павел увещевает христианских рабов не способствовать укреплению этого представления о рабах. И так уже считалось, что новая религия имеет подрывную силу, и, чтобы опровергнуть эти идеи и клевету в свой адрес, христиане должны были основательно потрудиться. Более подробно о рабстве в целом см. во введении к Посланию к Филимону. 2:11. Верующие должны были жить благочестиво, чтобы отвести от себя ложные обвинения (2:8–10), показывая своим примером путь всем желающим познать Еванге-лие, принципы которого они являли своейжизнью. О предвзятом отношении к малым религиям см. во введении ко 2:1 – 14. Тезис о том, что благодать Божья дарует (хотя и не автоматически, ср., напр.: 1:10) спасение всем людям, вступает в противоречие сиудейской концепцией об исключительности и избранности евреев и с господствующим в обществе представлением о наличии культурных барьеров, которые разделяли народы вдревности (хотя иудаизм допускал, что некоторые праведные язычники могут быть спасены, а философы и ряд приверженцев мистических религий бросали вызов условным культурным барьерам). 2:12. Этические принципы, о которых говорит здесь Павел, отражают главные добродетели, в древности признававшиеся также и греческими философами, и моралистами. Почти такой же их перечень приводит Филон, иудейский философ, благосклонно относившийся к греческому обществу Александрии, к которому он и сам себя причислял.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Однако в те времена использовался термин с латинским окончанием –ianus (англ. «-ian»), напр., «иродиане» – последователи Ирода ( Мк. 3:6 ), вероятно, также и термин «христиане» может означать последователей Христа. У римлян был обычай давать приемному ребенку благородной семьи право носить ее фамилию с окончанием –ianus. Так, приемный сын семьи Домиция мог называть себя Домицианом. Антиохия (откуда пошло название «христиане») была римским городом, так что христиане вполне могли использовать это имя, демонстрируя тем самым свою принадлежность к семье Христа ( Рим. 8:15–17 ). 17 Мысль о том, что суд начинается с дома Божия, встречается уже у Иер. 25:29 ; Иез. 9:6 ; Мал. 3:1–3. 18 Цитата из Прит. 11:31 (по LXX) подчеркивает мысль предыдущего стихи и напоминает слова Иисуса, записанные вЛк. 23:31.19 Если такое страдание рассматривается в свете ст. 17,18, тогда христиане будут продолжать совершать добрые дела и в этих суровых испытаниях. Мы следуем примеру Христа, предавая себя полностью в руки Божьи. Предавать – слово, которое использует Иисус в Лк. 23:46 (цитата из Пс. 30:6 ). Каждый верный иудей так завершал свою вечернюю молитву, и, возможно, здесь Петр намекает на это. Павел употребил существительное, которое произошло от этого корня, во 2Тим. 1:12 ( в русской синодальной Библии оно передается словом «залог») для выражения своей уверенности в том, что Бог «силен сохранить» то, что он ему «предал». Слово Создатель Петр использует, вероятно, чтобы напомнить читателям о силе Божьей (ср.: 1:5 и мысль, высказанную Павлом в Флп. 1:6 ). 5:1–4 Осуществлять руководство Люди, сталкивающиеся с проблемами, обозначенными в гл. 4, нуждаются в мудром и искусном пастырском наставлении. В некоторых переводах ( в русской синодальной Библии) опускается присутствующее в греч. слово «поэтому», которое служит связующим звеном между этими и предыдущими стихами. Петр со своим опытом и с высоты своего положения призывает руководителей местной общины выполнять свои обязанности с полной отдачей, ревностно, так являя собой пример для других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

 Библиография   Толкования: Ωριγνη. PG 14; Χρυσοστμου. PG 60; Θεοδρου Μοφουεστας. PG 66; Κυρλλου Αλεξνδρεις. PG 74; Θεοδωρτου. PG 82; Δαμασκηνο. PG 95; Οκουμενου. PG 118; Θεοφυλκτου. PG 124; Cramer. Catenae IV. 1–529; Τρεμπλα Π. Υπμνημα ες τς πιστολς της Κ. Δ. Т. I. Σ. 27–228; Τσκωνα Β. Υπμνημα ες τν πρς Ρωμαους πιστολ. Μρος Α»: 1, 1 – 3, 20. 1986; Barth Κ. Der Romerbrief. 1919, 6 1929; Cranfield С. The Epistle to the Romans. ICC, I–II. 1975–79; FitzmyerJ.A. Romans. AB, 1993; Kasemann E. An die Romer. HNT, 1974, 4 1980 и в английском переводе 1980 года; Leenhardt E.J. Epitre de St. Paul aux Romains. CNT 6. 1957, 2 1981. Научные исследования: Καρακλη Xp. Αμαρτα – Βπτισμα- Χρις (Ρωμ 6, 1–14). ΒΒ 25. 2002; Khalil J. Δικαωση – Καταλλαγ – Τελικ κρση στην πρς Ρωμαους πιστολ. ΒΒ 30. 2004; Donfried Κ. Ρ. The Romans Debate. 2 1991; Schelkle Κ. Η. Paulus Lehrer der Vater. 1956. 20.1. Основание Римской Церкви На сегодняшний день нет точных сведений о том, кто были основатели Римской Церкви. Возможно, это были «пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ), которые слышали проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы. Точка зрения В. Иоаннидиса, что христианство было принесено в Рим супругами Акилой и Прискиллой, весьма известными в то время проповедниками Евангелия (ср. Деян. 18, 26–27 ), исходит из того предположения, что после смерти императора Клавдия (54 г. по Р. Х.) супруги вернулись в Рим. Но об этом нет вовсе никаких упоминаний в источниках. Вероятнее всего, они остались в Ефесе, куда пришли вместе с апостолом Павлом после его удаления из Коринфа ( Деян. 18, 18–26 ; 2Тим. 4, 19 ). Иудейская община в Риме была весьма многочисленной, особенно после 61 года по Рождестве Христовом, когда Помпей привёл в Рим многочисленных пленников из Палестины, которые впоследствии становились вольноотпущенниками. Учитывая это обстоятельство, а также наличие хорошо налаженной связи между столицей и другими частями Римской империи, можно сделать вывод о весьма высокой вероятности появления христиан в недрах иудейской общины Рима через влияние евреев путешественников. Существует немало документальных свидетельств, что при всей сложности и неудобствах путешествий в ту эпоху, новости тем не менее постоянно передавались. Купцы, миссионеры и разные странники составляли своего рода Интернет I века, в котором роль «серверов» выполняли крупные города. Конечно, скорость обмена информацией была не та, что сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Следует ли понимать глагол προγινσκω ст. 29 в обычном смысле «знать наперёд» или же в библейском смысле избрания Богом (хотя само слово редкое и встречается в греч. Библии ещё только в Прем.6:13; 8:8; 18:6 ; Деян.26:5 ; Рим.11:2 ; 1Пет.1:20 ; 2Пет.3:17 , но за ним стоит евр. )? Патриотическая экзегеза (начиная с Оригена и, в частности, Пелагий), стремясь избежать вывода о независимом от воли человека предопределении и в согласии с вышерассмотренным отнесением πρϑεσις к человеку, а не Богу, полагала προγινσκω в первом смысле: Бог знает наперёд выбор человека, но не предопределяет, не навязывает ему этот выбор. Такое значение глагола находится в согласии с его употреблением в Деян.26:5 и 2Пет.3:17 . Современные исследователи, однако, единодушны в том, что Бог «предузнал» означает: избрал прежде создания мира (см. «предзнание», «познание» в Быт.18:19 , Исх.33:17 , 1Цар.2:12 , Пс.17:43 , Прит.9:10 , Иер.1:5 , Ос.13:4–5 , Ам.3:2 , кумранские псалмы 1 QH 9:29– 30, Вознесение Моисея 1.14 и др.; «избрание» в 4Цар.19:25 , Ис. 22:11 и др.; ср. Еф.1:4 , 2Тим.1:9 ) 620 . Джон Мюрри так раскрывает библейское значение выражения ος προγνω: «на кого Он положил взгляд (whom he set regard upon)», «кого Он знал от вечности с особой любовью и радостью (whom he knew from eternity with distinguishing affection and delight)»; фактически оно эквивалентно: «кого Он предвозлюбил (whom he foreloved)» 621 . Как на решающий аргумент Шрейнер указывает на контекстуально ближайшее место Рим.11:2 : οκ πσατο ϑες τν λαν ατο ν προγνω «Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал» (КП), где προγνω «предузнал» выступает антонимом πσατο «отверг» 622 . Библейские и позднеиудейские понятия познания и избрания должны были быть хорошо известны адресатам Апостола из евреев, а христианам из язычников, как полагают исследователи, – в частности, из крещальных поучений. Также употребление редкого прилагательного σμμορφος «сообразный» во фразе συμμρφους τς εκνος το υο ατο «сообразных подобию Сына Своего» указывает на преображение, начинающееся в Крещении, где умирает ветхий человек и рождается новый для жизни во Христе, Который Сам есть образ Бога невидимого 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010