– «Бога Израилева», ср. Иез.8.4 . Определение хочет сказать, что Бог уже не будет Богом завета и собирается оставить Свой народ. Иез.10:20 .  Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы. В I гл., где так подробно описаны явившиеся пророку в виде четырехлицых животных херувимы, он ни одним словом не обмолвился, что это были херувимы, без сомнения потому что тогда и не подозревал этого: до того вид явившихся ему там существ разнился от изображений херувимов во храме (где они были изображены должно быть в человеческом виде). Все настоящее видение как бы и направлено было к тому, чтобы обнаружить перед пророком истинную сущность явившихся ему на Ховаре животных. И пророк в этом видении уже и не называет их животными, а все херувимами ( Иез.9.3 ; Иез.10.1 и д.). Убеждение в том, что это были херувимы, могло зародиться в пророке с самого начала настоящего видения от одного того, что почивавшая на таинственных животных слава Господня оказалась в храме, где обитала Шехина; это убеждение могло подкрепиться голосом Божиим в Иез.10.2 , (где сам Бог назвал загадочных носителей славы Его херувимами, хотя надо помнить, что слова в видениях «неизреченные» по 2Кор 12.4 ); оно возросло в ст. 15, см. объяснение его; а окончательно утвердилось и потому торжественно высказывается только теперь, при удалении славы Господней из храма, с его херувимов, что знаменательно. Иез.10:21 .  У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих. Иез.10:22 .  А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, – и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед­ лицем его. Убеждение, что теперешние животные были одинаковы с виденными на Ховаре (ср. ст. 15), убеждение, важное особенно в виду того, что настоящие животные оказались херувимами, подтвердилось для пророка окончательно, когда они поднялись на воздух и он мог, как и на Ховаре, рассмотреть все частности их фигуры – все 4 лица, крылья и т. п. Во всех частностях фигуры тех и других животных было полнейшее совпадение. Из этих частностей перечисляются только важнейшие: количество лиц и крыльев, руки (вид ног, понятно, опускается), подобие лиц, а прочие частности объединяются в понятии «вид их и сами они» (под последним словом может быть разумеются проявленные в видении таинственными животными свойства); во впрочем из оставшихся не перечисленными частностей указывается главнейшая и в данный момент, момент удаления херувимов из храма, наблюдавшаяся пророком: что каждый херувим шел прямо перед лицем своим, хотя они смотрели в разные стороны. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя «Себе», а не «им», т.е. народу (8,22; ср. 8,18; 12,13), как то было в случае с избранием Саула. 16 помажешь. См. ком. к 2,10. 16 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21,1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин. 16 освятитесь. См. Исх. 19,10–22 . Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя. 16 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о «высоте роста» как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея «отринут» Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9,2; 10,23), а ныне отвергнутом от царства (15,23.26). Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13,14 и ком.). 16 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.). он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа. 16 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4,5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17,28). почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10,6 и 11,6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал. 16 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность (Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне — в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость ο Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов 28, 12–28). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию (Ин I, 1–3, 14), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение ο Боге-Слове [ 18 ]. в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах ο Мессии. Господь рече ко Мне, — говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя (Пс 2, 7). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, — Пс 109, 1, 3). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс 44, 8). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын — Ис 4, 2), Еммануил (7, 14) — с нами Бог (Мф 1, 23), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность ( Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне – в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость о Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов.28:12–28 ). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию ( Ин.1:1–3, 14 ), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение о Боге-Слове 18 . в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах о Мессии. Господь рече ко Мне, – говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя ( Пс.2:7 ). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, – Пс.109:1, 3 ). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс.44:8 ). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын – Ис.4:2 ), Еммануил (7, 14) – с нами Бог ( Мф.1:23 ), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ос.2:8 . А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. «Сделали истукана Ваала», евр. asu labbaal: гл. asah с предлогом означает делать что-нибудь ( Ис 1.17 ) и употреблять для чего-нибудь ( 2Пар 24.7 ). В ст. 8 лучше понимать гл. asah в последнем значении. Таким образом, пророк обличает Израиля за то, что серебро и золото, полученное от Иеговы, он употреблял на поддержку культа Ваалов. Под именем Ваала пророк разумеет всех идолов, включая и золотых тельцов, которые в 3Цар 14.9 ставятся наряду с идолами. Ос.2:10 . И ныне открою срамоту ее пред глазами любо­вников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. «Пред глазами любовников», т. е. пред идолами, которые не помогут Израилю в день суда над ним. Ос.2:11 . И пре­кращу у нее всякое веселье, праз­дники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее. Народу угрожает лишением праздников, которые были днями радости. «Праздники ее»: вероятно здесь разумеются праздники годовые – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Ос.2:12 . И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любо­вники мои»; и Я пре­вращу их в лес, и по­левые звери по­едят их. Слова пророка могут быть понимаемы прямо об опустошении садов и виноградников. Но кроме того, виноградная лоза и смоковница у ветхозаветных писателей являются образами и вообще всех благ, посылаемых Богом (ср. 3Цар 4.25 ; Ис 36.16 ; Иоиль 2.22 ). Пророк угрожает отнятием этих благ. «Любовники мои» – т. е. идолы. Вместо слов и «Я превращу их в лес» (lejaar) в слав. «и положу Я в свидение» ες μαρτριον; очевидно, LXX вместо jaar (лес) читали сходное по начертанию ed (свидетельство). Конечных слов слав. т. ( «и птицы небесныя, и гады земнии») нет ни в подлиннике, ни в других, кроме греч., переводах. Вероятно, они представляют глоссу, взятую из Ос 2.18 и попавшую с полей в текст. Ос.2:13 . И накажу ее за дни служе­ния Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любо­вниками сво­ими, а Меня забывала, говорит Го­с­по­дь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20–21. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. (Возблагословят Мя зверие селнии, сирини и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней, напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех, добродетели Моя поведати). Когда в земле Ханаанской, превращенной халдеями в пустыню, Господь воссоздает жизнь через то, что даст этой пустыне обильную воду – целые реки, то возрадуются и обыкновенные обитатели пустыни – звери сельные (полевые или дикие) и птицы – сирины (т.е. очаровательно сладкозвучные певчие птицы) и дщери струфовы, т.е. страусы. 65 Но «пустыня» эта будет возрождена для радостного обитания собственного народа Божия, избранных потомков Авраама, которых Господь снабдил – т.е. наделил всем необходимым – землей, водой и всяческими плодами, ради того, чтобы этот народ знал своего Бога как единого, святого Спасителя своего (ср.ст.1,3,7,15. и пр.) и возвещал о добродетелях Его всем другим народам, чтобы через то распространялась слава Бога Израилева во всем мире, а мир через то приготовлялся к принятию грядущего царя – Христа. 22–24. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. (Не ныне призвах тебе, Иакове, ниже трудитися сотворих тя, Израилю. Не принесл еси Мне овец твоих всесожжения твоего, ни в жертвах твоих прославил Мя еси, не поработих тя в жертвах, ниже утруждена сотворих тя в жертвах, ниже утруждена сотворих тя в ливане: не купил еси Мне на серебро фимиама, ниже тука треб твоих возжелах, но во гресех твоих стал еси предо Мною и в неправдах твоих) Не ныне – не во время страшных бедствий народа избранного, когда он был вдали от священной земли (ст.5,6), в унижении перед язычниками, в беспомощной бедности и в ослеплении духовном, не в это время Господь призывал его. И не требовал теперь Господь, чтобы народ потрудился для Него, чтобы выполнял все Его заповеди и установления, по Закону Моисееву. В это время бедствий, бедности и рабства народ не приносил Богу агнцев во всесожжение, и жертвами других животных не прославлял Его; Господь не заставлял народ Свой работать для хлебных жертвоприношений, не побуждал его трудиться для приобретения серебра на покупку ливана (ладана с Ливанских деревьев) ради фимиама – благовонного курения на алтаре кадильном; теперь Господь не желал непременно и тука треб (жира жертвенного), что было лучшим и наиболее ценным в жертвах. Нет, народ, ничем не служа Богу, стоял перед Ним во грехах и неправдах своих... Но Господь явил милосердие к народу Своему, избранному Им еще в недрах Авраама (ст.1,4. гл.41:8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Некогда к Иисусу Христу приступили фарисеи и, искушая Его, спросили: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? ( Мф.19:3 ср. Мк. 10 гл.). Что же Христос? – Если бы Он был против брака, считал его грехом и падением, недостойным Своих последователей, то конечно сказал бы, что в брак совсем и не нужно вступать. Однако же мы видим не то. Не читали ли вы, отвечает Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (4–5 ст.). Здесь, очевидно, определяется самое существо брака: по мысли Христа, он есть богоучрежденный и стоящий в связи с назначением человека союз одного мужа и жены, союз полный и теснейший, обнимающий всецело природу людей, следовательно, – и духовную и плотскую стороны людей, до слияния их как бы в одно лицо. Сила или глубина брачного единения, по смыслу этих слов, так велика, что пред нею отступают на задний план даже такие святые глубоко и в духовной, и в телесной природе коренящиеся связи, как сыновние чувства к родителям. Из такого понятия о браке ясно следовал вывод, что брак по самому своему существу нерасторжим, что развод вовсе не должен иметь места. Этот вывод, служащий ответом на вопрос фарисеев, Христос и делает, когда заключает Свою речь словами: итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (6 ст.). В дальнейших словах Он делает исключение только в одном случае, именно – при нарушении супружеской верности, когда брак, как союз двух в одно, расторгается, собственно, самым преступлением (7–9 ст.). Совершенно тоже Христос говорит о разводе и в нагорной беседе ( Мф.5:31–32 ). Кроме того, ограждая чистоту брачных отношений, Христос осуждает здесь не только фактическое нарушение супружеской верности, но даже самую мысль о том. – Таким образом, И. Христос —408— восстановил во всей чистоте первоначальный райский закон брака, тем самым осудив все извращения его в язычестве и освободив его от всех изменений и уступок человеческой слабости, сделанных временно в законе Моисеевом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

«И там повелю морскому змею уязвить их»: морской змей или левиафан чудовище, по народным представлениям обитавшее в морях (ср. Пс 103.26 ; Ис 27.1 ). Ам.9:4 .  И если пойдут в плен впереди врагов сво­их, то по­велю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во бла­го­. Спасшиеся от меча неприятелей пленом погибнут в плену. Ам.9:5 .  Ибо Го­с­по­дь Бог Саваоф коснет­ся земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимет­ся вся она как река, и опустит­ся как река Египетская. Как и в Ам 5.13 , возвещение суда заканчивается прославлением величия и всемогущества Божия. Образ речи в ст. 5 заимствован из воспоминания о недавнем землетрясении ( Ам 4.11 ). Отсюда же в Ам 8.8 пророк заимствует и форму для выражения угрозы. См. прим. к Ам 8.8 . Ам.9:6 .  Он устро­ил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, при­зывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Го­с­по­дь имя Ему. Пророк дает образное описание величия Божия. «Он устроил горние чертоги Свои (maalothav) на небесах»: maalah значит собственно восход или ступень на лестнице ( 3Цар 10.19 ; Пс 120.1 и др.); LXX перевели его словом νβασις, слав. «восход»; новейшие комментаторы обыкновенно отождествляют maalothav с евр. alijomh вышние обители, горние чертоги. «И свод Свой» (Vaaguddatho): евр. aguddah значит связь, ярмо, пояс ( Исх 12.22 ; Ис 58.6 ), толпа людей ( 2Цар 2.25 ); в приложении к зданию agguddah может означать свод, фундамент, в каковом смысле и употреблено это слово в ст. 6-м. Пророк называет фундаментом (сводом) чертогов вышних твердь или видимое небо. Все выражение пророка тождественно крепкому изречению Исаии: «небо – престол Мой, земля – подножие ног Мои " х ( Ис. 66:1 ): – LXX производили слово aguddah от гл. nagad и перевели – παγγελα – свидетельство, обещание; отсюда в слав. «обещание Свое на земли основаяй». Ам.9:7 .  Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Го­с­по­дь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Даниил только один видел это видение. Что же касается 10 спутников его, то они «не видели этого видения, только ужас великий напал на них» (ср. Деян.9:3–7 ), вследствие невидимого для них, но в высшей степени тем не менее ощутительного присутствия Божества, и они будучи объяты страхом, «разбежались», проявляя тем самым укрывательство своё от наводящего ужас присутствия невидимого Существа. Кто были эти спутники, в тексте не указывается. Могли быть это: или слуги Даниила, как высоко поставленного при дворе знатного сановника, или же товарищи его по должности (10:7). Оставленный спутниками своими, Даниил при виде видения сам почувствовал чрезвычайный ужас, овладевший всем существом его, – ужас гораздо сильнейший, чем какой овладевал им пред лицом архангела Гавриила во время видения, описанного в 6 гл. Он чувствовал себя внутренне как бы совершено поражённым и близким к смерти: «во мне не осталось крепости», – говорит он, изображая впечатление, произведённое на него видением; дотоле свежий, полный жизни «вид лица моего (слав. слава моя, или букв. с еврейск. блеск мой) изменился в мертвенный (слав. обратися в рассыпание, в совершенную погибель) и не стало во мне бодрости», исчезло всякое присутствие духа. Между тем «я, – продолжает пророк, – услышал глас слов Его», голос подобный, как выше было замечено (см. ст. 6), шуму множества людей; «и как только услышал глас слов Его, в оцепенении пал я на лице моё, и лежал лицом к земле». Чтобы вывести пророка из этого оцепенелого, бесчувственного состояния, коснулась его рука. Чья именно была это рука, в тексте не указывается; но так как видение кроме небесного Существа, явившегося пророку, не указывает никаких других существ небесных; то ясно, что рука, коснувшаяся пророка, была рука этого же самого Божественного Существа (ср. 8:18; Иез.2:9 ). Но оцепенение пророка было настолько сильно, что через прикосновение руки он в состоянии был только едва приподняться на колени и мог, и то, шатаясь, держаться в полустоячем положении, опираясь о землю руками и коленями; и только уже ободрительные слова, с которыми обратилось к нему Божественное Существо, укрепляют его силы настолько, что он во время изречения этих слов становится на ноги, хотя всё ещё объятый трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010